Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ (В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ (В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
динамика и факторы спроса на кофе / зеленый кофе / кофейная продукция / производство и торговля кофе / dynamics and factors of demand for coffee / green coffee / coffee products / coffee production and trade

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д В. Заяц, А С. Петрова, Т Х. Ткаченко

Статья посвящена анализу масштаба и причин сдвигов в региональной структуре одного из крупных отраслевых рынков – мирового рынка кофе. В числе факторов, обусловивших высокую динамику мирового спроса на кофе за указанный период, рассмотрены рост благосостояния населения в мире, особенно быстрый в развивающихся странах, значительно опережающих по темпам роста потребления кофе «традиционные» рынки развитых стран, а также факторы инноваций в технологиях производства кофе, продолжающийся рост урбанизации населения, сдвиги в структуре видов трудовой деятельности населения в сторону увеличения доли умственного труда, представители которого характеризуются повышенными показателями потребления кофе, фактор роста спроса на более дорогую и качественную продукцию, фактор усиления «статусной» роли потребления кофе. Рассмотрена региональная структура потребления кофе, формирующаяся под воздействием указанных факторов. Соответственно развитию спроса идут значительные сдвиги в сфере предложения, показано, что самую значительную трансформацию региональная структура предложения испытала в товарном сегменте зеленого кофе: основные кофепроизводящие регионы мира поменялись местами – резко возросла доля Азии и сократилась доля Африки. Показано, что сильно возросло присутствие Азии и в двух остальных основных товарных сегментах – жареного и растворимого кофе. В целом показанный «азиатский» сдвиг на кофейном рынке может служить эмпирическим обоснованием сущности нынешнего хозяйственно-географического перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE REGIONAL STRUCTURE OF THE WORLD COFFEE MARKET (THE END OF THE 20TH – BEGINNING OF THE 21ST CENTURY)

The article analyses the scale and causes of shifts in the regional structure of a major industry market, i. e. the world coffee market. Among the factors that determined high dynamics of the global demand for coffee over the specified period, the growth of well-being of the world population is considered, which is especially fast in developing countries, significantly outpacing the “traditional” markets of developed countries in terms of the coffee consumption growth. Other factors considered are innovations in coffee production technologies, the continuing growth of the urbanization of the population, shifts in the structure of the types of labor activity of the population towards larger share of mental labor, whose representatives are characterized by increased rates of coffee consumption, the growing demand for more expensive and high-quality products, and the strengthening “status” role of coffee consumption. The regional structure of coffee consumption, which is formed under the influence of these factors, is considered. In line with the evolution of demand, there are significant shifts in the supply sphere; it is shown that the regional supply structure has experienced the most significant transformation in the green coffee commodity segment: the main coffee-producing regions of the world have changed their places – the share of Asia has sharply increased and the share of Africa has decreased. It is shown that Asia has also significantly increased its role in the other two main product segments, i.e. roasted and instant coffee. In general, the demonstrated “Asian” shift in the coffee market could evidence the essence of the current economic and geographical transition.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ (В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.)»

= ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

УДК 911.3:33

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ (В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.)

Д.В. Заяц1, А.С. Петрова2, Т.Х. Ткаченко3

1-3 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет,

кафедра географии мирового хозяйства 1 Московский педагогический государственный университет, географический факультет, кафедра экономической и социальной географии

1 Доц., канд. геогр. наук; е-шаП: [email protected] 2 Аспирант; е-шаП: [email protected] 3Доц., канд. геогр. наук; е-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу масштаба и причин сдвигов в региональной структуре одного из крупных отраслевых рынков - мирового рынка кофе. В числе факторов, обусловивших высокую динамику мирового спроса на кофе за указанный период, рассмотрены рост благосостояния населения в мире, особенно быстрый в развивающихся странах, значительно опережающих по темпам роста потребления кофе «традиционные» рынки развитых стран, а также факторы инноваций в технологиях производства кофе, продолжающийся рост урбанизации населения, сдвиги в структуре видов трудовой деятельности населения в сторону увеличения доли умственного труда, представители которого характеризуются повышенными показателями потребления кофе, фактор роста спроса на более дорогую и качественную продукцию, фактор усиления «статусной» роли потребления кофе. Рассмотрена региональная структура потребления кофе, формирующаяся под воздействием указанных факторов. Соответственно развитию спроса идут значительные сдвиги в сфере предложения, показано, что самую значительную трансформацию региональная структура предложения испытала в товарном сегменте зеленого кофе: основные кофепроизводящие регионы мира поменялись местами - резко возросла доля Азии и сократилась доля Африки. Показано, что сильно возросло присутствие Азии и в двух остальных основных товарных сегментах - жареного и растворимого кофе. В целом показанный «азиатский» сдвиг на кофейном рынке может служить эмпирическим обоснованием сущности нынешнего хозяйственно-географического перехода.

Ключевые слова: динамика и факторы спроса на кофе, зеленый кофе, кофейная продукция, производство и торговля кофе

Б01: 10.55959/МЕи0579-9414.5.78.5.2

ВВЕДЕНИЕ Мирохозяйственная пространственная структура, как она была представлена в виде взаимодействующих геоэкономических регионов [Миронен-ко, Гитер, 2013], на современном этапе переживает существенные сдвиги, меняется в сторону усиления и перехода «центра тяжести» в сторону Азиатского региона. Доказательство этого макрогеографиче-ского сдвига невозможно без исследований по изменениям географии отдельных отраслей и рынков.

