Научная статья на тему 'Трансформация подходов к реализации педагогического потенциала воспитания личности студента при освоении навыков иноязычной коммуникации: аспекты влияния фактора глобализации'

Трансформация подходов к реализации педагогического потенциала воспитания личности студента при освоении навыков иноязычной коммуникации: аспекты влияния фактора глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / иностранный язык / профессиональное общение / языковой и речевой материал / содержание обучения / globalization / foreign language / professional communication / language and speech material / learning content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

Статья посвящена проблемам обучения студентов иностранным языкам в условиях глобализации. Актуальность статьи обусловлена проблемами обучения иностранным языкам студентов. Формирование и развитие у них различных компетенций можно наблюдать в условиях глобализации. Студент должен быть образованным, иметь толерантные отношения к своим однокурсникам и ко всему обществу в целом. Культура изучаемого языка является своего рода неким звеном к созданию мирного толерантного общения с представителями иных национальностей, иных религий и конфессий. Анализ изучаемой информации, в том числе через чтение будет способствовать не только формированию знаний, умений и навыков, но приведёт студентов к тому, что у них будут развиты такие качества личности как сопереживание, толерантность, то есть то, через что человек почувствует себя частью глобального мира. Таким образом, процесс обучения и воспитания должен стать для студентов тем звеном, через которое он постигнет окружающий его мир. Правильность и красота языка – это та сила, которая делает всё окружающее прекрасным, помогает развиваться и почувствовать себя частью вселенной, частью глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Благов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO REALIZING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NURTURING A STUDENT’S PERSONALITY WHEN MASTERING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION SKILLS: ASPECTS OF THE INFLUENCE OF THE GLOBALIZATION FACTOR

The article is devoted to the problems of teaching foreign languages to students in the context of globalization. The relevance of the article is due to the problems of teaching foreign languages to students. Formation and development of their various competences can be observed in the conditions of globalization. A student should be educated, have tolerant attitudes towards his/her classmates and the whole society. The culture of the learnt language is a kind of a link to the creation of peaceful tolerant communication with representatives of other nationalities, other religions and confessions. Analysis of the studied information, including through reading will contribute not only to the formation of knowledge, skills and abilities, but will lead students to the fact that they will develop such qualities of personality as empathy, tolerance, that is, through which a person will feel a part of the global world. Thus, the process of education and upbringing should become for students the link through which they will comprehend the world around them. The correctness and beauty of language is the force that makes everything around beautiful, helps to develop and feel a part of the universe, a part of globalization.

Текст научной работы на тему «Трансформация подходов к реализации педагогического потенциала воспитания личности студента при освоении навыков иноязычной коммуникации: аспекты влияния фактора глобализации»

Трансформация подходов к реализации педагогического потенциала воспитания личности студента при освоении навыков иноязычной коммуникации: аспекты влияния фактора глобализации

Благов Юрий Владимирович,

кандидат педагогических наук, кафедра «Гостеприимство и межкультурные коммуникации», ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» E-mail: yuri-blagov@mail.ru

Статья посвящена проблемам обучения студентов иностранным языкам в условиях глобализации. Актуальность статьи обусловлена проблемами обучения иностранным языкам студентов. Формирование и развитие у них различных компетенций можно наблюдать в условиях глобализации. Студент должен быть образованным, иметь толерантные отношения к своим однокурсникам и ко всему обществу в целом. Культура изучаемого языка является своего рода неким звеном к созданию мирного толерантного общения с представителями иных национальностей, иных религий и конфессий. Анализ изучаемой информации, в том числе через чтение будет способствовать не только формированию знаний, умений и навыков, но приведёт студентов к тому, что у них будут развиты такие качества личности как сопереживание, толерантность, то есть то, через что человек почувствует себя частью глобального мира. Таким образом, процесс обучения и воспитания должен стать для студентов тем звеном, через которое он постигнет окружающий его мир. Правильность и красота языка - это та сила, которая делает всё окружающее прекрасным, помогает развиваться и почувствовать себя частью вселенной, частью глобализации.

