ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
А.А. Гавриленко, магистрант Д.П. Иванова, канд. экон. наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-79-82
Аннотация. Отрасль грузоперевозок переживает сложные времена еще с момента возникновения коронавируса. Не успев оправиться после локдаунов, логистика и финансовая составляющая бизнеса начинают страдать от санкций, принятых в отношении России. В статье рассказывается о кризисе грузовых перевозок, сложности функционирования бизнеса в области логистики, а также новых тенденциях и изменениях, которые ожидают отрасль грузовых перевозок.
Ключевые слова: логистика, COVID-19, транспортно-логистические услуги, грузоперевозки, автотранспорт, санкций, транспортно-логистический кризис, контейнерные перевозки, грузооборот.
В середине февраля 2022 года на рынке грузовых перевозок возник транспортный дефицит, причиной которого стал затяжной кризис микрокомпонентов и, соответственно, недостаточные темпы производства новых автомобилей. Ко всему прочему на сложность функционирования транспортной отрасли оказывали логистические ограничения, которые сохраняются на протяжении последних двух лет по всему миру.
До недавнего времени международная торговля сталкивалась со значительными трудностями: логистические компании не справлялись с объемом перевозимой продукции, не хватало контейнеров для перевозки. Из-за стечения множества различных обстоятельств огромное количество большегрузных контейнеров простаивало. К примеру, дисбаланс между потребителями и производителями в Китае и США привел к скоплению пустых контейнеров в США. В 2021 году около 18-25% всего морского контейнерного парка простаивали в очередях на разгрузку или на карантин. Несоответствие спроса и предложения на логистические услуги вызвало повышение ставок на перевозки до рекордных размеров, к примеру, с ноября 2020 года по январь 2021 года стоимость перевозки 40-футового контейнера из Азии в Европу выросла с двух тысяч долларов до девяти
тысяч. Значение Шанхайского индекса контейнерных перевозок достигло своего максимального значения в декабре 2021 -январе 2022 года, когда стоимость контейнерных перевозок выросла относительно начала 2021 года на 75% [1]. Однако, высокая стоимость перевозки еще не гарантировала, что товар будет доставлен вовремя и без задержек.
Но с возникновением санкционных ограничений изменилось соотношение между спросом и предложением на рынке транспортно-логистических услуг. Если в начале года наблюдался значительный дефицит перевозчиков и это приводило к существенному росту цен, то теперь все скорее наоборот. Большая часть международных направлений «заблокирована», и многим компаниям из отрасли пришлось перейти на внутренний российский рынок перевозок, что увеличило конкуренцию среди перевозчиков в стране. Наблюдается резкое сокращение заявок на перевозку, что не позволяет грузоперевозчикам повышать ставки в условиях высокой конкуренции, а порой даже приводит к их снижению несмотря на то, что повысилась стоимость обслуживания автомобильного парка и комплектующих. Например, уменьшилось количество грузов из Москвы и Петербурга, как следствие произошло снижение средней ставки фрахта. Упало
количество загрузок и их стоимость. Индекс ATI.SU отображает как меняется стоимость автомобильных грузоперевозок по России, динамика изменения ставок из Санкт-Петербурга в Москву показывает, что за месяц стоимость упала на 12,9 процента, а за три месяца на 14,6 процента [2].
Отказ крупных судоходных компаний доставлять российские товары в порты, а также санкции, которые во многих случаях вынуждали грузовладельцев менять поставщиков и места погрузки, побудили автоперевозчиков к реорганизации маршрутов. Только на трех гигантов -Mediterranean Shipping Company, Maersk и CGM по словам аналитиков приходилось до 70 % морского грузооборота Северной столицы. В марте 2022 года по сравнению с мартом 2021 года количество заявок грузовладельцев на перевозку их товаров из Азербайджана в Россию увеличилось почти в 4,5 раза, из России в Турцию - более чем в 3,5 раза, из Грузии в Россию - почти в 2,5 раза, из Казахстана в Россию - на 76%. При этом сократилось число заявок
на перевозки из Европы в Россию - от 37% из Италии до 63% из Польши и Финляндии. Логистика из Европы и в Европу в цене увеличилась в 2-3 раза, а доставка из Китая стала дешевле. Имеются заторы на всех границах, где проходят российские грузы, как на западе, так и на юге, в связи с наличием санкционных товаров; сокращение количества действующих пунктов пропуска; перенаправление части грузов с морского транспорта на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Грузооборот морских портов России за январь-март 2022 года составил 200,2 млн тонн, что на 1,2% превышает показатель аналогичного периода прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов (АСОП), в марте же 2022 года объем сократился на 9,1% относительно аналогичного месяца прошлого года с 69,9 млн тонн до 63,49 млн тонн. На рисунке 1 представлена структура грузооборота морских портов России за январь-март 2022 года [3].
23,9
53,5
1,3
Порты Арктического бассейна
■ Порты Балтийского бассейна
■ Порты Арктического бассейна
■ Порты Азово-Черноморского бассейна
60,5 ■ Порты Каспийского бассейна
61
Рис. 1. Грузооборот морских портов России за январь-март 2022 г.
Происходящие изменения существенно меняют рынок транспортно-логистических услуг, а также способы перевозок грузов. Таким образом, можно выделить следующие тенденции и изменения:
1. На данный момент таможенные органы работают над перераспределением потоков: внимание уделяется развитию пунктов пропуска на кавказской сухопутной границе и увеличению морского тра-
фика, в т.ч. через Новороссийск и черноморские порты. Принято решение о переходе на круглосуточный режим работы трех пунктов пропуска на Дальнем Востоке. План экономической поддержки, разработанный Правительством Российской Федерации, включает и уже реализует меры поддержки импорта. Большое внимание уделяется упрощению и ускорению таможенных процедур. Актуализировано более 200 общероссийских профилей риска и около 100 региональных. В сектор низкого уровня риска добавлены 3 тысячи компаний. Почти в 4 раза сокращены контрольные операции в отношении товаров первой необходимости (продовольствие, лекарства, товары повседневного спроса).
