Научная статья на тему 'Факторы, обуславливающие социальные притязания в праве'

Факторы, обуславливающие социальные притязания в праве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
657
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / ТЕОРИЯ ПРАВА / SOCIAL PRETENSIONS / SUBJECTIVE LAW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Марина Геннадьевна

В статье определяются условия и факторы, определяющие содержание социальных притязаний в структуре субъективного права. Автор выделяет общие и особенные (специальные) факторы, обусловливающие социальные притязания в праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors, determining social pretensions in law

The author defines the conditions and also general and special factors determining the content of social pretensions in the structure of the subjective law

Текст научной работы на тему «Факторы, обуславливающие социальные притязания в праве»

М. Г. Смирнова *

факторы, обусловливающие социальные притязания в праве

Ключевые слова: субъективное право, социальные притязания, теория права.

Аннотация: В статье определяются условия и факторы, определяющие содержание социальных притязаний в структуре субъективного права. Автор выделяет общие и особенные (специальные) факторы, обусловливающие социальные притязания в праве.

Социальные притязания возникают не самопроизвольно, не в лоне чистого духа и абсолютной свободы, имеются факторы, которые формируют социальные притязания, определяют их содержание и объясняют причины их многообразия.

Под социальным притязанием в настоящей работе понимается требование, которое предъявляют индивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъекты) к структурным элементам общества и государства об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а также их институционализации.

При этом стержнем социального притязания являются требования жизнедеятельности субъектов (индивидов, социальных групп и иных общностей), которые обусловлены природой социальной среды. Именно здесь в идее социальных притязаний и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие. В этом отношении социальное притязание в настоящее время выполняет особо значимую миссию и выступает как явление объективной реальности. Социальное притязание, сохранившее свою первичность, изначальность, образует тот слой социальной жизни, лежащий в основе системы социальной регуляции, который аккумулирует, сводит, благодаря силе разума, в некоторые нормативные начала, притом в виде изначально «должного», назревшие требования среды, всей социальной жизни - природные, экономические, правовые и иные.

* Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник научноисследовательской лаборатории юридического факультета Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Термин «фактор» употребляется в юридической литературе, как правило, для обозначения причины, движущей силы какого-либо процесса, определяющего его характер или отдельные черты,1 такое же определение дает этому явлению и словарь иностранных слов.2 Однако Толковый словарь русского языка определяет фактор как момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.3

Теория факторов - термин, традиционно используемый для обозначения социологических концепций, пытающихся объяснить изменение состояний общества воздействием какого-либо явления, признаваемого единственным фактором, определяющим эти изменения,4 в то же время развитие общества определяется одновременным воздействием множества факторов. Сторонники этой теории основной задачей науки считали описание социальных, технических, культурных и иных факторов в их внешнем взаимодействии. Указанную теорию можно проецировать на сферу право-образования, так как на процесс возникновения социальных притязаний влияют различные тенденции и обстоятельства, которые необходимо исследовать, оценить, выявить в совокупности с целью выработки практических рекомендаций, направленных на выявление социальных притязаний, их институционализацию и в конечном итоге на совершенствование нормативных предписаний.

Поэтому факторы, обуславливающие социальные притязания, - это обстоятельства, условия, явления общественной жизни, правовой действительности, которые определяют сущность социальных притязаний, обуславливают их содержание.

Изучение социальных притязаний сквозь призму механизма действия разнообразных факторов выдвигает на первый план их классификацию и выявление имеющихся между ними взаимосвязей. Любая классификация факторов по их содержательным признакам носит условный характер, их подразделение на различные виды позволяет создать возможность для более удобного исследования.

Все факторы, которые формируют социальные притязания, можно разделить по своему значению на две большие группы:

1 Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под. ред. А. С. Пиголкина. М., 2000. С. 27.

2 ВасюковаИ. А. Словарь иностранных слов. М., 2005. С. 590.

3 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 847.

4 Законотворчество в Российской Федерации ... С. 26-56.

1) Общие социальные условия (макросреда).

2) Специфические социальные условия (микросреда).

Раскроем содержание каждой из этих групп, исследуя составляющие их компоненты.

Общие социальные условия включают в себя ряд факторов, которые условно можно разделить на следующие группы:

- социальная структура общества;

- духовная культура.

