УДК 37.017.92:74/76.011.26 DOI 10.37972/chgpu.2020.107.2.024
С. Г. Соколова1,2
УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
2Чувашский государственный институт культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования, выявлены противоречия, обозначена проблема исследования. Дано определение понятий «художественное творчество» и «народное художественное творчество». Сделана попытка классифицировать и систематизировать формы и виды народного художественного творчества. Выявлены особенности художественного творчества чувашского народа, проявляющиеся в различных формах и жанрах народного творчества. Определена правовая основа регулирования художественного творчества населения. Обозначены критериальные признаки, определяющие его виды, а также проблемы, которые необходимо разрешить для организации художественного творчества сельского населения. Выявлены условия активизации художественного творчества в этнокультурном центре: строить работу на базе существующих нормативно-правовых документов; систематически изучать социокультурные проблемы, вопросы востребованности культурно-досуговых услуг населением, состояния деятельности этнокультурных центров по организации художественного творчества населения села, деревни. Описаны методы организации художественного творчества населения как условия его активизации.
Ключевые слова: условия активизации, художественное творчество, народное художественное творчество, этнокультурный центр.
S. G. Sokolova1,2
CONDITIONS FOR PROMOTION OF ARTISTIC CREATIVITY AT ETHNO-CULTURAL CENTER
'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia
Abstract. The article substantiates the relevance of the study, reveals the contradictions, identifies the research problem, gives the definition of the concepts of artistic creativity and folk art. It also makes an attempt classify and systematize the forms and types of folk art, reveals the features of artistic creativity of the Chuvash people which is manifested in various forms and genres of folk art. The paper identifies the legal basis for regulation of artistic creativity of the population and the criteria that determine the types of artistic creativity, as well as the problems that must be resolved to organize artistic creativity of rural population. The author identified the conditions for the promotion of artistic creativity at the ethno-cultural center. They are to work on the basis of existing regulatory documents, to systematically study socio-cultural issues, the demand for cultural and leisure services, the activity of ethno-cultural centers on the organization of artistic creativity of rural population. The author also determined the methods of organization of artistic creativity of rural population as the conditions for the promotion of artistic creativity.
Keywords: conditions for promotion, artistic creativity, folk art, ethno-cultural center.
Введение. Предметом наших изысканий стали условия активизации художественного творчества в этнокультурном центре. Цель исследования - выявить условия активизации художественного творчества в этнокультурном центре.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что этнокультурные центры призваны пропагандировать национальную культуру и искусство, содействовать активизации художественного творчества. Для достижения этих целей в условиях этнокультурного центра организаторам необходимо создавать соответствующие условия, знать формы, виды народного художественного творчества, их классификацию.
Материал и методы исследования. Были проведены обзор педагогической и культурологической литературы, анализ нормативно-правовой документации с позиций исследуемой проблемы, изучен и обобщен опыт работы сельских клубов, домов культуры и этнокультурных центров Чувашской Республики по созданию условий активизации художественного творчества в этнокультурном центре. Использованы социологические методы (анкетирование, беседы, наблюдение); наблюдение за деятельностью коллег и художественным творчеством участников художественной самодеятельности и их оценка; изучение творческих работ; качественно-количественный анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение. На сегодняшний день существует ряд концептуальных положений, обосновывающих и определяющих содержание и пути активизации художественного творчества населения. Например, М. А. Ариарский [1], [2], В. С. Воронов [6] и др. обосновали фольклор как народное творчество, активизирующее желание людей создавать нечто новое, собственное.
Теоретико-методологические вопросы организации досуга с целью организации народного творчества были рассмотрены В. В. Барановой [3], Л. В. Мардахаевым [15], В. М. Чижиковым [21], [22], Л. И. Шулуновой [23], [24] и др. Творчество не может само по себе возникнуть. Чтобы люди проявили себя в искусстве, они должны иметь свободное от работы время, определенный уровень знаний и умений. Отсюда возникает необходимость обучения людей, желающих заниматься творчеством.
