Научная статья на тему 'Трансформация семейно-брачных ценностей молодежи на Юге России: архаизация, традиционализация, модернизация?'

Трансформация семейно-брачных ценностей молодежи на Юге России: архаизация, традиционализация, модернизация? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МОЛОДЕЖЬ / СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / АРХАИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОНАЛИЗАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / FAMILY / YOUTH / FAMILY AND MARRIAGE VALUES / ARCHAIZATION / TRADITIONALIZATION / MODERNIZATION / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Кротов Дмитрий Валерьевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье обосновывается ключевая идея о том, что своевременный социологический анализ явлений и процессов в сфере семейно-брачных отношений южноро-ссийского общества предполагает обращение к молодежи как носительнице семейных ценностей, формирующихся на стыке трех ключевых тенденций трансформации социокультурного пространства данного региона: архаизации, традиционализации и модернизации. Их противоречивое пересечение в проекции семейно-брачных ценностей, установок и практик молодежи Юга России может стать объяснительной схемой в анализе кризисных факторов и явлений в семейной сфере общества, а также траекторий развития семейно-брачных отношений всего регионального социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Верещагина Анна Владимировна, Кротов Дмитрий Валерьевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of family and marriage values of young people in the South of Russia: archaization, traditionalization, modernization..?

Тhe article substantiates the key idea that a timely sociological analysis of phenomena and processes in the sphere of family and marriage relations in southern Russian society involves addressing young people as carriers of family values that are formed at the junction of three key trends in the transformation of the socio-cultural space of this region: archaization, traditionalization and modernization. Their contradictory intersection in the projection of family and marriage values, attitudes, and practices of young people in the South of Russia washes become explanatory diagram of the analysis of crisis factors in the family sphere, society, as well as development paths of the family relations of all regional society.

Текст научной работы на тему «Трансформация семейно-брачных ценностей молодежи на Юге России: архаизация, традиционализация, модернизация?»

УДК 316

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56078

Верещагина Анна Владимировна

доктор социологических наук, профессор,

Южный федеральный университет anrietta25@mail.ru

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор,

Ростовский государственный экономический университет samygin78@yandex.ru

Anna V. Vereshchagina

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Southern Federal University anrietta25@mail.ru

Dmitry V. Krotov

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Rostov State Economic University dsm2000@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Rostov State Economic University samygin78@yandex.ru

Трансформация

семейно-брачных ценностей молодежи на юге россии: архаизация, традиционализация, модернизация?

Transformation of family

and marriage values of young people in the south of russia: archaization, traditionalization, modernization..?

Аннотация. В статье обосновывается ключевая идея о том, что своевременный социологический анализ явлений и процессов в сфере семейно-брачных отношений южноро-ссийского общества предполагает обращение к молодежи как носительнице семейных ценностей, формирующихся на стыке трех ключевых тенденций трансформации социокультурного пространства данного региона: архаизации, традицио-нализации и модернизации. Их противоречивое пересечение в проекции семейно-брачных ценностей, установок и практик молодежи Юга России может стать объяснительной схемой в анализе кризисных факторов и явлений в семейной сфере общества, а также - траекторий развития семейно-брачных отношений всего регионального социума.

Ключевые слова: семья, молодежь, семейно-брач-ные ценности, архаизация, традиционализации, модернизация, трансформация.

Annotation. ^e article substantiates the key idea that a timely sociological analysis of phenomena and processes in the sphere of family and marriage relations in southern Russian society involves addressing young people as carriers of family values that are formed at the junction of three key trends in the transformation of the socio-cultural space of this region: archaization, traditionalization and modernization. Their contradictory intersection in the projection of family and marriage values, attitudes, and practices of young people in the South of Russia washes become explanatory diagram of the analysis of crisis factors in the family sphere, society, as well as development paths of the family relations of all regional society.

Keywords: family, youth, family and marriage values, archaization, traditionalization, modernization, transformation.

