Вестник ДВО РАН. 2008. № 2
Л. Д.ЕРОХИНА
Некоторые аспекты иностранной трудовой миграции в Южной Корее
Дан обзор исследований по проблемам, связанным с трудоустройством женщин-иностранок и их эксплуатацией работодателями в Южной Корее.
Some aspects of foreign labour migration in the South Korea. L.D.EROKHINA (Vladivostok State University of Economics and Services).
In this article the results of the researches on women trafficking for sexual exploitation are provided, and the basic reasons for this phenomenon are revealed. Some preventive measures are considered and analyzed.
В последние двадцать лет проблема торговли людьми обсуждается на самых высоких уровнях. Она актуальна и для России, граждане которой уезжают в поисках заработков и нередко становятся жертвами работорговли. В этом плане представляет интерес анализ социологических исследований (в том числе и с точки зрения западных авторов), посвященных торговле женщинами как одному из видов работорговли в Южной Корее -стране, где работает значительное количество наших соотечественников.
О торговле людьми в Южной Корее впервые заговорили в 1990-х годах в связи с интенсивным импортом рабочей силы и резким ростом женской проституции в районах дислокации американских военных баз. Оба этих явления тесно связаны, так как большинство женщин, втянутых в добровольную или принудительную проституцию в разных районах Южной Кореи, были мигрантками, прибывшими в страну в поисках работы [5, 9, 22, 30].
Южная Корея стала ввозить рабочую силу (прежде всего женщин) с 1980-х годов [23, 24]. Въезд в страну осуществлялся по прямому приглашению корейских фирм для трудовой деятельности в производстве и сфере услуг, сопровождавшемуся заключением трудовых соглашений, и по визам, дающим право на работу в стране. Особенной популярностью после 1990-х годов стали пользоваться так называемые артистические визы, предназначенные для профессиональных певцов, танцоров, цирковых артистов. Некоторые из женщин по окончании контракта или срока пребывания, установленного визовым режимом, оставались в стране нелегально и находили работу, а некоторые становились жертвами торговли людьми. Поскольку доступ к законному трудоустройству для них оказался закрыт, они стали работать в сомнительных барах и ночных клубах для корейских граждан и персонала американских военных баз, например в районе Джиджичон.
Второе направление - экспорт женской рабочей силы при помощи специальных агентств по трудоустройству населения, появившихся в тот период. Они использовали любые легальные и нелегальные формы въезда в страну, в том числе по туристическим и артистическим визам. Согласно корейскому уголовному законодательству, одна из статей которого запрещает занятия проституцией, лицо с артистической визой не имеет права работать в секс-индустрии [12, 22]. Однако в 1996 г. специализированная туристическая
ЕРОХИНА Людмила Дмитриевна - кандидат философских наук (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса).
южнокорейская ассоциация (KSTA) и ассоциация владельцев развлекательных клубов стали ввозить иностранных женщин, направляя их на работу не только в сферу досуга, но и в секс-индустрию. Агенты соблазняли своих клиенток высокими заработками, хорошими условиями труда, возможностью выйти замуж и осесть в стране и т.д., но на самом деле направляли их в секс-индустрию. Весной того же года по предписанию налоговых служб и полицейского управления KSTA вынуждена была заплатить крупный штраф за использование труда иностранных женщин в клубах, расположенных вокруг американских военных баз [19]. После ареста ряда служащих KSTA был выявлен ряд случаев незаконного трудоустройства, эксплуатации и торговли людьми, которых вербовщики (агентства или отдельные лица) поставляли через KSTA из Филиппин и стран бывшего Советского Союза. Вербовщики сами либо при помощи KSTA подделывали контракты найма и заставляли женщин заниматься проституцией. Это было первое сообщение о работе иностранных женщин в корейской секс-индустрии, ставшее достоянием общественности. В первую очередь они направлялись в закрытые клубы, создававшиеся вокруг военных баз, в которых наряду с обычными развлечениями посетителям-амери-канцам оказывались интимные услуги. Со временем число кореянок, работающих в этих заведениях, сократилось, что, как утверждают исследователи и официальные источники, привело к восполнению дефицита секс-услуг за счет привлечения женщин-мигранток [11, 22, 24, 25].
