Научная статья на тему 'ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
287
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корж Наталья Владимировна, Каримова Людмила Федоровна, Супиков Вадим Николаевич

Актуальность и цели. Изучение поведения индивидов на рынке труда стало предметом многих исследований; особая значимость данной проблемы приобретает в рамках такой социальной группы, как молодежь. Это связано с тем, что молодое поколение выступает гарантом будущего развития любого общества. В современных условиях наблюдается целый ряд проблем и противоречий, с которыми сталкиваются молодые люди, начиная свою трудовую деятельность. Наиболее важной является изменение самого рынка труда: «отмирание» ряда профессий, появление новых видов занятости, приносящих доход, внедрение цифровых и информационно-коммуникационных технологий и др. Все перечисленные факторы оказывают влияние на трудовые практики и стратегии молодежи. В связи с этим целью исследования является анализ ценности труда среди молодежи и формирования трудовых стратегий современных молодых людей. Материалы и методы . Эмпирическая база исследования включает в себя анкетный опрос молодежи Пензенской области (2023 г., n = 395), данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и Фонда «Общественное мнение», статистические данные Федеральной службы государственной статистики по динамике численности и трудоустройству молодежи, вторичный анализ исследований, посвященных изучению трудовых стратегий молодежи. Результаты. Полученные данные позволили проанализировать ценностные ориентации современного молодого поколения; определить стратегии их поведения в трудовой сфере; рассмотреть факторы, влияющие на трудовые ориентации молодых людей; выявить цели, которые ставит перед собой современная молодежь. Выводы. Стратегии молодежи формируются под воздействием их системы ценностей и факторов внешней среды. У современных молодых людей трудовая сфера выступает как средство достижения их жизненных планов. С помощью труда большинство стремится к материальному достатку и профессионализму, созданию собственного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корж Наталья Владимировна, Каримова Людмила Федоровна, Супиков Вадим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LABOR STRATEGIES: REGIONAL ASPECT

Background. The study of the behavior of individuals in the labor market has become the subject of many studies; the special significance of this problem is acquired within such a social group as youth. This is due to the fact that the younger generation acts as a guarantor of the future development of any society. In modern conditions, there are a number of problems and contradictions that young people face when starting their career. The most important is the change in the labor market itself: the “death” of some professions, the emergence of new types of employment that generate income, the introduction of digital and information and communication technologies, etc. All of these factors have an impact on the work practices and strategies of young people. In this regard, the purpose of the study is to analyze the value of work among young people and the formation of labor strategies of modern young people. Materials and methods. The empirical base of the study includes a questionnaire survey of the youth of the Penza region (2023, n = 395), research data from VTsIOM (the Russian Public Opinion Research Center) and FOM (Public Opinion Foundation), statistical data from the Federal State Statistics Service on the dynamics of the number and employment of youth, secondary analysis of studies devoted to the study of youth labor strategies. Results . The data obtained made it possible to analyze the value orientations of the modern young generation; to determine the strategies of their behavior in the labor sphere; to consider the factors affecting the labor orientations of young people; to identify the goals that modern youth sets for themselves. Conclusions. Strategies of young people are formed under the influence of their value system and environmental factors. For modern young people, the labor sphere acts as a means of achieving their life plans. With the help of labor, most strive for material prosperity and professionalism, creating their own business.

Текст научной работы на тему «ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

УДК 316

doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-9

Трудовые стратегии современной молодежи: региональный аспект Н. В. Корж1, Л. Ф. Каримова2, В. Н. Супиков3

1,2,3Пензенский государственный университет, Пенза, Россия natalya.korzh@mail.ru1, lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru2, supikov.vadim@mail.ru3

