Научная статья на тему 'Трансформация социокультурного облика региона в контексте глобализации: Нижнее Поволжье 1990 - начала 2000-х годов'

Трансформация социокультурного облика региона в контексте глобализации: Нижнее Поволжье 1990 - начала 2000-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация социокультурного облика региона в контексте глобализации: Нижнее Поволжье 1990 - начала 2000-х годов»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

© 2006 г. Н.Д. Марисова

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОБЛИКА РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ 1990 - НАЧАЛА 2000-Х ГОДОВ

Рубеж XX - XXI вв. для Российской Федерации совпал с активными политическими и социально-экономическими трансформационными процессами, связанными со сменой социально-политической ориентации, распадом единства СССР, утверждением социокультурной целостности «Российская Федерация», внутри которой среди прочих наблюдается процесс стратификации

территориального пространства. Возникшие в связи с этим этноконфессиональные и социокультурные явления, а также ряд препятствий, стоящих на пути регионального строительства и взаимоотношений Центра с субъектами федерации, сформировали представления о современной России как о «стране регионов», пространстве «многоцентрия в единстве» (В.Н. Гайдуков, В.Г. Осипов). Жители современного российского региона, идентифицируя себя с поликультурным пространством федерации, все более экстраполируют свою культуру в глобальный мир как особую социокультурную дефиницию. Таким образом, культура отдельного региона преобразуется в «подсистему бытия» (М. Каган), современные трансформационные процессы воспринимаются как более очевидные в силу локализованности. В связи с этим изучение культуры региона - это один из путей постижения современного культурного пространства всей страны: отличительными особенностями региональной культуры становятся, с одной стороны, феномены, несущие на себе так называемый местный колорит, с другой - повторение достижений «столичной» культуры на провинциальной почве.

Таким образом, научное сообщество оказалось вовлеченным в поле усиленного внимания к вопросам регионализма, регионализации, ставшими одними из самых обсуждаемых на международных и отечественных научных форумах. Появились исследования, связанные с изучением отдельного российского региона как специфического, продуктивного в культурном отношении феномена. Это породило новое направление российской гуманитарной науки - регио-налистику, предметом исследования которой является социокультурная регуляция и трансформация самосознания жителей отдельного региона в контексте мировых и отечественных социокультурных модификаций.

К большому массиву материала, накопленному в этой области отечественной экономической географией и историческим краеведением, добавляются современные региональные исследования, получающие интенсивное развитие в социологии, демографии, поли-

тологии. Их проблематика экстраполируется отчасти в такие гуманитарные дисциплины, как этнология и культурология. При этом внимание исследователей чаще всего направлено на рассмотрение изменений политического дизайна современного российского региона, путей возрождения его этнокультурных традиций, формирования культурно-информационной среды, проблем конструирования реальности в пространстве массовых коммуникаций.

Важным, на наш взгляд, представляется рассмотрение трансформационных культурных процессов современного российского региона в контексте изменения самосознания его жителей, которое, отражая глобальные, федеральные и локальные культурные процессы, репрезентируется:

- через создание модели специфической этнокультурной ментальности;

- конструирование архитектрурно-ландшафтного и градостроительного дизайна;

- организацию художественной жизни социума и его поведенческих и духовных приоритетов;

- формирование аксиологических культурных доминант посредством средств массовой информации и коммуникации, функционирования образовательных и культурных учреждений и организаций.

Доминирующее внимание в контексте всей региональной культуры к культуре художественной объясняется тем обстоятельством, что именно явления искусства и художественная жизнь зачастую репрезентируют всю культуру целиком. Архитектурный облик формирует визуальный портрет региона, содержание деятельности творческих организаций и учреждений конструирует духовные приоритеты его жителей. Анализ процессов, происходящих в области средств массовой информации, является, на наш взгляд, отражением трансформации типа культурной жизни современного региона из информационного в мультимедийное, основанное на активном коммуницировании.

В качестве нашего объекта рассмотрения определим Астраханскую область как прикаспийский регион, географически располагающийся в нижнем течении и устье при впадении в Каспийское море одной из самых крупных рек России - Волги, что издавна сформировало его специфичность как рыболовецкого края. Заметим при этом: если во времена сильной государственной власти и ее централизованности было принято давать адресную характеристику региона в зависимости от его близости или удаления от Москвы как столицы государства и главного экономико-политического и культурного центра страны, то в настоя-

щее время наблюдается тенденция определять тот главный территориально-географический или природный объект, который формирует экономические, социальные, культурные особенности региона. Волга, Каспий и стали такими ориентирами для Астраханской области как нижневолжского региона.

