Сюй В.
Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета.
Чжоу Ю.
Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета.
Трансформация стиля живописи: Чистый мир за геометрическими квадратами*
Аннотация. Фокусируясь на теме «личности и культуры» в произведении искусства, данная статья использует пост-аналитический феноменологический подход для объяснения «основных элементов» превосходства К. Малевича и художественных концепций и культурных феноменов, проявившихся в социалистическом контексте советского периода. Взяв за отправную точку переход от кубизма к супрематизму, автор пытается через теоретический анализ и практические примеры разработать роль «личностного» фактора в произведении искусства, специфику влияния «культурного» фактора на характеристики художественной личности и взаимосвязь между ними. В конце статьи приходит к выводу, что, хотя октябрьская революция и последующие политические и социальные изменения оказали негативное влияние на супрематизм, в результате чего он стал существовать как анахроничное и неосновное художественное направление, мы должны признать, что не только творчество Малевича оказало негативное влияние на супрематизм. Однако мы должны признать, что супрематизм Малевича внес выдающийся вклад в русское авангардное искусство.
Ключевые слова: кубизм, превосходство, Малевич, личность, культурный контекст, социализм, реализм, серебряный век.
Xu W.
Postgraduate student of St. Petersburg State University.
Zhou Y.
Postgraduate student of St. Petersburg State University.
Ontological analysis of art: the phenomenon of rethinking the image of famous world painting in the post-epidemic era
Abstract. This article is devoted to analyzing the artistic ontological problem that exists in the artistic images of world-famous paintings in the post-epidemic era. The author cites typical cases of recreations of world-famous paintings such as "Mona Lisa" and "The Birth of Venus" during the epidemic period and makes it clear that such works do not possess a high degree of artistry in themselves, but rather are some kind of derivative product based on the original work. The article discusses in detail the main ideas of ontology in different periods and their specific influence on
* © Сюй В., Чжоу Ю., 2024.
Трансформация стиля живописи: Чистый мир за геометрическими квадратами
contemporary art. The author proves the role of the relationship between the aesthetic subject and perceptual experience on the nature of art. At the end of the article, the author concludes that true art should be "global", overcoming the universality of time and space, discourse of power and cultural barriers. The author concludes that true art must be a universal art that transcends time and space, discourses of power and cultural barriers, and that we need to find forms and methods of transforming the notion of "global art" to create new possibilities.
Key words: Post-epidemic era, ontology of art, globalization, Mona Lisa, Venus, postmodernism.
С начала XX века, когда в 1915 году авторитетный представитель русского превосходства К. Малевич опубликовал свой манифест «От кубизма и футуризма к превосходству», мир русского искусства был обречен на ураган «возвышенного». Анализируя свой подход с феноменологической точки зрения, он вывел чистое искусство из политической трясины и подтолкнул его к высшей истине Абсолюта. И выступал за замену жанров искусства (традиционного искусства), уже оказавших влияние на историю искусства, на эту абсолютную форму. Безусловно, результаты и последствия этой тенденции выхода за пределы материальных и объективных форм были огромны в России начала XX века. Достаточно доказать, что переход от кубизма к супрематизму был смелой попыткой Казимира Малевича как художника-авангардиста и великой революцией в концепции искусства. На примере этих культурных явлений мы можем переосмыслить значение супрематизма для русского искусства в свете его исторического развития. Мы можем задаться вопросом: почему Малевич решил так изменить свой художественный стиль? Почему супрематизм мог быть оценен некоторыми русскими в то время? Каковы конкретные причины, способствовавшие постепенному упадку супрематизма после его подъема? В статье используется пост-аналитический феноменологиче-
ский подход для объяснения «базовых элементов»супрематизма К. Малевича, а также художественных концепций, культурных феноменов и ограничений в контексте социализма советского периода. Переход от кубизма к супрематизму используется в качестве отправной точки для демонстрации роли «личностного» фактора в произведении искусства, специфического влияния «культурного» фактора на характеристику художественной личности и взаимосвязи между ними.
