Научная статья на тему 'ПОРЯДОК И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОРЯДОК И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1379
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОДНОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафина-бредихина Д. М., Артымук В. А.

Введение: в настоящее время права человека на медицинскую помощь и на охрану здоровья в нашей стране регламентированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными нормативными актами. И соответственно для реализации этих прав государству необходимо формировать, распределять и эффективно расходовать достаточное количество финансовых ресурсов. Цель исследования - провести анализ порядка и источников финансирования здравоохранения в субъектах РФ. Методы: проведен анализ современной научной литературы, а также нормативно-правовой базы по вопросам порядка и источников финансирования здравоохранения в РФ. Для этого использовались методы библиографического, информационного и семантического поиска источников в различных базах данных. Результаты: источниками финансирования системы здравоохранения в РФ являются страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения, страховые взносы из бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения, а также расходы региональных бюджетов и межбюджетные трансферты. Система ОМС в настоящее время является главным источником финансирования государственной системы здравоохранения в РФ. Одноканальное финансирование позволило повысить эффективность системы здравоохранения и сыграло положительную роль в период пандемии, что позволило системе достаточно оперативно скомпенсировать эпидемиологические риски, однако в настоящее время накопились проблемы, требующие реформы системы здравоохранения. Недостатками системы ОМС является сложность цепочки финансирования медицинской помощи, а также проблемы распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями в рамках территориальной программы ОМС. С позиций объективной ситуации недостаточности финансирования здравоохранения в РФ целесообразно не столько увеличение финансовых ресурсов, сколько повышение эффективности использования выделенных средств, что требует законодательного закрепления ответственности за их нерациональное использование, а также усиление государственного контроля ресурсов, выделяемых на здравоохранение. Выводы: деятельность системы обязательного медицинского страхования требует усиления мер общественного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE AND SOURCES OF HEALTHCARE FINANCING IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. Currently, human rights to medical care and health protection in our country are regulated by the Constitution of the Russian Federation, federal laws and by-laws. And, accordingly, to realize these rights, the state needs to form, allocate and effectively spend a sufficient amount of financial resources. The purpose of the study is to analyze the procedure and sources of healthcare financing in the constituent entities of the Russian Federation. Methods. The analysis of modern scientific literature, as well as the regulatory framework on the procedure and sources of healthcare financing in the Russian Federation is carried out. For this purpose, the methods of bibliographic, informational and semantic search of sources in various databases are used. Results. The sources of financing the healthcare system in the Russian Federation are employers’ insurance premiums for Compulsory Health Insurance (CHI) of the working population, insurance premiums from the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for CHI of the non-working population, as well as expenditures of regional budgets and inter-budgetary transfers. The CHI system is currently the main source of funding for the state healthcare system in the Russian Federation. Single-channel financing made it possible to increase the efficiency of the healthcare system and played a positive role during the pandemic, which allowed the system to compensate for epidemiological risks quite quickly, but currently there are problems that require the reform of the healthcare system. The disadvantages of the CHI system are the complexity of the medical care financing chain, as well as the problems of distributing the capacity of medical care between medical organizations within the framework of the territorial CHI program. From the standpoint of the objective situation of insufficient financing of healthcare in the Russian Federation, it is advisable not so much to increase financial resources as to increase the efficiency of the use of allocated funds, which requires the legislative consolidation of responsibility for their irrational use, as well as strengthening the state control of resources allocated to healthcare. Conclusions. The activities of the Compulsory Health Insurance system require strengthening public control measures.

Текст научной работы на тему «ПОРЯДОК И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

®

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.9

UDC 342.951:351.82 Submitted: 27.04.2023

LBC 67.402 Accepted: 28.05.2023

THE PROCEDURE AND SOURCES OF HEALTHCARE FINANCING IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Diana M. Mustafina-Bredikhina

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russian Federation

Vladimir A. Artymuk

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russian Federation;

Non-Profit Association Artymuk, Shemet and Partners, Kemerovo, Russian Federation