Под социальной структурой общества (в широком смысле), понимается совокупность общественных отношений между различными социальными группами (классами, общностями, организациями) и социальными институтами. Социальная структура общества выражена социальной дифференциацией субъектов общественных отношений.5

Следующая ступень развития собственности, общественного разделения труда вызывает появление новых разнообразных общественных отношений, что, в свою очередь, приводит к возникновению целого веера социальных интересов и притязаний - индивидов и социальных групп, этнических образований, социально-профессиональных, социально-демографических групп, региональных образований. На каждом уровне развития государства и общества появляются свои специфические социальные притязания.

Таким образом, на социальную структуру общества, а следовательно, на социальные притязания оказывает непосредственное влияние исторический процесс.

Историческая эпоха существенным образом определяет характер и объем возникающих социальных притязаний. Очевидно, что социальные притязания в огромной степени зависят от конкретной исторической эпохи, то есть исторический процесс выступает в качестве объективного явления по отношению к социальным притязаниям и, следовательно, к праву. Иными словами, исторический процесс объективно обуславливает социальные притязания.

В свою очередь, будучи пружиной самодвижения социума, социальных общностей, приводя в движение субъекты исторического процесса, социальные притязания способствуют обновлению общества, смене общественных форм и этапов истории.

5 Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. М., 2004. С. 97.

Таким образом, характер и объем социальных притязаний, выдвигаемых социальными субъектами, зависит от их положения в социальном пространстве, то есть в системе общественных отношений, а, следовательно, в социальной структуре общества.

Сущность социальных притязаний наиболее наглядно показывает их зависимость от уровня развития экономики. Говоря об экономическом влиянии на социальные притязания и, в конечном итоге, на право, необходимо отметить, что со временем оно возрастает.

Прежде всего, экономические процессы, безусловно, требуют правовой регуляции, что обуславливает выдвижение субъектами соответствующих социальных притязаний. Закрепление социальных притязаний в нормах права приводит к тому, что право становится наиболее эффективным и универсальным регулятором экономических отношений. Четкость и строгость правовых норм, максимальная формальная определенность, строгость, сила и действенность санкций, - вот те необходимые свойства, которые могут обеспечить реальную и эффективную регуляцию экономическим отношениям.

Посредством закрепления в праве социальных притязаний реализуются насущные экономические интересы различных субъектов, при этом правотворческий орган при принятии решения анализирует существующую социально-экономическую ситуацию.6 Так, в настоящее время в связи с финансовым кризисом в России принят «антикризисный пакет» федеральных законов (например, ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ» от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3,7 ФЗ «О внесении изменений в ст. 11 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» и в некоторые другие законодательные акты РФ» от 14 октября 2008 г. № 214-ФЗ,8 ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ,9 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О Центральном Банке РФ (Банке России)”» и ст. 12 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 27 октября 2008 г. № 176-ФЗ,10 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 28 февраля

6 Скурко Е. В. Метод социально-правового моделирования // Государство и право. 2003. № 1. С. 103.

7 Российская газета. 2008. 14 октября. № 214.

8 Там же.

9 Там же. 2008. 28 октября. № 224.

10 Там же.

2009 г. № 28-ФЗ11) ставящий цель стабилизировать экономическое положение в стране, тем самым удовлетворить назревшие социальные притязания субъектов, появившиеся в связи с безработицей, невозможностью оплаты кредитов и т. д.

К общим социальным условиям формирования притязаний относится духовная культура общества на определенном этапе его развития.

Культура оказывает непосредственное влияние на объем и содержание притязаний, выдвигаемых социальными субъектами. Это объясняется тем, что культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность, поэтому именно она задает человеку определенный способ видения, узнавания лица и изменения мира.

Характерная особенность современной культуры, заключается в том, что совокупность ее идей и значимых символов в значительной мере превышает реальные потребности общества. Это может быть отнесено к самым различным формам научного познания, видам и формам искусства, литературы, живописи, в том числе нормативным регуляторам, к которым относится и право.

Накапливаемые в системе культуры ценности, знания, идеи, нормы постоянно отражаются в социальных притязаниях и реализуются в процессе их удовлетворения и отражения в законодательстве. Так, мы не сможем понять смысл социальных притязаний субъектов, если не знаем ценностносмысловых, то есть культурных аспектов их требований.

