Научная статья на тему 'Трансформация стратегий управления запасами: от альтернативности к комплементарности'

Трансформация стратегий управления запасами: от альтернативности к комплементарности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ИЗДЕРЖКИ ДЕФИЦИТА / ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАПАСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Двас Александр Григорьевич

Статья содержит историко-эволюционный и сравнительный анализы стратегий управления запасами с позиций теории издержек. Обосновываются возможность и факторы, позволяющие эффективно совместно применять разные стратегии в отношении разных товарных групп в рамках одного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация стратегий управления запасами: от альтернативности к комплементарности»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ: ОТ АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ К КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ

INVENTORY MANAGEMENT STRATEGIES TRANSFORMATION: FROM ALTERNATIVENESS TO COMPLEMENTARITY

Двас Александр Григорьевич,

Менеджер логистического подразделения

ООО «ОримиТрэйд» [email protected]

Dvas Alexander Grigorievich Logistics manager Orimi Trade Ltd [email protected]

Аннотация: Статья содержит историко-эволюционный и сравнительный анализы стратегий управления запасами с позиций теории издержек. Обосновываются возможность и факторы, позволяющие эффективно совместно применять разные стратегии в отношении разных товарных групп в рамках одного предприятия.

Abstract: The article contains historical, evolutionary and comparative analyses of inventory management strategies from the standpoint of expenses theory. This study justifies the possibility and the factors, which provide an opportunity to jointly and effectively apply different strategies to different product groups within the framework of a single enterprise.

Ключевые слова: стратегия управления запасами, логистические издержки, издержки дефицита, оптимизация запасов.

Keywords: inventory management strategy, logistics expenses, expenses of defecit, inventory optomization.

Как показывают многочисленные опубликованные данные результатов обследования крупнейших мировых корпораций, значительная часть оборотного капитала всех компаний (иногда эта доля достигает 50 процентов) «замораживается» в запасах, и при этом расходы на содержание запасов составляют не менее четверти от общего объема издержек, чтосвидетельствует о высокой актуальности исследований, направленных на повышение эффективности управления товарными запасами [1].

Ретроспективный анализ позволяет сделать вывод о том, что стратегические подходы к управлению товарными запасами претерпевали серьезные трансформации вслед за изменениями базовых экономических теорий, из которых наиболее значимым являлся переход от представлений о процессе воспроизводства как предмете экономики к утверждению примата действия рыночного механизма. В результате такого перехода произошло изменение подхода к запасам - если ранее они воспринимались исключительно с позиции обеспечения устойчивости процесса воспроизводства, то теперь - с позиции теории издержек. Однако и сама теория издержек претерпевает серьезные изменения в последние годы.

Следствием этих изменений явилось, в том числе, появление новых стратегий управления запасами, принципиально отличающихся от предшествующих. Исторически сложившимся естественным образом подходом к управлению запасами сталастратегия максимизации уровня запаса.До начала ХХ века поддержание высокого уровня запаса ассоциировалось с успешностью и благополучием предприятия.

В советской экономике раннего периода следование стратегии максимизация запасов в организациях не приветствовалось руководством, но фактически данная стратегия лежала в основе деятельности многих предприятий, так как существовала необходимость снижения зависимости от

поставщиков, потребителей и смежных предприятий.Развитие экономики постепенно привело к изменению взглядов на поддержание товарных запасов - товары стали приобретаться тогда, когда в них была потребность, а не когда появлялась возможность их купить. Однако в эпоху застоя в Советском Союзе имело место повторение тенденций необоснованного накопления запасов. Отечественная экономика 1970-1980 годов - яркий пример фактической реализации концепции максимизации запасов. Цели создания запасов (повышение эффективности производства, обеспечение обслуживания потребителей, страхование сбоев поставок, защита от повышения закупочных цен, экономия на оптовых скидках, экономия на транспортировке) были превалирующими, и они однозначно определяли положительное отношение к запасам. Затраты же на формирование и содержание запасов во внимание практически не принимались -финансирование выделялось из государственного бюджета на беспроцентной основе, и предприятия не были заинтересованы в сокращении этих издержек.