Основными странами-поставщиками живого товара в Южную Корею являются Россия, страны постсоветского пространства, Филиппины, Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Непал, Шри-Ланка и Перу. Те, кого можно назвать жертвами торговли людьми, делятся на две категории: женщины, приехавшие в Корею по артистическим, рабочим и туристическим визам, и жены-иностранки, вышедшие замуж за корейцев с целью создания семьи, но принуждаемые выполнять другие обязанности (сиделок при престарелых родителях, служанок) или оказывать сексуальные услуги друзьям мужа.
По официальным данным и международным отчетам, число жертв, проданных в Южную Корею с целью сексуальной эксплуатации, составило в 2001 г. около 5 000 чел. [18, р. 48]. А газета «Time» пишет, что с середины 1990-х годов более 5 000 иностранных женщин, включая филиппинок и россиянок (среди них были и несовершеннолетние), въехав в Южную Корею по туристическим визам, остались в стране. Корейские сутенеры обещали им, что предстоит обслуживать только банкеты, но в действительности они стали рабынями американских солдат [28]. Впрочем, цифра (по признанию американских и корейских исследователей) на самом деле гораздо выше. Некоторые работницы «кварталов развлечений» выходят замуж за американских солдат и уезжают в другие страны, но большинство переходит из клуба в клуб и заканчивает свою карьеру в этих же кварталах.
Южная Корея не только конечный пункт доставки женщин для возможной эксплуатации, но и пункт транзита международной торговли ими, включая отправку в третьи страны. Через Южную Корею посредники направляют женщин в Японию, Гонконг, Австралию, Таиланд и другие юго-восточные страны, а также в США.
Условия жизни жертв сексуальной эксплуатации. Иностранные женщины, вовлеченные в сферу развлечений, практически полностью зависят от фирм, занимающихся их трудоустройством [3]. А как показывают многочисленные исследования, основным видом деятельности таких фирм является организация проституции и сопутствующих ей услуг, предоставляемых на территории всей Кореи. Для этих целей предназначены клубы, которые можно условно разделить на четыре категории: 1) клубы с достаточно высокими заработками, расположенные вокруг американских военных баз; 2) клубы с меньшей оплатой работы, находящиеся в особой зоне для иностранцев (рядом с портовыми причалами в Пусане); 3) клубы, размещенные в городских «веселых» кварталах, в деловой (центральной) части большинства больших городов Южной Кореи, а также в селах и маленьких городах; 4) клубы низкопробного характера, в них работают женщины корейско-китайского
происхождения [1, 5, 6, 21] и выходцы из СНГ. Так, в ноябре 2002 г. четыре женщины из СНГ были арестованы полицией за проституцию в провинции Джеонам, население которой составляет всего 8 000 чел. [13, р. 1, 3].
Сами же иностранные женщины, работающие в сфере досуга, обычно делят клубы корейской секс-индустрии в зависимости от условий на «хорошие», «нормальные» и «плохие». В «хороших» они танцуют на сцене или продают напитки клиентам, в «нормальных» оказывают некоторые сексуальные услуги. Свобода передвижения и график занятости в подобных заведениях определяются рабочими контрактами. В «плохих» клубах заставляют заниматься проституцией, полностью ограничивают свободу передвижения и отнимают документы у тех, кого с полным основанием можно назвать жертвами торговли людьми.
Основным объектом принудительной проституции, которая по всем международным стандартам приравнивается к торговле людьми, являются филиппинские женщины. Они могут общаться с американскими солдатами на английском языке и потому приносят наибольшую прибыль работодателям. Условия жизни всех мигранток хуже, чем корейских женщин, поскольку они находятся под постоянной угрозой сексуальной эксплуатации. Не зная языка, не имея официального разрешения на работу, они постоянно рискуют подвергнуться оскорблениям и физическому насилию. Обычны и другие нарушения их прав, такие как штрафы, вычеты из зарплаты или полная невыплата заработка, незаконное удержание в подневольном состоянии, принудительный труд или занятие проституцией. Почти невозможно найти женщин, которые не подвергались бы жестокой сексуальной эксплуатации со стороны владельцев клубов или управляющих фирм досуга.
