Научная статья на тему 'Трансформация традиционного образа автора в коммуникативном пространстве Интернет-среды'

Трансформация традиционного образа автора в коммуникативном пространстве Интернет-среды Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
98
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ / МОДЕЛИ / ФОРМА / ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Селютин Ал А.

В статье анализируется трансформация традиционного образа автора в виртуальном пространстве, обусловленная коммуникативными особенностями Интернет-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация традиционного образа автора в коммуникативном пространстве Интернет-среды»

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - М., 1982. - Т. 2.

2. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. - М., 1931. - С. 55.

3. Джемс, У. Существует ли сознание? / У. Джемс // Новые идеи в философии. - 1913. - Сб. 4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. : в 9 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1985. - Т. 3.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.

6. Международный казахский сервер [Электронный ресурс]. - URL : http://www.kazakh.ru/ talk/mmess.phtml?idt=32766.

7. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. - СПб., 2001.

8. Пронина, Е. Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака net-мышления / Е. Е. Пронина // Сборник учебно-методич. мат-лов по

курсу «Психология журналистики». - М., 2006.

- С. 34-40.

9. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. - М., 2006.

10.Психологический словарь [Электронный ресурс]. - URL : http://psi.webzone.ru.

11.Сравнительный анализ теории Грэйв-са с 25 психологическими эволюционными классификациями [Электронный ресурс]. -URL : www.clarewgraves.com/theory_content/ compared/CGcomp1.htm.

12.Форум «Трансформация сознания в эпоху Интернета» [Электронный ресурс] // Ифор-мационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века. - URL : // http://www.futurerussia.ru/conf/transform.htm.

13.Эволюция ценностей : теория Грэйвса и спиральная динамика [Электронный ресурс].

- URL : http://nlping.ru/?id=432CBFC3-F44FD-314CDA54.

Ал. а. селютин

трансформация традиционного образа автора в коммуникативном пространстве интернет-среды

В статье анализируется трансформация традиционного образа автора в виртуальном пространстве, обусловленная коммуникативными особенностями Интернет-среды.

Ключевые слова: коммуникативное пространство, интернет, модели, форма, текст.

Коммуникативное пространство Интернет-среды, обладая пластичностью и новизной структуры, находится в состоянии формирования, что обуславливает определенные преобразования традиционных для устной и письменной речи явлений. Одним из подобных трансформирующихся феноменов является образ автора.

Традиционный текст, попадая в рамки Интернет-пространства, преобразуется в гипертекст, характеризующийся динамичностью и изменчивостью структуры. В свою очередь гипертекст, находясь в определенной коммуникативной ситуации, становится площадкой для формирования виртуального дискурса, модифицированного некими экстралингвистическими данными. Таким образом, мы рассматриваем традиционный текст как форму гипертекста, а гипертекст - как форму виртуального дискурса. Подобное преобразование традиционного текста в Интернет-пространстве влияет

на изменение различных текстовых категорий, наиболее значимой из которых является образ автора.

Характеризуя образ автора в традиционном тексте, Н. С. Болотнова утверждает, что «автор и адресат как ключевые компоненты единой модели коммуникации, связанные с порождением и восприятием текста, не только диалектически сопрягаются, но и «взаимопрони-каемы» в функциональном и коммуникативном отношении. Образ адресата присутствует в сознании автора на разных этапах порождения текста, определяя коммуникативную стратегию произведения и проецируя коммуникативный эффект» [1. С. 140]. Таким образом, мы видим взаимодействие образа автора и адресата на уровне обмена информацией, однако между ними присутствует отчетливо выраженная граница, не допускающая «слияние» этих двух образов в одно целое. При этом образ автора отчетливо выражен, «является синтезирующей

основой текста, двигательном силои, создающей систему любого текста, с присущей данному автору системой ценностных ориентиров и информационным тезаурусом, целями и мотивами» [1. С. 142]. Хотя образ автора и не тождествен реальной личности писателя, однако выражает лексикон автора, его знания о мире, система оценок, неповторимые ассоциации; образ автора является зеркальным отображением внутреннего мира писателя.

Адресат в рамках традиционного текста является пассивным потребителем готового продукта, оказывающим лишь косвенное воздействие на формирование текста. Автор, порождая текста, выбирает общую коммуникативную стратегию и тактику, включая отбор и организацию языковых средств, опираясь на образ определенного адресата, на которого потенциально ориентирован данный текст. Форма выражения одного и того же содержания может изменяться с учетом разных параметров адресата (возраст, пол, уровень образования, сфера профессиональной занятости и т. д.).

Гипертекст, представленный множеством текстов, порожденных различными пользователями, отличается особой множественностью образа автора. И. Р. Купер следующим образом характеризует гипертекст: «Подобно тому, как социум опирается на коммуникативную связь, текст строится как множество, пучок интертекстуальных связей» [3]. Фрагментарное построение гипертекста формирует особую структуру образа автора. Автор предстает как некий «размытый» образ, обусловленный возможностью любого пользователя сети стать творцом, проявляя свою креативность. Невозможность выделить отдельного автора порождает общее авторство, где каждый пользователь сети становится потенциальным автором, добавляющим собственные интенции, мотивы, особенности речи. Мы предлагаем охарактеризовать образ автора следующей наглядной схемой: N = К+К+К+... N

1 2 3 да,

где N - совокупный образ автора, а N - отдельные авторы-пользователи.

