Научная статья на тему 'Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии'

Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2181
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / МЕТОД / СОЦИОМЕТРИЯ / ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ / РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ / АППАРАТНЫЕ МЕТОДИКИ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / НАБЛЮДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андриянченко Е. Г.

в статье представлены результаты теоретического анализа методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии. Выделены и описаны основные группы методов, применяемые при изучении неформальных лидеров малых социальных групп. Определен перечень типовых методов и методик, получивших наибольшее распространение в социально-психологических исследованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии»

РАЗДЕЛ VI. ПЕДАГОГИКА, ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Е.Г. Андриянченко

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

THE ANALYSIS OF METHODS OF INFORMAL LEADERSHIP STUDYING IN DOMESTIC SOCIAL PSYCHOLOGY

Аннотация: в статье представлены результаты теоретического анализа методов изучения неформального лидерства в отечественной социальной психологии. Выделены и описаны основные группы методов, применяемые при изучении неформальных лидеров малых социальных групп. Определен перечень типовых методов и методик, получивших наибольшее распространение в социально-психологических исследованиях.

Ключевые слова: неформальное лидерство, метод, социометрия, тестовые методики, референтометрия, аппаратные методики, экспертный опрос, наблюдение.

Abstract: the results of the theoretical analysis of methods of informal leadership studying in domestic social psychology are presented in the article. The main groups of methods that are used in studying of informal leaders of small social groups are detached and described. The list of the most famous in social and psychological researches standard methods and techniques is defined.

Keywords: informal leadership, method, test techniques, hardware techniques, expert poll, supervision.

В современных условиях развития социально-экономических отношений в российском обществе существенно повышается роль неформальных рычагов воздействия на межличностные взаимоотношения в служебных коллективах. В связи с этим изучение феномена неформального лидерства приобретает особую актуальность в сфере малых социальных групп. Только за последнее десятилетие было проведено около 90 диссертационных исследований, посвященных различным формам его проявления в жизнедеятельности служебных коллективов. Анализ указанных исследований позволяет заключить, что в современной России проблемой неформального лидерства занимаются не только психологи, но так же экономисты, философы, педагоги, политологи, социологи, специалисты иных отраслей социально-гуманитарного знания.

На сегодняшний день нет единого подхода к определению неформального лидерства. Вместе с тем большинство отечественных психологов склонны понимать под неформальным лидерством один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, а под неформальным лидером - члена группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях специфической ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей [6, с.239]. Несмотря на большое количество исследований, актуальной проблемой для каждого психолога остается подбор необходимых методов и методик для диагностики и изучения неформального лидерства. Это связано с тем, что, с одной стороны, существует огромное количество разнообразных диагностических средств и методов для выявления отдельных характеристик этого явления, а с другой стороны,

© Е.Г. Андриянченко, 2012

отсутствуют универсальные методики, способные исследовать неформальное лидерство во всех формах его проявления.

В связи с этим целью статьи стало выявление типовых методов и методик, получивших наибольшее распространение в отечественной психологии лидерства благодаря своей надежности, валидности и удобству применения. Объект исследования: неформальное лидерство, как один из ключевых динамических процессов малой социальной группы. Предмет исследования: методы изучения неформального лидерства и неформальных лидеров в социально-психологических исследованиях. Гипотеза исследования: среди всего многообразия диагностических средств, методов и методик изучения неформального лидерства существует ряд методов, получивших наибольшее распространение в социально-психологических исследованиях благодаря своей надежности, валидности и удобству применения.

Исследование представляло собой теоретический анализ фундаментальных трудов по психологии лидерства (выполненных под руководством Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, Р.Л. Кричевского, Е.М. Зайцевой, Т.В. Бендас и других) и диссертационных исследований прикладного характера, проведенных в 2000-2011 годах. Анализ указанных источников позволил выделить наиболее распространенные методы изучения неформального лидерства в коллективах, которые условно можно разделить на 3 группы:

1) группа методов, направленная на выявление неформальных лидеров в коллективе;

2) группа методов, направленная на определение влияния неформальных лидеров на коллектив и отдельных его членов;

3) группа методов по изучению личностных черт неформального лидера.

Среди методов первой группы особое распространение получили тестовые

методики (рис.):

социометрия

18%

29%

18%

референтометрия

наблюдение за деятельностью групп

метод коллективного рейтинга

интервью прочие методики

14%

Рис. Методы выявления неформальных лидеров в коллективе

а) социометрия (используется в 30% исследований). Данный метод, позволяет определить соотносительную привлекательность членов группы по признакам симпатии-антипатии и тем самым выявить центр эмоционального притяжения группы -«социометрическую звезду».

