Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЦИФРОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В 2022 Г. (СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЦИФРОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В 2022 Г. (СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
304
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ЖУРНАЛИСТИКА / ЦИФРОВЫЕ СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьева К.В., Газизов Р.Р.

Актуальность исследования определяется процессами трансформации российской массмедийной политики на фоне проведения Россией специальной военной операции на территории Украины. Целью работы является комплексный анализ цифрового медиаконтента общенационального уровня: информационных выпусков «Первого канала» и телеканала «Россия 1»; изданий «Газета.Ru» и «Комсомольская правда». Цель определила решение следующих взаимосвязанных задач: 1) выявить структурные особенности рассматриваемых медиа: навигацию сайтов, архитектуру телевыпусков, композицию медиаматериалов; 2) раскрыть проблемно-тематический ракурс медиасообщений; 3) определить журналистские приемы и методы освещения событий в указанных изданиях и телеканалах. Методология исследования основана на принципах системного, структурного и сопоставительного анализа. Проведенный анализ выявил следующее: включение темы в рубрикаторы сайтов газет, новые хештеги в социальных сетях; экспрессивность заголовков и материалов СМИ, формирующих общественное мнение; использование методов привлечения внимания и воздействия на массовое сознание; высокая вовлеченность аудитории в социальных сетях; языковое разнообразие материалов, в том числе введение в обиход специальной лексики; новая проблемно-тематическая парадигма информационного телевещания; динамизм и насыщенность телевизионных материалов, максимальная визуализация военной техники; новые лица и персонажи; усиление роли неофициальных акторов и их значимость; применение исторических аналогий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN DIGITAL MEDIA SPACE IN 2022: STRUCTURAL AND CONTENT FEATURES

The relevance of the study is determined by the processes of transformation of the Russian mass media policy against the background of the Russian special military operation on the territory of Ukraine. The aim of the work is a comprehensive analysis of digital media content at the national level: information releases of "Channel One" and "Russia-1" TV channel; publications "Gazeta.Ru" and "Komsomol'skaya pravda". The goal determined the solution of the following interrelated tasks: 1) to reveal the structural features of the media under consideration: site navigation, TV release architecture, composition of media materials; 2) to reveal the problem-thematic perspective of media messages; 3) to determine journalistic techniques and methods of covering events in the indicated publications and TV channels. The research methodology is based on the principles of systemic, structural and comparative analysis. The analysis revealed the following: the inclusion of the topic in the rubricators of newspaper websites, new hashtags in social networks; expressiveness of headlines and media materials that shape public opinion; the use of methods of attracting attention and influencing the mass consciousness; high audience engagement in social networks; linguistic diversity of materials, including the introduction of special vocabulary; a new problem-thematic paradigm of news broadcasting; dynamism and saturation of television materials, maximum visualization of military equipment; new faces and characters; strengthening the role of informal actors and their importance; use of historical analogies.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЦИФРОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В 2022 Г. (СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)»

УДК 070

Б0110.24147/2413-6182.2023.10(1).72-84

1Б8И 2413-6182 еЯБИ 2658-4867

ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЦИФРОВОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА В 2022 г. (СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ)

К.В. Дементьева1, Р.Р. Газизов2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Саранск, Россия) 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Россия)

Аннотация: Актуальность исследования определяется процессами трансформации российской массмедийной политики на фоне проведения Россией специальной военной операции на территории Украины. Целью работы является комплексный анализ цифрового медиаконтента общенационального уровня: информационных выпусков «Первого канала» и телеканала «Россия 1»; изданий «Газетами» и «Комсомольская правда». Цель определила решение следующих взаимосвязанных задач: 1) выявить структурные особенности рассматриваемых медиа: навигацию сайтов, архитектуру телевыпусков, композицию медиаматериалов; 2) раскрыть проблемно-тематический ракурс ме-диасообщений; 3) определить журналистские приемы и методы освещения событий в указанных изданиях и телеканалах. Методология исследования основана на принципах системного, структурного и сопоставительного анализа. Проведенный анализ выявил следующее: включение темы в рубрикаторы сайтов газет, новые хештеги в социальных сетях; экспрессивность заголовков и материалов СМИ, формирующих общественное мнение; использование методов привлечения внимания и воздействия на массовое сознание; высокая вовлеченность аудитории в социальных сетях; языковое разнообразие материалов, в том числе введение в обиход специальной лексики; новая проблемно-тематическая парадигма информационного телевещания; динамизм и насыщенность телевизионных материалов, максимальная визуализация военной техники; новые лица и персонажи; усиление роли неофициальных акторов и их значимость; применение исторических аналогий.

