DOI: 10.12731/2218-7405-2018-11-49-67 УДК 377.12
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДжА
Гитман Е.К., Соловьева С.И.
Цель: статья посвящена проблеме профессиональной идентификации студентов в колледже. Предметом анализа выступает профессиональная идентификация студентов колледжа как составляющая социальной идентификации. Авторы ставят своей целью выявить проблемы сущностных изменений процесса идентификации в профессиональной деятельности на современном этапе развития общества.
Методы исследования: в качестве основного метода диагностики и тестирования для определения уровня идентификации были использованы тест по методике М. Куна «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой и «Тест смысло-жизненных ориента-ций» в модификации Д.А. Леонтьева и аналитико-синтетические методы.
Результаты: по результатам опроса студентов рассматривается взаимосвязь основных категорий и ключевых понятий, характеризующих процесс идентификации студента в профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о наличии проблемы профессиональной идентификации студента в современных условиях.
Область применения результатов: полученные результаты исследования могут оказаться полезными при разработке рекомендаций педагогам по развитию профессиональной идентификации у студентов.
Ключевые слова: профессиональная самоидентификация; профессиональная деятельность; профессия; идентификация; самоидентификация; идентичность; студенты колледжа.
PROBLEMS OF PROFESSIONAL IDENTIFICATION OF COLLEGE STUDENTS
Gitman E.K., Soloveva S.I.
Purpose: the article is devoted to the problem of professional identification of students in college. The subject of the analysis is the professional identification of college students as a component of social identification. The authors aim to identify the problems of the essential changes in the identification process in professional activity at the present stage of the development of society.
Research methods: as the main boiler for diagnostics and testing, to determine the level of identification, the test according to the method of M. Coon «Who am I? » was used in the modification ofT.V. Rumyantseva and the «Test of life-sense orientations in the modification» of D.A. Le-ontyev and analytics-synthetic methods.
Results: according to the results of the student survey, the interrelation of the main categories and key concepts characterizing the process ofstudent identification in professional activity is considered. The authors conclude that there is a problem with the professional identification of the student in modern conditions.
Scope of results: the results of the study may be useful in developing recommendations for teachers on the development ofprofessional identification among students.
Keywords: professional self-identification; professional activity; profession; identification; self-identification; identity; college students.
Идентификация в профессиональной деятельности детерминирована общением в профессиональном пространстве и жизненным опытом субъекта труда. Профессиональная идентификация предполагает приобщение к определенным профессиональным ценностям и, впоследствии, развитие профессионального сознания и культуры [16]. С этой точки зрения идентификация рассматривается как непременный атрибут квалифицированного специалиста.
Профессиональная идентификация обеспечивает связь человека с профессиональным сообществом, которое включает в себя и профессиональную деятельность как таковую, и ее символическое наполнение. Такое символическое наполнение является актуальным за пределами профессиональной среды и вписывается в единую систему социальных ценностей общества, выполняя интегрирующую функцию в системе социальных отношений. В условиях современного социально-экономического развития и жесткой конкуренции человек как успешный специалист должен быть подготовлен к перманентному развитию и анализу своего положения в социальном и профессиональном пространстве. Следовательно, включенность человека в процесс идентификации и достижение идентичности как логического результата профессиональной идентификации является необходимым важным фактором развития современного человека и общества в целом.
Деятельность - особый способ существования человека, создающий социальную реальность как подсистему окружающего мира в целях его целесообразного изменения и преобразования в интересах человека. Явление деятельности охватывает биологическую жизнедеятельность человека и специфически человеческую, социокультурную, деятельность. Деятельность как практическое взаимодействие человека с миром определяет функционирование систем и характер социальной организации и направление человеческого развития. Необходимость в удовлетворении повседневных потребностей заставляет человека взаимодействовать с миром, действовать осознанно и целенаправленно, находя оптимальные способы достижения целей. Через преобразование внешней действительности и внутреннего мира человек обнаруживает склонности, раскрывает способности, воплощает ценностные ориентации.