Образовательной и педагогической стороне налаживания досуга с целью организации народного творчества были посвящены труды А. Ф. Воловика [5], Н. И. Дмитриевой [7]. Проблему традиционной народной культуры в современной социально-культурной деятельности и образовании исследовали Л. Ю. Аксакалова, Е. В. Алексеенко, X. С. Аха-лова [19]. Вопросы организации деятельности учреждений социально-культурной сферы в области организации культурно-досуговой деятельности, влияющие на развитие народного творчества, разработаны в трудах М. А. Ариарского [1], [2], Д. М. Бондаренко [4], А. Д. Жаркова [8], [9], [10], Л. С. Жарковой [11], В. В. Карлова [13] и др.
На наш взгляд, такой интерес к исследованию проблем развития художественного творчества объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, население начало более осознанно относиться к проведению своего досуга; во-вторых, неуклонно повышается интерес к народной культуре у большинства населения; в-третьих, деятельность этнокультурных центров все чаще демонстрирует высокий потенциал развития эстетической культуры и творческой мотивации населения.
Мы полагаем, что успешность деятельности этнокультурных центров в развитии художественного творчества невозможна без знания национальной психологии каждого народа. Например, в Чувашской Республике, согласно результатам последней переписи населения, проживают 67,7 % чувашей от общего количества населения; русских - 26, 9 %; татар -2,8 %; мордвы - 1,1 % и представителей других национальностей - 1,2 %. Понятно, что каждый народ имеет свою психологию, темперамент, характер, национальный дух и т. д.; без учета национальной психологии нет возможности успешного взаимодействия учре-
ждений социокультурной сферы с целью совершенствования межнациональных отношений и активизации художественного творчества. Следовательно, необходимо знание национальной психологии, которой посвящены исследования В. Г. Крысько [14], Э. X. Панеш [16], С. В. Рыжовой [17], А. Н. Татарко [18], С. Франклин [20] и др.
Отметим, что в изученной нами литературе уделено внимание исследованию феномена чувашской народной культуры как источника активизации творчества населения в области декоративно-прикладного искусства, фольклора, музыкального и песенного творчества. В исследованиях Ю. В. Викторова, А. Г. Григорьева, М. Г. Кондратьева, Л. В. Кузнецовой, Н. Б. Смирновой, С. Г. Соколовой, А. А. Трофимова представлен материал по развитию художественного творчества на базе существующих народных художественных традиций. Однако, несмотря на имеющиеся разработки в исследуемой нами области, в педагогической и культурологической литературе не уделяется достаточного внимания вопросам обоснования условий активизации художественного творчества населения.
В настоящее время в системе активизации художественного творчества населения определились достаточно ярко выраженные противоречия, разрешение которых приведет к активизации населения в творческом самовыражении через участие в деятельности этнокультурных центров: с одной стороны, намечается тяготение народных масс к эстетическим явлениям жизни, однако неразработанность эффективных условий развития художественного творчества в этнокультурных центрах не позволяет полностью использовать культурный и этнокультурный потенциал центров для развития художественного творчества. Во-вторых, наши исследования показали, что руководителям этнокультурных центров необходимо иметь методические рекомендации по созданию эффективных условий развития художественного творчества, между тем таковые отсутствуют. Таким образом, можно констатировать наличие противоречий в исследуемом вопросе.
На основании указанных противоречий нами сформулирована проблема исследования: необходимо выявить условия активизации художественного творчества в этнокультурном центре.
Понятие «художественное творчество» связано с созданием новых художественных произведений. Данное понятие характеризует как профессиональное творчество, так и непрофессиональное, любительское, народное. Последний вид творчества часто называют «художественной самодеятельностью». Согласно социальному статусу участников художественной самодеятельности, принято определять детскую, сельскую, студенческую, армейскую художественную самодеятельность, где все участники проявляют свой уровень художественного творчества.
Сущностью термина «народное художественное творчество» является содержательное обобщение уникального явления в художественном освоении действительности народными массами.
