Научная статья на тему 'Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества'

Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРУД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРГИНАЛИЗМ / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONALISM / DIGITALISATION / LABOUR / PROFESSIONAL DESTRUCTION / PROFESSIONAL MARGINALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурлаченко Лариса Сергеевна

Модификация трудовых функций и прогрессивное развитие цифровых технологий и средств коммуникаций приводит к появлению новых профессий, а также изменениям требований к уже существующим профессиональным стандартам. В связи с этим в последнее десятилетие появилось большое количество исследований, рассматривающих особенности изменения профессиональной идентичности на современном этапе общественного развития. Целью данной статьи является анализ современных теоретических и эмпирических исследований профессиональной идентичности в условиях цифровизации и транспрофессионализма. На основе результатов анализа были выделены основные факторы, влияющие на изменение профессиональной идентичности в условиях транзитивности, и определены направления дальнейшего изучения социально-психологического конструкта профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бурлаченко Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of professional identity in the conditions of transitivity of the professional and labour sphere of modern society

The reported study was funded by the RFBR and administration of Krasnodar Land, project number 19-42-231001 Modification of labour functions and the progressive development of digital technologies and means of communication leads to the emergence of new professions, respectively, there is a need to fill them with jobs. In this connection, a large number of studies appear studying the features of changing professional identity at the present stage of social development. The purpose of this article is to analyse modern empirical research aimed at studying professional identity in the context of digitalisation, professionalism. Based on the analysis, the problem points of the studied area were identified and the directions for further study of the socio-psychological construct of professional identity in the transitive processes of modern society were identified.

Текст научной работы на тему «Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-36-40 УДК 377:004

Бурлаченко Лариса Сергеевна

Кубанский государственный технологический университет

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края

в рамках научного проекта № 19-42-231001

Модификация трудовых функций и прогрессивное развитие цифровых технологий и средств коммуникаций приводит к появлению новых профессий, а также изменениям требований к уже существующим профессиональным стандартам. В связи с этим в последнее десятилетие появилось большое количество исследований, рассматривающих особенности изменения профессиональной идентичности на современном этапе общественного развития. Целью данной статьи является анализ современных теоретических и эмпирических исследований профессиональной идентичности в условиях цифровизации и транспрофессионализма. На основе результатов анализа были выделены основные факторы, влияющие на изменение профессиональной идентичности в условиях транзитивности, и определены направления дальнейшего изучения социально-психологического конструкта профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, транспрофессионализм, цифровизация, труд, профессиональная деструкция, профессиональный маргинализм.

Информация об авторе: Бурлаченко Лариса Сергеевна, аспирантка кафедры истории, философии и психологии, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия.

Email: [email protected]

Дата поступления статьи: 16.12.2019.

Для цитирования: Бурлаченко Л.С. Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 36-40. DOI 10.34216/2073-1426-202026-1-36-40.

Larisa S. Burlachenko

The Kuban State Technological University

TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY IN THE CONDITIONS OF TRANSITIVITY OF THE PROFESSIONAL AND LABOUR SPHERE OF MODERN SOCIETY

The reported study was funded by the RFBR and administration of Krasnodar Land, project number 19-42-231001

Modification of labour functions and the progressive development of digital technologies and means of communication leads to the emergence of new professions, respectively, there is a need to fill them with jobs. In this connection, a large number of studies appear studying the features of changing professional identity at the present stage of social development. The purpose of this article is to analyse modern empirical research aimed at studying professional identity in the context of digitalisation, professionalism. Based on the analysis, the problem points of the studied area were identified and the directions for further study of the socio-psychological construct of professional identity in the transitive processes of modern society were identified.

Keywords: professional identity, professionalism, digitalisation, labour, professional destruction, professional marginalism.

Information about the author: Larisa S. Burlachenko, postgraduate ofDepartment of History, Philosophy and Psychology, the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.

E-mail: [email protected]

Article received: December 16, 2019.

For citation: Burlachenko L.S. Transformation of professional identity in the conditions of transitivity of the professional and labour sphere of modern society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 36-40 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-36-40.

ТТин

I I ют

r"VbI

е'и касают

инамичные процессы и изменения являются неотделимой частью общественных отношений, показывают их развитие' и касаются всех сфер общества, в том числе и профессионально-трудовой. Сегодня человек не обязательно должен работать только в рамках одной организации в строго отведенное для этого рабочее время - можно находиться в любой точке Земли, заниматься любимым делом и при этом за-

рабатывать. Профессия и хобби перетекают друг в друга, что размывает границы разных типов идентичности. Меняется отношение к труду и пониманию профессии [Сидорина: 7-11]. Исследования профессиональной идентичности сегодня направлены на изучение влияния особенностей современной профессионально-трудовой сферы на процессы становления, развития профессиональной идентичности.

