Научная статья на тему 'Становление профессии менеджера: исторический аспект'

Становление профессии менеджера: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
7731
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / МЕНЕДЖЕР / МЕНЕДЖМЕНТ / PROFESSION / MANAGER / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воднева С.Н.

Рассматриваются историко-философские предпосылки возникновения и становления профессии менеджера в ее современном контексте, изучаются особенности развития менеджмента в разных экономических системах. Делается вывод, что для становления данной профессии важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, а также национальные, культурные, исторические особенности. Для современной экономической системы России, в которой работает менеджер, характерны инновационные процессы в производстве, управлении; расширение внешнеэкономических связей; эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT AS A PROFESSION IN HISTORICAL PERSPECTIVE

The article discusses the historical and philosophical background and development of management as a profession, analyzes the peculiarities of management development in different economic systems. It was concluded that general global trends of economic development, scientific and technological progress as well as national, cultural, historic peculiarities contribute to the development of this profession in Russia. Modern economy is characterized by innovations in production and management, expansion of foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «Становление профессии менеджера: исторический аспект»

УДК 378

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

С.Н.Воднева

MANAGEMENT AS A PROFESSION IN HISTORICAL PERSPECTIVE

S.N.Vodneva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, wodnewa@yandex.ru

Рассматриваются историко-философские предпосылки возникновения и становления профессии менеджера в ее современном контексте, изучаются особенности развития менеджмента в разных экономических системах. Делается вывод, что для становления данной профессии важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, а также национальные, культурные, исторические особенности. Для современной экономической системы России, в которой работает менеджер, характерны инновационные процессы в производстве, управлении; расширение внешнеэкономических связей; эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд. Ключевые слова: профессия, менеджер, менеджмент

The article discusses the historical and philosophical background and development of management as a profession, analyzes the peculiarities of management development in different economic systems. It was concluded that general global trends of economic development, scientific and technological progress as well as national, cultural, historic peculiarities contribute to the development of this profession in Russia. Modern economy is characterized by innovations in production and management, expansion of foreign economic relations.

Keywords: profession, manager, management

Главная задача любого вуза — подготовка высококвалифицированных кадров. Для решения этой задачи важна подготовка будущего специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом, а также понимание того, как исторически складывались профессии, что влияло на их становление.

Слово «профессия» произошло от лат. professio и означает «род деятельности, занятие» [1]. Как род занятий профессии существуют давно. Еще первобытные люди, занимаясь земледелием, скотоводством, охотой на животных, сооружением первых орудий труда и т.д. постепенно переходили к первичным рыночным отношениям. Стало появляться разделение труда, и люди начали обмениваться продуктами своей деятельности. Это были первичные профессии: кузнец, гончар, строитель, рыбак, земледелец. Количество профессий в разных странах неодинаково, согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более семи тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в нашей стране. На основе анализа определений, данных «Словарем бизнес-терминов», «Толковым словарем» Т.Ф.Ефремовой и др., будем понимать под профессией «род трудовой деятельности человека, владеющего теоретическими знаниями и практическими навыками, которые приобретаются в ходе специальной подготовки» [2].

Слово «manager» в переводе с английского означает «управлять, заведовать, стоять во главе» [3]. Анализируя определения, данные понятию «менеджер» в разных словарях, мы выявили, что менеджер — «квалифицированный специалист, наемный работник управляющий компанией, фирмой, банком,

структурным подразделением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью» [3].

Однако говорить о профессии менеджера в современном понимании мы можем только с XX века. Рассмотрим историко-философские предпосылки появления данной профессии.

Некоторые исследователи, например, А.И.Кравченко, А.И.Кредисов, утверждают, что первой исторической формой управления было управление процессами земледелия и скотоводства в первобытном обществе, где один из участников процесса брал на себя функции руководителя, т.е. распределял обязанности, и следил за выполнением работы [4, с. 15].

Следующим этапом называют управление, связанное с развитием цивилизации в Древнем Египте (4—5 тыс. лет назад). Вклад развития Египетской цивилизации можно охарактеризовать как осознание планирования, выполнения и контроля работы, выполнение определенных установленных правил [4, с. 19].

