Научная статья на тему 'Трансформация социальных институтов культуры на селе с советского периода до современности'

Трансформация социальных институтов культуры на селе с советского периода до современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДОМА КУЛЬТУРЫ / БИБЛИОТЕКИ / ВЫСТАВКИ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ЧУВАШСКОЕ СЕЛО / TRANSFORMATION / HOUSES OF CULTURE / LIBRARIES / EXHIBITIONS / SPIRITUAL LIFE / MATERIAL AND TECHNICAL BASE / CHUVASH VILLAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Егорова Оксана Вениаминовна, Дмитриева Инга Валерьевна

В статье рассматривается трансформация социальных институтов в чувашском селе с советского периода по настоящее время. Уделяется внимание развитию институтов культуры в чувашском селе. Важное место в жизни селян оказали распространение таких технических новинок, как кино и радио, развитие кинематографии, открытие сельских домов культуры, организация выставок. Большую просветительскую работу выполняла сельская библиотека. Она устанавливала и поддерживала культурные нормы, оказывала большое влияние на духовную жизнь общества. Современная библиотека отличается от советской своими формами работы, перечнем оказываемых услуг, стремится соответствовать постоянно изменяющимся потребностям сельских жителей. С конца 90-х гг. XX в. наблюдается кризис культурных институтов. Причем кризис характерен в первую очередь для таких традиционных институтов, как музеи, библиотеки, театры, дома культуры. С 2000-х гг. реализуется государственная политика материально-технического укрепления государственных институтов культуры и поддержки негосударственных организаций, развивающих культуру на селе. Вместе с тем государство предъявляет к учреждениям культуры требования дополнительного поиска источников негосударственного финансирования за счет предложения населению современных качественных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Егорова Оксана Вениаминовна, Дмитриева Инга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS IN RURAL AREAS FROM THE SOVIET PERIOD TO THE PRESENT

The article examines transformation of social institutions in the Chuvash village from the Soviet period to the present. Attention is paid to the development of cultural institutions in a Chuvash village. The spread of such technical innovations as cinema and radio, development of cinematography, opening rural houses of culture, organization of exhibitions took an important place in the life of the villagers. Great educational work was performed by a rural library. It established and maintained cultural norms, had a great influence on the spiritual life of the society. A modern library differs from the Soviet one in its forms of work, the list of services rendered, it strives to meet constantly changing needs of rural residents. Since the late 90s of the 20th century a crisis of cultural institutions has been observed. Moreover, the crisis is characteristic primarily for such traditional institutions as museums, libraries, theaters, houses of culture. Since 2000s, the state policy of material and technical strengthening of state cultural institutions and supporting non-governmental organizations developing culture in rural areas has been implemented. At the same time, the state imposes on cultural institutions the requirements of additional search for sources of non-state financing by offering modern quality services to the population.

Текст научной работы на тему «Трансформация социальных институтов культуры на селе с советского периода до современности»

УДК 379.8:[061.1:008](470.344-22)»1950/2019» ББК Ч745(2Рос.Чув)

О.В. ЕГОРОВА, И.В. ДМИТРИЕВА

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ НА СЕЛЕ С СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Ключевые слова: трансформация, дома культуры, библиотеки, выставки, духовная жизнь, материально-техническая база, чувашское село.

В статье рассматривается трансформация социальных институтов в чувашском селе с советского периода по настоящее время. Уделяется внимание развитию институтов культуры в чувашском селе. Важное место в жизни селян оказали распространение таких технических новинок, как кино и радио, развитие кинематографии, открытие сельских домов культуры, организация выставок. Большую просветительскую работу выполняла сельская библиотека. Она устанавливала и поддерживала культурные нормы, оказывала большое влияние на духовную жизнь общества. Современная библиотека отличается от советской своими формами работы, перечнем оказываемых услуг, стремится соответствовать постоянно изменяющимся потребностям сельских жителей. С конца 90-х гг. XX в. наблюдается кризис культурных институтов. Причем кризис характерен в первую очередь для таких традиционных институтов, как музеи, библиотеки, театры, дома культуры. С 2000-х гг. реализуется государственная политика материально-технического укрепления государственных институтов культуры и поддержки негосударственных организаций, развивающих культуру на селе. Вместе с тем государство предъявляет к учреждениям культуры требования дополнительного поиска источников негосударственного финансирования за счет предложения населению современных качественных услуг.

Современное общество развивается в условиях информационно-технологического прогресса и стремительной урбанизации. Мы наблюдаем снижение интереса общества к культурным институтам и роли села в жизни человека. Поэтому представляется особенно важным обратить внимание на тему формирования и развития социальных институтов культуры на селе.

