Научная статья на тему '«Выйти за ноль творчества к новым величинам»'

«Выйти за ноль творчества к новым величинам» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1133
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПРЕМАТИЗМ / "ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ" / ОНТОЛОГИЯ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / БУДДИЗМ МАХАЯНЫ / БЕСПРЕДМЕТНОСТЬ / ПУСТОТА / ДУХ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / SUPREMATISM / "BLACKSQUARE" / ONTOLOGY / TIME / SPACE / MAHAYANABUDDHISM / POINTLESSNESS / EMPTINESS / SPIRIT / UNCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овшинов Алексей Николаевич

Важнейшей теоретической и творческой концепцией взаимодействия русского искусства ХХвека, особенно на начальном этапе, является философия супрематизма живописца Каземира Малевича. Теоретическое наследие Малевича составляет с живописью единое органическое целое и дает возможность целостного представления универсализма как самого Малевича, художника и теоретика, так и универсализма его супрематизма. В статье предпринята попытка философского осмысления творческого пути автора знаменитого «Черного квадрата», стремящегося выйти из «живописной смеси в самостоятельную единицу» в конструкцию как «индивидуум коллективной системы и индивидуальной независимости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«OVERCOMING ZERO CREATIVITY AND ACHIEVING NEW VALUES»

The most important theoretical and creative concept of interaction of Russian art ofthe XX-th century, especially in the initial phase, is the philosophy of Suprematist of the painter Kazimir Malevich. The theoretical heritage of Malevich consists in painting a single organic whole and gives a holistic view of universalism on Malevich as an artist and a theoretician, and the universalism of his Suprematism. The author makes an attempt to understand from a philosophical point of view the creativity of the author of the famous «Black square» who tries to leave the «pictorial mix into an independent unit» into the design as a member of «the individual collective system and individual independence».

Текст научной работы на тему ««Выйти за ноль творчества к новым величинам»»

УДК 7.038 ББК 87.1

А.Н. Овшинов

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б.Городовикова «ВЫЙТИ ЗА НОЛЬ ТВОРЧЕСТВА К НОВЫМ ВЕЛИЧИНАМ»

Важнейшей теоретической и творческой концепцией взаимодействия русского искусства XXвека, особенно на начальном этапе, является философия супрематизма живописца Каземира Малевича.

Теоретическое наследие Малевича составляет с живописью единое органическое целое и дает возможность целостного представления универсализма как самого Малевича, художника и теоретика, так и универсализма его супрематизма.

В статье предпринята попытка философского осмысления творческого пути автора знаменитого «Черного квадрата», стремящегося выйти из «живописной смеси в самостоятельную единицу» - в конструкцию как «индивидуум коллективной системы и индивидуальной независимости».

Ключевые слова: супрематизм, «Черный квадрат», онтология, время, пространство, буддизм Махаяны, беспредметность, пустота, дух, бессознательность.

A.N. Ovshinov

Kalmyk State University

«OVERCOMING ZERO CREATIVITY AND ACHIEVING NEW VALUES»

The most important theoretical and creative concept of interaction of Russian art oftheXX-th century, especially in the initial phase, is the philosophy ofSuprematist of the painter Kazimir Malevich.

The theoretical heritage of Malevich consists in painting a single organic whole and gives a holistic view of universalism on Malevich as an artist and a theoretician, and the universalism of his Suprematism.

The author makes an attempt to understand from a philosophical point of view the creativity of the author of the famous «Black square» who tries to leave the «pictorial mix into an independent unit» into the design as a member of «the individual collective system and individual independence».

Keywords: suprematism, «Blacksquare», ontology, time, space, MahayanaBuddhism, pointlessness, emptiness, spirit, unconsciousness.

«Мы только тогда можем ощутить пространство, если оторвемся от земли, если исчезнет опора, точка опоры». (Каземир Малевич. Супрематизм. 34 рисунка)

Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества. Супрематизм - своеобразная социокультурная «система, по которой происходило движение цвета через долгий путь своей культуры». «Без цвета мир невозможен, без цвета нет расстояний», -писал Малевич [10, с. 34].

В супрематизме, по Малевичу, есть чисто живописное искусство красок, самостоятельность которого не может быть сведена к одной. В свою очередь, цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу - в конструкцию как индивидуум коллективной системы и индивидуальной независимости. Конструируется социокультурная

система во времени и пространстве, не зависящая ни от каких эстетических красот, переживаний, настроений, но является социофилософской цветовой системой реализации новых достижений представлений живописца Малевича как познание.