Жертвы сексуального насилия влачат жалкое существование в чужой стране, где им неоткуда ждать помощи. Большинство из них не сообщает о своем положении корейским властям, потому что в стране нет системы поддержки пострадавшим от торговли людьми. Жертвы часто лишены материальных средств, поэтому не могут позвонить домой, купить билет или даже добраться до посольства или консульства, где им могут оказать помощь. Даже при условии освобождения и доказательстве виновности хозяев, незаконно удерживавших и эксплуатировавших женщин, последние не попадают под статус жертвы, их депортируют из страны за нарушение закона о контроле въезда и выезда через границу. Следовательно, в стране нарушается принцип соблюдения прав жертв торговли людьми, принятый конвенциями ООН и другими международными организациями, а владельцы клубов используют подобные лазейки в системе правосудия.
Торговля людьми как бизнес. Международная торговля женщинами в сексуальных целях приносит огромные прибыли не только агентствам, занимающимся вербовкой, но также рекрутерам и сутенерам. По самым скромным подсчетам Интерпола, доход от продажи людей составляет около 16 млрд долл. (см. [1]). В результате этот бизнес создает сложные глобальные криминальные сети, выявляемые с большим трудом и быстро реагирующие на миграционные законы, изменения в правоохранительных институтах, умеющие приспосабливаться к новым ситуациям, находящие новые контрабандные маршруты перевозки людей, если перекрываются старые, и постоянно совершенствующие способы рекрутирования будущих жертв в секс-индустрию. Пока международное сообщество не выработает эффективные меры по прекращению и предотвращению данных преступлений, работорговцы будут использовать все существующие лазейки. В частности, одной из них является несовершенство миграционной политики стран въезда и выезда относительно деятельности как иностранных рабочих, так и их работодателей: так, если потенциальные жертвы въезжают в страну с официально оформленными (с помощью заинтересованных лиц) визами, их практически невозможно выявить.
Немалая роль в увеличении числа пострадавших от торговли людьми принадлежит агентствам по трудоустройству. В Дальневосточном регионе России количество фирм, направляющих граждан для работы в Южную Корею, увеличилось с 17 в 2001 г. до
40 в 2005 г.* Некоторые российские агентства по трудоустройству и южнокорейские фирмы досуга фальсифицируют иммиграционные документы, незаконно взимают крупные суммы с клиентов / клиенток за трудоустройство, скрывают правду о содержании предполагаемой работы и допускают иные нарушения, при этом они не берут на себя никакой ответственности за судьбу людей, но прорехи в миграционном законодательстве оставляют их действия практически бесконтрольными.
Рост дельцов, рекрутирующих граждан, желающих выехать на работу в Южную Корею, наблюдается не только в России, но и в странах Юго-Восточного региона: на Филиппинах, в Китае, Вьетнаме. На Филиппинах, например, в 2002 г. действовало 1300 агентств, отправляющих рабочих-мигрантов главным образом в Корею и Японию. В Китае нелегальные агентства по трудоустройству оказывают посреднические услуги в контрабанде людей морскими путями. Только в Пекине существует более 100 пунктов, предоставляющих услуги по укрывательству людей, желающих выехать в Южную Корею [9, р. 1, 3]. Южнокорейские исследователи справедливо полагают, что в деятельности таких агентств заинтересованы криминальные структуры [12, 29]. Сутенеры также предпочитают иностранных женщин, поскольку цена их услуг гораздо ниже, чем корейских гражданок. С этой целью они нередко используют брачные агентства, поощряющие заключение фиктивных браков с женщинами из Китая, Монголии, Вьетнама, Филиппин и России. Нередко такие союзы заканчиваются жестоким обращением, оскорблениями, насилием, сексуальной эксплуатацией [1, 4, 22].
Страны исхода: политика правительства и патриархальная культура. Одна из главных причин, которая лежит в основе нелегальной международной трудовой миграции и международной торговли людьми, - коррупция политического руководства и чиновников в странах исхода, которым международные преступные синдикаты выплачивают крупные взятки за невмешательство или покровительство [8].
