Научная статья на тему 'Трансформация региональной политики поддержки АПК Омской области в условиях присоединения к ВТО'

Трансформация региональной политики поддержки АПК Омской области в условиях присоединения к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / АПК / ВТО / THE REGIONAL POLICY / BUDGETARY SUPPORT / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / THE WTO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева О. П.

Рассуждая о механизме поддержки АПК государством, нельзя не обозначить те изменения, которые произойдут в стране после присоединения к Всемирной торговой организации. Рассмотрены Четыре направления трансформации государственной политики в области бюджетной поддержки в условиях участия России в ВТО, способствующие проведению комплексных экономических и организационных мер в регионе, обеспечивающих сотрудничество органов государственной власти, всех уровней в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE REGIONAL POLICY OF SUPPORT FOR AGRICULTURE IN THE OMSK REGION OF ACCESSION TO THE WTO

Four directions of transformation of a state policy in the field of budgetary support, in the conditions of participation of Russia in the WTO promoting carrying out of complex economic and organizational measures in region, public authorities providing cooperation, marks of levels in new conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Трансформация региональной политики поддержки АПК Омской области в условиях присоединения к ВТО»

Сохраняется также проблема фальсификации пищевой продукции, а в отдельных случаях и откровенного несоблюдения требований технических регламентов на самих предприятиях перерабатывающего сектора.

Таким образом, для населения более важно качество, биологическая полноценность и экологическая безопасность продовольственных товаров нежели, технологическое оборудование, на котором они произведены.

Кроме того, по отельным видам продовольственных товаров в производстве более чем на 50 % используется импортное сырье, т. е. мясо глубокой заморозки, а порошковое молоко и т. д.

Поэтому важно создать на предприятиях перерабатывающей промышленности систему прослеживаемости в пищевой цепи. Требования прослеживаемости во всем мире неизменно включаются в отраслевые стандарты и другие нормативные документы.

Цели прослеживаемости:

— поддерживать пищевую безопасность и качество;

— знать историю и происхождение продукта;

— идентифицировать ответственные организации в пищевой и торговой цепочке;

— облегчить верификацию (проверку) определенной информации о продукте;

— улучшать эффективность, производительность и доходность организации на основе качества и безопасности продукции.

Прослеживаемость является одним из ключевых элементов системы менеджмента безопасности пищевых продуктов.

В Стратегии следовало бы более четко обозначить направления и механизмы развития и функционирования областных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях ВТО.

Проблема конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях ВТО будет одной из ключевых. Надо уже сегодня определить направления по которым российская пищевая продукция может быть конкурентоспособной.

Конкурентоспособность — это соперничество в области качества продукта, улучшения и обновления товарного ассортимента, совершенствования системы сбыта товаров.

На наш взгляд, Стратегия должна быть комплексным нормативным правовым актом, обеспечивающим решение проблемы продовольственной безопасности и развития агропродовольственного рынка на основе модернизации и технологического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области.

Стратегия — концептуальный документ, и в нем нет жестких юридических норм, присущих закону или постановлению правительства. Тем не менее цели и задачи, определяемые Стратегией, предполагают наличие конкретного экономико-правового механизма ее реализации. В противном случае Стратегия не будет правовым актом прямого действия, а останется лишь набором определенных пожеланий и общих рассуждений о проблемах развития отрасли.

литература

1. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области до 2020 года.

2. Информационные материалы Террстата Свердловской области за 2010-2011 годы.

трансформация региональной Политики поддержки апк омской области в условиях присоединения к вто

о. п. зайцева,

старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет

e-mail: sergeevao@mail.ru

Положительная рецензия представлена А. Е. Миллером, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономики, налогов и налогообложения Омского государственного университета.

Ключевые слова: региональная политика, бюджетная поддержка, АПК, ВТО. Keywords: the regional policy, budgetary support, agrarian and industrial complex, the WTO.

Адаптация сельскохозяйственного производства к функционированию в условиях участия России в ВТО зависит от скоординированной эффективной деятельности субъектов всех уровней хозяйствования, а также органов федерального, регионального и муниципального управления. Эффективность деятельности всех уровней управления можно оценить через результаты функционирования хозяйствующих субъектов. По своей сути все они должны содействовать формированию сбалансированной системы эффективной деятельности в сельском хозяйстве.

В условиях вступления в ВТО делается упор на использование собственно рыночных механизмов, не оказывающих искажающего влияния на конкуренцию в отрасли. По классификации, принятой в ВТО, их относят к «зеленой корзине». Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в бюджете Омской области находится на уровне 3 %. Основная часть этих средств направляется на поддержку товаропроизводителей — 82,5 %. В соответствии с классификацией ВТО используемые в Омской области меры господдержки большей частью относятся к мерам «желтой корзины»

и попадают под ограничительные механизмы. В то же время меры «зеленой корзины», не ограничиваемые в соответствии с нормами ВТО, используются в незначительных объемах.