В условиях кардинальной смены сущностного наполнения деятельности человека, расширения сферы его влияния и выхода на новые уровни познания, деятельность как явление продолжает свое развитие, приобретает новые характерные черты, меняет структуру. В результате внедрения компьютерных технологий изменились способы осуществления деятельности и ее сущностное наполне-
ние. Стремление решить глобальные проблемы человечества приводит к актуализации деятельности человека, ориентированной на инновацию и как следствие на повышение экономичности и эффективности самой трудовой деятельности человека. На первый план выходит способность человека к инициативе. Инициативность становится более значимым фактором общественного развития, нежели простое владение и оперирование материальными ресурсами. В современном мире конкурентная борьба разворачивается именно в сфере быстрых нововведений и соответственно личностей, способных к таким нововведениям [15, с. 119].
Среди разнообразных видов деятельности личности профессиональная деятельность находится на особом месте, так как именно благодаря ей человек может удовлетворить широкий спектр своих потребностей, утвердить свое положение в обществе и достигнуть определенного социального статуса. Профессиональная деятельность, занимая большую часть жизни современного человека, является определяющей мерой ее сущности и основой развития личности как таковой [11, с. 43]. Эта деятельность имеет социально - значимый характер, ее выполнение требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности [5, с. 20].
Особенностью такого вида деятельности является ее коллективный характер и групповая ориентированность. Профессия как деятельность придает своеобразие жизни выполняющих ее людей и позволяет определить отнесенность к конкретной социальной группе, члены которой воспитаны в контексте объединяющих их общих ценностей и правил поведения и имеют единообразный взгляд как на саму деятельность, так и на околопрофессиональные отношения [4, с. 18]. Профессия является одной из сфер, позволяющих пополнить социальные контакты и обеспечивающих постоянное взаимодействие между различными социальными группами [14]. Коммуникация представителей разных профессиональных групп происходит обычно посредством обмена или демонстрации символов принадлежности к профессии.
В ходе осуществления профессиональной деятельности происходит синтез жизненного и профессионального опытов, ценностей и отношений, тем самым формируется особый взгляд человека на свое место в системе профессиональных отношений и социальных отношений в целом, а также на социальное назначение профессии. Следовательно, профессиональная субкультура является ценностной средой прохождения процесса идентификации. В условиях постоянного ценностного обмена происходит взаимное проникновение ценностей, смешение специфичных профессиональных и социальных образцов поведения, обусловленное повседневным характером социального взаимодействия.
Представление человека о себе как о субъекте профессии сопровождается субъективным отношением к собственной профессиональной принадлежности и своему профессиональному сообществу, а также определенными поведенческими паттернами. Так, под влиянием опыта совместной деятельности, формирующего групповое сознание, групповое самооценивание, появляется элемент подражания или сте-реотипизация поведения, говорения, мышления [10]. Одновременно формируется и внешнее восприятие профессиональной группы другими членами социума, что провоцирует представителей конкретного профессионального сообщества поддерживать «легенду».
Повсеместное внедрение корпоративного имиджа, проведение teambuilding-мероприятий, насаждение особой культуры поведения в профессиональном пространстве и организация строгого контроля за ее соблюдением в условиях конкурентной борьбы и высокой степени клиентоориентированности современного бизнеса повлекли за собой и трансформацию процесса идентификации человека в профессиональной деятельности. Гипердинамичное развитие общества приводит к периодической критике устоявшихся критериев профессионального развития, в результате субъект профессиональной деятельности находится в перманентном состоянии стресса и поиска себя, осознания себя как профессионала. Общественное развитие характеризуется не только сменой статусных ролей, изменением престижности тех или иных профессий, но и предъявлением новых
требований к профессионалам. Следовательно, потребность человека в идентификации себя по отношению к статусно-ролевым и профессиональным группам занимает высокую позицию по значимости.
В современных исследованиях идентификация субъекта профессиональной деятельности по отношению к той или иной группе представляется как базовый критерий профессионального становления личности и определяющая характеристика субъекта труда [3, с. 89].
Идентификация является по своей сути отождествлением и интегральным эмоционально переживаемым процессом, состоящим из психологических и социальных механизмов.
