Научная статья на тему 'МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ В ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ'

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ В ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ / ФОРМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ / SOCIAL CLAIMS / METHODS OF IDENTIFICATION / FORMS OF INSTITUTIONALIZATION / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY / ECONOMICS / INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC MODEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Марина Геннадьевна

В статье исследуются социальные притязания, способы их выявления и формы последующей институционализации в праве. Делается вывод, что без использования знаний и методов психологии, социологии, экономики и других наук, выявить и закрепить социальные притязания в праве было бы невозможно. Междисциплинарная научная модель в практике выявления и юридической формализации социальных притязаний играет огромную роль, способствует достижению эффективности права в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC MODEL IN THE PRACTICE OF IDENTIFICATION AND LEGAL FORMALIZATION OF SOCIAL CLAIMS

The article investigates social claims, ways of their identification and forms of subsequent institutionalization in law. It is concluded that without the use of knowledge and methods of psychology, sociology, Economics and other Sciences, it would be impossible to identify and consolidate social claims in law. Interdisciplinary scientific model in the practice of identification and legal formalization of social claims plays a huge role, contributes to the effectiveness of the law as a whole.

Текст научной работы на тему «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ В ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ»

СЕКЦИЯ I.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ И ЕЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ НАУКИ (ОБЩЕНАУЧНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ)

УДК 340.142

Марина Геннадьевна Смирнова, профессор кафедры гражданского процессуального права, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия,

доктор юридических наук, доцент E-mail: msm777@inbox.ru

Marina Gennadyevna Smirnova, Professor, Department of Civil Procedure Law, North-West Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Law, Associate Professor

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ В ПРАКТИКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ

В статье исследуются социальные притязания, способы их выявления и формы последующей институционализации в праве. Делается вывод, что без использования знаний и методов психологии, социологии, экономики и других наук, выявить и закрепить социальные притязания в праве было бы невозможно. Междисциплинарная научная модель в практике выявления и юридической формализации социальных притязаний играет огромную роль, способствует достижению эффективности права в целом.

Ключевые слова: социальные притязания, способы выявления, формы институционализации, психология, социология, экономика, междисциплинарная научная модель.

INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC MODEL IN THE PRACTICE OF IDENTIFICATION AND LEGAL FORMALIZATION OF SOCIAL CLAIMS

The article investigates social claims, ways of their identification and forms of subsequent institutionalization in law. It is concluded that without the use of knowledge and methods of psychology, sociology, Economics and other Sciences, it would be impossible to identify and consolidate social claims in law. Interdisciplinary scientific model in the practice of identification and legal formalization of social claims plays a huge role, contributes to the effectiveness of the law as a whole.

Keywords: social claims, methods of identification, forms of institutionalization, psychology, sociology, Economics, interdisciplinary scientific model.

1. Социальные притязания - это требования, которые предъявляют индивиды, социальные группы, иные субъекты к обществу и государству об осуществлении практических действий, способствующих реализации конкретных социальных интересов, а также их институ-ционализации.

Выдвигая и отстаивая социальные притязания, субъекты тем самым создают потенциальную возможность появления правового образа, определенной модели поведения участников общественных отношений. Притязания по своей сути являются социальной основой права.

Социальные притязания выполняет значимую роль в формировании права, поскольку отражают и фиксируют потребность в правовом регулировании общественных отношений.

Они выступают критерием способности права действовать, воплощаться в конкретных отношениях, помогая преодолеть путь от замысла к результату. Динамика, действие права идет от социальных притязаний к субъективным правам, а затем и конкретным правоотношениям.

2. Источник прав человека - сам человек, его потребности, интересы и социальные притязания, его образ существования и развития, т. е. реальные способы его общественной жизнедеятельности1. Еще один из основателей раннего либерализма Гуго Гроций выводил право из общественной природы человека. Вслед за ним и мюнхенский профессор И. Блунч-ли в своей публичной лекции, посвященной понятию права, связывал право с внутренней потребностью человека и указывал на различные потребности личности, как на источник права2. Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то, требовать чего-то. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом государства в ту или иную форму.