В целом, «личность» - это доминирующая черта, которая отличает одно произведение искусства от другого. например, для кубизма Пикассо П. характерны многоперспективные швы, геометрические фигуры, прямые линии, кривые и другие живописные элементы; для супрематизма - разноцветные квадраты, круги, кресты и так далее. наличие этих «личностых» характеристик делает стиль и работы художника уникальными. По мнению Малевича, самостоятельная точка зрения каждого художественного направления, каждой «культуры живописи» - это наличие уникального дополнительного элемента, проявляющегося в четком сочетании прямых и кривых линий и определенной ориентации цветовых пропорций [1]. Он использовал этот метод, похожий на бактериальное наблюдение, для изучения эволюции различных стилей искусства через сочетание дополни-
тельных элементов, а также для реорганизации и рекомбинации строгой структуры кубизма в новый порядок супрематизма. например, кубизму мешало повторение прямых линий. (Рис. 1) он исключил сочетание плоскостей с несколькими перспективами и ослабил роль цвета и тени в картине, так что беспорядочные плоскости, линии и насыщенные цвета были упрощены до простых статичных форм. но за пределами этой, казалось бы, простой плоскости супрематизм демонстрирует бесконечное пространство, преодолевающее время и пространство [2].
однако фактором формирования самобытной «личности» является соответствующий социальный и культурный контекст, что составляет неразрывную связь между «культурой» и «личностью». Таким образом, между «культурой» и «личностью» существует неразрывная связь. Очевидно, что раннее авангардное искусство, такое как кубизм и супрематизм конца XIX - начала XX века, могло быть вдохновлено культурным контекстом, в котором они жили, - социалистическим реализмом при советской власти. Этот специфический культурный контекст стал почвой и питательной средой для поиска индивидуальности авангардных художников и произведений искусства.
стремительное появление и развитие новаторского искусства не может быть отделено от влияния политики, истории, религии, экономического уровня, национальной культуры, языка и других факторов. исследования показывают, что искусство кубизма распространилось в России между 1900 и 1910 годами. В то время русские художники в основном находились под влиянием идей авангардного художественного движения из франции и других европейских стран. наиболее характерной чертой этого вида живописи является использование нескольких перспектив и смещение точек во времени. Художники-кубисты бросали вызов традиционной перспективе и реализму, деконструируя и реконструируя формы, подчеркивая сложность и субъективность визуального опыта, в результате чего картины кубистов часто обладают сильным визуальным эффектом. Мы можем увидеть в нем озабоченность кубизма развивающимися технологиями и релятивистскими идеями. Поздние поколения воспринимали его как реак-
Рисунок 1. Кубизму мешало повторение прямых линий.
Рисунок 2. Автопортрет Малевича под влиянием соцреализма.
цию на традиционные художественные стили, такие как импрессионизм и пуантилизм конца XIX века, а само художественное движение обладало определенной степенью новаторства. Кроме того, политические и социальные изменения, вызванные Октябрьской революцией 1917 года, напрямую затронули литературные и художественные круги России, и эта ограничительная политическая и культурная политика заставила некоторых художников-первопроходцев стремиться вырваться из рамок социалистического реализма. По мере того как советское правительство ставило искусство под государственный контроль, оно продвигало стиль искусства, соответствующий социалистическим ценностям. социалистическая философия требовала от художников подчеркивать героев рабочего класса и нации, пропагандировала использование ярких красок и идеализированных «драматических» сцен. с точки зрения исторического развития, советская реалистическая живопись чрезмерно подчеркивала важность коллективизма и социальной солидарности, в результате чего искусство постепенно превратилось в инструмент политической пропаганды. Его целью была пропаганда социального прогресса и коммунистических идеалов советского правительства. С онтологической точки зрения, чрезмерно пропагандистские и идеализированные образы лишали искусство его уникальности и подлинности. Тот факт, что художников идеологически ограничивали в самовыражении и заставляли следовать определенным политическим установкам, вызвал недовольство некоторых российских художников. Они считали, что такая политическая тактика, такая культурная политика лишает их творческой свободы. Малевич тоже был вынужден в
этих условиях создавать произведения, которые носили идеологический характер (Рис. 2).