Профессиональная идентификация как разновидность идентификации личности является процессом самоотождествления с другими представителями профессиональной среды, базирующегося на основе устоявшихся эмоциональных связей.
Как определенная функциональность человека, осуществляющего свое профессиональное восхождение идентификация направлена на достижение профессиональной идентичности и представляет собой механизм «врастания» в профессию. Следует подчеркнуть, что идентификация является лишь частью «Я-концепции» личности, а не полностью автономным уровнем идентификации. Идентификация предполагает осознанное понимание вопроса «кто я», который, сопровождая человека на жизненном пути, обуславливает многие моменты жизнедеятельности.
Процесс идентификации характеризуется потребностью личности сформировать собственную смысловую систему, объединяющую представления о себе и мире в целом, которые ориентированы на будущее и тесно связаны с профессиональным самоопределением, но не сводится к нему.
Идентификация - совокупность процессов профессионального самоопределения, самоорганизации и персонализации, в результате которых происходит осознание себя представителем определенного профессионального сообщества. Идентификация хоть и происходит в ходе выполнения деятельности, но связана также с пониманием индивидом своего места в социальном мире, специфики профессио-
нального сообщества. Специфика идентификации в профессиональной деятельности заключается в наличии объективно выделенных оснований для сравнения [8]. В процессе идентификации осознание собственной принадлежности к определенной социальной группе происходит одновременно с формированием соответствующей системы ценностей. Субъект труда идентифицирует себя с представителями его профессии, подобными себе, владеющими набором определенных профессиональных качеств.
Идентификации в профессиональной деятельности сопутствует изменения в представлении личности о себе, своем положении в профессиональном и социальном мире. На векторе «личностный-социальный» идентификация ближе к социальному полюсу и обладает свойствами социальной идентичности [4, с. 19-20]. Тем не менее профессиональная идентификация является личностной по своей сути и связана с конкретным групповым членством. Субъективность является важной характерной чертой деятельности человека, помогающей определить причастность субъекта к социальному бытию и реализовать свою самобытность.
Соотнесение самого себя с определенными понятиями является самоидентификацией - предельно личностным индивидуальным процессом, основанным на самосознании [6].
Профессиональная самоидентификация личности включает в себя понимание своей профессии, своего места в профессиональном пространстве и стремление к профессиональному мастерству. Как следствие, идентификация тесно связана с процессом профессионального становления, так как идентификация формируется в процессе профессионального развития личности и является одним из основных показателей профессионализма. С точки зрения дея-тельностного подхода именно в процессе овладения значимой для субъекта профессиональной деятельностью и под ее влиянием происходит формирование определенных качеств и развитие личности в целом [11, с. 43].
Согласно концепции Ю.П. Поваренкова процессы идентификации лежат в основе любого профессионального становления [12].
Профессиональному становлению сопутствует изменение представлений человека о себе, о своем положении в профессиональном пространстве и социальном мире. Профессиональное развитие сопровождается внутриличностными противоречиями и противоречиями между личностью и внешними условиями жизни. Базовым конфликтом, детерминирующим развитие личности, является несоответствие сложившихся качеств личности и объективных требований определенной профессии. Соответственно, включенность в профессиональную деятельность, идентификация себя с определенной профессиональной группой влияет на личностные качества индивида, формирует определенный их состав и наполнение.
Профессиональная деятельность может способствовать как положительным (например, достижение моральной зрелости, ответственности), так и отрицательным изменениям качеств личности (например, циничность, черствость),а также при наличии определенных условий может привести к профессиональной деформации.
Развитие личности в ходе профессиональной деятельности зависит от качеств самой личности и ее отношения к труду и к данной профессии. Процесс профессиональной идентификации состоит из нескольких структурных компонентов:
- социальные и профессиональные знания, необходимые для профессиональной идентификации, образуют гносеологический компонент;
- сформированные когнитивные модели и механизмы профессиональной идентификации являются когнитивным компонентом;
- психологический и духовно-мыслительный план деятельности представляет собой субъектный компонент;
- комплекс жизненных ценностей личности в профессиональной сфере составляет аксиологический компонент;
- эффективность деятельности личности характеризует праксиологическую составляющую идентификации [8].
