Научная статья на тему 'Управление запасами в системе поставок машиностроительного предприятия'

Управление запасами в системе поставок машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОВНЕЙ ЗАПАСОВ / ЦЕПИ ПОСТАВОК / INVENTORY CONTROL / MODELING OF INVENTORY LEVELS / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова Юлия Константиновна, Перин Анатолий Леонидович, Ярыгин Олег Николаевич

В работе рассматривается обобщенная интегрированная модель управления запасами предприятия и цепью поставок. Показаны причины возникновения издержек обладания запасами и способы их преодоления, в частности с помощью имитационного моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVENTORY CONTROL IN THE SUPPLY OF ENGINEERING ENTERPRISE

In this paper we consider the generalized model of integrated inventory control and supply chain management. The causes of the costs of owning stocks and ways to overcome them, in particular by means of simulation, are discussed.

Текст научной работы на тему «Управление запасами в системе поставок машиностроительного предприятия»

УДК 338

УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В СИСТЕМЕ ПОСТАВОК МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2013

Ю.К. Свиридова, магистрант А.Л. Перин, магистрант О.Н. Ярыгин, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент организации»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия).

Аннотация: В работе рассматривается обобщенная интегрированная модель управления запасами предприятия и цепью поставок. Показаны причины возникновения издержек обладания запасами и способы их преодоления, в частности с помощью имитационного моделирования.

Ключевые слова: управление запасами, моделирование уровней запасов, цепи поставок.

Оптимальное управление запасами является одним ния спроса, а так же (2) общее предубеждение, каковым

из важнейших условий успешной работы предприятия, обеспечивающим значительное снижение производственных издержек. Управление запасами отвечает на непростые вопросы: «Что, когда и в каком количестве должно быть заказано и закуплено, чтобы обеспечить бесперебойное производство, и при этом не хранить излишних материалов и комплектующих?» Как обычно ответы на простые вопросы - оказываются достаточно сложными. Вообще, управление запасами предприятия и их оптимизация - очень интересная тема, многие специалисты говорят о наиболее эффективном управлении запасами в логистике, где оно рассматривается с точки зрения минимизации совокупных издержек. То есть оптимизация товарных запасов рассматривается в первую очередь, как снижение затрат на их создание и обслуживание. Управление товарно-материальными запасами имеет финансовый и маркетинговый аспекты. Эффективность управления запасами не может оцениваться только издержками на их создание и обслуживание, а стратегия управления запасами не может строиться только на снижении этих издержек, и оптимальное управление запасами подразумевает такую политику управления запасами, которая гармонизирует все аспекты, связанные с этой задачей, а не только оптимизацию запасов на складе [1].

Исследования управления цепями поставок расширили рамки классической мульти-эшелонной теории запасов за счет включения более реалистичных свойств, таких как конкуренция, децентрализованная собственность, информационная асимметрия. В результате, появляются новые рекомендации, как повысить эффективность цепи поставок путем координации, обмена информацией и эффективной конкуренции. Однако, большинство из этих исследований наследует давние традиции, предполагая, что лица, принимающие решения вполне рациональны, то есть действуют оптимально при управлении ресурсами. Но цепи поставок являются невероятно сложными объектами с многочисленными динамическими элементами и разнообразными видами взаимодействий. Менеджеры, преодолевая сложность цепей поставок, вынуждены ограничивать пространство задачи, сознательно или бессознательно, выбрав ограниченный набор входных факторов для обоснования принимаемого решения, и использовать упрощенные эвристики. Таким образом, хотя менеджеры, как правило, стремятся к оптимизации, они не всегда и необязательно достигают наилучших решений, из-за их ограниченной информации и способности к принятию решений.

Авторы многих работ изучают систематические отклонения решений по управлению запасами от возможных лучших решений, и то, как эти отклонения влияют на состояние системы. Важнейшими отклонениями такого рода являются: (1) чрезмерная реакция на измене-

является «прогнозирование спроса».

Под чрезмерной реакцией имеется в виду то, что менеджер завышает (занижает) заказы по сравнению с наилучшим возможным решением, видя изменения спроса. Предубеждение, состоящее в использовании прогнозирования спроса, проявляется либо в виде ошибки в субъективной реакции менеджеров на изменение спроса, либо в использовании простых количественных методов прогнозирования. Ошибки менеджмента являются причиной Ьи1^Ыр-эффекта, который считается основным фактором и симптомом нарушения работы цепи поставок (П. Сенге [2], Дж. Форрестер [3], Дж. Стерман [4])

В работах зарубежных исследователей высказываются предположения, что стремление к оптимальному реагированию на изменения спроса, является одной из причин Ьи1^Ыр-эффекта. Они моделировали этот оптимальный ответ с помощью стационарного спроса с положительной автокорреляцией и показали, что существует стратегия, обеспечивающая наилучшую реакцию менеджера. Однако, имитационное моделирование свидетельствуют о том, что причина Ьи1^Ыр-эффекта может быть именно в стремлении к оптимальным ответам [4].

