Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке будущих экономистов в вузе'

Компетентностный подход к подготовке будущих экономистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE / A MODEL OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярыгина Неля Анатольевна

В статье рассматривается проблема определения набора профессиональных компетенций, которые необходимы современному специалисту экономического профиля для эффективной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH TO TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN HIGHER SCHOOL

The problem of defining a set of professional skills that are essential to a modern economic expert to work effectively is described in the article.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке будущих экономистов в вузе»

UDC378

GENESIS OF HISTORICAL IDEAS OF THE PROFESSION OF A MANAGER

E. Y. Firsova

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya str., Syzran, 446001 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

In the article historical preconditions of the profession of a manager are considered. The comparative characteristic of the concepts "management" and "administration " is provided. Keywords: economist-manager, profession of a manager, management.

Original article submitted 20.10.2012. Revision submitted 20.10.2012.

Elena J. Firsova, postgraduate student, Department of Pedagogics and Management of Social Systems, Syzran Department of Samara State Technical University.

УДК 378.1

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ

Н.А. Ярыгина1

Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: 267179@rambler.ru

В статье рассматривается проблема определения набора профессиональных компетенций, которые необходимыг современному специалисту экономического профиля для эффективной работы.

Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональные компетенции; модель формирования профессиональной компетентности.

Образование не отвечает в полном объеме потребностям постоянно изменяющегося общества и человека, живущего в современном мире. Поэтому в образовательной практике постоянно идет поиск концептуальных идей образования.

Целью высшего профессионального образования в настоящий момент является подготовка квалифицированного сотрудника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, работника, который не только свободно владеет своей профессией, но и ориентируется в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту.

Идея ключевых компетенций, которая была сформулирована в зарубежной практике и социальной теории в конце XX века, учитывает как социальные, так и личностные запросы личности в процессе обучения. Эта идея была положена в основу компетентностного подхода в образовании [1].

1 Неля Анатольевна Ярыгина, кандидат экономических наук, научный сотрудник научного образовательного центра «Перспектива».

На современном этапе компетентностный подход в России принят как одна из ведущих стратегий развития отечественного образования (рис. 1). Формирование профессиональных компетенций в педагогической практике рассматривается как первостепенный компонент непрерывного профессионального развития личности [2,

3, 4, 5]. Здесь следует отметить, что на любом этапе своего профессионального становления человек не может считать себя окончательно состоявшимся ни как личность, ни как профессионал.

Рис. 1. Компетентностный подход в образовании

Сегодня возникает проблема определения набора профессиональных компетенций, которые просто необходимы современному специалисту для эффективной работы. Не так много работ посвящено исследованию педагогических условий, которые обеспечивают формирование профессиональной компетентности студентов экономических специальностей и направлений в вузах [6, 7, 8]. Проблема развития экономической компетентности студентов вузов актуальна и определяется рядом объективно существующих противоречий, отображенных на рис. 2.

Рис. 2. Основные противоречия экономической компетентности студентов

Перечисленные противоречия обуславливают актуальность проблемы, связанной с поиском педагогических условий, обеспечивающих профессиональную компетентность будущих специалистов экономической сферы деятельности [9].

Модель формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в вузе содержит пять структурных компонентов (рис. 3).

Рис. 3. Структурные компоненты формирования профессиональной компетентности

По развитию экономической компетентности будущих специалистов можно выделить два направления: теоретическое и практическое (рис. 4).

Рис. 4. Развитие экономической компетентности будущих специалистов

С целью выявления разделов, которые дадут в дальнейшем наиболее ценные знания для развития экономической компетентности, можно предложить один из путей теоретического направления, который предусматривает пересмотр содержания учебных курсов цикла социально-экономических дисциплин [10, 11, 12, 13]. Также необходимо более детальное, углубленное изучение основ организации экономической деятельности, в том числе применение их в практической деятельности во время обучения в вузе.

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе обучения отображены на рис. 5.

Рис. 5. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности

Дипломированный специалист должен:

• иметь системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики;

• понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

• уметь использовать знания по теории финансов, денег, кредита в своей практической деятельности;

• знать основы организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязи между различными частями денежного оборота, денежного и торгового оборота, основы банковского и биржевого дела, основы организации налогообложения и страхования, государственных и муниципальных финансов [14];

• быть подготовленным к профессиональной деятельности в учреждениях финансовой и кредитной системы, включая внешнеэкономическую сферу, способным самостоятельно работать на должностях, требующих аналитического подхода в нестандартных ситуациях;

• решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;

• видеть перспективы развития финансово-кредитных отношений и перспективы своей профессиональной деятельности;

• быть конкурентоспособным, обладать знаниями по смежной специализации;

• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии [15, 16, 17].

Таким образом, практическое направление развития экономической компетентности в ходе профессиональной подготовки предполагает как можно более раннее включение будущих специалистов в профессиональную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». - 2011.- № 2. - С. 212-220.

2. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специалистов // Вектор науки ТГУ. - 2011. -№ 4(18). - С. 504-510.

3. Искосков М.О. Развитие персонала в условиях реализации инновационного проекта // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - № 2. - С. 206-209.

4. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - № 2. - С. 206-209.

5. Денисова О.П. Формирование коммуникативных и организаторских способностей руководителя // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - № 2. - С. 206-209.

6. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 1. - С. 155-158.

7. Коростелев А.А. Обеспечение готовности студентов к инновационной деятельности на основе формирования инновационно ориентированной учебно-исследовательской среды // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 2. - С. 125-128.

8. Пудовкина Н.Г. Развитие управленческих кадров в контексте системы повышения квалификации // Вектор науки ТГУ Серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 3. - С. 260-264.

9. Коростелева Л.А. Проблемы использования экономических и правовых знаний в подготовке экспертов-экономистов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2012. - № 1(17). - С. 80-87.

Ю.Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Изучение системной динамики как инструмент формирования компетентности менеджера и исследователя // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - № 2. - С. 206-209.

11. Денисова О.П. Формирование коммуникативных и организаторских способностей руководителя // Вектор науки ТГУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - № 2. - С. 206-209.

12.Ярыгин О.Н. Математические аспекты сравнения компетентностей: субъектность, недизъюнктивность, нетранзитивность // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 2(16). - С. 24-28.

13.Ярыгин О.Н. Структура интеллектуальной компетентности и её тестирование // Вектор науки ТГУ. - 2011. -№ 2(16). - С. 410-413.

14. Коростелева Л.А. Документация и документооборот в судебно-бухгалтерской экспертизе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 173-175.

15.Ярыгин А.Н. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 1.-С. 128-132.

16. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 108-112.

17. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 4. - С. 87-90.

Поступила в редакцию 17.09.2012.

В окончательном варианте 17.09.2012.

UDC 378.1

COMPETENCE APPROACH ТО TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN HIGHER SCHOOL

N.A. Yarygina

Togliatti State University 14 Belorusskaya str., Togliatti, 445667 E-mail: 267179@rambler.ru

The problem of defining a set of professional skills that are essential to a modern economic expert to work effectively is described in the article.

Key words: competence approach; professional competence; a model of development of professional competence.

Original article submitted 17.09.2012.

Revision submitted 17.09.2012.

Nelia A. Yarygina, candidate of economic science, researcher of the scientific educational center "Perspective", Togliatti State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.