Научная статья на тему 'Трансформация традиционной высшей школы в условиях постиндустриального общества'

Трансформация традиционной высшей школы в условиях постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕКОГНИТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СOGNITIVE COMPETENCIES / CORPORATE TRAINING / INTERDISCIPLINARY PROGRAMS / NONCOGNITIVE COMPETENCIES / TRANSFORMATION OF THE TRADITIONAL HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лиферов Анатолий Петрович

В статье на примере отечественных и зарубежных вузов рассмотрены основные пути и формы их трансформации в соответствии с задачами становления постиндустриального общества и формирующегося глобального рынка рабочей силы. Анализируются возможные пути взаимодействия традиционных университетов и быстро прогрессирующих образовательных бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author suggests ways and forms of Russian and foreign universities transformation exploring their cases and experiences so that they match the objectives of contributing to the making of post-industrial society and a shaping global labour market. The article gives the outline of possible cooperation scenarios between traditional universities and swiftly developing educational business structures.

Текст научной работы на тему «Трансформация традиционной высшей школы в условиях постиндустриального общества»

А.П. Лиферов

ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В статье на примере отечественных и зарубежных вузов рассмотрены основные пути и формы их трансформации в соответствии с задачами становления постиндустриального общества и формирующегося глобального рынка рабочей силы. Анализируются возможные пути взаимодействия традиционных университетов и быстро прогрессирующих образовательных бизнес-структур.

когнитивные компетенции, корпоративное образование, междисциплинарные программы, некогнитивные компетенции, трансформация традиционной высшей школы.

Под влиянием формирующегося глобального рынка труда природа традиционного высшего образования, хотя и медленно, но все же претерпевает существенные изменения. На Западе отныне оно становится все более предпринимательством со всеми вытекающими последствиями. Университеты под воздействием рыночных факторов сами постепенно превращаются в экономические корпорации, связанные с производством и распространением товара особого рода -знаний. Как метко заметил Н. Покровский, «отныне университет из храма науки превращается в market place в самом широком смысле этого понятия» \ В результате в ряде стран существенно растет удельный вес финансирования университетских исследований промышленными корпорациями. Например, в Канаде, Бельгии, Венгрии и Германии он достигает 8-14 процентов, в Корее, Турции - 15-23 процентов, а в стремительно развивающемся Китае - доходит до 37 процентов 2. Меняется и стратификация университетских преподавателей. Лидерами в университетском сообществе становятся те из них, кто любыми способами (иногда совсем несвойственными прежним академическим) мобилизуют грантовую поддержку со стороны различных фондов и предпринимательских кругов, привлекают массы студентов, постоянно работают над своим персональным брендом на рынке, включая престижные премии и т.п. Ныне в рамках университета успешным считается тот, кто не только может производить новые знания, но и владеет необходимыми навыками их реализации на рынке. Это предполагает, что современный вузовский педагог должен обладать хотя бы минимальными менеджерскими данными, что, безусловно, в значительной мере оправдывает категоричность в подходах к оценке эффективности деятельности преподавателей, проявляемую, например, П. Лоранжем: «Преподаватели, не

1 Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148.

2 Гохберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. 2008. № 7. С. 127.

способные помочь генерировать денежные потоки, школе бизнеса не нужны» 3. Известный специалист в области образовательной политики, профессор Лондонского университета Рональд Барнетт, еще 10 лет назад в инаугурационной профессорской лекции так определил сложный, многоликий характер трансформации сегодняшнего университетского сообщества: «Современный университет может обойтись без полемики о «знании» и «истине». И обходится. Он вообще не нуждается ни в легитимации, ни в идеологии. И если можно помыслить идеологию современного университета, то она выражается тезисом «о реализации своих возможностей» 4 И далее утверждает: «Придется отбросить понятия «знания» и «истины». Как те знамена, под которыми всегда проводилось научное исследование. Теперь его следует рассматривать скорее как эмансипацию неопределенности и помощь в адаптации к ней. «Передача технологий», «действенное исследование», «консалтинг», «патентирование», «грант» - все эти термины напоминают нам о расширяющемся и все более неопределенном диапазоне исследований в современном мире. Категория «исследователь» потеряла свою четкость 5.