Изменения в функционировании социальных институтов культуры в чувашских селах в советский и постсоветский периоды вызваны трансформацией политической и экономической сфер жизнедеятельности российского общества и глобализацией. Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений (например, библиотеки, музеи, театры, творческие союзы, общества по охране культурного наследия и пр.) [2]. В настоящем исследовании авторы придерживаются данного подхода. Статья написана на основе анализа статей советских и российских ученых, современных полевых материалов, собранных в результате интервьюирования почти 20 информаторов в разных районах Чувашии и статистических данных. Результаты исследования будут полезны представителям государственных органов и ученым разных отраслей.

Трансформация сельской общины. В традиционном обществе роль институтов культуры выполняли преимущественно традиции, обряды, обычаи, народное искусство (народное музыкальное творчество, танцы, вышивка, письмо, архитектура, зодчество и т.д.). Традиции, обряды, обычаи являлись важнейшей составной частью повседневности крестьян. Исследователь А.С. Фролова отмечает, что к специфическим чертам крестьянской культуры

относятся: «внутренняя сплочённость сельской общности; сохранение традиций, обычаев старины, высокий удельный вес коллективной деятельности в рабочее и свободное время; трудовой образ жизни, преобладание моральных регуляторов поведения над правовыми, юридическими и др.» [6. С. 3].

Жизнь и быт в чувашском традиционном обществе были основаны на ка-лендарно-обрядовых праздниках. Это, как правило, праздники, связанные с различными этапами сельскохозяйственных работ: зимний праздник испра-шивания хорошего приплода скота Сурхури, праздник почитания солнца (аварни, многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам Манкун, праздник весенней пахоты Акатуй, летний праздник поминовения мертвых (имёк, завершение уборки хлебов Чуклеме и т.д.» [3].

Для чувашей главным регулятором поведения и соблюдения норм морали было общественное мнение. Община осуждала нескромное поведение, пьянство, воровство. Соблюдался приоритет интересов общины, семьи. Интересы индивидуума, отдельного члена общины были второстепенны. Такая система сохранялась до установления советской власти.

После крещения обрядовая система чувашей изменилась. Приняв христианство, чуваши не перестали праздновать свои древние праздники. Русские священнослужители, согласившись с этим, подгоняли их под православные праздники. Так, Сурхури подвели под Рождество, (аварни под Масленицу, Манкун под Пасху, (имёк под Троицу и так далее. Однако дохристианские обычаи оказались настолько устойчивыми, что частично сохраняются и до сих пор.

Таким образом в чувашских селениях с начала XVIII в. появляется новый социальный институт - православная церковь. Церковь постепенно стала центром культурно-образовательной жизни сельской общины. Через нее крестьяне получали новые знания, знакомились с образцами зодчества, живописи, литературы, музыкального творчества и т.д. Благодаря протекции государства церковь монополизировала сферу просвещения и образования селян.

В советское время церковь прекращает свое влияние как социальный институт. Монополистом в проведении культурной политики на селе является государство. В перестроечное время и постсоветский период церковь снова возвращается на село в роли сильного социального института. Современная церковь, формально оставаясь независимой от государства, реально все больше выполняет функцию социального негосударственного института, тонко проводящую (через религиозные нормы и правила) политику сохранения национального единства и консолидации общества согласно принципам государственной внутренней политики.

Роль радиокоммуникаций в трансформации сельского образа. В послереволюционные годы благодаря абсолютной новизне большое влияние на культуру селян оказали радио и кино. Это были социальные институты культуры, ознаменовавшие новый этап культурно-образовательного развития села. Чувашские крестьяне восприняли радио как технологическое чудо, которое стало возможным с установлением советской власти. Для внедрения кинематографа на селе в середине 20-х гг. XIX в. в Москве было создано акционерное общество по кинофикации села «Селькино». С этого момента начался активный охват сельских населенных пунктов киносетью. В селах появились передвижные киноустановки, специально подбирались киноленты, интересные для села. На региональном и местном уровне вопросы распро-

странения технических новинок, к которым относились кино и радио, занимали важное место. В 1959-1964 гг. в Чувашии число киноустановок увеличилось более чем в 2 раза, и на 1 января 1965 г. их в республике насчитывалось 994. Из них 934 обслуживали сельских жителей [4. С. 239].

Влияние кино на сельское общество усиливалось дублированием и субтитрированием кинофильмов на чувашский язык. Например, если на 23 сентября 1961 г. в республике имелось 50 дублированных фильмов и 175 кинофильмов с чувашскими субтитрами, то в начале 1965 г. было уже около 100 кинофильмов, дублированных на чувашский язык, и более 250 с субтитрами [4. С. 239].