3. Права человека являются результатом выдвижения, отстаивания и закрепления в законодательстве социальных притязаний субъектов, в которых проявляется их извечное стремление к справедливости, равенству и свободе. Так, еще Л. Петражицкий и П. Сорокин говорили о правообразовании как о процессе, выражающемся во взаимных притязаниях и ожиданиях определенного поведения в интересах решения жизненной проблемы3.

Таким образом, право берет начало с социальных притязаний, придавая им юридическую форму и создавая правовые гарантии их реализации.

4. Социальные притязания являются ближайшей социальной основой права как юридического феномена. Они, оказывая прямое влияние на правовое регулирование общественных отношений, через механизм правосознания учитываются в правотворчестве и применении права. Посредством закрепления интересов граждан, иных лиц в объективном праве их социальные притязания получают свое воплощение в субъективном праве. На субъективных правах «замыкается» закономерная для права цепь зависимостей, идущих от объективных потребностей общества к социально-экономическим притязаниям и от них (в условиях сложившихся юридических систем - через объективное право) - к юридической свободе поведения. Поэтому проблема социальных притязаний в их правовом опосредовании является в настоящее время в контексте глобального мира актуальной и практически значимой.

5. Стержнем социального притязания являются требования жизнедеятельности субъектов (индивидов, социальных групп и иных общностей), которые обусловлены природой социальной среды. Именно здесь, в идее социальных притязаний и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие. В этом отношении социальное притязание в настоящее время выполняет особо значимую миссию. Социальное притязание, сохранившее свою первичность, изначальность, образует тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который аккумулирует, сводит благодаря силе разума в некоторые нормативные начала, притом в виде изначально «должного», назревшие требования среды, всей социальной жизни - природные, экономические, правовые и иные.

6. Социальное притязание - это сложное социально-правовое явление, представляющее собой диалектическое единство объективного и субъективного. Среди факторов, объективно обусловливающих социальные притязания, определяющими являются: культурно-исторические, политические, экономические, социальные и правовые факторы. К факторам, субъек-

1 Манджиев Т.Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. № 3.

С. 37.

2 См.: Юридические записки. Т. 3. Изданный П. Редькиным и К. Яневичем-Яневским. Санкт-Петербург, 1859. С. 132.

3 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. С. 179; Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С. 32-33.

тивно обусловливающим социальные притязания, отнесена совокупность психических компонентов: воля, эмоции, чувства, мышление и т. п.

7. Структура социального притязания является сложной по составу входящих в нее элементов и состоит из субъекта, объекта и содержания. Содержание социального притязания имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. Первая выражена в наличии социального интереса - внутренней активности, готовности субъектов к внешним действиям. Вторую сторону образуют действия, которые предпринимают субъекты с целью реализации, воплощения в жизнь своих социальных интересов.

8. Объективная сложность явления «социальное притязание» предопределила использование современных общенаучных и специально-научных методов, методов теоретического и эмпирического уровней. В ходе исследования необходимо сочетать специально юридические понятия и категории с категориальным аппаратом философии и социологии, общей и социальной психологии, поскольку они позволяют более точно раскрыть первоначальный смысл какого-либо общесоциального и правового явления.

9. Поскольку проблема социальных притязаний затрагивает такие жизненно важные вопросы, как удовлетворение возникающих потребностей и запросов людей, повышение их общественной и правовой активности, создание соответствующих позитивных стимулов поведения, трудовой и политической деятельности, то изучение данного явления невозможно без знаний психологии. Это обусловлено хотя бы тем, что в обществе часть социальных притязаний выражается также в виде разнообразных требований социальных групп и общества в целом. Для того чтобы приобрести правовой характер, социальные притязания приобретают форму правовых требований и выступают возможным прообразом юридических норм. Такого рода требования и составляют непосредственно содержание дозаконодательно-го, так называемого естественного права. Так, С.Ф. Кечекьян писал, что «независимые от действующих правовых норм "права человека" представляют собой не что иное, как притязания, обусловленные правовыми и моральными взглядами, - то, что нередко называют "моральным правом"»1. Это лишь предпосылки юридических субъективных прав, требования, с которыми всегда выступали субъекты, за которые они постоянно боролись. Именно это имел в виду Б. А. Кистяковский, писавший: «Еще громадное количество несомненных материальных интересов, чрезвычайно важных и необходимых для индивидуума, ждет своего формально-правового признания»2.