Аннотация. Актуальность и цели. Изучение поведения индивидов на рынке труда стало предметом многих исследований; особая значимость данной проблемы приобретает в рамках такой социальной группы, как молодежь. Это связано с тем, что молодое поколение выступает гарантом будущего развития любого общества. В современных условиях наблюдается целый ряд проблем и противоречий, с которыми сталкиваются молодые люди, начиная свою трудовую деятельность. Наиболее важной является изменение самого рынка труда: «отмирание» ряда профессий, появление новых видов занятости, приносящих доход, внедрение цифровых и информационно-коммуникационных технологий и др. Все перечисленные факторы оказывают влияние на трудовые практики и стратегии молодежи. В связи с этим целью исследования является анализ ценности труда среди молодежи и формирования трудовых стратегий современных молодых людей. Материалы и методы. Эмпирическая база исследования включает в себя анкетный опрос молодежи Пензенской области (2023 г., n = 395), данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и Фонда «Общественное мнение», статистические данные Федеральной службы государственной статистики по динамике численности и трудоустройству молодежи, вторичный анализ исследований, посвященных изучению трудовых стратегий молодежи. Результаты. Полученные данные позволили проанализировать ценностные ориентации современного молодого поколения; определить стратегии их поведения в трудовой сфере; рассмотреть факторы, влияющие на трудовые ориентации молодых людей; выявить цели, которые ставит перед собой современная молодежь. Выводы. Стратегии молодежи формируются под воздействием их системы ценностей и факторов внешней среды. У современных молодых людей трудовая сфера выступает как средство достижения их жизненных планов. С помощью труда большинство стремится к материальному достатку и профессионализму, созданию собственного бизнеса. Ключевые слова: молодежь, ценности, рынок труда, занятость, жизненные планы, трудовые стратегии

Для цитирования: Корж Н. В., Каримова Л. Ф., Супиков В. Н. Трудовые стратегии современной молодежи: региональный аспект // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 89-100. doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-9

Youth labor strategies: regional aspect N.V. Korzh1, L.F. Karimova2, V.N. Supikov3

12'3Penza State University, Penza, Russia natalya.korzh@mail.ru1, lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru2, supikov.vadim@mail.ru3

Abstract. Background. The study of the behavior of individuals in the labor market has become the subject of many studies; the special significance of this problem is acquired

© Корж Н. В., Каримова Л. Ф., Супиков В. Н., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

within such a social group as youth. This is due to the fact that the younger generation acts as a guarantor of the future development of any society. In modern conditions, there are a number of problems and contradictions that young people face when starting their career. The most important is the change in the labor market itself: the "death" of some professions, the emergence of new types of employment that generate income, the introduction of digital and information and communication technologies, etc. All of these factors have an impact on the work practices and strategies of young people. In this regard, the purpose of the study is to analyze the value of work among young people and the formation of labor strategies of modern young people. Materials and methods. The empirical base of the study includes a questionnaire survey of the youth of the Penza region (2023, n = 395), research data from VTslOM (the Russian Public Opinion Research Center) and FOM (Public Opinion Foundation), statistical data from the Federal State Statistics Service on the dynamics of the number and employment of youth, secondary analysis of studies devoted to the study of youth labor strategies. Results. The data obtained made it possible to analyze the value orientations of the modern young generation; to determine the strategies of their behavior in the labor sphere; to consider the factors affecting the labor orientations of young people; to identify the goals that modern youth sets for themselves. Conclusions. Strategies of young people are formed under the influence of their value system and environmental factors. For modern young people, the labor sphere acts as a means of achieving their life plans. With the help of labor, most strive for material prosperity and professionalism, creating their own business.

Keywords: youth, values, labor market, employment, life plans, labor strategies

For citation: Korzh N.V., Karimova L.F., Supikov V.N. Youth labor strategies: regional aspect. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(1):89-100. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-1-9

Введение

В современном социуме под влиянием стремительных изменений появляются целые группы факторов, которые оказывают воздействие на социальные институты, а также ценности и поведение социальных групп и отдельных личностей, трудовая сфера не является исключением. Так, на современном рынке труда предоставляются широкие возможности для профессиональной и трудовой самореализации, но, с другой стороны, он характеризуется неопределенностью, ростом социальной напряженности.

Среди активных субъектов рынка труда особое внимание привлекает к себе молодое поколение. Молодежь как участник трудовых отношений, с одной стороны, более гибко и быстро адаптируется к условиям нестабильности, но с другой - является гораздо более уязвимой из-за отсутствия профессионального опыта.

Согласно внесенным правкам в Федеральный закон № 489 «О молодежной политике в Российской Федерации» от 2020 г. к категории молодежи в РФ относятся лица в возрасте от 14 до 35 лет1. Как отмечают исследователи из разных областей наук, на данный период выпадает смена статусных позиций, а также формирование социальных притязаний и жизненных стратегий [1]. По данным Росстата, на 2022 г. в России насчитывалось около 35 млн молодых людей, в том числе 15-19 лет - 735 тыс.; 20-24 года - 677 тыс.; 25-29 лет - 828 тыс. и 30-34 года - 1217 тыс. Как отмечают в Росстате,

1 О молодежной политике в Российской Федерации : федер. закон № 489-ФЗ от 30 декабря 2020 г. // Российская газета. Федеральный выпуск. 2021. № 1 (8352).