б) референтометрия (20%). С помощью этого метода исследователи выявляют референтную группу лиц, с которой члены группы соотносят себя как с эталоном, нормы, мнения и ценности которой они разделяют. Таким образом, данным методом можно определить наиболее авторитетных членов коллектива.

в) метод коллективного рейтинга (15%). Этот метод позволяет выявить внутреннюю иерархию неформальных межличностных отношений в коллективе и определить, кто среди членов коллектива пользуется наивысшим уровнем популярности.

Стоит отметить, что в некоторых исследованиях (Журина, 2000; Тажутдинова, 2001) данные методы применяются в комплексе, что позволяет добиться большей точности в определении неформальных лидеров коллектива. Вместе с тем, ряд исследователей (М.Р. Битиянова, Д.В. Беспалов) обоснованно считают, что применение одних лишь социометрических и референтометрических методик малопродуктивно из-за их гипотетических конструкций [3, с.78-80; 4, с.7-8]. Поэтому в современных исследованиях применение этих методов сопровождается, как правило, использованием вспомогательных методов, таких как наблюдение за жизнедеятельностью группы (15%), анкетирование ее членов, а так же экспертная оценка деятельности группы со стороны непосредственных руководителей (7%).

По результатам применения второй группы методов исследователи определяют, каким образом неформальные лидеры влияют на коллектив и отдельных его членов. Среди данной группы методов особое распространение получили аппаратные методики, такие как «Арка» и групповой сенсомоторный интегратор с приставкой «Стрессор» - 30%. Данные методики, разработанные отечественными психологами под руководством А.С. Чернышова и Л.И. Уманского, представляют собой приборы-модели совместной деятельности, позволяющие исследователю наблюдать за группой в условиях решения экспериментальной задачи, требующей согласованных действий всех членов группы [5, с.100]. Специфичность этих моделей групповой деятельности состоит в том, что при работе на ГСИ-7 и "Арке" не только актуализируются наиболее ясные черты совместной деятельности, но деятельность моделируется как реальный, динамический, самоуправляемый процесс, в котором основные показатели взаимосвязаны и взаимодействуют. Это в свою очередь, позволяет с высокой точностью определить характер влияния неформального лидера на взаимоотношения в коллективе и эффективность его совместной деятельности.

При изучении социальных групп закрытого типа, специфика деятельности которых не позволяет использовать аппаратные методики (военнослужащих, сотрудников спецслужб и лиц, осуществляющих трудовую деятельность в экстремальных условиях), влияние неформальных лидеров на коллектив изучается посредством экспертных оценок, наблюдения за деятельностью групп и ряда тестовых методик - определения уровня конфликтности в группе (модульный социотест А.Я. Анцупова) - 12%, уровня личной и групповой удовлетворенности работой (методика Н.П. Фетискина и В.В. Козлова) - 16%, а так же первичной субэффективности лидера (тест И.П. Волкова) - 12%.

Анализ указанных источников показал, что методы третьей группы используются преимущественно в целях установления доминирующих качеств лидера, определения его ценностных ориентаций и направленности. В большинстве случаев личностные качества и черты неформальных лидеров изучаются при помощи тестовых методик: общих и специальных. Общие методики анализируют целостную структуру личности обследуемого. Наибольшей популярностью среди данных методик пользуются:

а) Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММР1), разработанный американскими клиническими психиатрами Д. Мак-Кинли и С. Хатауэем - 18%. Сущность его заключается в количественной оценке степени

выраженности личностных черт по 10 клиническим шкалам [7, с.103]. Зачастую данный опросник используется в усеченном варианте в целях диагностики отдельных черт личности неформального лидера: субтест «отношение к себе» (тест Гибсона), субтест «отношение к другим» (тест Гибсона), субтест «доминирование» (тест Гауфа, Мак-Клосски и Мила) и другие.

б) 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла - 14%, в соответствии с которым структура личности описывается по 16 факторам - обобщенным личностным чертам [7, с.108]. В зависимости от степени выраженности каждой из черт делается вывод о характере неформального лидера и возможных моделях его поведения в группе.

