Научная статья на тему 'Профессиональная идентичность'

Профессиональная идентичность Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
488
77
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL SOCIALISATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Перинская Наталья Алексеевна

В статье описывается понятие профессиональной идентичности как разновидности социальной идентичности. Профессиональная идентичность представлена результатом процесса профессиональной социализации и освоения индивидом определенной профессии.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Перинская Наталья Алексеевна,

Professional Identity

The paper describes the concept of professional identity as a type of social identity. Professional identity is presented as the result of the professional socialisation process and acquisition of a certain profession by an individual.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профессиональная идентичность»

2018 - №2

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

209

йО!: 10.17805^ри.2018.2.19

Профессиональная идентичность

Н. А. Перинская Московский гуманитарный университет

В статье описывается понятие профессиональной идентичности как разновидности социальной идентичности. Профессиональная идентичность представлена результатом процесса профессиональной социализации и освоения индивидом определенной профессии.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; профессиональная социализация; профессиональная деятельность; профессия

Ярофессиональная идентичность — осознанная индивидом его принадлежность к профессиональному сообществу по уровню образования, профессиональным компетенциям и профессиональной культуре, а также по его включенности в профессиональную группу, которая отождествляет данного индивида как «своего». Профессиональная идентичность является результатом профессиональной социализации и контролируемого процесса становления в человеке образа его «Я» как профессионала. В процессе профессиональной социализации происходит усвоение индивидом определенных профессиональных знаний, навыков, умений, накопление профессионального опыта, овладение стандартами, ценностями, языком профессионального сообщества, приобщение к соответствующей субкультуре. Особой чертой профессиональной социализации является то, что она предполагает наличие определенной профессии и происходит с индивидом, уже сформировавшимся как личность. Профессиональная социализация и идентификация связаны как с профессиональным образованием, так и с профессиональной деятельностью человека.

Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности (Зеер, 2003). Посредством профессиональной деятельности человек раскрывается, реализует свои знания, умения, навыки, применяет накопленный опыт, удовлетворяет свои потребности и интересы, а также совершенствует профессиональное мастерство (Перинская, 2008).

Профессия имеет свою личностную форму, представляя собой индивидуальный способ приложения человеком сил и возможностей, реализации способностей. Профессиональная идентичность тесно связана с корпоративной идентичностью, которая отражает не только принадлежность индивида, владеющего определенной профессией,

210 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ

2018 - №2

к конкретному профессиональному сообществу. Она свидетельствует также об осознании им тождественности с конкретной деловой организацией (корпорацией, предприятием, поликлиникой, вузом, банком, издательством и др.), признании ее философии, норм и правил. Корпоративная идентичность часто рассматривается и в отношении самой организации, в которой складывается корпоративная культура как совокупность норм, ценностей, образцов поведения, способов достижения цели, корпоративной коммуникации, единения и социального согласия. Во взаимодействии с внешней средой такая организация представляет свое особое «лицо» с набором определенных черт, характеризующих ее профессиональную деятельность. Корпоративный имидж организации является критерием ее коммерческого успеха. Формирование корпоративной идентичности происходит с учетом особенностей организации, групп и конкретных сотрудников. Оно осуществляется в первую очередь при помощи информирования сотрудников о политике, целях и задачах организации, ее экономической ситуации, кадровых изменениях, а также осуществления обратной связи — изучения мнения персонала с целью его учета в корректировке управленческих действий (Крылов, 2004).

Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала. Будучи групповой формой деятельности, профессия имеет свою личностную форму, представляя собой индивидуальный способ приложения сил и возможностей, реализации всех своих способностей.

В процессе профессиональной деятельности неизбежно возникают кризисы, в том числе и кризис профессиональной идентичности, когда человек осознает несоответствие своих знаний, умений, навыков, имеющегося профессионального опыта, квалификации предъявляемым требованиям. Кризис идентичности является импульсом для актуализации социализационного процесса, в ходе которого он и разрешается (Ковалева, 2008). Кризис профессиональной идентичности является импульсом для профессионального роста и развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лит.: Зеер, Э. Ф. (2003) Психология профессий : учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга. 336 с.; Ковалева, А. И. (2008) Кризис идентичности //Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с. С. 145; Крылов, А. Н. (2004) Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов : учеб. пособие. М. : Изд-во НИБ. 222 с.; Перин-ская, Н. А. (2008) Социализация профессиональная //Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с. С. 447.

Дата поступления: 12.03.2018 г.

PROFESSIONALIDENTITY

N. A. Perinskaya Moscow University for the Humanities

The paper describes the concept of professional identity as a type of social identity. Professional identity is presented as the result of the professional socialisation process and acquisition of a certain profession by an individual.

Keywords: professional identity; professional socialisation; professional activity; profession

REFERENCES

Zeer, Eh. F. (2003) Psihologiya professij: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. 2nd ed. Moscow : Akademicheskij proekt ; Ekaterinburg : Delovaya kniga. 336 p. (In Russ.).

2018 - №2

Энциклопедия гуманитарных наук 211

Kovaleva, A. I. (2008) Krizis identichnosti. In: Sociologiya molodezhi. Enciklopedicheskij slo-var' / ed. by Yu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia. 606 p. P. 145. (In Russ.).

Krylov, A. N. (2004) Korporativnaya identichnost dlya menedzherov i marketologov : ucheb. posobie. Moscow, NIB Publ. 222 p. (In Russ.).

Perinskaya, N. A. (2008) Socializaciya professional'naya. In: Sociologiya molodezhi. Enciklopedicheskij slovar / ed. by Yu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia. 606 p. P. 447. (In Russ.).

Submission date: 12.03.2018.

Перинская Наталья Алексеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: socio-mosgu@ mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perinskaya Nataliya Alekseyevna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Depart-ment of Sociology, MoscowUniversity for the Humanities. Postal address: 5, Bldg. 1, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: socio-mos-gu@mail.ru

йО!: 10.17805^ри.2018.2.20

Статусно-ролевая идентичность

А. И. Ковалева

Московский гуманитарный университет

В данной статье рассматривается термин «статусно-ролевая идентичность», обозначающий такую разновидность социальной идентичности, которая характеризует результаты процесса социальной идентификации индивида в отношении освоенных им статусов и ролей. Ключевые слова: статусно-ролевая идентичность; идентификация; социальный статус; социальная роль; молодежь

Статусно-ролевая идентичность — осознание человеком своего социального положения в обществе, принадлежности к тому или иному социальному слою. Это субъективное состояние индивида и его объективно наблюдаемое качество соответствия определенной совокупности статусов и множеству социальных ролей. Личностная интеграция социальных статусов и ролей неповторимо индивидуальна. Такая идентичность имеет определенную устойчивость, протяженность во времени и в пространстве. Человек сохраняет свои статусы и выполняет соответствующие им социальные роли на определенном временн ом этапе, а также в условиях различных пространственных и ситуационных изменений. Общество создает социальные статусы и социальные роли, обеспечивает социальные механизмы идентификации членов общества по различным позициям. Статусно-ролевую идентичность обеспечивает система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения и уровне притязаний человека.

Статусно-ролевая идентичность является множественной идентичностью и отражает результаты самоидентификации индивида со многими социальными объектами, тождественность его личности по статусным и ролевым характеристикам многим другим людям, социальным слоям и социальным группам. Эта идентичность содержит статусные и соответствующие им ролевые компоненты.