ВОЛГА В КУЛЬТУРНО-ПРИРОДНОМ ЛАНДШАФТЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ
Н.В. Розенберг
Анализируется понятие культурно-природного ландшафта с точки зрения его утилитарного, ценностного и символического освоения, а также влияние Волги как элемента культурно-природного ландшафта на повседневную культуру конкретного региона - Поволжья.
Ключевые слова: культурно-природный ландшафт, структура ландшафта, повседневная культура, культура Поволжья, Волга.
Локализация и автономизация социальной жизни отдельного региона - это то, что можно определить термином «региональная стратификация общества». В общетеоретическом плане региональная стратификация обусловлена тем, что устойчивым человеческим сообществам свойственна внутренняя коллективная жизнь; эта внутренняя жизнь всегда несет в себе элементы порядка социальной исключительности, которые представляют собой работу социально-исторической памяти и самоопределения региона для себя и для других. Материалами, воплощающими это самоопределение, выступают язык, различные формы искусства, техники, формы и нормы повседневной самоорганизации труда, быта, отдыха, а также территория, место проживания и материальная (архитектурно-градостроительная) организация пространства. Еще И. Кант исходил из предпосылки, что народ - это объединенное в одной местности множество людей, составляющих единое целое. Его характер и особенности формируются под давлением внешних природных, ландшафтных и климатических факторов. Со своей стороны добавим, что всей системой существования человеческие сообщества привязаны к земле, к территории, они всегда занимают то или иное территориальное пространство. Это делает территориальное пространство объектом самых разнообразных социальных отношений, а также важным фактором территориально-пространственной дифференциации общества.
Обращение к понятию «культурный ландшафт» в современных гуманитарных дисциплинах можно объяснить стремлением исследователей избежать «одномерных»
трактовок пространства культуры, рассматриваемого отдельными науками, к примеру, лишь в качестве совокупности материальных
артефактов или отдельных социально-демографических процессов. Поэтому в социально-гуманитарном знании сегодня говорят о необходимости комплексного изучения как пространственных, так и ценностных закономерностей взаимодействий традиций и современности в культурном пространстве современных регионов. Однозначная трактовка понятия «культурный ландшафт» в современной науке отсутствует, но, несмотря на это под ним можно понимать комплекс как материальных, так и духовных форм культуры (включая особенности жизненного уклада того или иного сообщества), сформировавшихся в процессе освоения территории.
В начале ХХ в. в научный лексикон США, Европы и России понятие «культурный ландшафт» почти параллельно начали вводить К. Зауэр [1], О. Шлютер и Л. Берг [2]. Первоначально под ним преимущественно подразумевались лишь материальные результаты антропогенной деятельности, противопоставленные «не окультуренной» природной среде. Однако к концу столетия многие исследователи все чаще стали включать в него слой нематериальной (духовной, идеальной) культуры [3-5], Развивая данный подход, современные исследователи соотносят закономерности формирования культурных ландшафтов не только с характером преобразования природы, но и с субъективными процессами наделения человеком среды его обитания атрибутами ценностей и смыслов культуры. Подобное понимание культурного ландшафта как раз и послужило отправной точкой к применению в его рефлексии методологических подходов, привнесенных из феноменологии, герменевтики, аксиологии, структурализма и др.
Так, В. Каганский, определяя свой исследовательский метод как герменевтику
ландшафта, осуществляет посредством него своеобразное прочтение общества по объективированным на поверхности определенных участков Земли результатам деятельности человека. С его точки зрения, пространство повседневности понимается как фокус пересечения (проживания) физического и социокультурного пространства и может быть определено как культурный ландшафт - жизненная среда достаточно большой социальной группы, пространство одновременно цельное и дифференцированное, освоенное утилитарно, семантически и символически [6], переживаемое как «конструируемая пространственная среда» [7]. Повседневность -способ переживания городского пространства, трансцендирующий все возможные иные способы.
