СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPING INDUSTRIES, COMPLEXES, BUSINESSES AND ORGANIZATIONS OF SERVICES SECTOR
УДК 338.48-641 EDN: ZCEVZY
DOI: 10.24412/1995-042X-2022-1-168-178
КУСЕРОВА Анна Ивановна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва (Саранск, Респ. Мордовия, РФ) старший преподаватель; e-mail: [email protected]
САРАЙКИНА Светлана Васильевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва (Саранск, Респ. Мордовия, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]
СОТОВА Людмила Васильевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва (Саранск, Респ. Мордовия, РФ) кандидат географических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОФЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА
Возможности кофейного производства позволяют развивать сельский, деловой, событийный, познавательный и экскурсионный виды туризма. Основой его развития является сельская местность, где сосредоточены ключевые условия, необходимые для выращивания кофе и его производства, что является в некоторых странах базой агропромышленного комплекса. Предметом исследования является кофейное производство в развитии туризма. Цель исследования - выявить особенности и тенденции кофейного производства в развитии туризма. Обозначенная цель достигается с помощью обоснования изученности данной проблемы известными учеными в области экономики и туризма, а различные методы исследования позволяют сделать соответствующие выводы, касающиеся развития современного мирового кофейного рынка и отдельных видов туризма. Изучена история возникновения кофе, определены его основные этапы культивирования и распространения по всему миру. Показан основной «кофейный пояс Земли», где произрастает эта культура и выделены страны-лидеры, производящие кофе. Основной акцент сделан на то, что виды туризма, которые развиваются на базе кофейного производства, можно отнести к нишевому или специализированному туризму. Характеризуя отдельные виды туризма, авторы отмечают, что сельский туризм позволяет увидеть районы произрастания кофе и участвовать в его сборе. В рамках делового туризма большое значение имеют ярмарки и выставки. Специализированные экскурсии и турмаршруты предлагают туры по кофейным плантациям. В событийном туризме важным компонентом является организация и посещение художественных выставок картин, созданных с использованием кофе в разной технике. Показана популярность кофе в разных сферах нашей жизни. Проведен SWOT-анализ развития туризма на основе кофейного производства.
Ключевые слова: сельская местность, кофе, кофейное производство, сельский туризм, деловой туризм, событийный туризм, экскурсионный туризм, познавательный туризм, кофейные туры
Для цитирования: Кусерова А.И., Сарайкина С.В., Сотова Л.В. Использование возможностей кофейного производства в развитии туризма // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. №1. С. 168-178. DOI: 10.24412/1995-042X-2022-1-168-178.
Дата поступления в редакцию: 17 января 2022 г. Дата утверждения в печать: 1 марта 2022 г.
Anna I. KUSEROVA
Svetlana V. SARAYKINA
Lyudmila V. SOTOVA
UDC 338.48-44(470.45) EDN: ZCEVZY DOI: 10.24412/1995-042X-2022-1-168-178
Ogarev Mordovia State University (Saransk, rep. of Mordovia, Russia) Senior Lecturer; e-mail: [email protected]
Ogarev Mordovia State University (Saransk, rep. of Mordovia, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected]
Ogarev Mordovia State University (Saransk, rep. of Mordovia, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: [email protected]
USING THE POSSIBILITIES OF COFFEE PRODUCTION IN THE TOURISM DEVELOPMENT
Abstract. The possibilities of coffee production allow us to develop rural, business, event, educational and excursion types of tourism. The basis of its development is the rural area, where the key conditions necessary for growing coffee and its production are concentrated. It is consist the key areas of e agro-industrial complex in some countries. The subject of the study is coffee production in the tourism development. The purpose of the study is to identify the features and trends of coffee production in the tourism development. The designated goal is achieved by substantiating the study of this problem by well-known scientists in the field of economics and tourism, and various research methods allow us to draw appropriate conclusions concerning the development of the modern world coffee market and certain types of tourism. The authors study the history of coffee origin and determine its main stages of cultivation and distribution around the world. The article presents main «coffee belt of the Earth», where this culture grows, and highlights the leading countries producing coffee. The main emphasis is placed on the fact that the types of tourism that develop based on coffee production can be attributed to niche or specialized tourism. Describing certain types of tourism, the authors note that rural tourism makes it possible to see the areas where coffee grows and participate in its collection. Fairs and exhibitions are of great importance in the framework of business tourism. Specialized excursions and tour routes offer tours of coffee plantations. In event tourism, an important component is the organization and visiting of art exhibitions of paintings created using coffee in different techniques. The article shows the popularity of coffee in different spheres of our life. The authors carried out a SWOT-analysis of tourism development based on coffee production.
