Научная статья на тему 'CОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА'

CОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2270
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибридная война / информационная война / информация / цели информационной войны / субъекты информационной войны / кибервойска / фейк / методы ведения информационной войны / информационная безопасность.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

Предметом исследования в статьеявляется информационная война, которая сегодня развязана Западом против Росси в связи с проведением нашей страной военной спецоперации на Украине. Авторы используют понятие информационной или информационно-психологической войны как противоборства в мировом и локальном информационном пространстве, которое осуществляется насильственными (манипулятивными) методами и приемами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения своих стратегических задач. Авторы последовательно рассматривают понятие и сущность информационной войны, ее основные цели, объекты и субъекты. В качестве целей информационной войны, которую ведут обе стороны конфликта, выделяются: укрепление мотивации, воли к победе и психической устойчивости своих войск и населения своих стран; внесение смятения, страха и паники в войска противника и население враждебных стран и формирование негативного имиджа враждебных стран в глазах мирового сообщества. Особое внимание авторы статьи уделяют методам веденияинформационной войны, которая сегодня развязана Западом против России в связи с проведением нашей страной военной спецоперации на Украине. На примерах анализа фейков о нашей армии и нашей стране рассмотрены основные способы и приемы ведения информационной войны, такие как создание и распространение недостоверных непроверенных слухов, использовании фотографий и съемок не с места описываемого события, а совсем из других мест, создание постановочных кадров для фото и ведеосьемок, использование фрагментов видеоигр, давно снятых роликов и художественных фильмов, а также кадры для фотографий и видеосъемок, сделанных с помощью компьютерной графики и web-дизайна. В качестве практических рекомендаций авторы предлагают алгоритмы коллективной и личной информационной безопасности, необходимые для эффективного противостояния информационным вбросам наших противников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-9-18-26 NIION: 2018-0076-9/22-951 MOSURED: 77/27-023-2022-9-1149

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail. com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru;

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com;

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: nikolina73@yandex.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономичес4ких наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

^ВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Аннотация. Предметом исследования в статьеявляется информационная война, которая сегодня развязана Западом против Росси в связи с проведением нашей страной военной спецоперации на Украине. Авторы используют понятие информационной или информационно-психологической войны как противоборства в мировом и локальном информационном пространстве, которое осуществляется насильственными (манипулятивными) методами и приемами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения своих стратегических задач. Авторы последовательно рассматривают понятие и сущность информационной войны, ее основные цели, объекты и субъекты. В качестве целей информационной войны, которую ведут обе стороны конфликта, выделяются: укрепление мотивации, воли к победе и психической устойчивости своих войск и населения своих стран; внесение смятения, страха и паники в войска противника и население враждебных стран и формирование негативного имиджа враждебных стран в глазах мирового сообщества.

Особое внимание авторы статьи уделяют методам веденияинформационной войны, которая сегодня развязана Западом против России в связи с проведением нашей страной военной спецоперации на Украине. На примерах анализа фейков о нашей армии и нашей стране рассмотрены основные способы и приемы ведения информационной войны, такие как создание и распространение недостоверных непроверенных слухов, использовании фотографий и съемок не с места описываемого события, а совсем из других мест, создание постановочных кадров для фото и ведеосьемок, использование фрагментов видеоигр, давно снятых роликов и художественных фильмов, а также кадры для фотографий и видеосъемок, сделанных с помощью компьютерной графики и web-дизайна.

В качестве практических рекомендаций авторы предлагают алгоритмы коллектив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

ной и личной информационной безопасности, необходимые для эффективного противостояния информационным вбросам наших противников.

Ключевые слова: гибридная война, информационная война, информация, цели информационной войны, субъекты информационной войны, кибервойска, фейк, методы ведения информационной войны, информационная безопасность.

