Научная статья на тему 'Генезис исторических идей становления профессии менеджера'

Генезис исторических идей становления профессии менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР / ПРОФЕССИЯ МЕНЕДЖЕРА / МЕНЕДЖМЕНТ / ECONOMIST-MANAGER / PROFESSION OF A MANAGER / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Елена Юрьевна

В статье рассматриваются исторические предпосылки становления профессии менеджера. Приводится сравнительная характеристика понятий «менеджмент» и «управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF HISTORICAL IDEAS OF THE PROFESSION OF A MANAGER

In the article historical preconditions of the profession of a manager are considered. The comparative characteristic of the concepts "management" and "administration" is provided

Текст научной работы на тему «Генезис исторических идей становления профессии менеджера»

ГЕНЕЗИС ИСТОРИЧЕСКИХ ИДЕЙ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИИ МЕНЕДЖЕРА

ЕЮ. Фирсова1

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru_

В статье рассматриваются исторические предпосылки становления профессии менеджера. Приводится сравнительная характеристика понятий «менеджмент» и «управление».

Ключевые слова: экономист-менеджер, профессия менеджера, менеджмент.

В настоящее время профессия экономиста-менеджера является одной из наиболее популярных. «Сегодня подготовка управленческих кадров высшей квалификации для отраслей народного хозяйства - одна из приоритетных задач системы образования, одно из ключевых условий успеха проводимых в России реформ» [1]. В последние годы проводятся исследования, которые рассматривают проблемы соответствия уровня подготовки экономистов-менеджеров потребностям организаций и отраслей. По информации сайта «Регионы России: рынок труда - рынок образовательных услуг», потребность организаций в специалистах по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» к 2015 году составит около 12% от общей потребности отраслей в специалистах, тогда как на сегодняшний день их доля составляет 3,6%. В условиях реформирования отечественной экономики необходимо рассмотреть прошлый опыт и изучить исторические корни профессии менеджера. Знание передового менеджмента позволяет обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех форм собственности.

Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью. С точки зрения содержания можно выделить следующие виды деятельности человека: государственная, хозяйственная, производственная, социальная, научная, культурная, педагогическая и др. Среди этого разнообразия особое место занимает управленческая деятельность. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, появилась необходимость в управлении. Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социальноэкономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. Поскольку работа на предприятии распределена между подразделениями и отдельными исполнителями, возникает необходимость координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере», - писал К. Маркс [2].

1 Елена Юрьевна Фирсова, аспирант кафедры педагогики и управления социальными системами.

234

Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает «управлять, руководить». В литературе и на практике понятие «менеджмент» часто отождествляется с понятием «управление». На наш взгляд, это неверно, поскольку научное понимание этих терминов совпадает не полностью. В таблице отражены существенные отличия менеджмента и управления.

Таблица

Сравнительная характеристика понятий «менеджмент» и «управление»

Менеджмент Управление

Распространяется только на социальноэкономические системы Возникает как потребность развития общества Применяется к управлению хозяйственными системами в условиях рынка Осуществляется только профессионалами Распространяется на все виды систем Древний вид человеческой деятельности Реализуется в нерыночных системах Осуществляется каждым человеком

Приведем некоторые определения понятия «менеджмент».

• В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

• В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

• В «Современном экономическом словаре» менеджмент определяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.

От периода возникновения труда до эпохи развитого промышленного производства задачи эффективного, рационального и успешного управления человеческими ресурсами решались методом "проб и ошибок". В доиндустриальную эпоху действовали методы принуждения к труду, а не методы управления людьми и их знаниями и умениями, что не лучшим образом сказывалось на научно-техническом прогрессе и развитии промышленности.

Рассматривая развитие теории и практики управления, можно выделить несколько периодов.

I период (VII в. до н.э. - XVIII в.) - возникновение исторических предпосылок формирования основ управления.

Зачаточные формы организации труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Управление осуществлялось сообща всеми членами рода, а жрецы, вожди и старейшины играли роль руководящего начала. Переход от присваивающего (охота, сбор плодов) к производящему хозяйству в VII в до н.э. стал точкой отсчета в зарождении определенных знаний в области управления. Впервые управление как особую форму деятельности охарактеризовал Сократ (470-399 гг. до н.э.), классификацию форм государственного управления представил Платон (428-348 гг. до н.э.), на необходимость разработки науки управления рабами указывал Аристотель (384322 гг. до н.э.). Таким образом, накопление знаний в области управления начиналось на самых ранних этапах развития человеческого общества.

II период (1776 - 1890 гг.) - начальный этап развития индустриального менеджмента.

В это время А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда. Р. Оуэн

развивал идею гуманизации управления производством, признания необходимости обучения рабочих.

III период (1856 - 1960 гг.) - систематизация научно-практических знаний. Промышленная революция XIX в. привела к формированию современного менеджмента. Возникновение и развитие мануфактур и рыночной экономики вызвало необходимость обеспечения работой больших групп людей. Это означало, что индивидуаль-

ный владелец больше не мог самостоятельно наблюдать за деятельностью всех работников. В результате были выбраны люди из числа лучших работников, которые после специального обучения представляли интересы владельца на конкретном рабочем месте. Эти люди и были первыми менеджерами (см. рисунок).

Логическая схема появления профессии менеджера

В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с мировой экономикой. В России официальные менеджеры и подготовка по специальности «экономист-менеджер» появились в конце 80-х годов XX века.

Таким образом, возникновение профессии менеджера связано с переходом к рыночной экономике, развитием промышленности и поиском методов эффективного управления. Учет исторических особенностей возникновения и развития менеджмента как науки в процессе подготовки экономистов-менеджеров позволит своевременно реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия и требования работодателей, а также реализовывать в образовании, в области экономики и управления принцип исторической преемственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2004. 528 с.

2. Маркс К. Капитал. Т. 1 [текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т. 23. М.: Издательство политической литературы, 1960. 920 с.

Поступила в редакцию 20.10.2012.

В окончательном варианте 20.10.2012.

UDC378

GENESIS OF HISTORICAL IDEAS OF THE PROFESSION OF A MANAGER

E. Y. Firsova

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

In the article historical preconditions of the profession of a manager are considered. The comparative characteristic of the concepts "management" and "administration " is provided. Keywords: economist-manager, profession of a manager, management.

Original article submitted 20.10.2012. Revision submitted 20.10.2012.

Elena J. Firsova, postgraduate student, Department of Pedagogics and Management of Social Systems, Syzran Department of Samara State Technical University.

УДК 378.1

КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ! ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ

H.A. Ярыгина1

Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: 267179@rambler.ru

В статье рассматривается проблема определения набора профессиональных компетенций, которые необходимыг современному специалисту экономического профиля для эффективной работы.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональные компетенции; модель формирования профессиональной компетентности.

Образование не отвечает в полном объеме потребностям постоянно изменяющегося общества и человека, живущего в современном мире. Поэтому в образовательной практике постоянно идет поиск концептуальных идей образования.

Целью высшего профессионального образования в настоящий момент является подготовка квалифицированного сотрудника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, работника, который не только свободно владеет своей профессией, но и ориентируется в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту.

Идея ключевых компетенций, которая была сформулирована в зарубежной практике и социальной теории в конце XX века, учитывает как социальные, так и личностные запросы личности в процессе обучения. Эта идея была положена в основу компетентностного подхода в образовании [1].

1 Неля Анатольевна Ярыгина, кандидат экономических наук, научный сотрудник научного образовательного центра «Перспектива».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.