Introduction. Currently, human rights to medical care and health protection in our country are regulated by the Constitution of the Russian Federation, federal laws and by-laws. And, accordingly, to realize these rights, the state needs to form, allocate and effectively spend a sufficient amount of financial resources. The purpose of the study is to analyze the procedure and sources of healthcare financing in the constituent entities of the Russian Federation. Methods. The analysis of modern scientific literature, as well as the regulatory framework on the procedure and sources of healthcare financing in the Russian Federation is carried out. For this purpose, the methods of bibliographic, informational and semantic search of sources in various databases are used. Results. The sources of financing the healthcare system in the Russian Federation are employers' insurance premiums for Compulsory Health Insurance (CHI) of the working population, insurance premiums from the budgets of the constituent entities of the Russian Federation for CHI of the non-working population, as well as expenditures of regional budgets and inter-budgetary transfers. The CHI system is currently the main source of funding for the state healthcare system in the Russian Federation. Single-channel financing made it possible to increase the efficiency of the healthcare system and played a positive role during the pandemic, which allowed the system to compensate for epidemiological risks quite quickly, but currently there are problems that require the reform of the healthcare system. The disadvantages of the CHI system are the complexity of the medical care financing chain, as well as the problems of distributing the capacity of medical care between medical organizations within the framework of the territorial CHI program. From the standpoint of the objective situation of insufficient financing of healthcare in the Russian Federation, it is advisable not so much to increase financial resources as to increase the efficiency of the use of allocated funds, which requires the legislative consolidation of responsibility for their irrational use, as well as rq strengthening the state control of resources allocated to healthcare. Conclusions. The activities of the Compulsory Health Insurance system require strengthening public control measures.

Key words: Compulsory Health Insurance, financing, healthcare, single-channel financing, health

pq protection.

w

Ц1 Citation. Mustafina-Bredikhina D.M., Artymuk V.A. The Procedure and Sources of Healthcare Financing in h the Constituent Entities of the Russian Federation. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2023, vol. 22, no. 2, ^ pp. 68-74. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.9

« УДК 342.951:351.82 Дата поступления статьи: 27.04.2023

cd

g ББК 67.402 Дата принятия статьи: 28.05.2023

& ПОРЯДОК И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ & В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К

■е

н Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина

2 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва, Российская Федерация

—— Д.М. Мустафина-Бредихина, В.А. Артымук. Порядок и источники финансирования здравоохранения

Владимир Анатольевич Артымук

Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва, Российская Федерация;

Некоммерческое объединение «Артымук, Шемет и партнеры», г. Кемерово, Российская Федерация

Введение: в настоящее время права человека на медицинскую помощь и на охрану здоровья в нашей стране регламентированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными нормативными актами. И соответственно для реализации этих прав государству необходимо формировать, распределять и эффективно расходовать достаточное количество финансовых ресурсов. Цель исследования - провести анализ порядка и источников финансирования здравоохранения в субъектах РФ. Методы: проведен анализ современной научной литературы, а также нормативно-правовой базы по вопросам порядка и источников финансирования здравоохранения в РФ. Для этого использовались методы библиографического, информационного и семантического поиска источников в различных базах данных. Результаты: источниками финансирования системы здравоохранения в РФ являются страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование (ОМС) работающего населения, страховые взносы из бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения, а также расходы региональных бюджетов и межбюджетные трансферты. Система ОМС в настоящее время является главным источником финансирования государственной системы здравоохранения в РФ. Одноканальное финансирование позволило повысить эффективность системы здравоохранения и сыграло положительную роль в период пандемии, что позволило системе достаточно оперативно скомпенсировать эпидемиологические риски, однако в настоящее время накопились проблемы, требующие реформы системы здравоохранения. Недостатками системы ОМС является сложность цепочки финансирования медицинской помощи, а также проблемы распределения объемов медицинской помощи между медицинскими организациями в рамках территориальной программы ОМС. С позиций объективной ситуации недостаточности финансирования здравоохранения в РФ целесообразно не столько увеличение финансовых ресурсов, сколько повышение эффективности использования выделенных средств, что требует законодательного закрепления ответственности за их нерациональное использование, а также усиление государственного контроля ресурсов, выделяемых на здравоохранение. Выводы: деятельность системы обязательного медицинского страхования требует усиления мер общественного контроля.

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, финансирование, здравоохранение, одно-канальное финансирование, охрана здоровья.