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University e-mail: ethos08@mail.ru;

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department

of Philosophy of the Ural State Agrarian University

MODERN INFORMATION WARFARE

Annotation. The subject of the research in the article is the information war, which today is unleashed by the West against Russia in connection with our country's military special operation in Ukraine. The authors use the concept of information or information-psychological warfare as a confrontation in the global and local information space, which is carried out by violent (manipulative) methods and techniques of influencing the information-psychological sphere of the enemy in order to solve their strategic tasks. The authors consistently consider the concept and essence of information warfare, its main goals, objects and subjects. The objectives of the information war waged by both sides of the conflict are: strengthening the motivation, will to win and mental stability of their troops and the population of their countries; introducing confusion, fear and panic into enemy troops and the population of hostile countries and forming a negative image of hostile countries in the eyes of the world community.

The authors of the article pay special attention to the methods of conducting an information war, which today is unleashed by the West against Russia in connection with our country's military special operation in Ukraine. Using examples of the analysis of fakes about our army and our country, the main methods and techniques of conducting information warfare are considered, such as the creation and dissemination of unreliable unverified rumors, the use of photographs and filming not from the place of the described event, but from completely different places, the creation of staged shots for photos and video shooting, the use of fragments of video games, long-shot commercials, etc. feature films, as well as frames for photographs and videos made using computer graphics and web design.

As practical recommendations, the authors propose algorithms for collective and personal information security necessary to effectively counter the information stuffing of our opponents.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Key words: hybrid warfare, information warfare, information, goals of information warfare, subjects of information warfare, cyber warfare, fake, methods of conducting information warfare, information security.

Сегодня Россия втянута в ожесточенную информационную войну, которая сегодня развязана Западом против Росси в связи с проведением нашей страной военной спецоперации на Украине. В идущее информационное противоборство втянуты не только жители России, Беларуси и Украины, но и население практически всех стран мира. Информационная война является составной частью масштабной гибридной войны, то есть противоборства двух и более сторон, которое осуществляется с помощью широкого разнообразия методов и средств и которое ведется против нашей страны странами Запада со времен окончания второй мировой войны.

Информационная или информационно-психологическая война представляет собой противоборство в мировом и локальном информационном пространстве, которое осуществляется насильственными (манипулятивными) методами и приемами воздействия на информационно-психологическую сферу противника с целью решения своих стратегических задач [1, с. 158]. Информационная война с давних времен была необходимой составной частью прямых вооруженных столкновений, а также с разной степенью интенсивности велась в периоды мирного сосуществования.

Истоки информационных войн восходят, по-видимому, к первобытному обществу, когда перед началом схватки с врагом или большой охоты, воины разрисовывали свое лицо, надевали специальные головные уборы и амулеты, совершали ритуальные действия и жертвоприношения с целью продемонстрировать свою силу, укрепить боевой дух и устрашить противников или будущую жертву. Информационные войны - составная часть международных и государственных конфликтов с древнейших времен до наших дней [2, с. 33]. Известно высказывание Наполеона о том, что десяток газет могут принести больше вреда, чем целая армия.

С начала военной спецоперации России на Украине информационная война Запада против нашей страны и Беларуси многократно обострилась. Шквал фейков о России, которую страны Запада представляют как агрессора, жестоко обращающегося не только с военными, но и с мирными гражданами Украины, наглядно демонстрирует цели информационной войны. Целями информационной войны, которую ведут обе стороны конфликта, являются:

1. Укрепление мотивации, воли к победе и психической устойчивости своих войск и населения своих стран.

2. Внесение смятения, страха и паники в войска противника и население враждебных стран.

3. Формирование негативного имиджа враждебных стран в глазах мирового сообщества.

Объект воздействия в информационной войне Запада с Россией и Беларусью сложный, он складывается из таких элементов, как:

- войска Российской Федерации, которые участвуют в проведении специальной военной операции на Украине и силы народного ополчения ДНГ и ЛНР;

- основные группы населения России и Беларуси, включая школьников, молодежь и семьи военнослужащих;

- политические деятели и население стран Запада;

- политические деятели и население незападных и антизападных стран.

Российская Федерация со своей стороны предпринимает все более активные действия не только по нейтрализации западных фейков -главного оружия информационной войны, но и по информационному воздействию на население стран Запада и других стран. Объектами информационной войны для нашей страны в настоящее время являются:

- войска силы Украины, которые участвуют в проведении специальной военной операции;

- основные группы населения Украины, включая жителей ДНР и ЛНР;

- население Российской Федерации;

- политические деятели и население стран Запада;

- политические деятели и население незападных и антизападных стран.