каждый четвертый житель России (35,0 млн чел. на 1 января 2022 г.) - в пенсионном возрасте [2]. Несмотря на данный факт, всеобщей занятости молодежи не наблюдается. Росстат опубликовал данные за 2020 г. по трудоустройству выпускников профессиональных учреждений: из 1210 тыс. чел. трудоустроены только 955 тыс. чел. [3].

Трудовое поведение молодого поколения всегда вызывало исследовательский интерес; в современной ситуации данная проблема актуализируется. Сегодня важно понимать, как ситуация на рынке труда может повлиять на профессиональные цели и трудовые стратегии современной молодежи. Анализ поведения на рынке труда молодого поколения [4-7], мотивы занятости [8, 9], трудовые ориентиры [10-12] и профессиональное самоопределение [12, 13] всегда привлекали внимание ученых из смежных областей наук. Вопрос формирования трудовых стратегий рассматривался все больше в рамках вышеперечисленных проблем. В социологической науке чаще изучению подвергается понятие жизненной стратегии личности [14, 15], которую рассматривают как формирование долгосрочных планов личности под воздействием своих собственных возможностей и особенностей внешней среды. Трудовые стратегии личности могут быть представлены как совокупность определенных действий в трудовой сфере. Часто трудовые планы являются частью жизненных стратегий личности, так как трудовая деятельность выступает как средство достижения материального достатка, творческой и профессиональной самореализации и самовыражения индивида.

Сегодня сфера труда подвержена кардинальным преобразованиям в связи с процессами цифровизации и информатизации. Внедрение цифровых инструментов, информационно-коммуникационных технологий в организационные процессы повлияло на характер и содержание труда, привело к формированию новых потребностей в трудовой деятельности.

В связи с этим актуальным представляется анализ мотивационных установок и поведения молодежи в сфере труда, влияющих на их жизненные планы.

Материалы и методы

В качестве основных подходов использовались институциональный, структурно-функциональный и аксиологический, которые позволили проанализировать ценностные установки современной молодежи в трудовой сфере, выявить их трудовые и профессиональные планы.

Эмпирическую базу исследования составили анкетный опрос молодежи Пензенской области (2023 г., п = 395) и данные Федеральной службы государственной статистики. Проведен вторичный анализ всероссийских исследований: опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «О ценностях и приоритетах в молодежной среде», «Возможности для молодежи: мониторинг» (2022 г.), «Карьерная навигация молодежи: общественное мнение» (2021 г.); опроса Фонда «Общественное мнение» «Технологическое развитие России» (2021 г.), а также региональных исследований, посвященных трудовым ценностям молодежи.

Результаты

Изменения последних нескольких лет (пандемия СОУГО-19, глобальная цифровизация, роботизация и т.д.) сильно отразились на всех сферах

жизнедеятельности, в том числе и на сфере труда. Самые важные изменения, которые наблюдаются с каждым годом, - это смена профессий, сейчас происходит устаревание отдельных специализаций, в замен которых появляются новые. Еще в 2015 г. был опубликован «Атлас новых профессий 2.0», в котором выделялись тренды, приводящие к трансформациям на рынке труда: глобализация, рост клиенториентированности, автоматизация, рост проектной работы, рост сложности программ управления, использование программируемых устройств [16, с. 11-14]. Сегодня к данным трендам добавляется использование искусственного интеллекта и роботизация. Современные тенденции требуют формирования новых навыков и компетенций от работников.

Появившиеся трансформации привели к формированию новых ценностных ориентиров и профессиональных траекторий молодого поколения как важнейшего элемента трудового потенциала нашей страны. Современная молодежь активно участвует в общественных процессах, гибко реагирует на социальные изменения, быстро адаптируясь к новым технологиям.

Учеными не раз подчеркивалось, что природа ценностей имеет двуединое основание: с одной стороны, структура ценностей личности формируется под влиянием социума, с другой стороны, человек как объект под воздействием своей ценностной структуры изменяет окружающую действительность. В связи с этим в современном обществе происходит столкновение ценностных основ - традиционных и модернизационных. Такая социальная группа, как молодежь, выступает проводником этих противоречий.

