Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Марина Геннадьевна

Социальные притязания и право выступают тесно взаимосвязанными категориями. Притязания социально-обуславливают право, предопределяют его появление. Они сигнализируют о назревших потребностях и интересах, которые возникли в обществе и нуждаются в своем правовом опосредовании. Закрепление социальных притязаний происходит в различных формах. Ведущей их них выступает нормативный правовой акт, и соответственно, все изменения к нему. Социальные притязания динамичны по своей природе и находятся под воздействием различных факторов: политических, экономических, культурно-исторических, социальных, правовых и т. д. Под влиянием данных факторов появляются различные по своей природе, характеру притязания, в последующем данные обстоятельства влияют и на последующую трансформацию социальных притязаний. Полагаем, что именно трансформация социальных притязаний выступает доминирующим фактором изменения российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ КАК ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ДОКТРИНА, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА)»

Смирнова Марина Геннадьевна

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского процессуального права Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия

Smirnova Marina Gennadievna

doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Procedural Law Northwest Branch of the Russian University of Justice

E-mail: msm777@inbox.ru

Трансформация социальных притязаний как доминирующий фактор изменения российского законодательства

(доктрина, практика, техника)

Transformation of Social Claims as the dominant factor of Changes in Russian Legislation (doctrine, practice, technique)

Аннотация. Социальные притязания и право выступают тесно взаимосвязанными категориями. Притязания социально-обуславливают право, предопределяют его появление. Они сигнализируют о назревших потребностях и интересах, которые возникли в обществе и нуждаются в своем правовом опосредовании. Закрепление социальных притязаний происходит в различных формах. Ведущей их них выступает нормативный правовой акт, и соответственно, все изменения к нему.

Социальные притязания динамичны по своей природе и находятся под воздействием различных факторов: политических, экономических, культурно-исторических, социальных, правовых и т. д. Под влиянием данных факторов появляются различные по своей природе, характеру притязания, в последующем данные обстоятельства влияют и на последующую трансформацию социальных притязаний.

Полагаем, что именно трансформация социальных притязаний выступает доминирующим фактором изменения российского законодательства.

Ключевые слова: социальные притязания, трансформация, изменения, российское законодательство.

Abstract. Social claims and law are closely interrelated categories. Claims socially determine the right, predetermine its appearance. They signal the urgent needs and interests that have arisen in society and need their legal mediation. The consolidation of social claims takes place in various forms. Leading them is a regulatory legal act, and accordingly, all changes to it.

Social claims are dynamic in nature and are influenced by various factors: political, economic, cultural-historical, social, legal, etc. Under the influence of these factors, claims of different nature and nature appear, and subsequently these circumstances affect the subsequent transformation of social claims.

We believe that it is the transformation of social claims that is the dominant factor in changing Russian legislation.

Keywords: social claims, transformation, changes, Russian legislation

1. Социальные притязания - это требования, которые предъявляют индивиды, социальные группы, иные субъекты к обществу и государству об осуществлении практических действий, способствующих реализации конкретных социальных интересов, а также их институционализации.1

Именно социальные притязания отражают способность человека артикулировать свои значимые интересы, при помощи выдвижения социальных притязаний. Важно отметить, что, отстаивая свои требования, субъекты тем самым, наглядно обозначают свой интерес (заинтересованность) в праве.

История человечества есть история расширения юридического признания свободы личности и субъективных публичных прав.2

Пока те или иные права законодательно не признаны, то есть не закреплены в соответствующих источниках (формах) права, они остаются лишь пожеланиями, которые не имеют соответствующего механизма обеспечения и защиты со стороны государства.

1 Смирнова М.Г. Институционализация социальных притязаний в праве. Монография. - СПб.: 2011. С. 16.

2 Вишняк М.В. Личность в праве. М. 1917. С. 75.

Законодатель, практически всегда, находиться в эпицентре различных социальных притязаний. Притязатели активно выражают свои требования, а также лоббируют их, для того, чтобы обеспечить их надлежащую институционализацию в праве.

Динамизм права, выражается в том числе, в изменении юридических норм, под влиянием соответствующих требований субъектов.