Субъекты информационной войны в России и на Западе также сложны и многообразны. С обеих противоборствующих сторон информационную войну проводят:

Крупные политики: главы противоборствующих государств, премьер-министры, министры иностранных дел, министры обороны и т.д., которые озвучивают цели и определяют стратегию противостояния, задавая тем самым концепцию, направления и основное содержание информационных потоков в пространстве информационной войны. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих выступлениях с февраля 2022 года неоднократно озвучивал цели проведения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Россией специальной военной операции на Украине:

1. Демилитаризация Украины, то есть юридически закрепленный статус Украины как нейтрального государства, на территории которого не будут размещены ударные ракетные комплексы НАТО, направленные на Россию, а сама Украина, став нейтральной, не будет проводить линию на вступление в этот Альянс. При этом важно отметить, что Россия не ставит задачей вступление Украины в ОДКБ.

2. Денацификация Украины, то есть отказ Украины от неонацистской идеологии, в частности, предание русскому языку конституционного статуса второго государственного и, в связи с этим, отмена всех дискриминационных законов, принятых парламентом Украины в последние восемь лет (после 2014 года) в отношении русского языка и русскоязычного населения.

3) Расширение границ границы Донецкой и Луганской областей до границ, закрепленных в Конституции Украины. До начала войсковой операции народные республики Донбасса занимали лишь часть территорий, конституционно закрепленных за Донецкой и Луганской областями

Заявленные цели проведения специальной военной операции России на Украине транслируются и разъясняются другими субъектами информационного противостояния, определяют направленность и содержание информационных материалов, которые готовятся российской стороной.

Важным субъектом идущей информационной войны являются специальные подразделения в войсках - кибервойска, которые являются самостоятельными армейскими подразделениями и имеют особые названия в вооруженных силах разных стран. В настоящее время численность военнослужащих и гражданского персонала в структурах и подразделениях кибервойск СЩА, Великобритании, Германии, Франции, Норвегии и Польши, по оценкам специалистов, составляет от 150 до 200 тысяч человек [5]. Так, киберструктуры вооруженных сил США насчитывают более 64 тысяч человек, киберструктуры в армии ФРГ -14,5 тысячи человек; кибервойска вооруженных сил Франции - 4 тысячи человек; Национальные кибернетические силы Соединенного королевства Великобритании - около 2 тысяч человек. С. Коротков отмечает, что в указанной численности кибервойск в подразделениях вооруженных сил США и стран НАТО не учтена численность подразделений вооруженных сил этих стран для проведения психологических операций [5].

В Вооруженных силах Российской Федерации в 2014 году созданы свои кибервойска - войска информационных операций, численность которых не разглашается. По данным отечествен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

ных и международных исследователей в настоящее время войска информационных операций России входят в пятерку лучших кибервойск мира по численности и объемам финансирования.

Следующим субъектом ведущейся в связи с проведением специальной военной операции России на Украине информационной войны являются средства массовой информации. СМИ -один из ключевых субъектов, которые ведут информационную войну [3, 29]. Здесь стоит отметить, что ведущие телеканалы и радиоканалы, а также газеты и журналы стран Запада, такие как «TheNewYorkTimes», «FmandalTimes»,

«^еМа1^гееШита1»,

«TheWashmgtonPostMommgStar», «TheGuardian», «^е^т^», «^еОЬэегуег», «^еМ^гог» и другие пестрят статьями антироссийского и откровенно русофобского содержания. Население стран Запада подвергается жесткой «промывке мозгов» в сторону поддержки ВСУ и нацбатальо-нов, воюющих на Украине, и осуждения «российской агрессии», а сами западные СМИ контролируются строгой цензурой. Российские СМИ не отличаются такой последовательностью и единодушием, как западные, прежде всего потому, что в нашей стране с советских времен отсутствует цензура. Сегодня отечественные СМИ как субъекты идущей информационной войны разделились на две основные группы.