Поэтому основным направлением трансформации политики государственного регулирования является смещение приоритетов на развитие инфраструктуры и поддержку доходов производителей. Однако эти изменения могут быть реализованы только при достижении достаточно высокого уровня развития отрасли, как минимум — при выходе ее на траекторию устойчивого развития.

В сегодняшних условиях все аспекты развития отрасли, как производственные, так и социальные, требуют значительных вложений. Отсутствие достаточного объема поддержки для сельскохозяйственных товаропроизводителей сегодня можно рассматривать в качестве серьезного препятствия для рыночных реформ. Для их продолжения необходимо использовать в достаточных объемах меры поддержки, относимые к «желтой корзине». Преодоление структурных диспропорций, низкой рентабельности производства в сельском хозяйстве невозможно без применения субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Меры «желтой корзины» требуются для преодоления кризиса в производительности труда в сельском хозяйстве, в развитии материально-технической базы. Необходимость использования субсидий вытекает из того, что чисто рыночные механизмы и частные инвестиции не могут решить всех проблем, накопившихся за годы экономической реформы. «Желтая корзина» в достаточных объемах нужна не только для сельскохозяйственных реформ, но и для реформы во всей экономике. Без стабильного и эффективного сельского хозяйства, конкурентоспособного агробизнеса в России невозможно обеспечить стабильность общества и всей экономики. Эффективные и рентабельные отрасли сельской экономики позволят увеличить вложения в развитие села.

Исторические и географические особенности сельской экономики требуют поддержки именно производства. Государство поддерживало и будет обязано поддерживать производство в районах, которые относятся к зонам с неблагоприятными природными условиями. Прекращение поддержки в этих районах социально опасно и нецелесообразно.

Меры «зеленой корзины» могут дать эффект только в долговременной перспективе, а сегодня необходимо решать краткосрочные и среднесрочные задачи. Многие программы зеленой корзины у нас просто пока не могут работать (это относится к поддержке доходов). Нет соответствующей финансовой и налоговой инфраструктуры, нет истории деклараций доходов, плох учет доходов, нужны адекватные административные структуры, готовность производителей и т. д.

Расширение применения мер «зеленой корзины» целесообразно в условиях укрепления экономического состояния основных субъектов сельскохозяйственного производства, при наличии у них возможности осуществления расширенного воспроизводства в основных отраслях сельского хозяйства. В настоящее время, как отмечалось выше, эти возможности ограничены. Снять наиболее болезненные «барьеры» позволяет реализация долгосрочной целевой программы «Развитие

сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2010-2014 годы)», принятой Постановлением Правительства Омской области от 6 октября 2009 г. N 180-п. Прежде всего это относится к направлениям, попадающим, по терминологии ВТО, в «зеленую корзину».

Исходя из правил, заложенных в ВТО, представляется целесообразным сохранить на региональном уровне льготы по оплате энергоресурсов, развивать системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширять возможности приобретения техники на условиях лизинга, реструктурировать кредиторскую задолженность хозяйств перед бюджетом и поставщиками, дезорганизовавшую финансовую систему сельского хозяйства. При этом особое внимание следует уделять повышению эффективности доведения бюджетных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощению процедуры доступа к кредиту, совершенствованию контрактной основы предоставления дотаций и компенсаций.

Повышение инвестиционных возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей Омской области осуществляется за счет мер «желтого ящика», регулирующих развитие АПК и способствующих ресурсному обеспечению аграрного сектора (производственные капиталовложения, льготное кредитование, формирование лизингового фонда, льготы на электроэнергию, компенсация затрат на различные виды топлива, компенсация стоимости комбикормов, дотации на семена, поддержка племенного дела), а также частично за счет мер «зеленого ящика» (развитие системы рыночной информации).

Это доказывает высокую значимость и необходимость сохранения в будущем возможностей применения мер, охватываемых программами «желтой корзины», с учетом бюджетных и производственных возможностей. К тому же без реализации таких мер в условиях относительно либерального внешнеторгового режима наряду с активным применением внутренней поддержки, стимулирующей производство, и экспортного субсидирования, применяемого правительствами стран — основных торговых партнеров России, невозможно будет сохранить конкурентоспособность отечественной продукции по цене.

В этой связи следует проанализировать использование правила de minimis при принятии Россией обязательств по связыванию внутренней поддержки, влияющей на производство сельскохозяйственной продукции. Российская Федерация вступает в ВТО в статусе развитой страны, поэтому она может не брать обязательств по сокращению мер поддержки, представляющих «желтую корзину», если обязуется обеспечивать бюджетное финансирование в размере, не превышающем 5 % стоимости производимой в течение года сельскохозяйственной продукции.

