Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
146
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
общество / материальные ценности / духовные ценности / ценностные ориентации / поколение / молодежь / Society / material values / mental values / value orientations / generation / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рубцов Александр Геннадьевич

В статье исследуются ценностные ориентации молодежи с точки зрения их изменения во времени, а также рассматриваются материальные и не материальные аспекты ценностей. Отмечается проблема прагматизма и озабоченности материальными ценностями среди современной молодежи. В исследовании проанализированы важные для современной молодежи проблемы личной свободы, изменения отношения к приобретению личного имущества и отказ от создания семьи в угоду одинокому образу жизни. Определено, что эти проблемы обусловлены культурными изменениями, в том числе, носящими глобальный характер, а также наличием нестабильности позиций молодежи в современных социально-культурных условиях, что ведет к движению молодежных ценностных ориентаций в направлении материальных потребностей. Подчёркивается значимость государственной политики в области образовательных учреждений и их влияние на воспитание современной молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рубцов Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MODERN YOUTH VALUE ORIENTATIONS

The article examines the value orientations of young people, in terms of their changes over time, and also examines the material and non-material aspects of values. The problem of pragmatism and concern for material values among modern youth is noted. The study analyzed the important problems of personal freedom for modern youth, changes in attitudes towards the acquisition of personal property and the refusal to create a family in favor of a lonely lifestyle. It is determined that these problems are caused by cultural changes, including those of a global nature, as well as the presence of instability in the positions of youth in modern socio-cultural conditions, which leads to the movement of youth value orientations in the direction of material needs. The importance of state policy in the field of educational institutions and their impact on the education of modern youth is emphasized.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

сохранения нашего культурного наследия и окружающей среды. Она требует участия каждого члена общества и взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами. Эффективная реализация этой философии поможет нам сохранить и передать наше богатое наследие будущим поколениям.

Литература и источники

1. Экология человека в современных трансформациях исторического времени. Коллективная монография по итогам III Всероссийской научной конференции с международным участием. М.: РУСАИНС, 2023. 206 с.

2. Добролюбов В. Культурная безопасность в контексте социально-экологической устойчивости // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 7: Философия. 2020. №36(4). С. 720-732.

3. Баркова Э.В. Традиции философии и культуры русского мира против «новой нормальности» глобальных элит. Научно-философский очерк. СПб.: Астерион, 2023. 56 с.

4. Экофилософия - развитию культуры мира. Монография. М.: РУСАИНС, 2023. 262 с.

5. Богатырева Е.Д. Искусство и научно-технический прогресс: контуры взаимосвязи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». 2010. №2 (8). С.79-86.

6. Аристархов В.В. Характеристика угроз национальной безопасности России в нормативных актах по государственной культурной политике // Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации. М., 2021.

7. Шевченко И.В. К вопросу операционализации понятия культурная безопасность // К вопросу операционализации понятия культурная безопасность (cyberleninka.ru)

8. Социально-гуманитарное познание: методологические и содержательные параллели. Коллективная монография Т.Х. М., 2019. 336 с.

9. Баркова Э.В. Ценность жизни, гуманитарное знание и духовная безопасность // Гуманитарное знание и духовная безопасность. Сб. материалов V Международной научно-практической конференции. Махачкала: Алеф, 2018. С.332-339.

References and Sources

1. Ekologiya cheloveka v sovremennyh transformaciyah istoricheskogo vremeni. Kollektivnaya monografiya po itogam III Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M.: RUSAJNS, 2023. 206 s.

2. Dobrolyubov V. Kul'turnaya bezopasnost' v kontekste social'no-ekologicheskoj ustojchivosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, Seriya 7: Filosofiya. 2020. №36(4). S. 720-732.

3. Barkova E.V. Tradicii filosofii i kul'tury russkogo mira protiv «novoj normal'nosti» global'nyh elit. Nauchno-filosofskij ocherk. SPb.: Asterion, 2023. 56 s.