Социальных притязаний - бесчисленное множество, но далеко не все они носят юридический характер. Всякое правовое притязание - это, разумеется, социальное притязание, но не всякое социальное притязание есть правовое. Юриспруденция же имеет дело с последним. Так, К. Маркс подчеркивал, что «каждый борющийся класс должен... формулировать свои притязания как требования правового характера.»3.

Именно психология должна исследовать характер требований носителей социальных притязаний, проводить анализ мотивов их выдвижения, а также исследовать природу интересов, лежащих в их основе.

Интерес является движущей силой, «направляющей душой» социального притязания субъектов. Интерес выражает осознание потребности и стремление к ее удовлетворению. Потребности - интересы - социальные притязания - право - это система взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.

Действительные интересы субъектов выступают в виде стимулов, движущих сил, побудительных мотивов собственно активного волевого поведения притязателей. Субъекты (индивиды, социальные группы, организации) начинают притязать, то есть совершать внешние

1 Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1959. С. 20.

2 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 524.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955. С. 399.

действия, с целью реализации, воплощения в жизнь своих социальных интересов. Исследование сторон социальных притязаний, а также процесса перехода от интереса к непосредственным действиям по его реализации, то есть трансформации интереса в социальное притязание, является непосредственной сферой деятельности психологии. Психологи должны тщательно исследовать артикулирование интересов, то есть преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности в определенные требования, а также агрегирование интересов, то есть их упорядочение, согласование, иерархизация по приоритетности и выработке общегрупповых целей (если субъектом является социальная группа).

Концепция социального притязания, подтвержденная соответствующими психологическими исследованиями, продолжает идею эпохи Просвещения о рукотворности права, то есть о его сознательном (в соответствии с разумом человека) творении.

10. Выявление социальных притязаний, психологических моментов, заинтересованности людей в своих делах и стремлениях, изучение движущих мотивов их поведения, в том числе в сфере правового регулирования, анализ сложного взаимодействия этих факторов составляет одну из важных задач современной правовой науки, социологии, поскольку являются показателем демократичности правотворческой деятельности.

Б.А. Кистяковский подчеркивал, что процесс правотворчества совершается не только в законодательных учреждениях, где право лишь формулируется, но и в недрах общества, где оно зарождается и созревает1.

Можно констатировать, что учет социальных притязаний в результате правового мониторинга, общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов посредством Интернета, опросы общественного мнения и другие социологические исследования образуют механизм выявления социальных притязаний, основной задачей которого является эффективное выявление социальных притязаний субъектов с целью их последующего закрепления в праве.

Выявление социальных притязаний без участия такой науки, как социология, невозможно. Именно социологические исследования составляют фундамент, лежащий в основе механизма выявления социальных притязаний.

К одним из эффективных способов, образующих механизм выявления социальных притязаний, можно отнести правовой мониторинг.

Профессор Ю.А. Тихомиров характеризует правовой мониторинг как динамичный организационный и правовой институт информационно-оценочного характера, движущийся по всем стадиям функционирования управления, хозяйствования, проявляющийся на всех этапах возникновения и действия права2.

Правовой мониторинг выступает эффективным средством выявления социальных притязаний, устранения пробелов и коллизий в российском законодательстве, способствует решению проблемы прогнозирования и устранения пробелов и дефектов правоприменения.

В современной юридической науке правовой мониторинг сводится в основном к мониторингу в правотворчестве и правоприменительной практике.