Цитирование. Мустафина-Бредихина Д. М., Артымук В. А. Порядок и источники финансирования здравоохранения в субъектах Российской Федерации // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, № 2. - С. 68-74. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.2.9

Введение

В настоящее время права человека на охрану здоровья и получение медицинской помощи в нашей стране регламентированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными нормативными актами. Однако для реализации этих прав, решения конкретных задач и достижения поставленных целей в оказании медицинской помощи населению государству необходимо формировать, распределять и эффективно расходовать достаточное количество финансовых ресурсов [9, с. 275].

Основное содержание

Общепризнанно, что здравоохранение характеризуется определенными особенностями при осуществлении государственного

финансирования. В настоящее время Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам (далее - ПГГ), а также целевые программы по приоритетным направлениям развития здравоохранения определяют финансирование медицинской помощи в РФ. По мнению многих исследователей, финансирование здравоохранения в РФ в рамках ПГГ в настоящее время недостаточное, а расходование средств на приоритетные направления - несбалансированное [10, с. 1823].

По данным А.Г. Аганбегян, среди 189 стран мира в соответствии с международным рейтингом ООН Россия по финансированию здравоохранения находится в районе 140-го места. По финансированию здравоохранения из всех источников в процентах к ВВП в России тратится не более 5 %, в Европейском союзе - 10 %, в США - 17 % [1, с. 27].

По расчетам Г. Улумбековой и соавтора, достижение поставленной национальной цели - увеличение ожидаемой продолжительности жизни (далее - ОПЖ) до 78 лет к 2030 г. предполагает увеличение государственных расходов на здравоохранение (далее - ГРЗ) на 8 %. Прогнозируется, что увеличение государственных расходов на здравоохранение в РФ с 2019 по 2024 г. будет недостаточным для достижения этой национальной цели [19, с. 129].

Основными источниками финансирования здравоохранения в РФ являются страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения; страховые взносы из бюджетов субъектов РФ на ОМС неработающего населения; а также расходы региональных бюджетов и межбюджетные трансферты. Последние подразделяются на общие дотации регионам, несвязанными напрямую со здравоохранением, но определяющими состояние его бюджета и дотации на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ ОМС [18, с. 38]. В настоящее время система ОМС является главным источником финансирования государственной системы здравоохранения в РФ [15, с. 67]. По мнению И.С. Васильевой, на практике государство при реализации гарантированных программ исходит из минимальных гарантий, которые значительно уступают минимальным социальным потребностям [5, с. 91]. При этом ряд других российских ученых считают, что сформированная в России страховая модель себя не оправдала, поэтому основным направлением развития должно быть движение в сторону государственно-бюджетного финансирования и регулирования [8, с. 60; 20, с. 12]. Однако существует мнение, что внедрение страховых принципов финансирования системы здравоохранения в виде одноканального финансирования все-таки повышает эффективность расходования бюджетных средств на цели здравоохранения [2, с. 46].

С.В. Шишкин считает, что в настоящее время российскую систему ОМС можно квалифицировать как социальную страховую только в части формирования и объединения финансовых средств [21, с. 33]. Однако в период пандемии, по мнению А.С. Такмазяна,

преобладание государственного финансирования в здравоохранении РФ и высокий уровень централизации управления в отрасли позволили достаточно оперативно скомпенсировать эпидемиологические риски [16, с. 73].

Общепризнано, что наиболее важной проблемой здравоохранения в РФ является дефицит финансирования программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. Ведущими причинами дефицита этой программы являются недостатки системы доходов ОМС [6, с. 514].

Аккумуляция ресурсов, направленных в сферу здравоохранения, в настоящее время происходит в основном в федеральном бюджете, бюджетах ФФОМС и субъектах РФ, а также в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (далее -ТФОМС). Известно, что ФФОМС и ТФОМС - это государственные внебюджетные фонды и каждый из них представляет отчет об исполнении собственного бюджета. БК РФ к числу принципов бюджетной системы РФ отнесен принцип прозрачности (открытости), а одним из приоритетов государственной политики является повышение прозрачности финансовой информации [4, ст. 144]. РФ в соответствии с международным рейтингом прозрачности бюджетов в 2021 г. заняла достойное 13-е место [22, с. 30].