4. Ekofilosofiya - razvitiyu kul'tury mira. Monografiya. M.: RUSAJNS, 2023. 262 s.

5. Bogatyreva E.D. Iskusstvo i nauchno-tekhnicheskij progress: kontury vzaimosvyazi // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Vypusk «Filosofiya. Filologiya». 2010. №2 (8). S.79-86.

6. Aristarhov V.V. Harakteristika ugroz nacional'noj bezopasnosti Rossii v normativnyh aktah po gosudarstvennoj kul'turnoj politike // Prognoziruemye vyzovy i ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii i napravleniya ih nejtralizacii. M., 2021.

7. Shevchenko I.V. K voprosu operacionalizacii ponyatiya kul'turnaya bezopasnost' // K voprosu operacionalizacii ponyatiya kul'turnaya bezopasnost' (cyberleninka.ru)

8. Social'no-gumanitarnoe poznanie: metodologicheskie i soderzhatel'nye paralleli. Kollektivnaya monografiya T.X. M., 2019. 336 s.

9. Barkova E.V. Cennost' zhizni, gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost' // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost'. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: Alef, 2018. S. 332-339.

КАМЫШЕВ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ - аспирант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова KAMYSHEV, LEONID A. - Ph.D. student, Plekhanov Russian University (lkamyshev@yandex.ru)

УДК 316.752 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-258-263

РУБЦОВ А.Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ3

Ключевые слова: общество, материальные ценности, духовные ценности, ценностные ориентации, поколение, молодежь.

В статье исследуются ценностные ориентации молодежи с точки зрения их изменения во времени, а также рассматриваются материальные и не материальные аспекты ценностей. Отмечается проблема прагматизма и озабоченности материальными ценностями среди современной молодежи. В исследовании проанализированы важные для современной молодежи проблемы личной свободы, изменения отношения к приобретению личного имущества и отказ от создания семьи в угоду одинокому образу жизни. Определено, что эти проблемы обусловлены культурными изменениями, в том числе, носящими глобальный характер, а также наличием нестабильности позиций молодежи в современных социально-культурных условиях, что ведет к движению молодежных ценностных ориентаций в направлении материальных потребностей. Подчёркивается значимость государственной политики в области образовательных учреждений и их влияние на воспитание современной молодёжи.

RUBTSOV, A.G.

TRANSFORMATION OF THE MODERN YOUTH VALUE ORIENTATIONS Key words: Society, material values, mental values, value orientations, generation, youth

The article examines the value orientations of young people, in terms of their changes over time, and also examines the material and nonmaterial aspects of values. The problem of pragmatism and concern for material values among modern youth is noted. The study analyzed the

3 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России (научно-исследовательская работа № FSSW-2023-0053, соглашение 075-03-2023-040/13).

important problems of personal freedom for modern youth, changes in attitudes towards the acquisition of personal property and the refusal to create a family in favor of a lonely lifestyle. It is determined that these problems are caused by cultural changes, including those of a global nature, as well as the presence of instability in the positions of youth in modern socio-cultural conditions, which leads to the movement of youth value orientations in the direction of material needs. The importance of state policy in the field of educational institutions and their impact on the education of modern youth is emphasized.