Важным вопросом, который возникает в многозвенных цепях поставок (ЦП), состоит в обеспечении пропускной способности и оперативности цепи. Это требует координации стратегий между различными звеньями и может охватывать распространение информации, управление запасами, транспортировку и множество других управленческих решений. Из-за того, что имеется много возможных переменных решения, координация работы ЦП в целом является сложной даже в тех случаях, когда единственная фирма управляет всеми звеньями. «Когда же звенья ЦП являются различными фирмами, задача становится совершенно обескураживающей» [4].

Однако для формирования собственной, а тем более общей стратегии участников (звеньев) ЦП, требуется единая для всех участников модель, позволяющая оценивать совокупные издержки и выгоды от предпринимаемых действий. При современных возможностях Интернета организации, включенные в глобальные сети, могут практически мгновенно связываться с партнерами и выстраивать цепи поставок для создания продукции или услуг. Несмотря на это достижение (информационный обмен) в области управления ЦП, каждая отдельная организация до сих пор сталкивается со сложной задачей, состоящей в принятии оптимального решения в условиях неопределенности.

Эффективным средством исследования Ьи1^Ыр-эффекта в ЦП становится имитационное моделирование. К сожалению, приходится отметить, что публикаций о завершенных исследованиях, посвященных моделированию Ьи1^Ыр-эффекта на русском языке практически нет. Все упоминаемые выше работы, за исключением

книги П. Сенге [2] и первой книги Дж. Форрестера [3], представлены в зарубежной научной и учебной литературе и периодике и на англоязычных Интернет-ресурсах. Поэтому данное направление представляет большой интерес как с точки зрения освоения достигнутых результатов, так и с целью разработки собственных моделей, ориентированных на конкретные приложения в современной российской бизнес-среде.

Различают производственные и товарные запасы. Производственные запасы формируются в промышленных предприятиях и предназначены для обеспечения бесперебойность производственного процесса. Товарные запасы находятся у предприятий-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах распределения у производителей и торговых компаний. Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей разного уровня (различных звеньев цепи поставок) продукцией.

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться.

В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа. Пороговый уровень запаса (точка «перезаказа») используется для определения момента осуществления очередного заказа. Гарантийный запас (страховой или резервный) - в классификации по исполняемой функции - и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств, приводящих к задержке поставок.

Целью создания запасов (материальных ресурсов, готовой продукции) на предприятии является достижение разнообразных целей, таких как:

страхование сбоев в поставках - запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции;

защита от повышения закупочных цен - защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции;

экономия на транспортировке - экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. В то же время, перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов;

повышение эффективности производства - запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования.

В таблице 1 представлены положительные аспекты обладания запасами различных типов.

Наравне с общепринятыми целями создания запасов существуют объективные факторы повышения уровня запасов. Остановимся на некоторых из них:

- низкое качество закупаемых товаров - одна из причин роста уровня запасов в компании. Легче заказать на 10% больше товаров, чем пытаться установить причину низкого качества поставляемого товара. Для многих предприятий заказывать больше, чем требуется, стало обычной практикой защиты от получения некачественных товаров.

- надежность поставок также подталкивает предприятие к созданию страховых (гарантийных) запасов для компенсации возможных сбоев в поставках.

- увеличение времени выполнения заказа, очевидно, требует создания большего запаса различных видов товарно-материальных ценностей для поддержания потребления на время поставки. Сокращение времени между подачей заказа и приемкой поступившей поставки - одна из наиболее важных целей логистики и современного бизнеса в целом.

- неточное прогнозирование спроса (потребности) - объективная особенность процесса управления запасами в условиях динамичного развивающегося рынка. Неопределенность предполагаемого спроса требует создания повышенного уровня запаса для удовлетворения возможного потребления.

- увеличение расстояний поставки - черта нового времени. Большие расстояния между поставщиками и покупателями часто приводят к повышению уровня запасов, которые компенсируют неопределенность, возникающую при длительной транспортировке.

- неэффективное производство требует содержать запасы, сверх необходимых объемов для компенсации брака или потерь на производстве. Одним из показателей неэффективности производственной системы является большой объем запасов незаконченного производства у каждого рабочего места. К увеличению запасов в производстве приводят также длительные циклы производства.