В античные времена и Средневековье с развитием ремесла, возникновением торгово-денежных отношений, менеджмент синонимичен предпринимательству. «Предпринимательством считалось занятие, дело, деятельность, а предпринимателем — арендатор, человек, ведущий общественное строительство». [5]. Идеи управления из античности таковы: соблюдение неких этических принципов, управление — это особый вид искусства [6].

В Средневековье купцов, торговцев, ремесленников также называли предпринимателями. К ним относились также лица, занимавшиеся внешней тор-

говлей. Одним из первых предпринимателей Средневековья называют Марко Поло, который стоял у истоков торговли с Китаем и Европой. Торговцы Средневековья подписывали контракты с купцами на продажу товаров. Предпринимателями в Средние века считали также устроителей разных парадов, шествий, балаганов, руководителей строительных или производственных проектов. По мнению Берта Хозели-ца, «типичным предпринимателем в Средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов» [7].

С появлением капитализма и развитием производства предпринимателями становятся собственники производств, которые сами трудятся на своей фабрике или заводе. Вместе с Д.А.Алексашиным считаем, что появления профессии менеджера и этапы ее развития можно сопоставлять с эволюцией и с ходом научно-технического прогресса. Отличительным признаком эпохи первоначального накопления капитала в западной Европе явилось «развитие товарно-денежных отношений, становление рыночной экономики, которая наложила отпечаток на все стороны общественной жизни того времени». [8, с. 118]. Престижной и прибыльной отраслью становится внешняя торговля. Еще одним следствием развития торговли были изменения в сфере производства. В промышленности появились новые организационные формы — мануфактуры. [8, с. 118]. Однако в то время, по мнению американского социолога Энтони Джея, слово «менеджер» имело оскорбительный оттенок. Менеджер эпохи первоначального накопления воспринимался то как «заместитель» капиталиста, то как «мальчик на побегушках». [4, с. 29].

Таким образом, о появлении менеджера как управляющего можно говорить с момента первоначального накопления капитала, развития товарно-денежных отношений, с появлением первых мануфактур в Западной Европе XIV—XV вв., но современное понимание профессия приобретет значительно позже.

Так, в середине XVI века появляются акционерные общества, а с ними и акционерный капитал. В XVII веке предпринимателем уже называют человека, который заключил с государством контракт на выполнение определенной работы или поставку определенной продукции. В последней трети XVIII века начался промышленный переворот, который происходил во всех странах, вступивших на капиталистический путь развития, и завершился в первой трети XIX века. «Промышленный переворот имел важнейшие экономические и социальные последствия: изменилось соотношение между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней, опережающими темпами развивались отрасли тяжелой промышленности и новые виды транспорта. Из многообразных слоев буржуазии выделились промышленники». [8, с. 136].

В этот период как раз появляется новая профессия — профессия руководителя, организатора

крупного производства — профессия менеджер. Затем предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, постепенно разделяются по направлениям. Так появляются юристы, финансисты, технологи, экономисты. Ими всеми руководит менеджер, который сосредоточен на руководстве этими специалистами и организацией производства. Тогда встал вопрос о специфической культуре управления. Согласимся с Н.Н.Зарубиной, что «важнейшей основой формирования социокультурных предпосылок современного менеджмента было складывание и идейное оформление взаимоотношений классов предпринимателей управляющих и наемных работников». [9]. По мнению А.И.Кравченко, «только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей». [4, с. 302-303].

Изучение вопроса становления профессии менеджера позволило сделать вывод, что зарождение и развитие капитализма резко изменило ориентацию естественно — исторического процесса в сторону науки и производства в целом. Так, например, в 1880 г. в Америке появляется американское общество инженеров-механиков. Это общество объединило на добровольной основе менеджеров и промышленников. Деятельность этого общества заключалось в проведении семинаров, лекций, оказании помощи менеджерам. Это была своего рода школа менеджеров. А с 1881 г. появляется первая школа бизнеса. Так, в 1886 г. на ежегодном собрании общества инженеров-механиков Г.Таун представил доклад «Инженер как экономист», где говорится о том, что труд менеджера по своей значимости равен труду инженеров. Следует также упомянуть, что возникновение такой организационно-правовой формы как корпорация, ознаменовало отделение собственности от власти, что также способствовало становлению менеджера как профессии.