К основным способам выявления социальных притязаний относится мониторинг в правотворчестве. Его конечной целью является создание эффективного механизма правотворчества, в результате которого принимались бы нормативные правовые акты, отражающие общественные потребности и закрепляющие назревшие социальные притязания субъектов, в том числе и в экономической сфере. Основой информационной базы этого вида мониторинга являются данные социологических исследований: анкетирование граждан, специалистов-практиков и опросы общественного мнения.

Важнейшим элементом правового мониторинга является его информационное обеспечение. Имеется в виду механизм установления видов информации, процедур ее сбора, анали-

1 Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. V-XV.

2 См.: Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие. М., 2009. С. 19.

за, передачи и оценки, также порядок использования аналитических результатов. Такая информация, как аналитико-оценочный блок, служит своего рода источником жизни организма мониторинга, «одушевляющим» его структурные, нормативные и иные элементы, служит исходной базой выявления социальных притязаний, требующих своей институционализации. Без нее эффективный мониторинг невозможен.

Информационной базой мониторинга также являются:

- информация о содержании обращений граждан, поступающих в органы государственной власти и касающихся исследуемых правоотношений;

- информация о судебной практике, прокурорской статистике, иные данные правоохранительных органов, касающиеся сферы исследуемых правоотношений;

- информация о правоприменительной практике уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц;

- информация об оспаривании нормативного правового акта в судебном порядке, принятых решениях (постановлениях) и результатах их исполнения;

- информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативного правового акта (протесты и представления, заявления в суд);

- предписания Управления Федеральной антимонопольной службы, сведения Управления Министерства юстиции Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, касающиеся сферы исследуемых правоотношений;

- данные социологических исследований: анкетирование граждан, специалистов-практиков;

- иные опросы общественного мнения; тестирование и тренинги специалистов;

- экспертные заключения, мнения ученых специалистов, специалистов-практиков;

- резолюции научно-практических конференций, научно-практических семинаров, рекомендации депутатских слушаний и «круглых столов»;

- итоги выездных встреч и совещаний; ответы на депутатские запросы, мотивированные заключения по результатам депутатских проверок.

Важным источником информации, собираемой в ходе правового мониторинга, являются данные социологических исследований.

Социологические исследования, входящие в состав правового мониторинга, имеют различный характер и направленность в зависимости от тех задач, которые ставятся в ходе такого мониторинга.

Прежде всего, в ходе социологических исследований необходимо получать информацию о социальной обусловленности правовых норм (закона). Правовой мониторинг предполагает постоянное отслеживание связи между желаемыми социальными результатами (целью регулирования) и теми элементами правовой системы (механизма правового регулирования), которые в наибольшей степени могут повлиять на социальный результат. Основная задача социологических исследований — выявить социальные притязания, объективно требующие своей институционализации. Поэтому предметом социологического анализа в ходе правового мониторинга являются, в конечном счете, общественные отношения, требующие своей регуляции.

Мониторинг в правотворчестве очень актуален, поскольку наибольшую важность для будущей эффективности закона имеет именно предпроектная стадия, на которой определяются цели регулирования, анализируется соотношение потребностей, интересов, социальных притязаний участников будущих правоотношений, изучается сложившаяся практика регулирования, необходимость и место правовой регламентации в общей системе социального регулирования данного вида общественных отношений.

Комплексное изучение отношения индивидов, социальных групп, различающихся по своему месту в регулируемых отношениях, к предлагаемым правовым решениям позволит

определить социальную природу того интереса, который планируется закрепить законодательно. Незаменимыми здесь могут быть мониторинговые наблюдения за динамикой изменения общественного мнения различных групп. Опросы эти должны осуществляться различными субъектами: общественными организациями и экспертными сообществами, органами законодательной и исполнительной власти, как федеральными, так и субъектов Федерации, профессиональными и бизнес-сообществами, социологическими центрами и научными организациями. Подобный подход позволит избежать односторонности и субъективизма в оценке состояния регулируемых отношений и предлагаемых правовых решений.

Также основой информационной базы мониторинга являются данные социологических исследований: анкетирование граждан, специалистов-практиков; иные опросы общественного мнения.