Ценности всегда были объектом исследований философов, социологов, культурологов и других представителей гуманитарных наук. Ученых интересовала сущность ценностей, а также их функции, система и структура. А.А. Кондакова в статье «Ценностные ориентации современной молодежи и их роль в формировании молодёжной политики Российской федерации» [1] проследила генезис исследований ценностных ориентаций молодежи российскими учеными. Особое место в этом генезисе занимают труды известного советского социолога В.А. Ядова, изучавшего роль ценностей в системе управления поведением человека как социального субъекта. Динамический аспект личности и ценностей, которыми она руководствуется, изучал В.Н. Мясищев. Влияние социально-профессиональных ценностей молодежи на выбор жизненной траектории, особый интерес государства к ориентациям молодежи как поколению, от которого зависит будущее социально-экономического развития страны, исследовались в трудах В.К. Потемкина. Изучая ценностные ориентации молодежи, социолог Н.И. Лапин. классифицировал их следующим образом: ценностные ориентации политической направленности, ценностные ориентации потребительской направленности, ценностные ориентации этической направленности. Он изучал, каким образом возможно формировать ценности, значимые для молодежи, при условии того, что подразделял ценности на личные, общественные и универсальные. Известным ученым-социологом, который обратил особое внимание на изучение ценностей молодежи, был В.П. Тугаринов. Ему принадлежит концепция ценностного кризиса у молодежи, основанием для которого ученый видел быстрые технико-технологические изменения, которые влекут за собой активную смену жизненного уклада и, тем самым, недостаток стабильности для формирования прочных ценностных ориентиров. Отметил он и тот факт, что молодежь уже при наступлении второй половины ХХ столетия склонна принимать ценности индивидуализма и потребительского образа жизни.

Новый этап в исследованиях ценностных ориентаций молодежи наступил с наступлением эпохи рыночных отношений и формирования нового социально-экономического уклада. Исследователи отмечали, что социально-экономические трансформации существенным образом повлияли на содержание ценностных ориентаций молодежи и определение молодыми людьми наиболее важных для себя ценностей: «в духовно-нравственном мире личности сузилась сфера общественно важных позитивных ориентиров и возросла роль сугубо личностных, не всегда «должных» ориентаций, вдвое снизилась важность таких качеств, как сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, ответственность, общественная активность. Идет процесс размывания таких «простых» норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, вежливость и др. Все большее распространение получает прагматизм в духовной сфере: преобладающая направленность человека только на личную выгоду в знакомствах, экономических связях, социально-политических ситуациях, разрешении различных конфликтов. Возрос вес личной инициативы, целеустремленности, материального благополучия, «нужных связей», умения «подать себя»» [2, с. 79].

Кроме того, социологические исследования показывали, что в сознании молодежи произошла переоценка ценностей труда, «значительные изменения в отношении к труду, а также к выполнению своих профессиональных обязанностей. В ходе реформ в обществе была упразднена идеология общественной значимости труда, трудового воспитания. Ценность труда как такового снизилась до нуля, а образ альтруиста-труженика исчез из общественного мнения вместе с желанием вдохновенно трудиться на благо Родины» [3, с. 48].

Одно из первых мест в ценностных ориентациях молодежи прочно заняла карьера, в основном, в престижной организации, престижной профессии, что повышало социальный статус молодых людей. Ценности социума в целом также стали ставить продвижение по карьерной лестнице на достаточно высокое место, по сравнению с предшествующим периодом, когда слово «карьерист» носило ярко выраженный негативный характер. Одновременно в сознании молодежи начала снижаться ценность семьи, в условиях формирования индивидуальных ценностей,

ценность группы перестала носить абсолютный характер, а конкурентное преимущество в достижении престижных социальных ценностей получила семья без детей.

Вопрос качественного содержания ценностных ориентаций молодежи остается актуальным и в настоящее время. В этом поле проводятся многочисленные социологические исследования, задачами которых являются изучение динамики ценностей, значимых для молодежи, влияние на эти ценности социокультурных изменений, трансформаций современного информационного общества. Обращается внимание на то, что «в настоящее время Интернет является одним из основных факторов, влияющих на ценностные ориентации современной молодежи. Нынешнее поколение - «поколение интернета», социальных сетей, потому что большая часть жизни молодежи проходит именно в виртуальной среде. Конечно, информационные технологии в коммуникации делают представителей молодежи более развитыми, коммуникабельными, способными воспринимать большой объем информации, но в то же время это определенно сказывается на ценностных ориентациях современной молодежи» [4, с. 4].

Отмечается, что «к числу наиболее значимых жизненных приоритетов молодежи относятся: семейное благополучие, высокий материальный достаток, возможность самореализации, уважение со стороны окружающих, социальный престиж» [5, с. 59].

