Научная статья на тему 'Эволюция развития систем управления запасами'

Эволюция развития систем управления запасами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4008
665
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ / ЛОГИСТИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюнин Дмитрий Константинович

В статье показаны основные направления развития теории и практики управления запасами в современных условиях. Анализируется взаимосвязь аналитических и практических решений систем управления запасами. Высказаны предложения по их дальнейшему развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция развития систем управления запасами»

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ.

Evolution of inventory control.

Тюнин Дмитрий Константинович, аспирант, г. Н. Новгород, ННГУ им.Лобачевского

tdk642007@yandex. ru

Аннотация: В статье показаны основные направления

развития теории и практики управления запасами в современных условиях. Анализируется взаимосвязь аналитических и практических решений систем управления запасами. Высказаны предложения по их дальнейшему развитию.

Annotation: The article shows the main directions of development of the theory and practice of inventory management in the modern world. Examines the relationship of analytical and practical solutions to inventory management systems. Suggestions for their further development.

Ключевые слова: управление запасами, логистика,

оптимизация .

Keywords: inventory management, logistics, optimization.

В настоящее время в теории управления запасами сложилась парадоксальная ситуация, с одной стороны, почти в каждом учебнике или учебном пособии по логистике есть разделы, посвященные управлению запасами, с другой стороны, -большинство логистических компаний и фирм, если судить по публикациям и различным опросам [1], практически не используют аналитические методы управления запасами. Известно, что управление запасами - ключевая логистическая функция, на долю которой, согласно различным источникам, вместе с транпортировкой приходится от 60 до 80% общих логистических издержек. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, целесообразно, на наш взгляд, остановиться на анализе состояния и истории возникновения и развития теории управления запасами.

Теория запасов - относительно молодая интенсивно развивающаяся наука. Первым этапом современной теории запасов считается рубеж XIX-XX вв. В 1887 г. была опубликована одна из первых книг, посвященная теме закупок, «Управление поставками для железной дороги - закупки, распределение», написанная Маршалом Киркманом. В 1888 г. Эджуорт впервые математически сформулировал задачу управления запасами (применительно к определению резервных денежных фондов). Согласно американским источникам «понятие современной теории управления запасами относится к 1915-1922 гг., когда несколько авторов (Davis R., Owen

H.S., Wilson R.H., Miller W.A., Penninngton G., McGill H.N., Clark F.E., Mellen G.F.), действуя независимо друг от друга, получили формулу для наиболее экономного размера партии, минимизирующего общие издержки хранения товара, для случая, когда спрос известен и является постоянной величиной» [4, с. 115], известную как формула Уилсона. Большая часть этих работ относится к последним годам данного периода и вызвана затруднениями в сбыте продукции и снижением уровня запасов, предвестниками мирового экономического кризиса в 1929 г. [3]. Что же касается авторства модели расчета оптимальной партии заказа (EOQ), то однозначного мнения среди специалистов нет. Наиболее полно дискуссия поданному вопросу отражена в статье [5].

Следующий этап становления и развития теории запасов обычно определяют периодом 1940-1970 гг. Вторая мировая война дала мощный толчок развитию количественных методов выработки решения в сложной обстановке. Зародилась новая отрасль знания -«исследование операций», важнейшей областью ее приложения стало снабжение военных и торгово-промышленных организаций, оптимизация которого немыслима без рационального управления запасами на складах. Было не редкостью, когда 25% и более

капитала промышленных компаний составляли запасы [10] и даже небольшой процент снижения их доли оборачивался ощутимой выгодой. В таких условиях и государство и фирмы щедро финансировали исследования по оптимизации запасов и способствовали быстрому внедрению их результатов в практику. Согласно [6, с. 16] «статья экономистов К. Эрроу, Т. Харриса и Дж. Маршака (1951 г.), была одной из первых, в которой давался строгий математический анализ простой модели управления запасами, а в 1953 г. Уайтином Т. был разработан стохастический вариант данной модели». Уайтин также уделил особое внимание роли складов в матричных экономических моделях типа леонтьевской и их значению в системе национальной обороне США. Там же, в США, выпускается серия книг по управлению запасами, предназначенных для менеджеров промышленных предприятий. В целом, в эти годы были рассмотрены динамические и вероятностные модели управления запасами, предложены решения многономенклатурных и многопродуктовых задач с учетом различного вида ограничений; началось систематическое изучение, и были получены первые результаты по формированию моделей (стратегий) управления запасами . Большинство специалистов считают, что в этот период сформировалась теория запасов как самостоятельное научное направление, которая, в свою очередь опиралась на теорию вероятностей и математическую статистику, теорию игр и принятия решений, теорию массового обслуживания, имитационное моделирование и другие дисциплины прикладной математики.

