Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эмиева Жанета Абдуллаевна, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Милованова Елена Сергеевна

В статье рассматривается проблема трансформации системы российского образования. Авторами сделана попытка анализа перспективных направлений внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, которые позволят решить задачу преодоления нового цифрового разрыва. Результаты исследования предполагают разработанные на основе анализа цифровой трансформации образования выводы, позволяющие определить уровень управления работой образовательных организаций в условиях изменений образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эмиева Жанета Абдуллаевна, Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич, Милованова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article deals with the problem of transformational changes in the system of Russian education. The authors made an attempt to analyze promising directions for the development of the introduction of digital technologies in the educational process, which will solve the problem of overcoming the new digital divide. The results of the study suggest conclusions developed on the basis of the analysis of the digital transformation of education, which make it possible to determine the level of management of the work of educational organizations in the context of changes in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_134 УДК 378.14:004

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Эмиева Жанета Абдуллаевна,

ассистент кафедры, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Diana.emieva@mail.ru

Ахмадов Ахмедхаджи Умархаджиевич,

преподаватель факультета информационных технологий, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: akhmadov. forensics@mail. ru

Милованова Елена Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования и гуманитарных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Буденновске), г. Буденновск, Россия, е-mail: mes-7272@mail.ru

В статье рассматривается проблема трансформации системы российского образования. Авторами сделана попытка анализа перспективных направлений внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, которые позволят решить задачу преодоления нового цифрового разрыва. Результаты исследования предполагают разработанные на основе анализа цифровой трансформации образования выводы, позволяющие определить уровень управления работой образовательных организаций в условиях изменений образовательной среды.

Ключевые слова: цифровые технологии; цифровизация; трансформация образования; цифровая образовательная среда; управление образовательной организации.

UDC 378.14:004

TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONTEXT

OF DIGITALIZATION

Emieva Zhaneta Abdullaevna,

assistant, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Diana. emieva@mail.ru

Akhmadov Ahmedkhadzhi Umarkhadzhievich,

Lecturer, Faculty of Information Technology, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: akhmadov.forensics@mail.ru

Milovanova Elena Sergeevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education and Humanitarian Disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Budennovsk), Budennovsk, Russia, е-mail: mes-7272@mail.ru

The article deals with the problem of transformational changes in the system of Russian education. The authors made an attempt to analyze promising directions for the development of the introduction of digital technologies in the educational process, which will solve the problem of overcoming the new digital divide. The results of the study suggest conclusions developed on the basis of the analysis of the digital

transformation of education, which make it possible to determine the level of management of the work of educational organizations in the context of changes in the educational environment.

Keywords: digital technologies; digitalization; transformation of education; digital educational environment; management of the educational organization.

Цифровая трансформация образования -это системный процесс формирования и распространения новой модели организации образовательного процесса, основанный на внедрении цифровых технологий. Цифровая трансформация образования основана на комплексном преобразовании содержания образования. Цифровые технологии грамотно встраиваются в образовательный процесс, позволяя оптимизировать функционирование организации, обеспечивая оперативную и своевременную передачу информации, организовывая обратную связь для быстрого решения поставленных задач. Целью цифровых преобразований в образовании является самоуправляемая личность обучающегося, который сам может строить стратегию своего поэтапного развития в системе непрерывного обучения [9]. Достижение этой цели возможно при условии:

- эффективного обеспечения обучающегося элементам и составляющим цифровой инфраструктуры (доступ к сети Интернет, доступ к информационным сервисам, наличие инструментов и ресурсов универсального и учебного назначения и др.);

- наличия насыщенной цифровой среды для организации учебного процесса с использованием новых эффективных технологий и педагогических средств обучения, методических решений с учетом неизбежных тенденций, требующих быстрого реагирования в неопределенной и динамичной среде;

- формирования эффективной модели непрерывного повышения квалификации педагогов и развития навыков для цифровой трансформации образования.

Целью статьи является анализ перспективных направлений внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, выявление проблемных зон в данной сфере.

Цифровая трансформация образования -это синергичное обновление образовательного процесса, в том числе его содержания, результатов образовательной деятельности, качества образования, методов и технологий управления образовательной организацией.