2. Проблемы институционализации социальных притязаний имеют большое теоретическое и практическое значение, поскольку находятся в прямой связи непосредственно вопросами действенности законодательства, его эффективности.

В юриспруденции, в основном, притязания рассматривались исключительно как элемент субъективного права. Работы С.С. Алексеева, Н. И. Матузова, Л. С. Явича посвящены данной проблематике1.

Рассмотрением проблем притязаний в философско-правовом ключе занимался И. И. Мазуров, защитивший, в 2019 году кандидатскую диссертацию по теме: «Природа и содержание притязаний».2

Однако исследование понимания «притязаний» с позиций социологии права и общесоциальном ключе ранее учеными предпринято не было.

Полагаем, что изучение социальных притязаний в данном контексте, является особо актуальным в настоящее время, поскольку наглядно показывает связь социальных притязаний с нормативными правовыми актами, с многочисленными изменениями, которые непосредственно вносятся в них.

Автор полагает, что именно исследование социальных притязаний позволит выявить глубинные причины изменений законодательства, его чрезмерную нестабильность.

3. Для лучшего понимания социального притязания, обратимся к его структуре.

Социальные притязания субъективны по форме своего выражения. Притязателями являются индивиды и социальные группы. Они собственно и выступают первым элементом социального притязания. Социальные притязания индивидов формируются прежде всего под влиянием правосознания.

Вторым элементом социального притязания и, пожалуй, самым значимым, выступает его содержание, которое имеет две стороны.

Интерес представляет внутреннюю сторону социального притязания. Именно интерес является фактическим «мотиватором» действий притязателей.

В научной литературе изучению «интереса» уделено достаточно много внимания. С точки зрения философии и социологии, интерес - это реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственно побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп.3

Можно утверждать, что интересы субъектов выступают в виде стимулирующих начал волевого поведения притязателей, которые совершают активные внешние действия по реализации своих требований, их последующей объективации в нормах права. Именно эти действий образуют внешнюю сторону содержания социального притязания. Внешняя сторона отвечает за воплощение социального притязания в жизнь, без нее данные требования остались бы «мертворожденными».

Полагаем, что система «потребности - интересы - социальные притязания - право» - это цепочка тесно взаимосвязанных и взаимозависимых между собой явлений.

Данные две стороны содержания социального притязания являются тесно взаимосвязанными между собой. Механизм формирования социального притязания включает в себя процесс трансформации интереса в непосредственные действия по его реализации.

4. Притязатели артикулируют свои интересы, в последующем транслирую их, в том числе до органов законодательной власти. Лоббирование субъектами своих требований приводит к законодательному закреплению социальных притязаний, в итоге, происходит отрыв результата человеческой активности от ее автора и социальные притязания интитуционализируются в тексте нормативного правового акта. Понятно, что далеко не все притязания получают свое отражение в нормах права, законодатель делает это выборочно.

Нередки ситуации, когда общественные отношения с объективностью нуждаются в правовом регулировании, но по тем или иным причинам остаются не урегулированными соответствующими нормами права. Вышеизложенные ситуации также служат основаниями для выдвижения субъектами социальных притязаний.

Э. Фехнер утверждал: «Мы не знаем, что представляет право. При этом суть заключается не в том, чтобы знать, а в том, чтобы в практической жизни пользоваться своей силой и создавать право». 4

Социальные притязания, благодаря активным действиям их носителей, могут также воплощаться в таких нетипичных формах права, как правовые позиции Конституционного Суда, правоположения судебной практики.

Также правовой обычай и индивидуальный договор выступают одними из форм институционализации социальных притязаний в частном праве.

1 См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М.1981. С. 66-72; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987. С. 85; Явич Л.С. Общая теория права. Л. 1976. С. 188-191.

2 Мазуров И.И. Природа и содержание правопритязаний: специальность: 12.00.01 «Теория и история права и государства; история правовых учений»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Мазуров Игорь Игоревич. Москва. 2019, 181 с.

3 БЭС //Глав.Ред. А.М. Прохоров. Изд. 2-е. М. - СПб. 1997. С. 453.