В настоящее время в социально-экономической географии активизируются исследования, связанные с фундаментальными и ключевыми отраслями экономики. Но есть целый ряд отраслей и сфер деятельности, «наполняющих» и дифференцирующих

экономическую систему, удовлетворяющих важные потребности общества, которые остаются без приоритетного внимания научного сообщества. Одной из таких относительно малоизученных в экономико-географических исследованиях областей является мировой рынок кофе.

Последние десятилетия стали для него периодом больших изменений: в 1990-2020 гг. трансграничная торговля кофе (всех форм, т. е. зеленого, жареного, растворимого) увеличилась почти в 4 раза, достигнув 38,5 млрд долл.1 Мировой рынок кофе, включающий доходы всех участников цепочки до-

1 Рассчитано авторами на основе торговой статистики

[International Trade Centre, 2023].

бавленной стоимости, оценивался в 126 млрд долл. в 2022 г. [Expert Market Research, 2022]. При этом значительная доля доходов в кофейном секторе генерируется в сфере услуг.

В мировой торговле тропическими тонизирующими напитками на кофе в настоящее время приходится наибольшая часть (около 70% по стоимости), продажи кофе в мире превышают продажи какао в 3,5 раза, а продажи чая - в 5,5 раз. Кроме того, с 2000 г. торговля кофейной продукцией росла наиболее быстрыми темпами со среднегодовыми значениями 3,8% (для сравнения, среднегодовые темпы прироста рынка чая за этот период - 2%, рынка какао - 1,7%) [FAOSTAT, 2020]. Сейчас кофе является одним из самых употребляемых напитков в мире. Согласно статистике Всемирной кофейной организации, ежедневно в мире выпивается более 2,2 млрд чашек кофе [International Coffee Organization, 2020].

Кофейная индустрия имеет давнюю историю, однако наиболее динамично она стала развиваться именно с 1990-х - начала 2000-х гг., что связано с формированием особой потребительской культуры. В этот период развитие рынка происходило весьма неравномерно как по основным его товарным сегментам, так и в региональном разрезе, что ознаменовалось значительными сдвигами в региональной структуре.

Значимость географического анализа отдельных продуктовых рынков и его результатов следует оценивать и с точки зрения вклада в эмпирическое обоснование сущности нынешнего хозяйственно-географического перехода. На дефицит эмпирических подтверждений в оценках роли глобализации в мировом хозяйстве, в оценках сущности изменений в пространственной конфигурации мира указывал еще Н.С. Мироненко [Мироненко, 2013]. Цель исследования - оценка масштабности пространственных сдвигов и их движущих факторов, выявление новой географической картины мирового кофейного рынка.

Мировой кофейный рынок представляет собой сложный и многоуровневый комплекс, охватывающий три сектора экономики. В него входят: 1) процесс выращивания кофе как сельскохозяйственной культуры (первичный сектор); 2) промышленная обработка кофе как часть пищевой промышленности (вторичный сектор); 3) дистрибуция кофе и деятельность кофеен (третичный сектор). Таким образом, кофейная отрасль может рассматриваться в разных научных полях: как часть географии сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Кроме того, на потребление кофе оказывают влияние социальные и культурные факторы.

В парадигме агрогеографии культура кофе и другие тонизирующие культуры исследовались И.А. Витве-ром (1940-1950-е) [Витвер, 1963], А.Н. Ракитниковым (1960-е) [Ракитников, 1965, 1970, 2003], В.Г. Крючко-

вым [Крючков, 1978, 1990, 1998], Т.Г. Нефедовой [Нефедова, 1990], А.И. Даньшиным [Даньшин, 2014], А.С. Наумовым и И.М. Кузиной [Кузина, 2004; Кузина, Наумов, 2004; Наумов, 2012].

В современной отечественной географической литературе преобладают работы по экономической оценке кофейного рынка или отдельных его элементов. Из них можно выделить работы Е.В. Смо-ленцевой, рассматривающей мировой рынок кофе в разных аспектах (производство, экспорт и импорт в стоимостных и натуральных показателях) [Смолен-цева, 2019а, 2019б, 2019в]. Систематизацией базовых понятий мирового рынка кофе занимались И.А. Серебряник и Д.М. Золотухина [Серебряник, Золотухина, 2015]. Л.Б. Винничек, Ю.А. Кафтулина и В.Н. Батова исследовали проблемы и перспективы развития мирового рынка кофе [Винничек и др., 2017].

В зарубежной литературе, наряду с экономическими обзорами отрасли, заметны работы, посвященные выявлению этапов развития кофейной индустрии, например о «волнах» в развитии ко -фейного рынка [Rothgeb Skeie, 2003], об изменении характера цепочек добавленной стоимости кофе и трех сегментах рынка кофе [Samper et al., 2017].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве информационной базы исследования были использованы статистические данные, а также аналитические материалы и отчеты международных организаций (ICO, FAO, ITC, UN Comtrade), региональных и национальных сельскохозяйственных организаций (United States Department of Agriculture, USDA; European Coffee Federation, ECF; Brazil Specialty Coffee Association, BSCA), данные мировых рейтинговых агентств.

Мировой рынок кофе в последнее время испытал значительную трансформацию: долгое время основная часть кофе производилась в Южном полушарии, а потреблялась преимущественно в Северном. Такая пространственная структура соответствует двучленной модели мирового хозяйства: экономически развитый Север - развивающийся Юг. Эта модель дает общее представление о характере участия регионов в мировом кофейном рынке, но не в полной мере отражает его современное состояние.