Юг России представляет особый интерес как регион, в котором наблюдается целая гамма социальных процессов, связанных с трансформацией социетального пространства российского общества и наиболее выраженно проявляющихся в таких процессах, как архаизация, тра-диционализация и модернизация. Их катализатором являются процессы религиозного возрождения и этнизации [1], которые, в свою очередь,

актуализируются в условиях модернизационных изменений, неадекватных социокультурным условиям региональных сообществ. Недаром социологи в последнее время все чаще, анализируя особенности социокультурной динамики в современном российском обществе и отдельных региональных образованиях, обращаются к понятиям «архаизация», «архаика», «традиционализм», «неотрадиционализм» [2], «социальная инерция»

[3]. Это - далеко неслучайное исследовательское внимание, и прежде присутствовавшее в осмыслении российских реалий и причин неудач различного рода реформ сквозь призму инерционного характера развития российского общества

[4], заставило и нас задуматься о происходящих в семейно-брачной сфере социума процессах сквозь призму ценностей и установок молодежи Юга России. И в свете обозначенной проблематики мы решили рассмотреть современное пространство семейно-брачных ценностей молодежи Юга России как формирующееся на пересечении трех ключевых векторов - архаизации, традицио-нализации и модернизации, производных от тенденций трансформации социума в условиях усложняющейся реальности, в России, характеризующейся еще и кризисными проявлениями.

Таким образом, основная концепция данной статьи базируется на положении о том, что на пересечении архаического, традиционного и современного происходит формирование и изменение семейно-брачных установок и ценностей молодежи Юга России, и это, конечно же, нуждается в социологическом осмыслении.

Говоря об архаизации отношений в семейно-брачной сфере, мы подразумеваем возрождение в современной реальности семейно-брачных отношений и практик в прежних (архаичных) формах, сложившихся в прошлом в границах этнической культуры того или иного народа. В качестве примера архаичных семейных практик, получающих распространение на Юге России и, в особенности, в республиках Северного Кавказа, можно назвать такие, как похищение невесты (имеется ввиду реальное похищение, без предварительного договора с невестой), заключение браков без согласия детей (по воле родителей), раннее замужество девушек (в 13-15 лет), а также - мно-гожёнство.

1. При этом, как свидетельствуют данные социологических исследований, молодежь Северного Кавказа в своем большинстве негативно относится к возврату давно утративших актуальность семейно-брачных практик [5], но под влиянием ис-ламизации данного региона тенденции архаизации только закрепляют свои позиции, подпитыва-ясь устойчивостью традиционных семейных практик в южно-российском регионе. Последние, в свете инерционных тенденций в развитии российского общества, получают новую «жизнь», порождая значительное неотрадиционалистское движение в сфере культуры, семьи и быта народов Юга России [6]. Наиболее ярко это проявляется в том, что закрепляются традиции моноэтнической брачности при поступательном исчезновении практики межэтнической брачности у народов Юга России [7].

При этом отношение к межэтническим семьям на Юге России, в целом, довольно спокойное, можно даже сказать, толерантное, но только до того момента, пока речь не идет о личных семейно-брач-ных стратегиях или семейных стратегиях близких родственников, которые связаны с сугубо моноэтнической семьей. Иными словами, для южно-российского общества доминантной моделью

семейно-брачного поведения на современном этапе выступает модель моноэтнической семьи, и молодежь, ведомая транслируемыми через меж-поколенческие каналы ценностями, также, в своем большинстве, ориентируется на ценности моноэтнической модели семьи. Межэтническая семья при этом расценивается как отклонение от нормы при всем том, что негативного, агрессивного или неуважительного отношения к семьям смешанного по этническому признаку типа население данного региона не проявляет.

Итак, молодая семья межэтнического типа на Юге России становится все более редким явлением, и данная тенденция вполне закономерна для общества, в котором успех и статус личности, во многом, определяются этнической принадлежностью. Соответственно, межэтнические браки в подобных обществах становятся социально невостребованными, а адаптация молодой семьи межэтнического типа в полиэтничном регионе предстает как процесс со значительными дополнительными трудностями, к которым молодые люди, вступающие в подобный брак, должны быть готовы. На фоне весьма пространного списка трудностей, которые сопровождают создание семьи и ее адаптацию в современных российских реалиях, дополнительные трудности могут только усугубить адаптационную ситуацию.