В первую группу входят телеканалы и радиоканалы, а также газеты и журналы, которые проводят позицию руководства страны, они часто финансируются государством. Некоторые из таких СМИ работают не только на российскую, но и на международную аудиторию. Например,

ход военной спецоперации России, а также ее причины и последствия, объективно освещает RT - отечественная международная телевизионная компания, работа радиоканалов и телеканалов которой после 24 февраля 2022 года запрещены в США, Великобритании и странах ЕС.

Отметим, что телекомпания была открыта в июне 2005 года с целью информировать международную аудиторию о явлениях и событиях жизни в России и представлять российскую позицию по основным вопросам и событиям международной политики [10, с. 91]. В настоящее время телевизионная сеть RT включает в себя девять новостных и документальных каналов, информационные онлайн-порталы на шести языках, а также глобальное мультимедийное агентство RUPTLY. Управление компанией осуществляет автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости». По оценкам международной исследовательской компании Ipsos, еженедельная аудитория RT составляет более 100 миллионов человек в 47 странах мира.

Подчеркнем, что радио и телеканалы RT -единственные СМИ, которые освещают российскую точку зрения на ход военной спецоперации России на Украине и того, что с ней связано, для международной аудитории в странах Юго-восточной и Центральной Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока, где пользуются заслуженной известностью.

Во вторую группу СМИ в нашей стране входят такие радиоканалы, телеканалы, газеты и информационные сайты, которые являются «пятой колонной» и транслируют своей аудитории антироссийскую позицию Запада, в том числе и в вопросах, связанных с событиями на Украине.

Такие СМИ внесены Министерством Юстиции Российской Федерации в реестр СМИ, выполняющих функции иностранных агентов. Деятельность СМИ -иноагентов строго контролируется Роскомнадзором и Министерством Юстиции РФ в соответствии с Федеральным законом от 1 июля

2021 г. № 236-Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации" [12].

На сегодняшний день прекратили свою работу на территории нашей страны такие СМИ, объявленные в России иностранными агентами, как «Дождь», «Эхо Москвы», «Би-Би-си», Znak. com, «Осторожно, новости» и ряд других.

Следующим субъектом и одновременно инструментом информационной войны, идущей между Россией и Западом, являются иностранные онлайн-платформы и онлайн-сервисы. Многие из таких Интернет-ресурсов, прежде всего, продукты компании Meta, с конца февраля 2022 года стали проводниками санкций, принятых странами Запада против России и Беларуси. Была отключена монетизация российских пользователей, частично или полностью заблокированы каналы россиян, введена строгая цензура на российский контент. В то же время такие онлайн платформы, как FacebookIhstagramTick-Tock многократно размещали материалы русофобского и экстремистского содержания, поддерживали националистов на Украине.

В связи с этим Роскомнадзор с февраля

2022 года заблокировал ряд сайтов онлайн-серви-сов, таких как Beats-1, Steam, Spotify, Pandora, FOX.

Деятельность распространенных в нашей стране социальных сетей FacebookInstagram признана в России экстремистской и данные продукты компании Meta заблокированы в России с 21 марта 2022 года. Россиянам остаются доступными такие социальные сети и мессенджеры, как отечественные В Контакте, Телеграм, Однокласс-

ники, Мой мир, Я молодец, а также WhatsApp и Viber.

Выделим еще один, неожиданно и недавно появившийся субъект информационной войны России и стран Запада. Таким субъектом являются десятки тысяч граждан Украины, ставшие заложниками ВСУ и нацбатальонов во время боев за Мариуполь. Освобожденные граждане рассказывают российским военным, корреспондентам из России и некоторых европейских стран, людям, проживающим в других регионах Украины о том, что украинские националисты прикрывались ими во время ведения боевых действий, размещали артилеррийские орудия рядом с жилыми домами, школами, больницами, обстреливали жилые дома и кварталы в Мариуполе, запрещали жителям города эвакуироваться по гуманитарным коридорам, неделями держали многих жителй Мариуполя в подвалах без воды, еды, медицинской помощи, света и отопления. Таким образом, правда о бесчеловечном отношении ВСУ и нацба-тов к жителям своей страны постепенно прокладывает себе дорогу в сознание народов Украины, Европы, других стран мира, несмотря на проукра-инский контент множества материалов, которые активно используются сегодня Западом в информационной войне.

