Закон и право. 2023. № 11. С. 46-54.
Law and legislation. 2023;(11):46-54.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-46-54 NIION: 1997-0063-1 1/23-631
EDN: https://elibrary.ru/DRTZFO MOSURED: 77/27-001-2023-11-831
Трансформация реализации принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации: организационный и финансово-правовой аспект
Владимир Анатольевич Артымук1, Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина2
1 2 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
1 [email protected], ORCID 0000-0002-0660-8696
2 [email protected]; https://ORCID.org/0000-0003-3023-6631,
SPIN-код: 1638-7505; AuthorID: 1048782
Аннотация.
Цель исследования — провести анализ нормативно-правовой базы и научных источников, посвященных принципам охраны здоровья граждан и трансформации их реализации на современном этапе.
Материалы и методы. Проведен анализ юридической литературы, нормативных правовых актов по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Для реализации поставленных целей использовались методы библиографического поиска источников в различных базах данных. В публикации представлен анализ нормативно-правовой базы принципов охраны здоровья населения в историческом аспекте. Результаты исследования выявили соответствующие проблемы недостаточного финансирования отрасли, нерационального использования и недостаточного правового контроля расходования ресурсов.
Заключение. В настоящее время принципы, основы и гарантии в здравоохранении представлены прежде всего в Конституции РФ, затем — в международных документах в непротиворечащей части, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах. Однако с учетом предстоящего увеличения финансирования системы здравоохранения в целях повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи для населения, увеличением ожидаемой продолжительности жизни требуется совершенствование правового контроля государственного финансирования системы здравоохранения в РФ.
Ключевые слова: принципы права, охрана здоровья граждан, здравоохранение, гарантии, конституционные принципы; финансирование.
Для цитирования: Артымук В.А., Мустафина-Бредихина Д.М. Трансформация реализации принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации: организационный и финансово-правовой аспект // Закон и право. 2023. № 11. С. 46—54. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-46-54 EDN: https:// elibrary.ru/DRTZFO
PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES
Original article
Transformation of the implementation of the principles of citizens' health protection in the Russian Federation: organizational, financial and legal aspect
Vladimir A. Artymuk1, Diana M. Mustafina-Bredikhina2
1 2 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia
1 [email protected], ORCID 0000-0002-0660-8696
2 [email protected]; https://0RCID.org/0000-0003-3023-6631, SPIN-^: 1638-7505; AuthorID: 1048782
© Артымук В.А., Мустафина-Бредихина Д.М. М., 2023.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
Abstract.
The aim of the study is to analyze the legal framework and scientific sources on the principles of protecting the health of citizens and the transformation of their implementation at the present.
Materials and methods. The analysis of the legal literature, normative legal acts on the issues of protecting the health of citizens in the Russian Federation was carried out. To achieve the goals set, the methods of bibliographic search of sources in various databases were used. The publication presents an analysis of the legal framework of the principles of public health protection in the historical aspect. The results of the study revealed the corresponding problems of insufficient financing of the industry, irrational use and insufficient legal control over the expenditure of resources.
Conclusion. At present, the principles, foundations and guarantees in healthcare are presented first by the Constitution of the Russian Federation, then — in international documents in a non-contradictory part, federal laws, laws of the constituent entities of the Russian Federation and other regulatory legal acts. However, taking into account the forthcoming increase in financing of the healthcare system in order to increase the availability and quality of medical care for the population, the increase in life expectancy, it is necessary to improve the legal control of financing of the healthcare system in the Russian Federation.
Keywords: principles of law, protection of citizens' health, healthcare, guarantees, constitutional principles, financing.
For citation: Artymuk V.A., Mustafina-Bredikhina D.M. Transformation of the implementation of the principles of citizens' health protection in the Russian Federation: organizational, financial and legal aspect // Law and legislation. 2023;(11):46—54. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-234-11-46-54 EDN: https:// elibrary.ru/DRTZFO
г^доровье считается одним из высших благ ""Хчеловека, без которого могут утратить зна-Ч«^чение многие другие блага и возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.) [20].
Ключевой нормативный акт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — Устав закрепил основные принципы охраны здоровья, которые определяют здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. При этом здоровье каждого человека провозглашается высшей ценностью, независимо от внешних или внутренних факторов, а здоровье народа в целом определяется как один из ключевых факторов достижения мира и безопасности [4].
