Научная статья на тему 'Этносоциальные проблемы на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение»'

Этносоциальные проблемы на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
393
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЗОР / РЕФЕРАТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерохина Елена Анатольевна

В статье представлен обзор наиболее интересных публикаций по проблематике актуальных этносоциальных процессов, которые были опубликованы в известном российском журнале «Знание. Понимание. Умение», отмечающем в этом году 10-летие с момента выхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnosocial issues within the covers of “Knowledge. Understanding. Skill” Journal

Article reviews the most interesting publications regarding the issues of actual ethnosocial processes published in the well-known Russian journal “Knowledge. Understanding, Skill” which marks its 10th anniversary this year.

Текст научной работы на тему «Этносоциальные проблемы на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение»»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 3 2014

этносоциальные проблемы на страницах журнала

«ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ»

Е. А. Ерохина

Аннотация: В статье представлен обзор наиболее интересных публикаций по проблематике актуальных этносоциальных процессов, которые были опубликованы в известном российском журнале «Знание. Понимание. Умение», отмечающем в этом году 10-летие с момента выхода.

Ровно десять лет назад — в 2004 г. — отечественная научная периодика пополнилась еще одним журналом, которое стал издавать Московский гуманитарный университет. На-

звание его некоторое время запоминалось с трудом — «Знание. Понимание. Умение», часто в путанице с известной педагогической формулой ЗУН — «знания — умения — навыки». За прошедшее время журналу и его создателям удалось не просто закрепить свое название, являющееся ключевой формулой педагогической, научно-образовательной концепции главного редактора — проф. И.

М. Ильинского (Ильинский, 2004). Издание, последовательно придерживаясь избранной линии на мультидисциплинарность, на диалог между представителями разных научных отраслей, приобрело авторитет и признание, нашло свою нишу в сонме научной периодики. Свидетельством тому стало включение журнала в 2008 г. в так называемый «Перечень

Ерохина Елена Анатольевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск).

248

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 3 2014

ВАК» — список журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией к апробации научных работ соискателей кандидатских и докторских диссертаций. География авторов журнала весьма обширна, объем издания неуклонно растет, поднимается также его рейтинг среди междисциплинарных изданий, в том числе в Российском индексе научного цитирования (Ильинский, 2014).

Авторитет, уважение специалистов издание получило потому, что мультидисциплинарность для редакционного коллектива не обернулась «всеядностью» и не стала поводом для снижения качества публикуемых работ. Напротив. По целому ряду научных направлений «ЗПУ», благодаря рецензентам — авторитетным ученым в своих областях, стал трибуной для новейших работ, которые выступают в авангарде отечественного научного знания. Это становится, очевидно, также из специальных тематических обзоров, подобных тому, что сделали, например, С. В. Луков и В. И. Боков — по теме социализации (Луков, Боков, 2014).

Среди прочих направлений, в «ЗПУ» четко прослеживается линия актуальных исследований по этносоциологической проблематике. Попытаемся представить наиболее интересные работы и сделать обзор важных заключений авторов.

Прежде всего, скажем о теоретико-методологических работах. Известная исследовательница проблем современной культуры А. В. Костина пишет о влиянии глобализации на соотношение национальных и этнических культур в современном мире (Костина, 2006ab). «Глобализацию культуры невозможно оценивать односторонне, она порождает не только различные, но и взаимоисключающие представления о культурных переменах, позволяя человеку одновременно осознать единство мира и его культуры и ощутить специфику отдельных культурных миров», — пишет она (Костина, 2006а: 129). Автор констатирует вслед за западными коллегами такой факт: «этнизация» сознания и реактивация этнического культурного потенциала проявляются в том, что в глобальном масштабе развивается новая политическая архитектура, основанная на границах не национальных, а этнических культур.