Ключевые слова: медиапространство, журналистика, цифровые СМИ, телевидение, специальная военная операция.

Для цитирования:

Дементьева К.В., Газизов Р.Р. Трансформация российского цифрового ме-диапространства в 2022 г. (структурные и содержательные особенности) // Коммуникативные исследования. 2023. Т. 10. № 1. С. 72-84. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(1).72-84.

© К.В. Дементьева, Р.Р. Газизов, 2023

Сведения об авторах:

1 Дементьева Ксения Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики

2 Газизов Рамис Рассыхович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций

Контактная информация:

1 Почтовый адрес: 430005, Россия, Саранск, ул. Большевистская, 68

2 Почтовый адрес: 420043, Россия, Казань, ул. Калинина, 60

1 E-mail: dementievakv@gmail.com

2 E-mail: gazizov-da@yandex.ru Дата поступления статьи: 11.10.2022 Дата рецензирования: 10.12.2022 Дата принятия в печать: 10.01.2023

Введение

С февраля 2022 г. резко изменились структурные и функциональные характеристики медиасистем. Закрытие некоторых изданий и блокировка медиаресурсов, изменение тематики, дополнения в правовом регулировании, самоцензура - всё это не могло не повлиять на цифровое ме-диапространство. Текущие изменения уже начали исследоваться с точки зрения политики [Булганцэцэ, Величкин 2022; Sutyrin 2022], экономики [Латыпов 2022; Mardones 2022; Razumnova 2022], права [Долгиева 2022], культурологии [Меренков 2022], социологии [Головко 2022] и т. д. Не осталась без внимания и сфера филологии и медиакоммуникаций [Панчен-ков 2022; Пивкина 2022; Кычкова 2022; Левашов, Гребняк 2022]. Также есть публикации, где социальные потрясения последних лет рассматриваются в совокупности [Малых 2022]. Однако на структурно-содержательных особенностях не сосредоточено внимание ни в одной из опубликованных работ. В опубликованных за рубежом работах рассматривались преимущественно приемы и методы манипулирования массовой информацией [Garifullin 2020], коммуникативные технологии воздействия на массовое сознание [Doroschuk, Petrova, Staroverova 2016; Nagovitsina, Gazizov 2020].

В представленном исследовании выявляются сущностные особенности и характер отражения специальной военной операции (СВО], проводимой Россией на территории Украины. Данная тема стала центральной в общенациональных массмедиа в 2022 г., чем и объясняется траектория авторского исследования. С целью обозначить системные трансформации медиасреды рассматривались цифровые СМИ: «Газетами», «Комсомольская правда», - а также контент ведущих федеральных телеканалов: «Пер-

вый канал» и «Россия 1». Такой диапазон средств массовой информации позволил глубже рассмотреть информационные приоритеты и структурные составляющие российского пространства публичных коммуникаций.

Методология и методы исследования

Методология исследования основана на принципах системного, структурного и сопоставительного анализа. В целях всестороннего анализа указанных событий также проведен содержательный анализ изданий «Газетами», «Комсомольская правды», федеральных телеканалов «Первый канал» и «Россия 1», позволивший выявить их специфику, информационные приоритеты в освещении событий. Выявлены информационные медиаматериалы, освещающие ход событий; медиастатистика, показывающая динамику происходящего; штрихи к портретам участников специальной военной операции.

Структурный анализ позволил выявить изменения в организации телевещания. Происходит структурная перестройка выпусков и выход на первый план новых актуальных проблемно-тематических линий. Всего проанализировано более 1 000 медиатекстов, выборка для качественного анализа составила 300 публикаций за период с 1 марта по 1 августа 2022 г.

Телевизионный медиаконтент

В рассматриваемом периоде происходит структурная перестройка выпусков «Первого канала» и телеканала «Россия 1». Отмечается выход на первый план новых проблемно-тематических линий:

1] информация с территории Украины, ДНР и ЛНР;

2] информация и брифинги Министерства обороны РФ;

3] штрихи к портретам участников военных действий;

4] социально значимая тематика;

5] совещания федеральных органов власти.

Данные тенденции активно утвердились в верстке выпусков федеральных каналов.