Необходимо отметить, что духовная культура обладает неоднородным составом и, по мнению антрополога Уорда Гуденау, включает в себя следующие четыре элементы: понятия, отношения, ценности, правила, которые ученый объединил следующим образом: «Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)».12

Названные элементы культуры связаны между собой и оказывают немаловажное влияние на содержание и особенности формирующихся со-

11 Там же. 2009. 03 марта. № 36.

12 Цит. по: Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 49-50.

циальных притязаний субъектов, особенно велика при этом роль таких элементов культуры как традиции, ценности и правила (нормы).

Ценности - это общепринятые представления относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных и правовых принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»), которые выражены в форме запретов в уголовном праве большинства стран.

Разные культуры могут отдавать предпочтение различным ценностям, в том числе в сфере правового регулирования, каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Право как таковое представляет собой ценностное явление. Право всегда рассматривается как минимум нравственности.13 В праве можно выявить ценность объективного права (правовых норм);14 ценность субъективного права (правовой свободы субъекта, направленной на достижение цели через реализацию соответствующего поведения другого субъекта). В юридической литературе справедливо отмечается, что основная правовая ценность

- субъективные права.15 Действительно, правовые обязанности не имеют самостоятельного правового значения, а обретают ценностный смысл как обязанности, направленные на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Необходимо заметить, что ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира и являются стимулами для возникновения у субъектов тех или иных социальных притязаний.

На основе сложившейся системы ценностей у социального субъекта вырабатываются цели, которые представляют собой идеальный прообраз будущего, сформировавшийся на основе его интересов. Они выражают осознание, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям.

Жизненно важные цели достигаются при помощи выдвижения социальных притязаний и борьбы субъектов за их удовлетворение и институ-

13 Залесский В. В. Законы природы и законы юридические // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 37.

14 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 115-116.

15 Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2005. С. 220.

ционализацию.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ценности ориентируют человека в социальной действительности, направляют его деятельность, стимулируют возникновение у субъектов тех или иных социальных требований (социальных притязаний), обуславливают их характер и содержание. В праве же проблему сочетания ценностей необходимо решать конкретно, добиваясь гармонии общественных, государственных, корпоративных ин-тересов.16

Необходимо заметить, что ценности не только сами по себе нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы (правила), ожидания, стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Так, у индейцев племени яномаме жестокость считается ценностью, а ожидания, что мужчина защитит свою честь в схватке, является нормой, соответствующей данной ценности.17

Признавая ценность социальных норм как регулятора поведения людей следует отметить, что они не возникают сразу, внезапно в той или иной ситуации. Нормы - неотъемлемый элемент культуры, они теснейшим образом связаны с господствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Одна и та же социальная норма, например, вступление в брак и выполнение с супругами своих обязанностей, обусловленная существованием института семьи, в различных странах и в разные исторические периоды имеет множество вариаций. Скажем, в современной японской семье жена не связана с производственной деятельностью, ее обязанности сугубо домашние - быть хранительницей домашнего очага, заниматься бытом и воспитанием детей. Работать - это привилегия мужчин. Иная картина в Европе, где женщина активно включалась в общественно-производственную деятельность, и во многих семьях имеет место демократический тип власти. Еще больше нюансов мы можем заметить в личных отношениях между супругами, распределением домашних обязанностей, особенностей воспитания детей и т. д.18

Нормы, являясь одним из элементов духовной культуры, представляют собой стандарты поведения, которые должны отвечать жизненно-важным потребностям и интересам социальных субъектов, а если этого

16 Петюкова О. Н. Правовое содержание религиозной свободы в России: опыт, проблемы, тенденции // Государство и право. 2009. № 4. С. 22.

17 СмелзерН. Социология. С. 53.

18 Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1970. С. 10.

не происходит, то индивиды и социальные группы выдвигают требования

- социальные притязания о закреплении в нормах своих собственных интересов. Этим и объясняется теснейшая взаимосвязь этих категорий (норм и социальных притязаний).

Для более наглядного представления данной взаимосвязи, обратимся к видам социальных норм: к институционализированным и неинституцио-нализированным нормам. Рассмотрим первоначально институционализированные социальные нормы; к ним относятся правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами.

Они проявляются в таких сферах, как экономика, политика, образование и др., поддерживаются силой закона или иных правовых актов. Институционализированные социальные нормы имеют важное значение для общества и поэтому их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают положительными, если человек следует норме (это могут быть награды и различные поощрения), или отрицательными, если сам человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения. В качестве отрицательных санкций обычно выступают меры принудительного воздействия - выговор, предупреждение, штраф, вплоть до применения мер наказаний, предусмотренным уголовным кодексом.