Семья и материнство в России продолжают оставаться самыми незащищенными явлениями, и это подтверждается многочисленными фактами, среди которых и крайне низкий размер детских пособий, и невысокий уровень развития детских медицинских учреждений, и ограниченный доступ к оказанию качественных медицинских услуг для большей части детского населения, и коммерциализация необходимых услуг для физического и духовного развития детей, и несовершенство семейного законодательства в отношении соблюдения прав матери и ребенка, что проявляется в росте семейного насилия в отношении указанных членов семьи, в увеличении числа неплательщиков алиментов, детской бедности, в целом, и т.д. К этому следует добавить сложности экономической адаптации молодой семьи, особенно, если эта семья с детьми, а их разрешение зачастую определяется этническим статусом семьи в поликультурных регионах. На этом основании адаптационный потенциал созданной на разноэтничных основаниях молодой семьи в условиях российских реалий расценивается как более низкий, поскольку такая семья на Юге России имеет все шансы столкнуться с проблемами и трудностями, обусловленными социальными установками в отношении межэтнических семей в различных этно-кругах и значительным влиянием этнического фактора на различные сферы общественной жизни.

Необходимо отметить, что для полиэтничного региона, каким является Юг России, снижение ценности межэтнической семьи и численности подобного рода браков следует рассматривать также в контексте негативных последствий, весьма значимых с точки зрения разворачивающихся в данном регионе межэтнических процессов. Речь идет о том, что на протяжении последних десятилетий

наблюдается активное разрушение позитивной культуры межнационального общения, сложившейся в советский период, и об этом говорят такие явления, как рост агрессии, недоброжелательности, жестокости, равнодушия, раздражения и культурного отчуждения в отношениях между различными народами нашей страны (не только на Юге России) и ее развитие в конфликтном формате. На Юге России, отличающемся своим этнокультурным разнообразием и многовековой историей развития межэтнических отношений, разрушение основ межэтнической культуры угрожает ростом этносоциальных рисков и межнациональной напряженности. Соответственно, вопрос о поиске тех механизмов регуляции межэтнических отношений, которые позволят преодолеть угрожающие полиэтничной России этносоциальные и этнокультурные риски, является далеко не праздным. Более того, хорошо известно, что именно межэтнические браки выступают своеобразной площадкой межэтнической коммуникации и формирования культуры межэтнического общения. Очевидно, что резкое снижение их численности на Юге России стало одним из факторов снижения культуры межэтнического общения в данном регионе.

Конечно, если говорить о сохранении культурных традиций и ценностей этнических общностей, особенно в условиях актуализации этнического фактора в жизни народов, населяющих Юг России, позиции моноэтнической семьи определенно находятся в более выигрышном положении, так как в межэтнических семьях часто неизбежным становится процесс этнической маргинализации, но для субрегионов Юга России этот процесс не является определяющим и значительным в системе межэтнических отношений. Это объясняется тем, что маскулинная культура южно-российских народов (и северо-кавказских народов, в особенности) способствует поглощению женской культуры в процессе межэтнической адаптации в самой межэтнической семье, в результате чего она становится частью одного из этносов данного региона. Для детей в межэтнических семьях, которые, как правило, воспитываются в лоне этнической культуры отца, этническое самоопределение не представляет сложности, и в большинстве случаев определяющей их этническую идентичность становится этническая принадлежность отца.

Одним словом, серьезной угрозы этнически смешанные семьи в регионах Юга России, с точки зрения сохранения его этнической структуры и традиционных устоев жизни, не представляют, однако, потенциально заложенный в природе межэтнической семьи риск этнокультурной маргинализации и разрушения этнокультурной целостности этноса ставит ее в положение крайне нежелательного варианта семейно-брачных отношений.

2. О традиционализации семейных ценностей на Юге России говорит не только снижение количества межэтнических браков, но и увеличивающееся внимание к ритуальной стороне семейно-брачной жизни (помолвка, свадьба и т.д.) при том, что в советское время эта сторона семейно-брач-ных отношений поступательно снижала свою

значимость по мере модернизации семейных ценностей в русле общероссийских и мировых тенденций, в целом, эгалитаризации гендерных и семейных отношений. Но и модернизационные процессы являются частью социокультурной реальности южно-российского региона, хотя они неравномерно протекают в различных субрегионах. И именно молодежь, которая наиболее чувствительна к новациям, в том числе, связанным с организацией личной жизни, является носительницей модернистских семейных ценностей, о чем пишут ученые, не всегда положительно расценивая данный аспект и называя молодежь «разрушительницей» традиционных устоев семейной жизни [8].

