Научная статья на тему 'Малевич и Татлин: точки пересечения жизненного и творческого пути лидеров русского авангарда'

Малевич и Татлин: точки пересечения жизненного и творческого пути лидеров русского авангарда Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
470
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ АВАНГАРД / RUSSIAN AVANT-GARDE / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / ARTTISTIC CONSTRUCTIVISM / СУПРЕМАТИЗМ / SUPREMATISM / ТАТЛИН / TATLIN / МАЛЕВИЧ / MALEVICH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапшина Елена Геннадьевна

Всем известное произведение Каземира Малевича «Черный квадрат» завоевало в ХХ веке несколько большую популярность, чем башня Владимира Татлина, которую сам автор называл «Памятник III Интернационала». Оба художника стали лидерами художественного течения в новом искусстве начала ХХ века. Один был основателем направления «супрематизм» (сверхматериальный), второй родоначальником направления «художественный конструктивизм» (работа материала под нагрузкой). В итоге обозначенные художники нового искусства встали в оппозицию друг другу как основатели принципиально разных течений в русле художественного авангарда. В статье рассматриваются их жизненные пути, истоки художественного образования и формирования творческого кредо, точки их соприкосновения и пересечения в пространстве и времени дореволюционной Российской империи, их влияние на развитие архитектуры в начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MALEVICH AND TATLIN: POINTS OF INTERSECTION IN LIFE NAD CREATIVE PATHS OF THE RUSSIAN AVANTGARDE LEADERS

In article activity of sign figures of the Russian avant-garde of Vladimir Evgrafovich Tatlin, the first Soviet designer, the founder of art constructivism and Kazimir Severinovich Malevich, the founder of supremacist in art. The special attention is paid to the school period of their life. In 1905 Tatlin began the vocational education in Penza in Art school of N.D. Seliverstov upon termination of whom gained the diploma of the artist with the right of teaching drawing, drawing and calligraphy. In 1910 Tatlin moves to Moscow where arranges own workshop. In 1904 Malevich began the art education in Moscow in F.Rerberg salon. In 1913 they work in the cubistic workshope, then they took part in some exhibitions. In 1915 Malevich had his "Blak square” and Tatlin had his contr-relefs. Malevich and his Architectons had big influence to new architecture form. Tatlin’s contr-relefs became new architecture form in 1920 dynamic form of Tatlin Tower.

Текст научной работы на тему «Малевич и Татлин: точки пересечения жизненного и творческого пути лидеров русского авангарда»

МАЛЕВИЧ И ТАТЛИН: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ ЛИДЕРОВ РУССКОГО АВАНГАРДА

УДК 7.038.1:929 ББК 85.103(2)

Е.Г. Лапшина

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия

Аннотация

Всем известное произведение Каземира Малевича «Черный квадрат» завоевало в ХХ веке несколько большую популярность, чем башня Владимира Татлина, которую сам автор называл «Памятник III Интернационала». Оба художника стали лидерами художественного течения в новом искусстве начала ХХ века. Один был основателем направления «супрематизм» (сверхматериальный), второй - родоначальником направления «художественный конструктивизм» (работа материала под нагрузкой). В итоге обозначенные художники нового искусства встали в оппозицию друг другу как основатели принципиально разных течений в русле художественного авангарда. В статье рассматриваются их жизненные пути, истоки художественного образования и формирования творческого кредо, точки их соприкосновения и пересечения в пространстве и времени дореволюционной Российской империи, их влияние на развитие архитектуры в начале ХХ века.

Ключевые слова: русский авангард, художественный конструктивизм, супрематизм,Татлин, Малевич

MALEVICH AND TATLIN: POINTS OF INTERSECTION IN LIFE NAD CREATIVE PATHS OF THE RUSSIAN AVANTGARDE LEADERS

E. Lapshina

Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia Abstract

In article activity of sign figures of the Russian avant-garde of Vladimir Evgrafovich Tatlin, the first Soviet designer, the founder of art constructivism and Kazimir Severinovich Malevich, the founder of supremacist in art. The special attention is paid to the school period of their life. In 1905 Tatlin began the vocational education in Penza in Art school of N.D. Seliverstov upon termination of whom gained the diploma of the artist with the right of teaching drawing, drawing and calligraphy. In 1910 Tatlin moves to Moscow where arranges own workshop. In 1904 Malevich began the art education in Moscow in F.Rerberg salon. In 1913 they work in the cubistic workshope, then they took part in some exhibitions. In 1915 Malevich had his "Blak square" and Tatlin had his contr-relefs. Malevich and his Architectons had big influence to new architecture form. Tatlin's contr-relefs became new architecture form in 1920 - dynamic form of Tatlin Tower.