Под культурным ландшафтом чаще всего понимается культура местного сообщества, сформировавшаяся как результат его жизнедеятельности в определенных природных условиях, взятая в ее целостности. В связи с этим Ю.А. Веденин выделяет в культурном ландшафте два слоя - культурный и природный [3]. Оценка природного наследия предполагает комплексный анализ сведений о разнообразии природных комплексов и природных ресурсов, необходимых для жизни населения и функционирования хозяйственных объектов (полезные ископаемые, водные, почвенные, растительные и промысловые ресурсы). В качестве важных составляющих природного наследия выступают особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы). Культурный слой включает пласты материальной культуры, создающей внешний облик ландшафта, и духовной культуры. Особую значимость имеют исторические памятники (остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства; достопримечательные места, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей и др.). Духовный компонент составляет невидимое содержание культурного ландшафта. Он не выражен непосредственно на местности, но присутствует в сознании людей. Культурный слой в период своего
накопления становится все более значимым в ландшафте и со временем превращается в доминирующий фактор его дальнейшего развития. Культурный ландшафт и культура -главные, даже единственные среды жизни человека.
Вся человеческая жизнь протекает в культурном ландшафте, но это понятие охватывает лишь ее особый аспект - пространственно-территориальный, только в определенных масштабах и некоторых аспектах. Культурный ландшафт не просто и не только обитаемое пространство земной поверхности, это пространство, освоенное одновременно утилитарно, ценностно и символически, устойчивая среда нормальной телесной, душевной и духовной жизни достаточно полной большой (воспроизводящейся) группы людей достаточно долгое время [4].
Эвристическая ценность понятия «ландшафт» в том, что с его помощью можно описывать сложные комплексы явлений, формирующихся на земной поверхности. Культурный ландшафт имеет компонентную и территориальную структуру, его основными компонентами с точки зрения А. Ивановой являются:
□ природный ландшафт как его материальная основа;
□ хозяйственная деятельность как фактор его изменения;
□ селитьба как способ его пространственной организации;
□ сообщество людей, взятое в его этнологическом, социально-семейном и прочих аспектах;
□ языковая система;
□ духовная культура (словесное, музыкальное, изобразительное, хореографическое и другие виды искусств) [8].
В формировании культурных ландшафтов важную роль играют две группы факторов: природные и социокультурные. Природная составляющая культурного ландшафта наиболее ярко выражена в производственной культуре и культуре непосредственного жизнеобеспечения. В первом случае природный ландшафт выступает как ресурсная база (природно-ресурсный фактор) производственной деятельности, во втором - как средоформирующий фактор, влияющий на физиологические параметры организма. К социокультурным можно отнести все факторы
культурогенеза, связанные с социальной сущностью человека в широком смысле слова. К ним относятся различные виды социальных отношений, конкретные способы их реализации, в той или иной степени влияющие на территориальную организацию культуры. В группу важнейших социокультурных факторов можно объединить экономические, демографические и политические. Любой культурный ландшафт можно рассматривать в качестве своеобразного «произведения», созданного жизненным укладом определенной социокультурной общности. Поэтому жизнедеятельность культурного ландшафта в первую очередь поддерживается за счет различных форм актуализации специфических социальных и культурных ценностей, присущих формирующему его сообществу. Маршруты освоения, по которым распространялись определенные культурные ценности и связанные с ними прототипы образа жизни, можно рассматривать в качестве своеобразных «силовых линий», во многом определяющих специфику культурного ландшафта того или иного региона.
Универсум повседневности многослоен в археологическом смысле: амальгама «культурных слоев» констеллирует разновременные культурные практики интерсубъективного взаимодействия. Современное состояние репрезентированного в повседневной системе вещей институционального порядка обнаруживает специфические модификации мифологем космоса (мироустройства), дома (жилища), иерархии, смерти, времени, исторической памяти и других базовых культурных концептов, устанавливающих «стабильную символическую завесу» [9] для всего общества. Наш культурный ландшафт -вполне целостное образование. В нем протекает вся жизнь всех людей (за исключением космонавтов и астронавтов), но обыденное бывает часто незаметным.