0 0®
Keywords: rural area, coffee, coffee production, rural tourism, business tourism, event tourism, sightseeing tourism, educational tourism, coffee tours
Citation: Kuserova, A. I., Saraykina, S. V., & Sotova, L. V. (2022). Using the possibilities of coffee production in the tourism development. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 16(1), 168-178. doi: 10.24412/1995-042X-2022-1-168-178. (In Russ.).
Article History
Received 17 January 2022 Accepted 1 March 2022
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2022 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
В настоящее время на развитие туризма оказывают влияние многие отрасли экономики, к числу которых можно отнести и отрасли агропромышленного комплекса (АПК). АПК считается одним из стратегических секторов мировой экономики, источником значительных доходов многих стран мира, обеспечивающим мировые потребности в продовольствии и создающим условия для развития туризма. Этот комплекс не только определяет специализацию отдельных видов туризма, но и способен улучшить экономическое состояние самих сельскохозяйственных предприятий и территорий [3].
Одной из особенных отраслей АПК, которая имеет уникальные возможности для развития туризма, является кофейное производство. На его основе страны производители не только получают доход от производства самой культуры, но и активно развивают различные виды туризма. Речь идет о формировании «кофейного туризма», который, на наш взгляд, можно отнести к нишевому туризму, так как основные производители кофе традиционно заняли место в его производстве, а кофейный туризм является для них важной отраслью туристской специализации [2].
Предметом исследования авторы выбрали возможности кофейного производства для развития туризма, а именно сельского, главной особенностью которого является пребывание туристов в сельской местности для общения с природой. Важно отметить, что производство кофе и развитие на его основе сельского туризма способствует развитию сельской местности, ее инфраструктуры, модернизации сельского хозяйства, сокращению безработицы и увеличению доходов сельских жителей. Как правило, сельская местность, на территории которой выращивается кофе, характеризуется особенностями географического положения, обладает уникальной аттрактивностью ландшафтов, а также своеобразием традиций и обычаев местного населения [8].
Изучив современные тенденции, характеризующие развитие кофейного производ-
ства как одного из факторов, влияющих на развитие туризма, опираясь на различные библиографические и интернет-источники, статистические данные, используя теоретические и формализованные методы, была обоснована гипотеза и раскрыта цель исследования.
Теория и методология исследования базируется на обосновании совокупности взглядов изучаемых явлений, процессов и компонентов учеными и специалистами в сфере территориальной организации сельского хозяйства, туризма и их отдельных отраслей: А.Ю. Александровой, А.Н. Ракитникова, В.Г. Крючкова, Т.М. Худяковой, А. М. Носонова, И.С. Бе-люченко, В.И. Кружалина, Н.В. Шабалиной, Л.В. Сотовой. Используя принцип научности и опыт достижения смежных наук в области географии и экономики, авторам удалось конкретизировать суждения и сделать выводы о своеобразии развития кофейного производства и его влиянии на развитие туризма, т.е. прийти к конечному результату своего исследования.
В работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, с помощью которых были выявлены положительные и отрицательные аспекты, влияющие на развитие кофейного производства, метод сравнения использовался для теоретического обоснования взглядов и позиций туристского кофейного бизнеса, метод обобщения позволил сделать выводы о характерных особенностях различных видов туризма, которые развиваются на основе производства кофе, о закономерностях его возникновения и развития, статистический метод позволил выявить страны, которые определяют развитие современного мирового кофейного рынка и видов туризма, связанных с кофейным производством.
Объектом исследования является изучение возможностей кофейного производства для развития туризма.
Цель исследования - выявить современные особенности и тенденции кофейного производства и его возможности для развития туризма.
В современном мире популярность кофе
настолько велика, что без него трудно обойтись в разных сферах нашей жизни. Это косметология, медицина, пищевая промышленность, в частности кондитерские изделия, алкогольная продукция, ну и непосредственно сам кофе как исключительный напиток, который предпочитают во всем мире, о чем свидетельствует обширная география его производства.