Keywords: Russian Avantgarde, Arttistic Constructivism, Suprematism, Tatlin, Malevich

Статья посвящена поиску ответа на вопрос - как сформировалось творчество художников, которые, не будучи архитекторами, сумели оказать принципиальное влияние на развитие новой архитектуры в начале ХХ века, архитектуры модернизма, выросшей в лоне русского авангарда.

В истории советской архитектуры [1] приводится яркий пример революционной романтики - проект памятника III Интернационалу (рис. 1), созданный художником В. Татлиным. Эта 400-метровая башня, даже не будучи построенной, стала знаком новой архитектуры. Она стала первой динамической формой в архитектуре, показала пластические возможности новых конструкций и материалов. Многие до сих пор считают ее автора Владимира Татлина архитектором. Еще больше специалистов в области архитектуры, которые о нем не знают практически ничего. Чтобы заполнить эту лакуну в истории архитектуры, нами были предприняты и осуществлены реконструкции башни Татлина - в графической форме (чертежи) [6], в модели [3], в том числе - компьютерной, виртуальной. Параллельно исследовался творческий метод В. Татлина, прояснялась его роль в таком мировом художественном явлении, как русский авангард. В итоге сегодня В.Е. Татлин признан одним из лидеров русского авангарда, который создал идею своей башни как художественный символ революции. Это произошло в 1920 году.

Рис. 1. Башня Татлина. Фото 1920 г. [3]

В 1920-е годы появилась и принципиально другая архитектурная модель - архитектон [5]. Она была детищем другого художника - Казимира Малевича. Эту модель назвали супрематической. По сути она представляла собой объемно-пространственную

композицию, состоящую из врезающихся друг в друга геометрических тел -параллелепипедов. Как известно, родился архитектон из беспредметных живописных композиций, также состоящих из цветных геометрических фигур - крест, круг, квадрат. Сам художник определял их как архитектурные формулы. Первый гипсовый архитектон «Альфа» (рис. 2) был создан в 1923 году и предполагался предтечей космической архитектуры. Ее графические чертежи Малевич называл «планиты». Планиты также представляют собой композиции из нескольких параллелепипедов, то есть простейших, лаконичных геометрических тел. Планиты и архитектоны Малевича помогли архитекторам осмыслить простые геометрические формы по-новому. Сам художник стал одним из лидеров русского авангарда, создавшего направление «супрематизм».

Рис. 2. Архитектон Малевича «Альфа» как супрематическая архитектурная модель [5]

Далее рассмотрим истоки творческого метода каждого из вышеназванных художников, их пересечения и взаимовлияния, творческие находки, оказавшие значительное влияние на дальнейшее развитие всей архитектуры.

Казимир Малевич и Владимир Татлин родились в конце XIX века в столичных городах. Казимир Северинович Малевич - в Киеве (1879) в семье польского шляхтича С.А. Малевича, который служил управляющим на заводах промышленника Терещенко [2,7]. Каземир Малевич в семье отца стал первенцем. Его мать Людвига Александровна (в девичестве Галиновская) поддерживает увлечение сына рисованием. Детские годы Казимир провел на селе, на Украине. В 1895-1896 годы он занимался в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, учителем Казимира был Н.К. Пимоненко. Владимир Евграфович Татлин родился в Москве (1885) в семье потомственного орловского дворянина Е.Н. Татлина [3], который был инженером-технологом, служил на государственных железных дорогах. Владимир был младшим в семье отца, рано потерял мать - ему было тогда 3 года, с 7 лет увлечен рисованием. В 1896 году семья переезжает в Харьков, отец вторично женится, у Владимира появляется мачеха, в результате в 1900 году он убегает из отцовского дома в Одессу, где устраивается юнгой и плавает на торгово-пассажирском пароходе. К этому времени у него за плечами трехлетняя учеба в Харьковском реальном училище, где рисование преподавал художник Д.И. Бесперчий (1825-1913). Таким образом, жизненный путь обоих мальчиков тесно связан с Украиной, ее художественными традициями и учителями, но пути эти в начале прямо не пересекались.