Цифровая трансформация образования достигается за счет целесообразно более широкого применения возможностей технических платформ, программного обеспечения, общедоступного Интернета, искусственного интеллекта и работы с большими данными, которые должны обеспечить уверенный переход к новым методам и формам организации учебной работы. Такой переход происходит за счет взаимосвязанной работы всех участников образования, персонализа-ции образовательного процесса на основе обновления целей и задач обучения [7].

В России переход на цифровой способ организации образовательного процесса является одной из важнейших стратегических задач цифровизации экономики. Работа по цифровизации образования в настоящее время в России реализуется в рамках национальной программы «Образование», которая предусматривает, что к 2024 г. во все субъекты страны будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды.

Основными документами, определяющими работу по реализации цифровой трансформации образования, являются:

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203);

- Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках национальной программы «Образование»;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации государство в целях развития информационного общества призвано способствовать созданию условий для формирования пространства знаний и предостав-

ления доступа к нему. Главой государства в декабре 2020 г. обозначены направления и задачи цифровой трансформации в России на 10 лет [2]. Стратегия определяет основные направления совершенствования практик внедрения цифровых решений в образовательную среду.

В рамках нормативно-правового документа «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» цифровая трансформация сферы образования определена в качестве одной из важнейших национальных целей развития страны на период до 2030 года. Достижение «цифровой зрелости» образовательных организаций и всех ведомств установлено как один из целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году [1].

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», принятый на основе национальной программы «Образование», определяет главный вектор развития образования в России. В рамках данного проекта утверждена модель цифровой образовательной среды (ЦОС) [3].

Цифровая образовательная среда - это совокупность элементов, которые обеспечивают системный переход образовательной организации к цифровизации. Такой переход предусматривает использование целевой модели управления образовательной орга-

низацией. Включает инструменты, источники, информационные технологии и сервисы, которые создаются с целью обеспечения образовательной организации техническими и методическими возможностями решения вопросов и задач образовательного процесса. К ним относятся: создание персонифицированной обучающей среды; создание системы обучающего контента; создание и развитие цифровых библиотек; повышение ИКТ-квалификации педагогического персонала по использованию цифровых технологии в профессиональной и учебной работе; формирование сервиса учета и анализа образовательных результатов и др. [6]

Наибольший эффект от использования цифровой образовательной среды возникает в сфере проектной деятельности для глубокого восприятия учебного материала. В частности, основная идея эффективной цифровизации образовательного процесса реализуется на пересечении разных междисциплинарных знаний и видов деятельности [4].

Цифровая трансформация образования предполагает встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и информационных технологий, средств и ресурсов, используемых в образовательном процессе, с другой [10] (рис. 1).

Трансформация образовательного процесса и его элементов

Цифровые технологии, инструменты, средства. сервисы, используемые в образовательном процессе

Рисунок 1 - Цифровизация образовательного процесса

Ряд исследователей в области цифровой трансформации образования выделяют, что цифровизация в управлении образовательным учреждением способствует обеспечению эффективности внедрения новых образовательных и управленческих моделей, что оказывает положительное влияние на каче-

ство образовательного процесса, повышает привлекательность учебного заведения как для обучающихся и преподавательского состава, так и для государства, общества, бизнеса [4].

Происходящие сегодня изменения определяют максимальный переход к массовому,

доступному и качественному образованию, где каждый гражданин сможет сам выстроить траекторию своего непрерывного развития.

Целью цифровой трансформации образовательного процесса является постепенное внедрение потенциальных возможностей цифровых технологий в учебно-воспитательную сферу с целью расширения границ и источников получения новых знаний, быстрого их освоения. Основным результатом процесса внедрения цифровой образовательной среды в учебное заведение является развитие у личности навыков непрерывного самостоятельного обучения. Достижение данной цели определит решение ряда задач:

- обеспечение образовательных организаций цифровой инфраструктурой (информационные технологии, доступ к сети передачи данных, наличие программных продуктов и ресурсов универсального и учебного назначения), позволяющих выстроить систему обучения на основе открытой цифровой образовательной среды;

- эффективная организация учебной работы с использованием методических решений;

- формирование и развитие у участников образовательного процесса навыков, необходимых для цифровой трансформации;

- централизованное автоматизированное управление образовательной организацией (создание баз данных об учебном заведении, введение реестров административно-управленческого персонала, учет успеваемости обучающихся, возможность разграничения доступа лиц (обучающихся, родителей, сторонних пользователей, персонал) к данным, учет и анализ стандартных рабочих процессов, финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации для оперативного и комплексного анализа происходящих в них изменений и др.);

- совершенствование нормативной базы.