Право на охрану здоровья гражданина было закреплено в резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. [1]. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [2]. В этом документе под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
По мнению Т.О. Шилюк [33], здоровье гражданина во многом определяется государственной политикой страны. С этих позиций целью каждого государства является создание правовых и организационных условий для реализации услуг в области охраны здоровья и обеспечение гражданина доступной медицинской помощью. Создание государством условий для реализации права человека на охрану здоровья является основой социальной государственной политики. Россия, проводя курс активного развития направления качественных услуг в сфере медицинского обеспечения и здравоохранения, использует в процессе правового регулирования и формирования внутренней нормативной базы положения международного медицинского права на внутренние общественные отношения [32].
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших до 1 января 2012 г., было закреплено несколько принципов охраны здоровья граждан, в частности: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за
LAW & LEGISLATION • 11-2023
обеспечение прав граждан в области охраны здоровья [7].
Законодатель ограничивался определением общих принципов, которые, кстати, определили обязательства государства перед человеком и гражданином и ответственность перед каждым членом общества.
Принятый в конце 2011 г. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (далее — Федеральный закон № 323-Ф3) в значительной степени расширил принципы охраны здоровья граждан, сформулировав их иначе, при этом дети были выделены в особую категорию общества, сделан акцент на качестве и доступности медицинской помощи; охрана врачебной тайны выделена в качестве самостоятельного принципа [6].
В настоящее время охрана здоровья граждан трактуется Федеральным законом № 323-Ф3 как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемичес-кого (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
За двенадцать лет, прошедшие с момента его принятия, Федеральный закон № 323-Ф3 подвергался изменениям. В частности, из Закона исключены положения об обязательном представлении Президентом Российской Федерации доклада о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состояния здоровья населения Российской Федерации Федеральному Собранию. Также исключены полномочия законодательного органа государства по определению основных направлений федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и контролю расходов на здравоохранение. В то же время Федеральный закон № 323-Ф3 был дополнен положениями о программе государственных гарантий оказания медицинской помощи.
Однако в настоящее время в Федеральном законе № 323-Ф3 отсутствует даже само понятие «здравоохранение», несмотря на то, что это ос-
новной закон, регулирующий здравоохранение. В современной литературе продолжает дискутироваться вопрос о различиях двух понятий: «охрана здоровья» и «здравоохранение». Считается, что «охрана здоровья» является более широким понятием, чем «здравоохранение» и охватывает более широкий комплекс различных мер: правого, экономического, политического и социального характера. В свою очередь здравоохранение понимается как практическая деятельность, включающая меры медицинского характера (оказание медицинской помощи и всё, что прямо с этим связано). Однако некоторые авторы рассматривают понятие «охрана здоровья» как тождественное понятию «здравоохранение».
Краткий анализ принципов, обозначаемых в науке, позволил определить здравоохранение как социальный институт, опирающийся на морально-нравственные принципы и являющийся важной составляющей национальной безопасности нашей страны [19; 18].
Безусловная реализация на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сфере здравоохранения обозначена как один из приоритетов государства в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в 2021 г. [8].
Право граждан на получение бесплатной медицинской помощи гарантировано Конституцией РФ.
Так, ст. 2 признает права и свободы граждан высшей ценностью и называет их соблюдение обязанностью государства; ст. 7. определяет РФ как социальное государство, политика которого направлена на охрану здоровья граждан; п. 1 ст. 41 регламентирует право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь; п. 2 ст. 41 устанавливает обязательства финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения [5].
Поправки, относящиеся к сфере здравоохранения, не затронули ст. 41, однако были внесены изменения в статьи 72 и 132. В частности, в ст. 72 особое внимание уделено доступной и качественной медицинской помощи, защите семьи, материнства, отцовства и детства и защите института брака.
Также в пункте «ж» прописано взаимодействие Российской Федерации и ее субъектов в области координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи.
По мнению Л.В. Груздевой, теперь на власти всех уровней ложится обязанность по созда-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
нию условий для сохранения и укрепления общественного здоровья [20].
В развитие конституционных основ об охране здоровья в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» было сказано, что «здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности» [9].
В 2021 г. была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, в соответствии с которой «Целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан, сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина» [8].
По мнению Г.Э. Улумбековой, здравоохранение, как и оборона, — это основа безопасности страны [28].