На рубеже Х1Х-ХХ веков К. Малевич, женившись, живет со своей семьей в Курске с 1896 по 1907 годы по адресу: Почтовая 13, снимает жилье в доме потомственной дворянки Анны Клейн, работает чертежником в Управлении железных дорог, параллельно с тоскливой службой занимается живописью, туда его толкает жажда творчества. Вместе с соратниками по духу К. Малевич организует в Курске художественный кружок, начинает публично выставляться с 1898 года, как указано в его автобиографии [7], однако документальных подтверждений этой ранней выставочной деятельности нет. В. Татлин с начала ХХ века также меняет место жительства. Он живет в Москве, в доме Логиновых по адресу: Покровка,43, где довольствуется случайными заработками статиста в театре, «мальчика» у исполнителей декорации.

В начале ХХ века оба настроены на учебу в столичной художественной школе, подают прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Владимир Татлин поступает в МУЖВЗ в сентябре 1902 года по конкурсу. Он был принят в 1 класс общеобразовательного отделения, но проучился не более полугода, и 30 апреля 1903 года был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Ходатайство отца о восстановлении сына в МУЖВЗ не было принято, и в 1903 году Владимир Татлин возвращается в Харьков, живет в отцовском доме. Казимир Малевич в первый раз подал прошение в МУЖВЗ 5 августа 1905 года. Но его не принимают. Прожив некоторое время в Москве, в художественной коммуне, в доме художника Курдюмова в Лефортово, где небольшой была плата за жилье, он должен был вернуться в Курск. Но летом 1906 года К. Малевич снова подает документы в МУЖВЗ, однако его не принимают и во второй раз. Таким образом, оба претендента не имели возможности получить профессиональное художественное образование в известной столичной Московской школе.

После смерти отца в 1904 году, Владимир Татлин поступает по конкурсу в Пензенское художественное училище. С 1 сентября 1905 года его зачисляют в 1 гипсовый, 1 научно-специальный, 3 общеобразовательный классы ПХУ им. Н.Д. Селиверстова (рис. 3). Здесь он проходит полный курс обучения до апреля 1910 года, и выпускается с дипломом художника, также имея право преподавать черчение, рисование, чистописание.

Рис. 3. Ученики Пензенского художественного училища им. В. Селиверстова. Пенза, 1907 г. [2]

Владимир Татлин в 1911 году переезжает в Москву и поселяется у своего дяди Н.Н. Татлина по адресу: Пантелеевская ул., а после его смерти переселяется в дом по адресу: Б. Палашевский пер.,2/7, кв. 10. Каземир Малевич в 1907-1910 годах живет в Москве, куда в 1907 году поехала его мать. Казимир в течение этих трех лет посещает занятия в студии Ф.И. Рерберга, в 1907 году принимает участие в Х^ выставке Московского товарищества художников, знакомится с М.Ф. Ларионовым. В это время В. Татлин бывает в Москве лишь во время каникул, где так же устанавливает контакты с популярными у молодежи студиями, знакомится так же с лидером авангардной молодежи М.Ф. Ларионовым (в 1908-1909), вместе с ним занимается живописью на юге в Тирасполе летом 1910 года. Дебютирует В. Татлин в 1909 году на 3-м салоне журнала «Золотое руно» (вне каталога) в Москве, в 1910 году сдает работы на 2-й международный салон В. Издебского в Одессе. Практически оба молодых художника вращались в это время в одних кругах и вполне могли встречаться. В 1910 году было создано товарищество курских художников, в которое входил К. Малевич (рис. 4).

Рис. 4. Члены товарищества художников города Курска. Курс.1911 г. [8]

Однако упоминание об их совместной работе в мастерской «кубистического кружка» на Остроженке, куда В. Татлин переезжает после расхождения с Ларионовым в 1912 году, датирует год их встречи во время деятельности кружка как 1913-й [3]. В интенсивную работу кружка вовлечены в это время также А. Веснин, Л. Попова, Н. Удальцова,

A. Грищенко, Р. Фальк. Работа кружка направлена на обнаженную натуру, которую следовало писать кубистически. Н. Харджиев упоминал кубистический рисунок Татлина [10], на котором сделал надпись Малевич: «Рисунок Татлина. Брал уроки кубизма у меня. К.М.». Исследователь творчества Татлина Анатолий Стригалев [9] задается вопросом, могло ли быть подобное обучение. Он анализирует несколько рисунков, сделанных в один сеанс с одной и той же натуры разными авторами: К. Малевич, Л. Попова, А. Веснин,

B. Татлин (рис. 5а). Стригалев приходит к выводу о том, что эскиз Татлина «Лежащий на

полу» (1913) позволяет предположить, что Татлин не принимал кубизм так ортодоксально, как остальные художники: «Его мальчик отрочески худ и непропорционален, растянут по диагонали листа в гибком и цельном, как у кошки, обобщенно показанном движении» [9, с. 19]. Малевич, напротив, делает наброски двух эскизов в духе кубизма - кубистическая композиция лежащей фигуры, сверху написано слово «натурщик» (рис. 5б).