Сегодня кофейный рынок имеет сложную региональную структуру, его участники значительно дифференцированы в разделении труда и потреблении. Для анализа в мире было выделено пять укрупненных регионов: 1) Латинская Америка; 2) Африка; 3) Азия и Океания; 4) Европа; 5) Северная Америка. Первые три из них в основном представляют Гло -бальный Юг, а два последние - Глобальный Север.

На кофейном рынке выделяют товарные сегменты зеленого, жареного и растворимого кофе. Каж-

дый из регионов имеет отличия в специализации на том или ином товарном сегменте, занимая особую нишу в цепочке создания стоимости конечного продукта. В результате сбора торговой, производственной и потребительской статистики по выбранным регионам и анализа динамики этих данных возможно выявить пространственные особенности трансформации глобального рынка кофе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мировое потребление кофе выросло за 19602020 гг. вдвое, причем в первой половине этого периода среднегодовые темпы роста составили 1,9%, а с 1990-х гг. увеличились до 2,2%. Прогноз Международной организации кофе показывает, что до 2030 г. мировое потребление кофе будет расти на 1-2% в год [Coffee Development Report, 2020].

Из сопоставления темпов роста потребления кофе и народонаселения (в среднем 1,2% в год) становится очевидно, что экспансия кофе происходит больше исходя из маркетинговых и культурных факторов, а не только чисто демографических. Рост потребления кофе в мире имеет выраженную корреляцию с ростом покупательной способности населения и ВВП на душу населения. Коэффициент корреляции этих показателей - 0,75 [Giuli, Pascucci, 2016]. Но сравнивая двукратный рост среднемирового душевого показателя ВВП с 1990 по 2019 г. с ростом среднемирового душевого потребления кофе за этот же период (лишь в 1,2 раза), можно утверждать, что и этот фактор роста не явился определяющим.

В эволюции кофейного рынка и развитии спроса важную роль играли инновации в способах производства напитка. Идея использовать кофемашину зародилась в Италии еще в начале ХХ в., но лишь с 1960-х гг. такая технология полностью оформилась. Напиток получали под высоким давлением (технология «эспрессо»). Во второй половине ХХ в. со стремлением ускорить и удешевить получение кофейного напитка появились технологии чалдового и капсульного кофе, предусматривающие фабричную расфасовку молотого кофе в одноразовые капсулы (алюминиевые или пластиковые) или чалды (из более экологичной бумажной упаковки) и последующего заваривания их в специальных капсульных кофемашинах. Это примеры технико-технологических инноваций, под влиянием которых потребление кофе быстро растет и расширяется.

Значительным фактором, требующим учета при анализе потребления, является трансформация структуры потребления напитков. Кофейная культура быстро проникает в страны, прежде относимые к типично «чайным». И хотя среднедушевое

потребление кофе в них остается низким по сравнению с традиционно «кофейными» странами (США, Канада, страны Западной Европы, Япония и др.), темпы его роста в разы превосходят среднемировые показатели. Среднегодовые темпы роста потребления кофе в Китае за 2005-2019 гг. составляли 10,4, во Вьетнаме - 10,1, в Индонезии - 6,4%, в остальных странах Юго-Восточной Азии - 5,9%.

В современном информационном обществе в структуре видов трудовой деятельности наблюдаются изменения в сторону быстрого увеличения доли умственного труда. Люди, прилагающие большие умственные и творческие усилия, для повышения продуктивности трудовой деятельности в возрастающей степени стимулируют себя кофе. Наиболее велики показатели потребления кофе у офисных работников, занятых в сфере ИТ-технологий, веб-дизайна и т. п. [Rodrigues et al., 2021].

В прогнозы развития кофейного рынка часто включается в рассмотрение и фактор урбанизации: горожане потребляют кофе больше сельских жителей. Один из рыночных сигналов, подтверждающих эту взаимосвязь, - опережающий рост продаж «кофе с собой», особенно в крупных городах с их высоким ритмом жизни. Специалисты считают нишу торговли кофе навынос в крупных городах весьма перспективной для получения компанией прорывного результата на кофейном рынке.

Влияет на объем кофейного рынка в стоимостных показателях и опережающее увеличение спроса на продукцию более высокого качества. Маркирует этот процесс, например, быстро растущая популярность кофе повышенного качества - так называемого спешелти-кофе (specialty). Этот специализированный и наиболее дорогой сегмент кофейного рынка в настоящее время не превышает 5-10% от его общего объема [Coffee Guide, 2021], но имеет значительный потенциал роста. Например, в США к концу 2010-х гг. уже более 50% «кофейных» расходов потребителя шли на такой кофе.

К фактору увеличения спроса на более качественную и дорогую продукцию надо относить и такие явления кофейного потребительского рынка, как заметный рост потребления органических сортов кофе. Быстро возрастает популярность холодного кофе. Один из видов холодного кофе - cold brew - заливается холодной водой и настаивается определенное время. Потребители отмечают, что процесс холодного заваривания лучше раскрывает вкус и сохраняет качество кофе, поэтому почти 90% потребителей готовы платить высокую цену за кофе холодного заваривания.

Потребление кофе имеет ярко выраженную сезонность: оно выше в холодные сезоны года и ниже в теплые. Дифференциация продуктовой линейки

в части холодных кофейных напитков (на основе эспрессо или cold brew), которые потребляются в теплые сезоны года, способствует более равномерному потреблению кофе в течение года. И это обстоятельство расширяет географию его потребления: таким образом напиток проникает в страны с теплым климатом (экваториальные и тропические).