Народное художественное творчество проявляется в разных видах. Мы хотим подчеркнуть, что существует столько видов народного художественного творчества, сколько существует народов. Поэтому мы говорим, что это явление массовое и коллективное, включающее такие видовые проявления, как художественная самодеятельность, народное декоративно-прикладное искусство, фольклор, народные промыслы и т. д. Классифицировать и систематизировать формы и виды народного художественного творчества исчерпывающим образом достаточно сложно. Именно это объясняет различные подходы исследователей к классификации и систематизации форм и видов народного художественного творчества.
Например, М. С. Жиров [12] предлагает классификацию и систематизацию различных видов народного художественного творчества по следующим критериям: по направленности, по характеру освоения художественной культуры; по преобладающим функциям, по форме организации, по социальной структуре; по отношению к обряду и т. д.
Мы решили представить классификацию и систематизацию видов народного художественного творчества в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация и систематизация видов народного художественного творчества
по различным критериям
Критерии По виду творчества
По характеру освоения художественной культуры Утилитарное и эстетическое творчество. В своем коллективном творчестве народные мастера отразили свою трудовую деятельность, ремесло, бытовой уклад, идеалы и стремления, этические и эстетические переживания. Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы своей национальной культуры
По преобладающим функциям творчества Религиозно-мифологическое творчество - древнейший вид народного творчества, выраженный в фольклоре, декоративно-прикладном искусстве. Это творчество характеризуется тем, что оно развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное - нравственность и мировоззрение, мироощущение и миропонимание, этику, отображая новые социальные изменения в самом народе и исторические события. Обрядовое и ритуальное творчество - древнейший вид творчества, объединяющий в одно целое фольклор, религиозные воззрения, обряды, ритуалы, традиции. Это творчество связано с созданием зрелищно-театральных форм социально предсказуемого символичного поведения группы людей. Художественно-эстетическое творчество - процесс создания народными мастерами декоративно-прикладных изделий конкретных форм и видов, жанровых проявлений. Такое творчество характеризуется как акт художественной деятельности, в процессе которой создаются материализированные, эстетически значимые предметы. Коммуникативно-информационное творчество - процесс согласования личных и общественных интересов в рамках выработки программы творческой деятельности на продолжительный срок при распределении ролей и обязанностей самодеятельного коллектива, при анализе художественно-творческих возможностей коллектива и др. Педагогическое творчество - передача художественных традиций и видов творчества уникальными народными мастерами. Традиция - это культурное наследие, передающееся только в процессе обучения и воспитания молодого поколения старшим. Традиция - это многовековой опыт в области художественного творчества, который накопился в виде системы стереотипов и может реализоваться новыми поколениями в форме обычаев, обряда, ритуала, разных художественных техник
По направленности творчества Музыкальное творчество проявляется в процессе создания народной музыки. Представлено инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. В процессе музыкального творчества народные мастера создавали и создают песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и т. д. Хореографическое творчество - древнейший вид народного художественного творчества. Его основу составляют движения, как правило, соотнесенные с музыкой. Эти движения имеют образный смысл, служат проявлению внутреннего состояния и душевного мира человека. Театральное творчество бытовало и бытует в разных формах; оно органически связано с устным народным сочинительством. К такому творчеству принято относить балаганные представления, календарные и семейные обряды (святки, свадьба и др.). Характерной особенностью народного театрального творчества является импровизационность, условность костюмов. Народные актеры общались с публикой в рамках общих действий, в одном временном пространстве. Декоративно-прикладное творчество проявляется в материальном воплощении духовной культуры народа, которая синтетически отражена в декоре изделий и предметах быта, например, в посуде, мебели, домашней утвари, одежде
Продолжение таблицы 1
По времени формирования народного художественного творчества Раннефолыиюрные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позд-нетрадиционные народные художественные творчества демонстрируют жизненность народных художественных традиций, сложившихся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющихся в бесконечной множественности индивидуально-личностных качеств и вариантов творений. Архаические виды народного художественного творчества имеют древнее крестьянское происхождение, связанное с эпохой земледелия, земледельческими и календарными праздниками. Современные виды народного художественного творчества - яркий пример традиционности, опоры современных мастеров на художественную традицию как способ коллективного обобщения эстетического опыта предыдущих поколений мастеров. Проявляется во всех видах и формах: устном народном творчестве, народной музыке, народном театре, народном танце, народном декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах
По форме организации совместной деятельности Коллективное народное художественное творчество характеризуется массовостью этого явления. Многими исследователями признается, что народное художественное творчество - это массовое творчество: созданные народом произведения в большинстве случаев анонимные, то есть не имеют авторства, их автор - народ. Это искусство и мастерство представляет собой совокупность созданных и распространяемых в самом народе произведений искусства, а также способов их сохранения и трансляции [6]. Индивидуальное народное художественное творчество проявляется в ярко выраженных индивидуальностях, приметах национальной принадлежности художественных произведений и их авторов. Каждый народ может назвать своих мастеров и мастериц, которые прославили свой регион. Например, далеко за пределами Чувашии знают Е. И. Ефимову, Е. Н. Жачеву, Т. И. Петрову (вышивка), П. Я. Мазуркина (резьба по дереву); О. Дуняк (керамика) и др.
