СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
стороной деятельности образовавшихся на территории Тюменской области диаспор, в том числе и диаспор кавказских народов.
Библиографический список
1. Симонов, С. Г. Диаспоральная культура: теория и практика / С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова. — Тюмень : Изд-во «Печатник», 2007. — 194 с.
2. Полоскова, Т. В. Диаспоры и внешняя политика / Т. В. Поло-скова. // Международная жизнь. — 1999. — № 11. — С. 43 — 49.
СИМОНОВ Сергей Геннадьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории.
ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.01.2011 г.
© С. Г. Симонов, М. А. Хаматханова
удк 316 : 329 НА ЧУАНЬЛИНЬ
Омский государственный педагогический университет
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)_______________________
В трансформации политических партий в Омской области выделяют два этапа: в начале 1990-х гг. был осуществлен скоротечный переход сначала к атомизиро-ванной, а затем к по-ляризованной системе и столь же неожиданно в 2000-е гг. наметилась трансформация ограниченного плюрализма в систему с преобладающей партией. Трансформация регио-нальной партийной системы в 1990-е— 2000-е гг. является процессом порядка, следствием и копированием общефедеральных тенденций, результатом влияния институциональных, правовых факторов и особенно воздействия выборов на процесс трансформации политических партий в Омской области.
Ключевые слова: политические партии, трансформация, выборы, Омская область.
Российская партийно-политическая система, несмотря на свою относительную молодость, претерпела серьезную трансформацию. В 1994 году начинается активное создание региональных отделений федеральных политических партий и общественных движений в субъектах РФ. Дополнительным стимулом для партийного строительства послужили выборы в региональные органы законодательной власти. В результате ряда факторов в 1990-е годы в субъектах РФ шло ослабление и деградация партийных структур, происходило их вытеснение в маргинальную часть местной политической элиты. Главным из таких факторов стала институциальная слабость политических партий на федеральном уровне. Для большинства политических партий, в том числе регулярно занимающих места в Государственной думе, региональные отделения рассматривались лишь как вспомогательные структуры, главные задачи которых заключались в том, чтобы провести агитационную кампанию во время очередных выборов в Государственную думу России. Естественно, такой режим работы не позволял партиям активно участвовать в политической жизни регионов, а также представлять и отстаивать общественные интересы.
Изменение роли политических партий стало одним из основных составляющих политических трансформаций в России начала XXI века. Особенно это коснулось регионального уровня политических процессов. Если в 1990-е годы общероссийские партии
в основном формировались и развивались вокруг отдельных лидеров федерального уровня и оставались на периферии региональных политических пространств, то теперь они должны были создавать региональные отделения с участием местных политиков и резко расширили возможности своего влияния на процессы формирования органов власти соответствующего уровня.
В трансформации региональной партийной системы в Омской области можно условно выделить два этапа: в начале 1990-х гг. был осуществлен скоротечный переход сначала к атомизированной, затем к поляризованной системе и столь же неожиданно в 2000-е гг. наметилась трансформация ограниченного плюрализма в систему с преобладающей партией.
Бурные события второй половины 1991 г. радикальным образом изменили социально-политическую ситуацию в России. Выборы декабря 1993 г. в российский парламент стали фактическим началом формирования партийной системы РФ, которая представляла собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Трансформация политических партий в период Государственной думы 1993, 1995, 1999 гг. дает следующую картину. Одной из массовых партий, действующих на территории Омской области в этот временной период, являлась КПРФ. КПРФ в области, как и в стране, имеет устойчивый рост процента численности членов при примерно одной численности организаций.
В Омской области по федеральному списку КПРФ собрала соответственно в 1993 г. — 12,9 %; в 1995 г. — 16,0 % [1, с. 210].