Снижение уровня жизни всего населения в 90-е годы характеризовалось ухудшением здоровья населения, что стало реальной угрозой национальной безопасности. В стране катастрофически увеличилась заболеваемость социально значимыми заболеваниями, что сопровождалось снижением ожидаемой продолжительности жизни, «сверхсмертностью» мужчин в трудоспособном возрасте, ростом материнской и младенческой смертностей и закономерно привело к значительной убыли населения [27].
В 2000-е годы, несмотря на определенное улучшение уровня жизни в России, значительная часть населения продолжала иметь низкий доход; при этом оказание медицинской помощи имело значительные проблемы. Тем не менее, по мнению А.Б. Зудина, здравоохранение России в эти годы активно модернизировалось [21].
В последующем благодаря принятым социально-экономическим мерам в сфере здравоохранения наметились позитивные тенденции, которые проявились в увеличении средней продолжительности жизни, снижении младенческой смертности (за 2021 г. показатель составил 4,5 на 1000 рожденных живыми) [13]. Однако, несмотря на закрепление в законодательстве определенных социально одобряемых принципов, проведение организационно-экономических реформ, сохраняется высокая смертность,
значительная часть населения недовольна качеством медицинской помощи вследствие недостатка ее финансирования [16].
С 2019 г. в Российской Федерации действует национальный проект «Здравоохранение», целями которого является снижение смертности населения (в том числе снижение младенческой смертности и смертности от болезней системы кровообращения и т.д.), ликвидация кадрового дефицита в системе здравоохранения, полномасштабный охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами и т.д. [12] Реализация указанного национального проекта всецело отвечает принципам приоритета охраны здоровья граждан в стране.
Однако пандемия СОУГО-19 оказала существенное влияние на состояние системы здравоохранения всех стран. Пандемия СОУГО-19 обнажила проблемы здравоохранения РФ и большинства развитых стран: неготовность к одномоментной госпитализации большого количества пациентов, дефицит медицинского персонала всех уровней, дефицит средств индивидуальной защиты, сопряженный с коррупционными схемами; неготовность системы здравоохранения оперативно реагировать на ежедневно изменяющиеся обстоятельства.
Так, за два года пандемии по сравнению с 2019 г. в РФ дополнительно умерли почти 1 млн человек, что было существенно больше, чем в странах ЕС и США.
В 2021 г. этот показатель в нашей стране соответствовал уровню 1987 г. [30].
В исследовании Г.Э. Улумбековой показано, что в РФ имелись факторы, которые отсутствовали в других странах, что привело к неготовности страны к пандемии. В РФ на момент начала пандемии были зарегистрированы исходно худшие показатели здоровья населения, более низкая ожидаемая продолжительность жизни, низкий ВВП на душу населения, существенно меньшие государственные расходы на здравоохранение [31].
Ожидаемая продолжительность жизни в РФ составляет 72,4 лет, что значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. По данным ВОЗ (2022), глобальная ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась с 66,8 лет в 2000 г. до 73,3 лет в 2019 г., а ожидаемая продолжительность здоровой жизни увеличилась с 58,3 лет до 63,7 лет [15].
По прогнозу Г.Э. Улумбековой, в 2023 г. в РФ ожидается снижение ожидаемой продолжительности жизни до 70,1 года (на 3,3 года с 2019 г.), в
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 11-2023
2021 г. по этому показателю наша страна вернулась на уровень 1987 г.; в результате в РФ этот показатель стал на пять лет ниже, чем в «новых» странах ЕС, и на 10 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС [14].
И это при том, что Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» определены основные стратегии развития: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет) [10]. Минздравом России разработан паспорт нацпроекта «3дравоохране-ние», который включает восемь федеральных проектов. Основной его целью является создание единой государственной информационной системы (ЕГИС) в сфере здравоохранения для формирования взаимодействия медицинских организаций и единого цифрового контура в сфере здравоохранения.
По эффективности из 89 стран система здравоохранения в России заняла в 2021 г. 58-е место с результатом 37,76 баллов. 3дравоохранение Южной Кореи заняло 1-е место в списке, набрав 78,72 балла из 100 в индексе здравоохранения. На противоположном конце спектра с результатом 33,42 балла возглавляет список страна с худшими системами здравоохранения за 2021 г. — Венесуэла [14].