Тем не менее, по мнению О.И. Тимофеевой, в этих условиях сведения о государственном финансировании отрасли здравоохранения на региональном уровне остаются одними из самых закрытых бюджетных данных. Существуют значительные проблемы с оценкой по открытой бюджетной документации межбюджетных трансфертов, поскольку бюджеты субъекта РФ и ТФОМС рассматриваются раздельно и каждый из них утверждается отдельным законом [17, с. 11]. И поскольку органы управления ТФОМС являются организациями, которые наделены государственными полномочиями, часть государственной деятельности, по сути, выведена из-под непосредственного управления высшим исполнительным органом государственной власти. В БК РФ деятельность по составлению и утверждению бюджетов ТФОМС входит путем применения нормы БК РФ, которая предусматривает представление проекта

закона о бюджете ТФОМС одновременно с проектом закона о бюджете субъекта РФ. В результате при контроле их деятельности крайне сложно выделить сведения об общем объеме средств, которые направляются в сферу здравоохранения, что не позволяет оценить реальные объемы государственного финансирования [3, с. 68]. Финальным документом является отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, который составляется по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 191н [13, п. 2.2].

Федеральная налоговая служба (ранее был Пенсионный фонд РФ) является главным администратором доходов бюджета ФОМС с 2017 года. Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения [11, ст. 12].

На наш взгляд, основным недостатком системы ОМС является наличие сложной цепочки доведения денежных средств до медицинских организаций с потерей значимой их части. Актуальной проблемой является система оплаты медицинской помощи, так как в основе планирования ее объемов находится не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность субъекта [15, с. 67]. Существующие проблемы во многом определяются несовершенством законодательной базы [2, ст. 46].

Система ОМС, в отличие от систем обязательного пенсионного и социального страхования, является децентрализованной. ФОМС, согласно действующему законодательству - это некоммерческая организация, созданная РФ, а ТФОМС - это некоммерческие организации, созданные субъектами РФ, что приводит к «размыванию» ответственности [15, с. 75].

Финансирование только системы ОМС в настоящее время не позволяет восполнить пробелы в развитии системы здравоохранения, что требует привлечения частных партнеров, чтобы оптимизировать приток инвестиций [14, с. 68]. В будущем при сокращении расходной политики бюджета РФ перспективы финансирования здравоохранения будут определяться в основном возможностями региональных бюджетов и ФОМС. Перспекти-

вы развития системы ОМС могут быть связаны только с обеспечением устойчивого адекватного финансирования медицинских организаций [7, с. 154].

Ф.С Тумусов и соавтор также считают, что основной проблемой финансирования здравоохранения в РФ является решение вопроса об обеспечении здравоохранения необходимыми финансами при увеличении потребности в медицинских услугах при объективной ограниченности ресурсов. Авторы предлагают возможные варианты решения проблемы, в том числе на законодательном уровне -проведение кодификации законов о здоровье и его охране [18, с. 39].

При этом, на наш взгляд, наиболее актуальной проблемой в настоящее время продолжает оставаться правовое регулирование неправомерного использования средств, которые выделяются из государственного бюджета на реализацию программ ОМС. Для решения этой проблемы необходимо осуществление непрерывного мониторинга субъектов, принимающих участие в этих программах [12, с. 94]. Проведение публичных слушаний проекта территориальной программы ОМС, отчета об ее исполнении, а также проекта тарифного соглашения может явиться одним из возможных решений этой проблемы [15, с. 72].

Выводы

В настоящее время в объективной ситуации недостаточности финансирования здравоохранения в РФ целесообразно повышение эффективности использования средств, что требует законодательного закрепления ответственности за их нерациональное использование. Очевидна необходимость усиления государственного контроля ресурсов, выделяемых на здравоохранение, прежде всего, мер общественного контроля за деятельностью системы обязательного медицинского страхования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Аганбегян, А. Г. О преодолении стагнации и кризиса и переходе к устойчивому социально-экономическому росту в России / А. Г. Аганбегян // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2022. - №> 4 (36). - С. 4-34.