По социальной, возрастной структуре Народное творчество крестьян, рабочих, служащих, творчество детей, подростков и молодежи проявляется во всех видах и формах творчества, организованных на базе этнокультурных центров. Проявляется в ходе участия названных социальных групп в подготовке и проведении фестивальных и конкурсных мероприятий; в обсуждении репертуарных планов, планов творческой деятельности коллективов. Названные мероприятия имеют важное значение для развития народного художественного творчества. Они порождают потребность изучения и распространения традиций художественного творчества, позволяют сформировать творческое ядро в этнокультурном центре и развивать все формы народного художественного творчества
В таблице 1 мы привели основные группы видов народного художественного творчества. Названные виды народного художественного творчества позволяют определить видовую классификацию творческих коллективов для их формирования в условиях этнокультурного центра. Такой подход к определению видовых классификаций творческих коллективов, на наш взгляд, поможет активизировать народное художественное творчество, поскольку дает возможность учесть мотивы и потребности населения в художественном творчестве.
К классификации форм проявления художественного творчества нет единого подхода, потому что форм и видов художественного творчества множество. Мы определили, что когда говорим о формах проявления чего-либо, то имеем в виду видимый призрак явления или предмета. Мы использовали следующие критерии классификации форм художественного творчества: по субъекту творчества (массовое, групповое, индивидуальное); по месту проявления художественного творчества (семья, образовательные организации, клубы, этнокультурные центры); по характеру организации народного художественного творчества (институциональные или неорганизованные формы); по широте участия в культурно-досуговой деятельности и т. д.
В процессе изучения научных трудов В. П. Аникина, П. Г. Богатырева, Т. С. Бурдыко, М. С. Жирова, А. С. Каргина, И. Н. Карачарова, К. В. Критки, Б. Н. Путилова, А. В. Рудневой, В. М. Щуровой и др. мы обнаружили утверждение о том, что изучение народной художественной культуры в региональном аспекте приобретает особое значение, так как в знании региональных особенностей народного художественного творчества заключены непреходящие ценности во всех областях ее проявления.
Мы исследовали особенности народного художественного творчества чувашского народа, проявляющиеся в различных формах их реализации и жанрах народного творчества. Например, чувашское устное народное творчество представлено такими жанрами, как сказки, предания, сказания, пословицы и поговорки, загадки.
Чувашская народная музыка создавалась не только в качестве ритмического сопровождения крестьянского труда, но и для праздников и отдыха. В историческом плане она представлена инструментальным и вокально-хоровым творчеством народа.
Следующая форма художественного творчества чувашского этноса - это чувашский народный танец, один из древнейших видов коллективного творчества чувашского народа. Характеризуется специфическими особенностями хореографического языка и пластической выразительностью. Эта особенность ярко представлена на картинах чувашского художника А. Митова «Вайа», «Асла вайа» и мн. др.
Региональные особенности народного художественного творчества чувашского народа более всего представлены в декоративно-прикладном искусстве, особенно в домашней утвари, одежде, вышивке.