Степной ландшафт местности и дельта могучей реки, которая распадается здесь на множество ериков, рукавов, протоков, разливающихся в половодье и оставляющих после разлива луга, столь необходимые для выпаса, привлекли многие кочевые скотоводческие народы как место длительных стоянок, а затем локализации оседлости.

Земельные недра территории Нижней Волги, насыщенные месторождениями газа и нефти, залежами поваренной соли, источниками минеральных вод и лечебных грязей в совокупности с мобильностью водных и природных ресурсов (обилие рыб частиковых пород, прохождение по речным артериям стад осетровых, прибрежные заросли камыша, потенциально используемого в производстве бумажной и целлюлозно-картонной продукции и являющегося местом естественного обитания многих видов птиц и животных), определили направления экономического развития региона.

Приграничное положение с иноземными государствами в ареале Каспийского моря вызвало усиление интереса к региону и необходимость его фортификационного укрепления со стороны правящего государственного центра, а его срединность по отношению к путям взаимодействия стран Европы и Азии в направлениях северо-запад - юго-восток - юг усилила внешнеполитическую значимость.

Выход в Каспийское море сформировал возможность развития международных связей в области товарообмена, что смоделировало торгово-обменные доминанты (вывоз местных товаров: рыбы, бахчевых культур, каракуля, верблюжьей и овечьей шерсти -дополнялся товарами, транспортируемыми сюда для экспорта из других российских регионов; через Астрахань традиционно поставлялся в Россию индийский, египетский, персидский импорт). Названные факторы стимулировали в регионе рост торгового сословия, купечества как основного социального пласта его жителей; умножили этническое представительство населения (к традиционно российским этносам добавились носители этнических культур иноземного купечества разных стран, ассимилировавшиеся с местным населением и давшие возможность образования новых этнических групп, какими, например, являются современные агрыжане, потомки браков приезжих индусов и местных татарок). Процветавший купеческий бизнес сделал возможным формирование интересных в художественном отношении элементов архитектурного и ландшафтного градостроительства, традиций культурного досуга, приобретения и фокусирования в регионе значимых художественных произведений. Жаркое сухое лето обеспечивает комфортное пребывание на берегу реки, обилующей частиковыми породами рыб; возможность охоты на ка-

бана, волка, лисицу, зайца, многих видов дикой птицы (лебедь, дикая утка, гусь, фазан) в прикаспийских пойменных районах сформировали поле туристического бизнеса, определив региону рекреационную роль.

Поскольку понятие «культура Нижнего Поволжья» имеет достаточно широкие рамки, обозначим границы его употребления. Мы анализируем конец XX - начало XXI в. - период в истории России, определяемый как перестроечный, постсоветский, современный. Выбор хронологических рамок не случаен: названное время характеризуется стремительной трансформацией культуры региона в силу изменения социально-политических (смена общественного строя), экономических (новые условия труда, внедрение предпринимательства, федеральные и иностранные инвестиции, механизм регионального управления), социально-демографических (резкое обнищание/богатство социальных страт, иммиграционный поток беженцев с Кавказа, изменение этнического состава населения) факторов, повлиявших на изменения в культурной жизни региона и как следствие самосознания его жителей.

Из понятийного содержания концепта «Нижняя Волга», очерчивающего ареал географического расположения Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, доминанта делается на рассмотрении культуры Астрахани (как областного формирования), поскольку относительная близость к морю, усиление климатических особенностей степной зоны, этно-кон-фессиональный портрет (в отличие от Саратовской и Волгоградской областей), вхождение в зону геополитических интересов, связанных с проблемами прикаспийских государств, отличают ее от названных районов, формируют поле особые культурные каноны.

Перечисленные факторы отразились в образной географической топонимии региона. В номинировании генетической типологии гуманитарно-географического образа Астрахани [1] распространенными стали определения: «Каспийская Венеция» (Т.Г. Шевченко), «южный форпост России» (Петр Первый), «Нижневолжская столица» (Н. Мордовина). Из «физиологически-анатомического» ряда метафорической характеристики региона применялись определения «Российское брюхо» (Г.Д. Гачев), «Волжская ладонь с чашей Каспия» (В. Шукшин). Метафорическое определение образа региона по предметно-семантическому принципу - «Всесоюзная солонка» (Н.С. Хрущев), «Всероссийский огород» (И.Н. Бородин).