Существует два подхода к классификации ценностей с точки зрения их структуры. Первый основан на иерархии, которую человек выстраивает на протяжении всей своей жизни: в семье, на работе, в обществе, государстве, политике, например, и тому подобном. Другими словами, общественные ценности могут быть структурированы в четкую иерархию, где более существенные расположены выше в указанной структуре. Второй подход позволяет разделить ценности по разным сферам деятельности. [6, с. 93]. В современной социологии исследование ценностей институционализировано и многогранно: масштаб такой работы варьируется от небольших исследований до масштабного международного сотрудничества, основанного на применении единой концептуальной основы и общей методологии. Кроме того, в ценностных ориентациях молодежи наличествуют культурные и духовные, материальные и нематериальные ценности [7, с. 40]. К материальным относятся недвижимость, капитал, деньги, оборудование и другие осязаемые вещи, которые приносят комфорт и удовольствие, а к нематериальным - семья, дружба, хорошие манеры и многое другое.

С течением времени ценностные ориентации молодого поколения менялась, причем в направлении духовного и нравственного ослабления. Не в последнюю очередь на это повлиял закрепленный в Основном законе государства факт отсутствия государственной идеологии, основные положения которой выступали бы в качестве базиса духовных и нравственных идеалов. Прагматизм и озабоченность материальными проблемами во многом характеризуют духовный мир современной молодежи.

Проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной и в настоящее время следует уделять значительное внимание молодежи как естественной среде формирования будущей элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор [8, с. 65], и этот выбор не должен быть случайным и ошибочным. Люди воплощают в реальность, в свою культуру только то, во что верит и ценит отдельный человек, нация, общество. Ошибочно было бы думать, что у молодого поколения какие-то общественные ценности могут полностью отсутствовать, но в то же время молодые люди будут понимать их по-другому, не так как старшие поколения, что обусловлено историческими изменениями в социальных отношениях.

Семья - одна из главных ценностей в любой исторический период человечества, поскольку она является основой устоев любого общества. С другой стороны, ценности существенным образом зависят от социальных факторов, и нелинейность развития институтов брака и семьи означает, что традиционные тенденции не обязательно повторятся в последующие десятилетия [9, с. 105]. Новые тенденции в развитии брачно-семейных отношений связаны как с влиянием глобальных экономических и социокультурных процессов, так и с особенностями трансформации российского общества. За последние несколько десятилетий студенческая молодежь в большей степени предпочитает гражданский брак зарегистрированному, в то же время молодые люди высоко ценят семейные отношения. Гражданский брак экономически выгоден для студентов: гораздо проще и дешевле снимать квартиру и вести совместное хозяйство. Главным препятствием для создания семьи является отсутствие у них жилья. Хотя многие люди могут получить ипотеку,

их останавливают высокие процентные ставки, и они боятся, каким образом смогут возвращать полученные денежные средства в течение длительного времени. Мы можем объяснить такое поведение молодежи отсутствием стабильности, уверенности в завтрашнем дне и желанием сохранить относительную свободу и независимость.

Благодаря свободе передвижения и отсутствию привязанности к рабочему месту, которая была формулой человеческой жизни ХХ век, ценность личной свободы стала намного более желанной и значимой для современного человека, чем создание семьи. Традиционно считалось, что долгое время работы в трудовом коллективе, верность традициям организации, установление постоянных контактов на рабочем месте являются важными ценностями личности. Однако для молодежи стандартный формат уже не выглядит привлекательным, а наоборот, воспринимается как устаревший и неудобный. Фриланс и удаленная работа, особенно востребованные во время глобальной эпидемии COVID-19, стали новыми нормами труда, открывая перед людьми современные возможности: самостоятельное составление удобного рабочего графика, отсутствие привязки к конкретному городу, улице, офису, более комфортные условия труда (удобный диван, домашняя одежда, свободный график выполнения рабочих заданий и отсутствие постоянного контроля). Эти возможности создали новую ценность - мобильность. В результате потребность в их недвижимости начала снижаться, поскольку люди начали ценить свою мобильность выше обычных «кирпичей и стен». Теперь благодаря удаленной занятости у человека есть возможность менять свое место жительства, город или даже страну хоть каждый месяц, не теряя постоянной работы в организации.