В целом за годы советской власти в республике была создана широкая сеть городских и сельских кинотеатров. На 1986 г. в Чувашской АССР действовало 1073 киноустановки, из них в сельской местности - 1008. Из общего количества киноустановок стационарных было 987, передвижных - 21. В 1986 г. в среднем на одного жителя приходилось более 14 посещений кино.

Телевидение и радио играли значительную роль в организации досуга сельского населения. Первая телевизионная передача Чувашской студии телевидения вышла в эфир 5 сентября 1961 г. Десятиминутный выпуск новостей жителям Чувашии был показан 16 октября 1961 г, затем диктор в кадре прочитал фельетон. Трансляция была завершена историко-документальным фильмом «Кочубей». С декабря 1961 г. Чувашская телестудия стала транслировать регулярные телепередачи по 2-3 часа в сутки на русском языке. В дальнейшем телепередачи стали транслировать и на чувашском языке.

Информаторы вспоминают, что первые цветные телевизоры на селе стали появляться еще в конце 1970-х гг. Приобретались в основном состоятельными людьми. Особого восхищения новинкой среди владельцев черно-белых телевизоров не было, поскольку из-за нечеткого изображения невозможно их было долго смотреть, начинали болеть глаза. В 1980-х гг. телевидение в сельской местности получило значительное развитие: наряду с реконструкцией действующих были построены новые ретрансляторы малой мощности в с. Порецкое (1982), с. Трехбалтаево Шемуршинского района (1983), с. Долгий Остров Батыревского района (1983), с. Большие Яльчики (1983), с. Красные Четаи (1985). С 1987 г. активно действовал двухпрограммный ретранслятор в с. Чешлама Козловского района. В 1987 г. были введены в эксплуатацию двухпрограммные ретрансляторы малой мощности и радиорелейные линии к ним в с. Новые Айбеси Алатырского, с. Бичурга-Баишево Шемуршинского, д. Ермошкино Вурнарского районов и райцентре с. Янтиково [1. С. 138]. В 1985 г. в ЧАССР появилась приемная спутниковая станция системы «Москва». К концу 1980-х гг. телевизионное вещание стало доступным почти во всех населенных пунктах ЧАССР. Необходимо отметить, что охват телевещания в сельской местности был гораздо хуже городского. Вплоть до 1990-х гг. в ряде сельских населенных пунктов сохранялось низкое качество телевизионного сигнала.

С техническим совершенствованием приема телевизионного сигнала неуклонно росло количество телевизоров у населения республики. К 1988 г. телевизоры имели 76% сельского населения и 88% городского населения [5. С. 175]. У подавляющего большинства сельских жителей были распространены черно-белые телевизоры. В связи с дороговизной телевизоры цветного изображения не получили широкого распространения вплоть до конца

1990-х гг. По линии государственной торговли для розничной продажи телевизоров в Чувашской АССР были открыты специализированные магазины. Для организации ремонта телевизоров во многих районных центрах ЧАССР были подготовлены и оснащены специальным оборудованием пункты приема.

Распространение телевизоров в сельской местности произвело существенные перемены в развитии культурного обслуживания и способствовало подъему общего уровня культуры сельских жителей Чувашии. За короткое время своего развития чувашское телевещание стало одним из основных источников массовой информации на селе.

Средством культурного влияния на сельчан стало также радио. Чувашское радио ведет свои передачи с 1932 г. В 1968 г. была завершена полная радиофикация республики. Информаторы отмечают, что пожилые сельчанки появление радио восприняли скептически. Их пугали громкость, сам внешний вид и непонимание воспроизведения звука. В 1980-х гг. насчитывалось 350 тыс. радиоприемных точек. Чувашское радио 1960-1980-х гг. передавало свои программы 2,5 часа в сутки. Большая часть времени отводилась передачам на чувашском языке. Чувашское радио передавало новости, записи чувашской музыки, фольклора, литературных произведений. Особой популярностью пользовались радиозаписи театральных постановок. В 1980-х гг. радиоприемники в своем обиходе имели 78% сельских жителей, когда у горожан эти показатели составляли 74%, проигрывателями и магнитофонами располагали, соответственно, 24% сельчан и 50% горожан [5. С. 176].

Распространению произведений национальной и профессиональной музыки в разное время служили грампластинки, аудио- и видеокассеты, диски и различные электронные носители. Еще в 1980-х гг. у 40% сельских и 43% городских чувашей имелись в личном пользовании или в фонотеках своих семей грампластинки и магнитофонные записи чувашских народных и современных песен [5. С. 176].