К такому неожиданному коллективному субъекту идущей информационной война сегодня относится огромное количество беженцев из западных и центральных областей Украины в страны Евросоюза, прежде всего, в Польшу, Германию, Австрию, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Литву. На середину апреля 2022 года число беженцев, в основном из западных областей Украины, в эти страны составляет более 5 миллионов человек [9]. Часть беженцев - женщины и дети, но среди покинувших Украину есть и большое количество антироссийски и националистически настроенных мужчин призывного возраста, которые своим поведением создают европейцам большие проблемы. Образно говоря, такие беженцы приезжают в Европу, пиная дверь с ноги и с ходу требуют вкусной и здоровой пищи, раздачи квартир, желательно автомобилей и пожизненного содержания. Происходит быстрая «украинизация» Европы. Повсеместными в Европе становятся акты вандализма, хулиганства, применение насилия по отношению к людям говорящим на русском языке, краж в магазинах, требования особого отношения к себе и т. д. Отношение европейцев к украинским беженцам постепенно меняется, все большее количество населения европейских стран начинают осознавать, что события на Украине с 2014 года по сегодняшний день оказываются совсем не такими, какими они представлены в освещении западных СМИ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Таким образом, информационную войну России со странами Запада ведут многочисленные и квалифицированные субъекты, эта война имеет далеко идущие последствия для всего мира.

Сфера охвата аудитории современной информационной войны огромна, транслируемые информационные материалы не поддаются исчислению, применяемые технологии и методы удивляют своим разнообразием.

Методы информационной войны представляют собой совокупность способов и приемов создания основного инструмента информационной войны - фейков [7, с. 97] и их воздействия на индивидуальное и массовое сознание объектов информационного противоборства.

Понятно, что фейки как единицы информационного противодействия используются всеми сторонами этого противодействия как средство манипуляции сознанием [3, с. 283] и бессознательными слоями коллективной и индивидуальной психики объектов информационного воздействия в целях проведения своей точки зрения, своего видения и понимания воспроизводимых в фейковом образе события.

Фейк (от англ. fake - подделка) как основной инструмент ведущейся сегодня по всему миру информационной войны представляет собой простой или сложный образ, который несет в себе недостоверную информацию и оказывает серьезное психологическое воздействие на сознание и психику объектов информационного противоборства.

Отметим, что простые фейки создаются с помощью одного изобразительно-выразительного средства - изображения, звука или текста. Но в современной информационной войне чаще используются сложные фейки, в создании которых используются несколько изобразительно-выразительных средств - сочетания изображений, текстов и звукового ряда, как, например, в роликах или «документальной» съемке на месте происшествия.

Теперь кратко рассмотрим некоторые из основных способов и приемов, которые используются специалистами, ведущими современную информационную войну, для создания фейковых образов. Материалом здесь будет тот поток фей-ков разного качества, которых хлынул в сознание россиян, граждан Украины и других стран мира после начала военной специальной операции России на Украине 24 февраля 2022 года.

Один из простых приемов создания фейко-вого образа заключается в создании и распространении недостоверных непроверенных слухов об актуальном социально-значимом событии и явлении. Так, с начала военной спецоперации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

России на Украине мы стали свидетелями слухов, которые появлялись с завидной регулярностью о дефиците продуктов питания, например, сахара или растительного масла в российских магазинах. Им на смену пришли слухи о дефиците лекарств в российских аптеках и призывы скупать их впрок или о том, что в российских магазинах вместо продуктов питания пустые полки. Ряд слухов касается действий российских Вооруженных сил: у российской армии заканчиваются боеприпасы, российские военные жестоко обращаются с местным населением украинских городов и сел и т.д. Каналы передачи подобных фейков используются самые разнообразные - сообщения в прессе, аккаунтах проукраинских блогеров, слепых звонков гражданам, электронные письма, сообщения в таких социальных сетях, как Facebooklnstagram, которые признаны экстремистскими и сегодня заблокированы на территории Российской Федерации. Отдельным примером подобных фейков являются звонки с территории Украины родственникам российских военных с сообщениями об их гибели или тяжелом ранении и призывах срочно приехать на Украину, чтобы найти своего сына, мужа, брата.