Своеобразие супрематизма как социокультурной системы заключается в том, что в одной своей стадии имеет исключительно социофилософское через цвет познавательное движение, а во второй - выступает как форма, которая может быть прикладная, образовав новый художественный стиль супрематизма. Малевич считает, что усилие художественных авторитетов направить искусство по пути здравого смысла -дало нуль творчества. «Но я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. к Супрематизму, к новому художественному реализму - беспредметному творчеству», -утверждает Каземир Малевич [12, с. 31].

«Черный квадрат» - в высшей степени противоречивое художественное явление, поэтому вызывает двойное чувство: это не конец или начало, а конец/начало.

Удивляет интенсивность работы Малевича. Только в 1919 году им написано около пятидесяти картин. Все они экспонировались на «Последней футуристической выставке картин 0,10». Сподвижники Каземира Малевича считали, что в этом эксцентричном названии отразилось стремление художника-новатора «выйти за ноль творчества к новым величинам». А по К.Уилберу, это «нулевая» точка высшей реальности сознания «mind» [См.: 4].

На этой выставке были представлены беспредметные полотна, названные их автором супрематизмами. Среди них был и «Черный супрематический квадрат на белом фоне» - манифест нового художественного направления, что ознаменовало логическое завершение определенного пути модерна как стилевого направления в русском изобразительном искусстве. Это было программное произведение геометрического абстракционизма. Картина представляла геометрическую абстракцию, беспредметность, по мнению очевидцев, заряженную магической энергией автора.

По творческому замыслу Малевича супрематизм делится на три стадии по числу квадратов - черный, красный и белый - черный период, цветной и белый. В последнем написаны формы белые в белом. Все три периода у него приходятся на временной отрезок с 1913 по 1918 гг. Периоды построены в чистом плоскостном развитии. Малевич пытался одной плоскостью передать «силу статики или видимого динамического покоя». Супрематические фигуры, сведенные к крайним позициям (чистая плоскость, квадрат, круг, крест), по замыслу художника, составляют основу того «нового» языка, который может выразить «целую систему миростроения».

Малевич дает следующее оригинальное философское обоснование сущности этих квадратов: «Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является еще толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил еще значение: черный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие» [9, с. 188].

Малевич отвергал внешнюю оболочку реальных вещей. Он писал, что ключи супрематизма ведут его к открытию еще не осознанного и что в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение «отрыва от шара земного». Он представлял супрематизм как чистое познание. Основная идея беспредметности означает данность, а впоследствии - это «освобожденное Ничто», т.е. отсутствие каких бы то ни было качеств бытия или бытия вообще. Целью творческой мысли и

изысканий художника Каземира Малевича было освобождение Ничто. Одной из органических особенностей учения Малевича о беспредметности является сопряжение онтологического горизонта бытия и сугубо злободневной актуальности.

В своей творческой жизни Малевич осуществил прорыв к трансценденции, вышел в беспредметность - онтологическое измерение бытия, т.е. в пространство (реальность, существующая объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека). Малевич в своей творческой деятельности стремился побудить человеческое общежитие к такому прорыву, тем самым предоставив ему мировую подлинность, освобожденное Ничто.

Супрематизм стал ответственным за онтологический горизонт бытия; трансцен-дирование живописного опыта привело к выработке новой метафизики, когда априорные формы сознания предшествуют опыту и являются его условиями. В философии супрематизма четко просматриваются идеи концепции философского энергетизма, когда Малевич сводит все существующее и происходящее в художественном творчестве, искусстве к энергии только двух противоположных цветов: черного и белого.

Художник Малевич остро ощущал свою «слитность со временем», был неразрывно связан с символистской концепцией пересоздания мира красотой, с философской традицией «мессианизма», буддийскими концепциями о «пустотности», «пустоте», «бессознательности», с соловьевской концепцией всеединства и бердяевскими идеями о творчестве; мистике, ее противоречии и достижениях, основах богочеловеческой духовности.

В духовном развитии Малевич испытал много внешних влияний, которые и определили направление и характер его мышления.

Аналитическое рассмотрение художественной философии К. Малевича подчеркивает универсализм супрематизма, конгениальную самобытность автора живописи.

В супрематизме лежит основа конструкции плоскостей, свободных от взаимоотношений как цвета, так и формы; цветовые композиции стали неприемлемы. Конструируются плоскости, «или одна плоскость во времени и пространстве». Образующая квадрат плоскость означает начало супрематизма.