Гендерная дискриминация и социально-экономическое неравенство женщин - еще одна причина работорговли. В некоторых странах, где сильны патриархальные традиции, женщины составляют самые угнетенные и принуждаемые группы. Продажа жен и дочерей иногда представляется единственным средством вырвать из нищеты семью и/или устроить судьбу женщин. Этим пользуются вербовщики, активно предлагающие бедным семьям «выгодную», «высокооплачиваемую» работу для женщин и девочек или замужество, которое зачастую оказывается фиктивным или «временным». Как показывают исследования, многие женщины из Узбекистана, Индии, Пакистана оказались в Южной Корее благодаря согласию родителей и родственников на «временный брак». Проданные часто просто мирятся со своей судьбой и пытаются помочь родителям и семьям, зарабатывая на жизнь в секс-индустрии [26, 27]. Значительная часть жертв часто либо бесхитростно обманывается относительно будущей работы, верит обещаниям, либо их обманывают, прибегая к психологической обработке и пользуясь правовой неграмотностью.
Помимо насилия и грубого обмана малообразованных, а то и вовсе необразованных граждан агенты используют и иные методы, когда они работают с клиентками иной категории. Получить высокооплачиваемое место в какой-нибудь зарубежной фирме - мечта многих женщин, занимающих относительно высокое социальное положение в родной стране и хорошее образование. В частности, значительное количество россиянок, ставших жертвами торговли людьми в Южной Корее, имеют образование, при желании они могли бы трудоустроиться и в России. Но неудовлетворенные амбиции, легковерие, желание быстрых заработков и иные причины приводят их к печальным итогам [1].
* Данные получены в ходе проведения социологического исследования «Тенденции криминальной миграции в Дальневосточном регионе» Владивостокским Центром по изучению организованной преступности, 2005 г. Источник: Владивостокский и Хабаровский краевые комитеты по туризму, СМИ Хабаровского и Приморского краев.
Политика ряда стран, разрешающих своим гражданам трудоустройство за рубежом, направлена на увеличение экспорта рабочей силы и облегчение оформления выездных документов [2, 15], так как считается, что экспорт труда является важным источником иностранной валюты. Например, на Филиппинах доход от трудовой деятельности рабочих-иммигрантов составлял к концу 1990-х годов от 3 до 5 млрд долл. США [27]. Денежные переводы филиппинцев из зарубежных стран равнялись 50% общего экспорта страны и 10% национального бюджета Филиппин. К сожалению, такая политика создает идеальные условия фирмам по трудоустройству / вербовке и расширению их деятельности.
Принимающая страна: секс-индустрия и политика южнокорейских официальных властей относительно проблемы торговли женщинами. Миграционная политика корейского правительства имеет большое влияние на рост торговли людьми. По-видимому, длительное замалчивание корейским правительством факта существования секс-бизнеса, особенно на американских военных базах, и объясняет быстрое его развитие в Южной Корее. В 1999 г. южнокорейское правительство аннулировало лицензионную систему найма иностранцев на работу в развлекательный бизнес, действовавшую 40 лет, и упростило миграционный процесс. В результате любое агентство досуга, располагающее необходимым набором документов, могло получить сертификат и импортировать иностранцев для работы в сфере досуга, если корейское управление средствами массовой информации (КМКБ) одобряло представленные документы. Процедура получения разрешения упростилась настолько, что число иностранных фирм досуга в Южной Корее возросло с 7 в 1980 г. до 183 в 2005 г. Многие из вновь созданных иностранных фирм фактически не в состоянии контролировать проводимые выступления своих артистов, так что организованным преступным группам легко войти в этот бизнес [19, 20].
Учитывая указанные обстоятельства, в первом докладе Госдепартамента США «Об усилиях государств по противодействию торговле людьми» (2001 г.) страны мира были условно разделены на три категории в зависимости от степени предпринимаемых мер по искоренению данного вида преступлений, Южная Корея (как и Россия) отнесена к третьей, низшей, группе государств, не способствующих уничтожению рабства и торговле людьми.