Таким образом, радио и кино стали эффективным орудием идеологического воспитания сельских жителей, сыграли большую роль в решении проблемы культурной революции в стране. Институты радио и кино явились одними из самых мобильных социальных институтов культуры, которые не просто не потеряли свое значение в кризисные 90-е гг. ХХ в., но путем трансформации превратились в негосударственные (коммерческие) культурные институты.

Школы и институты культуры в жизни селян. Важнейшими социальными институтами культуры на селе с дореволюционного периода являются учреждения образования. Тогда система образовательных учреждений была подчинена церкви.

В советское время учреждения образования стали центральным звеном в государственной идеологической работе по формированию граждан - носителей идей коммунизма. Повсеместно в селах и деревнях строились и открывались новые школы. Сельская школа фактически была центром организации работы с детьми и их семьями. На их базе работали кружки, секции, клубы, филиалы профессиональных училищ и т.д.

В 1944/45 учебном году был осуществлен переход на обязательное обучение детей с 7-летнего возраста. Общеобразовательные школы пополнились квалифицированными кадрами педагогов. За годы советской власти на территории республики за счет всех источников финансирования, в том числе за

счет средств колхозов, построено общеобразовательных школ на 304,3 тыс. ученических мест. Из общего количества введенных ученических мест 70% (212,9 тыс. мест) сдано в эксплуатацию. В 1960-1980 гг. колхозы стали активно строить школы. В период с 1966 по 1970 г. (восьмая пятилетка) было сдано сельских школ на 4859 мест. Пик строительства пришелся на девятую пятилетку 1971-1975 гг., было сдано сельских на 8906 ученических мест [7].

Особое внимание уделялось строительству дошкольных детских учреждений. Так, если в 1960 г. в сельской местности республики функционировало 54 ДОУ, то в 1980 г. их стало 113 [7]. Государственными, кооперативными предприятиями и организациями республики в период на 1960-1980-е гг. введено в действие детских дошкольных учреждений на 77,2 тыс. мест [7].

Сельская школа выполняла следующие функции:

1) социально-экономическую. Школа проводила большую работу как по профессиональному, так и допрофессиональному становлению молодежи. Сегодня данная функция школы практически утеряна в связи с отсутствием запроса;

2) селообразующую и селосохраняющую. Сегодня данная функция школы постепенно теряется ввиду постоянно происходящих оптимизаций учреждений образования (закрытие малокомплектных школ). Именно с этим связаны регулярно возникающие протесты жителей как реакция на решения органов государственной власти;

3) культурного центра;

4) содействия социальной мобильности. Сегодня сельская молодежь не видит перспектив для развития на селе и уезжает в города. Школа данную функцию не исполняет;

5) структурирования социального времени. Сельская школа продолжает выполнять данную функцию, однако степень ее успешности зависит от удаленности школы от места жительства детей и эффективности организации данной работы в учреждении;

6) воспроизводства и развития сельского уклада жизни. На сегодняшний день школа на селе является (в большинстве случаев) единственным интеллектуально-культурным центром, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов.

В постсоветское время школа на себе испытывала несколько реформ и в итоге к настоящему времени ее социально-культурная роль значительно снизилась. Сегодня школа не дает качественного образования, необходимого для развития села, как было в советское время. Сельское общество и государство не ставят перед ней такие задачи. Как правило, подростки стараются получить на селе образование, которое позволит им поступить в престижные вузы в крупных мегаполисах. При этом все отчетливее проявляется противоречие между растущими требованиями к уровню подготовки выпускников и ограниченностью возможностей сельской школы. Наблюдается разрыв между потребностями семьи, молодежи и условиями работы школ, их результатами.

Исторически огромную роль в социально-культурном развитии села играют учреждения культуры. Известно, что в советское время сельские учреждения культуры позиционировались как центры культурно-просветительской и идеологической работы с взрослым населением. Фактически они являлись центрами информации, общения и различных социальных инициатив населения.

Развитие государственных культурно-просветительских учреждений и общественных организаций были определены КПСС в качестве приоритетных за-

дач работы с сельским населением. Чувашский исследователь Л.А. Иванов подробно описал роль и развитие сети культпросвет учреждений в чувашских селах: «В деле культурного преобразования деревни ответственная роль принадлежит культурно-просветительной работе. Культурно-просветительная работа в деревне осуществляется через широкую сеть культурно-просветительных учреждений - клубов, домов культуры, библиотек, читален, радио, кино, телевидение и печать. Поэтому КПСС считает необходимым равномерно размещать культурные учреждения по стране, с тем, чтобы содействовать поднятию уровня культуры деревни до культурного уровня города. Для этого в Чувашской АССР, как и в целом по стране, создана прочная материальная база. Самым распространенным типом учреждений культуры в сельской местности остаются клубы и дома культуры. Интенсивность развития клубной системы в советское время можно увидеть по следующим данным. В 1959 г. в Чувашии насчитывалось 822 клубных учреждения, из которых 760 обслуживали сельских жителей. К началу 1964 г. в республике было 885 учреждений клубного типа, из них 760 клубов, домов культуры и изб-читален в сельской местности» [4. С. 237].