Для того чтобы понять современный тип художественной культуры Астраханской области, важно проследить динамику изменений моделей социокультурного образа региона в контексте его истории и особенности сформировавшихся на сегодняшний день индивидуальных черт, значимых для инкорпорирования его в мировое культурное пространство.

Своеобразный климат с палящей жарой летом и холодными сухими ветрами бесснежной зимой, степной ландшафт, перерезанный, кроме Волги и Ахтубы, сотнями ериков и проток, удивительный по разнообразию растительный и животный мир - все это сфор-

мировало поэтический образ страны Лебедии, Коне-царства, «где Волга прянула стрелою» (В. Хлебников). Пестрота и многоликость городских ярмарок и рыбных базаров, многочисленность торговых лавок и веселье народных гуляний подарили миру художественный портрет русского купеческого города, созданный под влиянием детских впечатлений изобразительным талантом Б.М. Кустодиева. Белокаменный кремль, красоту которого высоко оценил Петр I, является архитектурным символом южного форпоста России, где причудливость строительных конструкций вбирает в себя элементы готики и барокко, классицизма и модерна, западного и восточного зодчества. Многонациональная звуковая полифония, сопровождающая творческие проявления жителей края, утвердила традиции музыкальной слушательской и исполнительской культуры.

Особенности социокультурного образа современного региона Нижней Волги с точки зрения его инкорпорирования в мировое культурное пространство представляют следующие компоненты:

- тесные родственные связи жителей с Татарстаном, Казахстаном, Калмыкией, Россией, Украиной с усилившейся в последнее десятилетие доминантой северокавказских социокультурных коммуникаций;

- европейская культурная орбита, расположенная между Востоком и Западом;

- политико-экономическая значимость торгового порта как «окна в Азию» на южных рубежах России;

- национальная и конфессиональная толерантность полиэтничного региона;

- отсутствие как русофобии, так и отвращения к странам-глобалистам (США, Японии, Германии);

- сильные космополитические традиции;

- стремительная либерализация в области экономики, политики, культуры.

Составные части социокультурного образа Астраханской области как одного из самобытных регионов России включают в себя не только элементы художественной жизни оседлых и кочевых древних народов, но и уникальным образом ассимилировавшие в себе художественные каноны Востока и Запада, многочисленных этносов и различных религиозных конфессий. Начавший историю своего заселения как регион кочевых народов и мигрирующих групп, ареал Северного Прикаспия пережил периоды социально-культурного расцвета (Хазарский каганат), локализации в качестве татарского торгового центра во времена Золотой орды и Астраханского ханства, глубокой провинциальности удаленного от крупных культурных центров приграничного города Российского государства; при получении доли царского (а значит, политического и экономического) внимания, которое совпадает с Персидским походом, предпринятым Петром Первым, духовно-художественная культура региона вновь вступила в период роста и расцвета, а затем с установлением советской власти трансформировалась в провинциальную по содержанию. В настоящее время Астраханская область переживает очередной переселенческий бум (связанный с политическими событиями,

происходящими на Северном Кавказе) и международное внимание как стратегически важный в политическом и экономическом отношении российский пограничный форпост Каспия, содержащий в своих недрах ресурсы газо- и соледобычи, кардинально меняющие социокультурный облик региона в связи с изменением поведенческого, духовного, эстетико-куль-турного менталитета жителей и самоидентификацией их как жителей значимого и активно инкорпорирующегося в мировое пространство региона. Совершенно не похожие друг на друга образы социокультурной жизни Астрахани XVI - XX вв., удивительно преломляясь и трансформируясь, присутствуют в образе современной социокультурной жизни региона, наполняя содержательными традиционными элементами только что родившиеся или лишь формирующиеся тенденции.