Возникают и новые роли обучающихся (студентов, магистров, аспирантов), выступающих в этих условиях в качестве клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг, предлагаемых университетами 6. Однако далеко не все на Западе безусловно одобряют тенденцию все более широкого внедрения в университетскую среду элементов конкурентного поведения. В частности, в США усиление рыночной конкуренции уже привело к заметному росту стоимости обучения. Например, среднегодовые расходы, связанные с обучением в частном четырехгодичном колледже университета, в 2004 году достигали 32,9 тысячи долларов, тогда как в 1985 году они были в три раза меньше 7. Но, самое главное, этот процесс не обязательно означает повышение эффективности подготовки специалистов или научных исследований. По мнению ряда авторов, «скорее следует говорить о снижении стандартов преподавания или качества и глубины исследований» 8.

Фундаментальная наука и образование тесно связаны друг с другом. И как справедливо заметил С.П. Капица, «они должны поддерживаться государством и управляться обществом, где длительные приоритеты определяются социальным заказом, а не только рынком с его критерием быстрой эффективности. Эти соображения приводят к трудностям реализации рыночных законов в этих областях при управлении на основе краткосрочных монетаристских механизмов, и эти противоречия в современном мире только обостряются» 9.

3 Лоранж П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М. : Олимп-Бизнес, 2004. С. 69.

4 Барнетт Р. Осмысление университета // Alma mater. 2008. № 6. С. 48.

5 Там же.

6 Weber L.E. Survey of the Main Challenges Facing Higher Education // Challenges Facing Higher Education at the Millenniums. Phoenix, 1999.

7 Супян В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний» // США - Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 6. С. 32.

8 Экономика образования. 2008. № 2. С. 86.

9 Наука и технология в России // Международная газета. 2007. № 4/86 ; 2008. № 1/87.

Университет как корпорация активно использует также ресурс связи с местным сообществом. Местные сообщества со своей разветвленной структурой могут становиться либо важным союзником университета, либо быть его серьезным противником. Развитые страны мира накопили богатый опыт динамичного и гибкого социального партнерства в сфере образования на всех ступенях. На низовом уровне в качестве основных факторов такого партнерства выступают конкретные образовательные учреждения, местные предприятия, этнические, религиозные или возрастные группы населения, специалисты различных государственных служб и активисты общественных организаций. Партнерство касается подготовки и осуществления отдельных внеучебных мероприятий, координации усилий в деле оснащения и ремонта учебных помещений, оказания реальной помощи студенческим семьям и т.п. На муниципальном уровне также совместно решаются сугубо практические вопросы, в частности, о предоставлении информации о трудоустройстве и др. На региональном или федеральном уровне социальное партнерство охватывает более широкий спектр вопросов, а именно: выработку согласованной образовательной политики, разработку принципов реформы заработной платы, формирование государственных образовательных стандартов и перспективных программ развития системы образования и ее отдельных сегментов. В странах Европейского союза, например, на национальном и региональном уровнях действует целая сеть различных агентств, специализирующихся на консультировании в сфере социального партнерства 10.

В целом на Западе достаточно давно сложились во многом эффективные формы социального взаимодействия в виде различных фондов по поддержке программ образовательной профессиональной подготовки и переподготовки, средств федеральных и региональных бюджетов, а также взносов частных компаний. При этом роль государства как социального партнера не сводится только к использованию его финансового, организационно-административного или законодательного ресурсов, а «состоит еще и в использовании широкого спектра мер по активизации других социальных партнеров и стимулированию социальной ответственности каждого гражданина за повышение своего образовательного уровня» 11.

