6. Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Под ред. А.Л. Свенцицкого. - СПб., 2000. С. 239-245.
7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. - М., 2003.
Ю.А. Антомонова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГАРМОНИЯ» В ИСТОРИИ КОНФУЦИАНСТВА
THE TRASFORMATION OF THE CONCEPT OF «HARMONY» IN THE HISTORY OF CONFUCIANISM
Аннотация: в статье анализируются изменения взглядов китайских конфуцианских и неоконфуцианских философов на понятие «гармония», описывается идея построения общества «Великого единения», предложенная Кан Ювэем.
Ключевые слова: гармония, Великая гармония, общество Великого единения, гармоничное общество, общество средней зажиточности.
Abstract: the changing of attitudes of Chinese Confucian and neo-Confucian philosophers on the concept of "harmony" are analyzed in this article. There is the description of the idea of building a society of the "Great Unity", proposed by Kang Yu-wei.
Keywords: harmony, The Great harmony, the society of the "Great Unity", harmonious society, the society of the average prosperity.
Понимание «гармонии» является одной из вечных проблем, рассматриваемых китайскими мыслителями на протяжении всей истории философской мысли. Особенно значимым представляется понимание «гармонии» конфуцианскими философами в таких древнекитайских текстах, как «Го Юй», «Шу цзин», «Цзо Чжуань», «Чжоу ли», «Чжоу и», а так же дальнейшее развитие понятия в работах неоконфуцианских философов Чжан Цзая (XI в.), Чжу Си (XII в.), Ван Фу-чжи (XVII в.), Кан Ювэя (18681927 гг.) и Чжан Дайняня (23.05.1909г.). Последний, как известно, внес неоценимый вклад в создание новой синтетической системы материалистической китайской философии, которая дала свой ответ на вопрос «Возможно ли построение «социальной гармонии» в современном китайском обществе?».
Прежде всего, следует отметить, что гармония (хэ ft) является категорией китайской философии, в общем смысле близкой к западному понятию «гомеостаз». Традиционно в качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» рассматривают
музыку. Именно «истинная» музыка древних несет «уравновешенность» (пин ^), «согласие», «гармонию» [5, 126]. Сама идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в литературных памятниках V-II вв. до н.э [5, 126].
Особый вклад в осмысление данного феномена внесла конфуцианская ветвь традиционной китайской философии. Для углубленного понимания природы китайского феномена «гармония» существенным представляется воззрения самого Конфуция и его учеников. Гармония, в интерпретации Конфуция, составляет всепроникающее дао Поднебесной, конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. Осуществляется это Дао посредством знания «гуманности» и «мужества» - троякой всепроникающей «великой благодати»
© Ю.А. Антомонова, 2012
(да дэ ЛШ) Поднебесной [5, 91]. При этом «благородные мужи» (цзюнь цзы М^) в
отличие от «ничтожных людей» (сяо жэнь Ф А) «пребывают в гармонии, но не объединены в группировки» [2, 513].
Ученик Конфуция Ю Жо (508 г. до н.э. -?), продолжая мысли учителя, самым ценным в применении правил этико-ритуальной «благопристойности» (ли считал выраженную в них «гармонию» [5, 514]. Философ полагал, что государь не может быть «удовлетворен [положением дел]», если «не удовлетворены [потребности]
простонародья - «ста фамилий» (бай син 15Й). Это легло в основу тезиса раннего
конфуцианства о благополучии народа (минь К) как основного критерия совершенного правления [5, 514]. Понимание «гармонии» с точки зрения конфуцианства не было бы полным без анализа древнекитайских конфуцианских литературных памятников V - II в. до н.э. Попытаемся проанализировать их с учетом целевой установки.
Согласно «Го юй» («Речам о царствах»), историограф династии Чжоу Ши Бо (^
VIII в. до н. э.) сформулировал положение о «гармонии» как источнике и выражении всего многообразия вещей и явлений, их сбалансированном взаимодействии: «гармония, по существу, рождает все вещи, тогда как единообразие (тун ^) не приносит потомства» [5, 497]. Здесь впервые сформулировано противопоставление категорий «единения», «объединения», совместимости» и «гармонии» [2, 514].
В «Цзо чжуань» («Комментариях господина Цзо на «Весны и осени», (V - II вв. до н.э.), идея противопоставления «гармонии» и «единения» вложена в уста сановника
Янь Ина (VI в. до н.э.). Он утверждает, что «пять вкусов» (у вэй Ж^), здесь - синоним
пятеричной матрицы ( у син Ж^) не должны механически приводиться к тождеству:
вода, разбавленная водой не годится для насыщения человека, а звуки лютни, сведенные в один звук, не найдут благодарных слушателей [5, 396].