Понятно, что подобные слухи, как и все другие фейки, имеют две взаимосвязанные цели -внести панику, смятение и страх в умы и сердца россиян и побудить их к выступлениям против Президента, Правительства и российской государственности.

Второй прием создания фейковых образов состоит в использовании фотографий и съемок не с места описываемого события, а совсем из других мест. Часто такие фотографии и съемки сделаны совсем в другой стране и задолго до описываемого события. Например, в Интернете фигурировало много фотографий бомбежек «российской» авиацией «украинских» населенных пунктов, которые на поверку были сделаны в Сирии в 2016 году или в Ливии в 2011 году. Ковровые бомбардировки городов и сел в этих странах наносились самолетами США и странами НАТО. Такие недостоверные фотографии сопровождаются такими же недостоверными текстами, написанными или произносимыми диктором. Фейко-вые образы такого рода призваны сформировать у мировой общественности негативный образ Российских Вооруженных сил, якобы уничтожающих мирное население Украины, а Россию представить как агрессора. Как видим, такие фейковые образы искусно фабрикуются специалистами по информационной войне и ничего общего с действительностью не имеют [7, с. 111].

Третий прием создания фейков заключается в заведомо ложных подписях под достоверными кадрами и фотографиями и их произвольных и

недостоверных интерпретациях в разнообразных СМИ. Например, с середины сентября 2022 года западные и украинские СМИ пестрят фотографиями массовых захоронений военнослужащих ВСУ и гражданского населения в городе Изюме Харьковской области Украины, который временно оставили российские войска [6]. Подписи под фотографиями и их описание в украинских и западных СМИ гласят, что русские захоронили замученных пытками и убитых ими украинских военных и мирных жителей Изюма . Несмотря на шум, поднятый вокруг этих снимков нашими противниками, указанный фейк не выдерживает никакой критики, поскольку массовые свидетельства очевидцев событий и заключения военных экспертов свидетельствуют, что российские военные хоронили погибших от украинских обстрелов жителей и павших в боях бойцов ВСУ, которых отказались забирать военное командование и власти Украины. Имеются документальные свидетельства того, что ни на одном теле нет ни малейшего следа пыток [6].

Четвертый прием производства фейков -создание постановочных кадров для фото и веде-осьемок. Такой прием особенно широко используется сотрудниками информационно-психологических служб Украины при поддержке специалистов кибервойск США и стран НАТО. С начала

проведения Россией специальной венной операции на Украине 24 февраля 2022 года постановочные фейки регулярно появляются в украинских и западных СМИ и на просторах Интернета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, в начале марта в массовое сознание был сделан вброс в виде кадров и комментариев к ним об «обстреле» российскими военными роддома в городе Мариуполе, в котором велись ожесточенные бои. Потребовались коллективные усилия многих специалистов: военных экспертов, психологов, судебных экспертов и медиков, профессиональных фотографов, 1Т-специалистов, чтобы выявить постановочный характер этих фотографий. Например, военные эксперты указали на недостоверный характер воронки в земле, которая якобы образовалась в результате взрыва, отсутствие достоверных следов пожара на «сгоревших» автомобилях, уцелевшие деревья на снимках, которые взрывом должно было повалить на землю; неповрежденные стены здания, которое оказалось вовсе не роддомом, а офтальмологической клиникой. Врачи и криминалисты отметили отсутствие оборудования специальных палат в здании больницы, врачей и медицинских сестер, пациентов со следами обстрела на лицах и телах. Единственная снятая крупным планом «пострадавшая» пациентка роддома оказалась извест-

ным блогером со следами краски, имитирующей кровь, на лице.

Другим широко известным постановочным фейком являются фотографии и съемки в городе Буче по Киевом, облетевшие мировые СМИ в начале апреля 2022 года. На фотографиях и кадрах изображены тела в гражданской одежде, лежащие прямо на улицах городка. Без проведения экспертизы и независимого расследования власти Киева обвинили российских военных в массовом убийстве жителей Бучи. Без проведения независимого расследования власти Украины организуют и проводят пресс-туры в Бучу для журналистов многих стран, бездоказательно обвиняя Вооруженные силы России в убийствах мирных жителей.