4 Fecher Б/ Rechtsphilosophie.Tubingen.1962. S.258

Кроме того, требования притязателей могут получить свое воплощение в нормативном договоре и правовых актов муниципальных и иных негосударственных образований.

Однако, официальной формой закрепления социальных притязаний в праве выступает в нашем государстве - нормативный правовой акт.

Считаем, что основная задача законодателя - выявить социальные притязания для их дальнейшей институционализации в праве. Однако социальные притязания достаточно динамичны, непостоянны, так как находятся под воздействием различных факторов. В этом смысле необходимо говорить об их трансформации.

Согласно Толкового словаря Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. под трансформацией понимается процесс превращения, преобразования 1.

5. Процесс возникновения социальных притязаний происходит под воздействием различных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на их формирование и последующую трансформацию.

К обстоятельствам, обуславливающим требования притязателей относятся прежде всего экономические факторы. Важно отметить, что притязания субъектов обусловлены уровнем экономического развития государства. Именно путем институционализации социальных притязаний экономически заинтересованных субъектов, совершенствуется законодательство в этой сфере.

На формирование социальных притязаний оказывают большое значение культурно-исторические факторы. Содержание требований притязателей напрямую зависит от исторического процесса, уровня развития культуры, науки в целом.

Многие ученые констатируют формирование в мире новой социально-культурной парадгмы, при которой происходит переосмысление таких важнейших вопросов, как жизнь, смерь. Генетические вмешательства, такие как клонирование ставят под угрозу существование человечества в целом. В этой связи, многие ученые говорят о необходимости принятия в нашем государстве соответствующего закона «О биоэтике».

Так, 09 ноября 2022 Указом Президента РФ № 809 были утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. 2 Этим нормативным правовым актом были удовлетворены многочисленные социальные притязания граждан, которые давно нуждались в законодательном закреплении. В документе под традиционными ценностями понимаются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения в поколение, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства. К ним отнесены жизнь, права и свободы человека, гуманизм, милосердие, коллективизм, взаимоуважение, взаимопомощь, достоинство, справедливость, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, крепкая семья, историческая память, преемственность поколений, единство народов России, приоритет духовного над материальным. В Основах отмечено, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Также в Государственную Думу РФ был внесен на рассмотрение Проект соответствующих изменений в Семейный кодекс РФ, в котором также предлагается закрепить положения о сохранении и укреплении традиционных ценностей, в частности вносятся нормы, закрепляющие принцип защиты брачного союза мужчины и женщины.3

Ранее был одобрен пакет законопроектов о противодействии ЛГБТ - пропаганде в целях борьбы с западными ценностями, которые чужды для России. 4

Политика также оказывает серьезное влияние на появление новых требований притязателей. Это наглядно прослеживается после возникновения событий февраля 2022 года и начала военных действий нашего государства на Украине. В этой связи был принят целый пакет изменений в действующее законодательство Российской Федерации, ужесточена уголовная и административная ответственность лиц исполняющих военную службу в период мобилизации или военного положения. Кроме того, усилены меры правовой поддержки и защищенности лиц отбывающих воинскую службу по контракту и мобилизованных.

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1992. С. 1521.

2 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 1584202/. (Дата обращения: 12.11.2022 г.).

3 Законопроект № 233622-8 «О внесении изменений в статью 1 Семейного кодекса Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/233622-8. (Дата обращения: 12.11.2022 г.).

4 Законопроект № 217472-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об уточнении административной ответственности за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений)». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217472-8. (Дата обращения: 12.11.2022 г.)

Законопроект № 217471-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

(в части запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений)». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217471-8. (Дата обращения: 12.11.2022 г.).

Социальные факторы также могут отнесены к обстоятельствам, которые влияют на характер и содержание социальных притязаний субъектов. К ним могут отнесены общие и специфические социальные условия. К общим социальным условиям, обуславливающим сущность требований притязателей (макросреда), можно отнести социальное обеспечение населения в целом, демографические характеристики, уровень заболевания и смертности, статистика рождаемости; жилищные условия (размер коммунальных услуг и тарифов), транспортные расходы.