Молодая семья сама находится в условиях риска, поскольку ее стабильность и эффективность адаптации зависят от целого ряда факторов экономического, психологического, культурного, политического, демографического, социального, этнического характера. Наблюдаемый высокий уровень разводов в молодых семьях в России и на Юге страны, в том числе, во многом определяется отсутствием семейной культуры у молодежи, вступающей в семейную жизнь, а также - самого механизма ее формирования в молодежной среде. А возможно ли формирование семейной культуры молодежи с устойчивыми ценностями и ориентациями в обществе, в котором сама семейная культура подвержена трансформационным процессам, которые мы в данной работе представили в виде архаизации, традиционализации и модернизации? Безусловно, формируемая на пересечении указанных тенденций, семейная культура молодежи не обладает признаками и потенциалом устойчивости, что и выражается в росте семейных разводов в молодежной среде Юга страны и России, в целом.

3. Молодежь по-разному реагирует на вызовы внешней реальности, транслируемые этническим сообществом семейные установки и ориентации, в различной степени подвергаясь влиянию традиционалистских или модернистских ценностей. Так, как уже было показано выше, далеко не вся молодежь Юга России подвержена влиянию архаизации и традиционализации как значимых тенденций в социокультурной динамике всего российского общества и Юга страны в частности.

4. Почему же молодежь по-разному реагирует на вызовы внешней реальности, выбирая стратегии архаизации, традиционализации или модернизации в сфере семейно-брачных отношений, ориентируясь в своем выборе на соответствующие этим процессам ценности?

Причин этому немало, но мы постараемся выделить основные с точки зрения наших представлений об изучаемой проблеме. Прежде всего, на выбор семейно-брачных стратегий молодежи России и Юга страны, в том числе, влияет кризисная реальность, в которой уже более двадцати пяти лет функционирует российское общество. Ограниченная кризисными факторами функционирования системы социальной мобильности большая часть российской молодежи ориентируется на апробированные в прошлом семьи своего

народа семейно-брачные практики как более устойчивые и прогнозируемые в ее восприятии. И в этом есть определенный смысл, поскольку все новое носит характер непрогнозируемости, неопределенности и, потому, рискогенности.

Далее, если говорить о тенденциях архаизации и традиционализации семейно-брачных ценностей и установок молодежи Юга России, следует обратить внимание на тот факт, что южно-российское общество, в целом, можно рассматривать как общество с доминирующими маскулинными ценностями и установками, которые передаются через систему семейных отношений и выступают основой воспроизводства сложившегося гендерного порядка и характера семейно-брачных отношений с выраженной гендерной асимметрией. В этой связи, проникновение и закрепление модернистских, по своей сути, эгалитарных, ценностей в южно-российском регионе происходит менее интенсивно, нежели в других регионах страны с менее устойчивыми позициями традиционной культуры и традиционной семьи как той, которая по своему типу, характеру семейных отношений, репродуктивному и, в целом, семейному поведению соответствует нормам и правилам семейного поведения, принятым в обществе как на формальном, так и неформальном уровне [9].

5. Вместе с тем, на фоне попытки восстановления на Юге России устоев традиционной семьи, основанных на патриархальных принципах, пробивают себе дорогу тенденции эгалитаризации семейных отношений, но происходит это, преимущественно, в городской среде, а носителями эгалитарной культуры семейных отношений или ее отдельных элементов являются, как правило, молодые семьи. Далеко не всегда отношения в подобных семьях, ориентирующихся на современные (эгалитарные) ценности, складываются в формате устойчивости, о чем говорит высокий

Литература:

1. Ламажаа Ч.К. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы / Ч.К. Ламажаа, М.Ш. Абдулаева // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 68-80.

2. Ламажаа Ч.К. Феномен архаического в организации социокультурного процесса // Новые исследования Тувы. 2014. №3(23). С. 112-120.

3. Узунов В.В. Институциональная инерция в инновационном развитии российских регионов: теоретический дискурс // Гуманитарий Юга России, 2019. Т. 8. № 1. С. 56-66.

4. Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 89-100.