Однако южнокорейское правительство настаивало на том, что иностранные и корейские женщины, вовлеченные в этот бизнес, точно знали положение дел и что их нельзя назвать жертвами торговли людьми, поскольку они въезжали в страну и выезжали из нее на легальных основаниях. Отстаивая свою точку зрения, правительство ссылалось на меры, которые оно предприняло по борьбе с торговлей людьми [22]. В результате предъявленных доказательств Корея была отнесена в новом отчете Госдепартамента США 2002 г. к первой категории, т.е. к странам, предпринимающим значительные усилия в противодействии этому криминальному бизнесу. Хотя Южная Корея не приняла закон по борьбе с торговлей людьми, американские эксперты учли предпринятые ею следующие меры: организацию государственного комитета по борьбе с торговлей людьми, поддержку неправительственных организаций, обеспокоенных размерами явления, проведение широкомасштабных кампаний, содержащих превентивные меры по недопущению нелегальной миграции, принятие многочисленных документов, предусматривающих противодействие рабству, и т. п.
Однако Корейская ассоциация женских организаций (К^Аи) и местные неправительственные организации, не входящие в ее состав, остались недовольны действиями правительства. Они обвинили государственных чиновников в том, что созданный правительством Координационный межведомственный комитет по противодействию торговле людьми не работает, превентивные государственные меры безуспешны, а отнесение Южной Кореи к первой категории стран есть результат дипломатического искусства переговоров, а не реальной работы. Они ссылались на данные о деятельности южнокорейских агентств по трудоустройству, число которых не только не сократилось, но продолжает
расти с фантастической скоростью. Увеличение количества фирм стало причиной роста числа иностранцев, работающих в сфере досуга (в 1980 г. - 180 чел., в 1998 г. - не менее
2 000 чел.). С 1999 г. (2 265 чел.) их число увеличивалось с беспрецедентной скоростью:
3 916 чел. в 2000 г., 5 092 - в 2001 г. и 5 285 чел. - в 2002 г. Это только официальные цифры, основанные на сведениях о количестве выданных артистических виз. В 2002 г. из 4 453 «иностранных артисток», по данным Министерства юстиции Южной Кореи, 90% были вовлечены в секс-индустрию. Проблема заключается в том, что, как и в любой стране мира, куда стремятся въехать и трудоустроиться иностранцы, принимающей стороне при выдаче виз весьма сложно отличить подлинные документы от поддельных (это слабое место, которым пользуются международные торговцы) и проверить квалификацию артиста. Южнокорейские исследователи полагают, что неразумная политика правительства наряду с деятельностью местных агентств досуга и международных преступных групп, связанных с агентствами по вербовке людей, стала основной причиной растущей торговли иностранными женщинами. Помогая получить артистические визы в Южную Корею, посредники продают женщин в бордели. Резкая критика вынудила Министерство юстиции Южной Кореи приостановить с июня 2003 г. выдачу артистических виз «танцовщицам», привлекаемым на работу в клубы.
Представители общественных и исследовательских организаций также доказывали, что отчет корейского правительства содержит ложные заявления о гуманном отношении к жертвам торговли людьми. Вопреки всем международным стандартам, согласно которым такие потерпевшие не должны рассматриваться как соучастники преступления, корейское правительство преследует их как нелегальных мигрантов. Многие женщины, проданные в бордели или клубы, пытаются бежать, но их обвиняют в обмане или мошенничестве, а когда они решаются обратиться в полицию за помощью и защитой, то не находят поддержки. С ними обращаются как с преступницами и если не осуждают за нелегальную миграцию, то наказывают за занятие проституцией [7, 8, 10].
Южнокорейские власти отреагировали на критику общественных организаций отнюдь не в духе норм соблюдения прав человека. Женщин, насильно вовлеченных в занятие проституцией и нарушивших визовый режим, объясняли они, правительство признавало жертвами и немедленно депортировало без всякого наказания, но занимающихся проституцией по собственному желанию наказывает за нарушение соответствующего закона, при этом оговариваясь, что «важно не ошибиться в этом вопросе и не принять их за жертв торговли людьми» [13, р. 2].
Позиция властей Южной Кореи имеет свое обоснование, коренящееся в расхождениях мнений по поводу отношения к жертвам секс-торговли. Сторонники так называемого либерального подхода в оценках проституции как социального явления подчеркивают, что все женщины имеют право продавать себя ради спасения своей жизни и что к тем, кто добровольно продает интимные услуги, нужно относиться как к сексуальным работницам и признавать за ними права рабочего человека [4, 14, 15]. Представители радикального подхода берут за основу положение о том, что все женщины-проститутки являются жертвами капиталистического строя и патриархатной социальной системы, коммерциализирующей секс и маргинализирующей женщин. Это значит, что каждый случай добровольной продажи секс-услуг является сексуальной эксплуатацией и что все работницы в секс-индустрии являются сексуальными рабынями [16, 17, 26, 30].