К способам выявления социальных притязаний относятся метод экспертных оценок и прогнозирование.

Одним из эффективных способов выявления социальных притязаний на стадии проработки проекта нормативного правового акта является его общественное обсуждение. Если социальные притязания не получили своего отражения в проекте нормативного правового акта, или получили отражение, но искаженно, - на этот случай существует механизм правовой экспертизы, который может устранить данные несоответствия. Одним из видов такой экспертизы является антикоррупционная экспертиза.

Другим способом выявления социальных притязаний является мониторинг правоприменения. В целях обеспечения эффективного законотворчества необходима специальным образом организованная деятельность специальных органов по выявлению социально-экономических притязаний, а также возможных вариантов развития общественных отношений, законодательства, определение оптимальных средств и методов правового регулирования тех или иных сфер социальных отношений, особенно в экономике.

Создание комплексного механизма выявления социальных притязаний, основывающегося на данных фундаментальных социологических исследованиях в современной мировой системе, является одним из условий легитимности законодательства.

11. Социальные притязания возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы, имеются факторы, которые формируют социальные притязания, определяют их содержание и объясняют причины их многообразия.

Экономика оказывает непосредственное влияние на объем и содержание притязаний, выдвигаемых социальными субъектами.

К новационным способам выявления социально-экономических притязаний относится оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов. Под оценкой регулирующего воздействия (ОРВ, RIA) следует понимать совокупность методов и способов, использующих научные знания и специальные познавательные техники, при помощи которых анализируются эффективность и необходимость существующих программ и векторов развития, в том числе права и экономики. Оценка регулирующего воздействия используется при анализе проектов нормативно-правовых актов, а также актов, вносящих изменения в действующие законы с целью выявления издержек и выбора верных альтернатив: для оптимизации национальной законодательной базы. Несмотря на наличие законодательной базы в современной России отсутствуют единые методики и процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, которые признавались бы всеми участниками данного процесса. Поэтому целесообразно обратиться к зарубежному опыту. Использование оценки регулирующего воздействия в национальной правовой системе европейских государств служит одним из оснований для вступления кандидата в Европейский союз (ЕС). Оценка планируемого и действующего законодательства в таком случае осуществляется, как правило, с целью улучшения бизнес-среды. Несколько стран-претендентов в Центральной и Восточной Европе использовали ОРВ для облегчения процесса согласования между законами Европейского

союза и их соответствующих национальных законодательств. Целью RIA было снижение расходов на правовую гармонизацию законодательства для правительства, предприятий, граждан, а также содействие переговорному процессу с ЕС об условиях членства. В некоторых странах после вступления в Европейский союз (например, Литва и Польша) такие программы с течением времени были закреплены законодательно, с целью более эффективного государственного регулирования. Эти практики были приняты странами Западных Балкан (например, Хорватия, и в меньшей степени, Босния и Герцеговина)1.

Оценка регулирующего воздействия (Regulatory Impact Assessment, RIA) или анализ регулирующего воздействия (Regulatory Impact Analysis) представляет собой процесс систематического выявления и оценки ожидаемых последствий, путем последовательного аналитического метода (например, анализа выгод и издержек) к установлению возможных эффектов, наступающих в результате введения тех или иных регулятивных мер.

В некоторых странах данный институт применяется систематически, в то время как в других странах он все еще находится на экспериментальной стадии.

Одними из первых среди европейских стран применять ОРВ стали Великобритания, Дания, Нидерланды, которые можно рассматривать как эталонные, где практика оценки регулирующего воздействия разработана наиболее полно и может служить в качестве ориентира для других стран.

В России оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов получила свое развитие лишь в рамках экономической составляющей. Необходима разработка предложений, с учетом зарубежного опыта, позволяющих использовать институт ОРВ максимально, затрагивая все сферы политической, юридической и общественно-социальной жизни, а не только хозяйственной.

Необходимо сформировать единую методику ОРВ проектов нормативных правовых актов, а также методические рекомендации, позволяющие избежать ряда проблем, в том числе и противоречий нормативных правовых актов.