Учитывая отмечаемый экспертами процесс распространения спроса на продукцию более высокого качества от специализированных в стандартные сегменты рынка, очевидно, что на кофейном рынке наблюдается в известной мере «инверсивное» явление расширения спроса несмотря на повышение цены продукта. Частично это явление можно объяснять такой психологической особенностью человека, как желание продемонстрировать свой статус за счет потребления более дорогого продукта (эффект Вебле-на). Сам автор предположил, что степень проявления эффекта должна различаться в разных регионах.

Еще одна хорошо заметная тенденция - рост потребления кофе вне дома. Кофейни, как социальный институт, берут начало еще с середины XVI в., когда первые из них появились в Стамбуле. Турецкие ко -фейни были местом общения, встреч, ведения бесед на политические и философские темы. Да и сегодня кофейни, как, например, сеть кофеен Starbucks, представляют собой важные бизнес-локации, где люди проводят время, работают удаленно, назначают встречи, консультируются, знакомятся. Популярность такой формы дистрибуции кофе, а с ней и объемы потребления в целом растут. По прогнозам, к 2025 г. 84% расходов и 21% объемов потребления в сегменте кофе будут приходиться на потребление вне дома.

Вместе с тем развитие информационных технологий оказало значимое воздействие на потребле-

Региональная структура

ние кофе: с экспансией электронной коммерции вкупе с ростом популярности кофейных продуктов для домашнего применения (капсул, чалдов, пакетов, готовых к употреблению кофейных напитков) стимулируется потребление кофе. Этот сегмент получил импульс развития в период пандемии 20202021 гг., когда большинство мест общественного питания были закрыты для посещения.

Под воздействием перечисленных факторов развивается и региональная структура потребления кофе (табл.). В кофейной индустрии принято дифференцировать регионы на развитые (или традиционные) и развивающиеся кофейные рынки. С 1990 по 2016 г. доля «традиционных» регионов (Северная Америка, Европа, Япония) в мировом потреблении снизилась с 72 до 51%. Наивысших в мире показателей среднедушевого потребления кофе достигли страны Северной Европы (8-10 кг/чел., в Финляндии - около 12). Кофе становится все более популярным в Бразилии, Австралии, Новой Зеландии, Республике Корея и Сингапуре, где его среднегодовое потребление на душу населения уже превышает 4 кг. Общая численность населения этой группы стран составляет 1,6 млрд чел., а средний рост потребления кофе в них в 2000-2019 гг. достиг 1,8% в год. Рынки в этой группе стран в целом достигли состояния насыщения, и потенциал их дальнейшего роста ненамного превышает 1% в год.

В странах с развивающимися кофейными рынками проживает более 6,1 млрд чел., но потребление кофе на душу населения там по-прежнему относительно низкое (0,51 кг/год). При этом совокупный годовой темп прироста потребления в 2000-2019 гг. составлял 3,7%, что создает перспективы расширения рынка в будущем.

Таблица

ютребления кофе, 2020 г.

Регион Потребление кофе, тыс. мешков по 60 кг Потребление кофе, % от мирового

Мир 166 347 100

Европа 54 065 33

Азия и Океания 36 503 22

Латинская Америка 32 544 20

Северная Америка 30 993 19

Африка 12 242 6

Источник: [International Coffee Organization, 2022].

В Юго-Восточной Азии потребление кофе в 1993-2017 гг. росло в среднем на 6% в год, что более чем в 3 раза превышает среднемировой показатель [International Coffee Organization, 2022]. Интенсивный рост характерен и для Ближнего Востока: в Саудовской Аравии импорт кофе в

2008-2019 гг. увеличился на 42,8%, в Турции - на 193%, в ОАЭ - на 249%. Высокая покупательная способность населения в сочетании с низким потреблением алкоголя создают идеальное сочетание для успешного и быстрого развития кофейного рынка.

Соответственно развитию спроса на мировом кофейном рынке идут значительные трансформации предложения, первой ступенью анализа которого соответственно ступеням формирования цепочки создания стоимости становится анализ изменений в производстве и торговле зеленым кофе.

Зеленый кофе - сырье для производства жареного и растворимого кофе, другой кофейной продукции. Оно получается в результате послеуборочной обработки спелых кофейных ягод. Производство зеленого кофе в мире за 1990-2020 гг. возросло почти в 2 раза, достигнув 10,7 млн т. При этом стоимостные показатели увеличились за тот же период в 2,4 раза - с 8,1 до 19,4 млрд долл.

Кофейное дерево - тропическая культура, регионы его произрастания ограничиваются зоной от Северного до Южного тропика. Эту зону принято выделять как кофейный пояс Земли, в его пределах расположены основные страны-производители кофе. В состав этого пояса входят несколько

географически обособленных кофейных регионов. За последние несколько десятилетий произошли мощные сдвиги в пространственной структуре производства зеленого кофе. В Азиатском регионе оно выросло за 30 лет почти в 4 раза, в то время как в Латинской Америке рост составил 1,6 раза, а в Африке объем сбора зеленого кофе изменился незначительно (рис. 1). Доля Азии в сборах за указанный период выросла с 14 до 31% (теперь это второй регион по объемам производства), сократились доли Африканского (с 21 до 12%) и Латиноамериканского (с 64 до 57%) регионов. В Азии в наибольшей степени расширили производство зеленого кофе Вьетнам, Лаос, Китай и Мьянма (прирост более 500%). Особенно поразительна динамика Вьетнама. Еще три десятилетия назад это государство было фактически неизвестно на мировом кофейном рынке. За короткий срок с конца 1990-х гг. Вьетнам вышел на вторую позицию по производству кофе в мире.