Конечно, его упрямство можно увидеть в этом реалистическом портрете социализма - маленькие черные квадратики, которые выделяются на фоне остальных. В конечном итоге изменения в культурной среде и политике Советского Союза привели к серьезной преграде для новаторского искусства кубизма и супрематизма в России, в результате чего они стали выделяться как неосновное искусство в стране.
исходя из вышеперечисленных факторов, я считаю, что основополагающей причиной решения Малевича перейти от кубизма к супрематизму стало его недовольство ограничениями, наложенными на искусство советским правительством того времени. Будучи анархистом-идеалистом, он считал, что ограничения национальности, родины или государства должны быть уничтожены революцией [3]. Он отчаянно желал, чтобы художники могли возглавить мощный бунт против материальных и объективных форм, как его черные квадраты показывают нам бесконечный новый мир. В своей книге «Мир без предметов» он подробно объясняет истинный смысл супрематизма, который заключается в том, что «для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; главное - это чувство. искусство прошлого, которое стояло на поверхности и служило религии и государству, обретет новую жизнь в супрематическом (беспрецедентном) искусстве, а супрематизм построит новый мир» [4]. Малевич выбрал иной способ «видения». из его работ разных периодов мы можем сделать вывод о его стремлении к нематериальному миру и отказе от ограничений «живописной плоскости».
на мой взгляд, изучив мотивацию и культурный контекст супрематизма, мы сможем лучше понять роль «личности» и «культуры» в создании искусства. На фоне супрематизма мы также можем предвидеть своего рода «трансцендентальное» художественное стремление Малевича, то есть выход за пределы объективной реальности и материального мира с целью достижения некоего опыта, выходящего за рамки чувственной интуиции. Проще говоря, он пытался достичь более высокого уровня искусства через абстракцию, геометризацию и использование простых цветов объективных предметов. Для Малевича искусство должно быть оторвано от границ объективной материи, отвергая прямое подражание материи и форме и стремясь к чистой абстракции, которая выходит за пределы формы.
В заключение отметим, что Октябрьская революция и последующие политические и социальные изменения оказали негативное влияние на супрематизм и привели к его существованию как анахроничного и неосновного художественного направления, мы должны признать тот факт, что супрематизм Малевича внес выдающийся вклад в русское авангардное искусство. Его ученик Эль Лисицкий сказал о нем: «Малевич, с квадратом супрематизма, довел живопись до конца формы и сосредоточился на ней. Искусство живописи зашло в тупик, но расцветает другая, новая культура» [5].
Возможно, геометрическая абстракция картин К. Малевича имела определенные ограничения, и визуальный язык, сформированный этими квадратами, постепенно растворялся в процессе художественного развития, превращаясь в «пустые символы». Он простился с нами своей великой работой «Белое на белом»(Рис.3), но эти
плавающие квадраты до сих пор не дают нам забыть тот радикальный и шокирующий «Серебряный век».
Ссылка
1. Малевич объясняет, что из-за разнообразия отношений между прямыми и кривыми линиями наиболее эффективным способом является группировка более похожих линий в категории и живописное отображение процесса изменения изображения в рамках одной категории.А каждой «культуры живописи» - это наличие уникального дополнительного элемента, проявляющегося в четком сочетании прямых и кривых линий и определенной ориентации цветовых пропорций. [Малевич К.Мир как беспредметность, 2018. с. 54.]