Многие теософические доктрины он сопровождал своими схематическими рисунками дикого камня и куба с затемненной стороной. Комментаторы работ Малевича утверждали, что художник их «видел» и просто повторял в своем рисунке, пытаясь тем самым объяснить основы теософской доктрины - учения о мистическом богопо-знании, божестве, исходящие из субъективного мистического опыта, и стремился изложить этот опыт в виде определенной системы. Безусловно, подобные рассуждения носят явный мистический характер.

При рисунке «Формула супрематизма» (1913) есть личная подпись Малевича: «Первой формой будет куб». Одна сторона куба красная, другая - черная, что соответствовало и двум квадратам - «Красному» и «Черному». Критики предположили, что черный цвет одной из сторон куба символизирует переход из одного состояния в другое. Только после завершения этого процесса, утверждал Малевич, появятся те стороны, которые будут обращены в светлые тона (у Малевича -в красный и белый).

Обращение Малевича к модернистскому направлению, противопоставившему себя традиционализму, означало собой разрыв с традициями реализма. Художник увлекся кубизмом - модернистским течением в изобразительном искусстве. Это геометризи-рованная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, создавая полную реальность, т.е. видение мира через формы геометрически правильных фигур.

Малевич проявлял особый интерес также к авангардистскому течению в европейском искусстве XX века - футуризму. Футуризм привлек внимание Малевича своим четко выраженным стихийно-эмоциональным предощущением социального и культурного разлома, нарастающего утилитаризма мышления, массовости культуры. Особенно художнику импонировало то, что футуристы старались передать ускоряющийся темп жизни средствами ритмического повторения отдельных фигур и их частей.

Каземир Малевич как представитель кубофутуризма, направления в искусстве 1910-х гг., характерного для русского художественного авангарда, стремился соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т.е. во времени и пространстве). К кубофутуристическим произведениям Малевича относятся работы: «Корова и скрипка» (1913), «Авиатор», «Англичанин в Москве», «Станция без остановок. Кунцево», «Жизнь в большой гостинице», «Точильщик». Два художественных полотна «Станция без остановок. Кунцево» (ок. 1913) и «Туалетная шкатулка» (ок. 1913), которые представляют «вторую стадию кубизма», демонстрируют, по Малевичу, отказ от целостного изображения предметов, но зато представляют целостное представление о конкретных параметрах и конфигурации конкретной вещи. Отсюда суть философии супрематизма состоит в том, чтобы пройти через уничтожение предметности к чистой форме. Но такая беспредметная живопись сама становится «вещью», художественным предметом. На многих из названных картин мы видим нагромождение предметов, набегающих друг на друга, ритмически повторяющихся; чувствуется основной внутренний порыв художника - экспрессивность и динамизм. Возникает ощущение того, что художник-гуманист Малевич хотел через свои произведения выразить боль, причиняемую ему несовершенством мира.

В работах Малевича этого периода можно также увидеть характерные черты стилистики экспрессионизма: не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути; отчужденность сущностных сил личности: человек - существо эмоциональное, «природное», чужое индустриальному и рациональному; отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия - все, что присуще синтетическому кубизму («вторая стадия кубизма», по Малевичу).

Противоречивый и многострадальный творческий путь живописца Малевича к «квадратам» и связанному с ними супрематизму характеризуется не только внутренней эволюцией форм от кубизма к беспредметному искусству, а также принципиальной заменой одних направлений, форм и стилей в художественном творчестве художника другими, что позволило ему провести кардинальную смену и общей картины мира.

Художественные искания Малевича начались с примитивных изображений крестьян, что не имело никакого отношения к направлению в изобразительном искусстве конца XIX - XX в., особенностью которого было сознательное программное упрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива.

Последующий этап его жизненного пути как живописца - «натуралистический». Например, портрет матери, исполненный в манере передвижнического реализма. Малевич использовал художественный стиль, который стремился к преодолению условности искусства, превращению произведения в точную копию натуры. Именно в этот период Малевич осваивает творческий метод «критического реализма», метод изображения окружающей действительности с позиций демократических идеалов. Влияние передвижнического стиля четко просматривается в картине «Портрет члена семьи художника» (1906).

Далее в творческой биографии Каземира Малевича начинается импрессионистский период - довольно продолжительный и плодотворный в творческих исканиях художника в отличие от его увлечения стилевым направлением «модернизм». Среди произведений художника следующие картины (в основном 1900-е гг.): «Свадьба» (1908) и гуаши 1908 года - «Роженица», «Химера». Специалисты считают, что полотна, исполненные Малевичем в этом стиле, являются неорганичными для его творчества.

