Научная статья на тему 'Сетевой текст как показатель трансформированного сознания'

Сетевой текст как показатель трансформированного сознания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
431
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ ТЕКСТ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СМЕНА ПАРАДИГМ / NET-МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузнецова Н. А.

В этой статье рассматривается связь очередного перехода общества на новый этап развития с сетевым текстом как показателем трансформированного сознания. А так же ставится вопрос, связанный с феноменом сетевого текста, который в теории представлен как отдельный вид, однако на самом деле способен включать в себя содержание всех остальных видов текстов, выступая в качестве формы выражения мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевой текст как показатель трансформированного сознания»

ЩЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Кузнецова н. А.

сетевой текст как показатель трансформированного сознания

В этой статье рассматривается связь очередного перехода общества на новый этап развития с сетевым текстом как показателем трансформированного сознания. А так же ставится вопрос, связанный с феноменом сетевого текста, который в теории представлен как отдельный вид, однако на самом деле способен включать в себя содержание всех остальных видов текстов, выступая в качестве формы выражения мысли.

Ключевые слова: Сетевой текст, трансформация, смена парадигм, пв^мышление, сознание, развитие, ценностные ориентации.

То, что происходит сейчас в мире, происходило в нем всегда - это переход с низшего уровня развития на более сложный высший уровень. Пока мы не знаем, что будет представлять из себя новое общество и новое сознание людей, но мы наблюдаем некоторые признаки глобальных изменений и можем спрогнозировать результат. В том, что он будет, нет никаких сомнений: когда-то мифологическое мышление первобытных людей и вера в то, что жертвоприношения богам вызывают дождь, сменились рационалистическим. Рационалистическое сменилось позитивистским. Потом на смену пришло драйв-мышление, с гедонистическими текстами в СМИ. После этого в обществе воцарилось симпатичное многим гуманистическое мышление, которое активно пропагандировали Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. И, наконец, наступило время пе^мышления, то самое время, в котором мы живем. Очень примечательный этап.

«1ека 13-05-07 23:58 вы никогда не задумывались что для вас является пе^мышлением. существует ли у вас с точки зрения психологии два Я. одно настоящее, а другое виртуальное. Просто я прочитала книгу связанную с этим вопросом. и в ней утверждается что у индивида теперь в современном мире существует две личности, одна скрывается под вашим настоящим именем, а вторая под вашим ником.

А1тах 16-05-07 10:52 здесь скорее всего у человека открываются новые возможности выразиться... выразить свои мысли идеи свои сокровенные Я... скрытые по каким то причинам воспитания или врожденных знаний... интернет это по-настоящему свободная страна в которой нет преград и запретов... есть лишь

так называемые общепринятые условия общения форума...

Oscar

14-05-07 21:43 бывает виртуальный и реальный миры...

примерно год назад я был сапсем другим... когда не было как такового Инета... был стеснительным, молчаливым... коих мир не видывал... сейчас же спокойствие тока снится :)))... Инет сделал меня более интересным... смелым... апсчительным... крууутым :)))... менее закомплексованным... оказывается я могу рассуждать... чего раньше боялся показать другим свой гениальный ум :)))... ну и юмора во мне развилось прилично... Инету я благодарен...

Oscar 14-05-07 15:48 ...Инет ето жизнь... вторая жизнь... параллельная... особая... не похожая на первую, реальную... можно классно сосуществовать в двух мирах..» [6]

Это реальная переписка на международном казахском форуме. Здесь представлена понятная точка зрения: Интернет - свободная страна, тут можно говорить всё. Что это значит? Это значит, что для того, чтобы трансформировать сознание масс, необходимо всего лишь небольшое количество людей с новым уровнем осмысления, и им даже не обязательно быть знакомыми друг с другом, сидеть в одном офисе, жить в одном городе. Есть площадка, пространство, инструмент, посредством которого они могут объединиться, - всемирная паутина Интернет.

Что происходит при этом с сознанием мы сможем понять, только если разберемся в его структуре. На основании трудов Выготского и Леонтьева можно сделать некоторые выво-

ды. Во-первых, сознание по своему строению делится на системное и смысловое. Первое основано на межфункциональных связях и отношениях («Сознание развивается как целое, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот» [1. С. 215]); второе связано со значениями и смыслами. Причем само значение ученые рассматривали как точку взаимодействия между индивидуальным и общественным сознанием. Но ввиду пристрастности и субъективности, ввиду избирательности внимания в зависимости от потребностей и влечений, был выделен еще личностный смысл как одно из образующих системы индивидуального сознания.