2. Артеменко, Д. А. Проблемы и перспективы страховой модели финансирования здравоохранения / Д. А. Артеменко, А. А. Соколов // Финансы. - 2018. - № 4. - С. 46-50.

3. Белоусова, В. М. Проблемы оплаты медицинской помощи в рамках ОМС: нецелевое расходование средств / В. М. Белоусова, Р. М. Попов // Управление. Финансы. - 2017. - № 6. - С. 68-75.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Васильева, И. С. Экономические подходы к оценке расходов на здравоохранение / И. С. Васильева // Финансы и управление. - 2016. - № 1. -С. 91-99. - DOI: 10.7256/2409-7802.2016.1.15634

6. Гришин, В. В. Финансирование Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи: как решить проблему дефицита? / В. В. Гришин, А. В. Рагозин, А. А. Ицелев, С. А. Глазунова // Здравоохранение Российской Федерации. - 2021. - Т. 65, № 6. - С. 514-521. - DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-6-514-521

7. Козыренко, Е. И. Современное состояние финансирования здравоохранения в России / Е. И. Козы-ренко, Л. О. Авдеева // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика - 2019. -№ 1. - С. 153-164. - DOI: 10.24143/20735537-2019-1-153-164

8. Линденбратен, А. Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения / А. Л. Линденб-ратен // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. - 2020. - № 3. - С. 60-71.

9. Лобкова, Е. В. Управление эффективностью региональной системы здравоохранения / Е. В. Лоб-кова, А. С. Петриченко // Региональная экономика: теория и практика. - 2018.- Т. 16, № 2. - С. 274295. - DOI: https://doi.org/10.24891/re. 16.2.274

10. Модель финансового обеспечения регионального здравоохранения / О. М. Куликова, Е. В. Усачева, В. А. Шамис, А. В. Нелидова, Г. Д. Боуш // Региональная экономика: теория и практика. - 2018.- Т. 16, № 10. - С. 1823-1840. - DOI: https://doi.org/10.24891/ re.16.10.1823

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_413154/. - Загл. с экрана.

12. Павлюк, А. В. Проблема нецелевого использования бюджетных средств в системе обязательного медицинского страхования / А. В. Павлюк, Т. Э. Мартиросян // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - № 4. - С. 94-98.

13. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 09.12.2022) «Об утверждении Инст-

рукции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» : (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 № 19693) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.02.2023). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Семина, Е. С. Проблемы финансирования здравоохранения в России / Е. С. Семина, А. О. Еремина // Инновационный потенциал цифровой экономики: состояние и направления развития : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Курск, 28 октября 2021 года. Курск : Юго-Запад. гос. ун-т, 2021. -С. 336-339.

15. Соболева, Е. А. Эволюция модели финансирования здравоохранения в РФ / Е. А. Соболева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - Т. 58, № 12-3. - С. 67-75. -DOI : 10.24411/2411-0450-2019-11519

16. Такмазян, А. С. Здравоохранение в России в условиях пандемии коронавирусной инфекции: ключевые показатели и финансовое обеспечение / А. С. Такмазян, К. Н. Самойлова // Финансовые исследования. - 2021. - № 3 (72). - С. 73-79.

17. Тимофеева, О. И. Особенности государственного финансирования здравоохранения на региональном уровне / И. О. Тимофеева // Финансы. - №7. - 2018. - С. 11-17.

18. Тумусов, Ф. С. Современные тенденции в системе здравоохранения Российской Федерации / Ф. С. Тумусов, Д. А. Косенков. - М. : Изд. Гос. Думы, 2019. - С. 38-39.

19. Улумбекова, Г. Э. Финансирование здравоохранения для достижения ожидаемой продолжительности жизни в России 78 лет к 2030 году / Г. Э. Улумбекова, А. Б. Гиноян // Народонаселение. - 2022. - Т. 25, № 1. - С. 129-140. - DOI: 10.19181/population.2022.25.1.11

20. Хабриев, Р. У Государственные гарантии медицинской помощи / Р. У Хабриев, В. М. Шипова, В. С. Маличенко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 232 с.