Вестник КГУ А 2020

© Бурлаченко Л.С., 2020

36

Необходимость данной статьи и ее научная новизна обусловлена тем, что последнее десятилетие характеризуется большим количеством эмпирических исследований профессиональной идентичности, показавших значительные изменения в данной области. Однако, несмотря на большое количество эмпирических данных, современным исследованиям недостает обобщения и теоретического анализа основных факторов, влияющих на изменение профессиональной идентичности в условиях транзитивности.

Целью данной статьи является анализ современных теоретических и эмпирических исследований профессиональной идентичности в условиях цифровизации и транспрофессионализма.

Во-первых, исследователи продолжают анализировать множественную профессиональную идентичность у индивидов, осуществляющих деятельность в нескольких профессиональных областях. Для обозначения феномена, при котором у одного человека имеется несколько актуальных профессиональных ролей, в научном дискурсе начинает использоваться термин «траспрофес-сионализм» [Зеер: 11]. Транспрофессионализм предполагает «одновременное сосуществование и сочетание нескольких видов профессиональных квалификаций, приобретаемых по индивидуальным образовательным траекториям в основном и дополнительном профессиональном образовании на протяжении всей профессиональной жизни субъекта» [Зеер: 12]. Всё больше индивидов осуществляют более одной профессиональной функции, более того, исследования показывают, что такие личности чувствуют себя более уверенно и счастливо по отношению к респондентам, занятым только на одной работе [Carlos-Maria]. Профессиональная идентичность в таких условиях становится особенно гибкой - перед человеком встает вопрос об определении актуальной для него профессиональной роли из всех, которые он осуществляет в определенный жизненный период. Среди западных исследователей Б. Каза более активно занимается изучением множественной профессиональной идентичности, тем, как сочетаются и взаимодействуют все профессиональный роли индивида [Caza].

Во-вторых, и отечественные, и зарубежные исследователи анализируют взаимосвязь социальных сетей и других средств цифровизации с профессиональной идентичностью [Гавриченко: 113]. Хотя современные цифровые и медиаплатформы дают индивиду множество инструментов для построения своей множественной идентичности, профессиональная идентичность остается единой. Ван Дейк называет тексты в социальных сетях «личным и профессиональным брендингом», а создание публикаций в Интернете - «рассказыванием историй», что приближает его к нарра-

тивной традиции построения личной идентичности [КаБрегштеие I].

Исследователи отмечают позитивные возможности, которые дают интернет-коммуникации для укрепления профессиональной идентичности. Например, общение в профессиональных и рабочих чатах и онлайн-группах ускоряет обмен информацией и позволяет работникам быстрее найти ответы на интересующие вопросы и решить нужные задачи. Гибкость и подвижность социальных сетей позволяют лучше усваивать ценности и символы профессии. Кроме того, высокотехнологичные средства помогают формировать коллективную идентичность внутри предприятия или профессионального сообщества. Люди разделяют и развивают общий язык, опыт, ценности, социальное пространство и время, сохраняя и транслируя таким образом коллективное знание - фундаментальный компонент профессиональной идентичности [За-коворотная].

Однако наряду с положительным эффектом в плане формирования профессиональной идентичности социальные сети могут оказывать и негативное влияние на нее, размывая ее границы. Например, у фрилансеров - людей, не закрепленных официально на рабочей позиции, - ослаблена социальная составляющая профессиональной идентичности: коммуникации со своей профессиональной группой, традиции, привычные паттерны поведения. Непрерывная смена мест работы не позволяет усвоить эксплицитные практики и стать профессионалом в определенной сфере (особенно если для этого нет стимулов, а индивид уже отчаялся) и, как следствие, сформировать профессиональную идентичность. Индивид лишается возможности четко понимать своё место в профессиональной структуре общества и видеть свои жизненные перспективы и достойные пути развития, что приводит к социальной аномии, беспокойству и отчуждению [Посухова].

В глобальной сети формируется «медиаобраз» профессионала, который может эмоционально воздействовать на человека, способен сформировать общественную оценку, стать фактором профессионализации личности, мотивацией выбора профессии [Фролова: 129]. Однако, поскольку в медиа-пространстве профессиональные коммуникации переплетаются с межличностными, образ профессионала может быть искажен и неверно интерпретирован обществом, что, в свою очередь, будет вызывать неоднозначные оценки всей профессиональной группы [Фролова: 129].