Это был действительно творческий путь, характеризующийся радикальными внутренними изменениями, сменой одной художественной системы другой: крестьянский импрессионизм, кубизм. футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, реализм, супрематизм, т.е. резкие переходы от активного освоения художественного направления, рассматривающего, в частности, крестьянина в качестве главного носителя нравственности и опоры нормальной жизни (крестьянский реализм) до художественного направления, провозглашавшего не изображение современной действительности, а лишь «выражение» ее сути к новому, цветовому реализму беспредметного творчества.

В художественной философии супрематизма представлено множество разных направлений классической философии, что привело Малевича в результате творческого переосмысления к идее о беспредметном (супрематизме), представляющей новое, открытое им общепризнанное направление в изобразительном искусстве. Теософическая доктрина, на которую опирается концепция супрематизма Малевича, должна была, по мнению художника, способствовать кардинальной смене общей картины мироздания. В этом Малевич пытался убедить посредством символических образов в искусстве. Одним из таких символов супрематизма, своеобразным пространственным модулем его творчества стал «Черный квадрат».

Малевич изобретает некие цветоформы, из которых затем складывает фигуры людей и распиленные бревна. Таким способом создается им идеальная кубистическая картина. В его работах четко просматривается главный художественный прием кубизма - принципиально нового направления в фигуративном искусстве: приверженцы кубизма не изображают действительность, а создают «инуюреальность», передают не общие предметы, а его конструкцию, архитектонику. Тем самым кубисты упрощают предмет и человека, сводят их к «внутренней» геометрической форме.

Творчество Малевича приходится на начало XX века, которое отличается особенной сверхбыстрой сменой художественных направлений. Еще недавно он разделял творческие взгляды кубистов, а уже в 1913-1914 гг. числился в рядах футуристов.

Знаменитую картину Малевича «Черный супрематический квадрат на белом фоне» (1913) считают манифестом супрематизма. «Черный квадрат» - первое и наиболее радикальное выражение созданного Малевичем супрематизма. «Черный супрематический квадрат» - первое программное произведение геометрического абстракционизма.

Пространство в супрематических картинах Малевича - модель и анализ космического пространства. С геометрической точки зрения это не совсем правильный квадрат. Картина представляет собой черный квадрат на белом квадратном фоне. «Черный квадрат» полностью отвечает воззрению Малевича о том, что живописная форма не является производной от действительности, но существует самостоятельно и имеет собственную силу выражения.

Полотно обладает магической, необъяснимой силой. При полном погружении в субстанцию черного квадрата сознание, в конечном счете, доходит до предела сознания черного как Абсолюта, духовного первоначала всего сущего (многообразия проявле-

ния бытия), которое «мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому обусловленному бытию» [15, с. 9]. Здесь идеи художника сильно пересекаются с буддийской философией [См.: 1].

Философской основой супрематизма в искусстве является учение А. Бергсона и Б. Кроче об интуиции, т.е. способности постижения сути предмета, полученное благодаря исключительно интуиции. У Бергсона интуиция - одновременно и общее, и внутреннее видение результатов анализа, но не доаналитическое положение вещей. Следующее высказывание французского ученого особенно импонировало художнику Малевичу: «...Философия должна реконструировать вселенную с помощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с нею непосредственный жизненный контакт, а равно и благодаря тому, что она разрушает те формы и схемы, которые придают вселенной характер чисто человеческой среды» [15, с.185]. Познавательной силе интуиции и фантазии Каземир Малевич придает особое значение. Сподвижники художника считают Малевича интуитивистом и одновременно рационалистом.

Преодоление предметности рассматривалось Малевичем как необходимый неизбежный путь. «Беспредметность» для художника-новатора означала не только установку, но и процесс, сущностью которого был переход от конечного (предметного) мира к иррациональному (недоступному разуму), непостижимому Ничто, означающему отсутствие каких бы то ни было качеств бытия либо бытия вообще. Как отмечал немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер, «Ничто «высвечивает» человеку его собственное бытие: ведь это именно он, человек, «ничтожит» внутри-мира-сущее; образующееся Ничто есть его собственное Ничто!» [7, с. 289].

Основную идею своей «беспредметности» Малевич декларирует как данность. Этим объясняется и название его книги «Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой» [10].