Однако суть взвешенного подхода в том, что глобальная проблема может быть решена только тогда, когда страны исхода и страны доставки будут сотрудничать в противодействии торговле людьми, а для этого, указывают исследователи, необходимо начать искоренение ее основных причин. Прежде всего правительства стран исхода вместе с неправительственными и международными организациями должны информировать своих граждан, используя любые средства, например информационные кампании, средства массовой информации, конференции и т.п. [11, 30]. Они также должны предоставлять
социальные и образовательные услуги, такие как профессиональная подготовка и правовая осведомленность, создание рабочих мест для женщин, доступ к финансированию через микрокредитные программы и т.д.
Правительствам принимающих стран необходимо ликвидировать лазейки в своей внешней трудовой и миграционной политике, такие как программа выдачи артистических виз в Южной Корее. Для жертв торговли людьми важны защита и помощь в приобретении вторичного гражданства. Они не должны отвечать за нелегальную миграцию или проституцию и высылаться из страны за нарушение закона о контроле над въездом и выездом. Если они, обвиняя торговцев, рискуют при этом попасть под закон о наказании за нелегальную миграцию и депортацию, то, следовательно, правительство содействует системе рабства. Примером разумного отношения к жертвам торговли людьми служит американская система, позволяющая им, при условии сотрудничества с полицией, легализоваться и оставаться в стране до трех лет.
И, наконец, самое важное - покупка женщин в сексуальных целях незаконна, она должна быть признана серьезным преступлением, разрушающим человеческие ценности, ведь именно она сформировала представление о сексуальных отношениях как об объекте покупки, при которой женское тело выглядит как отчужденное от личности [6, 7, 23]. Необходимы также коренные изменения в оценках гендерного равенства и развитие долгосрочных программ с целью повышения социального статуса женщин, перестройки системы социальной безопасности и обеспечения их активного участия в политической и социальной жизни [4, 23, 27, 15, 30]. Достижение реального, а не гипотетического равенства между мужчинами и женщинами является, очевидно, единственным способом противодействия торговле женщинами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Торговля женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации в социальной и криминологической перспективе. М.: Профобразование, 2003. 430 с.
2. Тюрюканова Е. Женская трудовая миграция и торговля людьми из России в контексте мирового миграционного режима // Торговля людьми. Социокриминологический анализ. М.: Академия, 2002. С. 135-164.
3. Тюрюканова Е., Анишина В., Полетаев Д., Шамков С. Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми. М.: МОТ, 2004. 120 с.
4. Altman D. Global Sex. Chicago, IL: Univ. of Chicago Press, 2001. 216 p.
5. Back J.H. I am an Entertainer, I am not Sex Worker // Courageous Women Riding on Wolves / ed. Magdalena
House for Women of the Street. Seoul: Samin Books, 2002. P. 191-228.
6. Bales K. Disposable People: New Slavery in the Global Economy. Berkley: Univ. of California Press, 1999. 298 p.
7. Brennan D. Selling Sex for Visas: Sex Tourism as a Stepping-Stone to International Migration // Global Women: Nannies, Maids, and Sex Workers in the New Economy / eds B.Ehrenreich, A.R.Hochschild. N. Y.: Metropolitan Book, 2002. P. 154-168.
8. Camezas A.L. Tourism, Sex Work, and Women’s Rights in the Dominican Republic // Globalization and Human
Rights / ed. A.Brysk. Berkley, CA: Univ. of California Press, 2002. P 44-58.
9. Castles S., Miller J.M. The Age of Migration: International Population Movements in the Modern World. N. Y.: Guilford Press, 1998. 307 p.
10.Cheng S. Assuming manhood: prostitution and patriotic passions in Korea // East Asia: an international quarterly. 2000. 18(4). P. 40-78.
11. Cheng S. Trafficked Women, Gis and Love in the US Military Camp Towns in Korea // Courageous Women Riding on Wolves / ed. Magdalena House for Women of the Street. Seoul: Samin Books, 2002. P. 229-255.