Чтобы наглядно показать отличия информационных приоритетов, рассмотрим информационные выпуски обоих каналов от 11 июля 2022 г. Телеканал «Россия 1» открывает программу «Вести» с событий в Херсонской области - покушений на жизнь и убийства должностных лиц военно-гражданской администрации; «Первый канал» в программе «Время» сообщает о первом регулярном пассажирском поезде из Мариуполя в Волно-ваху. В первом случае мы видим внимание журналистов к работе органов власти, вопросам безопасности сотрудников военно-гражданской администрации. Террористические акты, угрозы, покушения на чиновников относятся к оперативной медиаинформации, которая неизменно вызывает повышенный интерес у телевизионной аудитории, и можно понять

ее первенство в верстке данного выпуска. Во втором случае информационные приоритеты коснулись социально значимого факта - долгожданного для местных жителей события. Данный репортаж - один из тех, которые знаменуют собой позитивные перемены экономического и транспортного развития районов, разрушенных в ходе военных действий. Маршрут «Мариуполь - Волноваха» назван в сюжете «дорогой жизни», «коротким, но важным участком железнодорожной ветки». Данные языковые средства телевизионного дискурса имеют важное значение в интеграции граждан, стимулируя их к возвращению к мирной жизни, показывая улучшение и стабилизацию обстановки в местах проживания.

Как видим, «Первый канал» демонстрирует внимание к следующим темам (в порядке значимости для повестки, согласно указанной выше нумерации пунктов]: 4, 1, 2, 3. Порядок освещения событий телеканалом «Россия 1», аналогично: 1, 4, 2, 3. Налицо два разных подхода к приоритетности новостей с учетом информационной политики рассматриваемых телеканалов.

Выпуски программ перестроены с учетом новой проблемно-тематической парадигмы информационного телевещания. Телевизионные сюжеты максимально динамичны и насыщены: перемещения корреспондентов вместе с войсками, проезд на бронетранспортерах, общение с военнослужащими и военнопленными. Растет роль военных корреспондентов, появление которых в кадре сопровождается риском для жизни. Например, А. Евстигнеев в сюжете из ЛНР сообщает, что их машину «обстреляли украинские минометчики» («Вести недели», 21.08.2022]; корреспондент «Первого канала» А. Кручинин едет в автомобиле с военнослужащими по опасному маршруту, демонстрируя кадры из окон и в салоне («Время», 21.08.2022]; корреспондент Н. Долгачев едет на трофейном бронеавтомобиле «Козак» (Вести», 11.07.2022] и др.

Активно представлены и жители провозглашенных освобожденными территорий: женщины, дети, пожилые люди. Ситуации, в которых они показываются, различны: разрушенные квартиры, хозяева которых плачут от горя; улыбки на лицах людей, встречающих солдат и принимающих гуманитарную помощь. Например, в выпуске программы «Время» от 11 июля 2022 г. показан репортаж из Калининского района Донецка, пострадавшего от артиллерийских обстрелов: жилые дома, больницы, школы, авторынок. Местные жители, являясь свидетелями происходящего, делятся своими воспоминаниями о перенесенном горе. Сведения рядовых участников событий имеют важное значение в телесюжетах: дополняют официальную информацию, знакомят с мнениями, иллюстрируют картину событий.

Присутствует максимальная визуализация военной техники. В телевизионных материалах активно демонстрируется современное российское высокоточное вооружение: зенитные комплексы «Бук», реактивная

система «Ураган», ракеты «Оникс» - и то, как оно поражает цели. В телеэфире имеет место показ военной техники: Су-34, Су-125, корвет «Сообразительный».

Отмечается максимальная предметность и детализация сюжетного ряда о специальной военной операции. Присутствуют названия моделей вооружения, их функционал и потенциал. Причем это касается не только российской военной техники, но и зарубежных средств. Например, «155 мм - калибр натовский». Сотрудниками государственных российских телеканалов подчеркивается, что американское, французское, польское и другое вооружение, имея большой поражающий эффект, применяется как средство убийства мирных граждан.

Активно применяются исторические аналогии, призванные провести параллели между настоящим и прошлым. Например, освещая события Дня памяти и скорби, в программе «Вести» авторы подчеркивают: в июне 2022 г., как и в июне 1941 г., сражаться приходится с фашизмом. «Задача борьбы с нацизмом снова стала актуальной», - отмечает корреспондент А. Петров. Как видим, утверждается освободительный характер действий российских войск на территории Украины. Исторические аналогии приводятся и в сюжете программы «Время» из ЛНР: в 1943 г. город Новодружеск освобождали советские войска, в настоящее время - это делают военнослужащие российской армии.