В последующей статье, опубликованной в «ЗПУ» в 2009 г., А. В. Костина продолжает анализировать вопросы уже в свете проблем идентичности (Костина, 2009а, 2010). Автор утверждает, что кризис современной идентичности в значительной степени связан с теми доминирующими стратегиями идентификации, которые формируются в границах этноса, нации, массы. Эти стратегии достаточно противоречивы, а иногда — кон-

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«новые исследования ТУВЫ»

№ 3 2014

фликтны. Этническая идентичность связана с отождествлением индивида с социальной группой, где личность оказывается рассредоточенной на всех членов коллектива. Национальная идентичность задается совокупностью норм, правил, законов и гражданством.

Федотова Н. Н., делая обзор западных концепций идентичности, также констатирует, что вера авторов в преобладающую роль индивидуальной

идентичности в сравнении с групповой, в частности этнической, религиозной и цивилизационной, сегодня не выдерживает критики (Федотова, 2011). Об идентичности как культурном аспекте модернизации пишет также Т. В. Шарнаускене (Шарнаускене, 2010). Г. Ю. Канарш представляет новый исследовательский проект, связанный с изучением национальных характеров народов во взаимосвязи с модернизационными процессами (Канарш, 2013). Журнал также публикует концептуальные представления о культурных оснований модернизационных процессов известной российской исследовательницы В. Г. Федотовой (Федотова, 2014).

Монгольская ученая А. Шажинбатын пишет о национализме как

идеологии верховенства одной нации, которая имеет как конструктивную сторону (имеет огромную одухотворяющую силу для представителей данной нации), так и деструктивную, поскольку противопоставляет нации. Противовесом автор рассматривает идеологию космополитизма (Шажинбатын, 2009). Собственно этничность автор рассматривает сквозь призму философско-антропологического подхода (Шажинбатын, 2010).

Ч. К. Ламажаа, анализируя проблематику архаизации общества, как феномена, возникающего в условиях кризиса модернизационного развития (Ламажаа, 2011а), также выходит на сравнительное рассмотрение явлений архаизации, традиционализма и неотрадиционализма (Ламажаа, 2010, 2012). При этом автор делает акцент на значительном влиянии традиций этнической культуры, в частности ее архаических пластов, на скорость восприятия населением кардинальных реформ. Е. Н. Ивахненко дает

высокую оценку труду исследователя, который нашел отражение не только в статьях, но и в докторской диссертации (Ламажаа, 2011с), а также в монографии (Ламажаа, 2013с). На последнюю подготовили рецензии Е. Н. Ивахненко (Ивахненко, 2013), а также В. Г. Федотова (Федотова, 2013).

Известные новосибирские ученые Ю. В. Попков и Е. А. Тюгашев прямо ставят вопрос о необходимости корректировки национальной политики государства в связи с особенностями локальных культур населения регионов (Попков, Тюгашев, 2012). При этом их представления базиру-

250

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 3 2014

ются на концепции интернационализации Ю. В. Попкова, идеи которой публиковались авторов в ряде изданий, а также представлены на страницах «ЗПУ» (Попков, 2013).

Непосредственно российские проблемы этносоциальных процессов, культурной политики, которая корректируется этносоциальными процессами представлены в ряде публикаций уже упоминавшихся и других авторов. Философ В. Б. Власова анализирует мультикультурность российского общества как историческое явление (Власова, 2013). Особенности культурного строительства, сложившиеся на ранней истории Советского союза, рассматривает А. В. Костина (Костина, 2009b). Распад СССР, усиление тенденций к этнизации в политике на рубеже XX-XXI веков разбирает Н. В. Тузов (Тузов, 2007abc). О том, насколько острой проблемой является вопрос культурного многообразия в нашей стране, свидетельствуют дискуссии философов. Один из подобных круглых столов, который прошел в Институте философии РАН, — в обзоре Ч. К. Ламажаа (Ла-мажаа, 2013b).

Сегодня о необходимости сохранения нематериального культурного наследия народов России, что должно быть приоритетом культурной политики пишут А. С. Каргин и А. В. Костина (Каргин, Костина, 2008). Культурная политика в этой связи также в поле зрения Т. М. Гудима (Гудима, 2008), Э. Ф. Макаревича и О. И. Карпухина (Макаревич, Карпухин, 2012).