5. Загирова Э.М. Традиции и инновации в институциональном пространстве дагестанской семьи // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17. Вып. 3. С. 298-303.

уровень разводов среди молодых семей в различных регионах России и на Юге, в том числе. Однако институционализация модели эгалитарной семьи, утвердившаяся во многих регионах современного мира, поступательно происходит и в российском обществе, но на фоне процессов архаизации и традиционализации, во многом, замедляющих модернизацию семейных и тендерных отношений в южно-российском регионе.

6. Итак, Юг страны, отличающийся достаточно устойчивыми традиционными установками в сфере организации семейно-брачной жизни, в то же время, характеризуется разнонаправленными тенденциями - архаизации и модернизации, возникновение которых можно рассматривать как ответ на вызовы кризисной российской реальности. В основе и архаизации, и модернизации находится Традиция, трансформация которой в процессе адаптации к усложняющейся и динамично меняющейся реальности порождает указанные векторы - архаизацию и модернизацию, а усиление традиционных устоев в практике семейно-брачных отношений становится источником традиционализации семейно-брачных ценностей.

7. Ориентация молодежи на архаическое, традиционное или модернистское в области семейных практик, ценностей и отношений определяет будущее молодежи, будущее института семьи в каждом регионе, а, следовательно, выбор молодежи в пространстве семейно-брачных ценностей необходимо изучать, акцентируя внимание на социологическом анализе традиционных и инновационных элементов в семейных ценностях молодежи Юга России. Это позволит диагностировать и прогнозировать динамические процессы в семейной сфере южно-росийского общества, отслеживать траекторию их развития с пониманием их высокой значимости в социокультурной динамике регионального социума.

Literature:

1. Lamazhaa CH. K. Archaization and neotradition-alism: Russian regional forms / CH. K. Lamazhaa, M.SH. Abdulaeva // Knowledge. Understanding. Skill. 2014. № 3. P. 68-80.

2. Lamazhaa CH.K. Phenomenon of the archaic in the organization of the socio-cultural process // New studies of Tuva. 2014. № 3(23). P. 112-120.

3. Uzunov V.V. Institutional inertia in innovative development of Russian regions: theoretical discourse // Humanities of the South of Russia, 2019. T. 8. № 1. C. 56-66.

4. Akhiezer A.S. Archaization in Russian society as a methodological problem / / Social Sciences and modernity. 2001. № 2. P. 89-100.

5. Zagirova E.M. Traditions and innovations in the institutional space of the Dagestani family // Izvestiya Saratovskogo UN-TA. New. ser. Ser. Sociology. Political science. 2017. Vol. 17. Vol. 3. P. 298303.

6. Ламажаа Ч.К. Комплексные проявления неотрадиционализма и архаизации в регионах Южного федерального округа / Ч.К. Ламажаа, Л.В. Намруева // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 27-39.

7. Верещагина А.В. Межэтнические отношения в оценке дагестанских народов / А.В. Верещагина, М.М. Шахбанова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4 (87). С. 159177.

8. Алимова Б.М. Разводы в Дагестане: причины, мотивы и пути стабилизации (анализ статистики) // Вестник института ИАЭ. 2015. № 2. С. 124-142.

9. Верещагина А.В. Институциональные изменения в семейной сфере и демографические перспективы России: методологическая матрица исследования // Гуманитарий Юга России. 2012. № 4. С. 89.

6. Lamazhaa CH.K. Complex manifestations of ne-otraditionalism and archaization in the regions of the southern Federal district / CH.K. Lamazhaa, L.V. Namrueva // Znanie. Understanding. Skill. 2014. № 4. P. 27-39.

7. Vereshchagina A.V. Interethnic relations in the assessment of Dagestani peoples / A.V. Vereshchagina, M.M. Shakhbanova // Journal of sociology and social anthropology. 2016. Vol. XIX. № 4(87). P.159-177.

8. Alimova B.M. Divorce in Dagestan: reasons, motives and ways of stabilization (analysis of statistics) // Bulletin of the Institute of IAE. 2015. № 2. P. 124142.

9. Vereshchagina A.V. Institutional changes in the family sphere and demographic prospects of Russia: a methodological matrix of research // Humanities of the South of Russia. 2012. № 4. P. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.