Однако на протяжении развития профессии менеджера и менеджмента как управленческой деятельности, функции менеджера были разными. Так, например, в эпоху научного менеджмента Ф.Тейлор и его последователи определяли менеджмент как рациональное распределение всех имеющихся ресурсов на предприятии, в том числе и человеческих. Но уже с 20-х гг. XX в. в теории управления произошло переосмысление работы менеджеров. Так, эксперименты в Хоуторне Э.Мэйо показали, что для успеха выполнения работы важны человеческие отношения. Эта тенденция не только не потеряла своей актуальности сегодня, но и является одной из важнейших компетенций современного менеджера.

Наглядно представим этапы становления профессии менеджера в виде таблицы.

Таким образом, возникновение и становление профессии менеджера можно проследить от древних времен и до наших дней и представить как: распределение обязанностей в первобытном обществе — ремесленник, купец, торговец в Античности и Средневековье — предприниматель XIV—XVII вв. — руководитель XVIII в. — менеджер XIX—XXI вв. Однако нельзя не согласиться с М.Х.Месконом, который ут-

Таблица

Становление профессии менеджера

Исторический период Экономические предпосылки Функции управления

Первобытное общество Развитие скотоводства, земледелия Распределение обязанностей, контроль работы других

Древний Египет (3—2 в. до н.э.) Земледелие, ремесла Планирование, выполнение и контроль работы

Античность (VII в. до н.э. — VI в. н.э.) Ремесло, строительство, торговля Соблюдение этических принципов управления

Средневековье (V—XIV вв.) Земельная собственность, ручное производство Предпринимательство

XIV-XV вв. Западная Европа Развитие товарно-денежных отношений Руководство производством мануфактур

XVI—XVII вв. Акционерные общества, акционерный капитал Предпринимательство: выполнение по контракту с государством определенной работы или поставка определенной продукции

Кон. XVIII в. — нач. XIX в. Промышленный переворот Организация работы и руководство крупным производством

Кон. XIX в. Развитие капитализма Возникновение системы профессионального обучения руководителей

20-е гг. XX в. Становление современных экономических систем Организация, мотивация, контроль, координация

верждал, что «хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как используя организацию, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими» [10].

Изучение истории данного вопроса показало, что развитие профессии менеджера связано с развитием научно-технического прогресса. Разделение труда, научно-технический прогресс, эволюция философской мысли стали основными предпосылками появления профессии «менеджер», хотя само слово «менеджер» появилось сравнительно недавно. Однако разные государства развивались по разному экономическому пути. Можно предположить, что и менеджмент в разных государствах развивался по-разному.

XX век ознаменован стремительным темпом развития менеджмента. В менеджменте классифицируют несколько методологических подходов: традиционный, системный, ситуационный, морально-этический, ситуационный [10]. Если говорить о японском менеджменте, в основе которого морально-эстетический подход, то система японского менеджмента оказалась наиболее приспособленной к условиям научно-технической революции, чем европейская или американская. Анализ экономической литературы показал, что японский менеджмент более ориентирован на технологические новшества, основан на учете культурных, исторических, национальных особенностей. Интересно и то, что в японском менеджменте не человека подбирают под должность, а изучают особенности человека и на основе его профессиональных качеств подбирают должность, для которой он наиболее лучшим образом походит. В управлении развитием производства японский менедж-

мент также имеет особенности: японские фирмы лишь в крайних случаях обращаются к сторонним фирмам, они ищут собственные ресурсы для решения разных задач, это экономит издержки, обеспечивает бесперебойность процесса. Инженерно-технический персонал часто комплектуется из бывших квалифицированных рабочих. Высококачественность изделий — один из главных принципов японского производства.

Для большинства западноевропейских и американских компаний характерен принцип децентрализации. Для американского стиля управления характерно определение ответственности каждого сотрудника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Важным показателем является конкурентоспособность.

Таким образом, можно сделать вывод, что в управлении и становлении профессии «менеджер» важную роль играют общие мировые тенденции экономического развития, научно-технического прогресса, но также национальные, культурные, исторические особенности развития того или иного государства.