Установлено, что телевизионная информация имеет свою языковую специфику. Так, в отношении российской армии и союзных соединений чаще всего использовались такие слова, как «защитники», «освободители», «бойцы». Представителей противоположной стороны конфликта журналисты называют «боевиками», «врагами», «иностранными наемниками», «бандформированиями», «нацистами», «неонацистами» и т. д. Сравнительный анализ деятельности телеканалов выявил и различия в языковой практике. Например, слово «нацисты» чаще применялось журналистами программы «Время» («Нацисты нанесли удар по Киевскому району Донецка», «Нацисты бьют в одно и то же место» - репортаж А. Ру-денко], в программе «Вести» - «неонацисты» («взорван склад неонацистов», «украинские боевики выбиты из ЛНР», «неонацисты отброшены», выпуск от 11.07.2022]. Во всех случаях утверждается преступный, античеловеческий характер действий военнослужащих ВСУ.

Сюжеты показывают сплоченность и слаженность действий российской армии и военнослужащих народных республик: «объединенные силы российских войск и народной милиции ЛНР», «союзные силы», «гуманитарный центр». Таким образом, демонстрируется совместный характер деятельности коалиции войск в сюжетах с указанных территорий.

В телеэфире применяется терминология военного времени, например «массированный обстрел», «артобстрел», что подчеркивает масштаб и драматизм событий. Кроме того, такие формулировки, как «ювелирные

удары артиллеристов», «интенсивные бои», «под плотным огнем», акцентируют внимание телезрителей на уровне сложности и мастерстве российских военнослужащих («Вести», Евгений Давыдов, 21.06.2022].

Также значимое место в системе телеинформации приобрели штрихи к портретам участников военных действий. Репортаж программы «Время» 6 июля 2022 г. посвящен Герою России капитану В. Носову. Корреспондент Е. Лямин показывает, как рота под командованием В. Носова вступила в бой с превосходящими силами противника и остановила наступление Вооруженных Сил Украины. Сослуживцы и супруга характеризуют офицера, вспоминая важные детали его биографии. Показывается дом героя - с. Коровий Ручей Усть-Цилемского района Республики Коми, а также место его службы - Балтийский флот. Командование приняло решение назвать его именем катер, увековечив память о Герое России. В сюжете мы видим перемещения съемочной группы по разным городам и регионам, что создает яркий образ награжденного посмертно Героя России. Репортаж 11 июля 2022 г. корреспондента программы «Вести» Антона Степаненко посвящен Герою России подполковнику А. Гаспаряну. Сюжет основан на фактах и рассказах сослуживцев: гвардейская бригада под его командованием смогла отбить атаки противника и удержать стратегически важный мост через Днепр. Память о подвиге А. Гаспаряна будет увековечена: на фасаде школы в с. Андреевке Омской области, где учился будущий Герой России, открыли мемориальную доску. Данная информация позволяет ярко показать портрет героя.

Проанализированные телематериалы позволяют обозначить структуру сюжетов об удостоенных званием Героя России участниках специальной военной операции: 1] рассказ о подвиге; 2] характеристика сослуживцами и близкими; 3] показ мест службы и проживания.

Цифровой и печатный медиаконтент

Рассмотрим, какова специфика освещения специальной военной операции в прессе - сайтах газет и их пабликах в социальных сетях. В издании «Газетами» данной теме посвящен специальный ежедневно обновляющийся раздел онлайн-трансляции - «Военная операция на Украине» -и рубрика с хештегом «#Операция на Украине».

Структурный анализ сайта показывает: во всплывающем рубрикаторе отдельно темы спецоперации нет, но в рубрике «Политика» почти все материалы прямо или косвенно посвящены внешнеполитическим переговорам, реакции известных людей на ситуацию, поставкам вооружения, беженцам и т. д. В рубрике «Бизнес» многие вопросы также оказались связанными с СВО. Так, обсуждаются вопросы ухода некоторых компаний с российского рынка, замены их другими, новые логистические схемы, санкции, изменения ценовой политики в странах Европы и др. Есть темы, связанные с СВО, и в других постоянных рубриках издания: «Общество» (гума-

нитарный груз, выступления артистов в военном госпитале, соглашения о сотрудничестве], «Мнения» («Кушать не подано. О том, почему 20 млн т зерна с Украины не спасут мир от голода», «План, пост и молитва. О нетривиальных методах спасения экономики»], «Культура» («Галерея в Гааге отказалась проводить украинскую выставку "Захваченный дом"»], «Семья и дети» (о российских знаменитостях, не поддержавших российскую политику, и их семьях], «Технологии» (открытие и закрытие компаний в России, легализация пиратского программного обеспечения].

