Научная статья на тему 'Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации'

Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Ирина Александровна, Александров Юрий Дмитриевич

Поднимается проблема трансформации профессии менеджер в эпоху глобализации. Освещаются исторические аспекты становления профессии. Обсуждаются компетенции менеджера на разных уровнях управления. Системное мышление, мультиязычность, мультикультурность, владение технологиями управления знаниями рассматриваются как основа профессиональной пригодности. Обозначаются новые специализации профессии менеджер в эпоху глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the manager profession in the era of globalization

The study tested the problem of transformation of the manager profession in the era of globalization. The research highlights the historical aspects of the profession development and examines the competence of a manager at various management levels. We consider system thinking, multilingualism, multiculturalism, skills of knowledge management as the basis for professional aptitude and vocational fitness. Moreover, we indicate new specializations of the manager profession in the era of globalization.

Текст научной работы на тему «Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации»

УДК 316.354:005

Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации

© И. А. Акимова, Ю.Д. Александров МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Поднимается проблема трансформации профессии менеджер в эпоху глобализации. Освещаются исторические аспекты становления профессии. Обсуждаются компетенции менеджера на разных уровнях управления. Системное мышление, мультиязычность, мультикультурность, владение технологиями управления знаниями рассматриваются как основа профессиональной пригодности. Обозначаются новые специализации профессии менеджер в эпоху глобализации.

Ключевые слова: профессия, менеджер, профессиональные компетенции, социальная адаптации, трансформация профессии.

Привычное и хорошо известное всем слово «профессия» произошло от латинского «ргоГеввю», что означает «официальный род деятельности, занятие» [1]. Однако не любой специализированный род деятельности следует называть профессией. По мнению А.А. Московской, к определению профессии следует подходить путем выделения таких ее признаков, как определенный уровень институционализации, обусловленный выделением ее из других видов деятельности и присвоением общего названия; место в разделении труда, связанное со специфическими трудовыми навыками; необходимость специальной подготовки. Со временем группа людей одинаковой профессии перерастает в профессиональное сообщество, членов которого характеризуют солидарность и взаимопонимание [2].

Новые технологии всегда губили старые и создавали другие профессии. Например, запуск в 1861 г. трансконтинентальной телеграфной линии в США оставил без работы конных экспресс-курьеров, тогда же возник рынок рабочих мест для квалифицированных телеграфистов. В наши дни глобализация, стремительное проникновение инноваций во все сферы человеческой жизнедеятельности привели к кардинальным изменениям рынка труда, выявляя спрос на новые, востребованные в ближайшем будущем профессии. Эксперты Агентства стратегических инициатив провели системный анализ технологических, экономических и социальных изменений по 19 ключевым отраслям экономики. По их прогнозу, в ближайшие 15-20 лет появится порядка 140 новых профессий [3].

Управленческая деятельность, зародившаяся на заре истории человеческого общества, сегодня переживает бурное развитие, находясь в статусе самостоятельной профессии с общим названием менеджмент.

Институциализация профессии менеджера в России, по мнению Р.Н. Абрамова, началась в 1994 г. с закрепления в образовательных стандартах специальностей «менеджмент», «менеджмент в социальной сфере», «государственное и муниципальное управление» [4]. Активную работу по формированию и развитию современных международных стандартов управления бизнесом в российских компаниях проводит Ассоциация менеджеров. В контексте развития экономики прогнозируется востребованность направлений менеджмента, которые будут решать междисциплинарные типы задач:

• менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ (интернет-среда, предназначенная для совместного финансирования интересных идей и авторских проектов, инвестирования в них) организует работу краудфандинговых платформ, проводит предварительную оценку проектов для получения краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и держателями проектов;

• менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей занимается формированием «портфеля» из талантливых специалистов, сопровождает их образовательные и карьерные траектории с точки зрения максимизации их доходов и, соответственно, доходов фонда (по моделям агентов кинозвезд и молодых спортсменов);

• менеджер по кросс-культурной коммуникации сопровождает документооборот компании на иностранных языках, контролирует ключевые смыслы (например, при выборе маркетинговых слоганов), обучает сотрудников передаче смыслов на иностранных языках, а также особенностям культуры при переговорах с иностранными партнерами. Консультирует руководство компании по ведению бизнеса в других странах;

• менеджер по управлению онлайн-продажами разрабатывает в оффлайн компаниях механизмы продвижения товаров через интернет, организует маркетинговые кампании в интернете, сопровождает собственные онлайн-магазины компании или работает с партнерами по улучшению сервиса для клиентов (например, скорости доставки).