Важно различать собственно профессиональную идентификацию как чувство сопричастности профессии и формальную (статусную) идентификацию, составляющую неотъемлемую часть профессио-
нальной идентификации, но не имеющую необходимого единства человека с деятельностью и результатами труда.
Как уже было отмечено, результатом идентификации становится идентичность, проявляющаяся в отождествлении человека с определенным социально-профессиональным сообществом и осознанием себя представителем этого сообщества.
Идентичность как социальный конструкт трансформируется в соответствие с социокультурными условиями, в которых находится индивид [9].
Идентичность представляет собой положительный результат профессионального становления личности и является показателем уровня развития личности как профессионала. Для профессиональной идентичности характерна личная моральная и мотивационная связи с профессией [14].
Профессиональная идентичность является определяющим фактором карьерного роста и обеспечивает высокий уровень самореализации личности в профессиональной среде, позволяя человеку наиболее полно реализовать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности. Л.Б. Шнейдер называет профессиональную идентичность многомерным и интегративным психологическим феноменом, обеспечивающим человеку целостность, тождественность и определенность в профессиональной деятельности [17].
Для идентичности характерна статичность, это результат логически завершенного процесса идентификации в профессиональной деятельности, конечный пункт и высшая ступень отождествления человека с профессиональной группой. Профессиональную идентичность можно назвать сферой самоактуализации личности в деятельности, проявляющейся в метамотивированности специалиста и в выходе его на уровень должествования, служения. Достигая уровня идентичности, человек понимает свое место в профессии, принимает себя в ней и достигает определенного уровня профессионализма [4, с. 18]. Профессиональная идентичность является областью самосознания личности. Под влиянием деятельности и социального взаимодействия, связанного с ней, формируется лич-
ностное эмоционально окрашенное осознание принадлежности к профессии как особого вида деятельности, происходящей в определенных профессиональных группах. Сообразно этому осознанию человек принимает комплекс ценностей и форм поведения, свойственных конкретной профессиональной группе.
Как важный компонент в структуре социальной идентичности профессиональная идентичность несомненно оказывает влияние на многие аспекты жизни человека. Идентичность как интегративное понятие выражает взаимосвязь когнитивных, эмоциональных, мо-тивационно-ценностных характеристик [1, с. 161], которые обеспечивают ориентацию и взаимодействие в профессиональной сфере и позволяют реализовывать личностный потенциал в профессиональном сообществе, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и направления развития. Поэтому проблема профессиональной идентификации в процессе обучения будущих специалистов приобретает особую актуальность.
В целях изучения уровня сформированности идентификации в профессиональной деятельности у студентов как будущих специалистов автором было проведено исследование, эмпирическую базу которого составили студенты трех факультетов (медико-биологического, дошкольного воспитания и социальной работы и факультет начальных классов) ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им.А.П.Раменского» в возрасте от 17 до 21 года, обучающиеся на 1, 2 и 4 курсах.
Общая выборка исследуемых составила 140 человек. Основным методом исследования было использование тестов-опросников, позволяющих оценить уровень идентификации опрашиваемых в профессиональной деятельности. Основу исследования составили методика М. Куна «Кто Я?», модифицированная Т.В. Румянцевой, и «Тест смыс-ло-жизненных ориентацию» в модификации Д.А. Леонтьева.
Первый тест был использован автором для анализа сущностных характеристик идентичности личности, собственного восприятия респондентов самих себя, в том числе в рамках учебно-профессиональной ролевой позиции. Тестирование показало, что в рамках
показателя-компонента «Социальное Я» абсолютное большинство тестируемых осознает и позиционирует себя студентами.