Почти не затронули изменения рубрики «Авто Новости», «Наука», «Стиль». Рубрика «Фото», наоборот, в каждой подборке содержит фотографии из ДНР, ЛНР, Украины. В «Инфографике» часто на карте мира отмечаются страны, схожие по какому-то признаку (в какие страны могут поехать российские туристы, какие страны приняли украинских беженцев]. В тестах последних месяцев упор сделан на изучении истории, есть тема «Тест: как хорошо вы разбираетесь в новейшем российском оружии», что тоже может быть связано с происходящими в стране и мире событиями.

В рубрикаторе издания появился новый раздел - «Армия», полностью посвященный СВО, а также военным действиям и политике, которая может к ним привести, в разных точках мира (Индия, Китай, Иран].

То есть большая часть контента так или иначе была изменена, а аудитория, потребляющая данный контент, будет постоянно находиться внутри повестки.

Немного иная картина наблюдается на сайте газеты «Комсомольская правда». Здесь тема спецоперации выделена даже сильнее, это ощущение создается за счет визуального оформления - рубрика «Спецоперация на Украине» выделена в шапке сайта желтым цветом на фоне голубых кнопок. Желтый в психологии цветов привлекает внимание, создает контраст, но при этом не вызывает тревогу как, например, красный [Вильд-берг 2022]. Кроме того, эти сочетания есть на флаге Украины. Все материалы внутри рубрики помечены принадлежностью к рубрике «Политика». Здесь, так же как и в предыдущем издании, есть материалы с пометкой «онлайн-трансляция» на каждый день, которые дополняются в течение суток.

Также разделы «В мире», «Колумнисты» включают много медиа-текстов, которые имеют отношение к теме конфликта. Но, так же как и в случае с предыдущим изданием, материалы на тему СВО есть и в других разделах газеты. Например, «Общество» (о вкладах россиян, эмигрантах, деятельности волонтеров, беженцах], «Экономика» (санкции, туризм, поставки товаров в Россию, работа банков], «Звезды» (санкции по отношению к знаменитостям, эмиграция], «Сериалы» («Netflix стал недоступен для россиян»], «Туризм» («Выход России из Всемирной туристской организации: что это значит для туристов»].

Тем не менее многие разделы, представляющие значительную часть контента, остались без изменения или почти не были затронуты темой спецоперации. Это рубрики и спецпроекты «Коронавирус» (тематика размещенных здесь текстов и без того на протяжении долгого периода обладала особой тревожностью для аудитории], «Здоровье», «Наши права», «Наука», «Спорт», «Самобранка», «Происшествия», «Выбор экспертов», «Доктор», «Семья», «Женские секреты», «Путеводитель», «Промокоды». Это значительно большая часть контента, чем в издании «Газетами». Таким образом, аудитория газета имеет нишу, которая может отвлечь их от повестки, которая считается главной с февраля 2022 г.

Рассмотрим более подробно некоторые материалы изданий, размещенные непосредственно во вкладках о спецоперации.

Анализ заголовков «Комсомольской правды» показывает наличие эмоционально окрашенной лексики и тропов: «Чем аукнутся Киеву угрозы ударить по Крыму и куда Невзоров сунет украинский паспорт» (фра-зеолог., разг.], «Путь на Очаков открыт, Будапешт отбрил Киев, приговор наемникам оспаривают в Вашингтоне» (прост.], «Хакеры вскрывают Киев как банку килек, беженцев незалежной начинают притеснять, о паспортах РФ мечтают даже теробороновцы» (сравн., ироничн.]. Подобная лексика в заголовках обладает сильным воздействующим эффектом, будучи направленной на формирование негативного отношения к Украине и ее сторонникам.

В заголовках «Газетами» подобная экспрессивность практически отсутствует. Нередко часть заголовка состоит из цитаты эксперта («"97 процентов": Шойгу заявил о почти полном контроле над территорией ЛНР», «"Мяч на стороне украинцев уже почти два месяца": Лавров объяснил, почему остановились переговоры»], однако это скорее служит подтверждением слов, которые смогут вызвать более высокое доверие аудитории (метод привязки к авторитетному источнику [Дементьева, Потапов 2012: 101]]. Лидеры мнения традиционно используются для «влияния на мнение аудитории» [Бакеева 2019: 290]. Тем не менее специальная лексика, которая стала использоваться регулярно политиками, экспертами, журналистами, логично переходит и в медиа: провокация, террористы, переговоры, эмбарго, санкции и т. д.