На этапе профессионального самоопределения и становления во время обучения в учебных заведениях также происходят изменения. С одной стороны, современные условия жизни способствуют раннему наступлению совершеннолетия индивидов, прежде всего в области потребления, но,

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

37

с другой стороны, отодвигается наступление экономической и профессиональной самостоятельности [Шнейдер: 40]. Сегодня наблюдается увеличение количества выпускников вузов, которые получают много возможностей для самоопределения и реализации различных способов построения карьеры, но не имеют четких представлений, как это реализовать [Шнейдер: 41; Сыченко: 456]. Сегодня всё больше людей предпочитают работать не по полученной в учебном заведении специальности. Чтобы избежать подобной тенденции, профессионально ориентировать подростков необходимо еще в школе, но там отсутствуют эффективные инструменты, которые помогли бы выпускникам лучше понять себя и выбрать сферу профессиональной реализации.

Процессы трансформации мира профессий и труда размывают профессиональную идентичность и приводят к формированию профессионального маргинализма (состояние несформированной или утраченной идентичности). Масштабные профессиональные кризисы опасны тем, что в глобальном порядке способствуют появлению профессиональных маргиналов, отвергающих или негативно оценивающих свою прежнюю идентичность, что снижает уровень зрелости общества в целом [Ермолаева: 7]. В связи с этим в рамках исследований профессиональной идентичности изучаются процессы профессиональных деформаций и де-струкций. При этом под профессионально-идентификационными деструкциями идентичности понимаются разрушения связей и взаимосвязей входящих в нее компонентов и элементов профессионального образа «я», которая, в свою очередь, включает в себя устойчивые и переменные характеристики личности, самоотношение и самоопределение [Антиперович: 310]. Профессиональные деструкции и выгорания по-разному проявляются у представителей социальной и производственной сфер деятельности: разным фазам нормативного кризиса соответствуют разные уровни психического выгорания, что доказывает нелинейность развития профессиональных деструкций [Солда-това: 291]. При этом становятся актуальными постоянные практики улучшения профессиональных навыков, например повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Программы профессиональной переподготовки связаны с последующей реализацией профессиональной деятельности на ином уровне исполнения [Украинце-ва: 104].

Новые формы профессиональной деятельности часто связаны с применением творческих, креативных способностей, которые в рамках профессионализма сложно четко оценить: деятельность рассматривается и как творческая, досуговая, и как профессиональная. К таким профессиям относятся web-дизайнер, интернет-маркетолог, контент-ме-

неджер, блогер и другие. Например, для графического дизайнера в сети Интернет характерна размытая, подвижная граница между профессиональным и непрофессиональным из-за большого процента творческой составляющей, сложно поддающейся оценке, а также отсутствия четких критериев оценки профессионализма, что в свою очередь влияет на особенности профессиональной идентичности дизайнеров. С развитием современных технологий регулярно появляются новые методы и инструменты, стили и направления в дизайне, которыми необходимо овладеть, часто еще находясь на стадии обучения [Колодяжная].

Под влиянием цифровых технологий меняются и требования, предъявляемые к довольно традиционным и устойчивым профессиям, например журналистам. В виртуальном пространстве любой человек может делать качественный контент и собирать аудитории, в десятки и сотни раз превышающие тиражи печатных изданий. Данное обстоятельство диктует новые требования к журналистам и влияет на их профессиональную идентичность [Каманина: 82].

Профессиональная идентичность сегодня подвергается угрозам со стороны процессов циф-ровизации общественной жизни: постоянное обновление технологий, нестабильность профессиональных задач и функций, всё возрастающая специализация и появление узкопрофильных профессий, отсутствие устойчивых образцов успешности профессиональной деятельности и личности профессионала. Все эти процессы могут привести к утрате или неспособности индивида сформировать профессиональную идентичность [Заводчиков: 19].

Проведенный анализ современного состояния исследования проблемы профессиональной идентичности в условиях транзитивности позволил сделать следующие выводы.

Одним из наиболее значимых факторов влияния на профессиональную идентичность личности в современном мире является цифровизация экономики и общества. Влияние данного фактора неоднозначно: с одной стороны, он способствует активному формированию профессиональной идентичности индивида при помощи интернет-коммуникации и виртуальных сообществ профессионалов; с другой стороны, происходит «размывание границ» профессиональной идентичности, в медиа-пространстве появляются инструменты, создающие искаженные профессиональные образы.