Если рассматривать ценностную структуру российской молодежи, то в ее основе преобладают традиционные ценности. Так, исследование о ценностях и приоритетах в молодежной среде (п = 1592), проведенное летом 2022 г. ВЦИОМ, подтверждает многолетние мониторинги. Результаты опроса показали, что семейные ценности по-прежнему занимают лидирующие позиции в ценностной структуре (97 % - здоровье членов семьи и их безопасность, 96 % - отношения в семье).

Трудовая деятельность для молодых людей не является приоритетной. Ценностные ориентации, связанные с личным развитием и профессиональной сферой, занимают лишь 7-9 ранговое место (перспективы карьерного роста -81 %, социальный статус - 72 %, творческая самореализация - 71 %) [17].

Преобразование трудовой сферы, средств труда, его содержания приводит к смене ценностных ориентиров. В связи с этим меняются и трудовые стратегии. С одной стороны, молодые люди начинают зарабатывать средства для того, чтобы быть более самостоятельными и независимыми, с другой стороны, проявляют пассивность выхода на рынок труда.

В рамках проведенного авторского опроса респондентам предлагалось выбрать, какое трудовое поведение соответствует их ценностным ориентаци-ям (рис. 1).

Результаты опроса указывают на традиционные поведение, характерное для трудовой деятельности. Молодежь готова работать, но при этом важно получать достойную оплату труда (45,6 %). Материальный достаток среди ценностных ориентиров россиян входит в пятерку ценностей. В целом молодые люди отличаются большей амбициозностью и целеустремленностью в получении материальных благ.

50,0

45,6

40,0 30,0 20,0 10,0

0,0

1

а много работать н хорошо зарабатывать

□ иметь интересную работу независимо от заработка

Оюметь небольшой заработок, но много свободного времени

Ннметь стабильную работу, со всеми социальным! гарантиями

□ не работать, не учиться, но иметь все что хочется

Рис. 1. Трудовые установки молодежи Пензенской области (п = 395, процент от числа опрошенных)

В рамках опроса респондентам предлагалось ответить, чего они хотят достичь в материальном плане. Так, 72,4 % молодежи хотят достичь лучшего уровня благосостояния, чем у большинства вокруг них. 21 % респондентов готовы иметь уровень жизни как у большинства окружающих. Практически 90 % опрошенных заявили о возможности иметь набор материальных благ такой же или лучше, чем у других.

Достижение целей, связанных с достойным материальным положением, побуждает молодых людей к подработкам во время получения образования. При выходе на основную работу появляются увлечения или занятия, приносящие дополнительный доход.

В традиционном понимании профессия имела институциональные основы, что приносило доход, профессиональный рост, признание и самовыражение. Сегодня одна профессия и должностной рост в профессиональной деятельности не рассматриваются на всю жизнь. Современные молодые люди нацелены на получение материального благосостояния, при этом не всегда через профессию. Для молодого поколения занятие становится средством заработка, вследствие чего появляются новые направления: ведение блога, SMM, фотографирование, компьютерные игры, шопинг-сопровождение и т.д. Классическая работа теряет свою актуальность, новые возможности, появившиеся несколько лет назад, позволяют молодым людям иметь свободный график работы, не ходить в офис, получать высокий доход и самореализовываться.

Не менее привлекательным остается для молодых людей свой бизнес. Начиная увлекаться каким-либо занятием, приносящим доход, впоследствии молодые люди регистрируются как индивидуальные предприниматели.

Такие сферы, как наука, образование, сельское хозяйство, производство, не привлекают молодежь. Наиболее востребованными, по данным ВЦИОМ, являются свое дело, свой бизнес, предпринимательство (61 %), П1 (24 %), государственные структуры (13 %). Однако, по мнению молодых людей, в государственном секторе, науке, политике и бизнесе очень сложно подняться

по карьерной лестнице. Наиболее привлекательными для карьерного роста являются спорт и творческие профессии [18].