Частные вопросы этнизации в социальной жизни исследованы молодыми авторами: О. О. Намлинская пишет о русской национальной идентичности в молодежной среде (Намлинская, 2006), Е. В. Овчинская об этнографических исследованиях телезрителей, что стало актуальным направлением отечественной социологии вслед за западной (Овчинская, 2013).

Интересны региональные исследования на страницах «ЗПУ». В.К.Биче-оол и Н. Г. Апухтина анализируют социально-культурные последствия колонизации на Таймыре (Апухтина, Биче-оол, 2013). Тенденции этнокультурной ситуации в Северном регионе рассматривают А. В. Артюхов и Н. Г. Хайруллина (Артюхов, Хайруллина, 2012; Хайруллина, 2014; Хайруллина, Койше, 2013). Автор этих строк также имела честь публиковаться в «ЗПУ», представляя исследования этнических границ и особенностей межэтнического взаимодействия в современных российских мегаполисах (Ерохина, 2011). Ч. К. Ламажаа (с прежней фамилией Даргын-оол) пишет о тувинской диаспоре в мегаполисе — Москве (Даргын-оол, 2006ab), утверждая о возможности использования термина «внутренняя диаспора».

251

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 3 2014

В этом же издании вышел целый ряд материалов Ч. К. Ламажаа по проблемам волн архаизации (социальной, политической) в конкретном российском регионе — Республике Тыва (Ламажаа, 2009, 2011b), которые последовали логическим образом в условиях социального реформирования и были предопределены особенностями социальной политики в регионе (Ламажаа, Харунова, 2011). Политическая архаизация выразилась, как показывает автор, в клановости (Ламажаа, 2007), что в целом обусловлено особенностями социальной организации кочевых народов Центральной Азии (Ламажаа, 2008), их менталитета (Ламажаа, 2013а). Этот феномен также рассмотрел и согласился с автором — А. В. Лукьянов (Лукьянов, 2011).

Регионы Центральной России в плане разворачивания этносоциальных процессов неотрадиционализма представлены в обзоре В. А. Лапшина (Лапшин, 2014). Интересные зарисовки о возрождении российского казачества дает Д. Д. Пеньсковский (Пеньковский, 2012ас). Он же анализирует особенности современных политических элит республик Северного Кавказа (Пеньковский, 2012b).

Журнал «Знание. Понимание. Умение» не ограничивается публикацией исследований этносоциальных в России и ее регионах. На страницах издания можно прочитать и о региональных культурах в Японии (Wakai Ikujiro, 2013), в целом судьбе японской культуры в глобализирующемся мире (Мошняга, 2008), об абхазском субэтносе самурзаканцах (Соловьева, 2011), русской диаспоре в США (Ручкин, 2014). Культурная политика стран Европы разбирается в статьях О. Б. Скородумовой (Скородумова,

2008) , Т. Н. Мироновой (Миронова, 2009).

Поскольку обозреваемый нами журнал издается высшим учебным заведением, на его страницах обсуждаются и проблемы современного образования, в том числе в связи с этносоциальными процессами. Этнокультурное образование в целом анализирует А. Б. Афанасьева (Афанасьева,

2009) . Этноконфессиональные проблемы высшего образования формулирует известный отечественный социолог Ж. Т. Тощенко (Тощенко, 2013). Этническую идентичность личности учащегося-мигранта рассматривает М. В. Данилова (Данилова, 2008). Проблемы образования школьников на Крайнем Севере разбирает А. В. Зимин (Зимин, 2013). Общеевропейское образовательное пространство в свете проблем национальных традиций конкретных стран представлено в работе Р. Т. Зяблюк (Зяблюк, 2008).

