Научная статья на тему 'Архаизация и неотрадиционализация социального поведения на Юге России в координатах социальной консолидации'

Архаизация и неотрадиционализация социального поведения на Юге России в координатах социальной консолидации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЗАЦИЯ / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / ЮГ РОССИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ARCHAIZATION / NEOTRADITIONALIZATION / SOCIAL CONSOLIDATION / SOUTH OF RUSSIA / REGIONAL SOCIETY / REGIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Геннадий Александрович, Кумыков Ауес Мухамедович, Хунагов Рашид Думаличевич, Тарасенко Лариса Викторовна

В статье обосновывается ключевая идея о том, что архаизация и неотрадиционализация два взаимосвязанных процесса, возникающих в результате адаптации южнороссийского социума к меняющейся реальности и определяющих формы социальной консолидации региональных сообществ. Их вектор может иметь разнозначный характер, детерминируя как конструктивные процессы на уровне жизнедеятельности населения Юга России, так и деструктивные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воробьев Геннадий Александрович, Кумыков Ауес Мухамедович, Хунагов Рашид Думаличевич, Тарасенко Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaization and neotraditionalization social behaviour in the South of Russia in the coordinates of social consolidation

The article explains the key idea that the archaic and neotraditionalists two interrelated processes that occur as a result of the southern adaptation of society to changing realities that determine the forms of social cohesion of regional communities. Their vector can have equivalent character, determining both constructive processes at the level of activity of the population of the South of Russia, and destructive.

Текст научной работы на тему «Архаизация и неотрадиционализация социального поведения на Юге России в координатах социальной консолидации»

Научные сообщения

Г.А. Воробьев*

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой информационно-коммуникационных технологий, математики и информационной безопасности, Пятигорский государственный университет

А.М. Кумыков**

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы,

Кабард ино- Бал ка рски й государственный университет им. Х.М. Бербекова, министр просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Р.Д. Хунагов***

доктор социологических наук, профессор, директор НИИ комплексных проблем, Адыгейский государственный университет

Л.В. Тарасенко****

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов,

Южный федеральный университет

Архаизация и неотрадиционализация социального поведения на Юге России в координатах социальной консолидации

Современная Россия, как справедливо указывают исследователи, сталкивается с очень серьезными вызовами, а возможность их решения и достижения эффективного результата связана с объединением усилий всего общества, с его консолидацией вокруг актуальных социальных

* Воробьев Геннадий Александрович, e-mail: [email protected].

** Кумыков Ауес Мухамедович, e-mail: [email protected].

*** Хунагов Рашид Думаличевич, e-mail: [email protected].

**** Тарасенко Лариса Викторовна, e-mail: [email protected].

проблем1. При этом отмечается, что консолидация общества зависит от наличия гражданского общества, но именно в этом направлении российское общество испытывает еще большие трудности, особенно на юге страны, где сильны традиционные устои организации жизни и социального взаимодействия, особенно актуализирующиеся в кризисных условиях жизнедеятельности социума.

Именно здесь, на Юге России, процесс формирования гражданской идентичности протекает очень сложно и противоречиво, так как доминантные идентификационные процессы носят ярко выраженный этно-конфессиональный характер, и более того, по свидетельству ученых, формирование южнороссийской идентичности находится под большим вопросом после разделения данного региона на два округа - СКФО и ЮФО2.

Ключевыми факторами социокультурной динамики на Юге России как регионе с мозаичной этнической и конфессиональной структурой населения являются этнический и конфессиональный. В действительности в поликультурном пространстве Юга России эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом, так как этническая принадлежность априори определяет и конфессиональную. А последняя на протяжении последних десятилетий играет все более заметную роль в консолидации локальных этногрупповых сообществ, чего не скажешь относительно всего регионального сообщества Юга России, да и не только его. Назвать российское общество консолидированным достаточно сложно, если учесть, что оно наполнено целым спектром социальных противоречий, разворачивающихся в том числе по линии межэтнических отношений3.

Возвращаясь к религиозному аспекту социальной консолидации и деконсолидации, а именно таким образом влияет религия на современные региональные процессы в разрезе локальных и региональных структур, стоит заметить, что рост влияния религии на сознание и поведение жителей южнороссийского региона связан с расширением ее социальных функций, т.е. степенью влияния на социальную жизнь общества, выходящую далеко за пределы сугубо конфессиональных отношений и процессов. Она стала фактором влияния на частную жизнь людей, и проявления этого влияния оцениваются учеными неоднозначно, так как наряду с конструктивными процессами, связанными с включенно-

1 Кошарная Г.Б., Толубаева Г.Т. Гражданское общество как фактор реализации консолидационных процессов российского общества // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 2 (34). С. 155.