Кроме рынка труда на трудовые установки молодежи влияет социальный институт профессионального образования, который реагирует на изменения на рынке труда. На сегодняшний день конкуренцию классическому образованию составляют разного рода онлайн-курсы. На таких известных образовательных платформах, как Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс Практикум, представлен целый спектр курсов по овладению той или иной профессией, что позволяет в короткие сроки получить навыки и знания по вызывающему интерес направлению.

На трудовые ориентации молодого поколения большое влияние оказывают внешние факторы. К ним можно отнести в первую очередь рынок труда и образование, изменившиеся под влиянием цифровизации.

Фонд «Общественное мнение» провел исследование среди населения (п = 1500), где были выявлены настроения россиян относительно внедрения цифровых инструментов и искусственного интеллекта в производственные и организационные процессы [19]. Следует отметить, что среди молодежи преобладают более пессимистические представления о цифровом будущем и роли в нем человека, чем у более старшего поколения (рис. 2).

Рис. 2. Влияние новых технологий на рынок труда (процент от числа опрошенных) [20]

Чем старше респондент, тем больше у него надежды, что человек как работник не утратит своей важности и необходимости на рынке труда. Молодые люди склонны предполагать, что новые технологии приведут к устареванию целого ряда профессий и не востребованности человеческого труда.

Научно-технический прогресс не стоит на месте, и скорость изменений очень высока. Важным фактором, позволяющим соответствовать требованиям времени, является овладение цифровыми компетенциями. Цифровые навыки позволяют молодежи не только быстро получать информацию, но и пользоваться и применять цифровые инструменты в обучении, работе, досуге и т.д.

Важно отметить, что цифровые компетенции позволяют не только осуществлять какую-либо деятельность, но и социализироваться молодому поколению.

Как отмечают исследователи, молодые люди, у которых уровень цифровых компетенций высокий, готовы более уверенно формировать свои долгосрочные планы [21, с. 215].

Меняются условия работы, сама занятость приобретает новые виды, и все это требует новых профессиональных компетенций и личных качеств от специалистов. По данным авторского опроса, среди личных качеств, которые могут помочь в профессиональной деятельности, молодые люди выделили следующие: умение анализировать (69 %), порядочность (49,9 %), наличие собственного мнения (34,9 %). Несмотря на возрастание требований к компетенциям специалиста на рынке труда, отмирание ряда профессий, изменение условий работы, молодые люди считают, что в России можно найти применение своим способностям и самореализоваться. Данные ВЦИОМ, полученные методом телефонного интервью среди молодежи (п = 1600), показывают, что третья часть опрошенных твердо уверена в своем будущем (31 %), 45 % склоняются к тому, что есть все возможности для достижения успеха в жизни. И только 4 % респондентов не видят потенциала для реализации жизненных планов [20].

Опрос среди молодежи Пензенской области показал, что основные цели, которые ставят перед собой молодые люди, связаны с материальными благами (81,5 %) (рис. 3).

1заработок материальное благополучие

Хорошее образование Счастливая семья Собственный бизнес Высота гй профессионализм

Признание окружающих, слава

Власть, возможность командовать людьми

Рис. 3. Жизненные цели молодежи Пензенской области (п = 395, процент от числа опрошенных; многовариантные ответы)

Кроме материального достатка молодые люди среди жизненных целей выделяют создание счастливой семьи (68,9 %) и достижение признания себя как профессионала (45,1 %). 32,4 % респондентов желают открыть свой

бизнес, чаще рассматривая его как возможность иметь независимость в трудовой деятельности и самореализацию.

В настоящее время жизненные цели молодых людей достижимы через трудовые стратегии. Так, по мнению молодых людей, прилагая усилия в организации или работая как частный предприниматель, можно добиться материального благополучия и профессионализма.

Заключение

Каждая личность имеет некое представление о своем будущем, она его конструирует под воздействием своих собственных ценностей и установок, а также окружающей действительности. Так формируются жизненные стратегии, которые с течением времени могут видоизменяться, но образ желаемого будущего сохраняется. Цели, которые индивид ставит перед собой, определяют его поведение в той или иной сфере. Трудовая деятельность выступает как средство достижения определенных планов: материального достатка, высокого социального статуса, самовыражения, самоудовлетворения и т.д. Соответственно, для реализации намеченных планов выстраивается комплекс определенных действий, составляющих трудовые стратегии. Каждая личность имеет свои представление о труде, о его значении в своей жизни, все это обусловлено трудовыми ценностями и установками. Внутренние факторы (личные особенности человека) оказывают огромное влияние на трудовые практики личности. Несмотря на устойчивость ценностной структуры, внешняя среда оказывает сильное воздействие на нее, что приводит к изменению поведения личности. В условиях неопределенности и нестабильности происходит перестройка не только определенных актов деятельности, но и всей стратегии в целом.