Ключевые слова: глобализация, иностранный язык, профессиональное общение, языковой и речевой материал, содержание обучения.

о с

U

см о см

«В международный политический и научный лексикон термин «глобализация» вошел в 60-е г. ХХ столетия. Диапазон сроков начала этого исторического процесса колеблется от 1500 до 1800 лет. Согласно еще одной точке зрения, события конца 60-х годов ХХ в. сходны с событиями, происходившими на рубеже XIX столетия. Однако к началу 40-х г., после Великой депрессии процесс глобализации достиг своей низшей точки. Затем, несмотря на сохраняющиеся протекционистские препоны в торговле, он постепенно вновь набирал силу. Единого определения понятия «глобализация» до сих пор не существует» [3].

Глобализация - это явление, оказывающее значительное влияние на мировую экономику. Ученые постоянно стремятся использовать информативную ценность официальных статистических данных, как объясняется в разделе о методологии, чтобы подчеркнуть размер и поведение индикаторов экономической глобализации. В частности, они применяют метод регрессии, чтобы измерить влияние наиболее важных из этих показателей на валовой внутренний продукт как наиболее подходящую меру экономического статуса и развития.

«Информационная функция в сфере образования Российской Федерации осуществляется в первую очередь посредством законодательного регулирования информационных отношений. Развитие цифровых технологий объективно создает потребность для расширения такого регулирования, однако оно может осуществляться не только в форме нормативных правовых актов конкретного государства, но и в рамках документов международных организаций и саморегулирования» [1].

Множество федеральных законов приняты в сфере образования, которые так или иначе связаны с процессами глобализации: так, например, законы, которые должны гарантировать то, что информация должна быть безопасной для детей, подростков, молодёжи, в том числе и студентов, использующих в своём обучении Интернет-ресурсы. Современное обучение также зачастую проходит в форме он-лайн конференций, следовательно, все участники данного мероприятия должны уважительно относиться друг к другу.

В реалиях нового времени, в образовании всё чаще говорят о принципе сотрудничества. Обучаясь иностранному языку данный принцип не должен нарушаться. Сотрудничество может быть и в научно-исследовательской работе и во время встречи с зарубежными гостями и во многих других областях.

В рамках теоретического исследования проблемы изучались различные источники, содержащие материалы о методиках формирования профессиональной иноязычной компетентности специалистов разных профилей.

Содержание обучения на занятиях иностранного языка должно строиться на том, что, во-первых, должна присутствовать коммуникация, коммуникативная функция в обучении является одной из наиболее важных, нельзя забывать и о том, что студенты поступают в вузы, чтобы получить ту или иную специальность, следовательно, коммуникация должна быть профессионально-направленной. Во-вторых, общение должно строиться также на типичных ситуациях, например, студенты каждого направления подготовки должны знать общеупотребительную лексику, строить диалоги и монологические высказывания на повседневные темы связанные с их бытом, досугом, увлечениями и т.п. В третьих, речь должна быть грамотной, правильно построенной, поэтому грамматику необходимо также использовать на занятиях, а лучше, если это будет коммуникативная грамматика. В четвёртых, посильность и доступность материала также надо учитывать. Если студент не знает лексику по заданной теме, не владеет грамматическими правилами, то соответственно он не сможет это донести до преподавателя и своих однокурсников, поэтому здесь необходим индивидуально-дифференцированный подход обучения. Поэтому процесс глобализации и направлен на взаимодействие людей, на коммуникацию, на технические, экономические, правовые и другие функции современного общества.

В процессе обучения студентов иноязычному профессиональному общению пресса также играет важную роль, поэтому большинство текстов на втором и последующих годах обучения являются профессионально-направленными, профессионально-ориентированными. Студенты для себя извлекают профессионально-значимую информацию, порой она совпадает с теми материалами, которые им преподносят на их профессиональных дисциплинах.