2 Денисова Г.С., Клименко Л.В. Южнороссийская идентичность: упущенная возможность интеграции мультикультурного региона // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 6. С.29-33.

3 Вместе или порознь? Социальные противоречия в современной России [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2016. Пресс-выпуск № 3243. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115947 (дата обращения: 14.08.2018).

стью религии в публичную жизнь общества, наблюдаются и деструктивные - распространение религиозного фанатизма, экстремизма и т.д.1

На Юге России, как правило, эти деструктивные процессы развиваются в регионах, большинство жителей которых традиционно исповедуют ислам. И это не означает, что сам ислам несет в себе установки на деструктивное поведение верующих. Речь идет о том, что деструктивные организации и силы используют ислам с целью дестабилизации обстановки в регионе и в России в целом, активно вовлекая молодежь в свои структуры, чему способствует крайне неблагоприятная социально-экономическая ситуация в республиках Северного Кавказа. Рост безработицы, коррупции, снижение качества оказания медицинских услуг, рост недоверия органам региональной и местной власти - вот тот неполный перечень проблем, которые отмечаются населением республик Северного Кавказа2. В рейтингах регионов России по уровню социально-экономического и инновационного развития республики Северного Кавказа уже длительное время занимают нижние строчки3.

Исследование, проведенное в ряде субъектов Юга России и выявившее невысокий авторитет органов власти и местного самоуправления, а также популярность принятых на этом уровне решений среди населения, позволило экспертам сделать вывод о том, что данная ситуация объясняется слабым учетом потребностей населяющих эти субъекты этнических и конфессиональных групп, а также диаспор, слабой ориентированностью органов власти на взаимодействие с ними4. И что же в итоге мы наблюдаем? А в итоге - актуализация этнических норм и ценностей, адаптивных практик, к которым обращается население в ситуации, когда иначе не получается решить насущные проблемы - с помощью формальных нормативных установок. И именно в республиках Северного Кавказа тенденции архаизации и неотрадиционализации в социальных практиках населения фиксируются в большей степени, нежели в регионах Южного федерального округа, хотя и здесь они имеют место быть, о чем мы скажем несколько позже.

В республиках Северного Кавказа, что следует из результатов эмпирических исследований, ярким образом проявляют себя тенденции демодернизации гражданско-правовых установок, принятых на законодательном уровне, на фоне артикуляции этнических установок и цен-

1 Мчедлова М.М. Социальная консолидация российского общества: роль религиозного фактора [Электронный ресурс]. URL: http://www.oboznik.ru/?p=46119 (дата обращения: 14.08.2018).

2 Опрос на Северном Кавказе - 2017: коррупция и ухудшение экономического положения подрывают авторитет власти в регионе [Электронный ресурс]. URL: http://caucasustimes.com/ru/opros-na-severnom-kavkaze-2017-korrupcija-i-uhudshenie-jekonomicheskogo-polozhenija-podryvaet-avtoritet-vlasti-v-regione/ (дата обращения: 14.08.2018).

3 Рейтинг инновационных регионов России - 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-regions.org/ images/files/airr18.pdf (дата обращения: 22.05.2019

4 Воронцов С.А., Понеделков А.В., Шарков Ф.И. О ценностных основаниях и коммуникативных факторах консолидации современного российского общества // Коммуникология. 2018. № 3. С. 65.

ностей1. Эта демодернизация проявляется в формах архаизации и неотрадиционализации. Первая связана с возвратом в повседневные практики населения прежних (архаичных) форм жизнедеятельности, сложившихся в границах этнической культуры. Так, в качестве примера можно привести распространение в ряде республик Северного Кавказа архаичных семейных практик типа похищения невесты, раннего замужества девушек (в 13-15 лет), заключения браков по воле родителей и многожёнства. Последнее вызывает пристальный интерес ученых, поскольку имеет противоречивые оценки в массовом сознании и социальные последствия.

Так, если привести в качестве примера ситуацию в Дагестане, то можно отметить, что возрождение многожёнства в данной республике вызвало не только живую дискуссию по поводу этого явления, его значимости, необходимости, но и рост семейных разводов. В своем большинстве население Дагестана негативно относится к многожёнству, считая эту семейную практику уже неадекватной современным реалиям и, соответственно, не вписывающейся в систему современных семейных дагестанских народов, прежде всего их женской части2.