Мобильность повлияла и на отношение к владению недвижимостью и автомобилем. Услуги каршеринга стали все более популярными сначала в Европе, а затем и в нашей стране, потому что это недорого и, к тому же, не ограничивает возможности человека передвигаться. Таким образом, людям становится очевидным, что выехать в другой город или страну с недвижимостью и автомобилем гораздо сложнее, чем без них. Поэтому все больше людей предпочитают арендовать жилье, а не покупать его, услуги каршеринга вместо личного владения автомобилем.

Однако ценности свободы и мобильности обусловили возникновение социальной проблемы так называемых «холостяков», «одиночек». «Одиночки» — это люди, которые отказываются создавать семью или создают ее в существенно более позднем возрасте. Ценности таких людей несколько отличаются от стандартных общественных, где семья является центральной ценностью. Для них нет необходимости создавать жизненно важную ячейку общества, которую раньше создавали люди, потому что так было легче выживать. Достичь достаточно высокого уровня жизни можно самостоятельно, даже работая удаленно. Как правило, такие одиночки не создают стабильных долгосрочных отношений, предпочитая разовые короткие встречи. Более того, социальные сети и сайты знакомств закрывают человеческую потребность в близости и общении.

Вопрос материальных ценностей и их специфического восприятия молодежью на данный момент стоит не менее остро, чем проблема изменения духовных ценностей. Многие социологи и культурологи отмечают культурную эпоху XXI века как век материальных ценностей, когда капитал, деньги и бренды выходят на первое место. Распространение ценностей эпохи постмодерна, отсутствие стабильности культурных установок, отсутствие уверенности в завтрашнем дне вызвали у людей потребность в стабильности и надежности, и материальные ценности заняли одно из ведущих мест в ценностных ориентациях.

Ориентированность на материальные ценности находит свое отражение, в том числе, в возросшем спросе молодежи на знания в области финансовой грамотности и инвестирования [10, с. 135]. Молодые люди стремятся к финансовой независимости по разным причинам, в том числе гендерным. Молодое поколение стремится быть не просто независимым, но и богатым, вплоть до того, что заметный «материализм» среди молодежи, который мы наблюдаем в молодежной культуре, позволяет утверждать, что материальные ценности становятся для них все более значимыми на фоне общего социального развития. Материальное обеспечение и финансовые возможности позволяют иметь достаточную базу для того, чтобы дети в семье могли получить качественное образование, но при этом материальные возможности не могут сами по себе воспитать детей и привить им морально-нравственные ценности. Важность этих элементов не проявляется здесь и сейчас, но в долгосрочных последствиях может разрушить целостность всей

социальной системы. Социологические исследования говорят о том, что наблюдается тенденция к жизни не по возможностям, а по потребностям, местами чрезмерным потребностям. В этих реалиях морально-нравственные ценности отходят на второй план.

Роль семьи в воспитании молодого поколения оказывает прямое воздействие на социально-экономические отношения. Родителям необходимо понимать современные реалии предпринимательской культуры и стремиться воспитывать в своём ребёнке понимание того, что, независимо от благосостояния семьи, он не должен быть исключительно потребителем, и сам в состоянии влиять на свою жизнь, будучи профессионалом в своё деле, развивая свои профессиональные компетенции или же создавая собственное дело.

Молодые люди, выходя во взрослую жизнь, зачастую сталкиваются с противоречиями, вызванными несоответствием своих ожиданий с реальной жизнью. Это провоцирует девиантное поведение, преодоление которого можно обеспечить посредством вовлечения в общественную жизнь через общественные организации при учебных заведениях. Однако коммерциализация обучения, приведшая к определению сущности образования как предоставления образовательных услуг, зачастую не предполагает ведение активной воспитательной работы среди молодёжи. Взаимодействие между преподавателями и обучающимися ограничено учебным процессом, учителя и преподаватели акцентируют внимание на усвоение дисциплинарных знаний, а воспитание в этом процессе отходит на второй план и зачастую не находит отклика.