Современное кофейное производство обосновалось в странах, которые долгое время оставались, а многие из них до настоящего времени сохраняют статус развивающихся и слаборазвитых. Благодаря кофейному производству в некоторых странах изменилась социально-экономическая ситуация в сельской местности, где выращивается кофе, и повысилось качество жизни населения. А для других стран культура кофе позволила расширить свою специализацию на мировом рынке АПК.
К основным регионам выращивания кофе относятся Южная и Центральная Америка, Африка и Юго-Восточная Азия, а крупнейшими странами поставщиками кофе выступают Бразилия, Колумбия и Индонезия.
Культура кофе заявила о себе довольно давно, однако в массовое потребление входила постепенно в разных странах в разные исторические периоды. Родина кофе - нагорье Эфиопии, где эту культуру возделывали более тысячи лет назад, а свое название она получила от эфиопской провинции Кафа. До сих пор здесь на поросших лесами склонах гор растут дикие кофейные деревья, покрытые алыми блестящими ягодами [10].
В результате анализа и систематизации научной литературы нами выделено пять исторических этапов распространения кофе в мире, которые отражены в табл. 1.
Анализ таблицы показывает, что более чем за тысячелетний период культивирования кофе популярность его росла довольно медленными темпами, а благодаря эпохе Великих географических открытий география кофе значительно расширилась и кофейный напиток завоевал признание во всем мире.
Таблица 1 - Основные исторические этапы распространения кофе
Этап, временные срезы Характерные особенности распространения культуры
1. Примерно 1000-е гг. н. э. Культуру кофе начали возделывать в эфиопской провинции Кафа местные жители, которые узнали о тонизирующих свойствах кофейных зерен. По этому поводу существует множество легенд, одной из самых распространенных является история о пастухе Кальди и его козах. Впоследствии местные монахи впервые стали настаивать в воде кофейные бобы для получения напитка, который позволял им оставаться бодрыми во время многочасовых молитв
2. 1000-е гг. Арабские кочевники, пересекавшие Эфиопию, узнали о возбуждающих свойствах кофе и научились изготавливать из их зерен и жира шарики, эта еда хорошо подбадривала их при переходах через пустыню. Также они стали варить кофейные бобы, создав напиток, а арабские купцы начали вывозить кофе из Эфиопской провинции Кафа через торговый порт Бонга
3. XI - XIV вв. Кофе как напиток из зерен дикорастущих деревьев попадает в Йемен и приобретает в арабском мире такую популярность, что начинается его культивирование. Йеменский кофе экспортируют через порт Моха, поэтому в Европе долгое время кофе называется «Мокко»
4. Сер. XV в. Миграция культурных растений в эпоху Великих географических открытий, в частности и кофе. Рост популярности кофе в Турции, а во времена позднего Средневековья - завоз итальянскими торговцами кофе в Европу. Начало употребления кофе в Италии, Франции, Нидерландах, Англии, других европейских странах
5. XVII-XIX вв. Выращивание кофе как сельскохозяйственной культуры для удовлетворения растущего на него спроса. Первую кофейную плантацию основали в XVII в. голландцы, а в начале XVIII в. кофейные зерна попали во французскую Гвиану, оттуда - в Бразилию, где эта культура обрела свою вторую родину. История кофе в Юго-Восточной Азии восходит к голландскому и французскому колониальному периоду в XVIII и XIX вв. Примерно к кон. XIX в. французы основали процветающую кофейную индустрию в нескольких местах региона Аннам, горного плато, которое простирается через несколько стран региона
Кофе - это обработанные семена плодов вечнозеленого кофейного дерева, произрастающего в тропических странах, которые традиционно собираются вручную. В настоящее время специалистами выделяется несколько основных видов кофе (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что разные виды кофейного дерева произрастают в местностях с разными условиями. Арабика хорошо себя
чувствует на высокогорье, а робуста - менее прихотлива и может произрастать на равнинных участках. Основные регионы произрастания кофе - Центральная Африка, Юго-Восточная Азия, Южная и Центральная Америка [11].
В настоящее время сложился «кофейный пояс Земли», который охватывает порядка 80 стран, но только 50 из них производят кофейные зерна на экспорт (рис. 1).