2. Геометрические элементы расположены на белом фоне, и почти невозможно четко определить, остановились ли эти объемы или движутся; кроме квадратов с характерными красными контурами, не видно никаких линий или других квадратов, удерживающих эти геометрические элементы на месте,
Pисунок 3. Малевич К..Белое на бе-
плоскости и глубины композиции сведены на нет, а между формами и фоном существует ощущение движения. [Шен Кенгли.Аппликационная живопись — изображение в расширении различий между супрематизмом и конструктивизмом, 2011. с. 187.]
3. Будучи анархистом-идеалистом, он считал, что ограничения национальности, родины или государства должны быть уничтожены революцией. [Шен Кенгли.Аппликационная живопись — изображение в расширении различий между супрематизмом и конструктивизмом, 2011. с. 189.]
4. В книге «Мир без предметов» Малевич подробно объясняет истинный смысл супрематизма, который заключается в том, что «для супрематиста визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны; главное - это чувство. Искусство прошлого, которое стояло на поверхности и служило религии и государству, обретет новую жизнь в супрематическом (беспрецедентном) искусстве, а супрематизм построит новый мир».[Малевич К.Мир как беспредметность, 2018. С. 83-84.]
5. Эль Лисицкий был русским художником-конструктивистом, который помогал своему учителю Малевичу в развитии супрематизма. Он создал бесчисленные выставки и пропаганду для Советского Союза, и эти работы также повлияли на последующие движения Баухауз и Конструктивизм.Сказал о нем: «Малевич, с квадратом супрематизма, довел живопись до конца формы и сосредоточился на ней. Искусство живописи зашло в тупик, но расцветает другая, новая культура». [Шен Кенгли. Аппликационная живопись — изображение в расширении различий между супрематизмом и конструктивизмом, 2011. с. 201]
References
[1] Malevich K. The world as non-objectivity / K. Malevich, Translated by Zhang Yao.-Chongq-ing: Chongqing University Press. 2018. 120 p.
[2] Shen Kengli. Applique painting — image in expanding the differences between Suprematism and Constructivism / Shen Kengli. - Taipei: National Taiwan University of the Arts, Institute of Figurative Arts, 2011. P. 183-210.
[3] Andreeva E. Kazimir Malevich: Black Square / E. Andreeva. - St. Petersburg: Arki Publishing House, 2019. 92 p.
[4] Wang Chunchen. Postmodernism and the state of
contemporary art / Under. Alessi Elyavich, trans. Wang Chunchen. - Zhengzhou: Henan University Press, 2021. 226 p.
[5] Crowther P. Phenomenology of visual arts (Even the frame) / P. Crowther. - Stanford: Stanford University Press, 2009. 264 p.
[6] Berger D. Ways of seeing / D. Berger, trans. Lijun
// Path of Vision. - Taipei: Maketiana Publishing House, 2010.
Список литературы
[1] Малевич К. Мир как беспредметность / К. Ма-
левич, Пер. Чжан Яо.-Чунцин:Издательство Чунцинского университета. 2018. 120 с.
[2] Шен Кенгли. Аппликационная живопись — изображение в расширении различий между супрематизмом и конструктивизмом / Шен Кенгли. - Тайбэй: Национальный университет искусств Тайваня, Институт фигуративного искусства, 2011. C. 183-210.
[3] Андреева Е. Казимир Малевич: Черный квадрат / Е. Андреева. - COT: Издательство Арки, 2019. 92 с.
[4] Ван Чуньчэнь. Постмодернизм и состояние современного искусства / Под. Алесси Эль-явич, пер. Ван Чуньчэня. - Чжэнчжоу: Издательство Хэнаньского университета, 2021. 226 c.
[5] Кроутер П. Феноменология визуальных искусств (Даже рама) / П. Кроутер. - Стэн-форд: Издательство Стэнфордского университета, 2009. 264 с.
[6] Бергер Д. Способы видения / Д. Бергер, пер. Лицзюнь // Путь видения. - Тайбэй: издательство Макетианa, 2010.