Несмотря на то что в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения, на здравоохранение в России тратится всего 5,3% от ВВП, что является низким показателем по сравнению со многими странами. На лидирующих позициях в Европе находятся Швейцария (12,2%), Франция (11,5%) и Германия (11,1%).
По мнению В.С. Назарова, низкая эффективность расходов на здравоохранение в России обусловлена, прежде всего, несбалансированной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; диспропорцией в источниках финансирования расходов на здравоохранение; отсутствием полноценной программы амбулаторного лекарственного обеспечения; недостаточной мотивацией медицинских работников [25].
В настоящее время структура финансирования здравоохранения в России, несмотря на наличие так называемой страховой медицины, продолжает во многом опираться на финансировании за счет личных средств граждан. Низкий уровень государственных расходов на здравоохране-
ние в России стал препятствием для обеспечения всеобщего охвата населения медицинской помощью [17]. Очевидно, что среднестатистический гражданин стремится к получению медицинской помощи за счет государства (опосредованно через средства, сформированные за счет страховых взносов), однако объективные и субъективные причины, обусловленные качеством медицинской помощи, сроком ее ожидания, низкой паци-ентоориентированностью (и каждая из этих причин прямо или косвенно вытекает из недостатка финансирования) приводят к обращению в частную систему здравоохранения.
По мнению М.Р. Разуваевой, кроме недостатка финансирования, немаловажной проблемой является неэффективное распределение доступных ресурсов [26].
Несмотря на активную работу правоприменителя в социальной сфере, это не дает значительного прироста в этой сфере: за последние пять лет он составил всего 4,7 п.п. В итоге установлено, что почти 60% россиян не удовлетворены медицинской помощью, прежде всего, ее качеством, уровнем профессионализма медицинских работников и существующей материальной базой.
Для достижения программных целей в области устойчивого развития на период до 2030 г. в Декларации ООН [3], принятой в 2019 г., особо подчеркивается важность увеличения объемов инвестиций для расширения охвата населения медицинской помощью.
По мнению И.П. Катковой, этот подход необходим для преодоления мировым сообществом взаимосвязи между низким уровнем дохода населения и преждевременной смертностью, обусловленной глобальной эпидемией неинфекционных заболеваний [23].
Основная задача сегодня, по мнению Н.Н. Камыниной, — это анализ затрат, выгод, результативности и пользы для формирования ценностно-ориентированной модели здравоохранения, в которой универсальным показателем эффективности здравоохранения и конечным целевым неофициальным показателем будет число лет с учетом качества жизни [22].
Результаты исследования, проведенного экспертами ВО3, продемонстрировали, что для достижения к 2030 г. всех шестнадцати связанных со здоровьем программных индикаторов целей устойчивого развития необходимо увеличение расходов на здравоохранение. В 67 странах с низким и средним уровнем дохода уровень расходов на здравоохранение в среднем должен будет вырасти с 5,6% до 7,5% от ВВП к 2030 г. [24].
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
По прогнозам Г.Э. Улумбековой, в 2023 г. по сравнению с 2022 г. государственные расходы на здравоохранение возрастут на 8% (422,8 млрд руб.).
В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они возрастут только на 2% (при условии, что инфляция будет 6%; если инфляция будет выше, то указанный рост будет меньше).
Источниками финансового обеспечения «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации для их осуществления органам местного самоуправления), а также средства обязательного медицинского страхования [11].
В этой ситуации необходимо менять подход к планированию финансирования и контроля расходов в сфере здравоохранения. По мнению многих исследователей, новый подход к разработке стратегического планирования в сфере здравоохранения в настоящее время должен основываться на базовых принципах, характеризующих особенности здравоохранения как отрасли.
Не вызывает сомнений, что в настоящее время в нормативной базе здравоохранения накопились критические противоречия и недостатки. Например, действующие нормы о порядке оказания медицинской помощи систематически не согласуются с нормативами, рассчитанными на основании других документов, нормативные сроки ожидания медицинской помощи не согласованы с нормативами трудозатрат врачей и с фактической обеспеченностью медицинскими кадрами [29]. Вопрос к корректности статистики и соотнесения данных по разным уровням также остается открытым.