Основная часть политических партий, действующих в регионе, каких-либо структур не имела. В ряде случаев речь идет о группах поддержки, действующих на коммерческой основе. Эпизодические заявления представителей ряда движений, как-то: ЛДПР, «Яблоко» и др., свидетельствующих об огромном количестве членов и сторонников, носили зачастую рекламный характер. В реальности, например в Омске, по федеральному списку ЛДПР собрала соответственно: в 1993 г. — 19,7 %, в 1995 г. — 15,9 % голосов избирателей. Соответственно, партия «Яблоко»: в 1993 г. — 4,4 %; в 1995 г. — 3,6 % [1, с. 210 — 211].
Тем не менее «административный ресурс» и его использование вызывает изменения в развитии политических сил, действующих на территории Омской области. Вступление губернатора в ту или иную доминирующую на данный момент в РФ политическую партию фактически являлось не чем иным, как демонстрацией его лояльности центру. Например, омский губернатор Л.К. Полежаев с 1995 по 2002 гг. в той или иной форме участвовал в создании НДР, АПР, ОВР, «Единство».
Составной частью политического ландшафта стали партии и организации, образованные при поддержке властных структур либо в нарушение законодательства с ними синхронно действующие. Получающие финансовую и иную помощь от исполнительной власти, имеющие в числе своих лидеров и функционеров государственных чиновиков различного ранга, вплоть до губернаторов, министров, руководителей крупных экономических структур. Таковыми на территории Омской области в 1993 году были «Выбор России», «Женщины России», ПРЕС, а для 1995 года — это структура НДР и «Женщины России». В 1999 г. к подобного рода организациям можно отнести «Единство», «Женщины России», СПС и «Яблоко», поддержанные городским административным ресурсом в борьбе за голоса избирателей, а зачастую и во время подсчета этих голосов избирательными комиссиями, состоящими из чиновников различных рангов и госслужащих. Как результат, «Единство» набрало в Омской области — 23,3 %, СПС — 8,6 %, «Женщины России» — 2 %. Использование административного ресурса дало возможность этим квазипартиям в совокупности заручиться следующим процентом поддержки: в 1993 г. — 35,7 %; в 1995 г. — 12,7 %; в 1999 г. - 31,8 % [1, с. 211-212].
Несмотря на резкое усиление позиций политических партий, после принятия Конституции РФ и введения новой избирательной системы, они так и не смогли занять подобающего их природе места в избирательном процессе и взять на себя функцию посредника между зарождающимся гражданским обществом и государством. «По проведенным опросам общественного мнения за несколько месяцев до выборов (летом 1995), большинство граждан по-прежнему не испытывали доверия ни к каким партиям, движениям, течениям» [2]. При этом последнее место по уровню доверия среди общественных и политических структур занимали политические партии. Кроме того, население в своих электоральных предпочтениях ориентировалось, прежде всего, на личность лидера, а не на партию.
Принятый в апреле 1995 года Федеральный закон «Об общественных объединениях» не содержал норм, отражающих специфику политических партий, в нем вообще не употреблялось понятие «политическая па-
ртия или движение», что давало право любым объединениям причислять себя к таковым. Во властные структуры могли быть допущены организации, которые не имели отношения к политике и политическим проблемам.
Однако были и положительные моменты, оказавшие позитивное влияние на институт политической партии. Во-первых, политические партии должны были иметь устав, где закреплялись основные цели и задачи, их участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Во-вторых, политические партии наделялись правом как быть зарегистрированными, так и отказаться от регистрации. Кроме того, орган, регистрирующий общественные объединения, имел право зарегистрировать политическую партию и выдать свидетельство о ее государственной регистрации, либо отказать в государственной регистрации и выдать письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Вместе с тем данный закон закреплял основные требования по деятельности партий и их обязанности, при нарушении которых они несут ответственность в соответствии с законодательством. Данный закон расширил и права граждан, дав возможность им свободно вступать в партию, следуя ее программе и уставу, а также выйти из нее по мере необходимости [3].