Таблица 2 - Виды, особенности и ареалы произрастания кофе
Вид кофе Особенности культуры Ареалы произрастания
Арабика (кофейное дерево Аравийское) Прихотлива, распространена в горных тропиках на высоте от 900 м до 2100 м, влаго- и теплолюбивая, урожайность зависит от чередования сухого и дождливого сезона, отличается сложностью аромата Бразилия, Колумбия, Индонезия, Вьетнам, страны Центральной Америки и др.
Робуста (кофейное дерево Канифора робуста) Неприхотлива, распространена в низменных тропиках на высотах до 900 м, влаголюбива, урожайность зависит от техники ухода, отдает горечью из-за высокого содержания кофеина и хлорогеновой кислоты Центральная Африка (бассейн р. Конго), Вьетнам и др.
Либерийский кофе Невысокое качество плодов, используется редко, обычно для создания кофейных примесей Африканские страны, Шри-Ланка, Индонезия, Филиппины и др.
Эксцельза (разновидность либерики) Неприхотлива, высокоурожайна, произрастает на высоте 200-600 м в районе влажных тропиков Центральная Африка, Азия: в основном во Вьетнаме, Индонезии, Малайзии и на Филиппинах
Бразилия Вьетнам Колумбия Индонезия Эфиопия Гондурас Индия Уганда Мексика Перу
Рис. 1 - «Кофейный пояс Земли» и крупнейшие страны-производители кофе в 2020 г. 1
1 Топ стран по производству и экспорту кофе за 2020 год // Контент-проект о кофе в России. URL: https://101kofemashina.ru/okolokofe/coffee-production-countries/ (дата обращения: 25.08.2021)
Анализируя данные о крупнейших производителях кофе, необходимо отметить, что в десятку лидеров традиционно входят Бразилия, Вьетнам, Колумбия, Индонезия, Эфиопия, Гондурас, Индия, Уганда, Мексика, Перу.
Бразилия считается крупнейшим производителем кофе в мире, здесь производится кофе больше, чем в Колумбии, Вьетнаме, Индонезии вместе взятых и почти в 16 раз больше, чем в Мексике. Кроме того, Бразилия активно применяет механическую сборку кофейных зерен. Интересен тот факт, что в 2020 г. наибольший прирост производства по сравнению с прошлым годом наблюдался у Индии -14,3%. Спад производства по сравнению с 2019 г. произошел во Вьетнаме (4,9%) и Перу (0,9%)1.
Импортерами кофе традиционно являются страны Евросоюза, США, Япония, Канада, Китай, Россия, где проблематично его производство. Например, основными поставщиками кофе на российский рынок являются Вьетнам, Бразилия и Колумбия. Кофе из Вьетнама более дешевый, но и менее качественный, из Бразилии и Колумбии везут более качественный и дорогой кофе2. Элитные сорта кофе поступают в Россию из Коста-Рики, Гватемалы, Кении, Индонезии и Перу [6]. Европейские страны предпочитают более дорогой колумбийский кофе из высокосортной арабики. Нужно сказать, что еще в 2007 г. колумбийский кофе получил статус защищенного продукта по происхождению, а в 2011 г. организация ЮНЕСКО объявила зону выращивания колумбийского кофе (так называемый «Кофейный культурный ландшафт» или «Кофейный Треугольник») всемирным наследием [7].
Производство и переработка кофе, как отрасль хозяйства имеет определенные возможности для развития следующих видов туризма - сельского, делового, событийного,
экскурсионного, познавательного.
Сельский туризм представлен, прежде всего, отдыхом в гостевых домах и фазендах в сельской местности, где распространены кофейные плантации. Во время посещения традиционных кофейных районов туристы участвуют в различных видах сельскохозяйственных работ, им предлагаются конные поездки, чтобы полюбоваться красивыми пейзажами. Остановиться можно прямо на одной из фазенд, так как многие фермеры активно принимают туристов (рис. 2).