Клубы на селе стали необходимой частью общественной жизни. Они выступали как важнейшие центры общения людей. На их базе развились досу-говые культурные формы: кружки художественной самодеятельности; ансамбли; хоры; театры; кино; выступления профессиональных музыкальных коллективов; различные формы просветительской и пропагандистской работы (лектории, диспуты, конференции и т.д.). Большинство сельских массовых мероприятий проходили в клубах. При многих клубах и домах культуры образовались правления, общественные советы из представителей сельской интеллигенции, советских, профсоюзных работников, представителей комсомольских организаций. С открытием сельских домов культуры молодежи запрещали собираться на традиционных посиделках Улах.

В 90-е гг. XX в. клубная система практически не финансировалась. Многие клубные учреждения были закрыты, здания были проданы. В настоящее время наличие, загруженность и эффективность работы клубных учреждений зависит от степени экономической состоятельности муниципалитетов. Важно отметить, что практически все клубные учреждения, существующие в селах Чувашской Республики, были построены в 60-е гг. XX в. Наиболее важной задачей, которую сегодня региональные и федеральные власти ставят перед собой - реконструкция действующих и строительство новых домов культуры на селе. В 1998 г. постановлением Коллегии Министерства культуры и по делам национальностей Чувашской Республики были утверждены Концепция и Программа развития клубно-досуговых учреждений. В соответствии с ними в Чувашии были разработаны и внедрены новые модели обеспечения куль-турно-досуговой сферы села. Эти структурные преобразования были направлены на модернизацию клубных учреждений, создание комплексных, многопрофильных культурных центров. В связи с чем были созданы новые типы массовых учреждений культуры: образовательно-культурные центры, клубы-библиотеки, клубы-музеи. Так, например, в Моргаушском районе было создано 4 культурно-образовательных центра, где под одной крышей были объ-еденены клуб, библиотека, школа. В Старо-Шемуршинский социально-культурный комплекс были включены школа, библиотека, медпункт. Всего на рубеже столетий в Чувашии действовало 46 многопрофильных, интегрированных учреждений культуры. В 2018 году построено 5 сельских домов культуры

в Аликовском, Батыревском, Ибресинском, Комсомольском и Янтиковском районах. Создание инновационных центров было направлено на обеспечение стратегии социального развития села. Развитие современной клубной системы идет в направлении оказания населению платных услуг по наиболее современным востребованным видам дополнительного образования.

Библиотека в условиях информатизации села. Важное место в системе культурных учреждений занимают библиотеки. В советское время их основной задачей были проведение работы по пропаганде чтения, повышению общеобразовательного, политического и научно-технического уровня селян. К примеру, в 1964 г. услугами всех библиотек (не считая детских) пользовались 318 242 читателей сел и деревень республики. Наибольшее число читателей падает на сельские библиотеки. Только сельскими библиотеками системы Министерства культуры республики в течение 1964 г. было выдано 3187,9 тыс. книг, что составляет по 4-5 книг на каждого сельского жителя [4. С. 244]. Все селения республики были охвачены обслуживанием библиотек. Во многих районах республики решалась партийная задача доведения книги до каждой семьи. Большим достижением являлось то, что в библиотеках республики рядом с книгами ведущих советских писателей стояли книги лучших чувашских писателей. Советская библиотека была государственным культурным институтом. Она устанавливала и поддерживала культурные нормы, оказывала серьезное влияние на духовную жизнь общества.

После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором была намечена программа широкого социального и культурно-бытового развития села, заметно усилилась роль колхозов и особенно совхозов в создании материально-технической базы для развития сельской культуры. За годы восьмой, девятой и десятой пятилеток в сельских населенных пунктах ЧАССР были построены новые здания культурного назначения, в которых размещались сельские библиотеки. Строительство шло с активным вложением материальных средств колхозов и совхозов, что привело к увеличению количества библиотек в сельской местности.