Возрождение многожёнства, закрепленного в нормах шариата, с трудом приживается в дагестанском обществе, порождая кризис традиционной семьи, архаизация которой также воспринимается негативно населением, как и модернизация, поскольку нарушается естественный ход эволюции семейных ценностей и отношений, что разрушает традиционную семью, которая выступает основой воспроизводства этнической культуры и системы социокультурных отношений3.

Между архаизацией и неотрадиционализацией весьма тонкая грань, и порой сложно ее зафиксировать, так как и в первом, и во втором случае речь идет о восстановлении, возрождении некой традиции, тех или иных традиционных практик в условиях новой реальности, и с этой точки зрения любая возрожденная традиция есть следствие процесса неотрадиционализации, так как она в любом случае получает новую жизнь - в плане иного восприятия, иных условий, иных социальных последствий. Разница между этими двумя процессами заключается в самом механизме возрождения традиции: в случае, если он основывается на стихийном (неосознанном) обращении к уже отжившим культурным и социальным практикам, имеет смысл говорить об архаизации, а если это связано с осознанным характером подобной деятельности, то о неотрадиционализме. Но в обоих

1 Клименко Л.В. Гражданско-правовые установки жителей Юга России в контексте модернизации поликультурного региона // Россия: тенденции и перспективы развития. 2015. № 10-3. С. 606.

2 Загирова Э.М. Традиции и инновации в институциональном пространстве дагестанской семьи // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 298-303.

3 Самыгин С.И., Верещагина А.В., Загирова Э.М. Традиционная семья: специфика социологического дискурса и методологические приоритеты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 81-85.

случаях, как пишут ученые, и архаизация, и неотрадиционализм - ответная реакция социума на кризисные явления модернизирующегося общества1. И если говорить о Юге России, то здесь ярко проявляют себя эти тенденции архаизации и неотрадиционализации по причине, как мы уже писали, неблагоприятного сценария модернизационного развития России в целом и данного региона в частности.

На пересечении традиций и инноваций и в тесном переплетении процессов архаизации и неотрадиционализации оформляется специфический формат консолидации народов Юга России, преимущественно в локальных сообществах (этнические группы, конфессиональные группы, региональные сообщества), который позволяет адаптироваться к сложной, наполненной неопределённостью, рисками и кризисами, российской реальности.

Обратимся к результатам исследования российских ученых, проведенного на Северном Кавказе и в Южном федеральном округе и позволившего в обоих регионах выявить тенденции архаизации и неотрадиционализации, хоть и со своими специфическими особенностями, но порожденными одними и теми же факторами - возрождением этничности и религиозности2.

Особенность Северо-Кавказского федерального округа, связанная с доминированием в его составе мусульманского населения, определила в качестве важнейших форм неотрадиционализма социально-этическую, идеологическую, религиозную и социально-политическую. Проявляется это в значительном повышении в жизни народов Северного Кавказа норм обычного права, выполняющих со-циорегулятивные, в том числе и правовые, функции3, а также идентификационные функции, в совокупности отвечающих за механизм воспроизводства этносоциума с доминированием горизонтальных связей и неформальных норм групповой самоорганизации по этническому признаку. Деструктивным проявлением подобной групповой самоорганизации можно считать возрождение практики абречества в Дагестане, Чеченской Республике, которую исследователи напрямую связывают с формами регионального экстремизма4.

В других сферах общественной жизни народов Северного Кавказа также наблюдаются тенденции архаизации и неотрадиционализации. Хорошо известен клановый принцип в организации социально-политических отношений, который, с одной стороны, решает проблемы локального характера в плане придания стабильности в про-

1 Ламажаа Ч.К., Абдулаева М.Ш. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 69.

2 Там же. С. 68-80; Ламажаа Ч.К., Намруева Л.В. Комплексные проявления неотрадиционализма и архаизации в регионах Южного федерального округа // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 27-39.

3 Клименко Л.В. Гражданско-правовые установки жителей Юга России... С. 599-606.

4 Ламажаа Ч.К., Абдулаева М.Ш. Архаизация и неотрадиционализм... С. 75.

странстве внутриэтнических отношений, а с другой - выступает фактором конфликтогенности межэтнических отношений в регионе.