Региональные особенности художественного творчества чувашей проявляются также в процессе проведения календарных и ритуальных праздников. Праздник - одно из центральных понятий народной культуры, как традиционной, так и современной. Праздники отражают не только результаты сложных процессов творчества, но и взаимодействие населения с региональными географическими условиями, передавая при этом воззрения, верования и традиции народной культуры.
Знание региональных особенностей народного художественного творчества поможет руководителю этнокультурного центра быть компетентным, правильно сочетать общественные и личные устремления в творческом самовыражении населения.
Изучение опыта работы культурно-досуговой деятельности учреждений культуры Чувашской Республики позволило определить правовую основу регулирования художественного творчества населения:
- Конституция Российской Федерации (статья 44);
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;
- Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 609 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 № 919));
- федеральная целевая программа «Культура России»;
- федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»;
- Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 мая 2006 г. № 229 «Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества»;
- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2020 г».
Названная выше нормативно-правовая документация требует создавать для организации художественного творчества населения в культурно-досуговых учреждениях общественный орган руководства - художественный совет этнокультурного центра. Основная его функция, как мы выявили в ходе проведения эксперимента, - оказание методической помощи в развитии творческих коллективов, участвующих в деятельности центров.
В рамках проведения констатирующего эксперимента мы опросили более 10 сельских домов культуры (болыпесундырский, васькинский, тренькинский, кадикасинский, ка-лайкасинский, москакасинсий, тораевский, тойгильдинский, юнгинсий, ярославский и др.) и более 25 сельских клубов и этнокультурных центров Чувашской Республики с целью выявления наличия в них художественных советов. Оказалось, что во всех культурно-досуговых центрах созданы художественные советы. В том числе и в нашем центре -учреждении культуры на территории Юськасинской сельской администрации (д. Вурман-касы). Здесь функционирует этнокультурный центр, где организована работа клубных формирований художественной направленности; фольклорная группа «Сурам» систематически выступает с концертной программой на фестивалях и конкурсах, а также в других регионах и районах, например, г. Козьмодемьянске (республика Марий Эл), Цильнинском районе Ульяновской области, Шемуршинском районе Чувашской Республики и т. д.
На основании изученных нами документов и теории культурно-досуговой деятельности руководством работы художественного совета должен заниматься художественный руководитель. Но наши исследования показали, что в нашем случае роль художественного руководителя художественного совета выполняют директора или заведующие клубами, этнокультурными центрами.
В процессе осуществления констатирующего эксперимента выявили критериальные признаки, определяющие виды художественного творчества, а также проблемы, которые необходимо разрешить. Результаты получены нами в процессе интервьюирования коллег (см. таблицы 2 и 3).
Анализ информации, представленной в таблице 2, позволяет определить приоритетные направления по активизации художественного творчества населения Чувашской Республики, в том числе и в нашем этнокультурном центре. Сегодня этнокультурный центр остается массовым и доступным фактором приобщения разных категорий населения к народной культуре, к творческому самовыражению.
Таблица 2
Критериальные признаки, определяющие виды художественного творчества
Критериальные признаки
По месту проведения По территориальному охвату По возрастному признаку По национальному признаку По отраслевому признаку
Клубное Локальное (село, деревня, микрорайон) Детское Национальное Художественно-творческое
Уличное Муниципальное Подростково-юношеское Межнациональное Библиотечное
Парковое Городское Молодежное Этнографическое Воспитательное
В учебных заведениях Национальное Семейное Межконфессиональное Организаторское
Семейное Межнациональное Национальное - Управленческое
В таблице 3 мы продемонстрировали результаты наших исследований по выявлению существующих в современных реалиях проблем организации художественного творчества сельского населения. Причин, создавших эти проблемы, несколько. Во-первых, в настоящее время в силу общественно-политических причин взрослое население района вынуждено выезжать за пределы культурно-территориальной общности на заработки, поэтому не может участвовать в объявленных мероприятиях системно и постоянно. Во-вторых, заметно ускорились темпы социально-культурной интеграции народов нашей страны и ближайшего зарубежья. Это влияет на соотношение традиционных и новых видов творчества в культурно-территориальной общности населения района. В-третьих, сложившиеся традиционные формы и виды художественного творчества населения требуют постоянного совершенствования, внесения новых идей и направлений, чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности творческого самовыражения населения.