Факты свидетельствуют о стабильном росте количества сельских библиотек и книжного фонда в советский период. Однако общение с респондентами показывает слабую организацию библиотечного дела на селе [ПМА. Моргаушский район ЧР. д. Ойкассы]. Только небольшой процент сельчан являлись постоянными читателями библиотек.

Что же читали советские чуваши? Из материалов массового этнографического обследования, проведенного в 1981-1982 гг. научно-исследовательским институтом языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР совместно с Институтом этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, следует, что около половины сельских чувашей и 1/6 часть горожан читали преимущественно книги чувашских авторов: В. Ален-дея, А. Артемьева, А. Емельянова [5. С. 163]. Герои их произведений - простые сельские труженики. Названные писатели раскрывали проблемы чувашского села, описывали быт, трудности и радости сельских тружеников. Сельчан, особенно женщин, привлекали произведения, созданные в мелодраматическом ключе. Большой популярностью среди сельского чувашского читателя пользовались произведения исторического жанра. Особенно часто респонденты выделяли романы «Тенета» Ф. Уяра, «Жизнь прожить - не поле перейти» Н. Мраньки, «Дорога на Москву» М. Юхмы, «Герои без вести не про-

падают» Д. Кибека и др. Исторические произведения чувашских писателей отличались выраженным этническим колоритом, так как авторы широко привлекали этнографический материал.

Имеющиеся сельские библиотеки, как правило, не отвечали основным требованиям. Библиотеки в деревнях, отдаленных от районного центра, были размещены в неприспособленных помещениях, плохо оборудованы, зимой возникали сложности с отоплением. Интерьер, стендовое оформление тоже оставляло желать лучшего. Сельские библиотеки были укомплектованы малоквалифицированными кадрами, как правило не имевшими профильного образования.

С середины 1990-х гг. наблюдается сокращение количества сельских библиотек в связи с закрытием сельских домов культуры.

Современная библиотека сильно отличается от традиционной, сложившейся в советское время своими формами работы, перечнем оказываемых услуг, стремится соответствовать постоянно изменяющимся потребностям граждан. Она фактически изживает себя как учреждение, предоставляющее услуги по хранению и предоставлению книг для чтения. Наличие большого количества источников информации и возможностей для прочтения книг без посещения библиотек требует новых подходов в работе с населением. В постсоветское время в чувашских селах развилась сеть модельных библиотек, которые фактически стали центрами доступа в Интернет, получения правовой информации и иных консультаций. В последнее десятилетие определенные успехи были сделаны в сфере информатизации сельских библиотек. Все районные, в том числе и детские, сельские библиотеки обеспечены комплектами компьютерной техники, программным оборудованием и подключены к сети Интернет. Расширился спектр информационных услуг населению. При сельских районных библиотеках действуют информационные центры, оснащенные правовыми базами ФАПСИ, системами «Консультант Плюс», «Гарант».

Изменение облика современного читателя, наличие разных доступных источников информации требуют от сельской библиотеки адаптации к современным условиям. Сельская библиотека в целях привлечения читателя должна заботится о создании условий для наиболее полного удовлетворения его информационных потребностей. Если районные сельские библиотеки более или менее с этой задачей справляются, то в деревне это направление оставляет желать лучшего. Так, районными сельскими библиотеками совместно со специализированными организациями были реализованы проекты, направленные на информационную поддержку безработной молодежи, пропаганду здорового образа жизни, на информационное обеспечение образования осужденных, психологическую поддержку семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и др. При районных сельских библиотеках действуют кружки - клубы по интересам, нацеленные на аудиторию разных возрастов. Методическую поддержку работникам сельских библиотек оказывает издаваемый Чувашской национальной библиотекой альманах «Сельская библиотека». Он включает рекомендации, консультации, наиболее интересные сценарии для культурно-досуговой работы с потенциальной сельской читательской аудиторией. И снова жизнь требует от библиотек новых форм работы.

Культурно-просветительная работа на селе. В советское время в сельских населенных пунктах возникали новые культурные формы и учреждения. Открылись сельские картинные галереи. Так, в 1963 г. в с. Чурачики Цивильского района открылась картинная галерея колхоза «Броневик», в ко-

торую чувашские художники передали более 50 своих картин [4. С. 239]. К сожалению, к настоящему времени данная форма работы практически утеряна. Сохранились лишь частные картинные коллекции.

Большую культурно-просветительскую работу на селе ведут музеи. По данным Чувашстат в республике на 1960 г. действовало 2 музея, то к 2009 г. количество музеев увеличилось до 17. Увеличивалось количество посетителей. В настоящее время при большинстве музеев действуют клубы по интересам военно-патриотического, художественно-эстетического, краеведческого направлений.

