Научная статья на тему 'Методологические основы построения системы управления запасами коммерческого предприятия'

Методологические основы построения системы управления запасами коммерческого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Двас Александр Григорьевич

В статье приводится обоснование возможности применения единого методологического и терминологического аппаратов для построения систем управления запасами коммерческого предприятия. Вводится понятие цели системы управления запасами и описывается алгоритм её достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения системы управления запасами коммерческого предприятия»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

METHODOLOGICAL BASIS OF INVENTORY MANAGEMENT SYSTEM CREATION IN A COMMERCIAL ENTERPRISE

Двас Александр Григорьевич,

Менеджер логистического подразделения

ООО «ОримиТрэйд» advas@dvas.ru

Dvas Alexander Grigorievich Logistics manager Orimi Trade Ltd advas@dvas.ru

Аннотация: В статье приводится обоснование возможности применения единого методологического и терминологического аппаратов для построения систем управления запасами коммерческого предприятия. Вводится понятие цели системы управления запасами и описывается алгоритм её достижения.

Abstract: The article provides a justification of a uniform methodological and terminological instruments implementation feasibility to create an inventory management system in a commercial enterprise. This paper introduces the notion of an objective of the inventory management system and describes the algorithm to achieve it.

Ключевые слова: логистические издержки, система управления запасами, целеполагание, субъекты управления логистикой.

Keywords: logistics expenses, inventory management system, goal setting, subjects of logistics management.

В последней трети ХХ века по мере восстановления товарных рынков, нарушенных Второй мировой войной, и сопровождающего этот процесс обострения конкуренции не только между производителями товаров, но и компаниями, осуществляющими продвижение соответствующих групп товаров от производителей к потребителям, особое значение стали приобретать вопросы снижения логистических издержек.

По данным различных исследователей в начале XXI века доля расходов, связанных с продвижением товара (включая затраты на хранение, транспортировку, упаковку и другие операции) составляют от 60 до 75 процентов от стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю[1].

При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с данными Европейской промышленной ассоциации и Промышленной ассоциации США:

• большая часть оборотного капитала компании отвлечена в запасы (от 10 до 50 процентов всех активов компании);

• расходы на содержание запасов в производстве составляют до 25-30 процентов от общего объема издержек;

• расходы на содержание запасов в общей структуре издержек на логистику составляют более 50 процентов, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи и кражи товаров [1].

Приведенные данные свидетельствуют о высокой актуальности исследований, направленных на повышение эффективности управления товарными запасами (как одним из активов предприятия). Особое значение подобного рода исследования имеют для поддержания конкурентоспособности российских компаний, так как период перехода российской экономики на рыночные условия совпал с периодом бурных, можно сказать революционных изменений логистических технологий, в том числе и существенным усовершенствованием механизмов и методов управления товарными запасами, а также издержками системы управления запасами.

Проблемы управления товарными запасами в рамках логистического менеджмента исследуется в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, таких как: Афанасьева Н.В., Бауэрсокс Д., Болт Г., Гаджинский А.М., Дыбская В.В, Иванов Д.А., Клосс Д., Кристофер М., Курганов В.М., Линдерс М.Р., Лукинский В.С., Миротин Л.Б., Неруш Ю.М., Портер М., Сергеев В.И.

Вместе с тем, многие аспекты указанной проблемы до сих пор не получили должного освещения в научных исследованиях. В частности, это относится к вопросам выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на выбор стратегии управления запасами, исследования механизмов такого влияния и разработки методов построения системы управления запасами (СУЗ) на базе выявленных закономерностей.

Эффективная система управления товарными запасами позволяет не только управлять снижением затрат на содержание запасов, но и поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне. Следовательно, управление товарными запасами должно рассматриваться в тесной увязке с системой управления предприятия в целом, или с системой управления конкретным бизнес-проектом, в случае, если управление предприятием строится не на дивизиональном принципе, а на матричном или проектном подходах. Необходимо отметить, что в последнем случае вполне вероятной может оказаться ситуация, при которой наиболее целесообразным способом реализации того или иного проекта в рамках производственной компании (особенно в быстроменяющихся как с продуктовой, так и с технологической точек зрения) будет выведение как можно большего количества сопутствующих операций на аутсорсинг или на «квазиаутсорсинг» (то есть когда выполнение отдельных операций передается компании, выделяемой из материнской компании специально для выполнения соответствующих операций).