Несколько иначе разворачиваются тенденции архаизации и неотра-диционализации в Южном федеральном округе, где палитра этнических и конфессиональных групп представлена еще более интересным образом, а ситуация социально-экономического развития также не внушает оптимизма. Уступая по многим параметрам другим федеральным округам, Южный федеральный округ характеризуется к тому же высокой динамикой нелегальных миграционных потоков, межэтнических противоречий, теневой экономикой и коррупционными механизмами в сфере политики и экономики1.

Религиозное возрождение в данном округе связано с его конфессиональными особенностями. В Калмыкии фактор религии стал источником распространения буддистских традиционных практик, слабо ориентированных на современную динамику общественной жизни и протекающих в ней модернизационных процессов с рыночной конкуренцией, информационной революцией. Исламский фактор значительно меньшее влияние оказывает на население Адыгеи, нежели народов Северного Кавказа, и здесь нормы формального права более востребованы, нежели обычного как социального регулятора2, а в регионах с доминирующим русским населением православное возрождение в значительной степени связано с феноменом казачества. При этом само это движение - возрождение казачества - вызывает бурные споры до сих пор среди историков, политологов, социологов. Так, С. Маркедонов справедливо задается вопросом о том, что, собственно, возрождать, когда само явление казачества было вызвано к жизни конкретными историческими условиями и только в них и могло существовать, развиваться? Это не означает, что история казачества закончилась, но сам концепт «возрождение» применительно к казачеству имеет смысл пересмотреть, отдавая должное сформировавшимся в казачьей среде лучшим традициям - демократии, самоуправлению, патриотизму, уважению к труду3.

И тем не менее казачье движение с размахом заявило о себе на Дону и Кубани с точки зрения и политического участия, и культурного развития. Результаты этой неотрадиционалистической волны также неоднозначны по своим последствиям, так как, с одной стороны, казачество также выступает элементом системы социальной регуляции и саморегуляции, разрешения различного рода конфликтов, возникающих на местном уровне в тех или территориальных образованиях, а с другой -источником разногласий и конфликтов с неказачьим населением.

1 Ламажаа Ч.К., Намруева Л.В. Комплексные проявления неотрадиционализма... С. 29.

2 Клименко Л.В. Гражданско-правовые установки жителей Юга России... С. 606.

3 Маркедонов С. Возрождение казачества на Юге России: неудавшийся политический проект? [Электронный ресурс]. URL: https://caucasustimes.com/ru/vozrozhdenie-kazachestva-na-juge-rossii/ (дата обращения: 05.06.2018).

В целом же архаические и неотрадиционалистские явления, имея, безусловно, положительный эффект, прежде всего адаптационный, всегда связаны с социальной инерцией, которая, являясь следствием неспособности социума в лице его социальных групп, социальных институтов и организаций адекватно реагировать на вызовы современной реальности, выступает фактором торможения инновационных процессов и барьером на пути прогрессивного развития.

В каждом архаичном явлении и неотрадиционалистском движении априори заложены традиционные ценности и установки, а они, как известно, детерминируют динамику социокультурных процессов через те или иные модели социального поведения. Последние, оформленные в формате архаических и неотрадиционалистских тенденций, воспроизводят сформировавшиеся на протяжении веков ментальные программы в самых различных сферах жизнедеятельности, в частности, если говорить о Юге России, то ученые пришли к выводу, что социально-политическое, социально-экономическое и правовое поведение жителей данного региона, как, собственно, и всей России, соответствует так называемой гибридной модели, в которой синтезированы этатистские (государственнические) и либеральные ценности и установки1.

Этот вывод подтверждается многочисленными данными, в которых обнаруживается парадоксальная ситуация: при крайне высоком уровне неудовлетворенности жизнью в стране с такими кризисными явлениями, как бедность, безработица, социальная незащищенность, коррупция, снижение качества медицины, образования и т.д., и сформировавшемся запросе на перемены2 надежда на их осуществление практически целиком возлагается на государство и сильную власть3. При этом, правда, эффективность государства в выполнении своих функций перед гражданами страны оценивается крайне невысоко: согласно данным «Левада-центра» (2019 г.), 44 % опрошенных россиян дали отрицательную оценку государству в этой его роли против 20 %, в целом положительно оценивших его деятельность в этом направлении4.

