Краткие названия элементов технологии:
1. Создание принципов кадровой работы
2. Создание внутренней локальной нормативной базы и необходимых регламентов согласно ТК РФ
3. Анализ внутренних потребностей (Аттестация рабочих мест, расчёт требуемой интенсивности и напряженности труда, расчет трудозатрат)
4. Анализ рынка труда (Маркетинговый анализ контрагентов)
5. Планирование качественного состава персонала и его количества с учетом колебаний потребности
6. Технологии управления численностью персонала (Создание и поддержание необходимого уровня текучести)
7. Привлечение персонала (Хедхантинг, маркетинговые технологии захвата целевой аудитории, «Продажа» компании как бренда)
8. Первичная оценка и отбор при найме (Рекрутинг)
9. Адаптация (Виды адаптации в том числе и Тимбил-динг)
10. Первичное профессиональное обучение
11. Организация работ
12. Построение системы оперативного контроля
13. Создание комфортных условий труда (Эргономика)
14. Мотивация
15. Оценка деловых качеств и результатов труда работника за первый аттестационный период (Ас-сессмент)
16. Создание кадрового резерва (Фриланс, Executivesearch, Коворкинг)
17. Построение карьерных траекторий (Дауншифтинг, Переводы,)
18. Вторичное профессиональное обучение (Коучинг)
19. Вторичная адаптация
20. Система периодических аттестаций
21. Высвобождение персонала (Аутстаффинг, Аут-плейсмент, Аутсорсинг, Дьюдилидженс увольнение, Трансфер персонала)
Каждая из составляющих общей технологии управления (Рис 1.) может быть представлена в виде отдельного алгоритма и закреплена в нормативных документах организации, что в дальнейшем позволит обеспечить не только воспроизводимость регламентированного процесса, но и минимизацию влияния субъективных факторов, зависящих от поведения персонала, а также минимизацию отклонений (смещений), зависящих от влияния внешней среды.
Заключение. Подводя итоги и описывая технологии кадрового социального управления на предприятии
можно выделить их следующие сущностные характеристики:
Во-первых: социальная технология это пооперационная модель социального управления, осуществляемая с помощью специфических социальных мер воздействия.
Во-вторых: операции социальных технологий предварительно моделируются на основе научных знаний о законах развития социальных систем и социальных процессов и требуют не только научного обоснования, но и апробации с помощью социального эксперимента.
В-третьих: к социальным технологиям практикой управления предъявляются требования не только универсальности применения для решения аналогичных управленческих задач, но и вариативности при учете специфики производственных социальных и иных условий, в которых конкретная технология осуществляется.
Список литературы
1. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция.2-е расширенное изд. — М.: ЦСПиМ, 2013. — 376 с.
2. Никредин Г. Д. Разработка и внедрение социальных технологий в производственном коллективе.: Авто-реф. дисс. канд-та социол. Наук. Москва. 1990 -14 с.
3. Барнард Ч. «Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации» перевод В.В. Кошкин Изд-во Социум 2012 г. 440 с.
4. Barnard C. The Functions of the Executive. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1938.
5. Таратута В. П., Шорохов И. М. Проблема методологии критики «общей теории систем» Л. Берта-ланфи // Системные исследования в современной науке. Новосибирск, 1982.
6. Франчук В. И. Основы общей теории социального управления. / Институт организационных систем.— М.,2000. — 180 с.
7. Черных А.Б. Якобсон А.Я. Менеджмент и маркетинг на рынке труда: модели и методы// Современные технологии. Системный анализ. Моделирование №1 (33) 2012 стр.: 243-252.
8. Тощенко, Ж. Т. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 487 с., 2009
9. Уткин Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. - М.: Московский рабочий, 1986. С.4.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Евдокимова Надежда Вениаминовна
к.п.н., доцент, РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону Беспалова Олеся Евгеньевна
Студент, РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону
АННОТАЦИЯ
Статьяпосвящена исследованию изменения фактического положения женщин Южной Кореи во второй половине ХХв. - начале XXI в. Произведены систематизация и анализ статистических данных с южнокорейских сайтов в демографической, социальной и политической сферах для выявления изменения уровня гендерного неравенства в Южной Корее с 1970-ых годов по настоящее время. Результатом стало выявление положительных тенденций и
неразрешенных проблем в вопросе гендерного неравенства. Сделан вывод, что благодаря глобализации и модернизации, положение женщин в Южной Корее существенно улучшилось. ABSTRACT
The article investigates the changes in the actual situation of women in South Korea in the second half of the XX century - the beginning of the XXI century.Systematization and analysis of statistical data from South Korean websites in the demographic, social and political spheres to identify changes in the level of gender inequality in South Korea from the 1970s till the present day was produced.It resulted in the identification ofpositive trends and unresolved problems in the issue of gender inequality. It was concluded that due to globalization and modernization, the situation of women in South Korea has improved considerably.