Данная стратегия реализовывалась длительное время, и на данный момент в связи с ростом затрат на формирование и содержание запасов и наращиванием практического опыта управления, количество компаний, использующих эту стратегию, значительно снижается.Вместе с тем, необходимо отметить, что стратегия максимизации запасов отдельных номенклатурных позиций может использоваться и в эффективном рыночно-ориентированном бизнесе в случае высоких издержек, связанных с дефицитом запаса этих позиций и нестабильностью внешней среды (так называемые издержки дефицита). Кроме того, в отдельных специфических случаях может существовать необходимость поддержания если и не максимального, то близкого к этому значению запаса - например, когда предприятие пользуется банковским кредитом, обеспечением которого является товар на складе или товар в обороте.

Развитие экономики в начале ХХ века привело к росту промышленного производства, что, соответственно, повлекло за собой наращивание объемов

многономенклатурных запасов. Вэто время начал развиваться научный подход к управлению запасами, который позволил находить оптимальный уровень запасов при минимальных затратах на его содержание. Однако на данном этапе развитие теоретической базы не позволяло однозначно ответить на вопрос, по какому критерию вычисляется оптимальный уровень запаса. Во второй половине 1910-х годовначал разрабатываться научный подход к оптимизации уровня запаса исходя из оптимального размера заказа. Однако в этот период различие между минимизацией затрат и минимизацией уровня запасов не принималось во внимание. В результате на протяжении 1920-х годов возникло множество случаев, когда компании снижали запасы до такого уровня, который приводит к снижению эффективности производства и сбоям в работе компании.

Учет подобного рода ошибок в деятельности, направленной на оптимизацию уровня запасов, обеспечил развитие методической базы для оптимизации размера запаса, разработке классического инструментария и методов управления запасами. Теория оптимизации уровня запаса продолжила развиваться,исходя из критерия минимизации совокупных затрат на создание и поддержание запаса. При этом положительное отношение к запасам сохранялось и в этот период. Разрабатываемый в этот период подход к управлению запасами состоял в осознании необходимости содержания запаса, но в оптимальном, экономически обоснованном объеме.

До сих пор стратегияоптимизации запасовявляется широко признанной и наиболее часто применяемой. В Российской же практике, задача оптимизации уровня запасов на большинстве предприятий до сих пор так и остается нерешенной, несмотря на мировой опыт и неплохую теоретическую базу.

Начало третьего (с исторической точки зрения) подхода к управлению запасами - стратегии минимизации запасов - связано с появлением и совершенствованием логистики в бизнесе и усилением роли японского менеджмента в формировании тенденций в данной отрасли. Развитие

технологий сделало возможным снижение уровня запасов без потери качества обслуживания производства и потребителей. Стала значительно сокращаться длительность производственного цикла, что совместно с развитием систем управления качеством и при постоянном характере потребления позволило развить систему Just-In-Time (JIT), которая почти полностью ликвидировала страховые запасы.

Японские специалисты открыли новый взгляд на запас, определяя его как буфер, сглаживающий неслаженность поставок, пополняющих запас, и характеристик потребления, предполагающего использования запасов. По мнению японских специалистов, запас всегда ассоциируется с потерями и является ширмой, за которой скрываются недостатки в работе компании. За запасами могут скрываться следующие проблемы в деятельности предприятия:

• недостатки системы планирования;

• сбои в поставках продукции;

• низкое качество материалов и готовой продукции;

• сбои в производстве;

• неспособность производить продукцию мелкими партиями;

• недостатки системы закупок;

В японской практике принято считать, что запас - это явление, которое позволяет предприятию функционировать, не решая проблемы, вызывающей запас. В качестве скрываемых проблем могут оказаться следующие:

• увеличение текущих затрат, связанных с содержанием запасов, из-за роста стоимости содержания складов, налоговых выплат, страховых платежей, оплаты обслуживающего персонала;

• снижение скорости реакции на требования потребителя;

• усложнение системы управления запасами;

• снижение прибыли на инвестированный капитал;

• необоснованное увеличение складских площадей;

• перепроизводство, которое в последствие может вызвать устаревание продукции;