К специфическим условиям (микросреда) появления и изменения социальных притязаний могут отнесены быть: семейное положение, этническая принадлежность, пол, возраст, содержание и характер профессиональной деятельности и т. д.

Кроме вышеперечисленных факторов на притязателей оказывают и факторы правого характера, к ним можно отнести базовые принципы и объективные свойства права, а также общие тенденции существования и развития права в целом.

Вся совокупность фактором указанных ранее влияет на формирование объективной природы социальных притязаний, но требования притязателей имеют также и субъективную природу, обусловленную психикой и волей их носителей.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что социальные притязание сложно структуиро-ванное явление, обладающее объективно-субъективной природой.

6. 30 декабря 2020 г. был принят Федеральный закон № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» 1, которым были закреплены социальные притязания субъектов, связанные с распространением короновирусной инфекции. В данном нормативном правовом акте получил свое закрепление комплекс мер организационного и правового характера, направленных на предотвращение биологических угроз, устранение биологических рисков и обеспечения биологической безопасности.

Данный закон наглядно демонстрирует как пандемия повлияла на трансформацию социальных притязаний субъектов, которые получили свою институционализацию в праве и обусловили соответствующие изменения законодательства.

7. По мнению автора, в условиях пандемии COVID-19 правовое регулирование общественных отношений претерпело серьезные трансформационные изменения. Не было сфер, которых не коснулась бы коронавирусная инфекция.

Колоссальный урон был причинен прежде всего экономике. Как всемирная, так и российская экономики понесли огромный ущерб, основной удар пришелся на следующие виды деятельности:

• авиаперевозки и автоперевозки;

• культура;

• спорт;

• туризм;

• общественное питание;

• образование;

• стоматология;

• розничная и оптовая торговля.

Постановление Правительства РФ № 434 от 03 апреля 2020 года «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

На данный момент законодательство нацелено на нормализацию эпидемиологической обстановки в стране и снижение негативного влияния пандемии, как на жизнь и здоровье людей, так и на состояние российской экономики. Данная правовая позиция стремительно развивается.

Так, за 2020 год только на федеральном уровне было принято 855 документов, включая 388 нормативных правовых актов и 451 документ рекомендательного и информационного характера. Среди этих документов, 25 федеральных законов, 16 указов Президента РФ, 119 постановлений Правительства РФ. За 2021 в Российской Федерации было принято 500 нормативных правовых актов, внесены многочисленные изменения в отраслевые кодифицированные нормативные правовые акты. В 2021 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях было внесено 42 изменений, Налоговый кодекс РФ - 24; Земельный кодекс РФ - 22; Уголовный кодекс РФ - 15; в Уголовно-процессуальный кодекс РФ - 15 и т. д. 2

1 Федеральный закон № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации». URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_372659/. (Дата обращения: 01.10.2022 г.).

2 Ткаченко Н. Статистический анализ федерального законодательства. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 57208190/ paragraph/680/doclist/1552/showentries/0/highlight/%D0%A1 %D1 %82%D0%B0%D1 %82%D0%B8%D1 %81 %D1%82% D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0 %B7%20%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B E%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1 %81%D1 %82%D0%B2%D0%B0:0. (Дата обращения: 01.10.2022 г.).

Принятые нормативные правовые акты направлены на:

• совершенствование административно-правовых режимов, применяемых для минимизации негативных последствий чрезвычайных ситуаций;

• поэтапное установление и определение особенностей снятия ограничений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучия населения;

• совершенствование медицинской деятельности;

• предоставление государственной поддержки физическим лицам, организациям и индивидуальным предпринимателям;

• совершенствование механизмов функционирования бюджетной системы;

• регламентацию особенностей осуществления образовательной деятельности. 1

Меры, направленные на подавление распространения коронавирусной инфекции, которые гарантируются формированием административной и уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

Необходимые меры, направленные на помощь бизнесу и восстановления санитарно-эпидемиологического благополучия отражены в указах Президента РФ. Правительством РФ созданы правовые возможности для поддержки безработных граждан, субъектов малого и среднего бизнеса, больше всего получивших урон от пандемии, утверждена программа льготной ипотеки и многое другое.