Даже самый краткий обзор избранных материалов одного издания

может дать нам представление о спектре этносоциальных проблем, ко-

252

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«новые исследования ТУВЫ»

№ 3 2014

торые поднимаются в журнале. Причем, важно понимать, что благодаря междисциплинарному статусу издания редколлегии удается поддерживать не просто обсуждение узкого круга вопросов, результаты исследова-

нии конкретных регионов, но и анализ процессов с учетом самого широкого социального фона — фактора глобализации, макросоциальных

тенденции и пр.

Список литературы:

Апухтина, Н. Г., Биче-оол, В. К. (2013) Народная колонизация на Таймыре: социально-культурные последствия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 108112.

Артюхов, А. В., Хайруллина, Н. Г. (2012) Тенденции этнокультурной ситуации в Северном регионе // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 106-109.

Афанасьева, А. Б. (2009) Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189-195.

Власова, В. Б. (2013) Мультикультурные основания российской ментальности в зеркале истории // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 93-97.

Гудима, Т. М. (2008) Нерешенные проблемы культурной политики современной России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 29-34.

Данилова, М. В. (2008) Этническая идентичность личности учащегося-мигранта в условиях образовательной системы России // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 60-64.

Даргын-оол, Ч. К. (2006a) Диаспора в мегаполисе: традиции и современность (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 96-101.

Даргын-оол, Ч. К. (2006b) Диаспора в мегаполисе: традиции и современность (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 109-115.

Ерохина, Е. А. (2011) «Местные» и «приезжие»: этническая граница и межэтническое взаимодействие в современном российском мегаполисе // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 72-78.

Зимин, А. В. (2013) Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 284-287.

Зяблюк, Р. Т. (2008) Национальные традиции в общеевропейском образовательном пространстве // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 57-63.

Ивахненко, Е. Н. (2013) Архаизация изнутри и извне // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 317-321.

Ильинский, И. М. (2004) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-7.

Ильинский, И. М. (2014) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-17.

Канарш, Г. Ю. (2013) От «индивидуальных» характеров — к национальным // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 93-98.

253

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«новые исследования ТУВЫ»

№ 3 2014

Каргин, А. С., Костина, А. В. (2008) Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 59-71.

Костина, А. В. (2006a) Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 128-139.

Костина, А. В. (2006b) Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 165-172.

Костина, А. В. (2009a) Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 167-175.

Костина, А. В. (2009b) Особенности культурного строительства в Советской России 20-30-х годов: к вопросу о субъектном аспекте истории // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 31-40.

Костина, А. В. (2010) Кризис современной идентичности и доминирующие стратегии идентификации в границах этноса, нации, массы (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 187-194.

Ламажаа, Ч. К. (2007) Клановость в политической жизни регионов России // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 133-147.

Ламажаа, Ч. К. (2008) Центральная Азия: истоки современной клановости в политике // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 205-211.

Ламажаа, Ч. К. (2009) Социальная архаизация постсоветской Тувы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 124-129.

Ламажаа, Ч. К. (2010) Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 88-93.

Ламажаа, Ч. К. (2011a) Архаизация общества в период социальных трансформаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 35-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ламажаа, Ч. К. (2011b) Проблема политической архаизации Тувы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 108-115.

Ламажаа, Ч. К. (2011c) Архаизация общества в период социальных трансформаций (социально-философский анализ тувинского феномена) : дисс.д-ра филос. н. М.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Социокультурный неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 350-353.

Ламажаа, Ч. К. (2013a) К вопросу о национальном характере народов Центральной Азии // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 99-108.

Ламажаа, Ч. К. (2013b) Круглый стол «Культурное многообразие России и его роль в российской модернизации» // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 329-333.

Ламажаа, Ч. К. (2013c) Архаизация общества. Тувинский феномен. М. : Книжный дом «Либроком».

Ламажаа, Ч. К., Харунова, М. М.-Б. (2011) Социальная политика государства как фактор модернизации традиционного общества (на примере Тувы середины XX века) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 129-136.

Лапшин, В. А. (2014) Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 102-108.