По мнению В.В. Куреева, при реализации государственного контроля в сфере здравоохранения, предусмотренного законодательством об охране здоровья, имеются существенные пробелы как административно-правового регулирования соответствующей сферы административных отношений, так и дублирование этих норм в рамках правового поля деятельности надзорных органов, а также полномочий институтов, осуществляющих контроль. Подобное положение способствовало преобладанию формализованных и бюрократических принципов медицинской де-
ятельности по охране здоровья гражданского населения [24].
Таким образом, охрана здоровья — это не только вопрос сохранения нации, но и ключевой элемент национальной безопасности; и эффективно выстроенная система здравоохранения обеспечивает в значительной степени защиту национальных интересов, в том числе от внешних угроз. В настоящее время государственная система здравоохранения в РФ представляет собой единый комплекс медицинских и фармацевтических организаций, органов публичной администрации и организаций, наделенных административно-публичными полномочиями; финансирование системы здравоохранения осуществляется на федеральном, региональном и частном уровнях и предполагает возможность бесплатно -го получения медицинской помощи.
Однако с учетом предстоящего увеличения финансирования системы здравоохранения с целью улучшения качества и доступности оказания медицинской помощи населению, увеличения ожидаемой продолжительности жизни — основного индикатора работы системы здравоохранения требуется совершенствование правового контроля государственного финансирования системы здравоохранения в РФ, а также четкая формулировка принципов государственной системы здравоохранения с целью упорядочения ее работы и осуществления качественной надстройки остального законодательства.
Список источников
1. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948) // URL: http://www. un.org/ru/
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.consultant.ru/
3. Всеобщий охват услугами здравоохранения: совместные усилия по построению более здорового мира. Политическая декларация ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи 74/2 от 23.09.2019 // https://www.who.int/ru/news-room/ detail/17-10-2019 -universal-health-coverage -passes-key-global-milestone (Дата обращения: 23.01.2022)
4. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946, с изм. от 24.05.1973) https://www.who.int/ru/ about/governance/constitution
LAW & LEGISLATION • 11-2023
5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 28.12.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // http:// www.consultant.ru/
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318. Документ утратил силу.
8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru
9. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности в Российской Федерации» В настоящее время утратил силу // Рос. газ. 2000. № 11. 18 янв.
10. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // www.pravo.gov.ru
11. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» // www.pra-vo.gov.ru
12. Паспорт национального проекта «3дра-воохранение» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Документ опубликован не был.
13. ЕМИСС (государственная статистика): Младенческая смертность на 1 тыс. родившихся живыми (оперативные данные) // https:// www.fedstat.ru/indicator/61902 (Дата обращения: 03.06.2023)
14. Лучшее медицинское обслуживание в мире. 2023. https://worldpopulationreview.com/ country-rankings/best-healthcare-in-the-world
15. Мировая статистика здравоохранения. 2022 // https://www.who.int/news/item/20-05-2022-world-health-statistics-2022
16. Ахмедуев А.Ш. Проблемы развития и императивы реформирования здравоохранения в России и регионах // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. № 5. С. 884-901 // https://doi.org/10.24891/re.16.5.884
17. Вареник A.B., Пенькова Н.В., Ильина Е.Г. Исследование организации процессов финанси-
рования системы здравоохранения Курской области // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 550— 552 // URL: https://moluch.ru/archive/89/18216/ (Дата обращения: 22.01.2023)
18. Васильев В.П. О материально-финансовом обеспечении здравоохранения // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 150—154.
19. Гафурова A.A. Здравоохранение как основа формирования человеческого капитала (на примере Ульяновской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 21. С. 62—68.
20. Груздева Л.В. Поправки к Конституции в сфере здравоохранения // Матер. II регионального науч.-практ. «круглого» стола, посвящ. Дню Конституции РФ. Н. Новгород, 2021. С. 46—49.
21. Зудин А.Б. Предпосылки реформирования российской системы здравоохранения // Российский стоматологический журнал. 2017. № 21 (3). С.157—159.
22. Камынина H.H., Полищук Н. С. Ценностно-ориентированное здравоохранение: систематизация инструментов и методов (обзор литературы) // 3дравоохранение Российской Федерации. 2022. № 66 (6). С. 444—450 // https://doi.org/ 10.47470/0044-197X-2022-66-6-444-450
23. Каткова И.П. Российское здравоохранение в контексте задач достижения всеобщей доступности услуг здравоохранения к 2030 году // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 1. С. 135—147. DOI: 10.19181/population.2020.23.1. 11
24. Куреев В.В., Лубский P.A., Працко Г. С. Административно-правовые и институциональные аспекты государственного контроля в сфере здравоохранения // Философия права. 2022. № 4 (103). С. 75—80.