6,1

3,9 1,3 1,3 а9 3,3 1 0,1 0,0

Латинская Америка Африка Азия ■ 1990 ■ 2020 Другие

Рис. 1. Динамика производства зеленого кофе в 1990-2020 гг. по макрорегионам, млн т [FAOSTAT, 2022] Fig. 1. Dynamics of green coffee production in 1990-2020 by macro-regions, million tons [FAOSTAT, 2022]

Три главных кофепроизводящих региона выделяются на мировой арене и по объему экспорта (рис. 2). Суммарно на них приходится около 90% мирового экспорта кофе. В число других (10%) входят в основном регионы, которые занимаются реэкспортом зеленого кофе (Европа, Северная Америка). Важно, что на мировой кофейный рынок поставляется всего около 70% произведенного кофе, а 30% идет на внутреннее потребление. Доля экспорта в разных кофепроизводящих регионах не сильно различается и колеблется в пределах от 60,2% в Азиатском регионе и 61,2% в Африканском до 69% в Латиноамериканском. На фоне усредненных показателей регионов более высокой экспортностью выделяются Вьетнам (свыше 90%) и Колумбия (85%), а более низкой - Бразилия (около 60%).

Резко противоположна экспорту региональная структура импорта зеленого кофе: 75% всего пото-

ка направляется в Европу и Северную Америку. На Африку приходится 4% общемирового импорта, а на Латинскую Америку - всего 2%. Регионом, выступающим на международном уровне и экспортером, и импортером зеленого кофе, является Азия, крайне разнообразная по своей структуре (сочетает развитые и развивающиеся страны, лежащие в «кофейном поясе» и за его пределами, с развитыми и неразвитыми рынками потребления). Анализ региональной структуры торговли зеленым кофе свидетельствует о наличии закрепленной «сырьевой» специализации Латинской Америки.

Не менее значительны трансформации в региональной структуре производства и торговли кофейной продукцией. За последние 30 лет этот международный рынок увеличился в 7 раз и достиг 2,6 млн т в натуральном выражении. Стоимостные показатели выросли с 1,7 млрд долл. до 19,1 млрд долл. (в 11 раз).

Рис. 2. Структура экспорта зеленого кофе по макрорегионам (в % от общемирового экспорта), 2020 г.

[FAOSTAT, 2022]

Fig. 2. Structure of green coffee exports by macro régions (% of global exports), 2020 [FAOSTAT, 2022]

Производство жареного и растворимого кофе традиционно сосредоточено в развитых европейских странах, а также в США, Японии, Республике Корея, России и некоторых развивающихся странах Азии. Такая пространственная структура определяется в первую очередь близостью к потребителю и основным рынкам сбыта, а также необходимостью обеспечения значительных внутренних потребностей этих стран.

Начало формирования мирового рынка жареного кофе относят примерно к середине 1980-х гг., когда в мировую торговлю включились развитые страны, ранее только завозившие зеленый кофе и осуществлявшие обжарку и производство готовой кофейной продукции преимущественно «для себя». В 2019 г. свыше половины мирового экспорта жареного кофе приходилось на ведущие европейские страны (на Италию - 18,7% от мира, Германию - 18,6, Нидерланды - 8,0, Швейцарию - 6,2%).

Выявлены значительные региональные диспропорции в развитии рынка кофейной продукции. За рассматриваемый период экспорт кофейной продукции из Азии вырос в 48 раз, причем основная часть этого роста была обеспечена за счет увеличения производства растворимого кофе (рис. 3).

Динамичный рост кофейного сектора в странах Азии обеспечен благодаря нескольким факторам:

- рост спроса на кофе в мире (на 11%) и регионе (на 14%);

- увеличение потребления кофе в развивающихся странах Азии (по причинам роста населения и его доходов, культурной трансформации);

- приток иностранных инвестиций в отрасль (прежде всего из стран Европы);

- более низкие производственные издержки.

1 483,4

713,1

195,3 119,2180'0 170,1 14,7 I 8,9 35,3

■ 19,2 ^^т

Европа Латинская Америка Северная Америка Азия и Океания Африка

1990 ■ 2020

Рис. 3. Динамика экспорта кофейной продукции в 1990-2020 гг. по макрорегионам, млн т [FAOSTAT, 2022] Fig. 3. Dynamics of export of coffee products in 1990-2020 by macro-regions, million tons [FAOSTAT, 2022]

Неравномерность роста кофейной отрасли привела к трансформации ее региональной структуры: ускоренными темпами развивается Азиатский регион, доля которого в экспорте кофейной продукции возросла с 4 до 28%; за то же время продажи продукции Европы и Северной Америки выросли всего на два процентных пункта, доля Африки уменьшилась на два процентных пункта, а доля Латиноамериканского региона сократилась с 33 до 7% (рис. 4).

ВЫВОДЫ

Последние три десятилетия ознаменовались ростом и мощными сдвигами в пространственной структуре мирового кофейного рынка, произошедшими в результате изменения соотношения спроса и предложения кофе на мировой арене. Спрос на кофе в мире постоянно возрастает под влиянием группы факторов, таких как рост численности и благосостояния населения, внедрение новых технологий, рост

числа занятых умственным трудом, процессы урбанизации, дифференциация кофейных продуктов, развитие культуры потребления кофе вне дома, сила и значимость которых разная в разных регионах.

