ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
БУДУЩИЕ ПРОФЕССИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Афанасьева Н.Б.1, Дубина О.А.2, Собко М.Е.3 Email: [email protected]
1Афанасьева Надежда Борисовна - учитель английского языка; 2Собко Мария Евгеньевна - учитель английского языка; 3Дубина Ольга Александровна - учитель английского языка, Частное общеобразовательное учреждение Школа-интернат № 8 среднего общего образования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
г. Астрахань
Аннотация: в статье затрагивается одна из важнейших проблем учеников старших классов - проблема выбора профессии. Как выбрать профессию так, чтобы она была интересна и привлекательна; соответствовала способностям и пользоваться спросом на рынке труда?
Авторы изучили Атлас новых профессий, который был разработан Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив для того, чтобы определить наиболее перспективные направления в сфере развития профессий в Астраханской области. Данную статью можно использовать на занятиях по профориентации, с целью помочь выпускникам сделать правильный выбор будущей профессии.
Ключевые слова: профессия, специальность, работа, деятельность.
FUTURE PROFESSIONS OF ASTRAKHAN REGION Afanasyeva N.B.1, Dubina O.A.2, Sobko M.Ye.3
1Afanasyeva Nadezhda Borisovna - Teacher of English language; 2Dubina Olga Aleksandrovna - Teacher of English language; 3Sobko Mariya Yevgenyevna - Teacher of English language,
PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTION BOARDING SCHOOL № 8 OF SECONDARY EDUCATION OF THE OPEN JOINT STOCK COMPANY "RUSSIAN RAILWAYS", ASTRAKHAN
Abstract: the article addresses one of the most important problems of high school students -the problem of choosing a profession. How to choose a profession so that it is interesting and attractive; matched abilities and demanded in the labor market? The authors studied the Atlas of New Professions, which was developed by the Moscow School of Management SKOLKOVO and the Agency for Strategic Initiatives to identify the most promising areas in the development ofprofessions in the Astrakhan region. This article can be used in career guidance classes to help graduates make the right choice of their future profession.
Keywords: profession, specialty, work, activity.
УДК 371.134 DOI: 10.24411/2312-8089-2019-10701
Ученики старших классов часто думают не только над вопросами, кем быть, и какую профессию выбрать, но также, а смогут ли все они устроиться на работу.
Не будет ли рынок труда перенасыщен отдельно взятыми специальностями? Конечно, каждый хочет сразу выбрать такую специальность, которая точно будет ему по душе, будет соответствовать личным качествам, а самое главное, что она будет
востребована в родном городе. И не только сейчас, но и через 5 - 6 лет, когда школьник закончит свою учёбу [6].
Многие профессии уходят в прошлое. Процесс автоматизации, научно-технический прогресс и, конечно, интернет - всё это меняет нашу жизнь. Какие-то профессии исчезают за ненадобностью, зато, появляются много новых [7].
Для того чтобы разобраться, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем, необходимо изучить Атлас новых профессий, который стал результатом длительной работы Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «СКОЛКОВО», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов. «Атлас» - это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия в сфере ИТ, например, менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми.
Профессии в Атласе разбиты на 2 временных горизонта - до 2020 года и после 2020 года. Не так уж долго осталось ждать, как раз остаётся время, чтобы получить дополнительное образование. Кроме этого, профессии делятся по специализации на кросс-отраслевые и внутриотраслевые - здесь все понятно. Помимо этого, все профессии сопровождаются кратким описанием и «надпрофессиональными навыками», которые необходимы для того, чтобы их освоить [4].
Сейчас в Атласе представлены 19 отраслей, понятно, что это не предел, потому создатели Атласа планируют развивать этот продукт. 130 профессий, которые описаны в нем, — это тоже не исчерпывающий список, скорее, примеры возможных профессий будущего, которые появятся в связи с важными изменениями в отраслях [4].
Возникновение новых профессий зависит от тех перемен, которые нас ожидают в будущем. Одна из них — это рост численности населения в области. Ещё 2007 году численность населения региона составляло 994127 человек, а в 2018 году - 1017514 человек. Из этого следует: потребность в продовольствии увеличивается. А вот площадей для выращивания продовольственных культур больше не становится, хотя Астраханская область является сельскохозяйственным регионом России. На полях области ежегодно выращивается 350 тыс. тонн томатов, перца, баклажанов, кабачков, огурцов, моркови, свёклы, лука и капусты. Традиционным в Астраханской области является производство риса [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что на помощь сельскому хозяйству, обеспечивающему нас пищей, должны прийти инженеры-генетики и сити-фермеры. С помощью генных технологий будут усовершенствованы сельскохозяйственные культуры, повысится урожайность, то есть количество продукции, собираемой с одного гектара земли, технологии позволят собирать по нескольку урожаев в год. В Астрахани на вершинах многоэтажных домов появятся фермерские хозяйства, в которых с помощью гидропоники и технических конструкций будут круглогодично выращивать нужные нам овощи и фрукты для всей страны.