25. Назаров В. С., Авксентьев H.A. Российское здравоохранение: проблемы и перспективы // Научно-исследовательский финансовый ин-т. Финансовый журнал. 2017. № 4 (38). С. 9—23.
26. Разуваева M.P. Финансирование здравоохранения в Российской Федерации на современном этапе // Экономич. среда. 2017. № 3 (21). С. 75—79.
27. Тагаева Т.О., Гильмундинов В.М. Статистический анализ влияния факторов риска на ухудшение общественного здоровья // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 105—118.
28. Улумбекова Г.Э. Предложения по реформе здравоохранения РФ после завершения пика пандемии COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2020. Т. 6. № 2. С. 9—26. DOI: 10.24411/2411-8621-2020-12001
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023
29. Улумбекова Г.Э., Альвианская H.B. Финансирование системы здравоохранения РФ: динамика, прогнозы, сравнение с развитыми странами // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7. № 3 (25). С. 36—47. DOI 10.33029/2411-8621-2021-7-3-36-47
30. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б. Финансирование здравоохранения для достижения ожидаемой продолжительности жизни в России 78 лет к 2030 году // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 1. С. 129—140. DOI 10.19181/population. 2022.25.1.11
31. Улумбекова Г.Э., Гиноян А.Б., Калашникова A.B., Альвианская H.B. Финансирование здравоохранения в России (2021 — 2024 гг.). Факты и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5. № 4. С. 4—19. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14001
32. Шатоха E.B. Международное медицинское право как источник формирования отрасли медицинского права в России // Научные горизонты. 2020. № 2 (30). С. 158—163.
33. Шилюк Т. О. К вопросу о правовом мониторинге законодательства в области здравоохранения // Актуальные проблемы рос. права. 2014. № 7 (44). С. 1351—1355.
References
1. Universal Declaration of Human Rights (adopted by UN General Assembly Resolution 217 A (III) of 10.12.1948) // URL: http://www.un.org/ru/
2. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (adopted on 12/16/1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly) // http://www. consultant.ru/
3. Universal health coverage: joint efforts to build a healthier world. UN Political Declaration. General Assembly resolution 74/2 of 23.09.2019 // https:// www.who.int/ru/news-room / detail/17-10-2019-universal-health-coverage-passes-key-global-milestone (Accessed: 23.01.2022)
4. The Charter of the World Health Organization (WHO) (adopted in New York on 22.07.1946, with amendments. from 24.05.1973) // https:// www.who.int/ru/about/governance/constitution
5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments, elected during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru
6. Federal Law № 323-FZ of 11/21/2011 «On the Basics of public health protection in the Russian Federation» of 12/28/2022, with amendments and
additions, vol. effective from 11.01.2023) // http:// www.consultant.ru/
7. Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on the Protection of Citizens' Health (approved by the Supreme Court of the Russian Federation № 5487-1 of 22.07.1993) / / Vedomosti of the SND and the Armed Forces of the Russian Federation. 1993. № 33. St. 1318. The document has become invalid.
8. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // www.pravo.gov.ru
9. Decree of the President of the Russian Federation № 24 dated 10.01.2000 «On the Concept of national security in the Russian Federation» has now become invalid // Russian Gas. 2000. № 11. 18.01.
10. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 (ed. dated 21.07.2020) «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» // www.pravo.gov.ru
11. Decree of the Government of the Russian Federation № 2497 dated 12/29/2022 «On the Program of state guarantees of free medical care to citizens for 2023 and for the planning period of2024 and 2025» // www.pravo.gov.ru
12. Passport of the national project «Healthcare» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol dated 12/24/2018 № 16) // The document was not published.
