Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2019-2021 ГГ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2019-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демьянов С.А.

В данной статье рассматривается трансформация белорусского туристического рынка в условиях неблагоприятной эпидемиологической и политико-экономической ситуации. Дается анализ и интерпретация статистических данных о состоянии туристической отрасли Республики Беларусь за 2019-2021 гг. В статье также рассматриваются негативные последствия пандемии, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE TOURIST MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN 2019-2021

This article discusses the transformation of the Belarusian tourism market in the face of an unfavorable epidemiological and political-economic situation. An analysis and interpretation of statistical data on the state of the tourism industry of the Republic of Belarus for 2019-2021 is given. The article also discusses the negative consequences of the pandemic, which significantly affected the state of the Belarusian tourism market.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2019-2021 ГГ»

УДК 338.48 С.А. ДЕМЬЯНОВ

старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь Е-mail: damienne@mail.ru

Статья поступила 10 октября 2022 г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2019-2021 ГГ.

В данной статье рассматривается трансформация белорусского туристического рынка в условиях неблагоприятной эпидемиологической и политико-экономической ситуации. Дается анализ и интерпретация статистических данных о состоянии туристической отрасли Республики Беларусь за 2019-2021 гг. В статье также рассматриваются негативные последствия пандемии, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, туроператор, турагент, туристический рынок, Беларусь.

DEMYANOV S.A., Senior Lecturer at the Department of Marketing and International Management Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

E-mail: damienne@mail.ru

TRANSFORMATION OF THE TOURIST MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS IN 2019-2021

This article discusses the transformation of the Belarusian tourism market in the face of an unfavorable epidemiological and political-economic situation. An analysis and interpretation of statistical data on the state of the tourism industry of the Republic of Belarus for 2019-2021 is given. The article also discusses the negative consequences of the pandemic, which significantly affected the state of the Belarusian tourism market.

Keywords: coronavirus, pandemic, tour operator, travel agent, tourist market, Belarus.

Введение. Современное состояние белорусского туристического бизнеса обусловлено значительным негативным влиянием эпидемиологических и геополитических факторов. Данные факторы вызвали существенные сдвиги в развитии туристической сферы, увеличение ее диспропорциональности и неустойчивости. Пандемия COVID-19 привела к локдауну по большинству наиболее популярных туристических направлений, а небла-

гоприятная геополитическая обстановка значительно усугубила положение дел на рынке. Недостаточность мер по поддержке туристического бизнеса и значительное снижение платежеспособности населения определили переформатирование белорусского туристического бизнеса. Вследствие этого, актуальным представляется анализ факторов и условий восстановления туристического рынка в Республике Беларусь.

Основная часть. Согласно статистическим данным UNWTO, экономический вклад туризма в мировой ВВП в 2021 году составил 1,9 трлн долл. США, что на 19,0% выше, чем в 2020 году. Однако мировой туристический поток все еще ниже на 72%, чем в доковид-ный период. Наиболее успешный процесс восстановления туристических потоков наблюдался в Европейском (+19% к 2020 году) и Американском (+17% к 2020 году) макрорегионах. В разрезе субрегионов наибольший прирост числа туристических прибытий в 2021 году отмечался в Карибском бассейне (+63%), Средиземноморской Европе (+57%) и Центральной Америке (+54%). Противоположные тенденции наблюдались в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (-65%) и Ближневосточного региона (-24%) [1].

Белорусский туристический рынок в 20202021 гг. также прогнозируемо демонстрировал падение объемов туристических потоков на въездном и выездном туризме. Туристическая индустрия Республики Беларусь оказалась уязвима для негативных последствий пандемии коронавируса. Критическая ситуация наблюдалась в 2020 году, когда въездной туристический поток снизился в 5 раз (с 405,5 тыс. чел. в 2019 году до 81,0 тыс. чел. в