Таблица 1 - Положительные стороны различных типов запасов

ЗАПАСЫ

Материальных ресурсов и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования; обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев; избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования

Готовой продукции позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства; создавать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса

Материальных ресурсов позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок

Незавершенного производства и готовой продукции создавать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса; поддерживать неожиданный рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами

Управление различными видами запасов занимает ключевое место в логистической системе организации. Обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в требуемом количестве и заданного качества - важнейшая гарантия эффективного функционирования предприятия.

Объём запасов, их размещение, динамичная зависимость от потребностей последовательных стадий производства в большой степени определяют эффективность материальных потоков внутри организации и во внешней среде.

Именно запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции непосредственно увязывают организацию с ее поставщиками и потребителями, формируя цепи поставок в логистических сетях и экономике в целом.

В нашем исследовании рассматривается обобщенная

модель управления ЦП. Под логистическими задачами понимается широкий спектр проблем, связанных со складским, транспортным, производственным перемещением ресурсов и затратами на эти действия. Основной акцент делается на задаче управления цепью поставок (ЦП).

Цель интегрированного управления ЦП, описанная выше, лаконично задается формулой «6 © 1». Данная формула предписывает поставить требуемый вид продукции (1), заданного качества (2), в нужном количестве (3), в назначенный момент времени (4), в указанное место (5) по установленной цене (6) с минимальными затратами (7). Критериями оптимальности при решении задач управления ЦП служат затраты на определение и оформление заказов, транспортировку, хранение, а также временные затраты.

Системная модель цепи поставок (ЦП) состоит из последовательно связанных между собой подсистем, каждая из которых моделирует отдельного участника цепи поставок (потребитель, поставщик 1-го уровня, поставщик 2-го уровня и т. д. до производителя).

Между соседними подсистемами возникают информационный и материальный потоки.

Ü! _к. /-----/_fc.

11о П: —s - V- nN

информационный поток (заказы на поставку): < - материальный поток (отгруженные матери алы в пути).

Рисунок 1 - Структурная модель ЦП

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции. [1]

Параметры материального потока:

- номенклатура, ассортимент и количество продукции;

- габаритные характеристики и весовые характеристики;

- физико-химические свойства материалов

- условия транспортировки и хранения

- стоимостные характеристики (тарифы) и др.

Информационный поток - поток сообщений в той

или иной форме, соответствующий материальному по-току[1]. Логистическая цепь или цепь поставок - упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования, поставщиков и т.д.) осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одной логистической системы до другой или до конечного потребителя [1].

Спр ос

Запас Участник цепи поставок Заказ

Доставка -►

Дефицит Отгрузка

Материалы

в пути

Рисунок 2 - Системное представление участника цепи поставок

Системный анализ звена цепи поставок позволяет выделить входные и выходные параметры различной природы.

Информационный входной параметр представляет собой спрос на данный период работы (на начало рабочего дня, недели и т. п), а информационный выходной параметр - заказ, подаваемый в течение данного периода (в конце рабочего дня, недели и т.п.)

Материальные входные параметры:

- запас (или дефицит) материала или незавершенной продукции в данном звене ЦП,

- прибывший материал «сверху по течению»,

- материалы в пути, направленные из звена ЦП «сверху по течению».

Материальный выходной параметр - отгрузка «вниз по течению».

На основании построенной модели удается моделировать не только процесс поддержания заданных уровней запасов различного вида, но и управлять процессом заказывания и доставки материалов и комплектующих для обеспечения машиностроительного производства. Связь с поставщиками различных уровней обеспечивается с помощью интерент-технологий. Что позволяет снизить издержки, возникающие в цепях поставок и на складах предприятия [3, 4, 5, 6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Модели и методы теории логистики. /Под ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2007.-448 с. - ISBN 9785-91180-139-7

2. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций.- М.: Олимп бизнес, 2003-408 с.- ISBN 5-901028-62-7

3. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика).- М.: Прогресс, 1971.- 340 с.

4. Sterman J. Business Dynamics: Systems Thinking and Modeling for a Complex World, Irwin/McGraw-Hill, 2000. - ISBN 0-07-231135-5.

5. Ярыгин О.Н. Математическая модель цепи поставок для исследования bullwhip-эффекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 1. С. 63-67.

6. Сергеев Д.А. Асимметричная информация на рынке государственных закупок и некоторые направления ее преодоления // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 35-38.

INVENTORY CONTROL IN THE SUPPLY OF ENGINEERING ENTERPRISE

© 2013

J.K. Sviridova, undergraduate student A.L. Perin, undergraduate student O.N. Yarygin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Organization Management».

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation : In this paper we consider the generalized model of integrated inventory control and supply chain management. The causes of the costs of owning stocks and ways to overcome them, in particular by means of simulation, are discussed. Keywords: inventory control, modeling of inventory levels, supply chain management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.