Сила институционализированных социальных норм заключается не только в их обеспечении санкциями, но и в добровольном исполнении данных норм. Социальные субъекты должны осознать необходимость применения данного регулятора общественных отношений. Факт осознания субъектами важности институциализированных социальных норм непосредственно зависит от их содержания, а именно от того, отражают ли они существующие фактические отношения в обществе, отвечают ли жизненно-важным потребностям и интересам социальных субъектов, насколько правильно данные нормы отражают требования жизни, соответствуют ли реальному положению вещей, способствуют ли дальнейшему развитию общественных отношений, закрепляют ли именно те отношения, которые должны быть закреплены. От полноты содержания институционализированных социальных норм будет зависеть жизненность и эффективность действия этих норм, а, следовательно, объем и характер социальных притязаний, которые будут выдвинуты социальным субъектом об изменении и дополнении существующих институционализированных социальных норм.

К неинституционализированным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки, а не на силу закона. Как правило, реализация этих норм не связана с действием специального механизма социального контроля, санкции со стороны общества носят неформальный характер.

Сферы действия неинституционализированных норм в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум тесно взаимосвязанным областям, различия между которыми во многом условны, а границы подвижны. К первой относятся обычаи и привычки. Сфера обычаев - это повседневная жизнь, присущие ей общепринятые образцы, следование которым рассматривается как правильная и корректная норма поведения. Многообразные обычаи и привычки, присущие той или иной группе или общности людей, в совокупности образуют культуру, особый стиль, образ жизни.

Вторую группу неинституционализированных норм образуют общественные нравы, именуемые в литературе общественной моралью или этическими нормами. Общественные нравы представляют собой распространенные в обществе стереотипы массового поведения, часто называемые этическими нормами, они более строго, по сравнению с обычаями, регулируют поведение людей. Выполнение человеком соответствующих норм поведения расценивается окружающими как морально верное, справедливое и естественное. Общечеловеческие нравы определяют, какой тип поведения «хороший», а какой является «плохим», неприемлемым с точки зрения общественного мнения, общечеловеческих ценностей или моральных заповедей общества, группы. Нарушение общественных нравов влечет за собой более строгие санкции, чем это бывает в случае нарушения обычаев, так как оно задевает моральное сознание и принципы людей, устоявшиеся в обществе представления о нормальном и должном. Поэтому реакция со стороны окружающих за нарушения общественных нравов часто выражается в форме негодования, общественного презрения, осуждения. Общественные нравы, с присущим им неформальным механизмом регуляции поведения, занимают промежуточное положение между институционализированными социальными нормами и обыденным сознанием людей, которое не всегда имеет четкое представление о них, но, как правило, чутко реагирует на морально одобряемые стереотипы поведения. Однако далеко не всегда общественные нравы способствуют реализации институционализированных

социальных норм. Нередко бывает так, что общественные нравы отдельных групп и общностей в силу различных причин, чаще всего под влиянием стереотипов сложившегося образа жизни, одобряют и поддерживают форму поведения, имеющую антиобщественную, антиправовую направленность. Примерами могут служить культивируемые в некоторых слоях нашего общества бытовое пьянство, мелкое хулиганство, нецензурная брань.

Для укрепления социальной сплоченности общества и поддержание социального порядка крайне важно, чтобы существовало определенное соответствие между институционализированными социальными нормами и общественными нравами (естественно, не представляющими угрозу для общества). Необходимо заметить, что именно социальным притязаниям принадлежит роль в установлении этого соответствия. Так, ряд притязаний уже получили поддержку законодательных органов (примерами являются требования социальных субъектов об усилении борьбы с преступностью, наркоманией, распространением СПИДа и т. д.). Однако, если законодатель игнорирует общественно-важные социальные притязания субъектов, то приводит к явному снижению эффективности действующих норм, т. к. в них не получают отражение существующие интересы индивидов и социальных групп.