Образ адресата также четко не обозначен в гипертексте, так как адресатом может являться конкретный пользователь, которому адресовано некое сообщение, но также и любой пользователь сети, читающий данное сообщение и реагирующий на него определенным образом. Таким образом, образ адресата является совокупностью пользователей сети, способных потенциально обратиться к данному сообщению,

что представляется нам в виде следующей схемы:

Р = Р+Р 2+Р3+... Р ,

1 2 3 да'

где Р - совокупный образ адресата, а Рх - отдельные адресаты-пользователи.

Таким образом, взаимодействие автора и адресата, формирующее мозаичный образ автора-адресата, может быть отображено в виде следующей формулы:

N (К+К+К+... N ) = Р (Р.+Р2+Р3+... Р ).

4 1 2 3 дау у 1 2 3 да7

Взаимопроникновение адресата и автора, «размывание» образов автора и адресата представляется нам неким множеством сфер воздействия, где некий адресат, получивший определенное воздействующее на него сообщение, превращается в автора, в свою очередь формулирующего определенное сообщение с целью воздействия на некоего адресата, который потенциально также может превратиться в автора. Взаимопроникновение адресата и автора представлено нами в виде определенной схемы (рис. 1). Таким образом, образ автора синтезирует неопределенное множество авторских личностей, авторских стилей, особенностей речевого поведения и интенций. При этом образ автора отчетливо распадается на отдельные образы, характеризующиеся своим собственным стилем, интенциями, мотивами, коммуникативными стратегиями и речевым поведением.

Подобное отсутствие индивидуального авторства обеспечивается, во-первых, гипертекстуальностью Интернет-среды, а во-вторых, анонимностью виртуального пространства, реализованного при помощи «ника» (авторского псевдонима), за которым скрыт реальный автор.

Противопоставляя виртуальный дискурс реальному, О. В. Лутовинова отмечает, что «мы делаем это <...> не только на основе изменившегося канала связи. Мы противопоставляем реальность и виртуальность как таковые, как предметно-ситуативные фоны реального и виртуального видов дискурса. При таком противопоставлении будет уместным говорить о дихотомиях их основных характеристик: «материальное-идеальное», «фактуальное-потенциальное», «локальное-глобальное», «безусловное-условное», «актуальное-

фикциональное», «идентифицированное-анонимное», «рациональное-эмоциональное», «иерархичное-мозаичное» [4]. Таким образом, виртуальный дискурс функционирует в информации, мыслях и образах, совмещая объективный и субъективный планы выражения.

N=P

N=P

Л=Р

N=P

N=P

N=P

Рис. 1. Мозаичный образ автора-адресата виртуального текста

Подобное противопоставление реального дискурса виртуальному порождает особое видение образа автора текста. Автор традиционного текста, будучи его творцом, создает определенное статическое пространство, объективно требующее определенной реакции потребителя текста, но субъективно ее не отражающее. Гипертекст позволяет потребителю становится участником формирования текста, вовлекая его, таким образом, в производство формы и превращая автора в адресата, предоставляя ему возможность субъективного отображения. Виртуальный дискурс способствует окончательному преобразованию автора традиционного текста через образ автора-адресата гипертекста в онлайновую личность (или множество личностей) виртуального дискурса. Пользователь Интернета, попадая в ситуацию виртуального общения, создает некое множество речевых «масок», обладающих речевым поведением, не обязательно характерным для пользователя в ситуации реального коммуникативного процесса. Таким образом, возникает онлайновая личность, обладающая многочисленными ре-презентационными масками, используемыми для социализации в различных условиях виртуального общения и участвующими в формировании виртуального дискурса.

Под онлайновой личностью мы понимаем не конкретного индивидуума с присущей ему реальной манерой речевого поведения, а виртуальную самопрезентацию данного индивидуума, выраженную речевыми «масками» (в данном случае мы пользуемся термином, введенным В. В. Виноградовым в работе «Проблема авторства и теория стилей», 1961), скрытыми

под «никами». При этом онлайновая личность может обладать множественностью характеров, поведенческих реакций, мировоззрений, не присущих индивидууму, формирующему данную онлайновую личность, в реале. Можно предположить, что, анализируя виртуальный дискурс с точки зрения его авторства, мы говорим не об авторстве отдельного пользователя, а об авторстве его онлайновой личности. Именно онлайновая личность, участвуя в процессе коммуникации, выражает свое отношение к репликам-акциям в виде реплик-реакций.

Таким образом, виртуальный дискурс предоставляет возможность для трансформации традиционного образа автора через гипертекстовую форму выражения, обеспечивающую «размытость» мозаичного образа автора-адресата, в онлайновую личность, обладающей множественностью персоналий, не обязательно отображающих реальную личность автора.

Список литературы

1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста. Ч. II. Основные признаки текста. Текстовые категории. Типологии текстов : учеб. пособие для филологов / Н. С. Болотнова. -Томск, 2004..

2. Виноградов, В. В. Проблема авторства и теория стилей / В. В. Виноградов. - М., 1961.

3. Купер, И. Р. Гипертекст как способ коммуникации [Электронный ресурс] / И. Р. Купер. - URL: www.nir.ru/sj/sj/sj1-2-00kuper.html.

4. Лутовинова, О. В. Виртуальный дискурс : к определению понятия [Электронный ресурс] / О. В. Лутовинова. http://www.lingvomaster.ru/ files/178.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.