С 1970-х годов начался третий этап развития теории управления запасами, который можно назвать логистическим. В связи с развитием средств вычислительной техники и ростом популярности вычислительных систем возникла идея использовать их возможности для планирования деятельности предприятия, в том

числе для планирования производственных процессов. В это время снова усиливается интерес к детерминированным моделям теории запасов, при этом центр тяжести перемещается в область централизованного планирования производственных процессов и запасов сырья и полуфабрикатов, происходит увязка всех звеньев цепи материального потока. При логистическом подходе к управлению запасами инструментарий остается прежний, принципиально изменяется взгляд на сам запас. Запас как форма существования материального потока уже не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена. Именно появление логистических концепций об интеграции звеньев и элементов цепей поставок ( работы Д.Бауэрсокса, Р. Баллоу, Д. Клосса, М.Кристофера, Д.Ламберта, Дж. Стока, Д. Уотерса и др.) послужило толчком к активации исследований в области управления запасами. Данный этап ознаменовался не только углубленным изучением аналитических моделей и методов управления запасами, но и широким применением современных информационных технологий (системы MRP, MRPII, ERP, концепции QR «быстрого реагирования», JIT «точно-во-время» и др.). Несомненно, это способствовало развитию теории запасов и ее практическому применению в логистическом менеджменте в виде количественных методов управления потоковыми процессами. В логистической концепции система управления запасами не просто является одной из важных функций систем управления предприятиями, но выступает одной из мощных движущих сил их развития.

В [9] отмечается, что модели управления запасами заложили основы синтеза математической экономики и теории управления, внеся в первую динамические и вероятностные представления, а во вторую - экономические. Управление запасами выступает обычно в роли потребителя результатов таких научных дисциплин, как

экономика и экономическая статистика, используя в качестве исходной информации данные о структуре и параметрах критериев оптимальности, а также методики оценки экономической эффективности автоматизации управления запасами, вырабатываемые этими дисциплинами. В настоящее время теория управления запасами рассматривается как раздел общей теории управления.

Если посмотреть на историю запасов обобщено, то можно выделить три концепции управления (владения) запасами:

1. Концепция максимизации запасов.

2. Концепция оптимизации запасов.

3. Концепция минимизации запасов.

Концепция максимизации запасов, можно сказать, это уже наше прошлое. На протяжении длительной истории человечества большие запасы рассматривались как знак благополучия и процветания. Несомненно, высокий уровень запасов оправдан и необходим при производстве с высокими рисками, при неизвестном уровне потребления. Развитие производства и экономики постепенно привело к тому, что товары стали приобретаться тогда, когда они нужны, а не когда имеется возможность их купить. Яркий пример данной концепции - отечественная экономика 1970-1980 гг. При господствующем тогда всеобщем дефиците отчетливо прослеживается необоснованное накопление запасов, начиная от отдельных людей и заканчивая промышленными гигантами.

Концепция оптимизации запасов, как показано выше, берет свое начало с конца XIX века с развития научного подхода к управлению запасами, который позволил находить оптимальный уровень запасов при минимальных затратах на его содержание. В рамках этой концепции самый сложный вопрос, что считать оптимальным. До

сих пор данная концепция является широко признанной и наиболее часто применяемой.