«В результате всех этих трансформаций традиционное понимание академических ценностей, связанное с идеей служения университетов и науки обществу, придется приспосабливать к новому контексту, в котором общественное уже не обязательно важнее личного» 12. Необходимость преодоления этого противоречия Р. Барнетт выдвигает как одно из условий успешного переустройства университетской жизни: «...в современном университете существует фундаментальное противоречие между прагматическими стремлениями и идеальным смыслом, иначе говоря, между аппаратом управления и профессурой. Невозможно одновременно руководствоваться утилитарными целями, решительно

10 Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 63-65.

11 Лебедева Л.Ф. Социальное партнерство в глобальной экономике знаний: мировые тенденции и национальные особенности. С. 294.

12 Экономика образования. 2005. № 5. С. 137.

обеспечивать выполнение всех управленческих задач и при этом не ограничивать ничьих научных интересов. Внутреннее состояние университета характеризуется постоянными столкновениями этих двух пластов университетской жизни, что приводит к неизбежным глубоким потрясениям» 13. И далее, развивая эту мысль, замечает: «В сверхсложном мире необходимы ученые со смелым самосознанием, те, кто готов сотрудничать с политиками и государственными чиновниками, кто способен вжиться в их дискурсы и говорить на понятном им языке. Тогда ученые начнут жить в реальном повседневном мире, они станут в нем своего рода коммутатором» 14

Все основополагающие проблемы развития высшего образования на современном этапе предполагается еще раз обсудить на Всемирной конференции по высшему образованию, которая пройдет в Париже в июле 2009 года. Она станет своеобразным подготовительным этапом перед IV Всемирным научным форумом, который запланирован на ноябрь 2009 года в Будапеште.

Приведенные выше точки зрения на судьбу традиционных университетов вряд ли можно считать общепризнанными. Более того, необходимо привести и прямо противоположные взгляды на эту проблему. К числу их выразителей, например, можно отнести американских социологов Дэвида Фрэнка (Калифорнийский университет) и Джона Майера (Стенфордский университет), которые в своей совместной работе «Экспансия университетов и общество знания» рассматривают феномен расцвета университетского образования в контексте представлений о формирующемся обществе знания. Их внимание привлекли, в частности, две противоположные тенденции. С одной стороны, «присущий модерну процесс социальной дифференциации нередко ассоциируется с нарастающими потребностями в специализированном знании и образовании, которые угрожают выживанию университетов. С другой стороны, модерн способствует развитию интегрированной системы знания» 15. Однако, по мнению авторов, несмотря на все трудности и вызовы, университеты продолжают функционировать и развиваться. Более того, масштабы и динамику их развития они характеризуют как экспансию и следующим образом раскрывают ее содержание на протяжении последних 60 лет:

1. Наблюдается экспоненциальный рост количества университетов, которые появились практически во всех государствах, включая самые бедные и малонаселенные.

2. Происходит не менее масштабный рост числа студентов (более 100 миллионов человек в 2000 году), которые теперь представляют не только элитарные группы индустриально развитых стран, как было в начале прошлого века, но и периферийные страны, причем если прежде женщины были почти полностью исключены из процесса университетского обучения, то сейчас именно женщины составляют основную долю в общем приросте количества студентов 16.

13 Барнетт Р. Осмысление университета. С. 50.

14 Там же. С. 54.

15 Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература // Реферативный журнал. Сер. 11, Социология. 2008. № 4. С. 114.

16 В 2006 году в мире насчитывалось 97 миллионов студентов. По прогнозам, к 2025 году их количество достигнет 260 миллионов человек. В Европе и в России в высших учебных заведе-

3. Резко увеличивается не только число самих университетов, но и их факультетов, учебных программ и специальностей, появляются все новые области знания, становящиеся объектом преподавания и исследовательской работы. Значительно усиливается роль социально-гуманитарной компоненты учебных программ, а специализации в таких областях, как социология, психология, политология, экономика, имеются теперь почти в каждом университете.

4. Показатели экономического развития и социальной дифференциации перестают играть решающую роль с точки зрения доступа к образованию и количества университетов в той или иной стране.

5. Происходят структурные изменения, сопровождающиеся значительным ростом административного аппарата университетов, созданием новых рабочих мест в сферах управления и обслуживания, не связанных непосредственно с процессом преподавания 17.