Культурный ландшафт - многослойный культурный текст, пространство современных городов представляет собой интерференцию наличного структурированного социального опыта и «археологических останков» обыденных, бывших некогда институционализированными социальных практик. Дифференциация ландшафтной целостности на отдельные структурно-семантические комплексы зависит от фокусировки исследова-
тельской точки зрения. Вариантов членения и районирования культурного ландшафта может быть бесконечное множество, поскольку границы внутри пространства всегда являются «проекциями из культуры», и только «конкретика культурной ситуации предзадает расчленение ландшафта на части» [6, с. 135]. Культурный ландшафт региона можно рассматривать как результат послойного освоения его территории, осуществлявшегося в разные времена, разными сообществами -носителями различных ценностных и смысловых кодов культуры. Исходя из этого, в структуре «трансцендентальной геологии» современной провинциальной повседневности выделяют три «пласта залегания» материальных артефактов: дореволюционный,
советский, постсоветский.
Именно такое различение актуализировано как в повседневных культурных взаимодействиях социальных акторов со своим жизненным пространством, так и в направленности векторов локальной культурной политики. Культурный ландшафт постсоветской России есть результат трансформации советского пространства, в крайней форме реализовавшего присущие России как стране особенности культурного ландшафта, а также наследник исторического ландшафта страны. Современная (постсоветская) действительность генерирует особую конфигурацию социокультурного ландшафта, задающую специфические практики взаимодействия с его компонентами.
Культурный ландшафт нашей страны специфичен: в России давно, сложно и прочно переплелись страна и государство. Наш ландшафт и государство имеют одинаковые формы. В российском пространстве все места порождены статусами, например, подавляющее большинство городов России были основаны указом. Назначения в нашем ландшафте получали не отдельные места, а все пространство. В основе культурного ландшафта лежат не природные (геологические, почвенные, растительные) или культурные районы, а районы административные, постепенно превратившиеся в универсальные узловые районы, комплексные арены жизни людей. Природные и культурные различия частично сохраняются, но они также укладываются в этот единый каркас.
Поволжье - центральный регион России, обладающий богатыми природными, культурными ресурсами, для которого характерна самобытная культура множества народов, ис-покон веков живущих рекой, прежде всего -Волгой. Сегодняшнее Поволжье - это регион высоких технологий, центры развития автомобилестроения, авиации, космических технологий.
Точно очертить территории, относящиеся к Поволжью, очень сложно. Поволжьем принято именовать только территории, примыкающие непосредственно к Волге. Но чаще всего под Поволжьем понимают области и республики России, находящиеся в среднем и нижнем течении: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.
Поволжский регион протянулся почти на
1,5 тыс. км вдоль Волги от впадения в нее левого притока Камы до Каспийского моря. Общая территория составляет около 536 тыс. км. Это один из наиболее заселенных и освоенных районов России (численность населения -16,9 млн человек). Хотя Поволжье - многонациональный регион, в структуре населения резко преобладают русские (70 %), значительна также доля татар (16 %), чувашей и марийцев.
До революции Поволжье было сугубо сельскохозяйственным районом, в городах проживало всего 14 % населения. Сейчас это один из наиболее урбанизированных районов России. В городах и поселках городского типа проживает 73 % всех жителей, большинство из них сконцентрировано в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах. В Поволжье 90 городов, среди них три города-миллионера - Самара, Казань, Волгоград. При этом практически все крупные города (за исключением Пензы) расположились на Волжских берегах, вытянулись вдоль или около Волги.
Нижний Новгород (бывший Горький) -первый город на Волге и третий по численности населения в России (1 млн 357 тыс. жителей), основан в XIII в. Владимирским князем Юрием Всеволодовичем и имел в то время важное стратегическое значение. С историей этого города связана жизнь многих выдающихся людей России. Здесь жила се-
мья Ульяновых, это родина А. М. Горького, русского изобретателя И. Кулибина, математика Н. И. Лобачевского и многих других деятелей. В Архангельском соборе Нижегородского кремля находится могила Кузьмы Минина. Большое количество сохранившихся здесь памятников истории и культуры позволили ЮНЕСКО включить Нижний Новгород в список 100 городов, представляющих мировую ценность.