Для обоснования концепции «беспредметность» художник Малевич активно использует некоторые категории из буддийского контекста (школа Махаяны): Ничто, пустота, бесконечность, ум, «отсутствие я» и другие. Так, категория «Ничто» супрематической философии смыкается с буддийской категорией Ничто нирваны [См.: 3, 5, 6].

При конгениальности, т.е. совпадении по духу, образу мыслей, самобытности живописи, Малевич, остро ощущающий свою «слитность со временем», был неразрывно связан с символистской концепцией пересоздания мира красотой, с философской традицией «мессианизма», буддийскими концепциями: «пустотность», «пустота», «бессознательность», «бесконечность», с соловьевской концепцией всеединства и бердяевскими идеями о творчестве, мистике, ее противоречии и достижении, основах богочеловеческой духовности.

В духовном развитии Малевич испытал много внешних влияний, которые и определили направление и характер его мышления. Все эти многообразные влияния живописец органически реализовал в своей супрематической концепции, создав тем самым систематическое построение, не лишенное ряда трудностей и внутренних противоречий.

Можно отметить влияние русского религиозного философа B.C. Соловьева, который создал учение о всеединстве, ставшее значимой темой в русской религиозной философии XIX-XX вв. Исходное значение этого понятия у В. Соловьева - единство человечества в Боге, Богочеловечестве. «Воля Божия, - по Соловьеву, - для всех открыта: да будет все едино. И эта воля, от века осуществленная на небесах, на земле должна осуществляться через согласное действие воли человеческой, ибо Бог хочет свободного всеединства» [См.: 8].

Малевич был достаточно хорошо знаком и с идеями другого русского религиозного философа Н. А. Бердяева, в своеобразной религиозной философии которого ключевая роль принадлежит идеям «свобода» и «творчество».

Малевич, как и другие художники-сюрреалисты, активно использовал в своем творчестве одну из основополагающих идей 3. Фрейда о том, что в основе поступков человека лежат неосознанные подсознательные процессы, происходящие в глубинах его психики, так как именно подсознание по этому учению определяет не только исключительность каяедой личности, но и служит своеобразным двигателем творческой деятельности.

Идеи философа-идеалиста, «теоретика вселенского пессимизма» Артура Шопенгауэра нашли благодатную почву в философии беспредметности (супрематизме) Малевича. Следует вспомнить, что ключевым для художника Каземира Малевича стало только само заглавие сочинения немецкого философа «Мир как воля и представление» (1900) [17, с. 40-47]. Заглавие данной книги стало для русского супрематиста выражением квинтэссенции заблуждений человечества, и развенчанию этого «недомысла» он посвятил не одну страницу своей книги. Малевич пытался образно при помощи многообразных стилевых художественных средств в своих супрематических картинах противопоставить миру агрессии («воли») и ложных сочинений ума («представлений») «супрематизм» - «мир как беспредметность или Вечный покой».

Как отмечает Д. Сарабьянов, «Малевич в своей программной картине как бы подытоживал весь плодотворный период символического мышления в европейской культуре, переходя от символа к формуле, знаку, приобретающему самобытие» [14, с. 104]. Логический вывод Сарабьянова о внутреннем, сущностном синтезе художественного, философского и религиозного миросозерцания в супрематической философской системе русского живописца Каземира Малевича удивительным образом совпадает с известным обобщающего характера суждением А. Блока: «Россия - молодая страна, и культура ее - синтетическая культура...» [2, с. 175-176].

Итак, аналитический анализ художественной философии Малевича еще раз подчеркивает универсализм супрематизма, конгениальную самобытность автора живописи. Зародившись как живописное направление примата цветной проблематики, пройдя через черный и красный символические периоды к белому, а затем к объемному, супрематизм вырос в «целую систему миростроения» [9, с. 185; 10, с. 105-106], онтологию, в которой можно усмотреть смысловые параллели не только с онтологией буддийской традиции [См.: 3], но и с онтологией, в частности, известного немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера [См.: 16].

Обладание мистическим опытом, по определению Малевича, сыграло генеративную роль в возникновении его супрематической философии: «мировая подлинность» была явлена лично ему, и ее всеобъемлющая наглядность наделяла его правом на выражение постигнутой истины «являть явления явлений», и стало для Малевича нравственным императивом: довести познанную им истину до сознания заблуждающегося общежития, как он обобщенно называл человеческую цивилизацию.