При этом облетевшие весь мир кадры из Бучи носят отчетливо постановочный характер, что следует из того, что тела на снимках аккуратно разложены в шахматном порядке, все тела лежат в капюшонах лицами вниз, на фотографиях на телах нет никаких ран, синяков, царапин или иных повреждений. Как отметил военный специалист из Министерства обороны РФ: «Особую озабоченность вызывает то, что все тела людей, изображения которых опубликованы киевским режимом, по прошествии минимум четырех дней не окоченели, не имею характерных трупных пятен, а в ранах несвернувшаяся кровь. Все это неопровержимо подтверждает, что фотографии и видеокадры из Бучи — очередная постановка киевского режима для западных СМИ» [8]. Такие постановки сегодня производятся на Украине в промышленных масштабах, они нацелены на то, чтобы побудить США и страны НАТО активнее поставлять оружие на Украину, выделять больше денег и иных средств для помощи этой стране.

Пятым приемом создания фейков о военной спецоперации России на Украине и о текущей геополитической ситуации в мире является использование фрагментов видеоигр, давно снятых роликов и художественных фильмов, а также кадры для фотографий и видеосъемок, сделанных с помощью компьютерной графики и web-ди-зайна. Так, украинские телеграмм-каналы выкладывают видео, на котором летящий без опознавательных знаков самолет сбивает ПВО также без опознавательных знаков. Подпись по кадрами и комментарий диктора сообщают, что зрители видят как украинское ПВО мастерски сбивает российский самолет. Детали пейзажа, очертания самолета и наземного орудия, фигурка военного около ПВО указывают, что перед нами не съемка реальных событий, а компьютерная графика. Выяснилось, что видео является фрагментов компьютерной игры «Арма 3», которая появилась

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

еще в 2013 году. Подобные фейки нацелены на то, чтобы создать положительный имидж Вооруженных сил Украины и вселить веру в победу Украины у сторонников Киевской власти на Украине и во все мире.

Для разоблачения фейков и противостояния им сегодня важно разработать и соблюдать меры информационной безопасности, как общественной, так и личной.

К мерам общественной информационной безопасности относятся введение цензуры на информационный контент (что сейчас начинает уже делается в нашей стране), создание радио и телевизионных передач, публикации в СМИ, включая Интернет площадки, о методах создания фей-ков и о недостоверности транслируемой ими информации. Примером таких мероприятий является передача «Антифейк» на Первом канале российского телевидения, в которой группа специалистов анализирует способы и приемы создания наиболее распространенных фейков о военной спецоперации России на Украине и доказывает недостоверность передаваемой такими фейками информации. К мерам общественной информационной безопасности относится также просветительская работа среди молодежи, которая включает в себя чтение лекций и проведение практических занятий со школьниками, студентами средних специальных и высших учебных заведениях о причинах, целях и сущности проведения военной спецоперации России на Украине, об экономических санкциях и их последствиях для обеих сторон, о современной информационной войне и, шире, о векторах изменения современной геополитической ситуации, о необходимости формирования общенациональной идеологии в современной России [4, с. 51].

К мерам личной информационной безопасности, которые сегодня необходимо знать и соблюдать относятся, во-первых, использование проверенных официальных источников информации, к которым относятся государственные телевизионные и радиоканалы, официальные сайты российских министерств и ведомств, таких как сайт Правительства России, сайт администрации Президента Российской Федерации, сайты Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Роскомнадзора и ряд других. Во-вторых важным способом обеспечения личной информационной безопасности является рациональное отношение к фейкам, выработка умений не поддаваться содержащимся в них мифам и особенно, к активным действиям; получение знаний и навыков самостоятельного анализа недостоверности фейков и методов, с помощью которых они сделаны.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

Таким образом, фейки являются основным инструментом современной информационной войны. Фейки создаются специалистами по информационно-психологическому обеспечению, в том числе и в кибервойсках, которые являются подразделениями вооруженных сил многих стран мира. Для противостояния информационным вбросам сегодня первостепенным является знание и соблюдение мер общественной и личной информационной безопасности.