12. Эффективной является такая правовая система, нормы которой социально обусловлены и вызывают согласие подавляющего большинства населения. Тем самым обеспечивается легитимность права, его безусловное признание. Россия имеет печальный опыт экономических реформ, которые не получили признание общественностью и воспринимались как глубоко несправедливые. Ярким примером является приватизация, в результате которой было произведено неправовое распределение крупной собственности, созданной трудом многих поколений, узкому кругу лиц, приближенным к новой власти или связанным с криминальной средой. Другим примером может послужить «Закон о монетизации льгот» (№ 122-ФЗ, 2004), который привел к массовым публичным протестам2. Не отличается социальной обусловленностью и легитимностью закон (№ 350-ФЗ, 2018), принятый в рамках Пенсионной реформы, в результате которого был увеличен пенсионный возраст, а именно с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин .

Таким образом, создание механизма выявления и последующего закрепления назревших притязаний субъектов является гарантией учета социальной обусловленности права, ко-

1 Петренко А.В. Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов как средство эффективной правовой политики России // Черные дыры в Российском законодательстве. 2014. № 3. С. 36.

2 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» // Российская газета. Спецвыпуск. № 3565, 31 августа 2004 г.

3 Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2018. № 41. Ст. 6190.

торая в свою очередь, выступает необходимым условием его эффективности в условиях гло -бальной экономической нестабильности.

13. Право появляется и существует там и тогда, где и когда человек ощущает себя способным реально претендовать на что-то. Социальные притязания - это основа права, которая затем облекается законом государства в ту или иную форму.

Социальные притязания, имеющие характер правовых требований, воплощаются в процессе правотворчества в действующем законодательстве и, следовательно, влияют на меру свободы поведения.

Социальные притязания являются ближайшей социальной основой права. В зависимости от своего содержания и конкретной социальной обстановки они в одних случаях выступают в качестве основания для преобразования и изменения существующих юридических установлений, в других - «предвосхищают» установленные законом правовые нормы.

Социальные притязания признаются государством и закрепляются им в законодательном порядке. Тем самым социальные притязания приобретают статус юридических прав граждан. В результате возникают соответствующие правоотношения между государством и носителями этих прав (управомоченными и обязанными), а также последних между собой.

Граждане, их коллективные объединения и общество в целом активными внешними действиями побуждают правотворческие органы к институционализации в нормах права социальных интересов. При этом в предложенной концепции социальных притязаний термин «институционализация» используется в соответствии с его содержанием, как процесс закрепления социальных притязаний в нормах права.

14. Формами институционализации социальных притязаний в российском праве выступают нормативно-правовой акт, правовые позиции Конституционного Суда РФ, правополо-жения судебной практики, индивидуальный договор.

Основной и ведущей формой закрепления социальных притязаний в России выступает нормативно-правовой акт.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ выступают в качестве одной из форм ин-ституционализации социальных притязаний в праве. Нормативные начала решений Конституционного Суда обладают высокой степенью информационно-правовой насыщенности и обобщенности, способностью отражать посредством своих конституционно-интерпретационных характеристик высшие конституционные ценности на основе выявленного в решении суда баланса государственных (публичных) и частных интересов, соответствующих социальных притязаний.

Одной из форм институционализации социальных притязаний в праве выступают пра-воположения судебной практики, которые по своей юридической природе представляют своеобразные правовые средства, институционные образования, обладающие определенной юридической силой и степенью обязательности. Правоположения судебной практики выражены не только в резолютивной части судебного решения, формулирующей окончательные выводы суда, но и в мотивировочной части, в которой суд приводит мотивы в обоснование этих выводов. Социальные притязания получают закрепление в правоположениях судебной практики по делам непосредственного и опосредованного нормоконтроля, а также институционализируются в разъяснениях высших судебных органов при преодолении пробелов правового регулирования, устранении противоречий и коллизий.

Индивидуальный договор является формой институционализации социальных притязаний в частном праве. Однако не все индивидуальные договоры могут выступать формами ин-ституционализации социальных притязаний, а только те, которые содержат в себе особые правила поведения, формируемые субъектами договора самостоятельно.