Концепция минимизации запасов является самой молодой и обязана своим рождением японскому менеджменту. Первоначально разработанный компанией Toyota, а затем широко распространившийся и на другие компании, новый подход получил название just-in-time («точно вовремя», ЛТ). Цель этого подхода -сократить уровень запасов (или в идеале избежать хранения), тем самым значительно уменьшив издержки; способ достижения цели -жесткая синхронизации процессов поставки и потребления. К середине 80-х годов прошлого века Япония вырывается в лидеры в области промышленного производства. Основой конкурентного преимущества японцев явилось резкое снижение издержек производства и, как следствие, рыночных цен на продукцию машиностроительной, электронной и других капиталоемких отраслей. Принятая американцами политика протекционизма в отношении собственных товаропроизводителей, как ответная реакция на дешевый импорт японских товаров, не давала желаемых результатов: азиатские конкуренты продолжали теснить

североамериканских производителей на обоих полушариях планеты. Исследования, проведенные ведущими аналитиками и экономистами США и Европы в 1985-1987 гг., показали, что одним из основных условий превосходства японцев являются незначительные (минимальные) товарные запасы. Позже система, используемая японскими менеджерами, была положена наиболее успешными компаниями США в основу комплексного планирования потребностей в материалах (MRP, MRPII, ERP).

К настоящему времени в отношении систем управления запасами, по мнению Лукинского В.В. [2], мы находимся на пороге

нового этапа развития. Каким будет этот этап? Здесь возможны несколько гипотетических вариантов:

- эволюционный, который будет характеризоваться преобладающим развитием информационных технологий и полной автоматизацией процедур принятия и поддержки принятия решений в области систем управления запасами;

- революционный, качественный скачок в изучении и развитии моделей (методов) управления запасами, с последующим синтезом усовершенствованного аналитического инструментария и новых информационных технологий.

Если в отношении второго варианта никаких предположений сделать нельзя, то отследить наиболее перспективные, с нашей точки зрения, направления развития вполне возможно. Определенную сложность здесь вызывает множество моделей и методов по управлению запасами, существующих в настоящее время. Так в [2] указывается, что автору не удалось обнаружить данные об их количестве, приблизительная оценка дается в размере более 300, а [8, с.30] отмечается: «Многообразие реальных ситуаций вызвало необходимость в рассмотрении огромного числа вариантов задачи управления запасами, которые систематизированы лишь частично».

По нашему мнению одной из основных проблемой в управлении запасами является прогнозирование спроса. «Снижение точности прогнозирования является объективной чертой для всех стран... В настоящее время средняя ошибка прогноза в 15-20% смотрится вполне достойно. В зависимости от рода бизнеса имеются ошибки в 30, 40, 50%» [12, с. 6]

Как видно из рис. 1 прогноз продаж (спроса) всегда вероят -ностен. Как правило, для его получения используются те или иные методы вычислений только на основе анализа предыдущего

временного ряда. С нашей точки зрения с целью минимизация общей ошибки прогноз продаж должен осуществляться в два этапа:

- прогнозирование окружающей конкурентной среды;

- непосредственно прогнозирование спроса.

_____________ /

\ Отсутствие 1 / (----------------,

I товара у / і Прогноз продаж - ,

і конкурента 7/ I теория >

— 4 4-----------------------------------//

История [ / __^"

і продаж і /

V------- _> /

/ ^ ^ ^4 - | Результат

\ 1 маркетинговой і

'ч'-ч і акции конкурентов '

г .

і Отсутствие товара ,

\ на складе і

Рис. 1.

Традиционно, системы управления запасов рассматривают ситуацию только с одним действующим лицом, которое принимает решение относительно объема заказа в зависимости от спроса, не принимая во внимание решения других лиц . Это крайне упрощенная модель реальности. Минимизация ошибки на первом этапе возможна с вводом в модель других игроков рынка и применением теоретикоигровых методов. Другой возмущающий фактор воздействия внешней среды, например, природно-климатический можно учесть, используя теорию рисков. Для решения задач вероятностного поиска многономенклатурного спроса наиболее перспективным , с нашей точки зрения, является использование нейронных сетей, методов нелинейного программирования, а также гибридизации генетических алгоритмов с другими парадигмами оптимизации - методом имитации отжига, fuzzy logic, colony optimization. Объединение данного двухэтапного прогнозирования в единую систему, приспособленную для управления в кризисных, быстро

* / ч

изменяющихся ситуациях, позволит создавать автоматизированные системы управления запасами на качественно новом уровне.

С точки зрения логистики политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом [7], запас как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена, например, отдела закупок. Необходима увязка всех звеньев цепи материального потока, связанного, кроме того, с соответствующим информационным и финансовым потоком. Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне ее — на всем протяжении цепи управления поставками. Эволюция логистики запасов за рубежом [ см. Рис.2] показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.