Несомненно, все эти факторы оказали влияние на развитие и состояние современного менеджмента в России, а также на возникновение и развитие профессии менеджера. Изучив основы менеджмента и эволюционные преобразования в его развитии в учебниках по менеджменту разных авторов, а также диссертационных исследованиях, например, В.С.Джулай, Т.В.Медведчиковой, Л.В.Поляковой и др., мы пришли к выводу, что современный российский менеджмент более сложен и существенно отличается от традиционного менеджмента. Возросло внимание к результату деятельности. Для современного менеджмента характерны инновационные процессы в произ-

водстве, управлении. Эффективный менеджмент основан на слаженной работе команд: из-за увеличения миграции населения коллективы часто становятся многонациональными; важно развитие самих коллективов, создание благоприятного микроклимата. В связи с расширением внешнеэкономических связей многие предприятия имеют международных партнеров или клиентов, необходимым становится умение работать с ними. Менеджер должен постоянно саморазвиваться.

Проследив исторический путь становления профессии менеджер, стало понятным, что на начальном этапе исторического развития его функции сводились к распределению и контролю обязанностей общины, во времена Античности и Средневековья с развитием ремесел, торговли и строительством менеджер — это предприниматель, человек, который выполняет определенный заказ, сам регулирует свою деятельность. Со становлением товарно-денежных отношений, ходом научно-технического прогресса, развитием производства возникает необходимость руководителя, менеджера. С развитием экономики профессия менеджера становится одной из главных, а требования к современному менеджеру достаточно высоки. Умение работать в команде, конструктивно общаться с клиентами и партнерами становится важным условием эффективной работы менеджера.

Считаем, что изучение мирового опыта возникновения, развития и становления профессии менеджера будет серьезной основой нашего дальнейшего исследования по вопросам усовершенствования качества профессиональной подготовки будущего менеджера. Проведенный анализ показал, что становление профессии менеджера связано с историческими, культурными, экономическими особенностями эпохи. Это позволит лучшему пониманию того, каким должен быть современный менеджер и какими должны быть условия для качественной подготовки будущего менеджера в вузе.

1. Справочно-энциклопедический портал. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (дата обращения: 2.03.2016).

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный в 2-х томах. М.: Русский язык,

2000. 1088 с.

3. Словарь бизнес-терминов. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 12.03.2016).

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебн. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. С. 15.

5. История менеджмента : учебн. пособие / Под ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2010. 240 с.

6. Справочно-аналитический портал. URL: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (дата обращения: 12.04.2016).

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с.

8. История экономики: Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д.Кузнецовой и проф. И.Н.Шапкина. М.: ИНФРА-М,

2001. С. 118.

9. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. С.244-245.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Management). М.: Дело, 1997. С. 63.

References

1. Spravochno-entsiklopedicheskiy portal [Reference and encyclopedic portal]. Available at: http://enc-dic.com/ozhegov/Professija-28023/ (accessed: 2.03.2016).

2. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyy v 2-kh tomakh [New Dictionary of Russian language. Explanatory-derivation in 2 vols]. Moscow, 2000. 1088 p.

3. Slovar' biznes-terminov [Dictionary of Business Terms]. Available at: http://dic.academic.ru (accessed: 12.03.2016).

4. Kravchenko A.I. Istoriya menedzhmenta: Uchebn. posobie dlya vuzov. 5-e izd [History of Management]. Moscow, 2005, p. 15.

5. Korotkov E.M., ed. Istoriya menedzhmenta : uchebn. posobie [History of Management]. Moscow, 2010. 240 p.

6. Spravochno-analiticheskiy portal [Informational and analytical portal]. Available at: http://wsclan.narod.ru/manager/5/24.html (accessed: 12.04.2016).

7. Bell D. Gryadushchee postindustrial'noe obshchestvo. Opyt sotsial'nogo prognozirovaniya / Per. s angl. Izd. 2-e, ispr. i dop [The coming post-industrial society. Experience in social forecasting]. Moscow, 2004. CLXX, 788 p.

8. Kuznetsova O.D., Shapkin I.N., eds. Istoriya ekonomiki: Uchebnik [History of Economic. Textbook]. Moscow, 2001, p. 118.

9. Zarubina N.N. Sotsial'no-kul'turnye osnovy khozyaystva i predprinimatel'stva [The socio-cultural foundations of the economy and entrepreneurship]. Moscow, 1998, pp.244-245.

10. Meskon M., Al'bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Basics of Management]. Moscow, 1997, p. 63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.