Постепенное изменение роли института политических партий в обществе происходит во многом благодаря изменениями в законодательстве, в частности «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 июля 1998 года за № 112. Законом вводилось понятие политического общественного объединения, под которым понималось общественное объединение (включая политические партии и движения), в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Первая часть данного положения закрепляет тот факт, что партия является политическим посредником между государством и обществом. Тем самым она призвана выполнять свое главное предназначение - выражать волю и интересы граждан. Помимо этого одним из важнейших требований, предъявляемых к политическим объединениям, являлась обязательная регистрация: «Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации в обязательном порядке» [4]. Списки политических партий должны быть опубликованы в средствах массовой информации с указанием даты регистрации каждого объединения ежегодно по состоянию на 1 января, а также предоставляться по запросам соответствующих избирательных комиссий. Данный закон имеет положение о разграничении общественных и политических объединений: «Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе» [4, ст. 1, п. 4].
На институт политической партии оказал влияние избирательный процесс 1999 года, в результате которого произошли заметные изменения в составе Г осу-дарственной думы. Дело не только в том, что выросло
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
число независимых депутатов, пусть даже формально, но и в том, что в ходе данной избирательной кампании партии, представительствовавшие в парламенте, оказались потесненными новыми политическими образованиями, «административно-номенклатурными, сугубо не партийными, чисто прагматическими по своим установкам, к тому же новичками в публичной политике» [5]. Еще в конце 1998 года Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 139 общероссийских политических объединений (79 политических партий, из которых 44 вправе выступать избирательными объединениями на выборах 1999 года). Однако в выборах приняли участие только 26. Из них в Омской области по федеральному списку КПРФ собрала соответственно в 1999 г. — 29,5 %, ЛДПР —
7.2 %, «Единство» — 20,7 %, СПС — 8 %, Яблоко — 8,3 %, ОВР — 6,7 % [6].
Вместе с тем отсутствие законодательства о политических партиях вело к серьезным процессам дезорганизации выборов, а также к корпоративизации избирательного процесса и, соответственно, — к существенным искажениям парламентского представительства общества. Однако ситуация меняется в 2000-е годы. В первую очередь это связано с принятием Федерального закона «О политических партиях» — ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95 [7], в котором фиксируются требования не только к партиям в целом, но и к региональным отделениям (обязательная регистрация отделений), введение количественных критериев, запрет региональных партий и т.д. Закон инициировал начало процесса унификации двухуровневой партийной системы России.
В настоящий момент открылась возможность для формирования в различных регионах России своеобразных партийных систем, творческого подхода к формированию политических институтов, апробирования в отдельных регионах новых механизмов и схем взаимодействия органов государственной власти, региональных отделений политических партий. Это мощный творческий потенциал развития политических партий и их региональных отделений в России. Из перечней предвыборных технологий, не имеющих никакого реального влияния на принятие политических решений, региональные отделения политических партий получили возможность стать реальными участниками общественной жизни региона, субъектами развития его политического процесса.
В Омской области результаты выборов 2003 года дают следующую картину: партия «Родина» — 7,4 %, ЛДПР — 14,3 %, «Единая Россия» — 32,7 %, КПРФ —
16.2 %, СПС — 3,8 %, «Яблоко» — 4,2 %, «Аграрная партия России» — 4,5 % [8]. Результаты выборов 2007 года: ЛДПР — 8,5 %, «Единая Россия» — 51,4 %, КПРФ — 17,7 %, СПС — 2,2 %, «Яблоко» — 2,8 %, «Справедливая Россия» — 8 %, «Аграрная партия России» — 2,6 % [9].