Общепринятыми брэндами Астраханской области являются черная икра, осетровая рыба, реже - лотос. Как известно, брэнд формируется в течение длительного времени и плохо поддается реформам и видоизменению, при этом именно он создает социально-культурный портрет региона, который способствует (или не способствует) развитию политических, экономических, культурных контактов, регулирует скорость и эффективность инкорпорирования его в мировое пространство. В этом смысле названные астраханские брэнды в современных условиях затрудняют свободное и объективное вхождение региона в мировое культурное пространство из-за своей необъективности в современных условиях, в связи с чем любые деловые или культурные контакты астраханцев с жителями других регионов начинаются, как правило, с развенчания в силу своей неактуальности привычных представлений последних о регионе и формирования нового его культурного портрета, который связан с заменой образов-деликатесов на образы-артефакты -очертания кремлевской колокольни, знаки областной гербовой символики, изображение реликтового на сегодняшний день лотоса, произрастающего на территории Астраханского государственного заповедника. Такая ситуация не является психологически благоприятной для условий региональной культурной коммуникативности, поскольку уже то, что собеседнику, нацеленному на установление культурных контактов с регионом, необходимо прежде всего изменить в своем сознании привычный образ на новый, порождает установку очевидного заблуждения и как следствие приводит к вероятному в этом случае замешательству и замедлению темпов переговоров, потере их эффективности и интенсивности. Тем не менее представления о том, что Астраханская область - это благодатный край, где ложками едят черную икру (выразительная иллюстрация этому - эпизод фильма В. Мотыля «Белое солнце пустыни», где каспийский таможенник Верещагин, с тоской опуская большую деревянную ложку в миску с осетровой икрой, обращается к жене: «Опять икра! Хоть бы хлеба купила!»), так же неактуальны, как ассоциативные образные связи России с тотальным холодом, шапкой-ушанкой и медве-

дями [2]. В связи с этим первоочередной задачей региональной культурной политики нам представляется формирование, реклама и распространение аудиовизуальных символов, отражающих современный социально-культурный образ региона.

Осознание, классификация и систематизация составных элементов социокультурного пространства региона, так же как репрезентация и интерпретация современного социокультурного образа Астрахани и портрета астраханца, могут стать ключом к осознанию дальнейшей духовно-культурной стратегии развития региона и моделированию его вхождения в мировое культурное пространство как региона этноху-дожественной толерантности и культурнозначимого субъекта Российской Федерации. В связи с этим представляется интересным сосредоточиться на том воздействии, которое силы глобализации оказывают на полиэтничный, поликонфессиональный регион Нижней Волги со сложившейся в ходе его развития внутри Хазарского каганата, Астраханского ханства, Российского, советского и постсоветского государства своеобразной мультикультурой; определить моделирующую силу мировой культурной среды в художественном пространстве региона; исследовать взаимодействия глобальных воздействий с местной культурной динамикой; определить возможные последствия глобализации в области региональной художественной культуры на сохранение самобытности его социокультурного образа.

Обратимся к рассмотрению особенностей трансформационных процессов в регионе, затрагивающих изменения в архитектурном дизайне областного центра - Астрахани.

В постсоветский период Астраханская область получила возможность большего экономико-культурного дистанцирования от политики в этих областях центра и как следствие начала определять и отлаживать механизм международных связей с инокультур-ными регионами более самостоятельно. Развиваются новые сферы культурного бизнеса и предпринимательства, Областной центр стремительно меняет свой архитектурный облик, что связано с использованием новых строительных материалов, развитием строительной отрасли как перспективного бизнеса, отвечающего потребностям жителей региона. Реконструируются модели торговых, культурных, образовательных, туристических взаимоотношений со странами, канонически сотрудничавших с регионом во времена дореволюционной России. Стремительные демографические изменения, происходящие в связи с активным притоком сюда жителей Северного Кавказа, формируют новые компоненты социокультурного образа региона, что требует изучения, корреляции и изменения парадигмы региональной культуры в контексте инкорпорирования региона в мировое культурное пространство.

Относительная близость Астраханской области к Северному Кавказу, Чечне, где с начала 90-х гг. XX в. разгораются военно-политические конфликты, заставила принять здесь на постоянное местожительство