Для современного мира характерно появление новых форм деятельности, занимающих промежуточное положение между досуговой и профессиональной областями: блогер, таргетолог, еуеШ-менеджер, контент-менеджер, характеризующихся отсутствием устойчивых образцов профессиональной деятельности и личности профессионала.

38

Вестник КГУ ^ 2020

Соответственно, данные факторы усложняют концептуализацию категории «профессиональная идентичность», влияют на такие ее особенности, как устойчивость, образ профессии, профессиональный выбор. Дальнейшие исследования в данной сфере должны учитывать влияние этих факторов на формирование и трансформацию профессиональной идентичности.

Список литературы

Антиперович Е.Г. Особенности самооценки юристов стиля своего поведения в межличностном взаимодействии // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1 (5). С. 309-314.

Гавриченко О.В. Специфика самопрезентации в интернете представителей разных профессиональных групп // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. Москва, 2019. С. 112-117.

Ермолаева Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «Человек - профессия - общество» // Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда, 2017. Т. 2. № 1. С. 3-22.

Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka. ru/article/n/professionalnaya-identichnost-kak-klyuchevoy-aspekt-sovremennoy-sotsialnoy-identichnosti (дата обращения: 25.09.2019).

Заводчиков Д.П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 18-26.

Зеер Э.Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9-28.

Каманина В.Е. Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 81-91.

Колодяжная Е.К. Профессиональная идентичность графических дизайнеров // Форум молодых ученых, 2018. № 9 (37). URL: https://forum-nauka. ru/domains_data/files/37/Kolodyazhnaya-2.pdf (дата обращения: 23.10.2019).

Посухова О.Ю. Прекариат мегаполиса и профессиональная идентичность в контексте неявного знания // Электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.rU/article/n/16949659 (дата обращения: 23.10.2019).

Сидорина Т.Ю. Жизнь без труда или труд во спасение? СПб.: Алетейя, 2018. 170 с.

Солдатова Е.Л., Шевченко A.A. Особенности нормативного кризиса у представителей социаль-

ной и производственной сфер деятельности с разным уровнем выгорания // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 290-303.

Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте транспрофессионализма // Материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под науч. ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 456-464.

Украинцева И.И., Новикова С. С., Мушкина И.А. Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология, 2019, № 1, С. 104-108.

Фролова А.С. Деконструкция медиаритуалов в контексте профессиональной идентичности // Власть. 2018. Т. 26, № 7. С. 128-136.

Шнейдер Л.Б. Дилеммы профессиональной идентичности личности в современных социокультурных условиях // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы / ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; под науч. ред. О.А. Белобры-киной. Новосибирск, 2019. С. 39-58.

Carlos-María Alcover. Who Are «I»? Who Are «We»? A State-of-the-Art Review of Multiple Identities at Work. Psychologist Papers, 2018. Electronic version. URL: http://www.papelesdelpsicologo.es/ English/2858.pdf (дата обращения: 25.09.2019).

Caza B.B. and Creary S.J. The Construction of Professional Identity. Electronic version. URL: https:// scholarship.sha.cornell.edu/articles/878/ (дата обращения: 25.09.2019).

Kasperiuniene J. and Zydziunaite V.A. Systematic Literature Review on Professional Identity Construction in Social Media // SAGE Open, 2019. URL: https:// www.researchgate.net/publication/330854541_A_ Systematic_Literature_Review_on_Professional_ Identity_Construction_in_Social_Media (дата обращения: 25.09.2019).

References

Antiperovich E.G. Osobennosti samootsenki iuristov stilia svoego povedeniia v mezhlichnostnom vzaimodeistvii [Features of the self-esteem of lawyers of the style of their behavior in interpersonal interaction]. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii [Innovative technologies in science and education], 2016, № 1-1 (5), pp. 309-314. (In Russ.)

Gavrichenko O.V. Spetsifika samoprezentatsii v internete predstavitelei raznykh professional'nykh grupp [The specifics of self-presentation on the Internet of representatives of various professional groups.]. Tsifrovoe obshchestvo v kul'turno-

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

39

istoricheskoi paradigme: kollektivnaia monografiia [Digital Society in the Cultural-Historical Paradigm: collective monograph], pod red. T.D. Martsinkovskoi, V.R. Orestovoi, O.V. Gavrichenko. Moscow, 2019, pp. 112-117. (In Russ.)

Ermolaeva E.P. Mul'tidistsiplinarnyi podkhod v modeli «Chelovek - professiia - obshchestvo» [A multidisciplinary approach in the model «Man -profession - society»]. Institut psikhologii RAN. Organizatsionnaia psikhologiia i psikhologiia truda [Institute of Psychology RAS. Organizational Psychology and Labor Psychology], 2017, vol. 2, № 1, pp. 3-22. (In Russ.)