Переход образовательной организации к

новым возможностям цифровизации - процесс динамичный и довольно длительный. Каждая образовательная организация стремится эффективно реагировать на происходящие в экономике изменения и управлять ими в неопределенной среде. При этом образовательная организация пытается максимально быстро подстроиться к наиболее

выгодным направлениям развития цифровой трансформации образования в условиях конкуренции и вынуждена, исходя из этого, выбирать конкретный сценарий развития.

Анализ зарубежных и отечественных источников позволил нам выделить следующие основные направления цифровой трансформации образования:

1. Создание и развитие насыщенной цифровой образовательной среды (создание новых каналов связи и цифрового контента обучения, цифровых учебно-методических материалов, разработка и внедрение цифровых программ с использованием искусственного интеллекта и др.).

2. Развитие онлайн-обучения.

3. Разработка новой модели управления обучением, основанной на свободном доступе всех обучающихся к источникам знаний, ресурсам и программам обучения.

4. Персонализация и гибкость образовательного процесса.

5. Внедрение системы универсальной идентификации обучающегося.

6. Обеспечение условий для устойчивого развития учебного заведения (цифровиза-ция кадров, финансов, материально-технического и методического обеспечения и т. д.).

7. Повышение навыков преподавателей в сфере цифровых технологий, создание системы непрерывного профессионального развития [11].

В настоящее время существенным условием обеспечения эффективности управления образовательной организацией является наличие полноценной и комплексной информации о происходящих цифровых преобразованиях.

Система организационно-управленческой деятельности в образовательной организации должна быть ориентирована на постепенный переход к 2024 г. на безбумажные технологии. К 2030 г. весь объем документооборота должен перейти в электронный вид.

Деятельность образовательной организации, связанная с принятием управленческих решений, должна быть основана на анализе больших данных с использованием искусственного интеллекта. Все показатели деятельности работы образовательной организации придется оценивать на новых сервисах с использованием цифровых технологий.

В системе управления образовательной организацией внедрение цифровой трансформации столкнется с рядом проблем. В основном это связано с неоднородностью и неравенством положения учебных заведений, неравномерным доступом всех обучающихся к цифровым технологиям, средствам и ресурсам обучения. Преодоление управленческих проблем будет неразрывно связано с устранением технологического разрыва в условиях изменений образовательной среды [5].

Определенные сложности в управленческой системе образовательного учреждения в условиях внедрения цифровых технологий и коммуникационного оборудования вызывает точечное воздействие на всех уровнях управления. Необходимо четко организовать координированную работу руководства учебным заведением и добиваться оперативного, своевременного и достоверного получения результатов обработки больших данных с целью анализа динамики преобразований и принятия соответствующих управленческих решений [8].

Внедрение цифровых технологий в систему управления учебным заведением позволит оптимизировать работу по осуществлению комплексного подхода к динамике показателей функционирования образовательной организации. Координированная работа управленческих служб способствует своевременной выработке правильной стратегии развития, поддерживающей наиболее эффективные направления внедрения цифровых технологий. Кроме того, организация автоматизированного учета показателей деятельности учебного заведения позволит организовать надежную обратную связь в условиях неопределенности.

Цифровые программные комплексы управления предоставляют для образовательной организации возможности выхода в мировое сообщество. Бенчмаркинг в управлении образовательными процессами позволит руководству образовательного уч-

реждения на основе интерактивной информации разработать наиболее оптимальные пути повышения эффективности обучения, управления персоналом, развития системы взаимодействия с родителями и иными внешними пользователями и т. д. Иными словами, применение условий цифровиза-ции в административно-управленческой деятельности образовательного учреждения обеспечит эффективность всей архитектуры управления: финансов и бухгалтерского учета, планирования образовательного процесса, планирования затрат на обеспечение образовательного процесса, развитие качества подготовки обучающихся.

Таким образом, суть цифровой трансформации образования состоит в гибком и эффективном применении достижений техники и технологий для перехода к образовательному процессу, ориентированному на результат. Необходимо отметить, что дальнейшее продолжение цифровой модернизации является вектором развития образовательной организации и приоритетным направлением цифровой трансформации экономики.