Вторым по численности населения в Поволжье является город Самара (1 млн 101 тыс. жителей), основанный в XVI в. как крепость, в излучине Волги (т. н. Самарской Луке). Вместе с близлежащими городами и поселками он образует большой промышленный узел. Самара славится самой большой и благоустроенной набережной, одетой в бетон и уральский гранит.
Столица Татарстана - Казань (1 млн. 101 тыс. чел.) была основана в XII в. как крепость и торговый центр на границе Волжской Булгарии и русских земель. Это крупный промышленный центр и главный центр татар -ской культуры в России. Казань - самый университетский город. Ученые Казанского университета Н.И. Лобачевский, В.М. Бехтерев,
А.В. Вишневский принесли славу отечественной науке, в Казанском университете учился Лев Николаевич Толстой. В этом городе родился Ф.И. Шаляпин, проходил свои «университеты» А.М. Горький. В бывшей булочной, где он работал, открыт музей им. Горького. В Казани много памятных мест, связанных с развитием рабочего движения, с революционными событиями 1917 г., с освобождением Казани от белогвардейцев и интервентов в 1918 г. У стен Казанского кремля установлен памятник Мусе Джалилю, написавшему в фашистских застенках свои бессмертные стихи о бесстрашии и стойкости советского человека («Моабитская тетрадь»). Казанский речной порт - один из самых крупных на Волге.
Крупнейший город Нижнего Поволжья -Волгоград, известный с конца XVI в. под названием Царицын (от речки Царица, впадающей в Волгу). Город вытянут вдоль правого берега Волги на 80 км от плотины Волгоградской ГЭС до шлюзов Волго-Донского канала. Он возник в месте наибольшего приближения двух великих рек Русской равнины Волги и Дона и развивался как центр торгов-
ли, перевалки леса, добычи и переработки Волжских рыбных богатств. С Волгоградом (Царицыном и Сталинградом) связана история России во времена Гражданской и Великой Отечественной войн. На Мамаевом кургане создан памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
Второй по численности населения город Нижнего Поволжья город Саратов (874 тыс. жителей). Это крупный центр науки, культуры, образования. Саратов - родина Н.Г. Чернышевской, писателя К.А. Федина. В Саратовской губернии родились А. Н. Радищев, П.И. Яблочков, изобретатель электрической лампочки, в индустриальном техникуме учился Ю.А. Гагарин. Среди полей Саратовской области, где после облета Земного шара приземлился первый космонавт мира, сооружен высокий обелиск. В Саратове находится старейший университет Поволжья, картинная галерея, созданная художником Боголюбовым, одна из самых крупных в России.
Ульяновск - крупный речной порт на Куйбышевском водохранилище, с населением 667,4 тыс. человек. Этот старинный город (до 1924 г. - Симбирск) был основан как крепость в 1648 г. В городе много исторических памятников и памятников выдающимся личностям (В.И. Ленину, Н.М. Карамзину, И.А. Гончарову и др.).
Астрахань - самый южный из Волжских городов, в прошлом столица Астраханского татарского ханства. В 1717 г. Петр I сделал Астрахань столицей Астраханской губернии. Ее достопримечательность - пятиглавый Успенский собор, построенный в петровские времена с белым Кремлем, сооруженным из камня Сарая - столичного города Золотой Орды, стоявшего на Ахтубе. В настоящее время Астрахань - важный порт и главный рыбопромышленный центр.