13. EMISS (state statistics): Infant mortality per 1 thousand live births (operational data) // https:// www.fedstat.ru/indicator/61902 (Accessed: 03.06.2023)
14. Best Healthcare in the World 2023. https:// worldpopulationreview.com/country-rankings/best-healthcare-in-the-world
15. World Health Statistics 2022 https:// www.who.int/news/item/20-05-2022-world-health-statistics-2022
16. Akhmeduev A.Sh. Problems of development and imperatives of health care reform in Russia and regions // Regional economy: theory and practice. 2018. T. 16. № 5. Pp. 884-901 // https://doi.org/ 10.24891/re.16.5.884
17. Varenik A. V., Penkova N. V., Ilyina E. G. Study of the organization of financing processes in the health care system of the Kursk region // Young scientist. 2015. № 9 (89). Pp. 550-552. URL: https:// moluch.ru/archive/89/18216/
18. Vasiliev V.P. About the material and financial security of health care// Sociological studies. 2017. № 3. Pp. 150-154.
LAW & LEGISLATION • 11-2023
19. Gafurova A.A. Health care as the basis of the formation of human capital (on the example of the Ulyanovsk region) // Regional economy: theory and practice. 2013. № 21. Pp. 62-68.
20. Gruzdeva L. V. Amendments to the Constitution in the Health Care Sector / / Materials II of the Regional Scientific-Practical Round Table Dedicated to the Day of the Constitution of the Russian Federation. N. Novgorod, 2021. Pp. 46—49.
21. Zudin A.B. Prerequisites for reforming the Russian health care system// Russian Dental Journal. 2017. № 21(3). Pp. 157—159.
22. Kamynina N.N., Polishchuk N.S. Value-oriented health care: systematization of tools and methods (overview of literature) // Health care of the Russian Federation. 2022. № 66(6). Pp. 444— 450 // https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-6-444-45032
23. Katkova I.P. Russian health care in the context of the tasks of achieving universal access to health care services by 2030 // Population. 2020. V. 23. № 1. Pp. 135—147. DOI: 10.19181/population. 2020.23.1.11
24. Kureev V. V., Lubsky R.A., Pratsko G.S. Administrative-law and institutional aspects of state control in the sphere of health // Philosophy of law. 2022. № 4 (103). Pp. 75—80.
25. Nazarov V.S., Avksentyev N.A. Russian health care: problems and perspectives // Scientific research institute Financialjournal. 2017. № 4 (38). Pp. 9—23.
26. Razuvaeva M.R. Financing of health care in the Russian Federation at the modern stage // Economic Wednesday. 2017. № 3 (21). Pp. 75—79.
27. Tagaeva T.O., Gilmundinov V.M. Statistical analysis of the influence of risk factors on the
deterioration of public health // Problems of forecasting. 2015. № 1. Pp. 105—118.
28. Ulumbekova G.E. Proposals for health care reform in the Russian Federation after the end of the peak of the COVID-19 pandemic // ORGZDRAV: news, opinions, training. Vestnik VSHOUZ 2020. T. 6. № 2. Pp. 9-26. DOI: 10.24411/2411-8621-202012001
29. Ulumbekova G.E., Alvianskaya N. V. Financing of the health care system of the Russian Federation: dynamics, forecasts, comparison with developed countries // ORGZDRAV: news, opinions, training. Vestnik VSHOUZ 2021. T. 7. № 3 (25). Pp. 36—47. DOI 10.33029/2411-86212021-7-3-36-47
30. Ulumbekova G. E., Ginoyan A.B. Financing of health care for the achievement of the expected longevity of life in Russia 78 years by 2030 // Narodonaselenie. 2022. T. 25. № 1. Pp. 129—140. DOI 10.19181/population.2022.25.1.11
31. Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B., Kalashni-kova A. V., Alvianskaya N. V. Financing healthcare in Russia (2021 — 2024). Facts and suggestions // ORGZDRAV: news, opinions, training. Vestnik VSHOUZ. 2019. V. 5. № 4. Pp. 4—19. doi: 10.24411/ 2411-8621-2019-14001
32. Shatokha E.B. International medical law as the source of the formation of the medical law industry in Russia // Scientific horizons. 2020. № 2 (30). Pp. 158—163.
33. Shilyuk T.O. To the question of legal monitoring of legislation in the health // Actual problems of Russian law. 2014. № 7 (44). Pp. 1351—1355.
Информация об авторах
Артымук В.А. — соискатель кафедры административного и финансового права
Мустафина-Бредихина Д.М. — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 04.09.2023; одобрена после рецензирования 08.1 0.2023; принята к публикации 14.10.2023.
Information about the authors
Artymuk V.A. — applicant of the department of administrative and financial law
Mustafina-Bredikhina D.M. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of administrative and financial law
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 04.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023