Ещё одной важной отраслью Каспийского региона является рыбная. Рыбохозяйственный комплекс Астраханской области охватывает все основные направления деятельности: вылов водных биоресурсов, воспроизводство, товарное рыбоводство (аквакультура), переработку сырья, выпуск различных видов рыбной продукции, научные исследования, подготовку специалистов [3].
То есть профессии, связанные с природой, такие как агроном, ветеринар, фермер или эколог останутся востребованными. Хотя, вероятно, они получат новые названия, которые будут отражать суть перемен.
В России также развиваются и строятся солнечные объекты разного характера, начиная от солнечных панелей и концентрирующих солнечных накопителей до гигантских массивов, использующих параболические зеркала.
Каспийский регион является одним из наиболее перспективных регионов в плане использования солнечной энергетики. Опыт использования ВИЭ (возобновляемых источников энергии) для получения горячей воды в Астраханской области уже есть -в г. Нариманове в 2013 г был запущен проект солнечной тепловой станции «Солнечный город». Энергетики Астраханской области вводят в строй первую в области солнечную электростанцию (СЭС) «Заводская» мощностью 15 МВт [5].
Таким образом, профессия «энергетик» будет востребована в нашем регионе.
Увеличение численности населения априори будет сопровождаться ростом жилищного строительства и модернизацией городской инфраструктуры. Так за I квартал 2018 г. было введено 133 тыс. кв. м. общей площади жилых помещений [2].
Продолжая традиции Великого шелкового пути, по территории региона проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», кратчайшим путем связывающий страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с центральной Россией и государствами Северной, Центральной и Восточной Европы. При этом Астраханский транспортный узел - ключевое звено российского участка данного маршрута. Кроме того, через Астраханскую область проходит международный коридор Е-40 «Запад-Восток», соединяющий республику Казахстан с южными регионами России и Украиной [1].
Следовательно, в будущем люди начнут прокладывать умные дороги, снабжённые различными датчиками и специальными устройствами для оптимизации движения и безопасности в пути. То есть строители, проектировщики, архитекторы то же будут нужны. Им придётся постоянно изучать и внедрять новые технологии и изобретения.
Большим преимуществом Астраханской области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся в регионе видов транспорта: морского, речного, автомобильного и авиационного. Изменения коснуться железнодорожного транспорта. Будут введены новые высокоскоростные поезда, требующие наличия высокопрофессиональных специалистов в этой области.
Масштабную реконструкцию ждёт и главный астраханский ж/д узел - вокзал Астрахань-1. Будет организована электронная очередь. Появится энергоэффективная система управления инженерными сетями «умный вокзал». Увеличится зона покрытия Wi-Fi. Будет создана удобная навигация в рамках мобильного приложения. Более комфортной станет транспортная схема подъезда к вокзалу. Торговые точки приобретут современный вид. Особое внимание будет уделено игровой зоне для детей [1].
Современный вокзал, по мнению экспертов, должен стать местом притяжения горожан.
Предположительно, работы по реконструкции астраханского железнодорожного вокзала будут завершены к концу 2021 года. Финансы, необходимые для модернизации, ещё только предстоит посчитать.
Значит, профессия финансиста будет востребована в нашем регионе.
Итак, в нашем мире существуют самые разнообразные профессии. Все они приносят определенную пользу обществу. Мы хотим, помочь выбрать профессию, не только полезную, но и делающую мир вокруг нас красивее и интереснее!
Самое главное, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Как говорил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни».
Мы надеемся, что каждый сможет сделать правильный выбор и наслаждаться выбранной специальностью.
Список литературы /References
1. Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mptpr.astrobl.ru/site-page/zheleznodorozhnyy-transport/ (дата обращения: 30.10.2018).
2. Правительство Астраханской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //https://www.astrobl.ru/tags/zhilishchnoe-stroitelstvo/ (дата обращения: 30.10.2018).
3. Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msh.astrobl.ru/section/rastenievodstvo-1/ (дата обращения: 30.10.2018).
4. Атлас новых профессий - Московская школа управления Сколково. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC _Atlas.pdf (дата обращения: 31.10.2018).
5. Правительство Астраханской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.astrobl.ru/ (дата обращения: 02.04.2019).
6. Фильм: Профессии будущего: кем мне стать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo/ (дата обращения: 02.04.2019).
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие для вузов / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. М.: Экзамен, 2000. 575 с.