Любые изменения, воплощение смысла в значениях - это глубоко интимный процесс. По мнению Леонтьева, он происходит в условиях борьбы идеологий. Но так как «в отличие от бытия общества, бытие индивида не является «самоговорящим», т.е. индивид не имеет собственного языка, вырабатываемых им самим значений; осознание им явлений действительности может происходить только посредством усваиваемых им извне «готовых» значений - знаний, понятий, взглядов, которые он получает в общении, в или иных формах индивидуальной и массовой коммуникации. Это и создает возможность внесения в его сознание, навязывания ему искаженных или фантастических представлений и идей, в том числе таких, которые не имеют никакой почвы в его реальном, практическом жизненном опыте. Лишенные этой почвы, они обнаруживают в сознании человека свою шаткость... Необходимо еще, чтобы в сознании индивида осуществилось перевоплощение субъективных личностных смыслов в другие, адекватные им значения... Я хочу этим сказать, что индивид не просто «стоит» перед некоторой «витриной» покоящихся на ней значений, среди которых ему остается только сделать выбор, что эти значения - представления, понятия, идеи - не пассивно ждут его выбора, а энергично врываются в его связи с людьми, образующие круг его реальных общений. Если индивид в определенных жизненных обстоятельствах и вынужден выбирать, то это выбор не между значениями, а между сталкивающимися общественными позициями, которые посредством этих значений выражаются и осознаются» [5].

Это то, что происходит сейчас - момент выбора. Российское общество перешло от коллективных ценностей к индивидуальным, но не в состоянии удовлетвориться этим. Некоторые авторы утверждают, что для русских людей этот переход противоестествен [7]. Для нас закономерна именно коллективистская связь, это результат исторических событий, которые происходили на Руси и которые стали причиной синдрома выученной беспомощности («особенности поведения, приобретаемой при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя» [10]). Менталитет с таким синдромом не приемлет индивидуальность. Поэтому, отойдя от гуманистической парадигмы с одной стороны, общество пока не в состоянии удовлетворить свои потребности с другой. Оно находится в процессе адаптации и поиска опоры. Патриотизм, героика подвига, энтузиазм, сопровождающий идеи о высоком, любовь как христианская ценность и как служение народу, государству, коллективу, - все это осталось в прошлом. В жизни русских людей воцарились другие принципы под названием «индивидуальные ценности»: жажда к накопительству и потреблению материальных благ. Тоже некомфортный уровень. Что дальше?

Большой интерес в этом вопросе представляет спиральная динамика эволюции ценностей

- теория Грейвса. Почему именно она? Потому что она включает в себя остальные более ранние выводы 25 психологических эволюционных классификаций, в том числе по Маслоу, Пиаже и других [11]. Грейвс в своей теории описывает уровни развития через парадигмы сознания и для удобства обозначает их разными цветами: от бежевого до желтого. Парадигмы сознания

- это ценностные комплексы, которые включают в себя духовные верования, моральные принципы, культурные идеи, модели обучения. Они возникают друг за другом в процессе социокультурной эволюции, по мере появления потребности в каждой из них.

Но самая интересная условность, которую использовал Грейвс - это ценностные единицы (цМемы). Согласно его теории спиральной динамики, «на верхнем уровне культурной холар-хии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка. Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести

в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холар-хии» [13]. Что это за уровни? Грейвс описал их так [13].

1) Бежевый - автоматическое, инстинктивное мышление. Это уровень каменного века, здесь доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное. Социальная организация — небольшие племенные группы. Этика в принципе отсутствует: этично то, что способствует выживанию.

2) Фиолетовый - анимистичное, магическое, племенное мышление. С предыдущего уровня остались инстинкты выживания, племенные группы, но появилось осознание себя как личности и озабоченность выживанием, которое требует группового воздействия. Индивидуум подчиняется интересам группы, участвует в групповых ритуалах, поклоняется духам. Формируется сильная власть шаманов и вождей, очень сильны кровные связи. Этика ограничивается законом племени: этично все, что полезно племени.