УЧЕБ НО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЕВАЯ ПОЗИЦИЯ ■ Студенты - ■98% ■ Специалисты - 2%
Исследование показателя «Перспективное Я» в профессиональном блоке, включающем в себя идентификационные характеристики, связанные с будущей профессиональной сферой и реализацией себя в ней, с видением себя в профессиональной деятельности в будущем, показало, что будущими специалистами себя видят 89% респондентов, что свидетельствует о высоком уровне профессиональной перспективы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ Я (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА)
■ Будущие специалисты (работало выбранной специальности)-89 %
■ Б и дчт се бя в друго й сфе р е -11 %
Соответственно, для абсолютного большинства респондентов доминирующей деятельностью является учебная. Профессиональная
деятельность не входит в их поле зрения опрашиваемых и не осознается ими как значимая. Респонденты в настоящем не ощущают себя представителями какой-либо профессиональной группы и не идентифицируют себя с ней, но абсолютное большинство рассматривает такую возможность в будущем. Референтной группой для всех опрошенных является их студенческая среда, что было отмечено 100% тестируемых.
Тест смысло-жизненных ориентаций в модификации Д.А. Леонтьева позволяет найти и оценить источник смысла жизни человека. Ценностно-смысловая сфера является сложным комплексом взаимосвязанных представлений, обладающих определенным смыслом и значением для конкретной личности [13].
Исходя из того, что с развитием способности человека к целостному восприятию мира и людей растет и осмысленность связи жизни с профессией (выбираемой, осваиваемой или выполняемой), данный тест позволяет определить уровень ощущения себя в профессии и, соответственно, степень профессиональной идентификации.
Полученные результаты исследования были соотнесены с нормативными средними значениями, определенными Д.А. Леонтьевым на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет с разделением по гендерному принципу [7, с. 14]. Автором были выявлены нормативные средние значения без учета гендерных различий, так как этот фактор не представляет важности для настоящего исследования.
По результатам исследования у опрашиваемых было отмечено наличие целей во временной перспективе, их осмысленность и направленность на будущее (показатель «Цели в жизни», 41,0). Показатель «Процесс жизни» как определение жизни в настоящий момент снижен (49,0) и характеризует настоящую жизнь респондентов как эмоционально скудную и ненаполненную смыслом. При этом компонент «результативность жизни» (62,0) показывает удовлетворенность респондентов прошлой, прожитой частью жизни. Показатель «локус контроля Я» (32,0) характеризует представление респондентов о себе как о сильной свободной личности, способной построить свою жизнь сообразно своим представлениям и целям. Локус
контроля Жизнь (29,0) показывает убежденность респондентов в возможности контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их.
Данный показатель соответствует нормативному среднему значению, в отличие от других показателей. Общий показатель осмысленности жизни (52,0) свидетельствует о том, что тестируемые студенты в целом не ощущают свою жизнь осмысленной.
АНАЛИЗ СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
а Средние ■ Нормативныесредние
120,00 100,00 50,00 60,00 40,00 20,00 0,00
Цели в жизни Прогресс в жизни Результат жизни Локус контроля Я Локус контроля Осмысленность
Жизнь жизни
Таким образом, результаты теста смысло-жизненных ориента-ций подтверждают вывод о том, что у респондентов на настоящий момент практически отсутствует идентификация в профессиональной деятельности.
Между тем, отмечается высокая степень нацеленности на результат в будущем и уверенность в своих возможностях на фоне низкого уровня смысловой и эмоциональной наполненности настоящей жизнедеятельности. Следовательно, учебная деятельность как основной вид деятельности на настоящем этапе жизни не удовлетворяет респондентов, но с будущей профессиональной деятельностью они связывают возможность самоутверждения, развития, самоопределения в профессиональном плане и, соответственно, идентификации в профессиональной деятельности.
На данный момент процесс профессиональной идентификации не запущен, находится в зачаточном состоянии и требует активизации посредством включения студентов в практическую профессиональную деятельность. Результаты тестирования также
свидетельствуют о недостаточной работе по профессиональной идентификации и самоопределению, проводимой среди студентов в учебном заведении, так как даже среди тестируемых выпускного курса уровень идентификации в профессиональной деятельности довольно низкий.