Zakovorotnaia M.V. Professional'naia identichnost' kak kliuchevoi aspekt sovremennoi sotsial'noi identichnosti [Professional identity as a key aspect of modern social identity]. Elektronnaia biblioteka «KiberLeninka» [CyberLenink: Digital Library]. URL: https://cyberleninka.ru/article7n/ professionalnaya-identichnost-kak-klyuchevoy-aspekt-sovremennoy-sotsialnoy-identichnosti (access date: 25.09.2019). (In Russ.)

Zavodchikov D.P. Psikhologicheskie ugrozy professional'nomu budushchemu sub "ekta professional'noi deiatel'nosti [Psychological threats to the professional future of the subject of professional activity]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and labor market], 2019, № 2, pp. 18-26. (In Russ.)

Zeer E.F. Metodologicheskie orientiry razvitiia transprofessionalizma pedagogov professional'nogo obrazovaniia [Methodological guidelines for the development of professionalism of vocational education teachers]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2017, vol. 19, № 8, pp. 9-28. (In Russ.)

Kamanina VE. Professional'naia identifikatsiia sovremennykh zhurnalistov: teoreticheskie osnovy i real'nye praktiki [Professional identification of modern journalists: theoretical foundations and real practices]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences], 2019, № 3, pp. 81-91. (In Russ.)

Kolodiazhnaia E.K. Professional'naia identichnost' graficheskikh dizainerov. Forum molodykh uchenykh [Professional identity for graphic designers. Forum of Young Scientists], 2018, № 9 (37). URL: https://forum-nauka.ru/domains_data/files/37/Kolodyazhnaya-2.pdf (access date: 23.10.2019). (In Russ.)

Posukhova O.U. Prekariat megapolisa i professional'naia identichnost' v kontekste neiavnogo znaniia [The precariat of the metropolis and professional identity in the context of implicit knowledge]. Elektronnaia biblioteka «KiberLeninka»

[CyberLenink: Electronic Library]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/16949659 (access date: 23.10.2019). (In Russ.)

Sidorina T.U. Zhizn' bez truda ili trudvo spasenie? [Life without work or work for salvation?]. SPb., Aleteiia Publ., 2018, 170 p.(In Russ.)

Soldatova E.L., Shevchenko A.A. Osobennosti normativnogo krizisa u predstavitelei sotsial'noi i proizvodstvennoi sfer deiatel'nosti s raznym urovnem vygoraniia [Features of the regulatory crisis among representatives of the social and industrial spheres of activity with different levels of burnout]. Nauka, obrazovanie, obshchestvo [Science, Education, Society], 2016, № 1 (7), pp. 290-303. (In Russ.)

Sychenko U.A. Professional'naia identichnost' studentov v kontekste transprofessionalizma [Professional identity of students in the context of professionalism]. Materialy Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii [Materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical. conf], pod nauchnoi redaktsiei E.F. Zeera, V.S. Tret'iakovoi. Ekaterinburg, Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet Publ., 2019, pp. 456-464. (In Russ.)

Ukraintseva I.I., Novikova S.S., Mushkina I.A. Psikhologicheskie usloviia soprovozhdeniia programmy professional'noi perepodgotovki pedagogicheskikh i upravlencheskikh kadrov dlia sistem vyiavleniia i podderzhki odarennykh detei i molodezhi [Psychological conditions for the support of a professional retraining program for teachers and management personnel for systems for identifying and supporting gifted children and youth]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologiia [Bulletin of the Adygea State University. Ser .: Pedagogy and Psychology], 2019, № 1, pp. 104-108. (In Russ.)

Frolova A.S. Dekonstrukitsia mediaritualov v kontekste professional'noi identichnosti [Deconstructing media rituals in the context of professional identity]. Vlast' [Power], 2018, vol. 26, № 7, pp. 128-136. (In Russ.)

Shneider L.B. Dilemmy professional'noi identichnosti lichnosti v sovremennykh sotsiokul'turnykh usloviiakh [Dilemmas of professional personality identity in modern sociocultural conditions]. Sovremennaia sotsial'naia real'nost': vyzovy, riski, perspektivy [Modern social reality: challenges, risks, prospects], FGBOU VO «Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet», pod nauch. red. O.A. Belobrykinoi. Novosibirsk, 2019, pp. 39-58. (In Russ.)

40

Вестник КГУ 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.