Проведенный нами анализ перспективных направлений развития внедрения цифровых технологий в образовательный процесс показал, что основные тенденции в сфере образования указывают на необходимость преодоления цифрового разрыва и повышения качества образования. Результаты исследования доказывают, что основой высокотехнологичного организационно-методического управления образовательной организацией служит внедрение совокупности доступных цифровых технологий, инструментов и сервисов. Сегодня именно в условиях цифровых изменений должна строиться модель организации образовательного процесса. Цифровая трансформация управления образованием уже произошла. Однако желаемое качество образования с экономической и результативной точки зрения пока не наступило.

Список литературы_

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента Российской Федерации Владимира Путина от 21 июля 2020 года № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.08.2022).

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. URL: https://base.garant.ru/71670570/#friends (дата обращения: 01.08.2022).

3. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды : приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73235976/#1000» (дата обращения: 01.08.2022).

4. Витковский А. Трансформация системы образования: почему и как она происходит. URL: https://medium. com/direktoria-online/brovkina9c7cf1e2f423 (дата обращения: 01.08.2022).

5. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Российское образование, достижения, вызовы, перспективы / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2019. С. 86.

6. Манифест о цифровой образовательной среде. URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (дата обращения: 01.08.2022).

7. Романова Ю. Д., Дьяконова Л. П. Цифровая трансформация образования // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. № 2(2). Р. 98-104. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=edslive&db= bsu&AN=130208764 (дата обращения: 01.08.2022).

8. Чунина А. Е., Синицина Д. Г, Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 1 (5). С. 78-83. URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/ (дата обращения: 01.08.2022).

9. Федоров И. М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме // Молодой ученый. 2019. № 28 (266). С. 246-250. URL: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (дата обращения: 01.08.2022).

10. Щербина Е. Ю., Ломовцева Н. В. Цифровая трансформация образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : сборник материалов 24-й Международной научно-практической конференции; род нау. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. 2019. С. 285-291.

11. Lee M., Broadie R. Sustaining school organizational change. Published on October 14, 2019. URL: https://www. linkedin.com/pulse/sustaining-school-organi-sational-change-mal-lee/ (дата обращения: 01.08.2022).

References_

1. Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin of 2030: Decree of the President of the Russian Federation Vladimir Putin of July 21, 2020 No. 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (date of reference: 01.08.2022).

2. Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 : Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203. URL: https://base.garant.ru/71670570/#friends (date of application: 01.08.2022).

3. On approval of the Target Model of the digital educational environment: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 649 dated 02.12.2019. URL: https://www.garant.ru / products/ipo/prime/doc/73235976/#1000" (publication date: 01.08.2022).

4. Vitkovsky A. Transformation of the education system: why and how it happens. URL: https://medium.com/direktoria-online/brovkina9c7cf1e2f423 (date of address: 01.08.2022).

5. Kuzminov Ya. I., Frumin I. D. Russian education, achievements, challenges, prospects /National. research. Uni-t "Higher School of Economics". Moscow, 2019. p. 86.

6. Manifesto on the digital educational environment. URL: http://manifesto.edutainme.ru/#s1 (date of reference: 01.08.2022).

7. Romanova Yu. D., Dyakonova L. P. Digital transformation of education. Economics and management: problems, solutions. 2018. No. 2(2). p. 98-104. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=edslive&db=bsu& AN=130208764 (accessed: 01.08.2022).

8. Chunina A. E., Sinitsina D. G., Konopleva V. S. Digitalization in the management system of an educational institution. Scientific and methodological electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education". 2020. No. 1 (5). pp. 78-83. URL: https://koirojournal.ru/implements/g2020/1apr2020/kvo110/ (accessed: 01.08.2022).

9. Fedorov I. M. Transition from the educational environment to the educational ecosystem. Young scientist. 2019. No. 28 (266). Pp. 246-250. URL: https://moluch.ru/archive/266/61494 / (accessed: 01.08.2022).

10. Shcherbina E. Yu., Lomovtseva N. V. Digital transformation of the educational process. Innovations in professional and vocational pedagogical education: collection of materials of the 24th International Scientific and Practical Conference; genus of the nau. ed. E. M. Dorozhkin, V. A. Fedorova. 2019. Pp. 285-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lee M., Brody R. Maintaining organizational changes in school. Published on October 14, 2019. URL: https://www. linkedin.com/pulse/sustaining-school-organi-sational-change-mal-lee (date of request: 01.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.