Однако объективно именно школа и вуз выступают координатором деятельности всех учреждений и субъектов социализации учащихся. Очевидным становится то, что без досконального изучения роли семьи и образовательных учреждений на социализацию молодёжи. В нынешних условиях, в процессе обучения необходимо не только сформировать профессиональные компетенции, актуальные в настоящем и будущем времени, но и уделять должное вниманию морально-нравственному воспитанию в рамках ускоренных изменений в бытовой и общественной жизни, обусловленных, в частности, возрастанием в ней роли информационных технологий. Необходимо подготавливать почву для гармоничного взаимодействия и обеспечению осознанного выбора наиболее нравственной модели поведения в обществе. Образование, семья и воспитание - те институты, без которых невозможно представить формирование интеллектуального и морально-нравственного фундамента развития общества. При взаимодействии с молодёжью важно понимать, что молодые люди обладают специфическими чертами, которые характеризуют их как независимую социально-демографическую группу, требующую особого внимания и специального подхода как к каждому человеку, так и к разным социальным группам в границах всего общества.

Теоретический обзор выбранных ценностей показал, что современное восприятие материальных и нематериальных ценностей в обществе меняется. Среди всех ценностей наиболее значимыми для теоретического анализа являются ценности семьи, материального благополучия и свободы. Способность отказываться от ценностей или переосмысливать их быстро становится важнейшим ресурсом и методом выживания для молодых людей в условиях трансформации.

Литература и источники

1. Кондакова А.А. Ценностные ориентации современной молодежи и их роль в формировании молодёжной политики Российской федерации / Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. №10. С. 116-122.

2. Соколов В.М. Социология морали - реальная или гипотетическая // Социологические исследования. 2004. № 8.

3. Кошарная Г.Б., Афанасьева Ю.Л. Ценностные ориентации современной российской молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. Социология. 2008. № 4.

4. Русакова Д.М. Ценностные ориентации современной молодежи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. №1. т. 9.

5. Шлыгин С.П., Обищенко А.В. Формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи // Актуальные исследования. 2020. №18 (21).

6. Рудкевич Е.Ю. Система ценностей общества: структурный анализ // Власть. 2007. № 1.

7. Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. О соотношении понятий «ценности», «духовные ценности» и «культурные ценности» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5.

8. Симоненко Н. И. Экологическая культура в современном социокультурном дискурсе: к определению онтологической сущности экологической культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29.

9. Гурко Т. А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия // Социологические исследования. 2017. № 11.

10. Щемелева И. И. Социальная активность студенческой молодежи: факторный и кластерный анализ // Социологические исследования. 2019. № 4.

References and Sources

1. Kondakova A.A. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi i ih rol' v formirovanii molodyozhnoj politiki Rossijskoj federacii / Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issledovanij. 2023. №10. S. 116-122.

2. Sokolov V.M. Sociologiya morali - real'naya ili gipoteticheskaya // Sociologicheskie issledovaniya. 2004. №2 8.

3. Kosharnaya G.B., Afanas'eva Yu.L. Cennostnye orientacii sovremennoj rossijskoj molodezhi // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. Sociologiya. 2008. № 4.

4. Rusakova D.M. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi // Mir nauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2018. №1. t. 9.

5. Shlygin S.P., Obishchenko A.V. Formirovanie cennostnyh orientacij sovremennoj rossijskoj molodezhi // Aktual'nye issledovaniya. 2020. №18 (21).

6. Rudkevich E.Yu. Sistema cennostej obshchestva: strukturnyj analiz // Vlast'. 2007. № 1.

7. Gryaznova E.V., Afanas'ev S.V. O sootnoshenii ponyatij «cennosti», «duhovnye cennosti» i «kul'turnye cennosti» // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2019. №2 5.