Следовательно, право берет начало с социальных притязаний, придавая им юридическую форму, обеспечивая их реализацию и создавая тем самым правовые гарантии правопорядка в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Из сказанного можно сделать вывод, что без использования знаний и методов экономики, социологии, психологии и других наук выявить и закрепить социальные притязания в праве было бы невозможно. Междисциплинарная научная модель в практике выявления и юридической формализации социальных притязаний играет огромную роль, способствует достижению эффективности права в целом.

Список литературы

1. Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М.: АН СССР, 1959. - 185 с.

2. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. - 708 с.

3. Манджиев Т.Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. № 3. С. 34-41.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. - М.: 2-я типография «Печатный двор» имени А.М. Горького, 1955. - 698 с.

5. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Тип. СПб. акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с.

6. Петренко А.В. Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов как средство эффективной правовой политики России // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - № 3. - С. 35-38.

7. Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие. - М.: Юриспруденция, 2009. - 416 с.

8. Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. - Ярославль: Ярославский кредитный союз кооперативов, 1919. - 236 с.

9. Юридические записки. Т. 3. Изданный П. Редькиным и К. Яневичем-Яневским. - Санкт-Петербург: П. Редькин и К. Яневич-Яневский, 1859. - 433 с.

List of references

1. Kechekyan S.F. Pravootnosheniya v sotsialisticheskom obshchestve. - [Legal relations in a socialist society]. -M.: Academy of Sciences of the USSR, 1959. - 185 p.

2. Kistyakovsky B.A. Sotsial'nyye nauki i pravo. Ocherki po metodologii sotsial'nykh nauk i obshchey teorii prava. - [Social sciences and law. Essays on the methodology of social sciences and the general theory of law]. - M.: M. and S. Sabashnikovs Publ., 1916. - 708 p.

3. Mandzhiev T.B. Pravo kak vseobshchaya forma bytiya ideal'nogo v obshchestve //Pravovedeniye. - [Law as a universal form of being ideal in society // Jurisprudence]. - 1997. - № 3. - P. 34-41.

4. Marx K., Engels F. Sochineniya. 2-ya tipografiya «Pechatnyy dvor» imeni A.M. Gor'kogo. [Written Works]. V. 1. - M.: 2nd printing house «Printing yard» named after A.M. Gorky, 1955. - 698 p.

5. Petrazhitsky L.I. Teoriya prava i gosudarstva v svyazi s teoriyey nravstvennosti. - [The theory of law and the state in connection with the theory of morality]. - SPb.: Tip. SPb. akts. obshch. «Slovo», 1907. - 656 p.

6. Petrenko A.V. Otsenka reguliruyushchego vozdeystviya normativnykh pravovykh aktov kak sredstvo effektiv-noy pravovoy politiki Rossii // Chernyye dyry v Rossiyskom zakonodatel'stve. [Assessing the regulatory impact of normative legal acts as a means of effective legal policy of Russia // Black holes in Russian legislation]. - 2014. - № 3. -Pp. 35-38.

7. Pravovoy monitoring. Nauchno-prakticheskoye posobiye. - [Legal monitoring. Scientific and practical manual]. - M.: Yurisprudencia, 2009. - 416 p.

8. Sorokin P. A. Elementarnyy uchebnik obshchey teorii prava v svyazi s ucheniyem o gosudarstve. - Yaroslavl': Yaroslavskiy kreditnyy soyuz kooperativov [An elementary textbook of the general theory of law in connection with the doctrine of the state]. - Yaroslavl: Yaroslavl Credit Union of Cooperatives, 1919. - 236 p.

9. Yuridicheskiye zapiski. V. 3. Izdannyy P. Red'kinym i K. Yanevichem-Yanevskim. - [Legal notes]. V. 3. Published by P. Redkin and K. Yanevich-Yanevsky. - St. Petersburg: P. Redkin and K. Yanevich-Yanevsky, 1859. - 433 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.