• увеличение себестоимости продукции

Современное предприятие заинтересовано в решении своих проблем, а, следовательно, в сокращении запасов, вызываемых этими проблемами. В связи с таким подходом к оценке требуемых объемов запасов, образовалась новая тенденция - сводить запасы на фирмах к минимуму. Впоследствии, стали развиваться логистические системы/технологии, позволяющие значительно снижать уровень запасов. Система MRP[3] (MaterialRequirementsPlanning), например, связывает запасы непосредственно с плановым объемом производства. Технология JIT позволяет работать почти без запасов. Все эти системы (технологии) минимизируют запасы, обеспечивая при этом требуемый уровень качества логистического обслуживания потребителей. Стратегия минимизации запасов стала ключевой для компании Toyota, а затем и многих компаний во всем мире.

Реализация подхода минимизации в управлении запасами может привести к тем же количественным уровням запаса, что и оптимизация. Более того, аппарат расчета уровня запаса в обоих случаях может быть идентичен.

Принципиальное отличие двух последних подходов к управлению состоит в следующем:

1. Оптимизация уровня запаса - выражение положительной точки зрения на запас: запас ослабляет непосредственную зависимость от смежных звеньев цепи движения товарно-материальных ценностей. Минимизация уровня запаса - выражение отрицательной точки зрения на запас: запас изолирует звенья бизнес-цепи друг от друга, мешая интеграции логистической цепи.

2. Оптимизация запаса концентрируется на расчетных задачах работы с запасами, стараясь определить наиболее экономичный уровень запаса, приводящий к минимизации совокупных затрат, связанных с созданием и

поддержанием запаса. Минимизация запаса связана, прежде всего, с работой по интеграции цепи движения материального потока, связанного с рассматриваемым запасом, то есть непосредственно с процессом управления запасами.

Необходимо отметить, однако, что, как показывает практика, стратегия минимизации запасов, способная минимизировать издержки, связанные с формированием и содержанием запасов, не обеспечивает ликвидацию рисков, связанных с издержками дефицита (издержек дефицита). В качестве примеров можно привести сбой в работе крупнейших автомобильных корпораций из-за нарушений поставок комплектующих. Так18 марта 2011 года ToyotaMotorCorporationостановила работу всех своих заводов в Японии и резко сократила сборочные работы в 51 производственных дочерних компаниях, расположенных в 26 странах и регионах, по причине трудностей в обеспечении этих заводов комплектующими, возникших вследствие землетрясения, что привело к сокращению прибыли компании на треть[2]. А компания FordMotorCompany в период с 2011 года по 2015 год неоднократно останавливала на период от нескольких дней до нескольких недель завод во Всеволожске из-за сбоев в поставке комплектующих [5].

В этой связи принципиально важно отметить, что появление новых подходов в отношении к запасу не требует отказа от предыдущих точек зрения. Подход максимизации запаса получил развитие в теории оптимизации запаса как альтернативное решение при работе с отдельными группами номенклатуры или ассортимента. Появление противоположной (отрицательной) точки зрения на запас и развитие подхода, связанного с минимизацией запаса в организациях, также не должно отвергать предыдущий опыт, но - расширять возможности выбора решений в практике управления запасами.

Выбор той или иной стратегии управления запасами зависит от многих факторов, таких как:

• степень неопределенности и структура спроса на товар;

• стабильность рынка, на котором функционирует компания;

• экономико-географические особенности функционирования компании

• надежность поставщиков компании;

• выбранная миссия, цели и разработанная стратегия деятельности компании;

• субъект управления запасами в компании и его компетентность в данной области.

При этом, компания может следовать реализации той или иной стратегии, не имея четко сформулированных в формализованном виде актов, отражающих использование одной из них в своей деятельности. То есть, различные действия компании в системе управления запасами могут соотноситься с характерными чертами одной из стратегий, но при этом, субъект управления данной системы не будет четко инициировать использование этой стратегии. Общим при этом является сочетание экономико-математических методов прогнозирования товарных запасов с контроллингом.

Использование приемов математической статистики даёт возможность рассчитать оптимальный размер запаса по каждой товарной группе и определить, при какой величине запаса спрос потребителей будет удовлетворен и издержки предприятия будут минимальными.