Характеризуя территорию как компонент общности, укажем, что современные процессы глобализации и информатизации актуализировали региональную идею как пространственно-территориальную локализацию
общности. Регион пространственно локализован, при этом пространство трактуется двояко как территория, имеющая определенную протяженность, и как историческая освоенность физического и географического пространства. В связи с этим развитие любого региона предполагает создание регио-
нальных символов, способных объединить различные показатели его характеризующие. Поволжский регион своим названием манифестирует о значимости и возможности присвоения образа Волги для конструирования геопространственных символов. Топонимика, позиционирующая связь региона с Волгой как социокультурным образом, включена в контекст региональных взаимодействий, через имена организаций, общественных объединений и движений, названия СМИ. Все ведущие основополагающие отрасли промышленности Поволжья расположены в городах-портах, которые Волга связывает и объединяет в единую коммуникацию. Кроме того, Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донской канал -с Кавказом, Азовским и Черным морями, Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. Волга была частью Великого Шелкового пути, по ней плыли суда из далеких восточных стран, везущие диковинные специи. Караваны купцов шли по этим землям из Персии, Китая, Индии.
Волга является не только географическим фактором, экономически важной транспортной артерией региона, помимо всего прочего это основа культурной идентичности жителей множества городов и сел.
Волга изобилует уникальными историческими памятниками. Это всемирно известные кремли в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, мемориалы в Ульяновске и Волгограде, уникальный заповедник в Астрахани.
Регионы, входящие в состав Поволжья, имеют различный культурный потенциал, историю развития, природное своеобразие. Оценить степень представительности этих характеристик можно с помощью пространственного анализа. Пространство категория многоаспектная.
Во-первых, существует физическое (географическое) пространство Поволжья, являющееся важнейшим фактором развития культуры. Несомненно то, что человек поминутно и попеременно приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и способам действия и одновременно их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказываться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свой характер, энергию, понятия, чувства и стрем-
ления. Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества. Лес, степь, река - три природные стихии, которые вместе и каждая в отдельности сама по себе приняли живое участие в строении жизни и понятий, определили характер и мироощущение россиянина. Природное своеобразие, эстетическое наполнение великой реки и прилежащих земель послужили источником вдохновения для многих художников, писателей, поэтов, создавших бессмертные произведения, где в художественных образах нашли отражение реальные места Поволжья. Таким образом, сама земля, ее красота являются культурным ресурсом, ключевым фактором и условием развития культуры. Не стоит также забывать об истории Поволжья, на протяжении и под влиянием которой развивалась культура. На территории Поволжья выделяются многие историко-культурные области с разнообразными этнокультурными типами, исторические ландшафты, области распространения многих культур и религий. Все эти абстрактные категории как определяют свойства пространства, так и имеют пространственные свойства.
Во-вторых, вполне правомерно говорить о пространстве культуры. Культура существует только как свойство населяющих физическое пространство людей, как категория отдельных личностей и общества в целом. Человек выступает и генератором культурных ценностей, и их потребителем, а значит человеческое общество также является фактором и условием развития культуры. Определенные показатели культурного потенциала общества могут быть отражены в картографической форме - интеллектуальный потенциал, посещаемость музеев, театров, библиотек и т. д. Однако культурное пространство Поволжья гораздо шире физического. Оно распространяется вслед за культурными связями и простирается на всю Россию и далеко за рубеж.
Третьим аспектом распространения культуры является информационное пространство. Развитие культуры происходит на новом уровне лишь при условии свободного обмена информацией. Чем интенсивнее этот обмен, тем многообразней культурная жизнь общества.
Взаимосвязь между различными аспектами пространства Поволжья очевидна. Физическое пространство, состоящее из природной среды, населения и социально-экономических систем, является базисным фактором и условием развития культуры. В нем существуют как объекты, так и носители культуры. Культурное пространство выступает как подсистема по отношению к физическому пространству. Оно наполнено культурными акциями, мероприятиями, культурной активностью населения. Наполнение культурного пространства не так стабильно, как физического. Культурная жизнь протекает с разной динамикой в разных местах и разное время.