В социальных сетях также появились разделы, связанные с СВО. В паблике «Комсомольская правда» в социальной сети «ВКонтакте» сохранились добавленные ранее, в 2014-2015 гг., фотоальбомы: «Кто охраняет Донбасс», «Кто дает Донбассу уголь», «Нападение на Славянск, утро 2 мая 2014». В постах не используются хештеги, но все материалы, связанные с темой СВО, набирают большое количество разнообразных комментариев. По ним, во-первых, видно неоднозначное отношение пользователей к проблеме, во-вторых, отсутствие модерации со стороны издания. Вместе с тем пользователь может подписаться на рассылку уведомлений, одна

из тем - «Военное ревю», содержащая, по описанию, новости не только о спецоперации («Только серьезные новости о военных конфликтах в мире от наших журналистов с места событий»].

По поисковому запросу «Спецоперация» в паблике «Комсомольская правда» найдено более 2 300 записей, а в паблике «Газетами» - 560 (по состоянию на 1 августа 2022 г.]. Также паблик последнего издания не содержит каких-то специальных рубрик (фото- и видеоальбомов, виджетов и т. д.], посвященных теме СВО. Хештегов к постам тоже нет, но также наблюдаются оживленные дискуссии в материалах по теме. Из этого можно сделать вывод, что данная тематика сейчас позволяет активизировать обратную связь, вовлечь аудиторию.

Заключение

Проведенный анализ на уровне цифровой и печатной медиасреды выявил: 1] включение темы в рубрикаторы сайтов газет, новые хештеги в социальных сетях; 2] экспрессивность заголовков и материалов СМИ, формирующих общественное мнение; 3] использование методов привлечения внимания и воздействия на массовое сознание; 4] высокую вовлеченность аудитории в социальных сетях; 5] языковое разнообразие материалов, в том числе введение в обиход специальной лексики.

На уровне телевизионной и цифровой медиасреды выявлены: 1] новая проблемно-тематическая парадигма информационного телевещания; 2] динамизм и насыщенность телевизионных материалов, максимальная визуализация военной техники; 3] появление новых лиц и персонажей; 4] усиление роли неофициальных акторов и их значимость; 5] применение исторических аналогий с целью обозначить взаимосвязь между событиями, найти исторические примеры и подкрепить ими современные события и действия; 6] языковая специфика с целью обозначить отношение к происходящему; 7] приобретение значимого места в системе телеинформации штрихов к портретам участников военных действий.

Список литературы

Бакеева Д.А. Манипулятивное влияние социальных сетей и «лидеров мнений» (на примере интернет-пространства Instagram) // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 288-296.

Булганцэцэ Г., Величкин С.В. Влияние специальной военной операции, проводимой в Украине, на взаимоотношения России со странами Восточной Азии // Дипломатическая служба. 2022. № 4. С. 250-264. DOI: 10.33920^пе-01-2204-01.

Вильдберг У. С. Роль цвета в оформлении сайта // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов. М., 2022. С. 310-313. Головко Я.А. Отношение граждан РФ к специальной военной операции в Украине: социологический мониторинг // Регион глазами студентов. Саратов, 2022. С. 10-13.

Дементьева К.В., Потапов П.Ф. Пресса и общественное мнение. Саранск, 2012. 138 с.

Долгиева М.М. Криптопреступность в условиях специальной военной операции и западных санкций // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 8 (141). С. 144-149. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.144-149.

Кычкова М.В. Оценочно-языковая специфика концепта "strangeness/unusualness" (на материале высказываний англоязычных СМИ о проведении специальной военной операции на Украине) // Казанская наука. 2022. № 3. С. 133-135.

Латыпов Р.Ф. Специальная военная операция на Украине: ситуационный анализ // Экономика и управление. 2022. № 2 (164). С. 134-137. DOI: 10.34773/EU.2022.2.24.

Левашов В.К., Гребняк О.В. Актуальные изменения социальных сетей и цифровой среды в период специальной военной операции на Украине // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. № 2 (30). С. 204-213. DOI: 10.18255/24126519-2022-2-204-213.

Малых М.М. Изменение социально-демографических характеристик современного телезрителя России (на примере Иркутской области) вследствие пандемии и военной операции на Украине // Экспертные институты в XXI веке: принципы, технологии, культура. Иркутск, 2022. С. 199-202.