2020 году), а выездной в 3,8 раза (с 982,9 тыс. чел. в 2019 году до 258,6 тыс. чел. в 2020 году) [2]. Ситуация в 2021 году имела разнонаправленные тенденции: численность обслуженных туристов и экскурсантов на инка-минге снизилась на 14,6%, а на выездном туризме увеличилась на 85%. При снижении объемов туристических потоков по большинству генерирующих стран (Россия, Литва, Польша) на въездном туризме, увеличение потока было отмечены из Казахстана (в 4,3 раза), Иордании (в 5,7 раза) и Египта (в 5 раз). В то же время наблюдался сильнейший отток туристов из стран-соседей: Литвы (с 6 719 чел. в 2019 г. до 246 чел. в 2021 г.) и Польши (с 13 562 чел. в 2019 г. до 231 чел. в

2021 г.) [2].

Некоторые изменения отмечались и в структуре выездного туризма. В топ-5 наиболее популярных среди белорусов туристических направлений в 2021 году были Египет (217,8 тыс.чел.), Турция (147,7 тыс.чел.), Украина (32,2 тыс.чел.), ОАЭ (20,6 тыс.чел.) и Россия (18,9 тыс.чел.) [2]. Причем, ОАЭ и Россия ранее в топ-5 не входили.

Аналитические данные Holiday.by свидетельствуют о сохранении спроса на традиционные курортные направления (Турция (79,8 тыс. просмотров), Грузия (43 тыс. просмотров), Россия (41,8 тыс. просмотров) и Египет (35,9 тыс. просмотров) [3].

Согласно данным РСТО, в 2021 году наиболее популярными экзотическими странами для белорусов стали: Таиланд, Мальдивы, Танзания, Вьетнам и Доминикана, появился интерес к Венесуэле и Маврикию. Среди экзотических направлений в поисковых запросах белорусских туристов в 2021 году следует выделить Занзибар (Танзания). Переориентация туристических предложений с европейского региона на экзотические направления (Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Доминиканская республика и т.д.) связана с открытостью данных стран для посещения.

В структуре поисковых запросов по туристическим курортам наблюдалось сохранение тенденций предыдущих лет - Шарм-эль-Шейх, Хургада, Кемер, Аланья, Затока и Одесса входили в топ-10 [3]. В 2021 году отмечался повышенный интерес к Дубай, который до этого не был такой популярной среди белорусов туристической дестинацией.

Консолидаторами чартерных полетных программ по большинству туристических направлений выступали зарубежные (Join UP, Coral Travel, TEZ TOUR) и белорусские флайтеры (Аэробелсервис и Интерсити). Однако, все консолидаторы в 2020-2021 гг. существенно сократили собственные полетные программы, сведя их до наиболее доступных для организации.

Потребители в новых реалиях осуществляют поиск альтернативных предложений. Особенно хорошо это иллюстрирует изучение потребителями визовых предложений. Так, в феврале-апреле 2021 года поисковые запросы осуществлялись по таким направлениям как Мексика, Индонезия, Великобритания, Доминикана, ОАЭ [3].

Некоторое ухудшение туристического имиджа Республики Беларусь деструктивно повлияло на восстановление въездных туристических потоков. Однако, благодаря введению безвизового режима Республику Беларусь посетило 369,7 тыс. иностранных граждан (в т.ч. 239,6 тыс. граждан Литвы, 84,0 тыс. граждан Латвии и 20,3 тыс. граждан Польши) [4]. Многие эксперты также отме-

чают рост активности на белорусском туристическом рынке представителей Южной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш) и Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан).

На современном этапе восстановления туристического бизнеса в Республике Беларусь предприняты временные меры по преодолению негативных последствий пандемии ко-ронавируса (Указ Президента Республики Беларусь №512 от 31.12.2020 г.). Однако, данные меры не охватывают вопросы, связанные с отсрочкой возврата денежных средств заказчикам туристических путешествий (туристам), переносом сроков путешествия, порядком возврата денежных средств от зарубежных туроператоров по аннулированным турам. Кроме того, камнем преткновения между турбизнесом и государством, является введение финансовой ответственности туроператора, которая существенно повышает финансовую нагрузку на турбизнес. Позитивную роль в восстановлении белорусского туризма должно сыграть Постановление №839 «О мерах о поддержке туристической индустрии, развитию внутреннего туризма и международного въездного туризма» от 07.12.2022 года.