Африка

I Г

1'»« И Пнрянмя

28% ~7 \

Северная 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Америка 1

7% J Европа

\ W / 57%

Латинская ^

Америка 4 у у

7% ^

Рис. 4. Структура экспорта кофейной продукции по макрорегионам (в % от общемирового экспорта), 2020 г.

[FAOSTAT, 2022]

Fig. 4. Structure of exports of coffee products by macro-regions (% of global exports), 2020 [FAOSTAT, 2022]

Спрос на кофе и его динамика имеют явно выраженную региональную дифференциацию. Если раньше основными потребителями были развитые страны (прежде всего страны Европы и Северной Америки), то ныне самые высокие темпы роста потребления характерны для Азиатского региона, доля которого в мировой структуре выросла до 22%.

Предложение на мировом кофейном рынке формируется на базе трех основных товарных сегментов - зеленого, жареного и растворимого кофе. За последние 30 лет производство зеленого кофе выросло почти в 2 раза, сопровождаясь при этом масштабными сдвигами в региональной структуре. Основные кофепроизводящие регионы мира поме-

нялись местами: доля Азии выросла с 14 до 31%, сократились доли Африки (с 21 до 12%) и Латинской Америки (с 64 до 57%).

Международный рынок кофейной продукции (жареного и растворимого кофе) увеличился за последние 30 лет в 7 раз. Асимметрия региональной динамики производства и экспорта привела к значительной трансформации пространственной структуры. Доля Азиатского региона в экспорте выросла с 4 до 28%, в то же время доли Европы и Северной Америки увеличились незначительно (соответственно с 55 до 57% и с 5 до 7%), доли Африки и Латинской Америки сократились.

Таким образом, главной тенденцией региональной трансформации мирового кофейного рынка за последние десятилетия является усиление присутствия Азиатского региона как на рынке в целом, так и по его основным товарным сегментам. Проведенный анализ выступает эмпирическим подтверждением совершающемуся хозяйственно-географическому переходу, меняющему пространственную конфигурацию мира. Этот переход в рамках рассмотренной в исследовании глобальной кофейной отрасли затрагивает все секторы экономики: первичный (доля Азии в производстве зеленого кофе возросла в 2 раза за 1990-2020 гг.), вторичный (доля стран Азии в экспорте обжаренного кофе увеличилась в 2,5 раза) и третичный (число торговых точек реализации кофе выросло многократно). Важным является и то обстоятельство, что Азиатский регион укрепляет свои позиции не только в производстве, но и в потреблении кофе. Кофейная культура, приходящая в страны Глобального Юга из развитых государств, воспринимается населением, особенно городским, как «проводник» в общество преуспевания, успеха, богатства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Витвер И. А. Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира. М., 1963. 366 с.

Даньшин А.И. Современные тренды и приоритетные направления развития отечественной агрогеографии // Региональные исследования. 2014. № 4. С. 17-27.

Крючков В.Г. Территориальная организация сельского хозяйства. М.: Мысль, 1978. 264 с.

Крючков В.Г. Экономико-географические аспекты территориальной организации хозяйства в сельской местности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1990. № 5. С. 3-92.

Крючков В.Г. Технико-экономические основы сельскохозяйственного производства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 105 с.

Кузина И.М. Эволюция сельской местности и меняющаяся география аграрного сектора // География, общество, окружающая среда. 2004. № 5. С. 347-383.

Кузина И.М., Наумов А. С. Агрогеография мира: учебно-метод. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2004. 128 с.

Мироненко Н. С. О несоответствии уровня эмпирических обобщений требованиям развития географии мирового хозяйства // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов. 2013. № 2. С. 36-48.

Мироненко Н.С., Гитер Б.А. Мирохозяйственный переход в начале XXI века: макротехнологические и пространственные трансформации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2013. № 2. С. 12-18.

Наумов А. С. Современное развитие районов специализированного земледелия в зарубежных странах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 2012. № 2. С. 40-48.

Нефедова Т.Г. Проблемы природопользования: методологические подходы к изучению, картографиро-

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ

17

ванию, районированию // Известия АН СССР, сер. геогр. 1990. № 4. С. 71-84.

Ракитников А. Н. Сельскохозяйственное районирование // География СССР. Вып. 2. Экономическое районирование СССР. М., 1965. С. 104-119.

Ракитников А.Н. География сельского хозяйства. М., 1970. 249 с.

Ракитников А.Н. Избранные труды. Смоленск, 2003. 471 с.

Серебряник И.А., Золотухина Д.М. Мировой рынок кофе: базовые понятия // Theoretical & Applied Science. 2015. № 11. С. 23-25.

GiuliM., PascucciF. Il ritorno alla competitività dell'espresso Italiano, Milano, Franco Angeli, 2016, 442 р.

Rodrigues C.F., Raposo H., Pegado E., Fernandes A.I. Coffee in the Workplace: A Social Break or a Performance Enhancer? Med. Sci. Forum., 2021, no. 5, p. 44.

Электронные ресурсы

Винничек Л.Б., Кафтулина Ю.А., Батова В.Н. Тенденции и проблемы развития мирового рынка кофе // Московский экономический журнал. 2017. № 1. URL: https://qje.su/ selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2017-15/ (дата обращения 14.01.2022).