3) Красный - эгоцентричное, силовое мышление. Сохраняется власть лидера и осознание себя как личности, но возникает явление доминантного эго, личности, которая сильнее группы. Устанавливается жесткий авторитаризм, он проявляется в рабовладельчестве или других формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. У власти - лидер и несколько его вассалов (двухуровневая модель). Появляется убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Этика - в теории «сильный прав». Этот уровень развития характерен для ранних государств, уличных банд и современных африканских королевств.

4) Синий - абсолютистское, священное мышление. Продолжается строгое подчинение власти, но признается еще одна общая власть -мораль. Люди задумываются о смысле и цели в жизни, планируют жизнь наперед. Существует единственно верный способ думать, патриотическое мышление, готовность к самопожертвованию во имя высшей цели. За несоответствие личности групповым нормам навязывается чувство вины. Осуществляется принцип:

«Мыслить локально - действовать глобально», появляются сложные иерархии. Этика - религиозная или квази-религиозная. Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

5) Оранжевый - материалистическое мышление, ориентированное на достижения. На этом уровне вполне сохраняется религия и мораль, мысли о целях в жизни, но люди начинают искать счастье, не ограничиваясь рамками морали. Обнаружены ошибки церкви или руководства, люди позволяют себе искать лучшее из многих альтернатив жизни. Преобладает рационализм, возникает частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация. Конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Принцип «Мыслить локально - действовать локально». В этике светский закон превыше всего.

6) Зеленый - социоцентрическое мышление. Люди продолжают заниматься предпринимательством и искать счастье в жизни, но уже зная, что материальное благосостояние не приносит счастья. Возникает обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством. Теперь акцент - на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация - человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидеры становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. Воплощается принцип «Мыслить глобально -действовать глобально». В этике законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

7) Желтый - системное, интегрирующее мышление. Сохраняется интерес к обучению и росту, вопросам экологии, но на первый план выходит эффективность системы, признание ценности хаоса и самоорганизация. Люди стремятся вырасти через изменения и личные вызовы. Этика является предметом договора между людьми, а не с государством. Современные примеры этого уровня - компании высокотехнологичного сектора.

8) Бирюзовый - глобалистское, модерниза-торское мышление. Начинается поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики. Синергетиче-ское, голографическое мышление, возможность

в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность. Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

В этой модели нечетные уровни ориентированны преимущественно на индивидуальные ценности, а четные - на коллективные. Последний, бирюзовый уровень развития, гармонично их объединяет, потому что эта модель в принципе обусловлена тем, что каждый следующий уровень рассматривается в ней как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, все высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие. Судя по признакам, Россия в данный момент стоит на оранжевом этапе развития, с предпосылками перехода на зеленый.

Аспект происходящей трансформации связан с феноменом сетевого текста, сформированного пе^мышлением. В отличие от теории Грейвса, где развитие спрогнозировано на несколько уровней вперед от того, на котором мы находимся сейчас, теория развития текстов Прониной пока остановилась на сетевом. Почему мы называем его феноменом? Дело в том, что мы заметили важное противоречие. А именно: при наличии всех характеристик, свойственных сетевому тексту, его содержание зачастую включает в себя другие виды текстов - к примеру, гедонистический текст, родившийся в парадигме драйв-мышления, или смысловыявляющий, появившийся в период гуманистического мышления. Порой в сетевом тексте можно узнать также мифологический, убеждающий и прагматический тексты, относящиеся к магическому, рационалистическому и позитивистскому мышлению соответственно. Таким образом, форма сетевого текста не совпадает с содержанием.

В результате возникает вопрос: что такое сетевой текст? Это действительно один из видов текста, или это все-таки форма выражения? Очевидно, что это совершенно новый продукт СМИ, в обилие представленный в Интернете и уже появившийся в печати. Какое значение это явление имеет для российского и мирового сообщества?

Если вновь отталкиваться от теории спиральной динамики с ее единицами измерения цМемами, то можно предположить, что при появлении личностей, которые будут вносить в общество цМемы высшего уровня развития, используя при этом Интернет как площадку

взаимодействия и сетевой текст как форму выражения, то эти факторы ускорят переход всего общества на другой новый уровень.

«Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними» [13].

Таким образом цепочка преобразований которая сейчас выстраивается, выглядит таким образом: предпосылки перехода общества на новый уровень развития - люди с новым уровнем осмысления - Интернет как площадка взаимодействия - сетевой текст как показатель трансформированного сознания. Ввиду рассмотренных противоречий мы займем ту позицию, с которой сетевой текст является формой выражения существующих мыслей любого порядка и любого уровня сознания. Таким образом, этот феномен несет ту же функцию, что и последний бирюзовый уровень в теории Грейвса: он объединяет все, что было до него.