Ключевые слова: Южная Корея, гендерное неравенство, положение женщин
Key words: South Korea, gender inequality,women status
Отношение к женщинам в странах Восточной Азии на протяжении тысячелетий определялось основными положениями и принципами конфуцианского учения. Важнейшими и лучшими качествами женщин считались робость, сдержанность, умение приспосабливаться к характеру мужа. Мир женщины был ограничен домом и семьей[1, с. 115].Женщины в подавляющем большинстве не работали вне дома, однако они имели возможность приносить небольшой доход в семейный бюджет посредством прядения, шелководства, выращивания домашних животных, огородничества[2, с. 173].Подобный порядок сохранялся на протяжении многих веков, и только в колониальный период положение женщин постепенно стало меняться. Однако изменения затронули далеко не все аспекты семейной и общественной жизни. Большинство исследователей считают, что коренные изменения в корейском обществе относятся к более позднему периоду -второй половине XX.
В современном обществе, характеризующимся активным вовлечением в экономическую жизнь государства широких слоев населения, все большую значимость приобретает проблема гендерного неравенства. В европейских странах социально-экономическое положение женщин не многим отличается от положения мужчин. Однако во многих азиатских странах дифференциация по половому признаку до последнего момента играла заметную роль в жизни общества. Одним из первых азиатских государств, всерьез озаботившихся решением проблемы гендерного неравенства, стала Республика Корея. Стремительное экономическое развитие Южной Кореи в последние годы привело к кардинальным изменениям в
традиционной структуре общества с последующей трансформацией статуса и положения женщины.
В основу статьи легли систематизация и анализ демографических данных по Южной Корее за период с 1970-ых по настоящее время, взятых с официального корейского статистического сайта Statistics Korea. Также был произведен сбор данных об уровне среднего и высшего образования среди представителей обоих полов, уровни экономической активности женского населения и доли представительства женщин в парламенте.
Численность мужчин и женщин на планете примерно одинаковая (50,1% против 49,9%). В развитых странах мира в основном преобладает женское население, а в развивающихся странах — мужское, что связано с положением женщин в обществе, историческими и другими причинами [3].
С 1970-ых по 2000-ые годы население Республики Корея выросло практически на две трети, при этом наблюдался рост доли женского населения в общей популяции, что в совокупности с ростом средней продолжительности жизни говорит о повышении уровня жизни населения. В 2013 году численность мужского и женского населения примерно совпадала, при этом в последние десять лет отмечалась тенденция к увеличению численности женского населения, что косвенно свидетельствует о повышении статуса женщины. Средняя продолжительность жизни за период с 2002 по 2013 год постепенно увеличивалась. На протяжении всего времени продолжительность жизни среди женщин была выше в среднем на 6-7 лет, что соответствует естественной разнице, обусловленной биологическими особенностями[4] (См. Таблицу 1.)
Таблица 1
Основные демографические данные
Год Общее Женское Женское Средняя продолжи- Средняя продолжи-
население население население (%) тельность жизни тельность жизни среди
(тыс. человек) (тыс. человек) среди женщин (годы) мужчин (годы)
1970 32,241 15,932 49,42 - -
2002 47,460 23,656 49,84 79,20 71,70
2006 48,294 24,062 49,82
2008 48,607 24,191 49,77 83,29 76,54
2010 47,991 24,150 50,32 83,80 77,00
2013 48,408 24,204 50,00 84,60
Следующими показателями, рассматриваемыми в данной статье, стали средний возраст вступления в брак и коэффициент фертильности.
Коэффициент фертильности характеризует среднее количество потенциальных рождений у каждой женщины в репродуктивном возрасте независимо от внешних факторов. Коэффициент фертильности отражает потенциальные изменения в структуре населения страны. При относительно низкой смертности для замещения поколений коэффициент суммарной рождаемости должен находиться на уровне 2,33. Если коэффициент рождаемости
более 2,4 - это высокая фертильность, менее 2,15 - низ-кая.[5, с.200].