или для временного проживания множество беженцев и иммигрантов-чеченцев, аварцев, ингушей, дагестанцев, даргинцев, а также армян и азербайджанцев после этнополитических столкновений последних представителей на территориях Армении, Азербайджана, Грузии, Абхазии. Этот фактор изменил архитектурный облик города (многие новые жители края, используя средства, причитающиеся им по статусу беженцев, возвели на территории города и области дома с примыкающими к ним большими складами-хранилищами, с торговыми лавками в первом этаже, поскольку именно мелкооптовая и розничная торговля стала самым распространенным видом их трудовой деятельности). Архитектура возводимых зданий повторяет каноны восточного, в частности северокавказского типа застройки: двух-, трехэтажное здание лишь несколькими окнами обращено к улице, в основном же направлено оконными, дверными и лестничными проемами во внутренний двор. Первый этаж обычно представляет собой ряд складов-хранилищ с удобным подъездом к ним, а иногда - и заездом внутрь грузового транспорта, осуществляющего перевозку товаров. При этом традиция конструирования такого въезда в форме глубокого, в ширину дома арочного тоннеля, который сохраняет прохладу в летнее время, отделяет пространство двора от уличного пространства (именно так выглядят дворовые въезды Демидовского подворья, домов Беззубиковых, Са-пожниковых, Макаровых, сформировавших в течение XVIII - XIX вв. астраханский архитектурно-дизайнер -ский канон жилых домов городского купечества), к сожалению, не сохраняется из-за стремления владельцев новых особняков большую часть жилого пространства использовать под торговые площади и складские помещения. Объясняется это и тем, что «новые купцы» рассматривают строительство домов в Астрахани в большинстве случаев как место лишь временного проживания семьи с последующим использованием дома в качестве помещения промышленного характера. К уличной стороне в таких особняках обращено торговое помещение с системой механических жалюзи, которые наглухо закрываются в ночное время суток и делают здание похожим на неприступное крепостное сооружение.

Верхний, жилой этаж зданий часто повторяет те конструкционные особенности, которые сложились в городских купеческих домах южного жаркого города в XIX столетии: чаще всего по внутреннему периметру дома к комнатам примыкают открытые или застекленные широкие веранды-лоджии, сохраняющие тень и прохладу в комнатах в летние жаркие месяцы и защищающие от холодных ветров-суховеев в зимнее время. Национальные развитые узы родства, также как и возможность долгого пребывания в семье астра-ханца-беженца кого-то из родственников или друзей, приехавших из «горячих точек» Кавказа и не сумевших пока обосноваться на новом месте, заставляют новых жителей области возводить достаточно большие по размерам жилые здания. Иногда это комплекс домов, соединенных между собой единой крышей и

составляющих в центре просторный двор-колодец, предназначенный чаще всего для детской площадки или размещения личного и торгового транспорта.

В последние годы в городе стали вновь, как это уже было в XVIII в., формироваться этнические районы. Самым ярким из них является, пожалуй, район Больших Исад, одного из крупных, находящихся в историческом центре города продуктовых рынков Астрахани, состав населения которого за прошедшие 10 - 15 лет кардинально изменился, как и архитектурный облик самого района. Сегодня этот городской локус заселен выходцами с Кавказа, иммигрировавшими из мест постоянного местожительства по политическим, социально-экономическим, этноконфессио-нальным причинам. На месте небольших деревянных домов с типичными двускатными крышами и примыкающими к ним небольшими земельными участками-дворами появились улицы-кварталы с торговыми лавочками на первом этаже и жилыми помещениями в верхних этажах. По сути произошла не столько смена архитектурного облика жилых домов, сколько вместе со сносом ветхих деревянных одноэтажек и застройкой улиц двух-, трехэтажными кирпичными зданиями, совмещающими в себе жилищные, торговые и складские функции, увеличение торговой площади городского рынка. Распространение его в глубь городских кварталов объясняется еще и сменой торговой продукции: основными предметами купли-продажи в современных условиях являются привезенные из зарубежных западных и восточных стран (чаще всего это Германия, Польша, Турция) и других регионов России (преимущественно из Москвы, Саратова, Волгограда) глобализированные консервы, пресервы, напитки, каковыми является продукция «Бондюэль», «Липтон», «Фанта», «Кола» и проч. Ранее основные площади городского рынка локализовались у воды, на берегах Кутума, где шла бойкая торговля живой рыбой, овощами и бахчевыми, привезенными на лодках из близлежащих сел. Красный мост, соединяющий рынок с городским районом, был своеобразной биржей труда: «Астраханский листок» за 1903 г. рассказывает: «Ежедневно с рассвета до позднего вечера Красный мост запружается массой женщин, нанимающихся в сады для резки винограда. Их собирается такая бездна, что по сторонам моста, предназначенным для пешеходов, прекращается движение, и народ, идущий на Исады, вынужден шествовать посредине, среди ломовых извозчиков» [3].