Вариативность организационных механизмов решения проблемы повышения эффективности системы управления запасами является

следствием различий, возникающих на этапе целеполагания деятельности такой системы. В свою очередь, различия в целеполагании могут быть следствием самых разных причин: разной степени продуктовой однородности (или неоднородности), разной степени совершенства (или несовершенства) рынка сырья и/или готовой продукции, разницы долей логистических издержек в общих издержках производителя и т.д.Исходя из изложенного, с определенной долей условности цели управления запасами можно сгруппировать в две группы:

- цели, совпадающие целям функционирования организации;

- цели, не совпадающие целям функционирования организации.

Необходимо отметить, что с точки зрения целеполагания все

организации можно разделить на два класса - коммерческие, то есть имеющие в качестве цели получение прибыли, и некоммерческие, то есть для которых получение прибыли не является основной целью. Для коммерческих организаций, таким образом, в соответствии с вышеприведенной классификацией цели управления запасами могут либо совпадать с основной целью организации, то есть обеспечивать максимизацию прибыли в процессе управления запасами, либо не совпадать с этой целью, а именно -способствовать максимизации прибыли организации в целом, но не за счет максимизации прибыли в процессе управления запасами. В качестве примера последнего из описанных случаев можно привести ситуацию, когда сокращение запасов не может рассматриваться как единственная цель управления запасами, в силу необходимости учитывать так называемые издержки дефицита, то есть возможные издержки, связанные с потерями (как прямыми, например, финансовыми, так и косвенными, например, репутационными), которые может понести компания, не обеспечившая в какой-то момент времени поставку потребителям той или иной товарной позиции, или допустившая поставку в недостаточном для удовлетворения заявки потребителя объеме.

Несмотря на возможные различия конкретных целей управления запасами в рамках конкретных предприятий или бизнес-проектов, включение в число издержек управления запасами наряду с фактическими затратами на транспортировку, хранение, обслуживание запасов и т.п. виртуальных издержек (например, издержек дефицита) позволяет предложить единую формулировку цели системы управления запасами: целью системы управления запасами коммерческого предприятия является снижение совокупности издержек, связанных с управлением запасами, и издержек дефицита (именуемых в совокупности в дальнейшем издержки СУЗ).Принципиально важно отметить, что если объектом управления запасами являются непосредственно материальные запасы, то объектом системы управления запасами - процессы, обеспечивающие товаропотоки (сырья, готовой продукции), необходимые для нормального функционирования организации в соответствии с ее уставными целями и стратегией развития.

Применение предложенного унифицированного подхода к формированию целевого блока системы управления запасами позволяет решить две важные прикладные задачи.

Во-первых, представленный подход позволяет сгладить существующие даже в рамках одного предприятия противоречия в подходах к формулированию целей управления запасами.Например, с финансовой точки зрения предпочтительно сохранять низкий уровень запасов, поскольку высокий уровень запасов приводит к сокращению оборачиваемости капитала, с производственной точки зрения необходимо иметь определенный уровень запасов, которого будет достаточно для бесперебойного производства при любых нарушениях поставок, а с маркетинговой точки зрения целесообразно наличие как можно более высокого уровня запасов для обеспечения возможного спонтанного увеличения продаж при определенном стечении обстоятельств. Переход от физических параметров товарных

запасов к учету издержек позволяет обеспечить сбалансированность подходов к управлению запасами.

При этом, однако, приведенный пример разницы в подходах к управлению запасами наглядно показывает, что эффективность системы управления запасами во многом зависит от субъекта управления, который принимает участие в определении целей и обеспечивает непосредственное оперативное управление запасами. С этой точки зрения возможны несколько вариантов построения субъектно-объектных отношений в системе управления товарными запасами:

1) управление запасами осуществляется в рамках единой службы, институциализированной в форме обособленного структурного подразделения (наиболее характерно для дивизионального построения системы управления компанией);

2) управление запасами осуществляется в рамках единой системы управления проектом без или с выделением отдельного (но не обособленного!) структурного подразделения (наиболее характерно при проектной или матричной структуре управления компанией);

3) управление запасами осуществляется в рамках единой системы управления компанией, не имеющей функциональных подсистем (наиболее характерно для небольших компаний);

4) управление запасами осуществляется аутсорсинговой («квазиаутсорсинговой») компанией (наиболее характерно для крупных и особо крупных компаний с сетевой структурой управления).