Сегодня трудовые стратегии молодежи формируются в условиях трансформации не только таких социальных институтов, как рынок труда, института образования, но и ценностной структуры.

Анализ эмпирических данных показал, что молодые люди видят перспективы своей реализации в трудовой и профессиональной сфере. Для этого они готовы работать в организации или открывать свой бизнес, что в последствии дало бы им те блага, к которым они стремятся. В своих жизненных приоритетах молодежь очень ориентирована на достижение материального достатка, обеспечение себе стабильного будущего. Немаловажным для молодого поколения является профессионализм, но данная цель рассматривается как средство. Для специалиста высокого профиля появляется больше возможностей - открываются пути для трудоустройства в крупные компании, увеличивается оплата его компетенций, возрастает вероятность получения более высокого должностного статуса и т.д.

В настоящее время трудовые стратегии молодых людей направлены на реализацию своих жизненных целей. На протяжении нескольких лет цели молодежи (материальный достаток, счастливая семья, свой бизнес и т.д.) остаются неизменными, однако меняются средства и условия, в которых происходит реализация этих целей.

Список литературы

1. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Жизненные стратегии молодежи: реализация ожиданий и социальные настроения // Мониторинг. 2020. № 3 (157). C. 15-38.

2. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2022 : стат. бюл. М., 2022. 444 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf

3. Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников 2021 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/ population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html

4. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежь на рынке труда: транзитивные процессы в условиях постсоветской трансформации // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 3. С. 3-27.

5. Козырева П. М., Смирнов А. И. Российская молодежь на рынке труда в условиях экономического кризиса // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 49-71.

6. Горшков М. К., Батыков И. В., Быков А. В. [и др.]. Молодежь: конструирование трудовой биографии. М. : Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. 148 с.

7. Попова Е. С. Молодежь на рынке труда: смена профессии как адаптация к новой экономике // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие : сб. ст. Уфа : Мир Печати, 2019. С. 233-238.

8. Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 106-115.

9. Андрианова Е. В., Тарасова А. Н., Печеркина И. Ф. Мотивы и трудовые ценности молодежи: парадоксы развития // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3 (145). С. 324-343.

10. Кошарная Г. Б., Корж Н. В. Ценностные предпочтения студенческой молодежи в сфере труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2010. № 2. С. 64-73.

11. Константиновский Д. Л. Современные вызовы рынка труда и российская молодежь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития : ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 272-281.

12. Чередниченко Г. А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3. С. 108-124.

13. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М. : ЦСП и М, 2014. 560 с.

14. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.

15. Чередниченко Г. А. Молодежь России. Социальные ориентации и жизненные пути. СПб., 2004. 504 с.

16. Атлас новых профессий 2.0. М. : Агентство стратег. инициатив : Моск. шк. управления «Сколково», 2015. 288 с.

17. О ценностях и приоритетах в молодежной среде // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/cennosti-molodezhi

18. Карьерная навигация молодежи: общественное мнение // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/ 20220908_Karernaja_navigacija_molodezhi_obshchestvennoe_mnenie_Rodin_K._VrE HF.pdf

19. Технологическое развитие России // Фонд «Общественное мнение». URL: https:// fom.ru/Budushchee/14585

20. Возможности для молодежи: мониторинг // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring

21. Скосырева Н. Д., Зинич А. В., Помогаев В. М., Разумов В. И., Ревякина Ю. Н., Васюкова М. В. Анализ влияния цифровизации на жизненные планы и ценности молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 213-216.

References

1. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Youth life strategies: realization of expectations and social moods. Monitoring = Monitoring. 2020;(3):15-38. (In Russ.)

2. Chislennost' naseleniya Rossiyskoy Federatsii po polu i vozrastu na 1 yanvarya 2022: stat. byul. = Population of the Russian Federation by sex and age as of January 1, 2022: statistical bulletin. Moscow, 2022:444. (In Russ.). Available at: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2022.pdf

3. Sample observation of employment of 2021 graduates. Federal'naya sluzhba gosudar-stvennoy statistiki = Federal State Statistics Service. (In Russ.). Available at: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zubok Yu.A., Chuprov V.I. Youth in the labor market: transitive processes in the context of post-Soviet transformation. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and humanitarian knowledge. 2012;(3):3-27. (In Russ.)

5. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Russian youth on the labor market in the context of the economic crisis. Rossiya reformiruyushchayasya = Russia in reform. 2017;(15):49-71. (In Russ.)

6. Gorshkov M.K., Batykov I.V., Bykov A.V. et al. Molodezh': konstruirovanie trudovoy biografii = Youth: constructing a work biography. Moscow: Institut sotsiologii FNISTs RAN, 2018:148. (In Russ.)

7. Popova E.S. Youth in the labor market: change of profession as an adaptation to the new economy. Budushchee sfery truda: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie: sb. st. = The future of work: global challenges and regional development: collected articles. Ufa: Mir Pechati, 2019:233-238. (In Russ.)

8. Vorona M.A. Motives for student employment. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological researches. 2008;(8):106-115. (In Russ.)

9. Andrianova E.V., Tarasova A.N., Pecherkina I.F. Motives and labor values of youth: paradoxes of development. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Public opinion monitoring: Economic and social changes. 2018;(3):324-343. (In Russ.)

10. Kosharnaya G.B., Korzh N.V. Value preferences of student youth in the sphere of work. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshche-stvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2010;(2):64-73. (In Russ.)

11. Konstantinovskiy D.L. Modern challenges of the labor market and russian youth. Obra-zovanie i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya: ezhegodnik = Education and science in russia: status and development potential: yearbook. 2019;(4):272-281. (In Russ.)

12. Cherednichenko G.A. Graduates of Russian universities in the labor market (Rosstat survey data). Sotsiologicheskaya nauka i sotsial'naya praktika = Sociological science and social practice. 2020;8(3):108-124. (In Russ.)

13. Cherednichenko G.A. Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii rossiyskoy mo-lodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovaniy) = Educational and professional trajectories of Russian youth (based on sociological research). Moscow: TsSP i M, 2014:560. (In Russ.)

14. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategii zhizni = Life strategies. Moscow: Mysl', 1991:299. (In Russ.)

15. Cherednichenko G.A. Molodezh'Rossii. Sotsial'nye orientatsii i zhiznennyeputi = Youth of Russia. Social orientations and life paths. Saint Petersburg, 2004:504. (In Russ.)

16. Atlas novykh professiy 2.0 = Atlas of new professions 2.0. Moscow: Agentstvo strateg. initsiativ: Mosk. shk. upravleniya «Skolkovo», 2015:288. (In Russ.)

17. On the values and priorities in the youth environment. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya = The Russian Public Opinion Research Cente. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob-zor/cennosti-molo-dezhi

18. Career navigation of youth: public opinion. Vserossiyskiy tsentr izucheniya ob-shchestvennogo mneniya = The Russian Public Opinion Research Cente. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/20220908_Karernaja_navigacija_ molodezhi_obshchestvennoe_mnenie_Rodin_K._VEHF.pdf

19. Technological development of Russia. Fond «Obshchestvennoe mnenie» = Public Opinion Foundation. (In Russ.). Available at: https://fom.ru/Budushchee/14585

20. Opportunities for youth: monitoring. Vserossiyskiy tsentr izucheniya obshche-stvennogo mneniya = The Russian Public Opinion Research Cente. (In Russ.). Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring

21. Skosyreva N.D., Zinich A.V., Pomogaev V.M., Razumov V.I., Revyakina Yu.N., Vasyukova M.V. Analysis of the impact of digitalization on the life plans and values of young people. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture, education. 2022;(1):213-216. (In Russ.)

Информация об авторах I Information about the authors

Наталья Владимировна Корж

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: natalya.korzh@mail.ru

Natalya V. Korzh Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Людмила Федоровна Каримова

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: lyudmila_vyargizova@pnzgu.ru

Lyudmila F. Karimova Candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the sub-department of management and economic security, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Вадим Николаевич Супиков

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: supikov.vadim@mail.ru

Vadim N. Supikov

Doctor of sociological sciences, professor, professor of the sub-department of public administration and regional sociology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 10.02.23

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 05.03.23 Принята к публикации / Accepted 29.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.