Повышение уровня профессиональной идентификации студентов возможно посредством привлечения их к участию в конкурсной деятельности, в том числе имеющей профессиональную направленность (например, WorldSkillsRussia). Самопрезентация себя перед другими участниками, демонстрация своих профессиональных умений, обозначение значимости и реклама внешнего образа выбранной профессии в корне меняет представление о статусе и престиже получаемой профессии [2], обозначая перспективы профессиональной деятельности и давая возможность построить траекторию собственного профессионального роста.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Бекарев А.М., Шакурова А.В., Рушева А.В. Групповая профессиональная идентичность // Личность. Культура. Общество. Т. XV. 2013. Вып. 3-4. С. 79-80.
2. Берман Н.Д. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9, .№2-2. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredelenii-studentov
3. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 89-100.
4. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность студентов магистрантов: проблемы формирования // Психология обучения. 2015. № 12. С. 16-28.
5. Корытченкова Н.И. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие / Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувши-нова. Кемерово: Кемеровский государственный университет. 2012. 172 с.
6. Лаппо М.А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/275116.
7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: Смысл. 2000. 18 с.
8. Миронова С.П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия // Образование и наука. 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identifikatsiya-lichnosti-postanovka-problemy-i-opredelenie-ponyatiya.
9. Муха В.Н., Тужба Э.Н. Глобализация и социальная идентичность: социокультурный анализ // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. №10 (30). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-sotsialnaya-identichnost-sotsiokulturnyy-analiz.
10. Отрохова Л.В. К проблеме исследования группового сознания // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №1(25). С. 239-242. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/k-probleme-issledovaniya-gruppovogo-soznaniya.
11. Пахтусова Н.А. Самоактуализация в личностном и профессиональном развитии // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 8. С. 43-46.
12. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2014. Т. 20, №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7 psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subekta-truda.
13. Самойлик Н.А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и пси-
хометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. .№7(63). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oprosnik-diagnostika-professionalno-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-tehnologiya-razrabotki-i-psihometricheskie-harakteristiki.
14. Сухова Е.Н. Социальная ценность профессиональной идентичности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. №4. С. 104-108. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-tsennost-professionalnoy-identichnosti.
15. Филоненко В.И. Формирование личности как главная цель деятельности современного вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2 (39). С. 117-122.
16. Цвык В.А. Профессионализация как социальный процесс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2003. №4-5. С. 258-269. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/professionalizatsiya-kak-sotsialnyy-protsess.
17. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М: МОСУ. 2001. 272 с.
References
1. Bekarev A.M., Shakurova A.V., Rusheva A.V. Gruppovaya profession-al'naya identichnost' [Group professional identity]. Lichnost'. Kul'tu-ra. Obshchestvo [Personality. Culture Society]. V. XV. 2013. №3-4, pp. 79-80.
2. Berman N.D. K voprosu o professional'nom samoopredelenii studen-tov [On the issue of professional self-determination of students]. Sovre-mennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2018. V. 9, №2-2. https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnom-samoopredele-nii-studentov.
3. Ivanova N.L. Professional'naya identichnost' v sotsial'no-psikhologich-eskikh issledovaniyakh [Professional identity in the socio-psychological research]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology]. 2008. №1, рр. 89-100.
4. Ivanova N.L. Professional'naya identichnost' studentov magistrantov: problemy formirovaniya [Professional identity of undergraduate students: problems of formation]. Psikhologiya obucheniya [Psychology of learning]. 2015. № 12, pp. 16-28.
5. Korytchenkova N.I., Kuvshinov T.I. Psikhologiyai pedagogika profession-al'noy deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of professional activity]: study guide. Kemerovo: Kemerovo State University. 2012. 172 p.
6. Lappo M.A. Samoidentifikatsiya: semantika, pragmatika, yazykovye re-sursy [Self-identification: semantics, pragmatics, language resources]: monograph. Novosibirsk: Publishing house NGPU, 2013. Access mode: http://www.docme.ru/doc/275116.
7. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO) [Test the meaning of life orientation (LSS)]. M.: Meaning. 2000. 18 p.