Следует отметить вполне четкую тенденцию сокращения числа отделений политических партий в регионе. Если в Омской области по состоянию на 1 декабря 2003 г. на учете состояло 39 региональных отделений, то через три года (в 2006 г.) их осталось 18. На политической арене остаются наиболее жизнеспособные партийно-политические силы, деятельность которых в полной мере отвечает требованиям законодательства России и, в первую очередь, Федеральному закону «О политических партиях». Сокращение числа партийных организаций в регионе объясняется отсутствием массовой поддержки жителей омского региона, слабой материально-финансовой базой их деятельности. Так, в 2006 г. по результатам проверок, проведенных Управлением федеральной
регистрационной службы по Омской области, в связи с недостаточной численностью членов политических партий в региональных отделениях, были ликвидированы 5 региональных отделений политических партий: Республиканская партия России, Народнореспубликанская партия России, Российская партия самоуправления трудящихся, Союз людей за образование и науку, Социалистическая единая партия России (Духовное наследие), а в 2007 г. еще две — Народно-патриотическая партия и «Свобода и народовластие».
Характеризуя партийный ландшафт Омской области, следует отметить, что значительное число региональных отделений политических партий достаточно слабо участвует в региональном политическом процессе. Их отличает, прежде всего, слабая партийная дисциплина и крайне рыхлая организационная структура. В результате отмечается очень слабое вертикальное взаимодействие региональных организаций, слабая их связь с центральными органами партий и внутренняя неоднородность, приводящая к противоречиям между отдельными группировками. В этой связи и возникают вождизм, борьба личных амбиций и другие негативные факторы. Следует отметить, что функция участия партий в избирательном процессе — функция конституционная, наиболее важная в их деятельности. Политическая партия, которая не участвует в выборах, это уже не партия, без избирательной функции вся прочая ее деятельность не имеет смысла.
Постоянно действующим высшим представительным (законодательным) органом государственной власти Омской области является Законодательное собрание (ЗСОО). Первое заседание Законодательного собрания Омской области состоялось 12 апреля 1994 года. 22 марта 1998 года состоялись выборы нового состава депутатского корпуса. Выборы депутатов Законодательного собрания Омской области третьего созыва состоялись 24 марта 2002 года. Депутаты были избраны во всех 30 избирательных округах. 11 марта 2007 года состоялись выборы нового депутатского корпуса. Избрание депутатов впервые проходило по пропорциональной системе: 22 человека по одномандатным округам и 22 — по партийным спискам. Всего в Законодательное собрание Омской области избрано 44 депутата. В состав нового депутатского корпуса избраны две женщины. На заседании Заксобрания Омской области, состоявшемся 19 марта 2007 года, были сформированы постоянные комиссии: счетная, мандатная и по депутатской этике. Также образован секретариат и зарегистрированы две депутатские группы: от партии «Единая Россия» и от КПРФ.
Большинство представленных в омском регионе партий не смогли выдвинуть достаточное число конкурентоспособных кандидатов. В период избирательной кампании наибольшую активность проявили местные отделения таких политических партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Патриоты России. Однако в Законодательное собрание прошли представители только двух политических партий — «Единая Россия» и КПРФ. Кандидаты от «Единой России» одержали победу во всех одномандатных округах Омской области. Партийный список этой партии получил поддержку 55,65 % избирателей, пришедших на выборы, в то время как список кандидатов, выдвинутых КПРФ, поддержали 22,4 % избирателей, выдвинутых партией «Справедливая Россия» поддержали 4,8% избирателей, выдвинутых ЛДПР поддержали 43% избирателей [10]. Поддержка избирателей позволила
депутатам от «Единой России» сформировать самую многочисленную фракцию из 38 человек, заняв доминирующее положение в Заксобрании Омской области. Фракция КПРФ состояла из 6 человек [11].
Устойчивые позиции, занятые в омском регионе «Единой России», а также поддержка избирателей объясняются рядом факторов. Во-первых, наличием сильной организации, реального влияния на общественную жизнь, органы государственной власти и местного управления, а также устойчивой связью с институтами гражданского общества в регионе. Во-вторых, наличием политических ценностей, основные положения которых интегрируют в себе как предельно широкие общественные интересы региона, так и общенациональные приоритеты. В-третьих, наличием сильного политического лидера, сумевшего завоевать доверие людей из различных слоев населения, обладающего реальным влиянием на политическую элиту регионального социума.