Меренков А.В. Культура эгоизма в условиях специальной военной операции // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6. № 3. С. 305-316. DOI: 10.35634/2587-90302022-6-3-305-316.

Панченков С.А. Литеры "Z" И "V" как символы специальной военной операции на территории Украины // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2022. № 1 (39). С. 85-90.

Пивкина Е.В. «Специальная военная операция» глазами TikTok: манипуляции блогеров // Медиа в современном мире: 61-е Петерб. чтения. СПб., 2022. С. 59-61.

Doroschuk E.S., Petrova E.N., Staroverova T.S. Communication tools of the Internet social space // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. 2016. Vol. 20, Special iss. 2. P. 126-131.

Garifullin V.Z. Teaching human behaviour with the case of manipulative impact of media resources on an audience under pandemic conditions // Revista Conrado. 2020. Vol. 16, iss. 77. P. 267-271.

Mardones C. Economic effects of isolating Russia from international trade due to its 'special military operation' in Ukraine // European Planning Studies. Published online: 23 May 2022. DOI: 10.1080/09654313.2022.2079074.

Nagovitsina T.A., Gazizov R.R. International problems in the information policy of Russian digital media // International Journal of Criminology and Sociology. 2020. Vol. 9. P. 2168-2172.

Razumnova L. The development of the Kazakhstan's economy under the conditions of a special military operation in Ukraine and the tightening of anti-russian sanctions // Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World: Proceedings of XXII International Multidisciplinary Conference. Madrid, 2022. P. 73-84.

Sutyrin V.V. Special military operation in Ukraine: consequences for the EAEU and Eurasian integration // Russia in Global Affairs. 2022. Vol. 20, no. 2 (78). P. 158163. DOI: 10.31278/1810-6374-2022-20-2-158-163.

References

Bakeeva, D.A. (2019), Manipulative influence of social networks and "opinion leaders": a study of the Instagram internet-space. Mediaissledovaniya, No. 6, pp. 288-296. (in Russian).

Bulgantsetseg, G., Velichkin, S. (2022), The impact of the special military operation conducted in Ukraine on Russia's relations with East Asian countries. Diplomatic Service, No. 4, pp. 250-264. DOI: 10.33920/vne-01-2204-01. (in Russian).

Dement'eva, K.V., Potapov, P.F. (2012), Pressa i obshchestvennoe mnenie [Press and public opinion], Saransk, 138 p. (in Russian).

Dolgieva, M.M. (2022), Crypto Crimes amid Special Military Operation and Western Sanctions. Actual Problems of Russian Law, Vol. 17, no. 8 (141), pp. 144-149. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.144-149. (in Russian).

Doroschuk, E.S., Petrova, E.N., Staroverova, T.S. (2016), Communication tools of the Internet social space. Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict, Vol. 20, Special iss. 2, pp. 126-131.

Garifullin, V.Z. (2020), Teaching human behaviour with the case of manipulative impact of media resources on an audience under pandemic conditions. Revista Conrado, 2020, Vol. 16, iss. 77, pp. 267-271.

Golovko, Ya.A. (2022), Otnoshenie grazhdan RF k spetsial'noi voennoi operatsii v Ukraine: sotsiologicheskii monitoring [The attitude of Russian citizens to the special military operation in Ukraine: sociological monitoring]. Region gla-zami studentov [Region through the eyes of students], Saratov, pp. 10-13. (in Russian).

Kychkova, M.V. (2022), Evaluative-linguistic specificity of the concept "strange-ness/unusualness" (based on English media language statements) on the conduct of a Special Military Operation in Ukraine). Kazan Science, No. 3. pp. 133-135. (in Russian).

Latypov, R.F. (2022), Special Military Operation in Ukraine: Situational Analysis. Economics and Management, No. 2 (164), pp. 134-137. DOI: 10.34773/EU.2022.2.24. (in Russian).

Levashov, V.K., Grebnyak, O.V. (2022), Current changes in social media and the digital environment during a special military operation in Ukraine. Sotsial'nye i gu-manitarnye znaniya, Vol. 8, no. 2 (30), pp. 204-213. DOI: 10.18255/2412-65192022-2-204-213. (in Russian).

Malykh, M.M. (2022), Changes in the socio-demographic characteristics of the modern russian tv viewer (on the example of the Irkutsk region) due to the pandemic and the military operation in Ukraine. Grabelnykh, T.I. (ed.) Expert institutions in the XXIst century: principles, technologies, culture, Collection of papers, Irkutsk, Irkutsk State University Publ., pp. 199-202. (in Russian).