Список литературы:

[1] Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии. Краткий энциклопедический словарь.

- М.: Горячая линия - Телеком. - 2019. - 450 с.

[2] Грешневиков, А. Информационная война. Внутренний фронт. Технологии, манипуляции, фальсификации. Кн. 2. - М.: Книжный мир. - 2016.

- 480 с.

[3] Грешневиков, А. Информационная война. Внешний фронт. Зомбирование, мифы, цветные революции. Кн.1. - М.: Книжный мир. - 2016. -512 с.

[4] Зарубина Е. В. Проблема формирования общенациональной идеологии в современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016.

- № 11-1 (73). - С. 51 - 53.

[5] Коротков С. О новых аспектах информационной войны против России. Чем это угрожает нашей стране и мировому сообществу? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// interaffairs.ru/news/show/33958

[6] Коц А. Что не так с «Бучей-2 в Изюме». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.kp.ru/daily/27446/4649827/

[7]. Панарин, И.Н. Информационная война и коммуникации. - М.: РиС. - 2014. - 224 с.

[8] Расследование ФАН: кто стоит за «резней в Буче» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riafan.ru/22816645-rassledovanie_ fan_kto_stoit_za_reznei_v_buche_

[9] Решетнев Е. Украинские мигранты приехали в Европу со своим майданом. - Электронный ресурс. - Режим доступа:https://www.vesti.ru/ article/2704731

[10]. Толоконникова А. В. Роль телеканала RT в формировании международного имиджа России // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2019. - № 5. - С. 89 - 119.

[11] Федеральный закон от 1 июля 2021 г. № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети

«Интернет» на территории Российской Федерации" // Гарант.Ру. Информационно-правовой портал - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401314628/

Spisok literatury:

[1] Veprincev V. B., Manojlo A. V., Petrenko A. I., Frolov D. B. Operacii informacionno-psihologich-eskoj vojny: metody, sredstva, tekhnologii. Kratkij enciklopedicheskij slovar'. - M.: Goryachaya liniya -Telekom. - 2019. - 450 s.

[2] Greshnevikov, A. Informacionnaya vojna. Vnutrennij front. Tekhnologii, manipulyacii, fal'sifik-acii. Kn. 2. - M.: Knizhnyj mir. - 2016. - 480 c.

[3] Greshnevikov, A. Informacionnaya vojna. Vneshnij front. Zombirovanie, mify, cvetnye revoly-ucii. Kn.1. - M.: Knizhnyj mir. - 2016. - 512 c.

[4] Zarubina E. V. Problema formirovaniya obshchenacional'noj ideologii v sovremennoj Rossii // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2016. - № 11-1 (73). - S. 51 - 53.

[5] Korotkov S. O novyh aspektah informacion-noj vojny protiv Rossii. CHem eto ugrozhaet nashej strane i mirovomu soobshchestvu? - [Elektronnyj

resurs]. - Rezhim dostupa:https://interaffairs.ru/ news/show/33958

[6] Koc A. CHto ne tak s «Buchej-2 v Izyume».

- [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. kp.ru/daily/27446/4649827/

[7] Panarin, I.N. Informacionnaya vojna i kom-munikacii. - M.: RiS. - 2014. - 224 c.

[8] Rassledovanie FAN: kto stoit za «reznej v Buche» - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://riafan.ru/22816645-rassledovanie_fan_kto_ stoit_za_reznei_v_buch e_

[9] Reshetnev E. Ukrainskie migranty priekhali v Evropu so svoim majdanom. - Elektronnyj resurs.

- Rezhim dostupa:https://www.vesti.ru/arti-cle/2704731

[10] Tolokonnikova A. V. Rol' telekanala RT v formirovanii mezhdunarodnogo imidzha Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. ZHur-nalistika. - 2019. - № 5. - S. 89 - 119.

[11] Federal'nyj zakon ot 1 iyulya 2021 g. № 236-FZ "O deyatel'nosti inostrannyh lic v informacion-no-telekommunikacionnoj seti "Internet" na territorii Rossijskoj Federacii" // Garant.Ru. Informacion-no-pravovoj portal - Elektronnyj resurs. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401314628/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.