В представлении Д.И. Фрэнка и И.В. Майера, ключевым моментом в понимании растущей социальной роли традиционных университетов является то, что знание апеллирует к универсальным принципам. В глобализованном и индивидуализированном обществе университетскому образованию будет принадлежать центральная роль как в производстве знания, так и в наращивании человеческого потенциала, которые в совокупности и должны обеспечить новое качество социального развития. Ряд специалистов считают, что университеты станут своеобразным «стержнем, вокруг которого структурируется общество знания» 18.

Затрагивая в очередной раз будущее взаимоотношений традиционных университетов и корпоративных образовательных учреждений, на наш взгляд, не следует ожидать «битвы на уничтожение», поскольку такой сценарий не является продуктивным ни для одной из сторон. Скорее всего, будет происходить их дальнейшее более тесное сближение, когда значительная часть вузовских подразделений, преподавателей и исследователей будет вовлекаться корпорациями в решение стратегических и оперативных производственных задач 19 с вложением в традиционные университеты все больших средств. Но вряд ли следует ожидать полной трансформации традиционной университетской подготовки под цели транснациональных корпораций. Наиболее вероятный путь - это своеобразное «разделение труда», когда за прежними образовательными структурами останется фундаментальная подготовка (при известном и неизбежном вторжении в их жизнь элементов рынка), а за корпоративными университетами и другими формами внутрифирменного обучения - «заточка» кадров под цели и требования конкретной компании.

ниях продолжают обучение около 20 процентов выпускников средних школ. В США разными формами образования после окончания школы охвачено до 40 процентов молодежи.

17 . Frank D.I., Meyer I.W. University expansion and the Knowledge society // Theory and society. Avenel (N.I.), 2007. Vol. 36, № 4. P. 289-290.

18 Там же.

19 И все же подобное сближение вряд ли стоит оценивать только позитивно прежде всего в отношении традиционных типов образовательных учреждений. Ведь очевидно проявляющуюся линию на снижение фундаментальности, общекультурной подготовки специалистов в классических университетах, безусловно, следует отнести в отрицательный баланс взаимодействия традиционных и бизнес-образовательных структур.

Мы вполне разделяем мнение о том, что традиционные университеты, пройдя определенный путь модернизации, останутся решающим фактором общественного прогресса. Именно такой является идеология большинства проектов социально-экономического развития стран Европейского союза. В вышедшей уже более четверти века назад коллективной работе западных специалистов под названием «Университет будущего (части прогностического исследования «План Европы 2000 года»)» авторы исходили из идеи, что в постиндустриальном обществе решающую социальную роль станут играть не промышленнофинансовые корпорации, а научные и образовательные институты. В XXI веке, по их мнению, высшая школа станет экспериментальным полем, где будут складываться и испытываться новые формы организации общества 20. Представляется, что образование должно оставаться тем общественным институтом, который в решающей степени будет формировать интеллектуальный, культурный и морально-нравственный потенциал будущего, а не просто обслуживать сиюминутные потребности сегодняшних финансово-экономических столпов общества.

В этих условиях, как считают отечественные исследователи В. Мау и А. Сеферян, бизнес-образование становится промежуточным звеном, связывающим традиционную образовательную сферу и практическую хозяйственную деятельность. «Высшее образование поставляет школам бизнеса ресурсы (готовит потенциальных абитуриентов школ бизнеса), бизнес является «потребителем» готовой продукции бизнес-школ... Влияние высшего образования на развитие бизнес-образования достаточно очевидно. Чем больше выпускников университетов, тем больше потенциальная кадровая база для бизнес-образования и соответственно больше спрос на его услуги» 21. Такую зависимость, в частности, подтвердили исследования американских специалистов, выявивших, что рост на 1 процент числа выпускников университетов первого высшего образования приводит через два года к росту числа выпускников школ бизнеса на

0,9 процента.