В Чувашии ряд сельских музеев прошли реконструкцию. Например, в Марпосадском районе в с. Шоршелы построено новое современное здание Музея космонавтики. На смену традиционным краеведческим музеям приходят мемориальные комплексы, такие как Музей кораблестроителя А. Крылова в с. Порецкое, музей хлеба в с. Батырево, «Земля и люди» в с. Комсомольское и др. В настоящее время модернизация районных музеев связана с созданием музейных электронных коллекций, виртуальных выставок и размещением их в сети Интернет.

Отмечая позитивные изменения, необходимо отметить, что сельские музеи, как правило, не имеют оборудованных фондохранилищ, средств для обновления экспозиций.

Традицией стали организация концертов профессиональных коллективов на селе. В районных и сельских домах культуры, клубах и избах-читальнях в течение 1964 г. было дано 8975 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 1411,6 тыс. зрителей [4. С. 240]. В селах и деревнях Чувашии, как и на предприятиях и учреждениях республики, возникли слаженные художественные коллективы, зародились свои местные традиции в различных жанрах художественного мастерства, которое стало передаваться из поколения в поколение.

Одновременно с развитием различных форм и учреждений культуры перед работниками культурно-просветительных учреждений была поставлена важная задача - внедрить в быт селян новые гражданские советские обряды. По примеру городов Канаш, Мариинский Посад, Чебоксары и Цивильск новые гражданские обряды (торжественные регистрации брака, новорожденных, комсомольские свадьбы, проводы в Советскую Армию и др.) стали проводить с 1964 г. в селах и деревнях республики. Возникшие в 1953 г. взамен старинного национального праздника «Акатуй» праздники песни и труда стали проводиться в каждом районе.

Выводы. В настоящее время многие культурные институты перешли из государственного ведомства в сферу частного предпринимательства и общественных организаций. Так, сеть кинопроката в современной России освободилась от идеологической и финансовой опеки государства. Появились частные музеи, театральные антрепризы и пр. Однако на селе они не получили большого развития. В последние десятилетия в результате реформы органов местного самоуправления сложилась ситуация прямой зависимости учреждений культуры на селе от степени экономического развития муниципалитета. Являясь муниципальными учреждениями, учреждения культуры (дома культуры и библиотеки) находятся в прямой зависимости от объема доходной части муниципального бюджета.

Сегодня, как и в советское время, главными социальными институтами культуры на селе являются учреждения культуры (дома и дворцы культуры, библиотеки), общеобразовательные школы. Растет роль церкви, однако ее влияние распространяется больше всего на взрослое и пожилое население.

Миграция населения из села в город приводит к тому, что чувашское село, расположенное вдали от крупных городов, становится летним дачным населенным пунктом. Зимой в чувашских селах живут в основном пенсионеры и пожилые, а летом количество жителей возрастает в несколько раз. И в этой связи культурные формы жизни проявляют себя в основном в летнее время. При этом наиболее устойчивыми формами являются календарные церковные праздники и детские спортивные мероприятия.

Таким образом, исследование показывает, что с установлением советской власти на жизнь и культуру крестьян все сильнее начали влиять государственные культурные институты и общественные организации, реализующие политику КПСС. Их наибольшее влияние на село приходится на 60-70-е гг. XX в.

Перестроечный период характеризуется проникновением на село западных ценностей, ростом значения интересов человека и снижением социальной ответственности, контрольной роли сельской общины. С середины 1980-х гг. под влиянием экономических преобразований люди активно потребляют продукты западной культуры.

К концу 90-х гг. XX в. наблюдаем кризис культурных институтов как с точки зрения соответствия их требованиям общества, так и в части финансирования. Причем кризис стал характерен в первую очередь для таких традиционных институтов, как музеи, библиотеки, театры. Культурные институты в разные периоды развития села служили разным целям (приобщению к религии, идеологической работе с населением, восстановлению психики людей в послевоенные годы). С 1990-х гг. они оказались предоставлены сами себе.

С 2000-х гг. реализуется государственная политика материально-технического укрепления государственных институтов культуры и поддержки негосударственных организаций, развивающих культуру на селе. Вместе с тем государство предъявляет к учреждениям требования искать источники негосударственного финансирования за счет предложения населению современных качественных услуг.

Литература

1. Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине XX - начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской Республик): дис. ... д-ра ист. наук. Чебоксары, 2009. 484 с.

2. Деркач А.А., Сухов А.Н. Социальная психология [Электронный ресурс]. URL: http://yurpsy.com/ files/biblio/spsy/spsy.htm (дата обращения: 20.05.2019).