Специальные методики используются в целях выявления и диагностики определенных черт личности неформального лидера. Как показывает анализ специальной литературы, исследователей чаще всего интересуют направленность лидера (наблюдение, экспертный опрос, тест Е.М. Никиреева - субъектное ранжирование общественных поручений, тест Ф. Фицлера, анкетирование) - 14%, его ценностные ориентации (методика исследования терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича, методика Ш. Шварца) - 8% и мотивация (проективная методика ТАТ Ш. Мюррея, шкала Марлоу-Крауна) - 6%. С помощью специальных методик определяются тип и стиль лидерства (опросник "Личностные характеристики по обеспечению выполнения лидерских функций", шкала лидерского стиля Р. Бейлза -Ц. Шнейера, шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза) - 10%, а так же осуществляется оценка его организационных и коммуникативных способностей (опросник КОС Б. А. Федоршина, тест "Лидер") - 6%.

Выводы:

1. Анализ указанных иточников позволил нам выделить три основные группы методов изучения неформального лидерства в малых социальных группах: методы выявления неформальных лидеров, методы определения влияния неформальных лидеров на группу и методы диагностики их личностных черт.

2. Для каждой группы можно выделить перечень методов и методик, получивших наибольшее распространение благодаря надежности, валидности и удобству применения: для первой группы - тестовые методики (социометрия, референтометрия, метод коллективного рейтинга) и наблюдение за жизнедеятельностью групп; для второй группы - аппаратные методики («Арка» и ГСИ-7) и метод экспертных оценок; для третьей группы - общие методики диагностики личностных черт (опросники MMPI и Кеттела) и специальные методики диагностики направленности, ценностных ориентаций, типа и стиля лидерства.

Литература

1. Анцупов А.Я., Кандыбович С. Л. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935-2007 гг. - М., 2007.

2. Бендас Т.В. Психология лидерства (гендерный и этнический аспекты): автореферат дис.. д-ра психол. наук. - СПб., 2002.

3. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: дис. . канд. психол. наук. - Курск, 2005.

4. Битиянова М.Р. Не бог, не царь и не герой // Школьный психолог. 2003. № 44, с.7-8.

5. Охотников Ю.М. Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: дис. . канд. психол. наук. - М., 2004.

6. Парыгин Б.Д. Лидерство как инструмент интеграции общности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Под ред. А.Л. Свенцицкого. - СПб., 2000. С. 239-245.

7. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. - М., 2003.

Ю.А. Антомонова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ГАРМОНИЯ» В ИСТОРИИ КОНФУЦИАНСТВА

THE TRASFORMATION OF THE CONCEPT OF «HARMONY» IN THE HISTORY OF CONFUCIANISM

Аннотация: в статье анализируются изменения взглядов китайских конфуцианских и неоконфуцианских философов на понятие «гармония», описывается идея построения общества «Великого единения», предложенная Кан Ювэем.

Ключевые слова: гармония, Великая гармония, общество Великого единения, гармоничное общество, общество средней зажиточности.

Abstract: the changing of attitudes of Chinese Confucian and neo-Confucian philosophers on the concept of "harmony" are analyzed in this article. There is the description of the idea of building a society of the "Great Unity", proposed by Kang Yu-wei.

Keywords: harmony, The Great harmony, the society of the "Great Unity", harmonious society, the society of the average prosperity.

Понимание «гармонии» является одной из вечных проблем, рассматриваемых китайскими мыслителями на протяжении всей истории философской мысли. Особенно значимым представляется понимание «гармонии» конфуцианскими философами в таких древнекитайских текстах, как «Го Юй», «Шу цзин», «Цзо Чжуань», «Чжоу ли», «Чжоу и», а так же дальнейшее развитие понятия в работах неоконфуцианских философов Чжан Цзая (XI в.), Чжу Си (XII в.), Ван Фу-чжи (XVII в.), Кан Ювэя (18681927 гг.) и Чжан Дайняня (23.05.1909г.). Последний, как известно, внес неоценимый вклад в создание новой синтетической системы материалистической китайской философии, которая дала свой ответ на вопрос «Возможно ли построение «социальной гармонии» в современном китайском обществе?».

Прежде всего, следует отметить, что гармония (хэ ft) является категорией китайской философии, в общем смысле близкой к западному понятию «гомеостаз». Традиционно в качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» рассматривают

музыку. Именно «истинная» музыка древних несет «уравновешенность» (пин ^), «согласие», «гармонию» [5, 126]. Сама идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в литературных памятниках V-II вв. до н.э [5, 126].

Особый вклад в осмысление данного феномена внесла конфуцианская ветвь традиционной китайской философии. Для углубленного понимания природы китайского феномена «гармония» существенным представляется воззрения самого Конфуция и его учеников. Гармония, в интерпретации Конфуция, составляет всепроникающее дао Поднебесной, конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. Осуществляется это Дао посредством знания «гуманности» и «мужества» - троякой всепроникающей «великой благодати»

© Ю.А. Антомонова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.