2. Грузооборот одного только порта Санкт-Петербурга за 2021 год составил более 62 миллионов тонн, порядка 26 миллионов из которых пришлось на контейнеры. А из этих 26 миллионов почти 268 000 - на рефконтейнеры. Из-за ухода крупных перевозчиков рынку грозит потеря 37-66% контейнерного парка. На сегодняшний день ключевым направлением «РЖД Логистики» является перевозка продукции агропромышленного комплекса, для данных перевозок компания нуждается в рефрижераторных контейнерах. По оценкам экспертов, стоимость одного контейнера в КНР приблизительно равна стоимости сырья для изготовления аналогичного контейнера в России. Также наблюдается тенденция на уменьшение партий, связи с этим АО «ВНИИЖТ» разрабатывает специализированные 5- и 10-тонные контейнеры, а также адаптер для их крепления на эксплуатируемых фитинговых платформах. Ожидается, что образцы будут произведены в текущем году, а испытания начнутся только в 2023 году, но в силу преимущества производителей из КНР расходы на металл, которым при реализации экспортных поставок компенсирует государство за счёт субсидий сложно сказать, получат ли успех российские производители без государственных субсидий и преференций [4].
3. В 2021 году и в первом квартале текущего года был дефицит фитинговых
платформ, что привело к увеличению их закупок. На сегодняшний день парк фи-тинговых платформ в России составляет около 95,5 тыс. единиц. Они находятся в собственности порядка 200 компаний, при этом несколько крупных игроков владеют более 70% от общего числа таких платформ. На фоне ожидаемого сокращения контейнерного парка в РФ в связи с отзывом транспортных средств и оборудования ведущими зарубежными сервисами, объем перевозок в контейнерах может сократиться. Это приведет к избытку парка фитин-говых платформ, уменьшению инвестиций в такой парк.
4. С 8 апреля 2022 года таможенные службы стран ЕС, граничащих с Россией и Беларусью, ссылаясь на пятый пакет санкций, прекратили въезд транспортных средств, зарегистрированных в этих странах, на территорию ЕС. Логистические компании рассматривают несколько вариантов дальнейшего осуществления грузоперевозок. Например, поставки могут осуществляться через транзитные страны, среди которых можно выделить Турцию. Однако это займет более длительные сроки доставки и высокую стоимость доставки. Гораздо более предпочтительным выглядит вариант смены тягачей на пограничных терминалах между Россией, Беларусью и Евросоюзом, который пока не запрещен законом. В этом случае время перевозки увеличится, но всего на сутки, что несравнимо меньше, чем ожидание в очередях на пропускных пунктах. Сама посылка будет дороже примерно на 300-400 евро из-за необходимости использовать инфраструктуру приграничного терминала для пересылки.
Таким образом, вводимые санкции, сломанные цепочки поставок, кардинально меняют работу логистических компаний. Стоит ожидать, что многие их них станут банкротами или просто технически не смогут обслуживать свои машины из-за отсутствия комплектующих. Китайские аналоги запчастей плотно войдут на наш рынок из-за отсутствия альтернатив, а черный рынок авто угона и разбора начнет расширяться.
Библиографический список
1. Container news - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://container-news.com/scfi/ (дата обращения: 11.04.2022).
2. Индекс ATI.SU - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ati.su/landings/index/ (дата обращения: 10.04.2022).
3. Грузооборот морпортов России за 3 месяца 2022 года вырос на 1,2% - АСОП // portnews.ru - 14.04.2022. - М.: Информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс», 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://portnews.ru/news/328059/? (Дата обращения: 18.04.2022).
4. «Трансконтейнер» ждет дефицита контейнеров к лету // news.ati.su - 21.04.2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.ati.su/news/2022/04/21/transkontejner-zhdet-defitsita-kontejnerov-k-letu-130190/? (Дата обращения: 22.04.2022).
5. ОАО «РЖД» ФНС - Официальный Интернет-сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9397/page/104069?id=269758 (дата обращения: 13.04.2022).
6. Заторы на границах и фуры 1976 года: что происходит с грузоперевозками // rbc.ru -17.04.2022. - М.: Сетевое издание «РБК» 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/17/04/2022/6256c4949a79473d28fc0337 (Дата обращения: 18.04.2022).
7. Глава «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев о новой стратегии // kommersant.ru. -09.11.2021. - М.: Интернет-газета «Коммерсантъ», 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5064060 (Дата обращения: 14.04.2022).
TRANSFORMATION OF THE FREIGHT TRANSPORTATION MARKET IN THE
CONTEXT OF THE LOGISTICS CRISIS
A.A. Gavrilenko, Graduate Student
D.P. Ivanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor St. Petersburg State University of Economics (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The cargo transportation industry has been going through difficult times since the emergence of the coronavirus. Having not had time to recover from the knockdowns, logistics and the financial component of the business begin to suffer from the sanctions imposed on Russia. The article describes the crisis of freight transportation, the complexity of the functioning of the logistics business, as well as new trends and changes that the freight transportation industry expects.
Keywords: logistics, COVID-19, transport and logistics services, cargo transportation, motor transport, sanctions, transport and logistics crisis, container transportation, cargo turnover.