12. Chung M.R. On the Korea Government’s Policy for the Prevention of Trafficking and the Protection of Victims of Trafficking: A Critical Review of the US Department of States Trafficking Report // Proceedings from a round-table conference for reporting the realities of prostitution in the US Military Camp Towns in Korea and the stopping trafficking in women. Seoul: KWAU, 2002. P. 16-24.
13. Dong-A Daily. 2002. 28 aug.
14. Ferguson A. Prostitution as a Morally Risky Practice // Feminist Perspective on Prostitution. Seoul: Asian Center for Women’s Studies: Ewha Woman Univ., 1996. P. 19-29.
15. Fernandez M.R. Commodified women // Peace Rev. 1997. N 9(3). P. 411-416.
16. Hughes D.M. The driving force of sex trafficking: the demand // Vital speeches of the day. 2003. N 69, vol. 6. P. 182-184.
17. Hughes D.M. Trafficking for Sexual Exploitation: The Case of Russian Federation. Geneva: IOM, 2002. 72 p.
18. Jaggar A. Prostitution // Living with Contradictions: Controversies in Feminist Social Ethics / ed. A.M.Jaggar. Boulder, CO: Westview Press, 2002. P. 47-49.
19. Jones P., Pratten J. Buying and Selling Sex: A Preliminary Examination of the Service Encounter // Management Research News. 1999. N 22 (12). P. 38-42.
20. Joong and Daily. 2002. 7 dec.
21. Kang O.-K., Hyun S.K., Jeon S.-K. Survey of Prostitution in Gyenggi Province and the Anti-Prostitution Police Research. Dongducheon: Saewoomtuh the Center for Prostituted Women, 2001. 27 p.
22. Kim H.S. The realities of prostitution and international trafficking in women in the US military camp towns in Korea // Proceeding from round-table conference for reporting the realities of prostitution in US military towns in Korea and the stopping trafficking in women. Seoul: KWAU, Saewoomtuh the Center for prostituted women and HRSWM. 2002. R 27-39.
23. Kofman E. Female birds of passage a decade later: gender and immigration in the European Union // International Migration Rev. 1999. N 33 (2). P. 269-299.
24. Kuo M. Asia’s dirty secret: prostitution and sex trafficking in Southest Asia // Harvard intern. rev. 2000. N 22(2). P. 42-45.
25. Lee J.J. A Review of Data on Trafficking in the Republic of Korea. Geneva: International Organization for Migration, 2002. N 9, Sept., 3. 83 p.
26. Lin L.L. The Sex Sector. The Economic and Social Bases of Prostitution in Southeast Asia. Geneva: International Labor Office, 1992. 232 p.
27. MacIntyre D. Base instincts: Philippina and Russian women are being sold into sexual slavery in the seedy bars and nightclubs that serve U.S. military bases in South // Time, Asia Edition. 2002. Aug., 1.
28. Moon K. H.S. Sex Among Allies: Military Prostitution in U.S. Korea Relations. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1997. 240 p.
29. Potts L.G. Global trafficking in human beings: assessing the success of the United Nations Protocol to prevent trafficking in persons // George Washington International Law Rev. 2003. N 35(1). P. 227-249.
30. Sassen S. Globalization and Its Discontents. N. Y.: The New Press, 1998. 237 p.
Новые книги
Костанов А.И. Документальная история Сибири. XVII-середина XIX вв. (Истори-ко-архивоведческое исследование).
Владивосток: Дальнаука, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-8044-0764-4.
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
690950, Владивосток, ул. Пушкинская, 89. Факс: (4232) 26-80-85, 22-05-07, 22-28-39.
E-mail: [email protected]
Предлагаемая монография является первым опытом комплексного изучения истории архивов и архивного дела в XVH-середине XIX вв. на территории Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки. Работа написана на обширном историографическом и документальном материале. Автор исследования рассматривает роль и место архивов в системе приказных учреждений допетровской Руси, а затем в системе коллежских и министерских учреждений Российской империи. Издание предназначено для специалистов архивного дела, историков, преподавателей вузов и студентов исторических факультетов, а также для всех интересующихся историей Сибири и географических открытий россиян на Тихом океане.
Г
Л