Таблица 3
Проблемы в организации художественного творчества сельского населения
Проблемы в организации художественного творчества сельского населения
Коммуникационные проблемы Низкий интерес сельских жителей к творческому самовыражению Проблемы обеспечения специалистами для организации кулыурно-досуговой, творческой деятельности населения
• 37 % сельского населения не имеет представления о возможностях творческого самовыражения в культурно-досуговых учреждениях. • Сельское население не имеет возможности ведения интерактивного диалога с этнокультурными центрами • 63 % опрошенных жителей села не посещают мероприятия творческой направленности, проводимые в центрах. • 37 % опрошенной молодежи считают мероприятия художественно-эстетической направленности неинтересными • Снижение числа культурно-досуговых мероприятий творческой направленности на 3,4 %. • Снижение числа участников культурно-досуговых мероприятий на 4,3 %. • Снижение числа специалистов (оптимизация) в клубах и центрах
В процессе проведения констатирующего эксперимента мы установили, что сегодня запросы и интересы, мотивация населения непрерывно меняются и растут, а потому усложняются виды и формы проявления творчества сельского населения. На это влияют средства массовой информации, интернет. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации творчества различных групп населения. Эта организация должна включать в себя разнообразные виды деятельности. Категории людей отличаются друг от друга мотивами, потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе этнокультурного центра. Если мы хотим активизировать художественное творчество населения, то должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае возможности заняться его инновационными формами и видами, предоставить свободу выбора и возможность смены видов творческой деятельности.
В такой ситуации одним из важнейших условий выступает проведение регулярных социологических исследований (опросы, беседы, интервьюирование, анкетирование) по выявлению предпочтений участия населения в разных видах художественного творчества. Такой подход к организации и активизации художественного творчества населения дает возможность правильно планировать и осуществлять административно-организационную деятельность этнокультурного центра, стратегическое и тактическое управление занятиями.
В организации участия населения в мероприятиях и творческого самовыражения мы учитываем тот факт, что достичь абсолютного совпадения личных и общественных интересов в проводимых нами мероприятиях невозможно, но их можно согласовывать. Это осуществимо при создании следующих условий:
- учитывать мотивы и желания населения в художественном творчестве при разработке программы деятельности этнокультурного центра на длительный срок;
- проводить маркетинговые исследования для составления прогноза эффективности деятельности этнокультурного центра по организации форм и видов художественного творчества населения с учетом имеющихся для их реализации ресурсов;
- на основе научного подхода определять возможности художественного творчества каждого участника (проинформировать их о возможностях) и учитывать полученные данные при распределении обязанностей и ролей, чтобы не возникали неоправданные конфликты;
- содействовать повышению уровня компетентности кадрового коллектива;
- проводить с участниками творческих групп информационно-консультативные мероприятия, посвященные народному художественному творчеству и процессам его сохранения и приумножения;
- содействовать формированию системы образовательного и культурно-информационного пространства для трансляции творческих достижений населения и сохранению в нем видов и форм художественного творчества населения.
Из сказанного выше следует, что следующим условием активизации художественного творчества населения в этнокультурном центре выступает метод коллективных действий. Данный метод стимулирует образование стойкой микроструктуры творческих групп, ускоряет их формирование, помогает определить основную цель работы этнокультурного центра и групповую систему ценностей, зафиксировать их в форме оптимальных норм коллективного взаимодействия.
Следует сказать и о других методах организации художественного творчества населения как об условиях его активизации. Это методы образования, социализации, организации художественно-творческой деятельности.
Мы в своей работе применяем методы образования для повышения уровней компетенции руководителей творческих групп, а также в умении пропагандировать национальную художественную культуру и искусство; для участников творческих групп - с целью сообщения знаний о технологиях народного художественного творчества, о песенном, фольклорном, декоративно-прикладном творчестве и т. д.
Метод социализации необходим в нашей деятельности, чтобы превратить группы по интересам в коллективы. Мы считаем, что одним из условий активизации художественного творчества населения является создание системы коллективов и коллективных действий. Ведь для развития художественного творчества большое значение имеет общая цель, которая объединяет устремления, интересы.