21. Шишкин, С. В. Является ли страховой российская система обязательного медицинского страхования? / С. В. Шишкин // Вопросы экономики. -2022. - № 8. - С. 32-47. - DOI: https://doi.org/10.32609/ 0042-8736-2022-8-32-47

22. Open Budget Survey 2021 // International Budget Partnership. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.internationalbudget.org/open-budget-survey/- Tittle from screen.

REFERENCES

1. Aganbegyan A.G. O preodolenii stagnacii i krizisa i perehode k ustojchivomu socialno-ekonomicheskomu rostu v Rossii [On Overcoming

ff.M. Mycma^uHa-EpeduxuHa, B.A. ApmbmyK. nopagok h hctohhhkh (^hhahcupobahua 3gpabooxpahehua

Stagnation and Crisis and the Transition to Sustainable Socio-Economic Growth in Russia]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya [Actual Problems of Economics and Management], 2022, no. 4 (36), pp. 4-34.

2. Artemenko D.A., Sokolov A.A. Problemy i perspektivy strahovoj modeli finansirovaniya zdravoohraneniya [Problems and Prospects of the Insurance Model of Healthcare Financing]. Finansy [Finance], 2018, no. 4, pp. 46-50.

3. Belousova VM., Popov R.M. Problemy oplaty medicinskoj pomoshi v ramkah OMS: necelevoe rashodovanie sredstv [Problems of Payment for Medical Care Within the Framework of Compulsory Medical Insurance: Misappropriation of Funds]. Upravlenie. Finansy [Management. Finance], 2017, no. 6, pp. 68-75.

4. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 № 145-FZ [Budget Code of the Russian Federation, dated July 31, 1998 No. 145-FL] . Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus".

5. Vasileva I.S. Ekonomicheskie podhody k ocenke rashodov na zdravoohranenie [Economic Approaches to Assessing Health Care Costs]. Finansy i upravlenie [Finance and Management], 2016, no. 1, pp. 91-99. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.1.15634

6. Grishin V.V., Ragozin A.V., Icelev A.A., Glazunova S.A. Finansirovanie Programmy gosudarstvennyh garantij besplatnoj medicinskoj pomoshi: kak reshit problemu deficita? [Financing the Program of State Guarantees of Free Medical Care: How to Solve the Deficit Problem?]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Healthcare of the Russian Federation], 2021, vol. 65, no. 6, pp. 514-521. DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-6-514-521

7. Kozyrenko E.I., Avdeeva L.O. Sovremennoe sostoyanie finansirovaniya zdravoohraneniya v Rossii [Current State of Healthcare Financing in Russia]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economy], 2019, no. 1, pp. 153-164. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-153-164

8. Lindenbraten A. L. Aktualnye problemy rossijskogo zdravoohraneniya [Actual Problems of Russian Healthcare]. Byulleten Nacionalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta obshestvennogo zdorovya im. N.A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health Named After N.A. Semashko], 2020, no. 3, pp. 60-71.

9. Lobkova E.V., Petrichenko A.S. Upravlenie effektivnostyu regionalnoj sistemy zdravoohraneniya [Management of the Effectiveness of the Regional Health Care System]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2018, vol. 16, no. 2, pp. 274-295. DOI: https://doi.org/10.24891/re.16.2.274

10. Kulikova O.M., Usacheva E.V., Shamis V.A., Nelidova A.V., Boush G.D. Model finansovogo obespecheniya regionalnogo zdravoohraneniya [Model of Financial Provision of Regional Healthcare]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 2018, vol. 16, no. 10, pp. 1823-1840. DOI: https://doi.org/ 10.24891/re. 16.10.1823

11. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (NK RF) [Tax Code of the Russian Federation (TC RF)]. URL : http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_413154/

12. Pavlyuk A.V., Martirosyan T.E. Problema necelevogo ispolzovaniya byudzhetnyh sredstv v sisteme obyazatelnogo medicinskogo strahovaniya [The Problem of Misuse of Budgetary Funds in the System of Compulsory Medical Insurance]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki [Problems of Economics and Legal Practice], 2021, vol. 4, pp. 94-98.