Вопросы развития и становления научного менеджмента в России достаточно подробно рассмотрены в работах современных авторов. Так, известный историк и публицист, профессор А.Д. Кузьмичев в своем исследовании наследия Н.Ф. Чарновского обращает внимание на то, что «многие наши промышленные достижения обязаны своим рассветом, помимо технического творчества, талантливому труду и инициативной решимости организатора» [5].

Современный менеджер для профессионального и эффективного выполнения своих обязанностей должен обладать определенным набором качеств, навыков и знаний, которые принято называть компетенциями.

Под профессиональными компетенциями менеджера понимается совокупность необходимых для выполнения управленческих обязанностей или имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, деловых и личностных качеств, поведенческих моделей и отношений к работе, компании и лицам, с которыми взаимодействует менеджер, ориентированные на эффективное выполнение управленческих обязанностей [6].

Сегодня специалисты отмечают трансформацию в содержании и наполнении компетентностного набора современных менеджеров, в том числе и на различных уровнях управления.

1. Руководство высшего звена, которое составляет высший уровень управления, где осуществляется планирование на длительный период, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия. Умение работать с целями и ценностями компании — главная компетенция топ-менеджера. Также к его компетенциям можно отнести умение быть лидером, инновационность, креативность, гибкость в управлении, способность к сотрудничеству, коммуникации (умение взаимодействовать с партнерами, развитие персональной коммуникабельности, умение убеждать), персональный и корпоративный тайм-менеджмент, хорошие познания в своей профессиональной области.

2. Менеджеры среднего звена, на котором, как правило, осуществляется координирование действий различных работников и подразделений с целью достижения стоящих перед организацией целей. Компетенции менеджеров данного уровня подразумевают полную осведомленность в своей профессиональной области, коммуникации (посредничество между высшим и низшим звеньями управления), навыки межличностного общения, организованность, ориентацию на процесс, инициативность, способность определять проблемы и рекомендовать их возможные решения.

3. Менеджеры низшего звена формируют технический уровень управления, на котором выполняются стандартные трудовые операции. Но и на этом уровне наблюдаются изменение требований к компетенциям, увеличение их гуманитарно-коммуникативной составляющей. Например, таких, как способность оперативно принимать решения, обучать молодых и/или новых сотрудников, организация собственной работы и поддержание необходимого уровня работоспособности, оценка и контроль работы подчиненных.

Новые формы и методы хозяйствования, освоение хозяйствующими субъектами инновационных подходов к управлению персоналом ставят новые задачи в вопросе личной эффективности руководителей и предъявляют новые требования к их знаниям, навыкам, деловым и личностным качествам. Подтверждением этого может служить востребованность нового типа управленца, обладающего комплексом

знаний: «Современный специалист должен быть личностью, способной в любой ситуации, при решении любых задач управления проявлять нравственную культуру, культуру чувств, владеть нравственными принципами и нормами общения с людьми» [7].

Новые требования к качеству человеческого потенциала уже сегодня формируются на рынке труда в виде компетенций, обозначаемых работодателями, в том числе и у молодых специалистов: все более востребованы специалисты с высоким уровнем образования, высокими коммуникативными компетенциями, ответственные и исполнительные [8].

«Профессиональный» — не только желательный эпитет для обозначения высокого качества труда. Это термин, за которым стоит почти столетняя традиция исследования и развития профессий как специфической институциональной структуры» [6].

В каждой профессии есть сложившиеся алгоритмы и технологии деятельности, но с течением времени профессиональная сфера наполняется новыми типами задач, иными, более современными профессиональными ориентирами. Ускоренные темпы научно-технического прогресса требуют постоянного развития профессиональных навыков и совершенствования в своей профессии, освоения новых навыков. Иными словами, старые профессии должны соответствовать требованиям времени. Динамично развивающаяся рыночная экономика, освоение инновационных подходов к управлению ставят перед современным менеджером все новые требования, а трансформация объектов управления делает необходимым рождение новых специализаций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Большая советская энциклопедия. Все словари. URL: http://bse.slovaronline.com (дата обращения 21.04.2015).