Наиболее экономичный размер текущих товарных запасов или размер оптимальной партии поставки с учетом издержек обращения определяется с использованием известной формулы Уилсона (формула 1) [4]:

(1)

где EOQ - оптимальный размер партии поставки; Т - объем покупательского спроса (товарооборота); К - издержки по доставке одной партии; С - издержки на хранение единицы запаса.

При этом, существует ряд модернизированных формул Уилсона, учитывающих различные факторы, влияющие на размеры поставляемых партий. Формула, увязывающая взаимосвязь размера партии с издержками, связанными с дефицитом запасов, приведена ниже (формула 2):

EOQ =

N

2 *Т*К*(С + Н)

-сГн-' (2)

где Н- издержки, вызванные дефицитом запасов.

Исходя из этого, можно получить оптимальную частоту поставок по каждой товарной группе, оптимальное число поставок, что так же является важным для оптимального управления товарными запасами в рамках любой современной стратегии управления запасами.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1.Стратегические подходы к управлению товарными запасами претерпевали серьезные трансформации вслед за изменениями базовых экономических теорий, из которых наиболее значимым являлся переход от представлений о процессе воспроизводства как предмете экономики к утверждению примата действия рыночного механизма,в результате которого произошло изменение подхода к запасам - если ранее они воспринимались исключительно с позиции обеспечения устойчивости процесса воспроизводства, то теперь - с позиции теории издержек.

2. Стратегия максимизации запасов не предусматривает в качестве критериев учет издержек, стратегия минимизации запасов ориентирована на сокращение издержек, связанных с формированием и содержанием запасов, стратегия оптимизации запасов - на сокращение совокупности логистических издержек, включая издержки дефицита.

3. Выбор той или иной стратегии управления запасами (максимизация, оптимизация или минимизация) зависит от многих факторов, таких как уровень неопределенности и структура спроса на товар, стабильность рынка, на котором функционирует компания, экономико-географические особенности функционирования компании, надежность поставщиков

компании, выбранная миссия, цели и разработанная стратегия деятельности компании, субъект управления запасами в компании и его компетентность в данной области.

4. Особое значение для эффективного управления запасами имеет прогнозирование состояния запасов в условиях неопределенности и организация обратных связей в системе управления запасами в целях снижения уровня неопределенности.

5. По результатам сочетания эффективного прогнозирования состояния запасов и контроллинга возможно применение в рамках единой системы управления запасами одновременно нескольких стратегий управления запасами в отношении разных товарных групп.

Литература

1) Взаимосвязь логистики и маркетинга [Электронный ресурс].— 2008 — Режим доступа: http://www.advertology.ru/article57906.htm (дата обращения: 13.03.2015)

2) Всеволожский завод Ford остановит конвейер из-за нехватки комплектующих [Электронный ресурс]. - 2012 - Режим доступа: http://top.rbc.ru/rbcfreenews/20121115142818.shtml (дата обращения: 21.04.2015)

3) Олейник П.П. Корпоративные информационные системы — СПб.: Питер, 2012. — 176 с.

4) Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. - М.: Инфра-М, 2006. - 608 с.

5) Toyota asks overseas production units to stop working overtime [Электронныйресурс]. - 2011 - Режимдоступа: http://web.archive.org/web/20110319092807/http://english.kyodonews.jp /news/2011/03/79381.html(датаобращения: 20.04.2015)

References

1) Interconnection between logistics and marketing [Electronic resourse].— 2008 — Access: http://www.advertology.ru/article57906.htm (date of access: 13.03.2015)

2) Ford factory in Vsevolozsk is going to stop the assembly line due to the lack of components [Electronic resourse].— 2012 — Access: http://top.rbc.ru/rbcfreenews/20121115142818.shtmKdate of access: 21.04.2015)

3) Oleynik P.P.,Corporate information systems — St. Petersburg.: Piter, 2012. — 176 p.

4) Sergeyev V.I.,Logistics in business. - M.:Infra-M, 2006. - 608 p.

5) Toyota asks overseas production units to stop working overtime [Electronic resourse].— 2011 — Access: http://web.archive.org/web/20110319092807/http://english.kyodonews.jp /news/2011/03/79381.html(date of access: 20.04.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.