13. Prikaz Minfma Rossii ot 28.12.2010 № 191n (red. ot 09.12.2022) «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke sostavleniya i predstavleniya godovoj, kvartalnoj i mesyachnoj otchetnosti ob ispolnenii byudzhetov byudzhetnoj sistemy Rossijskoj Federacii»: (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2011 № 19693) [Order of the Ministry of Finance of Russia Dated December 28, 2010 No. 191N (As Amended on December 9, 2022) "On Approval of the Instructions on the Procedure for Compiling and Submitting Annual, Quarterly and Monthly Reports on the Execution of Budgets of the Budget System of the Russian Federation" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on February 03, 2011 No. 19693) (As Amended and Supplemented, Effective From February22, 2023)]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus ".

14. Semina E.S., Eremina A.O. Problemy finansirovaniya zdravoohraneniya v Rossii [Problems of Health Care Financing in Russia]. Innovacionnyj potencial cifrovoj ekonomiki: sostoyanie i napravleniya razvitiya: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kursk, 28 oktyabrya 2021 goda [Innovative Potential of the Digital Economy: State and Directions of Development: Collection of Scientific Articles of the International Scientific and Practical Conference, Kursk, October 28, 2021]. Kursk, Yugo-Zapad. gos. un-t, 2021, pp. 336-339.

15. Soboleva E.A. Evolyuciya modeli finansirovaniya zdravoohraneniya v RF [Evolution of the Healthcare Financing Model in the Russian Federation]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and Business: Theory and Practice], 2019, vol. 58, no. 12-3, pp. 67-75. DOI: 10.24411/2411-04502019-11519

16. Takmazyan A.S., Samoylova K.N. Zdravoohranenie v Rossii v usloviyah pandemii koronavirusnoj infekcii: klyuchevye pokazateli i

finansovoe obespechenie [Health Care in Russia During the Coronavirns Pandemic: Key Indicators and Financial Support]. Finansovye issledovaniya [Financial Research], 2021, vol. 72, no. 3, pp. 73-79.

17. Timofeeva O.I. Osobennosti gosudarstvennogo finansirovaniya zdravoohraneniya na regionalnom urovne [Features of State Financing of Health Care at the Regional Level]. Finansy [Finance], 2018, no. 7, pp. 11-17.

18. Tumusov F.S., Kosenkov D.A. Sovremennye tendencii v sisteme zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii [Current Trends in the Healthcare System of the Russian Federation]. Moscow, Izd. Gos. Dumy [Publication of the State Duma], 2019, pp. 38-39.

19. Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B. Finansirovanie zdravoohraneniya dlya dostizheniya ozhidaemoj prodolzhitelnosti zhizni v Rossii 78 let k

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2030 godu [Financing Health Care to Achieve Life Expectancy in Russia of 78 Years by 2030]. Narodonaselenie [Population], 2022, vol. 25, no. 1, pp. 129-140. DOI: 10.19181/population.2022.25.1.11

20. Habriev R.U., Shipova VM., Malichenko V.S. Gosudarstvennye garantii medicinskojpomoshi [State Guarantees of Medical Care]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2017. 232 p.

21. Shishkin S.V. Yavlyaetsya li strahovoj rossijskaya sistema obyazatelnogo medicinskogo strahovaniya? [Is the Russian System of Compulsory Medical Insurance?]. Voprosy ekonomiki [Questions of Economics], 2022, no. 8, pp. 32-47. DOI: https:// doi.org/10.32609/0042-8736-2022-8-32-47

22. Open Budget Survey. 2021. International Budget Partnership. URL: https://www.international budget.org/open-budget-survey/

Information About the Authors

Diana M. Mustafina-Bredikhina, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Miklukho-Maklaya St, 6, 117198 Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3023-6631

Vladimir A. Artymuk, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Department of Administrative and Financial Law, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Miklukho-Maklaya St, 6, 117198 Moscow, Russian Federation; Lawyer, Non-Profit Association Artymuk, Shemet and Partners, Prosp. Sovetskiy, 70a, 650000 Kemerovo, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0660-8696

Информация об авторах

Диана Мядхатовна Мустафина-Бредихина, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3023-6631

Владимир Анатольевич Артымук, соискатель кафедры административного и финансового права, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация; адвокат, Некоммерческое объединение «Артымук, Шемет и партнеры», просп. Советский, 70а, 650000 г. Кемерово, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0660-8696

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.