[2] Московская А.А. Профессионализация менеджмента в России: цели, барьеры, перспективы. Социологические исследования, 2011, № 7, с. 26-37.

[3] Лукша П., Лукша Е., Песков Д., Коричин Д. Атлас новых профессий. Скол-ково. Московская школа управления. URL: http://www.skolkovo.ru/public/ media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeCAtlas.pdf (дата обращения 24.04.2015).

[4] Абрамов Р.Н. Российские менеджеры. Социологический анализ становления профессии. Москва, КомКнига, 2005, 280 с.

[5] Кузьмичев А.Д. Н.Ф. Чарновский и становление научного менеджмента в России. Российский журнал менеджмента, 2012, т. 10, № 3, с. 165-176.

[6] Московская А.А. Проблемы становления модели профессии: российский опыт в западном исследовательском контексте. Мир России, 2010, № 3, с. 90-114.

[7] Субочева А. Д., Субочева О.Н. Гуманитаризация инженерно-управленческой деятельности: диалектика традиций и инноваций. Гума-

нитарный вестник, 2014, вып. 4 (18). URL: http://hmbul.bmstu.ru/articles/ 200/200.pdf (дата обращения 26.04.2015). [8] Оплетина Н.В. Современные алгоритмы управления трудоустраиваемо-стью выпускника вуза. Гуманитарный вестник, 2014, вып. 3 (17). URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/hidden/191.html (дата обращения 12.04.2015).

Статья поступила в редакцию 08.07.2015

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Акимова И.А., Александров Ю.Д. Трансформация профессии менеджера в эпоху глобализации. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 10. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/socio/3 01. html

Акимова Ирина Александровна — канд. филос. наук, доцент, заведующая кафедрой «Социология и культурология» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: [email protected]

Александров Юрий Дмитриевич — студент кафедры «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: [email protected]

The transformation of the manager profession in the era of globalization

© I.A. Akimova, Yu.D. Aleksandrov

Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The study tested the problem of transformation of the manager profession in the era of globalization. The research highlights the historical aspects of the profession development and examines the competence of a manager at various management levels. We consider system thinking, multilingualism, multiculturalism, skills of knowledge management as the basis for professional aptitude and vocational fitness. Moreover, we indicate new specializations of the manager profession in the era of globalization.

Keywords: profession, manager, professional competence, social adaptation, transformation of the profession.

REFERENCES

[1] Bolshaya sovetskaya entsiklopediya [The great Soviet encyclopedia]. Vse slovari [All dictionaries]. Available at: http://bse.slovaronline.com (accessed April 21, 2015).

[2] Moskovskaya A.A. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, 2011, no. 7, pp. 26-37.

[3] Luksha P., Luksha E., Peskov D., Korichin D. Atlas novykh professiy [Atlas of new professions]. Skolkovo. Moskovskaya shkola upravleniya [Skolkovo. Moscow School of Management]. Available at: http://www.skolkovo.ru/ public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeCAtlas.pdf (accessed April 24, 2015).

[4] Abramov R.N. Rossiyskie menedzhery. Sotsiologicheskiy analiz stanovleniya professii [Russian managers. Sociological analysis of the profession development]. Moscow, KomKniga Publ., 2005, 280 p.

[5] Kuzmichev A.D. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta — Russian management journal, 2012, vol. 10, no. 3. pp. 165-176.

[6] Moskovskaya A.A. Mir Rossii — Universe of Russia, 2010, no. 3, pp. 90-114.

[7] Subocheva A.D., Subocheva O.N. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2014, no. 4 (18). Available at: http://hmbul.bmstu.ru/ articles/200/200.pdf (accessed 26 April 2015).

[8] Opletina N.V. Gumanitarnyy vestnik — Humanities Bulletin of BMSTU, 2014, no. 3 (17). Available at: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/edu/hidden/191.html (accessed April 12, 2015).

Akimova I.A., Ph. D., Assoc. Professor of the Department "Social Science and Study of Culture", Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]

Aleksandrov Yu.D., student of the Department "Economics and organization of Production", Bauman Moscow Technical State University. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.