Известный философ, историк культуры М.М. Бахтин отмечал, что художник совершил не только ответственный поступок, но и что этот поступок требовал значительного мужества, ибо свидетельствовал об отказе от подражания природе. Содержание феномена «поступок» Бахтин раскрывает в своей известной книге «К философии поступка» (1921). Индивидуально-ответственный поступок Малевича-живописца, по оценке Бахтина, это один из поступков, из которых слагается вся жизнь как «сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» [13, с. 33]. С такой оценкой творческого поступка трудно не согласиться.

Творческий путь художника Каземира Малевича чрезвычайно трудный, неоднозначный и во многом противоречивый по своему содержанию. По утверждению самого Малевича, «распыление живописных форм», как один из художественных его приемов, началось с увлечения импрессионизмом (направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в.). В импрессионизме Малевича привлекло стремление освободиться от условностей классицизма, тенденции к стиранию четких границ между жанрами.

Внутренняя смысловая нагрузка импрессионизма - «впечатление» - не могла не отразиться на творчестве Малевича. У него появляется ощущение самоценности, субъективной художественной манеры, тяга к тональному единству. Творческое обращение к импрессионизму, изучение его принципов стало важным событием в деятельности художника Каземира Малевича.

Все динамические, экспрессивные процессы в творческой деятельности Малевича стремительно приближали его к открытию в изобразительном искусстве нового стилистического направления - супрематизма, эстетическим выражением которого стала картина «Черный квадрат» как апофеоз его творчества.

Общепризнанным является то, что Каземир Малевич - один из великих живописцев-реформаторов изобразительного искусства XX века, однако он является крайне противоречивой творческой личностью. Но, несмотря на это, его идеи стали достоянием художественной культуры нашего времени.

Работы Каземира Малевича дают яркое представление об экспрессивной творческой инициативе и энергетической заряженности живописца нового типа мышления. Для него характерно активное творческое освоение всех наиболее значительных концепций классической философии, основных направлений в искусстве.

Суть взглядов К. Малевича лежит в сфере стремления «довести любое творческое начинание до логического конца». Таким логическим завершением активной творческой деятельности живописца Малевича стала философия супрематизма и ее реализация в знаменитом полотне «Черный квадрат». По этому поводу известно его следующее высказывание: «... человек должен стремиться к квадрату и ограничиться кубом, т.е. шестисторонним квадратным порядком. Квадрат уже предрешает движение, ибо пущенный квадрат, куб в движении - уже образует шар. Квадрат - элемент куба, шесть квадратов - куб» [12, с. 221].

Характеристикой творческой деятельности Малевича может быть, на наш взгляд, следующее его высказывание: «Мы живем в сегодня, - но всегда ждем совершенств в будущем» [11, с. 209].

Его идеи в русском изобразительном искусстве стали достоянием мировой художественной культуры. Влияние творчества живописца Каземира Малевича не исчерпало себя и в наше время.

Список литературы

1. Абсолютное и относительное в буддизме. - М.: Ганга/Сватан, 2012.

2. Блок А. Без божества, без вдохновенья // Собр. соч. в 8 т. - М.; Л., 1962.

3. Геше Джампа Тинлей. Воззрения четырех буддийских философских школ. - Новосибирск: ООО «Изд-во Дже Цонкапа», 2013. - 502 с.

4. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.

5. Далай-лама. Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики. - СПб.: Нартанг, 1996. - 226 с.

6. Далай-лама. Совершенная мудрость. Комментарий к девятой главе «Бодхичарья-аватары» Шантидевы. - М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2016. - 232с.

7. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. Учебное пособие. - М.: Проспект, 1998.-432 с.

8. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. Из цикла: Страницы истории отечественной философской мысли. Серия «Философия», № 8. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

9. Малевич К. Супрематизм. 34 рисунка // Собр. соч. в 5 т. Т. 1. - М.: Гилея, 1995.

10. Малевич К. Мир как беспредметность // Собр. соч. в 5 т. Т.2. - М.: Гилея, 1998.

11. Малевич К. Супрематизм как чистое познание // Собр. соч. в 5 т. Т.З. - М.: Гилея, 2000.

12. Малевич К. Живопись в футуризме // Малевич К. Черный квадрат. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.

13. МахлинВ.Л. Михаил Бахтин: философия поступка. -М.: Знание, 1990.

14. Сарабьянов Д. Живопись Каземира Малевича // Д. Сарабьянов, А. Шатских. Каземир Малевич. Живопись. Теория. - М., 1993. - 414 с.

15. Философский энциклопедический словарь. -М.: ИНФРА-М, 2011.

16. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. - М.: Республика, 1993.-447 с.

17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Философия и жизнь. - М.: Знание, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.