Смоленцева Е.В. Мировой экспорт и импорт кофе // Московский экономический журнал. 2019а. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-7-2019-59/?print=print (дата обращения 04.09.2021).

Смоленцева Е.В. Производство кофе как элемент мирового рынка кофе // Московский экономический журнал. 2019б. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-60/ (дата обращения 16.06.2022).

Смоленцева Е.В. Кофейные плантации как фактор, определяющий производство кофе в мире // Московский экономический журнал. 2019в. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-7-2019-58/ (дата обращения 04.06.2022).

Coffee Development Report, 2020, International Coffee Organization, URL: https://www.icocoffee.org/wp-con-tent/uploads/2022/11/CDR2020.pdf (дата обращения 17.09.2022).

Expert Market Research, Coffee Market Report, 2022, URL: https://www.expertmarketresearch.com/reports/coffee-market/requestsample (дата обращения 18.02.2023).

FAOSTAT, URL: http://www.fao.org/faostat/ru/#data/TP (дата обращения 11.07.2022).

International Coffee Organization, URL: https://ico.org (дата обращения 17.09.2022).

International Trade Centre, International trade statistics (Trade map), URL: https://www.trademap.org/Index. aspx (дата обращения 11.01.2023).

Rothgeb Skeie T. Norway and Coffee, The Flamekeeper, Newsletter of the Roasters Guild. Spring 2003, URL: https://www.roastersguild.org/052003_norway3.shtml (дата обращения 14.01.2023).

Samper L.F., Giovannucci D., Marques Vieira L. The powerful role of intangibles in the coffee value chain, Economic Research Working Paper, 2017, no. 39, URL: https://www.researchgate.net/publication/321184182_ The_powerful_role_of_intangibles_in_the_coffee_val-ue_chain (дата обращения 15.09.2022).

The Coffee Guide 2021, URL: https://intracen.org/media/ file/5718 (дата обращения 11.01.2023).

Поступила в редакцию 13.04.2023 После доработки 15.05.2023 Принята к публикации 24.05.2023

TRANSFORMATION OF THE REGIONAL STRUCTURE OF THE WORLD COFFEE MARKET (THE END OF THE 20th - BEGINNING OF THE 21st CENTURY)

D.V. Zayats1, A.S. Petrova2, T.Kh. Tkachenko3

1-3 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography, Department of Geography of World Economy 1 Moscow State Pedagogical University, Faculty of Geography, Department of Economic and Social Geography

1 Associate Professor, Ph.D. in Geography; e-mail: [email protected] 2 Post-graduate student; е-mail: [email protected] 3Associate Professor, Ph.D. in Geography; e-mail: [email protected]

The article analyses the scale and causes of shifts in the regional structure of a major industry market, i. e. the world coffee market. Among the factors that determined high dynamics of the global demand for coffee over the specified period, the growth of well-being of the world population is considered, which is especially fast in developing countries, significantly outpacing the "traditional" markets of developed countries in terms of the coffee consumption growth. Other factors considered are innovations in coffee production technologies, the continuing growth of the urbanization of the population, shifts in the structure of the types of labor activity of the population towards larger share of mental labor, whose representatives are characterized by increased rates of coffee consumption, the growing demand for more expensive and high-quality products, and the strengthening "status" role of coffee consumption. The regional structure of coffee consumption, which is formed under the influence of these factors, is considered. In line with the evolution of demand, there are significant shifts in the supply sphere; it is shown that the regional supply structure has experienced the most

significant transformation in the green coffee commodity segment: the main coffee-producing regions of the world have changed their places - the share of Asia has sharply increased and the share of Africa has decreased. It is shown that Asia has also significantly increased its role in the other two main product segments, i.e. roasted and instant coffee. In general, the demonstrated "Asian" shift in the coffee market could evidence the essence of the current economic and geographical transition.

Keywords: dynamics and factors of demand for coffee, green coffee, coffee products, coffee production and trade

REFERENCES

Danshin A.I. Sovremennye trendy i prioritetnye napravlenija razvitija otechestvennoj agrogeografii [Contemporary trends and priorities within the progress of domestic agricultural geography], Regional'nye issledovanija, 2014, no. 4, p. 17-27. (In Russian) Giuli M., Pascucci F. Il ritorno alla competitivita dell'espresso