Следующий метод как условие активизации художественного творчества населения -метод организации художественно-творческой деятельности, формирующийся из наследования, «заражения» и идентификации.
Названные методы мы реализуем в процессе решения творческих заданий, выполнения упражнений, которые способствуют выработке и закреплению компетенций участников творческих групп, выполнению творческих обязанностей.
Выводы. В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что с целью создания условий для активизации художественного творчества населения в этнокультурном центре необходимо следующее: строить работу на базе существующих нормативно-правовых до-
кументов; систематически изучать социокультурные проблемы, вопросы востребованности культурно-досуговых услуг населением, состояние деятельности этнокультурных центров по организации художественного творчества населения села, деревни.
Итак, этнокультурный центр на сегодняшний день является центром организации художественного творчества населения. Проведенная опытно-экспериментальная работа по изучению практических и теоретических аспектов организации художественного творчества сельского населения позволяет нам сделать вывод: в настоящий момент этнокультурный центр вполне может справиться с созданием условий по активизации художественного творчества населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб. : Арт-студия «Концерт», 2008. - 792 с.
2. Ариарский М А. Теория социально-культурной деятельности // Вестник СПб ГУКИ. - 2013. - № 2. -С. 38^3.
3. Баранова В. В. Язык и этническая идентичность. - М. : Высшая школа экономики, 2010. - 288 с.
4. Бондаренко Д. М. Этнические культуры, национальные культуры и транснациональная культура в эпоху интенсивной глобализации // Вестник антропологии. - 2014. - № 2. - С. 15-20.
5. Воловик А. Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга. - М. : Флинта, 1998. - 240 с.
6. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. -М. : Советский художник, 1972. -250 с.
7. Димитриева Н. И. Народная культура и патриотическое воспитание детей и молодежи. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2008. - 176 с.
8. Жарков А. Д. Клуб в дни всенародных праздников. - М. : Профиздат, 1983. - 80 с.
9. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М. : Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
10. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебно-методическое пособие. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : МГУКИ, 2002. - 288 с.
11. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М. : Изд. дом МГУКИ, 2010. - 144 с.
12. Жиров М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: дис. ... д-рапед. наук : 13.00.05.-М.,2001.-486 с.
13. Карлов В. В. Этносы и этнокультурные процессы в эпоху глобализации // Вестник антропологии. -2014.-№2.-С. 6-15.
14. Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М. : Экзамен, 2012. - 448 с.
15. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. - М. : Юрайт, 2011. - 797 с.
16. Панеш Э. X. Этническая психология и межнациональные отношения. - М. : Европейский дом, 1996.-304 с.
17. Рыжова С. В. Этническая идентичность в контексте толерантности. - М. : Альфа-М, 2011. - 280 с.
18. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии. - М. : Высшая школа экономики, 2011. - 240 с.
19. Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании : коллективная монография / JI. Ю. Аксакалова, Е. В. Алексеенко, X. С. Ахалова [и др.]. - Саратов : Вузовское образование, 2016. - 143 с.
20. Франклин С., Уиддис Э. Национальная идентичность в русской культуре. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2014. - 256 с.
21. Чижиков В. М Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М. : МГИК, 1991. -
142 с.
22. Чижиков В. М, Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность. - М. : МГУК, 1998. - 301 с.
23. Шулунова Л. И., Ажимбекова Г. Л. Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе // Молодой ученый. - 2018. - № 20. - С. 47-51.
24. Шулунова Л. И., Ажимбекова Г. Л. Некоторые особенности освоения народных традиций и фольклора в культурно-досуговой работе // Молодой ученый. - 2018. - № 20. - С. 431^35.
Статья поступила в редакцию 20.01.2020
REFERENCES
1. Ariarskij M. A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' как predmet nauchnogo osmysleniya. - SPb. : Art-studiya «Koncert», 2008. - 792 s.
2. AriarskijM. A. Teoriya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti // Vestnik SPb GUKI. - 2013. - № 2. - S. 38^3.