В «Чжун юн» («Учении о середине», III в. до н.э.), понятие гармонии истолковано как «срединная мера проявления всех [эмоций]», «не имеющий преград путь Поднебесной» (социума) [5, 396]. Помимо этого, в «Чжун Юн» говорится о том, что источником гармонии («срединности») в Поднебесной является человеческая личность [3, 592].
В «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы», XI - III вв. до н.э.) [5, 460] «гармоничность» в том же значении, что и в «Чжун юн», включала перечень основополагающих «шести
добродетелей» (лю дэ /ч ^^ ) наряду с «разумностью» (чжи Я ), «гуманностью» (жэнь ——), «совершенной мудростью» (шэн «долгом/справедливостью» (и Ш) и
«верностью» (чжун ^). Там же «гармонизация» истолковывалась как содержание
добродетельного и действенного научения (цзяо Ш ), которое «ограничивает чувственность народа» [5, 396].
В «Шу цзин» («Каноне [исторических или докуменальных] писаний», (VI - нач. V в. до н.э.), нашли отражение мировоззрение и религиозно-философские представления о взаимосвязи гармонии в обществе и природы. Для нас особый интерес представляет глава «Хун Фань» («Великий план»), в которой сформулированы преимущественно конфуцианские принципы поддержания общественного порядка.
Они изложены по девятеричной схеме (цзю чоу ЛШ), отражающей представления о
высших сакральных (небесных цзю тянь ^Ь^) ценностях и гармоничном устроении
универсума. Главные «моральные качества» («три добродетели» - сань дэ — Ш) правителя сводятся к «[умению делать вещи] правильными и прямыми» в обстановке
«мира и спокойствия»; « [умению] быть твердым» с непокорными и «мягким» с покорными подданными, а также «знатными и просвещенными» [5, 504].
Для того чтобы рассмотреть как развивалось понимание «гармонии» в истории китайской философской мысли, обратимся к анализу точек зрения по данному вопросу, принадлежащих представителям неоконфуцианской ветви китайской философской мысли. Неоспоримым является факт того, что неоконфуцианцы внесли достойный вклад в философское осмысление понятия «гармония». Так, еще в У1-1У вв. до н.э в комментирующей части «Чжоу и» («Каноне перемен эпохи Чжоу», (IV в. до н.э.) «Туань чжуань» к гексаграмме-гуа № 1 Цянь, вводится термин «Великая гармония»
(тай хэ АЭД), означающий там предельно гармонизированное состояние (при этом
допускалось и натурфилософское, и антропологическое истолкование). В неоконфуцианстве, тяготевшем к онтологизации этики, понятие «Великая гармония» начинает приобретать наиболее отчетливые черты некой фазы онтологии или космогенеза (этапа динамического равновесия) и даже их источника [2, 513].
Согласно «учению о принципе» (ли сюэ Щ^), принадлежащему перу одного из основоположников неоконфуцианства Чжан Цзаю (XI в.), «гармония» предусматривает определенные количественные и пространственно-временные соотношения по
«величине» (да А) и «длительности» (цзю ^). Полная пространственно-временная сбалансированность - «совокупная Великая гармония» прямо определяется как дао. «Великая гармония» содержит в себе природу (син ^ ) взаимовосприятия противоположных процессов и явлений и является началом, порождающим ритмичную циркуляцию [пневм]. При этом отсутствие «подобия естественной ритмичной циркуляции» (то есть хотя бы виртуальных форм ритмизированных процессов) исключает возможность «Великой гармонии» [5, 396]. Отсюда следует, что Чжан Цзай определяет полную пространственно-временную сбалансированность - «совокупную Великую гармонии» - как дао [2, 513]. В свою очередь, основоположник неоконфуцианского «учения о принципе» Чжу Си (XII в.) именовал «Великую гармонию» «[состоянием] пневмы [при] встрече и соединении столкнувшихся и гармонизировавшихся [субстанций] инь-ян» [5, 396]. Тяготевший к материализму, китайский философ-неоконфуцианец Ван Фу-чжи (Ван Чуаньшань) (XVII в.), выделял
две составляющие «Великой гармонии» - «пневму» и «дух» (шэнь ^). Последний
отождествлен со структурообразующим началом - «принципом (ли Щ) чистого [взаимо] проникновения двух пневм» (инь и ян) и не может быть выражен в образе (сян Ш) - внешнем знаке. Зато «дух» - «принцип» пребывает внутри «образа», неотрывного от «пневмы». Мыслитель пишет: «В великой гармонии есть частицы, есть и дух, дух -не что иное, как принцип, проникающий в темные и светлые частицы. То, что не может создать образ, заключается в самом образе» [3, 398]. Продолжая мысль, Ван-Фучжи говорит о том, что «Великая гармония» неотрывна от состояния первоначального «Хаоса», но уже при наличии в нем динамики инь и ян, представляет собой некое пограничное состояние. Поскольку философ отрицал уничтожимость Вселенной, состояние «Великой гармонии» в его учении могло быть отнесено к становлению отдельных вещей и явлений (систем) [5, 396-397].