Кроме того, сетевой текст имеет свои уникальные типологические особенности. Это гипертекстовые ссылки или «линки», которые пронизывают всю толщу культуры и благодаря которым текст в себе самом несет указание: в какие разнообразные контексты он может быть включен, и какие при этом может иметь разнообразные значения. Благодаря всемирной паутине появилась такая возможность. По выражению Е. Е. Прониной, каждый «линк» - это дополнительная степень свободы проникновения в суть сообщения и интерпретации данных... Когда-то для развития логики науки стало очень конструктивным предположение Ф. Франка о «свободе воли» электрона. А сегодня специфику №^мышления следовало бы определять как «свободу воли» сетевого текста, уже который на протяжение десятилетия связывают с феноменом «сетевой культуры» и «сетевого сознания».

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - М., 1982. - Т. 2.

2. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. - М., 1931. - С. 55.

3. Джемс, У. Существует ли сознание? / У. Джемс // Новые идеи в философии. - 1913. - Сб. 4.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. : в 9 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1985. - Т. 3.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.

6. Международный казахский сервер [Электронный ресурс]. - URL : http://www.kazakh.ru/ talk/mmess.phtml?idt=32766.

7. Ольшанский, Д. В. Психология масс / Д. В. Ольшанский. - СПб., 2001.

8. Пронина, Е. Е. «Живой текст»: четыре стилевых признака net-мышления / Е. Е. Пронина // Сборник учебно-методич. мат-лов по

курсу «Психология журналистики». - М., 2006.

- С. 34-40.

9. Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. - М., 2006.

10.Психологический словарь [Электронный ресурс]. - URL : http://psi.webzone.ru.

11.Сравнительный анализ теории Грэйв-са с 25 психологическими эволюционными классификациями [Электронный ресурс]. -URL : www.clarewgraves.com/theory_content/ compared/CGcomp1.htm.

12.Форум «Трансформация сознания в эпоху Интернета» [Электронный ресурс] // Ифор-мационное общество и интеллектуальные информационные технологии XXI века. - URL : // http://www.futurerussia.ru/conf/transform.htm.

13.Эволюция ценностей : теория Грэйвса и спиральная динамика [Электронный ресурс].

- URL : http://nlping.ru/?id=432CBFC3-F44FD-314CDA54.

Ал. а. селютин

трансформация традиционного образа автора в коммуникативном пространстве интернет-среды

В статье анализируется трансформация традиционного образа автора в виртуальном пространстве, обусловленная коммуникативными особенностями Интернет-среды.

Ключевые слова: коммуникативное пространство, интернет, модели, форма, текст.

Коммуникативное пространство Интернет-среды, обладая пластичностью и новизной структуры, находится в состоянии формирования, что обуславливает определенные преобразования традиционных для устной и письменной речи явлений. Одним из подобных трансформирующихся феноменов является образ автора.

Традиционный текст, попадая в рамки Интернет-пространства, преобразуется в гипертекст, характеризующийся динамичностью и изменчивостью структуры. В свою очередь гипертекст, находясь в определенной коммуникативной ситуации, становится площадкой для формирования виртуального дискурса, модифицированного некими экстралингвистическими данными. Таким образом, мы рассматриваем традиционный текст как форму гипертекста, а гипертекст - как форму виртуального дискурса. Подобное преобразование традиционного текста в Интернет-пространстве влияет

на изменение различных текстовых категорий, наиболее значимой из которых является образ автора.

Характеризуя образ автора в традиционном тексте, Н. С. Болотнова утверждает, что «автор и адресат как ключевые компоненты единой модели коммуникации, связанные с порождением и восприятием текста, не только диалектически сопрягаются, но и «взаимопрони-каемы» в функциональном и коммуникативном отношении. Образ адресата присутствует в сознании автора на разных этапах порождения текста, определяя коммуникативную стратегию произведения и проецируя коммуникативный эффект» [1. С. 140]. Таким образом, мы видим взаимодействие образа автора и адресата на уровне обмена информацией, однако между ними присутствует отчетливо выраженная граница, не допускающая «слияние» этих двух образов в одно целое. При этом образ автора отчетливо выражен, «является синтезирующей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.