3. Baranova V. V. Yazyk i etnicheskaya identichnost'. - M. : Vysshaya shkola ekonomiki, 2010. - 288 s.
4. Bondarenko D. M. Etnicheskie kul'tury, nacional'nye kul'tury i transnacional'naya kul'tura v epohu inten-sivnoj globalizacii// Vestnikantropologii. -2014.-№2.-S. 15-20.
5. VolovikA. F., Volovik V. A. Pedagogika dosuga. - M. : Flinta, 1998. - 240 s.
6. Voronov V. S. О krest'yanskom iskusstve. - M. : Sovetskij hudozhnik, 1972. - 250 s.
7. Dimitrieva N. I. Narodnaya kul'tura i patrioticheskoe vospitanie detej i molodezhi. - Cheboksary : Chu-vashskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2008. - 176 s.
8. Zharkov A. D. Klub v dni vsenarodnyh prazdnikov. - M. : Profizdat, 1983. - 80 s.
9. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti : uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. - M. : Izd. dom MGUKI, 2007. - 480 s.
10. Zharkov A. D. Tekhnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti : uchebno-metodicheskoe posobie. - 2-е izd., pererab. i dop. - M. : MGUKI, 2002. - 288 s.
11. Zharkova L. S. Organizaciya deyatel'nosti uchrezhdenij kul'tury : uchebnik dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv. - M. : Izd. dom MGUKI, 2010. - 144 s.
12. Zhirov M. S. Regional'naya sistema sohraneniya i razvitiya tradicij narodnoj hudozhestvennoj kul'tury : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.05.-M., 2001.-486 s.
13. Karlov V. V Etnosy i etnokul'turnye processy v epohu globalizacii // Vestnik antropologii. - 2014. - № 2. -
S. 6-15.
14. Krys'ko V G. Etnopsihologiya i mezhnacional'nye otnosheniya. - M. : Ekzamen, 2012. - 448 s.
15.MardahaevL. V. Social'nayapedagogika. -M. : YUrajt, 2011. -797 s.
16. Panesh E. H. Etnicheskaya psihologiya i mezhnacional'nye otnosheniya. - M. : Evropejskij dom, 1996. -
304 s.
17. Ryzhova S. V. Etnicheskaya identichnost' v kontekste tolerantnosti. - M. : Al'fa-M, 2011. - 280 s.
18. Tatarko A. N, Lebedeva N. M. Metody etnicheskoj i krosskul'turnoj psihologii. - M. : Vysshaya shkola ekonomiki, 2011. - 240 s.
19. Tradicionnaya narodnaya kul'tura v sovremennoj social'no-kul'turnoj deyatel'nosti i obrazovanii : kollek-tivnaya monografiya / L. YU. Aksakalova, E. V. Alekseenko, H. S. Ahalova [i dr.], - Saratov : Vuzovskoe obra-zovanie, 2016. - 143 s.
20. Franklin S., Uiddis E. Nacional'naya identichnost' v russkoj kul'ture. - M. : Rossijskaya politicheskaya enciklopediya, 2014. - 256 s.
21. Chizhikov VM Metodicheskoeobespecheniekul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. -M.: MGIK, 1991. - 142 s.
22. Chizhikov V. M, Zharkov A. D. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost'. - M. : MGUK, 1998. - 301 s.
23. Shulunova L. I., Azhimbekova G. L. Vospitatel'naya effektivnost' osvoeniya narodnyh tradicij i fol'klora vhudozhestvenno-massovoj rabote//Molodoj uchenyj.-2018.-№20.-S. 47-51.
24. Shulunova L. I., Azhimbekova G. L. Nekotorye osobennosti osvoeniya narodnyh tradicij i fol'klora vkul'turno-dosugovoj rabote//Molodoj uchenyj. -2018. -№20. - S. 431^35.
The article was contributed on January 20, 2020 Сведения об авторе
Соколова Светлана Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева; доцент кафедры народного художественного творчества Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Sokolova, Svetlana Georgievna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University; Associate Professor at the Department of Folk Art, Chuvash State Institute of Culture and Arts, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]