Рис. 2 - Посещение кофейных плантаций3
В деловом туризме большое значение имеют ярмарки и выставки, посвященные культуре кофе и технологиям его традиционного и современного производства, которые посещают не только профессионалы, но и любители кофе. Выставки могут затрагивать все основные стадии технологического процесса производства кофе: сбор, извлечение зерна, сушка, обжарка, помол и упаковка. На таких мероприятиях заключаются выгодные контракты4. География данного вида туризма достаточно обширна и охватывает многие страны мира. Наиболее крупными выставками последних лет являются: African Fine Coffee Conférence and Exhibition в Аддис-Абебе, Coffee, Tea&Drinks / Bakery & Ice Cream в Таиланде, Business Beans Coffee & Chocolate Expo в
2 Характеристика колумбийского кофе. Сайт любителей кофе. URL: https://coffeefan.info/opisanie-kofe-v-kolumbii.html (Дата обращения: 20.08.2021)
3 Кофейные плантации Бразилии. Яндекс.Картинки - поисковая система. URL: https//yandex.ru/images/ (Дата обращения: 25.08.2021)
4 Специализированные кофейные мероприятия // Официальный сайт компании MADEO - российский производитель кофе премиум-класса. URL: https://madeo.ru/library/mirovye-kofejnye- (Дата обращения: 16.08.2021)
Индианаполисе в США, Paris Coffee Show во Франции и др.
Так как кофе является одной из самых продаваемых культур, отдельные торговые биржи работают именно по сделкам кофе. На них регулярно в одно и то же время проводятся торги, где объединяются коммерсанты и биржевые посредники. Самые крупные международные товарные биржи представлены в США, Великобритании и Франции [7].
Основой для развития событийного туризма являются фестивали, чемпионаты, конкурсы в сфере кофейного производства. Среди крупных событийных мероприятий следует выделить Всемирный чемпионат бариста (WBC), который является одним из самых престижных международных конкурсов и проводится с 2000 г. в различных странах мира.
Среди конкурсов можно отметить Cup of Excellence («Чашка совершенства»), где выбираются лучшие редкие сорта кофе, произведенные в отдельной стране в конкретный год. Это позволяет национальным и международным победителям участвовать в интернет-аукционе и продавать свой кофе. Данные программы позволяют заявить о себе профессионалам кофейного дела на самом высоком уровне4.
Еще одной стороной применения кофе в событийном туризме является организация и посещение художественных выставок картин, созданных с использованием кофе в разной технике. Самыми популярными направлениями являются кофе-арт, где профессиональные художники используют кофе как краску, а также создание картин из кофейных зерен не только профессионалами, но и любителями. Выставки уникальных картин в технике кофе-арт (рис. 3) привлекают внимание туристов уже более 20 лет и проходят во многих странах мира (США, России, Таиланде, Вьетнаме, странах Евросоюза и др.).
Выставки картин из кофейных зерен
менее известны, но достаточно перспективны, в том числе в рамках событийного туризма. Также в последнее время появляется много украшений и элементов интерьера, сделанных с применением кофейных зерен или в соответствии с кофейной тематикой.
Рис. 3 - Картина «Coffee in the Fall», художник Энджел Саркела-Соур5
В реализации экскурсионного туризма и познавательных интересов, связанных с историей, географией, выращиванием, производством и потреблением кофе, значительную роль играют специализированные экскурсии и турмаршруты. В последние годы страны-производители предлагают туры по кофейным плантациям. В ходе экскурсии туристы знакомятся с условиями выращивания кофе, его обработки и употребления [1].
Например, в Коста-Рике предлагаются туры на плантации, где выращиваются качественные сорта кофе. В ходе такого путешествия экскурсоводы рассказывают о сортах кофе, крепости и вкусе напитка, которые зависят от различных условий его произрастания. Важно то, что кофе, выращенный в тени, имеет лучшие вкусовые качества по сравнению с кофейными зернами, выращенными на солнеч-
5 Галерея // Официальный сайт художников Эндрю Соур и Энджел Саркела-Соур. URL: https://coffeeart.com/gallery/ (Дата обращения: 12.08.2021)
ных участках. Финальная часть экскурсионной программы включает дегустацию свежемолотого местного кофе, в котором отсутствуют примеси других сортов.
Кофейные туры предлагает и Сальвадор, так, в 2015 г. было официально открыто новое туристское направление «Маршрут Кофе», которое предусматривает посещение не только кофейных плантаций, но и крестьянских хозяйств, где туристы принимают участие в процессе сбора кофейных ягод, обжарке зерен и дегустации напитка. Данный туристский маршрут также предлагает знакомство с национальной кухней, традициями и культурой Сальвадора. Подавляющая часть кофе здесь выращивается на высоте от 900 до 1200 м над уровнем моря, поэтому во время сбора урожая туристы смогут насладиться великолепными пейзажами.