Вполне понятно, что без базовых знаний не могут успешно развиваться соответствующие системы подготовки и переподготовки кадров, проводиться прикладные исследования и разработки. Качественно выполнять такую работу способны только традиционные университеты. В то же время становится все очевиднее, что бизнес-образование в лице тех же корпоративных университетов оказывает все возрастающее влияние на классические университеты с целью их большей практической нацеленности в своей деятельности, к более тщательному учету объективных потребностей современного рынка труда.

Понимание возросшей значимости практической составляющей в своей подготовке приходит и в среду студентов, обучающихся в современных университетах. Так, независимое агентство «РейтОР» в 2005 году провело исследование среди выпускников российских вузов для выявления, насколько востребованы на рабочем месте когнитивные (непосредственно связанные с процессом по-

20 La resurgence des accords economiguca regionaux // Problemes econ. 1992. 11 juin. (№ 2279).

21 Мау В., Сеферян А. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития // Вопросы экономики. 2007. № 10. С. 81.

знания и обучения) и некогнитивные (общительность, умение управлять людьми и т.п.) компетенции. На основе девятнадцати исходных компетенций было осуществлено сравнение когнитивных и некогнитивных компетенций по коэффициентам значимости (в данном случае коэффициент значимости - это среднее значение по всем компетенциям, входящим в группу). В результате было выявлено, что коэффициент значимости для некогнитивных характеристик оказался выше соответствующего коэффициента по когнитивным компетенциям 22. Этот факт еще раз подтверждает тезис о том, что в современных условиях знания в определенной области важны не только сами по себе, но и в силу того, что они становятся своеобразным фундаментом для развития у человека столь необходимых в современном производстве аналитических способностей, коммуникабельности, склонности к управлению.

Возрастающая корпоративная природа нового университетского образования касается не только проблем управления вузами, но и затрагивает вопросы формирования конкретных учебных программ и воздействия на учебный процесс. Междисциплинарность (Multidisciplinary and Interdisciplinary) - два самых популярных понятия, используемые, например, в американских университетах в условиях современности. Они означают, что сегодня практически ни одна традиционная дисциплина в чистом ее виде не устраивает обучающегося. Все большим спросом пользуются новые образовательные продукты, гибриды, которые в любом варианте непременно должны содержать компонент бизнес-образования и навыки менеджмента. Кроме того, наблюдается все более выраженная «профессионализация» традиционного неспециализированного высшего образования, что в реальности означает отказ от интеллектуально-гражданской направленности обучения и от развития мыслительного потенциала в пользу приобретения прикладных навыков, которые обычно сугубо конкретно понимаются как навыки, полезные для получения работы. Университетское образование оценивается теперь по его внешним признакам, таким, как возможность трудоустройства или высокий заработок выпускников. Выделяя подобную тенденцию в современной университетской жизни, М. Тлостанова замечает, что вузы сегодняшнего дня получают возможность оставаться «центрами профессионального и технического обучения, но никак не критического мышления, политической или общественной активности» 23.

Многие традиционные естественнонаучные, медицинские или инженерные специальности все теснее соединяются с конкретными обществоведческими, образуя своеобразные единые образовательные программы. Это не исключает, а скорее предполагает, что в недалеком будущем факультеты и кафедры как основные вузовские структурные единицы начнут отмирать, уступая место динамичным междисциплинарным программам, опирающимся не на постоянный, а на меняющийся в зависимости от задач программ состав профессоров. В конечном итоге университеты будут всемерно стремиться освободиться от гаран-

22 Быданова Е. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Вопросы экономики. 2007. № 6. С. 157.

23 Тлостанова М. Судьба университета в эпоху глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 182.

тий и обязательств перед штатным составом профессоров и преподавателей, приглашая их к реализации временных междисциплинарных программ. Это будет уже новый тип профессоров, умеющих свободно перестраивать свои программы, владеющих знаниями в нескольких смежных областях.