3. Зайцева Е.А. Традиции и обычаи, песня и система ценностей чувашей [Электронный ресурс]. URL: http://nazaccent.ru/content/21897-chuvashi-eda-i-obryady.html (дата обращения: 20.05.2019).

4. Иванов Л.И. Организация культурно-просветительной работы среди сельского населения Чувашии в 1959-1964 годах // Вопросы истории Чувашии: сб. ст. / НИИ при Совете Министров Чувашской АССР. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1965. С. 237-247.

5. Пименов В.В. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука,1988. 240 с.

6. Фролова А. С. Интеграция деятельности учреждений культуры села как фактор оптимизации досуга населения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 26 с.

7. Чувашия: 1920-2010: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2010. 198 с.

ЕГОРОВА ОКСАНА ВЕНИАМИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (еокз71@гатЫег.ги).

ДМИТРИЕВА ИНГА ВАЛЕРЬЕВНА - заведующая археолого-этнографическим музеем имени П.В. Денисова, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

O. EGOROVA, I. DMITRIEVA

TRANSFORMATION OF SOCIAL CULTURAL INSTITUTIONS IN RURAL AREAS FROM THE SOVIET PERIOD TO THE PRESENT

Key words: transformation, houses of culture, libraries, exhibitions, spiritual life, material and technical base, the Chuvash village.

The article examines transformation of social institutions in the Chuvash village from the Soviet period to the present. Attention is paid to the development of cultural institutions in a Chuvash village. The spread of such technical innovations as cinema and radio, development of cinematography, opening rural houses of culture, organization of exhibitions took an important place in the life of the villagers. Great educational work was performed by a rural library. It established and maintained cultural norms, had a great influence on the spiritual life of the society. A modern library differs from the Soviet one in its forms of work, the list of services rendered, it strives to meet constantly changing needs of rural residents. Since the late 90s of the 20th century a crisis of cultural institutions has been observed. Moreover, the crisis is characteristic primarily for such traditional institutions as museums, libraries, theaters, houses of culture. Since 2000s, the state policy of material and technical strengthening of state cultural institutions and supporting non-governmental organizations developing culture in rural areas has been implemented. At the same time, the state imposes on cultural institutions the requirements of additional search for sources of non-state financing by offering modern quality services to the population.

References

1. Danilov A.A. Danilov A.A. Stanovlenie i razvitie televideniya v regionakh Rossii vo vtoroi polovine XX- nachale XXI vv. (na materialakh Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi Respublik): dis.... d-ra ist. nauk. [Formation and development of television in the regions of Russia in the second half of XX early XXI centuries on the materials of the Mari, Mordovian and Chuvash Republics. Doct. Diss.]. Cheboksary, 2009, 484 p.

2. Derkach A.A., Sukhov A.N. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Available at: http://yurpsy.com/files/biblio/spsy/spsy.htm (data obrashcheniya (Accessed 20 May 2019).

3. Zaitseva E.A. Traditsii i obychai, pesnya i sistema tsennostei chuvashei [Traditions and customs, songs and values of the Chuvash people]. Available as: http://nazaccent.ru/content/21897-chuvashi-eda-i-obryady.html (Accessed 20 May 2019).

4. Ivanov L.I. Organizatsiya kul'turno-prosvetitel'noi raboty sredi sel'skogo naseleniya Chuvashii v 1959-1964 godakh [Organization of cultural and educational work among the rural population of the Chuvash Republic in the years 1959-1964]. Voprosy istorii Chuvashii sb. st. [History of Chuvash Republic: collection of articles]. Cheboksary, Chuvash Publ. House, 1965, pp. 237-247.

5. Pimenov V.V. Chuvashi sovremennye etnokul'turnye protsessy [Chuvash: modern ethno-cultural processes]. Moscow, Nauka Publ., 1988, 240 p.

6. Frolova A.S. Integratsiya deyatel'nosti uchrezhdenii kul'tury sela kak faktor optimizatsii dosuga naseleniya avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Integration of activities of cultural institutions of the village as a factor of optimization of leisure of the population. Abstract of PhD thesis]. Cheljabinsk, 2016, 26 p.

7. Chuvashiya 1920-2010: stat. sb. [Chuvashia 1920-2010: statistical compendium]. Cheboksary, Chuvashstat Publ., 2010, 198 p.

EGOROVA OKSANA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of Archaeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

DMITRIEVA INGA - Head of the Archaeological and Ethnographic Museum named after P.V. Denisov, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

Формат цитирования: Егорова О.В., Дмитриева И.В. Трансформация социальных институтов культуры на селе с советского периода до современности // Вестник Чувашского университета. - 2019. - № 4. - С. 73-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.