Пандемия оказала серьезное воздействие на характер и объем социальных притязаний, которые возникали и трансформировались во многих сферах жизнедеятельности. Путем их институционализации в нормах права, многие требования притязателей были удовлетворены.

Государство путем внесения соответствующих изменений в законодательство должно быстро и правильно реагировать на чрезвычайную ситуацию путем формирования различного рода правовых положений, создавать законодательство, которое принято называть чрезвычайным или экстраординарным.

Существенным воздействием со стороны пандемии, которое можно назвать положительным - это прогресс в области цифровизации разнообразных сфер жизни общества и государства. Нерабочие дни, установленные на всей территории России, а также в связи с режимом самоизоляции, установленным во многих субъектах РФ нормативно-правовыми актами глав регионов увеличили рост оказания государственных услуг в электронном формате. Также можно отметить увеличение роста онлайн-торговли, появление и популяризация дистанционного режима работы, дистанционного обучения с помощью разнообразных видео-платформ.

Так, по данным Инициативного всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник», который проводился с февраля 2020 г. по 07 марта 2022 г., в опросе которого приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет на вопрос: «Как Вы считаете, российские власти предпринимают достаточные или недостаточные меры для предотвращения дальнейшего распространения короновируса в России?» Ответили положительно 60 процентов. На вопрос «Укажите какие новые знания, навыки, умения Вы освоили за прошедшие два года? Что Вы научились делать такого, чего не умели раньше, до кови-да?». Положительно ответили 44 процента (из перечисленных это дистанционные учеба, дистанционный труд, профессиональное развитие, повышение квалификации, развитие компьютерной грамотности, приобретение медицинских навыков (ставить уколы), заботиться о здоровье, переоценка ценностей, саморазвитие.2

Нельзя забывать и о том, что социальные притязания иногда не получали возможность закрепиться в праве, в этом нельзя не согласиться с профессором Ю.А. Тихомировым, на практике право не всегда своевременно отражает стремительно развивающуюся действительность. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правотворческий орган, перерабатывая законодательные акты должен прежде всего выявить назревшие социальные притязания, а также изучить разнообразные обстоятельства, факторы, влияющих на их трансформацию. Полагаем, это одна из основных задач современной социологии права.

Таким образом, в современных условиях усиливается и нарастает необходимость в новейших, эффективных и результативных способах раскрытия общественных потребностей, интересов и притязаний, которые постоянно трансформируются под влиянием тех или иных факторов экономического, политического, социального или иного плана.

Стоит уделить особое внимание анализу общественного мнения, осуществляемого путем опросов и анкетирования, а также методу правового прогнозирования, позволяющего просчитать эффективность разрабатываемого нормативного правового акта, внесения соответствующих изменений к нему, обнару-

1 Черногор Н.Н., Запоило М.В. Метаморфозы права и вызовы юридической науке в условиях пандемии короновируса // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 8.

2 «Пятая волна» и как с ней бороться? URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pjataja-volna-i-kak-s-nei-borotsja. (Дата обращения: 01.10.2022 г.).

3 Тихомиров Ю.А. Методология анализа и оценки рисков законодательной деятельности // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 49.

жить риски их последующей реализации. В основе юридического прогнозирования лежат сведения правового мониторинга.

Среди новых методов, используемых в выявлении требований притязателей в экономической сфере является оценка регулирующего воздействия. Сейчас в Российской Федерации нет единого способа и системы проведения оценки регулирующего воздействия. В связи с этим лучшим решением будет анализ и использование зарубежного опыта.

8. Исследование концепции правообразования должно быть направлено и сфокусировано на поиске и выявлении значимых интересов и требований общества, его потребностей, которые в последующем должны лечь в основу соответствующих правовых решений и изменений законодательства.

Полагаем, что именно трансформация социальных притязаний выступает доминирующим фактор изменения российского законодательства. Законодатель должен стремиться первоначально выявить, затем грамотно объективировать социальных притязаний как в самих нормативных правовых актах, так последующих изменениях к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.