Среди положительных мер, направленных на стабилизацию белорусского туристического бизнеса, также следует выделить переориентацию на внутренний туризм. Согласно статистическим данным, в 2021 году количество туристов и экскурсантов граждан Республики Беларусь, отправленных по маршрутам в пределах территории страны в 2 раза превысило показатель 2020 года (1187,9 тыс. чел. в 2021 г. и 571,5 тыс. чел. в 2020 г.), также были превышены значения доковидного периода. В соответствии с данными ежегодного опроса туристических фирм, организованного РСТО, из 335 опрошенных турфирм 207 предлагает турпродукт для внутреннего рынка [5]. Примечательно, что в топ-10 надежных туроператоров на внутреннем туризме, помимо традиционных участников, вошли Тез-Тур, Тайм Вояж, Внешинтурист и Топ-Тур, которые в доковидный период были ориентированы преимущественно или полностью на аутгоинг.

Выводы. На основе вышеизложенного материала следует отметить, что белорусский туристический рынок переживает период трансформации под влиянием негативных эпидемиологических и геополитических фак-

торов. Происходит переосмысление производственных цепочек туристических услуг, поиск альтернативных направлений туристических потоков на въездном и выездном туризме. В целях минимизации негативных последствий следует интенсифицировать рост экспорта туристических услуг на доступных целевых рынках (регионы Российской Федерации, Центрально-азиатские страны, страны Южной Азии), расширить чартерные полетные программы консолидаторов и создать привлекательные ценовые условия для относительных флайтеров, снизить налоговую нагрузку на туристический бизнес на период восстановления отрасли.

Список литературы

1. Туристический барометр 2021 UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_ 2021_02.pdf - Дата доступа: 07.10.2022.

2. Туризм и туристические ресурсы Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d1e /jvps65o0le59hg3plah0hqr7gcsrrpst.pdf -Дата доступа: 07.10.2022.

3. 15 дней июля 2022 [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://profi.holiday.by/otchyot-za-15-dnej-iyulya-2022-ekstremum-goda/ - Дата доступа: 07.10.2022.

4. Почти 370 тыс. иностранцев посетили Беларусь по безвизу [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/pochti-370-tys-inostrantsev-posetili-belarus-po-bezvizu-540808-2022/ Дата доступа: 07.10.2022.

5. Рейтинги белорусских туроператоров: с кем сотрудничали агенты в 2021 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2021/12/20/rejting i-belorusskih-turoperatorov-s-kem-sotrudnichali-agenty/ - Дата доступа: 07.10.2022.

References

1. Turisticheskiy barometr 2021 UNWTO [Tourism Barometer 2021 UNWTO] (In Russian). Available at: https://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_ 2021_02.pdf (accessed 07.10.2022).

2. Turizm i turisticheskiye resursy Belarusi [Tourism and tourist resources of Belarus]

(In Russian). Available at: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/d1e /jvps65o0le59hg3plah0hqr7gcsrrpst.pdf (accessed 07.10.2022).

3. 15 dney iyulya 2021 [15 days July 2021] (In Russian). Available at: http://profi.holiday.by/otchyot-za-15-dnej-iyulya-2022-ekstremum-goda/ (accessed 07.10.2022).

4. Pochti 370 tys. inostrantsev posetili Belarus' po bezvizu [Almost 370 thousand foreigners visited Belarus without a visa] (In Russian). Available at:

https://www.belta.by/society/view/pochti-370-tys-inostrantsev-posetili-belarus-po-bezvizu-540808-2022/ (accessed

07.10.2022).

5. Reytingi belorusskikh turoperatorov: s kem sotrudnichali agenty v 2021 godu [Ratings of Belarusian tour operators: with whom did agents cooperate in 2021] (In Russian). Available at:

https://www.toursoyuz.by/2021/12/20/rejting i-belorusskih-turoperatorov-s-kem-sotrudnichali-agenty/ (accessed 07.10.2022).

Received 10 October 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.