Mardones, C. (2022), Economic effects of isolating Russia from international trade due to its 'special military operation' in Ukraine. European Planning Studies, Published online: 23 May. DOI: 10.1080/09654313.2022.2079074.

Merenkov, A.V. (2022), The culture of selfishness under conditions of a special military operation. Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations, Vol. 6, no. 3, pp. 305-316. DOI: 10.35634/2587-9030-2022-63-305-316. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nagovitsina, T.A., Gazizov, R.R. (2020), International problems in the information policy of Russian digital media. International Journal of Criminology and Sociology, Vol. 9, pp. 2168-2172.

Panchenkov, S.A. (2022), Letters "Z" and "V" as symbols of a special military operation on the territory of Ukraine. Vestnik Khakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova, No. 1 (39), pp. 85-90. (in Russian).

Pivkina, E.V. (2022), "Spetsial'naya voennaya operatsiya" glazami TikTok: manipulyat-sii blogerov ["Special military operation" through the eyes of TikTok: manipulation of bloggers]. Media v sovremennom mire [Media in the modern world], 61st Petersburg Readings, St. Peterburg, pp. 59-61. (in Russian).

Razumnova, L. (2022), The development of the Kazakhstan's economy under the conditions of a special military operation in Ukraine and the tightening of anti-russian sanctions. Prospects and Key Tendencies of Science in Contemporary World, Proceedings of XXII International Multidisciplinary Conference, Madrid, pp. 73-84.

Sutyrin, V.V. (2022), Special Military Operation in Ukraine: Consequences for the EAEU and Eurasian Integration. Russia in Global Affairs, Vol. 20, no. 2 (78), pp. 158163. DOI: 10.31278/1810-6374-2022-20-2-158-163.

Vil'dberg, U.S. (2022), Rol' tsveta v oformlenii saita [The role of color in the design of the site]. Razvitie sovremennoi nauki i tekhnologii v usloviyakh transformatsion-nykh protsessov [Development of modern science and technology in the context of transformational processes], Moscow, pp. 310-313. (in Russian).

TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN DIGITAL MEDIA SPACE IN 2022: STRUCTURAL AND CONTENT FEATURES

K.V. Dementieva1, R.R. Gazizov2

1 National Research Mordovia State University (Saransk, Russia)

2 Kazan (Volga Region) Federal University (Kazan, Russia)

Abstract: The relevance of the study is determined by the processes of transformation of the Russian mass media policy against the background of the Russian special military operation on the territory of Ukraine. The aim of the work is a comprehensive analysis of digital media content at the national level: information releases of "Channel One" and "Russia-1" TV channel; publications "Gazeta.Ru" and "Komsomol'skaya pravda". The goal determined the solution of the following interrelated tasks: 1) to reveal the structural features of the media under consideration: site navigation, TV release architecture, composition of media materials; 2) to reveal the problem-thematic perspective of media messages; 3) to etermine journalistic techniques and methods of covering events in the indicated publications and TV channels. The research methodology is based on the principles of systemic, structural and comparative analysis. The analysis revealed the

following: the inclusion of the topic in the rubricators of newspaper websites, new hashtags in social networks; expressiveness of headlines and media materials that shape public opinion; the use of methods of attracting attention and influencing the mass consciousness; high audience engagement in social networks; linguistic diversity of materials, including the introduction of special vocabulary; a new problem-thematic paradigm of news broadcasting; dynamism and saturation of television materials, maximum visualization of military equipment; new faces and characters; strengthening the role of informal actors and their importance; use of historical analogies.

Key words: media space, journalism, digital media, television, special military operation.

For citation:

Dementieva, K.V., Gazizov, R.R. (2023), Transformation of the Russian digital media space in 2022: structural and content features. Communication Studies (Russia), Vol. 10, no. 1, pp. 72-84. DOI: 10.24147/2413-6182.2023.10(1).72-84. (in Russian).

About the authors:

1 Dementieva, Ksenia Vladimirovna, PhD, Associate Professor of the Journalism Department

2 Gazizov, Ramis Rassykhovich, PhD, Associate Professor of the Department of Television Production and Digital Communications

Corresponding authors:

1 Postal address: 68, Bol'shevistskaya ul., Saransk, 430005, Russia

2 Postal address: 60, Kalinina ul., Kazan, 420043, Russia

1 E-mail: dementievakv@gmail.com

2 E-mail: gazizov-da@yandex.ru Received: October 11, 2022 Revised: December 10, 2022 Accepted: January 13, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.