Italiano, Milano, Franco Angeli, 20l6, 442 p. Kijuchkov V.G. Ekonomiko-geograficheskie aspekty territorial'noj organizacii hozjajstva v sel'skoj mestnosti [Economic and geographical aspects of the territorial organization of the economy in rural areas], Vestn. Mosk. Un-ta, Ser. 5, Geogr, 1990, no. 5, p. 3-92. (In Russian) Krjuchkov VG. Tehniko-ekonomicheskie osnovy sel'skoho-zjajstvennogo proizvodstva [Technical and economic bases of agricultural production], Moscow, Izdatel'stvo Mosko-vskogo universiteta Publ., 1998, 105 p. (In Russian) Krjuchkov V.G. Territorial'naja organizacija sel'skogo hozjajstva [Territorial organization of agriculture], Moscow, Mysl' Publ., 1978, 264 p. (In Russian) Kuzina I.M. Evoljucija sel'skoj mestnosti i menjajushhajasja geografija agrarnogo sektora [The evolution of rural areas and the changing geography of the agricultural sector], Geografija, obshhestvo, okruzhajushhaja sreda, 2004, no. 5, p. 347-383. (In Russian) Kuzina I.M., Naumov A.S. Agrogeografija mira [Agricultural geography of the world], Moscow, Izdatel'stvo Mosk-ovskogo universiteta Publ., 2004, 128 p. (In Russian) Mironenko N.S. O nesootvetstvii urovnja empiricheskih obobshhenij trebovanijam razvitija geografii miro-vogo hozjajstva [On the inconsistency of the level of empirical generalizations with the requirements of the development of the geography of world economy], Social'no-ekonomicheskaja geografija, Vestn. Asso-ciacii rossijskih geografov-obshhestvovedov, 2013, no 2, p. 36-48. (In Russian) Mironenko N.S., Giter B.A. Mirihozjajstvennyj perehod v nachale XXI veka: makrotehnologicheskije i prostranst-vennyje transformazii [World economic transition at the beginning of the 21st century: macrotechnological and spatial transformations], Vestn. Mosk. Un-ta, Ser. 5, Geogr., 2013, no. 2, p. 12-18. (In Russian) Naumov A.S. Sovremennoe razvitie rajonov specializiro-vannogo zemledelija v zarubezhnyh stranah [Modern development of areas of specialized agriculture in foreign countries], Vestn. Mosk. Un-ta, Ser. 5, Geogr., 2012, no. 2, p. 40-48. (In Russian) Nefjodova T.G. Problemy prirodopol'zovaniya: metodologi-cheskie podkhody k izucheniyu, kartografirovaniyu, raio-nirovaniyu [Problems of nature management: methodological approaches to the study, mapping and zoning], Izvestiya AN SSSR, ser. geogr, 1990, no. 4, p. 71-84. (In Russian) Rakitnikov A.N. [Agricultural zoning], Geografija SSSR, vyp. 2, Ekonomicheskoe rajonirovanie SSSR [Geogra-

phy of the USSR, iss. 2, Economic zoning of the USSR], Moscow, 1965, p. 104-119. (In Russian)

Rakitnikov A.N. Geografija sel 'skogo hozjajstva [Geography of agriculture], Moscow, 1970, 249 p. (In Russian)

Rakitnikov A.N. Izbrannye trudy [Selected works], Smolensk, 2003, 471 p. (In Russian).

Rodrigues C.F., Raposo H., Pegado E., Fernandes A.I. Coffee in the Workplace: A Social Break or a Performance Enhancer? Med. Sci. Forum, 2021, no. 5, p. 44

Serebrjanik I.A., Zolotuhina D.M. Mirovoj rynok kofe: ba-zovye ponjatija [World coffee market: basic concepts], Theoretical & Applied Science, 2015, no. 11, p. 23-25. (In Russian)

Vitver I.A. Istoriko-geograficheskoe vvedenie v ekonom-icheskuju geografiju zarubezhnogo mira [Historical and geographical introduction to the economic geography of the foreign world], Moscow, 1963, 366 p. (In Russian)

Web sources

Coffee Development Report, 2020, International Coffee Organization, URL: https://www.icocoffee.org/wp-content/ uploads/2022/11/CDR2020.pdf (access date 17.09.2022).

Expert Market Research, Coffee Market Report 2022, URL: https://www.expertmarketresearch.com/reports/coffee-market/requestsample (access date 18.02.2023).

FAOSTAT, URL: http://www.fao.org/faostat/ru/#data/TP (access date 11.07.2022).

International Coffee Organization, URL: https://ico.org/ (access date 17.09.2022).

International Trade Centre, International trade statistics (Trade map), URL: https://www.trademap.org/Index. aspx (access date 11.01.2023).

Rothgeb Skeie T. Norway and Coffee. The Flamekeeper. Newsletter of the Roasters Guild. Spring 2003, URL: www.roastersguild.org/052003_norway3. shtml (access date 14.01.2023).

Samper L.F., Giovannucci D., Marques Vieira L. The powerful role of intangibles in the coffee value chain. Economic Research Working Paper, 2017, no. 39, URL: https://www.researchgate.net/publication/321184182_ The_powerful_role_of_intangibles_in_the_coffee_val-ue_chain (access date 15.09.2022).

Smolenceva E.V Kofejnye plantacii kak faktor, opredeljajush-hij proizvodstvo kofe v mire [Coffee plantations as a factor determining coffee production in the world], Mosk. ekonomicheskij zhurnal, 2019, no. 7, URL: https://qje.su/ ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-58/ (access date 04.06.2022). (In Russian)

Smolenceva E.V. Mirovoj eksport i import kofe [World export and import of coffee],Mosk. ekonomicheskijzhurnal, 2019, no. 7, URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/mosk-ovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-59/?print=print (access date 04.09.2021). (In Russian)

Smolenceva E.V. Proizvodstvo kofe kak element mirovogo rynka kofe [Coffee production as an element of the world coffee market], Mosk. ekonomicheskij zhurnal, 2019, no. 7, URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/ moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-60/ (access date 04.06.2022). (In Russian) The Coffee Guide 2021, URL: https://intracen.org/media/ file/5718 (access date 11.01.2023).

Vinnichek L.B., Kaftulina Ju.A., Batova V.N. Tendencii i problemy razvitija mirovogo rynka kofe [Trends and problems in the development of the world coffee market], Mosk. ekonomicheskij zhurnal, 2017, no. 1, URL: https:// qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonom-icheskij-zhurnal-1-2017-15/ (access date 14.01.2022). (In Russian)

Received 13.04.2023 Revised 15.05.2023 Accepted 24.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.