Научная статья на тему 'Рецензия на: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. Монография. СПб. : Издательский дом «Книжный мир», 2008. 136 с'

Рецензия на: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. Монография. СПб. : Издательский дом «Книжный мир», 2008. 136 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / М. Г. СМИРНОВА / SOCIAL PRETENSIONS / SUBJECT LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малько Александр Васильевич, Субочев Виталий Викторович

Рецензия составлена на монографию М. Г. Смирновой, посвященную соотношению и взаимодействию социальных притязаний и субъективного права. Рецензенты, отметив актуальность и злободневность исследуемой проблематики, указали на практическую востребованность монографии автора для чтения и изучения студентами, аспирантами, специалистами в области общей теории права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on: Smirnova M.G. Social pretensions and subject law. St.Petersburg: Book World, 2008. 136 p

The review is concerned to M. G. Smirnova's book devoted to correlation of social pretensions and subject law. The topic has actual and practical value and may be very interesting for specialists in theory of law and also for students and post-greduates/

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Смирнова М. Г. Социальные притязания и субъективное право. Монография. СПб. : Издательский дом «Книжный мир», 2008. 136 с»

обзоры и рецензии

А. В. Малько* В. В. Субочев**

рецензия на книгу: Смирнова м. г. социальные притязания и субъективное право. монография. СПБ.: издательский ДОМ «КНИЖНЫй МИР», 2008. 136 С.

Дозволительный метод правового регулирования общественных отношений, занимающий все более прочное место в системе юридического инструментария и доказавший свой значительный потенциал, обусловливает повышенное внимание к изучению с позиций новой методологической призмы привычных категорий: субъективных прав, свобод и законных интересов. Обозначенные формы правовых дозволений, несмотря на целый ряд исследований, посвященных их природе, проанализированы далеко не в полной мере, что самым негативным образом сказывается не только на эффективности правотворческого процесса, но и на адекватном социальным реалиям правоприменении, которое все более часто не в состоянии защитить действительно нуждающиеся в том интересы участников правоотношений.

Сложившаяся в настоящее время в России юридическая практика является неоспоримым свидетельством игнорирования законных интересов граждан, пренебрежительного отношения к охране и защите нарушенных прав и свобод индивидуальных и коллективных субъектов права. Подобная ситуация обусловлена как издержками пролоббированных нормотворческих установок,

* Доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, вице-президент Ассоциации юридических вузов России.

“Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственноправовых дисциплин Пятигорского государственного технологического университета.

несовершенством деятельности конкретных правоприменительных органов, так и уязвимыми местами в юридической доктрине, которая, увы, зачастую скромно молчит там, где от нее ожидаются конкретные рекомендации и предложения.

Исследование, предпринятое М. Г. Смирновой, может быть с полным основанием отнесено к успешной попытке осмысления важнейшей основы правовых дозволений - социальных притязаний, которые, по верному утверждению самого автора, являются ближайшим подступом к праву как юридическому феномену, его ближайшей социальной основой (с. 3). Работа позволяет прийти к целому ряду важнейших общетеоретических выводов, которые во многом и являются той благодатной почвой, на которой должны быть получены конкретные рекомендации, адресованные как субъектам правотворческого, так и правоприменительного процессов.

Монография состоит из двух глав, которые посвящены соотношению социальных притязаний и права и взаимодействию социальных притязаний и субъективного права соответственно.

В первой главе М. Г. Смирнова анализирует понятие и структуру социального притязания (параграф 1.1), отмечая, что «вопрос о социальных притязаниях, их роли в правовом регулировании относится к числу тех проблем общей теории права, которые не только в достаточной степени не разработаны, но даже, по существу, не поставлены. В литературе нет ни одной специальной работы или хотя бы статьи, в которых указанный вопрос исследовался бы как самостоятельная тема» (с. 7). Вместе с тем, автор убедительно доказывает, что социальное притязание, наряду с интересами, выступает важнейшей предпосылкой, двигателем социальной и правовой активности субъектов. Правовая наука, когда на это есть причины, должна обосновывать необходимость государственного признания и юридического закрепления соответствующих требований, ставить вопрос о переводе их в разряд охраняемых и защищаемых официальной властью, о правовом опосредовании.

М. Г. Смирнова определяет социальное притязание как требование, которое предъявляют индивиды, социальные группы, иные общности (социальные субъекты) к структурным элементам общества и государства, об осуществлении практических действий, способствующих реализации собственных социальных интересов, а также их институционализации (с. 13). Стержнем социального притязания, согласно предлагаемой концепции, являются требования жизнедеятельности субъектов (индивидов, социальных групп и иных общностей), которые обусловлены природой социальной среды.

«Именно здесь, - по автору, - в идее социальных притязаний и находит выражение жесткая (и с этой точки зрения вполне природная, естественная) зависимость права от внешних факторов, от всего того, что образует человеческое бытие» (с. 14).

Структуру социального притязания М. Г. Смирнова представляет в качестве единства трех элементов: субъекта, объекта и содержания. К субъектам социальных притязаний относится достаточно широкий круг лиц: индивиды, социальные группы, иные общности (партии, классы, нации и др.), стремящиеся выразить и отстаивать свои значимые интересы в отношениях с государством и со структурными элементами общества. Объектом социального притязания выступают социальные блага, поскольку, как полагает М. Г. Смирнова, под благом понимается все то, что способно удовлетворить интерес, потребность индивида (с. 18). Содержание же социального притязания имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. «Первая выражена в наличии социального интереса - внутренней активности, готовности субъектов к внешним действиям. Вторую сторону содержания социального притязания образуют собственно внешние действия, которые предпринимают субъекты с целью реализации, воплощения в жизнь своих социальных интересов» (с. 19).