Ныне Красный мост служит прежде всего трамвайным, автомобильным и пешеходным путем, дающим возможность сократить расстояние от одного городского района до другого. Сады в современном городском хозяйстве присутствуют лишь как частные земельные участки, обрабатываемые самими владельцами или одним нанятым на договорных началах сторожем-смотрителем, хотя культурная память жителей сформировала место торговли фруктовыми саженцами, огородной рассадой у схода моста в непосредственной близости от того места, где некогда нанимались на работу виноградницы. Официально обозна-

ченное городскими властями место для торговли рыбой отведено за Ямгурчевским мостом, где до недавнего времени находился мелкооптовый овощной рынок. Удаленность рыбного павильона от главной транспортной артерии, используемой основным потоком потенциальных покупателей, делает его не столь посещаемым, сколь стихийно возникший вокруг ранее существовавших речных съездов рыбный торговый квартал, ныне блуждающий в связи с преследованиями городских властей из-за несоблюдения торговцами санитарно-гигиенических норм.

Интересным, на наш взгляд, представляется описание астраханского продуктового рынка в газете «Молва» от 3 июня 1832 г. с точки зрения его современных трансформаций: «Астрахань можно назвать почти Эдемом, и если в ней нет источников млека и меда, зато есть Волга, которая со всех сторон приносит в избытке все, для жизни необходимое. Драгоценная стерлядь не стоит почти ничего. А когда человек сыт, тогда и весел. Сверх того угодно ли полакомиться? Превосходные арбузы, дыни, сливы и чудный виноград. Всего много, и все по пословице: "Дешевле грибов"» [4].

Если не «источником меда», то «млека» современная Астрахань стала: на территории Астраханской области действует комбинат молочных продуктов, несколько фермерских хозяйств по поставке коровьего и козьего молока. Что касается «драгоценной стерляди», то для большинства современных астраханцев это такой же дорогостоящий и редкий деликатес, как и черная икра, которая веком раньше продавалась на городских рынках и в многочисленных «лабазах» кадками, бочонками по сравнительно низкой цене и различалась каждым жителем Нижней Волги как «ястычная», «паюсная», «зернистая». Арбузы, хоть и не столь крупные, как в былые времена, действительно на летних рыночных и магазинных прилавках радуют ценами более низкими, чем в других волжских городах, а вот овощные киоски, которые были типичными для города советских времен, сейчас заменены арбузными пирамидами, располагающимися вразвал в непосредственной близости с разгруженной фурой прямо на улицах города, чаще всего рядом с супермаркетом или остановкой городского транспорта. Дыни и виноград, так же как и яблоки, груши, сливы, в течение всего года предлагает торговая промышленность города с той лишь разницей, что теперь это продукция, не выращенная в Астрахани, а привезенная из Турции, Ирана, Туркмении, Дагестана, Азербайджана. Пословица же «Дешевле грибов» никогда не бытовала на территории края, поскольку грибы здесь редки, поэтому были и есть дороги. Еще одна черта современной рыночной торговли - весы и в большинстве случаев кассовые аппараты, существующие как требование городских властей и с таким трудом приживаемые из-за неудобства хранения и использования при необходимости быстрого обслуживания покупателя в условиях жесткой торговой конкуренции. Веком раньше на астраханских базарах весы применяли

редко: торговали возами, корзинами, ведрами, туесками, пригоршнями.

Таким образом, организация городского современного рынка в Астрахани сохраняет черты давней мелкооптовой торговли выращенной или добытой в ходе индивидуальной трудовой деятельности продукции, по форме сохранив черты восточного базара, что является сохраненной самобытной, экзотической чертой в масштабах мировой рыночной торговли и культуры продаж. К этому следует добавить, что сохранилась на Астраханских рынках и традиция активной бытовой коммуникативности. Большинство торговых рыночных сделок сопровождается пространными беседами торговцев и покупателей, рассматриванием и качественной оценкой отдельной продукции со стороны посетителя рынка без цели покупки товара, шутливыми и рекламными слоганами продавцов, зазывающих клиентов.

Трансформационные процессы, происходящие в дизайне городов и поселков региона, как и изменения в области языка, быта, репрезентации и интерпрета-

Астраханский государственный университет

ции культуры телесности и поведенческих приемов, изменяют культурное самосознание жителей, формируя, с одной стороны, более адаптивные условия для инкорпорирования региона в мировое культурное пространство, с другой - конструируя самобытный культурный анклав, представляющий интерес для изучения.

Литература

1. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. СПб., 2003. С. 32-38.

2. Анхольт Саймон. Полюбите нас русскими // Newsweek. 19.09 - 25.09.2005.

3. Цит. по: Марков А., Львов С. Астрахань на старинных открытках. Астрахань, 2003. С. 107.

4. Молва. 1832. № 45. 3 июня.

11 апреля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.