В Индонезии туристы могут увидеть кофейные плантации на островах Ява, Суматра, Бали и Сулавеси. Попасть на кофейные фермы можно либо с экскурсией (заказав тур в одном из местных агентств - его часто совмещают с прогулкой по рисовым полям), либо самостоятельно.
Еще одна страна, крупнейший производитель кофе - Вьетнам, предлагает кофейные туры. Одной из распространенных экскурсий для туристов в Далате является поездка по близлежащим кофейным плантациям с совмещением других интересных природных объектов. После посещения плантаций предлагается купить кофе в местной лавке. Перед покупкой любой сорт кофе можно попробовать на открытой террасе с прекрасным видом на живописные холмы и маленькое озеро. Купажируя кофе, производитель может смешивать до 12 сортов различных зерен. Но его состав производители не разглашают, а рецептура держится в строгом секрете [9].
Для того, чтобы посетить кофейные плантации Бразилии нужно отправиться в штаты Сан-Паулу, Минас-Жерайс и Парану, причем, если попасть туда в сухой сезон - с июня по сентябрь - можно застать процесс сбора
урожая. Во время экскурсии гиды, как правило, наполняют традиционную экскурсию увлекательными историями и легендами о далеких колониальных временах [12].
Цены на кофе-туры варьируют в разных странах от 700 до 2000 $ и включают не только посещение самих плантаций, но и других туристских объектов. По продолжительности наиболее распространены туры от 3 до 8 дней.
Познавательный туризм развивается, как правило, на основе музеев кофе, которые традиционно организованы во многих городах мира, но и даже на Гавайях. Так, в городке Ка-илуа есть музей Kona Coffee, который размещается в семейном магазинчике Greenwell, открытого в 1875 г.
Посетить музеи кофе можно в Амстердаме, Лондоне, Цюрихе, Вене, Сантосе, Антигуа и небольшом городке Барва де Эредиа в Коста-Рике, а также в Финляндии, Колумбии и Германии. Но, самым большим и знаменитым из вышеперечисленных является Музей Чая и Кофе Брэмэха (Bramah's Museum of Tea and Coffee). Этот музей, посвященный истории чая и кофе, находится в Лондоне, в старом здании бывшего товарного склада. Экспонаты музея рассказывают о четырехсотлетней истории двух самых важных продуктов потребления со времен их появления в Европе из Ближнего Востока и Африки.
Еще один музей, о котором стоит упомянуть, - «Музей технологии кофе», открытый в 1978 г. немецкой компанией «Probat», он расположен в промышленном центре в предместье Эммериха, недалеко от границы с Нидерландами. В музее на площади в 600 м2 в качестве экспонатов представлены различные модели ростеров, которые были изобретены и использовались в разное время в Германии и других странах для обжарки кофе. Сегодня выставлено более одной тысячи экспонатов, которые отражают эволюцию оборудования для обжарки зёрен кофе - от шаровых ростеров до самых современных жаровен, которые компания собирала с 1931 г.6
Гордость музея - 600 видов бытовых
кофемолок, многие из которых являются не столько кухонной утварью, сколько украшением гостиных и столовых. Следует отметить, что музей не продвигает торговую марку «Probat», а обобщает всю эволюцию кофейного оборудования, хотя большинство экспонатов произведено именно этой компанией.
Одним из молодых музеев является «Всемирный музей кофе» во Вьетнаме, открытый для посетителей 23 ноября 2018 г. (рис. 4). Он привлекает посетителей редкой архитектурой. Это длинный дом в виде полиморфных и гибких кривых, пересекающихся друг с другом. Музей хранит более 10 тысяч экспонатов, связанных с тремя типичными кофейными цивилизациями мира, уходящего вглубь почти трех веков. В музее также имеются выставочные площади и смотровые площадки для кофе и библиотека.