До начала модернизации в 1970-е годы Южная Корея относилась к странам с высоким коэффициентом фер-тильности. В 1960 году данный показатель находился на уровне 6,10 %о. Причиной таких высоких показателей являлся низкий уровень жизни и урбанизации и невысокий статус женщины. Но с начала 70 -ых годов ситуация стала меняться. Коэффициент фертильности чуть более чем за 20 лет уменьшился в трое. В 1992 году общий коэффициент фертильности оказался ниже оптимального уровня
воспроизводства населения. С 2010 года Корея оказалась в числе стран с наименьшим уровнем рождаемости. Последние данные показывают, что коэффициент фертиль-ности в Южной Корее достиг отметки в 1,19%о[4] (см. Таблицу 2).
Одним из признаков общества с высокой степенью гендерного неравенства является ранний возраст вступления в брак. На начальному этапе модернизации корейского общества средний возраст вступления в брак составлял 22,6 лет. В 1992 году данный показатель достиг уровня
в 25,1. С этого момента начинается стремительное повышение среднего возраста вступления в брак. В 2000 году он составляет 26,5 лет, а в 2010 достигает 28,9 лет. Повышение среднего возраста вступления в брак продолжается. На 2013 год он составил 29,6 лет, что ненамного ниже, чем показатель развитых европейских стран. [6]. Похожие тенденции наблюдаются и среди мужского населения. Средний возраст вступления в брак постепенно увеличивается и выше аналогичного показателя у женщин на 3 года[4](см.Таблицу2).
Таблица 2
Средний возраст вступления в брак и коэффициент фертильности.
Год Средний возраст вступления в брак (лет) Коэффициент фертильности (%о)
1960 - 6,10
1970 22,6 4,2
1980 - 2,8
1992 25,1 1,78
2000 26,5 1,46
2010 28,90 1,23
2012 29,40 1,20
2013 29,60 1,19
Увеличение среднего возраста вступления в брак свидетельствует о том, что молодые кореянки стремятся сначала получить образование и самореализоваться в профессиональном плане, и только затем создавать семью. Таким образом, можно сделать вывод, что в современном корейском обществе женщина имеет больше возможностей для самостоятельного развития и во многом утрачивает закрепившийся за ней статус «домашнего человека».
Следующим фактором, характеризующим степень гендерного неравенства, является уровень среднего и высшего образования среди женского населения. На протяжении последних лет Южная Корея входит в число стран с
наивысшем уровнем образования в мире. В 2012 году 71,3% населения страны имели среднее или высшее образование, при этом доля женщин, закончивших колледж или университет, была на почти 6% выше, чем доля муж-чин[4]. Данные показатели соответствуют общемировой тенденции, согласно которой в настоящее время в развитых странах женщины нацелены на получение высшего образование больше чем мужчины (см. ТаблицуЗ). По критерию образованности Южная Корея не уступает западным странам с точки зрения гендерного неравенства
[7].
Уровень образованности
Таблица 3
Год Доля населения со средним и высшем образованием (%) Доля мужского населения со средним и высшим образованием (%) Доля женского населения со средним и высшем образованием (%)
2000 68,0 68,3 67,6
2005 82,1 83,3 80,8
2010 79,0 77,6 80,5
2011 72,5 70,2 75,0
2012 71,3 68,6 74,3
Помимо демографических показателей нами были рассмотрены данные, касающиеся степени экономической активности мужского и женского населения в период с 1990 по 2013 год. По результатам проведенного анализа была выявлена тенденция к постепенному росту экономически активного женского населения. Небольшое уменьшение количества женщин, занятых в экономической деятельности, было отмечено после 2008 года. В 2013 году доля экономически активного населения мужского пола составила 73,5% от общего количества мужчин в возрасте от 15 лет. Среди женского населения старше 15 лет данный показатель составил 50,6%, что на3,6% больше, чем в 1990 году. В целом женщины составляют чуть больше 40 % от всего экономически активного населения (см. Таблицу 4)
Несмотря на увеличение экономической активности женского населения Южной Кореи, данный уровень всего еще ниже, чем в большей части развитых стран. По данным международного интернет-ресурса Encyclopedia of theNations, средняя доля экономически активного насе-
ления в развитых странах членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составляет 53,4%[7].