8. Mironova S.P. Professional'naya identifikatsiya lichnosti: postanovka problemy i opredelenie ponyatiya [Professional Identity Identification: Problem Definition and Definition of the Concept]. Obrazovanie i nauka [Education and Science]. 2008. №4(52). https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnaya-identifikatsiya-lichnosti-postanovka-problemy-i-opre-delenie-ponyatiya.
9. Mukha V.N., Tuzhba E.N. Globalizatsiya i sotsial'naya identichnost': sotsiokul'turnyy analiz [Globalization and social identity: sociocultur-al analysis]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem [Modern studies of social problems]. 2013. № 10(30). https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/globalizatsiya-i-sotsialnaya-identichnost-sotsiokulturnyy-analiz.
10. Otrokhova L.V. K probleme issledovaniya gruppovogo soznaniya [To the problem of the study of group consciousness]. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University]. 2013. №1 (25), pp. 239-242. https://cyberleninka.ru/article/n/k-prob-leme-issledovaniya-gruppovogo-soznaniya.
11. Pakhtusova N.A. Samoaktualizatsiya v lichnostnom i professional'nom razvitii [Self-actualization in personal and professional development]. Professional'noeobrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital]. 2010. No. 8, pp. 43-46.
12. Povarenkov Yu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professional'noy identichnosti subekta truda [Psychological characteristics of professional identity of the subject of labor]. VestnikKostromskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2014. V. 20, №3. https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskaya-harakteristika-professionalnoy-identichnosti-subek-ta-truda.
13. Samoylik N.A. Oprosnik «Diagnostika professional'no-tsennostnykh orientatsiy lichnosti»: tekhnologiya razrabotki i psikhometricheskie kharakteristiki [The questionnaire "Diagnosis of professional value orientations of the individual": technology development and psychometric characteristics]. Sovremennye issledovaniya sotsial 'nykhproblem [Modern research of social problems]. 2016. №7 (63). https://cyberleninka. ru/article/n/oprosnik-diagnostika-professionalno-tsennostnyh-orientat-siy-lichnosti-tehnologiya-razrabotki-i-psihometricheskie-harakteristiki.
14. Sukhova E.N. Sotsial'naya tsennost' professional'noy identichnosti [The social value of professional identity]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki [Bulletin of Nizhny Novgorod University. Series: Social Sciences]. 2010. №4. pp. 104-108. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-tsennost-profes-sionalnoy-identichnosti.
15. Filonenko V.I. Formirovanie lichnosti kak glavnaya tsel' deyatel'nosti sovremennogo vuza [Formation of personality as the main goal of the activities of a modern university]. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomi-cheskie nauki [Humanitarian and socio-economic sciences]. 2008. № 2 (39), pp. 117-122.
16. Tsvyk V.A. Professionalizatsiya kak sotsial'nyy protsess [Profession-alization as a social process]. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology]. 2003. № 4-5, pp. 258-269. https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalizatsatsiya-kak-sotsialnyy-protsess.
17. Schneider L.B. Professional'nayaidentichnost' [Professional Identity]: Monograph. M: MOSU. 2001. 272 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Гитман Елена Константиновна, профессор, доктор педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБПОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
ул. Сибирская, 24, г. Пермь, 614990, Российская Федерация mygitman@gmail.com
Соловьева Светлана Игоревна, аспирантка, преподаватель кафедры медико-биологических и социальных дисциплин ГБПОУ СПО «Соликамский социально-педагогический колледж им.А.П.Раменского»
ул. 20 лет Победы, 94, г. Соликамск, 618551, Российская Федерация
solovieva.sv2017@yandex.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Gitman Elena Konstantinovna, Professor, Doctor of the Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology
Perm State Humanitarian - Pedagogical University 24, Sibirskaya Str., Perm, 614990, Russian Federation mygitman@gmail.com SPIN-code: 8874-1437
Soloveva Svetlana Igorevna, Postgraduate Student, Lecturer, Department of Biomedical and Social Sciences
Solikamsk Sosio-Pedagogical College named after Ramenskoye 94, 20years of Victory Str., Solikamsk, 618551, Russian Federation solovieva.sv2017@yandex.ru SPIN-code: 1537-1649