а)

Рис. 5. Кубистические рисунки: а) В. Татлина; б) К. Малевича. Москва, 1913 г. [3]

Картина «Черный квадрат», написанная Малевичем в 1915 году, стала одной из самых известных картин в мире [2]. Она входит в цикл супрематических работ Малевича. Так художник исследовал базовые возможности цвета и композиции (рис. 6). К этому же времени относится работа Татлина «Живописный рельеф 1915 года». Она создана как объемно-пространственная композиция с элементами кинетизма. Рельеф был показан на выставках «Первая футуристическая «Трамвай В» (Петербург, с 3 марта) и «1915 год» (Москва, с 23 марта). Этот период стал этапом наибольшего влияния Татлина на художников русского авангарда [3]. Его живописный рельеф, выставленный на

филантропической сборной выставке, вызвал громкий скандал и был удален с выставки «по требованию публики». Однако затем рельеф вернули на прежнее место. Это был первый в России случай, когда работу с выставки сняли только из-за ее формальных признаков. В 1910-х В. Татлин выполняет ряд контр-рельефов (рис. 7).

Рис. 6. «Черный квадрат» К. Малевича на последней футуристической выставке «0,10». Петербург. 1915 г. [7]

Рис. 7. Угловой контр-рельеф В. Татлина на последней футуристической выставке «0,10». Петербург. 1915 г. [3]

Тесные контакты Малевича и Татлина (рис. 8) в их личной и художественной жизни не были длительными. Однако,прошел целый ряд выставок, в которых они участвовали вместе (Таблица 1).

Рис. 8. В. Татлин на даче К. Малевича в Немчиновке под Москвой [3]

Таблица 1. Выставки, в которых участвовали К. Малевич и В. Татлин

Дата (год) Малевич [3] Татлин [2]

1909 - 3-й салон журнала «Золотое руно» (Москва, конец года)

1910 - первая выставка «Бубновый валет»

1911 - первая выставка общества «Московский салон», - 2-й международный салон В. Издебского (Одесса, февраль),

- выставка «Союз молодежи» (Петербург, апрель-май) - 2-я выставка общества «Союз молодежи» (Петербург, апрель)

1912 - выставка «Союз молодежи» (Петербург), - 3-я выставка «Союз молодежи» (Петербург, январь-февраль),

- выставка «Синий всадник» (Мюнхен), - «Ослиный хвост» (Москва, март-апрель),

- выставка «Ослиный хвост» (Москва) - «Союз молодежи» (Петербург, конец года), - «Современная живопись» (Москва, конец года)

1913 - выставка «Мишень», - выставка «Союз молодежи» - выставка «Бубновый валет» (Москва, февраль-март) и (Петербург, апрель), - «Мир искусства» (Петербург), (Москва) - «Союз молодежи» (Петербург), - «Современная живопись» (Москва)

1914 - выставка «Бубновый валет», - Салон независимых (Париж) - выставка «синтезостатичных композиций» или «первая выставка жтвописных рельефов» (Москва, 1014 мая)

1915 - «Первая футуристическая «Трамвай В»» (Петербург, с 3 марта), - «Последняя футуристическая выставка «0,10» (Петербург, 19 декабря) - «Первая футуристическая «Трамвай В»» (Петербург, с 3 марта), - «1915 год» (Москва, с 23 марта), - «Последняя футуристическая выставка «0,10» (Петербург)

1916 - «Футуристическая выставка «Магазин»» (Москва, март), - выставка «Бубновый валет» - «Футуристическая выставка «Магазин»» (Москва, март)

Их отношения обострились в 1915 году, а в 1916 году на выставке «0,10» конфликт переходит в соперничество за лидерство в авангарде.