Как видим, сама модель социального поведения, названная учеными государственнически-либеральной, есть порождение неотрадиционализма, и она рассматривается нами как фактор архаической консолидации населения, при которой решение новых задач в соответствии с новыми вызовами совершенно иной современности очень проблематично. Для достижения эффективного результата в изменившихся условиях следует использовать

1 Ментальные программы и модальные модели социального поведения на Юге России / отв. ред. А.В. Лубский. М. : Социально-гуманитарные знания, 2017. 396 с.

2 Петухов В.В. Динамика социальных настроений россиян и формирование запроса на перемены // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 40-53.

3 Ответственность и влияние [Электронный ресурс]. URL: https:// www.levada.ru/2017/11/13/ 17013/print/ (дата обращения: 06.10.2018).

4 Граждане и государство [Электронный ресурс]. URL: https:// www.levada.ru /2019/01/22/grazhdane-i-gosudarstvo-3/print/ (дата обращения: 11.03.2019).

инновационные формы и способы социальной консолидации, которые учеными связываются с развитием институтов гражданского общества и гражданской самоорганизации, гражданской и правовой культуры1.

Таким образом, консолидационные практики, разворачивающиеся в региональном пространстве Юга России, базируются на процессах архаизации и неотрадиционализации, которые, в свою очередь, своим источником имеют характер модернизационных преобразований, неадекватный социокультурным реалиям данного региона с соответствующими кризисными проявлениями, и неготовность регионального социума к эффективной адаптации в кризисной реальности. В данных условиях архаические практики социальной консолидации - наиболее оптимальная адаптивная практика, ориентированная на выживание структурированных по этноконфессиональному признаку региональных сообществ и групп, т.е. механизм воспроизводства в безопасном режиме этносоциу-ма как социокультурной целостности.

Однако вместе с этим воспроизводятся и остро стоящие перед регионом проблемы, которые не решаются в формате применения архаических практик, и формируется замкнутый круг, институциональная ловушка, выйти из которой можно только с помощью совместных усилий регионального социума, но в формате социальной консолидации инновационного типа. Его основой должны выступать надэтнические и надконфессиональные ценности и установки, что возможно в рамках формирования гражданской идентичности, которая сможет интегрировать полиэтничное и поликонфессиональное пространство Юга России. Но проблема в том, что гражданская идентичность не может быть навязана сверху. Она должна созреть снизу, в недрах самого общества и его массового сознания, подобно тому, как сформировался запрос на перемены в 2017 г. на уровне всего российского общества вне какого-либо идеологического давления со стороны власти2. Но в том-то и проблема - сверхактуализированные и артикулированные ценности этничности и религиозности в региональном пространстве Юга России детерминируют все ключевые сферы жизнедеятельности регионального социума, в первую очередь идентификационные.

Таким образом, идентификационный проект под названием «гражданская идентичность» в южнороссийском регионе на данный момент следует рассматривать скорее как перспективный, нежели реально реализуемый в условиях четко фиксируемых процессов архаизации и неотрадиционализации.

1 Милецкий В.П. Правовая культура как фактор консолидации и стабильности современного российского общества // Труды СПБГИК. 2015. Т. 208. С. 222-228.

2 Горшков М.К. Реальности пореформенной России: четверть века социальных трансформаций в социологическом измерении // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 6-33.

Воробьев Г.А., Кумыков А.М., Хунагов Р.Д., Тарасенко Л.В. Архаизация и неотрадиционализация социального поведения на Юге России в координатах социальной консолидации. В статье обосновывается ключевая идея о том, что архаизация и неотрадиционализация -два взаимосвязанных процесса, возникающих в результате адаптации южнороссийского социума к меняющейся реальности и определяющих формы социальной консолидации региональных сообществ. Их вектор может иметь разнозначный характер, детерминируя как конструктивные процессы на уровне жизнедеятельности населения Юга России, так и деструктивные.

Ключевые слова: архаизация, неотрадиционализация, социальная консолидация, Юг России, региональный социум, региональное пространство.

Vorob'ev G.A., Kumykov A.M., Khunagov R.D., Tarasenko L.V. Ar-chaization and neotraditionalization social behaviour in the South of Russia in the coordinates of social consolidation. The article explains the key idea that the archaic and neotraditionalists two interrelated processes that occur as a result of the southern adaptation of society to changing realities that determine the forms of social cohesion of regional communities. Their vector can have equivalent character, determining both constructive processes at the level of activity of the population of the South of Russia, and destructive.

Keywords: archaization, neotraditionalization, social consolidation, South of Russia, regional society, regional space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.