8. Simonenko N. I. Ekologicheskaya kul'tura v sovremennom sociokul'turnom diskurse: k opredeleniyu ontologicheskoj sushchnosti ekologicheskoj kul'tury // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 29.

9. Gurko T. A. Novye semejnye formy: tendencii rasprostraneniya i ponyatiya // Sociologicheskie issledovaniya. 2017. № 11.

10. Shchemeleva I. I. Social'naya aktivnost' studencheskoj molodezhi: faktornyj i klasternyj analiz // Sociologicheskie issledovaniya. 2019. № 4.

РУБЦОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ - ассистент кафедры истории и философии, РЭУ им. Г.В. Плеханова (Rubchic65@yandex.ru).

RUBTSOV, ALEXANDER G. - Assistant of the Department of History and Philosophy, Plekhanov Russian University (Rubchic65@yandex.ru).

УДК 172 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-4-263-267

ИВЛЕВ Д.В.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ

Ключевые слова: этика, искусственный интеллект, социальная философия, нейросети, умный город, социальные риски

В статье дается обзор этических вопросов, восходящих к проблематике взаимоотношений «искусственный интеллект- общество» и «искусственный интеллект - человек», через призму социально-философской проблематики, эстетики и практической философии. Отмечается разнообразие точек зрения исследователей по вопросу об оценке социальных последствий повсеместного внедрения искусственного интеллекта в социальную жизнь, анализируются возможные риски этого процесса. Особое внимание уделяется вопросам этики внедрения социальных роботов, беспилотного транспорта, применения искусственного интеллекта в творчестве, социально-психологическим аспектам взаимодействия человека и искусственного интеллекта.

IVLEV, D.V.

ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND ETHICAL ISSUES Key words: ethics, artificial intelligence, social philosophy, neural networks, smart city, social risks

This article provides an overview of ethical issues related to the problems of the relationship "artificial intelligence- society" and "artificial intelligence - man" through the prism of socio-philosophical issues, aesthetics and practical philosophy. The diversity of researchers' points of view on the assessment of the social consequences of the widespread introduction of artificial intelligence into social life is noted, and the possible risks of this process are analyzed. Special attention is paid to the ethics of the introduction of social robots, unmanned vehicles, the use of artificial intelligence in creativity, socio-psychological aspects of human interaction and artificial intelligence.

Последние десять лет стали ключевыми в области развития искусственного интеллекта. От времени первых голосовых помощников, представленных широкой аудитории в начале 2010-х годов до триумфа ChatGPT в 2022 году прошло не многим более десяти лет, но уже сейчас очевидно, что искусственный интеллект играет все более и более важную роль, проникая во все новые и новые сферы профессиональной деятельности и личного пространства индивида.

Современные ученые активно исследуют феномен искусственного интеллекта, как с точки зрения информатики, науковедения, так и в социально-гуманитарных науках.

Э.М. Пройдаков в статье «Современное состояние искусственного интеллекта» представил краткую историю работ в области искусственного интеллекта, охарактеризовал направления разработок в этой области, привел общий обзор современного состояния исследований систем искусственного интеллекта, а также проанализировал возможные области его применения и проблемы, с которым человечество может столкнуться в условиях его активного использования. Он разделил системы искусственного интеллекта на два уровня: общий, или универсальный, в принципах деятельности приближающийся к копированию деятельности человеческого мозга, и поэтому способный к обучению и многозадачности, а также слабый, или прикладной, который, несмотря на масштабы и скорость обрабатываемой информации, выполняет задачи лишь в конкретной области, и его целью является помощь в повышении производительности определенных видов работы.

Он проследил историю возникновения искусственного интеллекта, начиная с 50-х годов ХХ века, в первых шахматных программах и программах машинного перевода, а также, немного позднее, в программах для доказательства математических теорем и решения задач. Последующие этапы развития искусственного интеллекта были связаны с работами в области логического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.