В сентябре 2009 года губернатор Омской области Леонид Полежаев провёл встречу с руководителями региональных политических партий. Речь шла о необходимости сохранения социальной стабильности и гражданского согласия в регионе, а также о предстоящих выборах (11 октября 2009 г.) в органы местного самоуправления и участии в них представителей различных политических партий. В этот период времени в социально-политическом пространстве Омской области действуют семь политических партий, однако на формирование политического климата региона оказывают влияние региональные отделения партий «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР. Последние две значительно снизили свою активность, о чем свидетельствуют результаты последних выборов.
Таким образом, можно констатировать факт того, что политические партии занимают исключительно важное место в социально-политической жизни омского региона, в частности в процедуре выборов и в условиях изменения избирательного законодательства. На территории Омской области партийно-политическая деятельность проходит преимущественно в рамках работы региональных отделений общероссийских партий, отличаясь от ситуации по стране в целом спецификой политических симпатий населения. Вместе с тем за последние годы наблюдалась четкая тенденция сокращения числа партий. Если на территории Омской области в 2008 г. было зарегистрировано 14 региональных отделений политических партий, то в 2009 г. — только 7 партий [12].
Однако интенсивность деятельности партий и их региональных отделений в значительной степени различается. Активизировалась реализация федеральных и местных партийных проектов единороссов, усилилось их взаимодействие с некоммерческими организациями. Еще в 2008 г. Омское региональное отделение партии «Единая Россия» подписало соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с 200 общественными объединениями, которое действует и поныне. Региональное отделение активно работает для становления партии как полноправного субъекта социальной политики в регионе и позиционирования ее как активного участника формирования гражданского общества.
С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что трансформация региональной партийной системы в 1990-е — 2000-е гг. является процессом порядка, следствием и копированием общефедеральных тенденций, результатом влияния институциональных, правовых факторов и особенно воздействия выборов в условиях изменения избирательного законодательства на процесс трансформации политических партий Омской области.
Библиографический список
1. Новиков, С. В. Политические партии в период строительства управленческих структур в регионах РФ. Проблемы историографии и истории / С. В. Новиков // Социальные конфликты в истории России : материалы Всероссийской научной конференции, Омск, 22 октября 2004 г. — Омск, 2004. — 397 с.
2. Лапаева, В. В. Право и многопартийность в современной России / В. В. Лапаева. — М. : Издательство НОРМА, 1999. — 296 с.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения : 05.06.11).
4. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. №112-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» — Ст.1 п. 5. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.zakonprost.ru/zakony/112-fz-ot-1998-07-02-o-vnesenii/ (дата обращения : 05.06.11).
5. Холодковский, К. Г. Парламентские выборы 1999 года и партийное структурирование российского общества / К. Г. Холодов-ский // Полис. — 2000. — № 2. — С. 46.
6. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk.izbirkom.ru/WAY/6F976186-88FC-4664-9A16-26180D45A779.html (дата обращения : 16.06.2011).
7. О политических партиях: ФЗ Рос. Федерации № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г // Российская газета. — 2001. — 14 июля. (№133). — С. 5-7.
8. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk.izbirkom.ru/WAY/F838D61B-EB49-40EF-94C7-24A05B77042B.html (дата обращения : 17.06.2011).
9. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk.izbirkom.ru/etc/02_12_2007_ itogi,rar (дата обращения : 18.06.2011).
10. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk.izbirkom.ru/etc/svodnaya_ edinyy_okrug.xls (дата обращения : 19.06.2011).
11. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk-parlament.ru/default.asp? objValue = 22821&objType = 2&m= 15905& (дата обращения : 20.06.2011).
12. Избирком Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.omsk.izbirkom.ru/WAY/02028985-4432-4193-9D77-BD0CF89F3AED.html (дата обращения : 21.06.2011).
На Чуаньлинь, аспирант кафедры истории, социологии, политологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2011 г.
© На Чуаньлинь
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