Особый интерес представляет понимание «гармонии» у Чжан Дайняня (23.05.1909), реализовавшего подход диалектического материализма, согласно которому борьба противоположностей является движущей силой развития. Опровергая мысль о том, что «ненависть нужно преодолевать через гармонию», мыслитель выдвигал следующую мысль: «Если из двух сторон противоречия одна победила другую и включила в себя, это можно назвать гармонией; если же одна сторона победила другую и уничтожила ее, это не гармония. Гармония - временна. Если старое
противоречие разрешается, то возникает новое противоречие. И так без конца. Поэтому изменения во Вселенной не имеют предела, не прекращаются» [6, 153]. Несомненно, что полное представление о взаимоотношении борьбы и гармонии, а также их месте и роли в развитии имеет крайне важное значение для практики [6, 154].
Сопоставляя конфуцианское и неоконфуцианское понимание «гармонии», правомерно приходим к выводу о том, что древнекитайские мыслители не ставили задачи выработать единое понятие гармонии, а концентрировали усилия на путях ее достижения [1, 10]. Для неоконфуцианских мыслителей построение общества «социальной гармонии» является главной, требующей скорейшего решения проблемой. Представляется интересной идея философа-неоконфуцианца, реформатора Кан Ювэя
(1868 - 1927) об обществе «Великого единения» (да тун А^), обществе, в котором царила гармония [3, 457]. Мыслитель считал возможным начать осуществление учения Да тун (А^ учение об обществе «Великого единения) с добровольных массовых альтруистических актов - отказа от прав наследования имущества, отчисления части доходов на общественные нужды. Главной целью, поставленной Кан Ювэем, являлось преобразование конфуцианства в такую доктрину, которая могла бы противостоять натиску новых западных концепций. Однако его ревизия традиции была настолько радикальной, что скорее служила шагом к ее развенчиванию, нежели к защите [5, 144]. По мнению Мао Цзэдуна, «Он не имел и не мог найти путь для достижения Великого Единения» [3, 465].
Возможно ли построение «социальной гармонии» в современном китайском обществе? Этим вопросом задаются многие не только китайские, но и зарубежные исследователи. Свой ответ есть и у КПК. В соответствии с постановлениями, принятыми на XVII съезде ЦК КПК, коммунистическая партия призывает население «бороться за новую победу в деле полного построения общества средней зажиточности» [7]. Идея «стимулирования социальной гармонии» прозвучала как составная часть лейтмотива съезда. На съезде было также подтверждено, что «социальная гармония - существенный атрибут социализма с китайской спецификой», и поставлена задача «активно создавать гармоничное социалистическое общество» [4, 27]. Следовательно, социальная гармония в современном китайском понимании не является утопией, а представляет собой реальную цель, на реализацию которой отводится срок, равный формационному (несколько десятков поколений людей) [4, 28].
Литература
1. Джеску К. Гармония. Гармоничная личность, гроздья истины. - Кишинев: Штиинца, 1990.
2. Духовная культура Китая. Т.1. Философия. Под ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова. - М.: «Восточная литература» РАН, 2006.
3. История китайской философии. Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Прогресс,
1989.
4. Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М.Л. Титаренко. Под ред. С.Л. Тихвинского, С.Г. Лузякина и др. - М.: ИД ФОРУМ, 2009.
5. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Мысль, 1994.
6. Цянь Сюнь. Мое скромное мнение о соединении марксизма с традиционной китайской культурой. // Вопросы философии №6. - М.: НАУКА, 2011.
7. ¥ 10 П 11 Ш 1.-^^,2006 ¥ 10 п 19 Ц http: // theorv.people.com.cn/GB/40746/4933605.html.