Таким образом, в конце Х1Х - начале ХХ веков в России происходило становление двух лидеров русского авангарда: Владимира Татлина и Казимира Малевича. Татлин В.Е. стал основоположником художественного конструктивизма - одного из направлений русского авангарда в искусстве, давшего в дальнейшем развитие конструктивизму как направлению в архитектуре. Малевич К.С. стал основоположником супрематизма -направления в русском авангарде, альтернативного художественному конструктивизму, но также давшему новой архитектуре принципиально важные наработки - архитектоны.

Примечательно то, что оба художника, не будучи профессиональными архитекторами, не получив специального образования в столичной школе, сумели своими творческими находками определить развитие архитектуры в мире на протяжении всего ХХ века. Архитектоны Малевича внедрены в учебное проектирование, они используются в учебной дисциплине «Объемно-пространственная композиция», «Композиционное моделирование» и сегодня изучаются в этом качестве абитуриентами направления «Архитектура» при подготовке к экзамену по композиции. Динамическая форма башни Татлина рассматривается как прототип динамической архитектуры в целом. Идея динамической формы в архитектуре сегодня, через сто лет после башни Татлина, еще только набирает силу, разворачиваясь в направление динамической адаптации архитектурной формы.

Литература

1. Былинкин Н.П. История советской архитектуры / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.В. Сергеева. - М.: Стройиздат,1985. - С. 50.

2. Букша К.С. Малевич. - М: Молодая гвардия, 2013. - 336 с.

3. Владимир Татлин. Ретроспектива. - Koln: DuMont Buchverlag, 1993. - 415 с.

4. Нере, Ж. Казимир Малевич 1878-1935 и супрематизм. - London: TASCHEN, 2004. -96 s.

5. Шатских А.С. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996. - 96 с.

6. Лапшина Е.Г. Башня Татлина. Опыт графической реконструкции памятника мировой архитектуры. - Екатеринбург: TATLIN, 2015. - 144 с.

7. Малевич, Казимир Северинович. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Малевич, Казимир Северинович

8. Путешествие по биографии Казимира Малевича [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tourblogger.ru/blog/puteshestvie-po-biografii-kazimira-malevicha.html

9. Стригалев А. Ретроспективная выставка Владимира Татлина / А.Стригалев // Владимир Татлин. Ретроспектива. - Koln: DuMont Buchverlag, 1993. - С. 8-52

10. Харджиев Н.К истории русского авангарда / Н. Харджиев, К. Малевич, М. Матюшин. - Стокгольм, 1976. - С. 88.

References

1. Bilinkin N.P., Kalmykova V.N., Ryabushin A.V., Sergeeva G.V. Istorija sovetskojarhitektury [The Soviet architecture history]. Moscow, 1985, p. 50.

2. Buksha K.S. Malevich [Malevich]. Moscow, 2013, 336 p.

3. Vladimir Tatlin. Retrospektiva [Vladimir Tatlin. Retrospective. Catalogue]. Keln, DuMont Buchverlag, 1993, 415 p.

4. Nere G. Kazimir Malevich 1878-1935 i suprematizm [Kazimir Malevich 1878-1935 and suprematizm]. London, TASCHEN, 2004, 96 p.

5. Shatskih A.S. Kazimir Malevich [Kazimir Malevich]. Moscow, 1996, 96 p.

6. Lapshina E.G. Bashnja Tatlina. Opyt graficheskoj rekonstrukciipamjatnika mirovoj arhitektury [Tatlin Tower. Graphic reconstruction of the world architecture monument]. Ekaterinburg, TATLIN, 2015, 144 p.

7. Malevich, Kazimir Severinovich. Material iz Vikipedii [Malevich, Kazimir Severinovich. Material of Vicipedia]. Available at:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Малевич, Казимир Северинович

8. Puteshestvie po biografii Kazimira Malevicha [Travel around Kazemir Malevich biography]. Available at: http://www.tourblogger.ru/blog/puteshestvie-po-biografii-kazimira-malevicha.html

9. Strigalev A. Retrospektivnaja vystavka Vladimira Tatlina [Retrospektive exhibition of Vladimir Tatlin. Vladimir Tatlin. Retrospective. Catalogue]. Kein, DuMont Buchverlag, 1993, pp. 8-52.

10. Chardziev N., Malevich K.,Matyushin M. Kistorii russkogo avangarda [To the History of Russian Avangard]. Stockhgolm, 1976, p. 88.

ОБ АВТОРЕ

Лапшина Елена Геннадьевна

Кандидат архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR Lapshina Elena

PhD in Architecture, Professor, Chair «Base of Architectural Design», Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.