Очевидно, снижение при этом значимости системной фундаментальности знания пытаются заменить сохранением небольшой части подразделений и профессоров, отвечающих традиционным требованиям и не приносящим доходов университетской корпорации. Необходимость в них объясняется сохранением за университетами роли ведущих центров экспертиз по тем или иным чисто научным проблемам. Однако, по нашему мнению, это будет лишь точечный вариант сохранения чистой науки.

Упомянутые тенденции в развитии высшего образования на Западе породили радикальные взгляды на его будущее. Выразителями подобных взглядов выступают такие крупные специалисты в этой области, как П. Друкер. Именно он утверждает, что традиционным университетам не выжить, что будущее находится за границами студенческих городков, за границей студенческих аудиторий. Примерно такой же позиции придерживаются футуристы Стэн Дэвис и Джим Боткин. Технологии революционизируют образование, в то время как традиционные учебные институты, такие, как университеты и различные бизнес-школы, пока еще спокойно взирают на то, как новички все активнее диктуют моду в этой сфере. К ним еще не пришло полное понимание того, что больше не существует жестких границ между учебой, работой и жизнью, что это есть один неразрывный процесс. И оценивать новые тенденции невозможно по принципу «нравится - не нравится». Речь идет о новых объективных параметрах системы, которая перенастраивается в условиях глобализации и постиндустриального общества.

Эти постулаты нашли свое закрепление и в документах саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, где, в частности, говорится: «Университеты и другие высшие учебные заведения призваны сыграть ключевую роль в обеспечении образования населения в инновационных обществах. Они должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества и рынка труда на основе эффективного и прозрачного регулирования» 24

Образование и наука безоговорочно стали основным катализатором роста мировой экономики. Игнорировать этот всеобщий тренд уже невозможно. Необходимо искать наиболее эффективные способы приобщения к нему. В этом отношении нелишним будет использовать опыт трансформации западных университетов в условиях инновационного общества. Так, правительство США с развитием экономики знаний приступило к разработке и реализации политики, которая еще в большей мере подталкивает университеты и научные лаборатории к усилению их положительного воздействия на экономическое развитие страны. Конечно, формы такого влияния различны, но в наиболее общем виде они могут быть сгруппированы в следующие направления:

24 Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 32.

1. Университеты создают базы данных, которыми через Интернет могут воспользоваться представители бизнес-структур и промышленности для проведения анализа рынков и экономических трендов. Некоторые из таких баз данных могут стать основой для принятия компаниями инвестиционных реше-

25

ний .

2. Университеты проводят экономические и технологические исследования для местных фирм, помогая им разрабатывать новую продукцию или бизнес-стратегии, например Университет штата Висконсин 26.

3. Университеты оказывают непосредственную помощь представителям бизнеса или муниципалитетов путем консультирования, составления бизнес-планов или участия в разработке стратегий муниципального развития.

4. Университеты осуществляют программы по передаче патентов на свои изобретения частным фирмам.

5. Студентов направляют для стажировок в частные фирмы, где они получают либо плату за свой труд, либо дополнительные баллы, которые учитываются в образовательном процессе. Для фирм в свою очередь открывается дополнительный источник квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.

6. Университеты реализуют программы сотрудничества профессоров с частными фирмами для оказания помощи в проведении сложных исследований и экспериментов, например, в сфере инженерии.

7. При университетах создаются технологические парки и инкубаторы, которые способствуют проведению исследований на частных предприятиях, внедрению изобретений и созданию новых рабочих мест.

8. Университеты вступают в частные и государственные партнерства с целью содействия региональному развитию, например, образуют партнерства со школьными округами с целью повышения уровня среднего образования.

9. Университеты сотрудничают с региональными фирмами и организациями, проводят совместные мероприятия либо исследования, помогают находить источники финансирования (в частности, гранты).

10. Университеты участвуют в составлении программ переподготовки и повышения квалификации кадров для частного бизнеса 27.