Выбор варианта организации субъектно-объектных отношений в системе управления товарными запасами зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимыми являются:

- количество (как с точки зрения номенклатуры, так и с точки зрения объемных показателей) процессов, обеспечивающих товаропотоки в ходе нормального функционирования компании;

- количество контрагентов, осуществляющих поставку товаров (включая услуги по реализации товаропотоков) или их приобретение;

- доля издержек СУЗ в общей структуре издержек компании;

- соотношение издержек дефицита и издержек, связанных с управлением запасами.

Чем выше значения перечисленных выше показателей(кроме последнего), тем выше должна быть степень автономности субъекта управления потоками от субъектов управления иными объектами управления в рамках компании или бизнес-проекта. И наоборот, чем ниже перечисленные показатели, тем выше целесообразность максимальной интеграции системы управления запасами в единую систему управления компанией (бизнес-проектом). Другими словами, унификация цели не предполагает инвариантности организации субъектно-объектных отношений в рамках СУЗ.

Во-вторых, несмотря на то, что, как было показано выше, конкретные цели управления запасами в каждой конкретной компании могут варьироваться в зависимости от множества факторов, в любом случае общей целью создания системы управления запасами является сокращение издержек СУЗ, что позволяет предложить единый алгоритм, реализация которого составляет основу методологии построения СУЗ любой компании.

Такой алгоритм базируется на понимании того факта, чтов различных компаниях разные составляющие издержек СУЗ, могут характеризоваться как существенно различающимися удельными значениями (по отношению к общим издержкам компании), так и существенно различающимися парциальными (от латинского partialis - частичный) параметрами (то есть весовыми коэффициентами в полной совокупности издержек СУЗ), и при этом управление разнымивидами издержек СУЗ в рамках системы управления запасами требует применения различных, иногда прямо противоположных методов (например, сокращения или увеличения складских запасов).

В наиболее общем виде предлагаемый алгоритм представлен на

рисунке.

Рисунок. Алгоритм построения СУЗ

Исходя из предлагаемого алгоритма, для реализации на практике описанной методологии необходимо:

- исследовать технологические процессы управления запасами и присущие им виды издержек;

- исследовать существующие методы снижения издержек и выделить наиболее эффективные для каждого вида издержек;

- адаптировать отобранные методы снижения издержек применительно к конкретным организационно-технологическим особенностям компании;

- организовать обратную связь СУЗ.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на возможные различия конкретных целей управления запасами в рамках конкретных предприятий или бизнес-проектов, цель системы управления запасами (СУЗ) любого коммерческого предприятия может бытьунифицирована как снижение совокупности издержек, связанных с управлением запасами, и издержек дефицита.

2. С учетом того, что если объектом управления запасами являются непосредственно материальные запасы, то объектом системы управления запасами - процессы, обеспечивающие товаропотоки (сырья, готовой продукции), необходимые для нормального функционирования организации в соответствии с ее уставными целями и стратегией развития, такая трансформация объекта управления позволяет обеспечить единство методического подхода к построению СУЗ любого коммерческого предприятия.

3. Общая методология построения СУЗ заключается в реализации следующего алгоритма, закольцованного при помощи системы обратной связи:выявление критических издержек СУЗ ^ выбор методов снижения модульной величины (абсолютного значения приведенной стоимости)критических издержек СУЗ и соответствующих им оптимизационных процедур ^разработка организационных и технологических предложений по внедрению выбранных методов и оптимизационных процедур ^внедрение организационных и технологических предложений ^анализ эффективности реализованных мероприятий.

Литература

1) Взаимосвязь логистики и маркетинга [Электронный ресурс].— 2008 — Режим доступа: http://www.advertology.ru/article57906.htm (дата обращения: 05.03.2015)

References

1) Interconnection between logistics and marketing [Electronic resourse].— 2008 — Access: http://www.advertology.ru/article57906.htm (date of access: 05.03.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.