Применение правила de minimis носит ограниченный характер с позиции как текущего состояния АПК, так и возможностей будущего развития аграрного сектора. Поэтому, по нашему мнению, реализация программ «желтой корзины» при системно-целевом подходе к расходованию средств является необходимым условием увеличения валовой продукции сельского хозяйства. В конечном счете это будет способствовать обеспечению

сельскохозяйственных производителей доходами от производственной деятельности и увеличению финансирования социальных программ, относящихся к «зеленой корзине».

Вступление в ВТО диктует необходимость подготовки и предоставления в секретариат этой организации ежегодных нотификаций о мерах государственной поддержки сельского хозяйства в специальном формате. Поэтому необходимо создание информационной системы, позволяющей в кратчайшие сроки получать информацию о механизме оказания поддержки, критериях и объемах ее предоставления. К тому же целесообразным видится издание специального распоряжения, по которому регионы будут согласовывать возможность применения различных мер прямой и косвенной поддержки и объемы финансирования с федеральными органами государственной власти, ответственными за предоставление и подготовку нотификаций для секретариата ВТО. Особенно это будет важно, если пороговый уровень обязательств России по внутренней поддержке окажется ниже, чем текущие возможности государственного финансирования сельского хозяйства. В этом случае потребуется провести перестройку системы государственной поддержки, которая может осуществляться по предлагаемым нами направлениям:

— переориентация с мер поддержки по программам «желтой корзины» на меры поддержки по программам «зеленой корзины»;

— активное использование возможностей процедуры de minimis;

— законодательное закрепление по согласованию с регионами финансирования приоритетных направлений государственной поддержки, искажающей реальное состояние торговли и производства, и установление на этой основе нормативов средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на реализацию определенных программ (при этом необходимо предусмотреть возможности финансирования остальных мер по остаточному принципу);

— переориентация с мер поддержки по программам «желтой корзины» на меры поддержки по программам «голубой корзины».

Первое направление — переориентация с мер поддержки по программам «желтой корзины» на меры поддержки по программам «зеленой корзины». Об ограничениях использования мер «зеленой корзины» на данном этапе развития аграрных отношений говорилось выше. Необходимо еще раз отметить, что такое финансирование направлено на решение долгосрочных задач. Оно органически может быть реализовано только в условиях финансово-экономической стабильности аграрного сектора.

Второе возможное направление — использование возможностей процедуры de minimis заключается в активном управлении структурой мер «желтой корзины»

и предполагает обеспечение жесткой связи между уровнем бюджетного финансирования и валовой продукцией сельского хозяйства. В этом случае необходимо переходить от поддержки без привязки к продукту к поддержке, связанной с производством конкретных сельскохозяйственных товаров, достигая максимально возможного уровня финансирования, не учитываемого при расчете текущей АМП. Недостаток реализации этого направления заключается в том, что при этом может произойти распыление бюджетных ресурсов и в случае ухудшения условий конкуренции на агропродовольственном рынке невозможно будет сконцентрировать поддержку на приоритетных сегментах.

Третий подход — сосредоточение на приоритетных направлениях развития отдельных сегментов аграрного рынка. В этом случае необходимо добиваться возможности применения поддержки, искажающей реальную ситуацию в торговле и производстве сельскохозяйственной продукции. В условиях существенных ограничений уровня такой поддержки реализация данного варианта становится проблематичной. В этом случае наиболее реалистичным является симбиоз между вторым и третьим подходами к перестройке сложившейся системы государственной поддержки сельского хозяйства.

Четвертое направление — перенос мер поддержки из программ «желтой корзины» в программы «голубой корзины». Во многих исследованиях, связанных с измерением «трансферта», возникающего в результате реализации программ поддержки, именно выплаты на посевные площади и поголовье скота являются наиболее эффективным способом поддержки доходов сельскохозяйственных производителей, связанных с производственной деятельностью. Достоинство таких выплат очевидно. Наиболее важным, на наш взгляд, является то, что в результате снижаются возможности и заинтересованность предприятий в теневых схемах производства и реализации сельскохозяйственной продукции, повышается транспарентность распределения бюджетных средств, укрепляется платежеспособность и инвестиционный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Очевидно, что процедура переноса мер поддержки из программ «желтой корзины» в программы «голубой корзины» не требует серьезной технической работы. Достаточно внести поправки в текущее законодательство, связав условия предоставления субсидий или с фиксированными площадями и урожаями, или с определенным уровнем производства, или в секторе животноводства с фиксированным поголовьем скота, и выработать механизмы доведения и распределения бюджетных средств.

С учетом сказанного представляется целесообразным принятие во внимание Министерством Сельского хозяйства и продовольствия Омской области перечисленных мер при разработке программы регионального развития сельского хозяйства в новых условиях.

литература

1. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. URL: http:// www.wto.ru/

2. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 г. // Финансы. 2010. № 8. С. 3-6.

3. Чкаников М. Замена корзины: уровень поддержки сел. хоз-ва при вступлении в ВТО постепенно снизится // Рос. газ. 2010. 29 сентября. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.