Определив природу и структуру социальных притязаний, М. Г. Смирнова разрабатывает критерии их институционализации (параграф 1.2), к которым относит их соответствие историческим традициям, культуре, социально-экономической и политической ситуации; их относительную рациональность; общезначимость отношений, получающих отражение в норме права, в случае объективизации социальных притязаний; формальное равенство субъектов отношений; подверженность отношений, получающих отражение в норме права, внешнему контролю и прямая заинтересованность в них общества; реальную исполнимость социального притязания.

Завершается глава 1 параграфом 1.3, фокусирующим внимание на многообразии социальных притязаний в сфере права и факторах, их определяющих, которые М. Г. Смирнова предлагает делить на две группы: общие социальные условия (макросреда) и специфические социальные условия (микросреда) (с. 49).

Параграф 2.1 монографии полностью посвящен анализу понятия и структуры субъективного права, с акцентом на его аксиологических аспектах. Определение субъективного права, предложенное М. Г. Смирновой, новизной не отличается. Последнее трактуется как закрепленная за управомоченным в целях удовлетворения его интересов особая юридическая возможность дейс-

твовать определенным образом (мера возможного поведения), пользоваться социальным благом, требовать соответствующего поведения от обязанных лиц, а также обращаться в случае необходимости за защитой субъективного права - с. 81). Однако ценность представляют общетеоретические выкладки автора, в части сопоставления субъективного права как правовой возможности с возможностью социальной, находящей лишь косвенное отражение в нормах права. Следует согласиться с утверждением, что «обладать тем или иным субъективным правом - это значит, прежде всего, пользоваться тем или иным социальным благом» (с. 93); «общественная ценность и значение того или иного субъективного права определяется в решающей степени тем, какое благо оно предоставляет, какие возможности, интересы, потребности, притязания обеспечивает субъекту» (с. 94).

Заключает книгу параграф 2.2, «Воплощение социальных притязаний в субъективном праве», в котором рассматриваются механизмы закрепления правомерных требований субъектов в правовых предписаниях путем наделения соответствующей стороны в правоотношении юридической обязанностью. В отмеченной связи автор верно заключает, что субъективное право и социальное притязание представляют взаимосвязанные явления, поскольку конечной целью выдвижения субъектами своих общезначимых социальных притязаний является их воплощение в субъективном праве (с. 99). Нельзя не согласиться и с тезисом о том, что такие правовые категории, как «интерес», «социальное притязание» и «субъективное право» не совпадают, но тесно взаимодействуют между собой. Их связь состоит в том, что нет такого субъективного права, которое не преследовало бы никакого интереса, но «не всякий интерес, притязание опосредствуется правом и охраняется законом» (с. 125).

Монография содержит и ряд других положений, которые, по нашему мнению, обогащают общую теорию права и могут быть полезны не только ученым-юристам, но и практическим работникам. Вместе с тем, не все аспекты рецензируемого труда могут быть безоговорочно поддержаны. Так, стоит задуматься над тем, всегда ли (как это представляется М. Г. Смирновой) социально обусловленные притязания (и только ли они) способствуют возникновению и развитию субъективного права (с. 5); всегда ли в социальных притязаниях проявляется извечное стремление участников правоотношений к справедливости, равенству и свободе (с. 7); наконец, всегда ли стержнем социального притязания выступают именно требования жизнедеятельности субъектов (с. 13)?

Оценивая по достоинству научную значимость критериев институ-

ционализации социальных притязаний, предложенных М. Г. Смирновой, мы, тем не менее, не согласны с тем, что правовому опосредованию не должны подлежать нецелесообразные потребности и запросы личности. Автор излишне категоричен в том, что «необоснованные притязания личности, даже если они и не противоречат праву, закон поддерживать и защищать не должен» (с. 45-46). С необходимостью напрашивается вопрос: а кто может с уверенностью сказать, что одно притязание целесообразно, обоснованно, а другое - нет? По нашему мнению, целесообразность, разумность притязаний - более чем относительные характеристики последних, которые полностью зависят от совокупности факторов и обстоятельств, сопутствующих удовлетворению того или иного правомерного стремления. Именно поэтому и существуют различные (предусмотренные действующим законодательством и защищаемые им) формы правовых дозволений - субъективные права, свободы и законные интересы, которые и представляют собой качественно различные способы правового обеспечения различных притязаний, что, кстати, признает и сама М. Г. Смирнова. Социальные притязания воплощаются не только в субъективных правах, но и в свободах и, в значительной степени, в законных интересах, на что автору, как нам кажется, следовало обратить большее пристальное внимание.

Рецензируемая монография вызывает значительный интерес, но и порождает определенные вопросы к автору, что свидетельствует о злободневности и актуальности исследуемой проблематики, нестандартном поиске ответов на вызовы правовой жизни современной России. М. Г. Смирнова затронула фундаментальную проблему общей теории права, решение которой, как убедительно показывается, имеет существенную практическую востребованность. Рецензируемая работа - комплексное, логически завершенное и глубокое научное исследование, содержащее обоснованные и достоверные положения, выводы, рекомендации, которые могут стать основой для совершенствования законодательства и практики его применения. Данную работу можно смело рекомендовать для чтения и изучения как студентам и аспирантам, так и специалистам в области общей теории права, а также практическим работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.