склад производство предприятие + потребитель

—> ...

MRP

■>

MRP -Il

ERP

1960-1980

1980-1990

1990-2000

Сегодня

ППМ (MRP) - планирование потребности в материалах ППР (MRP-II) - планирование производственных ресурсов ПРП (ERP) - планирование ресурсов предприятия

ПРСП (CSRP) - планирование ресурсов, синхронизированное с потреблением

Рис.2

Как показано в [14], применение просто логистического подхода, уже не является конкурентным преимуществом, необходимо использование особого методического инструментария,

- инновационной логистики, представляющей собой совокупность прогрессивных научных знаний, методов и навыков изучения

рациональной и оптимальной организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных, как правило, скрытых резервов управления. В качестве примера инновационной логистики можно привести концепцию Effective Customer Response (ECR) — « Эффективная реакция на запросы потребителей», известная в литературе по логистике как «Эффективный ответ потребителю». Отраслевые исследования по оценке эффективности использования концепции ECR в США показали, что она позволяет сэкономить до 10,8% потребительской цены. Филиальная структура позволяет быть рядом с местными клиентами, быстро реагировать на изменения спроса и активно входить в новые регионы. Объективная сложность управления товарными потоками в сети складов компенсируется снижением сроков поставок, гибкостью ассортимента, уменьшением транспортных расходов и в конечном итоге сокращением товарных остатков за счет оборачиваемости [15]. Еще одной концепцией, обещающей ряд конкурентных преимуществ, а самое главное— снижение затрат в области цепочек поставок, является кросс-докинг (cross-docking), в русском варианте получивший перевод «сквозное складирование».

Применение инновационного менеджмента логистических систем выражается в объединении процессов снабжения, производства, транспорта, распределения и потребления. Инновационные подходы в условиях глобализации экономики заключаются в приоритете потребителя перед всеми остальными субъектами логистической системы, объединение разрозненных логистических цепочек в глобальную сеть. Глобальные логистические системы смогут явиться мощным средством экономии материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых

ресурсов в масштабах страны. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей на основе оптимизации потоковых процессов. В соответствии с исследованиям специалистов [13], создание вышеупомянутой инновационнологистической системы для отечественной экономики следует начать с создания транспортной системы в масштабах страны. Для этого необходимо связать имеющиеся европейские и азиатские коридоры, а также интегрированные внутри страны транспортные системы, экономические и информационные системы. Интеграция участников в единую логистическую сеть, оптимизация материальных потоков и минимизация затрат позволят повысить конкурентоспособность интегрированной структуры и всех её составляющих.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. ред. проф. В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, - 2004. - 930 с.

2. Лукинский В.В. Актуальные проблемы формирования теории управления запасами: Монография. - СПб.: СПбГИЭУ, - 2008. -12,5 п.л.

3. Лотоцкий В.А., Мандель А.С. Методы и модели управления запасами. - М.: Наука, 1991. - 188с.

4. Букан Дж., Кенингсберг Э. Научное управление запасами. - М.: Наука, 1967. - 423с.

5. Долгов А.П. К вопросу об авторстве и названии модели EOQ // Логистика: современные тенденции развития: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. 20, 21 апреля 2006 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. С. 79-82

6. Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. - М.: Наука, 1969. - 510 с.

7. Солдатов А.А., Трифонов Ю.В. Синтетический подход к стратегическому управлению развития предприятия // Российское предпринимательство. - 2012. - №5 - С.45-51

8. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управление запасами. - СПб: Питер, 2001. - 308 с.

9. Первозванский А.А. Математические методы в управлении производством. - М.: Наука, 1975. - 615 с.

10. Фасоляк Н.Д. Управление производственными запасами. - М.: Экономика, 1972. - 425 с.

11. Баскин А. Управление материалопотоками и нормирование запасов / А.Баскин // Логистика. - 2000. - №1. - С. 29 - 30.

12. Стерлигова А. Н. О сугубой практичности формулы Вильсона // Логистика & система. - 2005. - № 4.

13. Трифонов Ю.В., Рокунова О.В. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий на региональном уровне // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №4. - С. 300-306.

14. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Выбор стратегии развития предприятия в территориально- отраслевом контексте // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. - 2004. - №2. - С. 160-165.

15. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В. Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. -№3. - С. 183-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.