Существуют очевидные взаимосвязи между объектами физического пространства (как природными, так и культурно-историческими) и явлениями и событиями культурной жизни Поволжья, культурными ресурсами территории и культурной активностью населения. В регионе огромное количество объектов культурно-исторического и природного наследия, культурный потенциал которых напрямую связан с окружающим пространством. Это дворцово-парковые комплексы, архитектурные ансамбли, ботанические сады, музеи-храмы, монастыри, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, заповедники, национальные и природные парки. Все эти культурные ценности не воспринимаются в отрыве от социокультурной и природной среды.
Таким образом, в историческом развитии Поволжья откристаллизовались символы, выразившие на уровне целостности культуры Волги, ее стиль. Это символы Матери, Жизни, Дома, в которых просматриваются этические и эстетические стороны бытия этого региона. Волга - это Путь жизни, в который входит все, все смыслы жизненного мира, в соответствии с которыми регулируется жизнь человека. Эстетический смысл Волги как величественной красавицы выражает органическую целостность эстетической формы и бытия, содержания жизни Волги. Он несет в себе смысл доброты материнства, Дома родного, с одной стороны, но с другой - смысл свободы, творчества, смелости, отражающих динамические аспекты этой красоты. Именно это сочетание и определяет бытийный статус эстетики Волги, получающий, таким обра-
зом, статус высшей «инстанции» жизни и смысла для человека.
1. Sauer K. Morphology of Landscape // University of California / Publications in Geography. 1925. V. II. № 2.
2. Берг Л.С. Предмет и задачи географии // Изв. РГО. 1915. Т. 51. Вып. 9. С. 463-465.
3. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. М.; СПб., 2004.
4. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сб. ст. М., 2001.
5. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М., 2000.
6. Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 135.
7. Тишков В.А. Культурный смысл пространства. Режим доступа: http://www.ethnonet.ru/ lib/0803-02.html. Загл. с экрана.
8. Иванова А. Исполнитель как «исследователь» культурного ландшафта (по материалам географических песен). Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/ даЫтп2007/5_Мк/1уапоуа_а.Ыт. Загл. с экрана.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 47.
Поступила в редакцию 4.09.2008 г.
Rosenberg N.V. Volga in cultural-natural landscape of everyday culture of Volga region. The concept of cultural-natural landscape from the point of its utilitarian, value and symbolic development, as well as influence of Volga as an element of cultural-natural landscape on everyday culture of the specific region - Volga region.
Key words: cultural-natural landscape, structure of landscape, everyday culture, culture of Volga region, Volga.
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
В.Я. Шклярук
Статья посвящена исследованию демографического поведения отдельных социальнодемографических групп: студентов и работающего населения. С целью анализа результатов исследования создана экспертная группа компетентных специалистов, дающих оценку изучаемой проблеме на региональном уровне. Приводится ряд конкретных мер, предлагаемых экспертами как возможные для введения в практику социально-демографической политики.
Ключевые слова: демографическое поведение, репродуктивное поведение, социально-демографическая политика.
Демографическая ситуация в России определяется на сегодняшний день как кризисная. Ее основные характеристики: низкая рождаемость, высокая смертность, большая естественная убыль населения, быстрое старение трудоспособного населения. Существует большая разница в средней продолжительности мужской и женской жизни.
По мнению В.И. Переведенцева, большое снижение рождаемости привело к быстрому старению населения, т. е. повышению доли стариков, росту среднего возраста [1]. Одна из главных демографических особенностей России - громадная «сверхсмертность» мужчин, особенно в самых активных рабочих возрастах. Средняя продолжитель-
ность жизни мужчин на 13 лет меньше женской. В развитых странах, в странах «большой семерки», в частности, эта разница в 2-3 раза меньше. Мужская сверхсмертность оказывает сильное влияние на демографическое развитие России и ее экономику [1, с. 65].
Негативные тенденции в демографическом развитии России многообразны, их преодоление потребует длительных и разносторонних усилий. Необходимы правильные выборы приоритетных направлений, которые позволили бы сконцентрировать усилия власти и народа на решении демографических проблем в нашей стране.
В рамках государственного контракта в 2007 г. группой социологов Саратовского