Чаще всего слишком высокий и слишком низкий показатель занятости женщин в экономической деятельности свидетельствует о низком уровне развития государства. Однако данные показатели не являются абсолютными и не могут быть использованы для оценки гендерного неравенства в обществе без учета других факторов. Поэтому необходимо также проанализировать данные о процентном соотношении уровня женской зарплаты к мужской.
Процентное соотношение уровня женской зарплаты к мужской с 1970 года по 2012 выросло более чем в два раза с 28,6% до 68,0%. Темпы уменьшения разницы между мужской и женской заработной платой с 1970 года по 2002 составляли около 11% за 10 лет. Последнее десятилетие темпы изменения данного показания уменьшились и составили около 4% (см. Таблицу 5)
На 2012 год разница между уровнем мужской и женской заработной платой составила 32%, что значительно превышает средний показатель для стран Евросоюза, который на 2012 составил 16,4%[8].
Важным показателям, обуславливающим степень равенства мужчин и женщин, является количество женщин в законодательных органах и в органах местного самоуправления. С 1992 года по 2012 год количество женщин членов законодательного собрания увеличилось с 1%
до 17,7% (см. Таблицу 6), а доля женщин, находящихся в составе органов местного самоуправления, выросла чуть менее, чем в 10 раз: с 2,2% до 20,3%. (см. Таблицу 7). Статистические данные свидетельствуют как о росте политического самосознания кореянок, так и о расширении возможностей женщин принимать участие в государственной деятельности.
Таблица 4
Экономически активное население
Год Экономически активное мужское население (тыс.чел.) Экономически активное мужское население (% от общего числа мужчин старше 15) Экономически активное женское население (тыс.чел.) Экономически активное жен-скоенаселение (% от общего числа женщин старше 15)
1990 - 74,00 - 47,00
2000 13,034 74,40 9,101 48,80
2004 13,727 75,00 9,690 49,90
2008 14,209 73,50 10,139 50,00
2010 14,529 73,10 10,307 49,60
2012 14,971 73,50 10,652 50,00
2013 15,162 73,50 10,912 50,60
Таблица 5
Соотношение уровня женской зарплаты к мужской_
Год Процентное соотношение уровня женской зарплаты к мужской (%)
1970 28,6
2002 63,90
2003 64,20
2012 68,00
Таблица 6
Доля женщин в законодательном собрании
Доля женщин
Год членов законодательного собрания (%)
1992 1,00
1996 9,00
2000 5,90
2004 13,00
2008 13,70
2012 15,70
Таблица 7
Доля женщин в местном самоуправлении_
Доля женщин
Год членов муниципального совета
1995 2,2
1998 2,3
2002 3,4
2006 14,5
2010 20,3
2012 20,3
Однако основным критерием тендерного неравенства в политической сфере, учитываемом при подсчете ИРГФ для отдельно взятого государства, принято считать долю женщин в государственном парламенте. Согласно данным Межпарламентского союза по указанному критерию Южная Корея находится на 90 месте из 148 [9].
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Во-первых, мужское население страны примерно равняется женскому, при этом средняя продолжительность жизни среди женщин несколько выше, чем среди мужчин. Наблюдаемая картина типична для развитых стран и свидетельствует о высоком уровне жизни. Средний возраст вступления в брак в Южной Корее также находится приблизительно на одинаковом уровне с развитыми странами. Наряду с ростом коэффициента фертиль-ности увеличение возраста вступления в брак позволяет говорить о повышении статуса женщины в корейском обществе.
Во-вторых, среднее и высшее образование в равной степени доступно как мужчинам, так и женщинам. Южная Корея относится к числу наиболее образованных стран. При этом количество женщин с университетским образованием в Южной Корее даже немного выше, чем количество мужчин
Таким образом, на основании статистических данных можно прийти к заключению, что с 1970-ых годов Южная Корея претерпела ряд положительных изменений в вопросах гендерного неравенства. По основным демографическим показателям, а также по уровню среднего и высшего образования на настоящий момент Республика Корея не уступает большинству развитых стран.
По уровню экономической и политической активности кореянки все еще уступают представительницам основных западных стран. Даже приняв во внимания тот факт, что с 1970-ых годов значительно возросло число женщин, принимающих активное участие в экономической жизни государства, а разница между уровнем мужской и женской заработной платы сократилась втрое, по данным показателям Южная Корея пока не достигла показателей, присущих обществу с гендерным равенством. Многократное увеличение числа женщин в органах власти также не обеспечивает Республике Корея высокой позиции в индексе развития с учетом гендерного фактора.
Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что в Южной Корее на протяжении последних лет прослеживается тенденция к качественному изменению статуса женщины в обществе и сглаживанию степени гендерного неравенства. Причинами данных изменений являются
модернизация и демократизация корейского общества и активный экономический рост.
Список используемой литературы
1. Васильев В.П. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., 1873. - 15-27 с.
2. ПереломовЛ.С. Конфуций: жизнь, учение и судьба. M., 1993.- 115 с.
3. Структура населения по полу. Показатели соотношения полов // Электронная энциклопедия Студо-педия - 2013. URL:http://studopedia.ru/ 1_73420_struktura-naseleniya-po-polu-pokazateli-sootnosheniya-polov.html
4. Statistics Korea // Korean Statistical Information Service - 2014. URL: http://kostat.go.kr/portal/english/
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 200 с.
6. Age at first marriage || Электронная энциклопедия «Википедия» - 2014/ URL: http ://en.wikipedia.org /wiki /Age_at_first_marriage Age at first marriage
7. Labor participation rate, female // Encyclopedia of the Nations. - 2014. URL :http:// www. nationsencyclopedia
.com_/WorldStats/WDI-labor-participation-rate-
female.html
8. Gender pay gap. The situation in the EU // European Commission. - 2012. URL: http://ec.europa.eu/justice /gender-equality/gender-pay-gap/situation-europe/index en.htm
9. Women in national parliaments // International Parliament Union. - 2014. URL:http://www.ipu.org/ wmn-e/classif. htm
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КАМПАНИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
Иванова Дарья Данииловна
студентка 2 курса ФТФ БГУ, г. Улан-Удэ Тонхоноева Антонида Антоновна
ст. преп. каф. ВТИБГУ, г. Улан-Удэ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается информационная кампания Главного управления МЧС России по Республике Бурятия в области обеспечения пожарной безопасности. На основе анализа результатов информационной кампании делается вывод, что население информировано о мерах пожарной безопасности, но необходимо шире использовать каналы освещения в СМИ.
ABSTRACT
In article the information campaign of the Main Department of EMERCOM ofRussia in the Republic of Buryatia in the field offire safety is considered. Based on the analysis of the results of the information campaign concluded that the population informed about the fire safety measures, but need to make greater use of the channels of media coverage.
Ключевые слова: информационная компания, пожарная безопасность
Keywords: information company, fire safety
Важная составляющая обеспечения безопасности любого государства - это защита населения и территорий от рисков, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Данная деятельность, возложенная на МЧС России, носит как защитный, так и предупредительный характер. Основным профилактическим инструментом признается организация и проведение информационно-разъяснительной работы.
Актуальность данного исследования обоснована тем, что эффективная по своему воздействию информационно-разъяснительная работа МЧС России напрямую связана с сохранением жизни человека и обеспечением ее безопасности. Таким образом, грамотно выстроенная информационная кампания в конечном итоге не только способствует возникновению партнерских отношений между государством и его гражданами, но и выстраивает особый тип культуры жизни - тип безопасного поведения в быту. Оценка эффективности данной информационно-разъяснительной, пропагандистской деятельности МЧС России имеет, таким образом, принципиальное значение.
Для исследования информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности Главного управления МЧС России по Республике Бурятия рассмотрим понятие информационной компании. По мнению Е. А. Блажнова, информационная кампания - это комплексное и многократное использование PR-средств, а также
рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации [1].
Сегодня МЧС в глазах общественности является частью единой системы обеспечения безопасности населения. Поэтому важнейшей составляющей информационной кампании является разъяснение населению позиции и намерений государства в области безопасности. Поскольку именно СМИ являются сегодня главным средством формирования общественного мнения, то становится ясно, насколько велико значение правильно организованной работы со СМИ и общественными организациями. Поэтому основной упор делается на работу по предупреждению пожаров. И как логическое продолжение этого направления - на обучение населения поведению в экстремальной ситуации.
Для оценки эффективности информационной кампании в области обеспечения пожарной безопасности ГУ МЧС России по Республике Бурятия авторами были разработаны следующие группы показателей эффективности информационной кампании:
• Объективные показатели (статистические данные по основным причинам пожаров за 2010-14 гг.