Современные обычаи и нравы не являются такими строгими регуляторами поведения, как это было в прошлом, они не обязательно связаны с религиозной традицией, происхождение многих из них обусловлено современным образом жизни людей. Кроме того, эти обычаи и нравы не обладают по отношению к индивиду той обязательной и принудительной силой, которая присуща им в традиционном обществе. Сейчас общество предоставляет человеку высокую степень свободы, стимулируя тем самым развитие его индивидуальных задатков и талантов, способствуя реализации его потребностей и интересов.19

Критерием различия двух выше отмеченных форм неинституцио-нализированной регуляции поведения выступает социально-культурная значимость обычаев и общественных нравов, точнее, тех норм поведения, которые они регулируют. Степень их влияния на процесс формирования социальных притязаний у субъектов также различна.

Существующие в общественной жизни ценности, нормы оказывают важное влияние на характер и особенности социальных интересов и притя-

19 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3-х т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2002. Т. 2. С. 71-72.

заний субъектов.

Следующая группа факторов, формирующих социальные притязания и обуславливающих причины их многообразия, - специфические социальные условия (микросреда), к ним относятся: а) пол; б) возраст; в) психофизические свойства индивида; г) этническая принадлежность; д) религиозная принадлежность; е) семейное положение; е) социальное положение индивидов (принадлежность к социальной группе и его положение в системе управления общественными процессами); ж) характер, содержание и условия труда; з) условие быта как условие жизненной среды.

Так, например, постановка самого вопроса о неравенстве между полами объясняет одну из причин многообразия социальных притязаний. В самом деле, нет таких обществ, где бы мужчины в некоторых аспектах социальной жизни не имели бы больше власти, статуса и общественного влияния.

В настоящее время женщины все чаще и чаще выступают в роли притязателей, выдвигая органам государственной власти требования о реализации и законодательной поддержке собственных социальных интересов.

Как субъект социальных притязаний, женщины создают свои формы самоорганизации (формальные и неформальные) с нежесткой структурой, объединяющие своих членов общими интересами, либо в длительном, либо в кратком временном пространстве. Тем самым они образуют «женское движение», в широком смысле понимаемое как многообразие форм борьбы женщин за свои права, социальные притязания.

Все они заслуживают специального изучения, чего раньше в нашем государстве не делалось. Так, фактически вплоть до настоящего времени, феминизм в нашей стране с позиций социальных и правовых серьезно не изучался. Долгие годы на эту проблематику было наложено идеологическое «табу».

На самом деле необходимость социолого-правовых и политологических исследований концепций феминизма и результатов их претворения в жизнь очевидна. Позитивный социальный опыт феминизма надо не только изучать, но и дифференцированно использовать для законодательного закрепления наиболее жизненно важных и значительных социальных притязаний женщин с учетом специфики и национальных традиций нашего государства. Необходим социолого-правовой анализ положения женщин, в процессе которого будут исследованы такие вопросы, как эволюция политических установок и поведение женщин в условиях социально-политичес-

кого плюрализма российского общества; женское экономическое сознание и рыночные отношения; общественное мнение женщин и властные институты; женское электоральное поведение и избирательные компании, социальные гарантии и социальная защита женщин при переходе к рыночным отношениям; социальная напряженность и женская толпа и другие.

Основным объектом вышеуказанного анализа должно стать женское общественное мнение, которое содержит в себе основные, важные социальные требования женщин.

В завершение необходимо отметить, что перспективы развития прав и свобод граждан в значительной степени зависят от степени их участия в принятии общезначимых решений, посредством выдвижения и обоснования субъектами своих социальных притязаний. Только благодаря активной внешней деятельности субъектов их социальные интересы и притязания получают свое выражение в праве (объективном и субъективном). Посредством закрепления обоснованных социальных притязаний в законодательстве и в других официальных источниках достигается конечная цель притязателей, а именно реальное воплощение их притязаний в субъективном праве. Наделяя лицо субъективными правами, позитивное право определяет правовые средства, которые субъекты используют в целях удовлетворения, обеспечения, защиты своих социальных интересов и притязаний.

Таким образом, творцом как самого права, так и его эффективности является человек. Представленные в настоящей работе факторы наглядно показывают, что выдвигаемые им социальные притязания выступают в виде объективной реальности. Процесс формирования социальных притязаний

- это не простой результат механического, само собой разумеющегося внедрения в сознание субъектов закономерностей объективного мира, а итог внутренней саморегулятивной работы самой личности, в процессе которой под влиянием внешних факторов вырабатываются требования, которые в последующем выступают прообразами юридических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.