Рис. 4 - Всемирный музей кофе, Вьетнам7
Кроме того, в соответствии с концепцией «живого» музея, Всемирный музей кофе организует и проводит еженедельные культурные мероприятия, в том числе специализированные и тематические выставки, посвященные кофе («Кофе и возвращение к происхождению», «Кофе и просвещение человека», «Кофе и интерференция между Востоком и Западом»), природоохранным мероприятиям, знакомству с культурой коренных народов. Музей превращается в своеобразный центр обучения кофе, где реализуются серии краткосрочных
учебных программ по технике приготовления кофе по всему миру, а также долгосрочные учебные курсы по навыкам бариста от базового до профессионального уровня или семинары6.
В связи с распространением коронави-русной инфекции COVID-19 музеи кофе, как и другие музеи мира, перешли в дистанционный формат работы с посетителями, используя инновационные технологии, организуя онлайн-показы, мастер-классы, виртуальные экскурсии и др. [4].
В рамках познавательного туризма можно также посетить промышленные предприятия, которые занимаются обжаркой и купажом готового кофе. Экскурсантам от 10 до 40 чел. позволяют погрузиться в историю кофе, узнать особенности различных кофейных плантаций Южной Америки, Африки и Азии, увидеть натуральное свежее зерно и технологический процесс его обжарки и купажа, а также под руководством мастер-обжарщика принять участие в обжарке партии кофе. Профессиональные бариста устраивают дегустацию различных видов кофе. Подобные экскурсионные программы предлагают заводы компании «Nestle» в Германии и Швейцарии, «IL MIO» в России, фабрика эспрессо-машин «La Marzocco» и компания по производству кофе «Lavazza» в Италии, «Malongo» и «Lobodis» во Франции, «Keurig Dr Pepper», «Kraft Foods» и «Sara Lee» в США и многие другие.
Кофейное производство и развитие туризма на его основе в значительной степени зависят от природно-климатических условий, экологических аспектов и социально-экономических факторов. Широкая география производства кофе и его переработки, популярность кофе в качестве тонизирующего напитка и разнообразие сфер применения создают возможности для развития различных видов туризма (сельского, делового, событийного, познавательного и экскурсионного) и формирования
6 Музеи кофе. Живой журнал. URL: https://www.liveinternet.ru/users/appassionata/post65642998/ (Дата обращения: 19.08.2021).
7 Вьетнамский кофе. Все о кофе: портал. URL: https://coffeesite.kz/ (Дата обращения: 19.08.2021).
176 П-
турпродуктов на его основе. В свою очередь это способствует развитию сельской местности в странах производителях кофе, ее инфраструктуры, увеличению занятости и доходов от туризма.
Для комплексности исследования были выделены основные исторические этапы распространения кофе и современные особенности его производства в мире. Выявлены экологические (сведение лесов, загрязнение водных объектов и воздуха), экономические (дороговизна туров), социальные проблемы (безопасность туристов) кофейного производства.
В качестве основных направлений можно рекомендовать формирование в рамках ЮНВТО специализированных структур ответственных за развитие и продвижение видов туризма на основе возможностей отраслей мирового хозяйства, в том числе и производства кофе.
Проведенное исследование вносит определённый вклад в проблему недостатка комплексных научных работ, которые раскрывают возможности отдельных отраслей сельского хозяйства (в том числе кофейного производства) и других отраслей материального производства в развитии туризма.
Список источников
1. Александрова А.Ю. Современные особенности пространственного развития туризма // География и туризм. 2018. №2. С. 12-16.
2. Гладилин В.А. Методология формирования и концепции инновационных процессов в экономике туризма: Монография. М.: Русайнс, 2017. 168 с.
3. Даньшин А.И. Динамика и основные факторы развития сельскохозяйственной отрасли в регионах России в постсоветский период // Региональные исследования. 2017. №4(58). С. 46-55.
4. Кусерова А.И., Сарайкина С.В., Сотова Л.В. Феномен Лувра как туристского объекта мира: современные тенденции // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №1(93). С. 36-46.
5. Маслова О.А., Сарайкина С.В. Природные опасности Азиатско-Тихоокеанского туристского региона // Огарёв-Online. 2016. №1(66). С. 3.
6. Сингх Рагхав Дж., Вуколов А.Н., Жаров А.Н., Крупнов В.А. Республика Перу. Аграрный сектор экономики: Монография. М.: ООО «Изд-во «Нефть и Газ», 2015. 315 с.