Луков, С. В., Боков, В. И. (2014) Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 327-335.

254

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«новые исследования ТУВЫ»

№ 3 2014

Лукьянов, А. В. (2011) О феномене культуры и духовности Тувы // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 297-298.

Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И. (2012) О национальной идее для России // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 24-33.

Миронова, Т. Н. (2009) Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики стран Европейского региона: Италия // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 41-48.

Мошняга, П. А. (2008) Японская культура в глобализирующемся мире // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 24-29.

Намлинская, О. О. (2006) Русская национальная идентичность в молодежной среде // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 211-218.

Овчинская, Е. В. (2013) Этнографические исследования телеаудитории в западной и российской социологии // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 175-179.

Пеньковский, Д. Д. (2012a) Возрождение российского казачества на современном этапе // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 81-86.

Пеньковский, Д. Д. (2012b) Современные политические элиты республик Северного Кавказа // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 91-96.

Пеньковский, Д. Д. (2012c) Эмиграция казачества из России и ее последствия // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 172-176.

Попков, Ю. В. (2013) Рефлексивная концепция интернационализации как методологическая основа национальной политики // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 35-41.

Попков, Ю. В., Тюгашев, Е. А. (2012) Национальная политика и социокультурный подход // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 99-105.

Ручкин, А. Б. (2014) От «врагов народа» до «друзей нации»: русская диаспора в российско-американском диалоге // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 40-50.

Скородумова, О. Б. (2008) Культурная политика Финляндии и ее роль в формировании новой модели информационного общества // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 40-44.

Соловьева, Л. Т. (2011) Субэтноним «самурзаканцы»: история и современность (проблема использования и интерпретаций в курсах гуманитарных наук) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 117-123.

Тощенко, Ж. Т. (2013) Этноконфессиональные проблемы высшего образования // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 26-27.

Тузов, Н. В. (2007a) Этнический и религиозный факторы во внутренней политике России на стыке веков (начало) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 79-87.

Тузов, Н. В. (2007b) Этнический и религиозный факторы во внутренней политике России на стыке веков: проблемы и тенденции (продолжение) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 124-134.

Тузов, Н. В. (2007c) Этнический и религиозный факторы во внутренней политике россии на стыке веков (окончание) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 200-206.

Федотова, В. Г. (2013) Кризис модернизации и архаизация общества // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 309-313.

Федотова, В. Г. (2014) Модернизация и традиция // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 80-91.

255

www.tuva.asia

Электронный информационный журнал

«новые исследования ТУВЫ»

№ 3 2014

Федотова, Н. Н. (2011) Глобализация и изучение идентичности // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-80.

Хайруллина, Н. Г. (2014) Установки толерантного сознания тюменской молодежи // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 183-193.

Хайруллина, Н. Г., Койше, К. К. (2013) Этническая идентификация татар Тюменской области: социологическое измерение // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 116-120.

Шажинбатын, А. (2009) Национализм versus космополитизм // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 78-82.

Шажинбатын, А. (2010) Этничность как антропологическая проблема // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 205-210.

Шарнаускене, Т. В. (2010) Идентичность и прецедент в модернизационных процессах // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 94-99.

Wakai Ikujiro (2013) Consideration Concerning the Traditional Regional Culture and Environmental Education that Support the Conservation of Ecosystems of Lagoons around Lake Biwa (A Case Study of Lake Nishi-no-ko in Shiga Prefecture) [Рассмотрение вопроса о традиционной региональной культуре и экологическом образовании, способствующих сохранению экосистем лагун вокруг озера Бива (на примере озера Ниши-но-ко в префектуре Сига)] // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 28-31.

Abstract: Article reviews the most interesting publications regarding the issues of actual ethnosocial processes published in the well-known Russian journal “Knowledge. Understanding, Skill” which marks its 10th anniversary this year.

Дата поступления: 13.08.2014 г.

ethnosocial issues within the covers of “knowledge. understanding. skill” journal

E. A.Yerokhina

256

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.