Непосредственно для современных вузов углубление взаимосвязей с бизнес-средой оборачивается новыми крупными вложениями корпораций в инфраструктуру университетов. Яркими примерами такого государственночастного сотрудничества могут служить некоторые университеты и колледжи Великобритании, где в конце 2006 года было реализовано 166 совместных с различными фирмами проектов на общую сумму 5 миллиардов фунтов стерлингов. Примерно пятая часть таких проектов была связана со строительством и эксплуатацией стадионов, студенческих общежитий и т.п. Самый крупный из

25 URL : http://www.origins.ou.edu/

26 URL : http://www.uwex.edu/ces/cnred//

27 По данным исследования Кристофера Шоува, исполнительного директора и декана Западного института Государственного университета Западного Миссури [15].

них (190 миллионов фунтов стерлингов) был реализован в университете графства Хартфордшир 28.

Следует, однако, заметить, что производство и рынок не исчерпывают всей гаммы человеческих интересов. Человек всегда будет стремиться заглянуть в свое будущее, в свое космическое окружение, в нем всегда будет присутствовать желание глубже познать окружающий его мир. Технологическим революциям, как правило, сопутствуют революции культурные, в осуществлении которых решающая роль по-прежнему будет принадлежать традиционным университетам и их научным школам.

Транснациональные корпорации сегодня - это форма реализации конкурентной борьбы за рынки, соответствующая определенному этапу развития мировой экономики. Они «мотор» современной мировой глобализации, но не на все времена и не единственная и идеальная модель. Мир всегда готов вступить в новый этап своего общественно-экономического развития. С наступлением каждого такого этапа будут возникать иные формы конкурентной борьбы, а вместе с ними будут меняться и требования к качеству рабочей силы, методам ее подготовки и переподготовки. В условиях смены этапов развития нынешние бизнес-образовательные структуры, в том числе и корпоративные университеты, будут вынуждены либо существенным образом трансформироваться под новые требования, либо исчезнут вовсе. Спрос же на подготовку кадров в различных масштабах и направлениях в традиционных университетах будет всегда, равно как и спрос на фундаментальное знание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барнетт, Р. Осмысление университета // Alma mater. - 2008. - № 6.

2. Быданова, Е. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Вопросы экономики. - 2007. - № 6.

3. Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.

4. Гохберг, Л. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования / Л. Гохберг, Г. Китова, Т. Кузнецова // Вопросы экономики. - 2008. - № 7.

5. Купцов, В.И. Ценностные ориентации в современном высшем образовании // Диалоги культур и партнерство цивилизаций : 8-е Междунар. Лихачевские науч. чтения, 22-23 мая 2008 года. - СПб., 2008.

6. Ларок, Н. Частное финансирование инфраструктуры государственных вузов // Экономика образования. - 2008. - № 1.

7. Лоранж, П. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. -М. : Олимп-Бизнес, 2004.

8. Мау, В. Бизнес-образование рубежа веков: вызовы времени и тенденции развития / В. Мау, А. Сеферян // Вопросы экономики. - 2007. - № 10.

9. Наука и технология в России // Международная газета. - 2007. - № 4/86 ; 2008. -№ 1/87.

28 Ларок Н. Частное финансирование инфраструктуры государственных вузов // Экономика образования. 2008. № 1. С. 92

10. Партнерство в сфере профессионального образования: анализ социальных практик // Высшее образование в России. - 2008. - № 4.

11. Покровский, Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4.

12. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература // Реферативный журнал. - Сер. 11, Социология. - 2008. - № 4.

13. Супян, В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний» // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 6.

14. Тлостанова, М. Судьба университета в эпоху глобализации // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 3.

15. Шоув, К. Экономическое развитие регионов как функция американских университетов // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - № 3.

16. Экономика образования. - 2005. - № 5 ; 2008. - № 2.

17. Frank, D.I. University expansion and the Knowledge society / D.I. Frank, I.W. Meyer // Theory and society. - Avenel (N.I.), 2007. - Vol. 36, № 4.

18. La resurgence des accords economiguca regionaux // Problemes econ. - 1992. - 11 juin. (№ 2279).

19. Weber, L.E. Survey of the Main Challenges Facing Higher Education // Challenges Facing Higher Education at the Millenniums. - Phoenix, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.