7. Смоленцева Е.В. Производство кофе как элемент мирового рынка кофе // Московский экономический журнал. 2019. №7. С. 598-605.
8. Сотова Л.В. Особенности изучения сельского туризма // В сб.: XLIV Огарёвские чтения. Мат. науч. конф.: в 3-х чч. / Отв за вып. П.В. Сенин. 2016. С. 321-326.
9. Страны Юго-Восточной Азии: традиции и современность (история, политика, экономика, культура): Монография / Отв. ред. Н.Н. Бектимирова, И.Н. Липилина. М.: «КДУ», «Добро-свет», 2018.
10. Corman C. Exchange is the Only Constant. The Evolution of Ethiopia's Commodity Marketplace // Roast Magazine. 2019. №2. Pp. 25-36.
11. Folmer B. The Craft and Science of Coffee. Lausanne: Academic Press, 2017. 556 p.
12. Frigeri A.M.N., Nascimento Hayashi M.H. Economic development of Brazil // Политика, экономика и инновации. 2019. №2(25). Pp. 7.
References
1. Aleksandrova, A. Yu. (2018). Sovremennye osobennosti prostranstvennogo razvitiya turizma [Modern features of the spatial development of tourism]. Geografiya i turizm [Geography and tourism], 2, 12-16. (In Russ.).
2. Gladilin, V. A. (2017). Metodologiya formirovaniya i koncepcii innovacionnyh processov v ekonomike turizma: monografiya [Methodology of formation and concept of innovative processes in the economy of tourism]: A monograph. Moscow: RuSciences. (In Russ.).
СЕРВИС
Т. 16, No. 1 (98)
2022
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
3. Dan'shin, A. I. (2017). Dinamika i osnovnye faktory razvitiya sel'skohozyajstvennoj otrasli v re-gionah Rossii v postsovetskij period [Dynamics and main factors of development of the agricultural industry in the regions of Russia in the post-Soviet period]. Regional'nye issledovaniya [Regional studies], 4(58), 46-55. (In Russ.).
4. Kuserova, A. I., Saraykina, S. V., & Sotova, L. V. (2021). Fenomen Luvra kak turistskogo ob"ekta mira: sovremennye tendencii [The Phenomenon of the Louvre as a World Tourist Site: Current Trends]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 15(1/93), 36-46. (In Russ.).
5. Maslova, O. A., & Saraykina, S. V. (2016). Prirodnye opasnosti Aziatsko-Tihookeanskogo turistskogo regiona [Natural hazards of the Asia-Pacific tourism region]. Ogaryov-Online, 1(66), 3. (In Russ.).
6. Singh Raghav, Dzh., Vukolov, A. N., Zharov, A. N., & Krupnov, V. A. (2015). Respublika Peru. Agrarnyj sektor ekonomiki [Republic of Peru. Agrarian sector of the economy]: A monograph. Moscow: LLC «Izdatel'stvo «Neft' i Gaz». (In Russ.).
7. Smolentseva, E. V. (2019). Proizvodstvo kofe kak element mirovogo rynka kofe [Coffee production as an element of the global coffee market]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal], 7, 598-605. (In Russ.).
8. Sotova, L. V. (2016). Osobennosti izucheniya sel'skogo turizma [Features of the study of rural tourism]. In: XLIV Ogaryovskie chteniya [Ogarevsky readings]: Materials of the scientific conference, 321-326. (In Russ.).
9. Bektimirova, N. N., & Lipilina, I. N. (Eds.) (2018). Strany Yugo-Vostochnoj Azii: tradicii isovremen-nost' (istoriya, politika, ekonomika, kul'tura) [Countries of Southeast Asia: traditions and modernity (history, politics, economy, culture)]: A monograph. Moscow: «KDU», «Dobrosvet». (In Russ.).
10.Corman, C. (2019). Exchange is the Only Constant. The Evolution of Ethiopia's Commodity Marketplace. Roast Magazine, 2, 25-36.
11.Folmer, B. (2017). The Craft and Science of Coffee. Lausanne: Academic Press.
12.Frigeri, A. M. N., & Nascimento Hayashi, M. H. (2019). Economic development of Brazil. Politika, ekonomika i innovacii [Politics, economics and innovation], 2(25), 7.