Преподавателям иностранных языков лучше строить работу на аутентичных материалах, не случайно, даже обучаясь в аспирантуре, обучаемым задают такие задания, как подготовить реферативный перевод аутентичных текстов по их специальности. При выполнении работы с текстом можно использовать предтекстовые и послетекстовые задания, что в свою очередь вовлечёт студентов в мозговую и поисковую деятельность. Так как сейчас время глобализации, то можно использовать на занятиях и страноведческий материал, и тексты, связанные с культурой и традициями той или иной страны. При использовании Интернет-ресурсов на занятиях можно провести он-лайн общение со студентами страны изучаемого языка, что расширит межкультурные и глобальные границы.

При отборе языкового материала надо помнить то, что он должен соответствовать требованиям

федерального государственного стандарта. Материал должен формировать и развивать учебные, профессиональные и другие компетенции предъявляемые к студентам того или иного направления подготовки.

В соответствии со всеми требованиями и принципами при отборе материала следует учитывать объём и трудоёмкость изучаемого лексико-грамматического материала, предусмотренные для специалистов, бакалавров и магистрантов, отражённых в государственном образовательном стандарте подготовке специалистов высшей квалификации того или иного профиля.

Хотелось бы снова остановиться на таком важном виде деятельности, как чтение. Отметим, что «чтение как способ профессионального общения рассматривается и как самостоятельная цель, и как средство обучения устно-речевому общению, так же чтение является средством мотивации устно-речевой деятельности при использовании содержания текста, представляющего профессиональный интерес» [2]. Именно чтение может рассматриваться как средство формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов различных направлений подготовки. Чтение может побудить студентов к разным видам деятельности, так как тексты, которые читает студент, передают ему знания, формирует умения и развивает навыки логико-коммуникативных умений через прочитанную студентом информацию.

Задания и упражнения для обучения профессиональному общению состоит из собственно-коммуникативных и условно-коммуникативных типов упражнений, однако цели и условия их выполнения в этих подсистемах различны. Эти различия отражают специфические особенности и профессиональные потребности общения студентов. В отличие от упражнений для обучения устно-речевому профессиональному общению задания и упражнения для обучения профессиональному общению с помощью чтения включает в себя языковые (некоммуникативные) упражнения, направленные на овладение лексико-грамматическим материалом, необходимым для профессионального общения с помощью чтения и для устно-речевого общения. В процессе выполнения данного типа упражнений создаются условия для естественного перехода от обучения общению через чтение к обучению устно-речевому профессиональному общению студентов. Следовательно, здесь также проявляется глобальность обучения.

Таким образом, приходим к тому, что глобали-зационные процессы существенно влияют на существующий мировой порядок и демонстрируют потенциал современного государства как главного институционального, организационного элемента политических взаимоотношений, а также определяют роль современного государства и других международных социальных институтов на международной арене.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Под влиянием современных мировых процессов изменяются задачи и функции образовательного процесса, модифицируется система органов образования. Глобализация обогащает эти показатели, наполняет их новым содержанием. Но их модификация не является свидетельством изменения статуса и роли образовательного процесса. Роль современных образовательных учреждений в мировом сообществе только усиливается и остается неизменной по обеспечению управления, целостности общества в пределах территории Российской Федерации. Её особенность проявляется в балансировке между интересами обучающихся и потребностями современного общества, потребности государства в специалистах, профессионалами своего дела. Вместе с тем мировые процессы актуализируют исследование вопросов, связанных с формированием педагогической мысли о роли глобализации в образовательном процессе высших средних специальных учебных заведений.

Литература

1. Ефремов, А.А. Государственный суверенитет в условиях цифровой транс формации // Правоведение. 2019 Т. 63, № 1. С. 47-61. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://doi. org/10.21638/spbu25.2019.103

2. Мишина, Е.Ю., Тартаковская, Е.В. Обучение чтению как виду речевой деятельности в процессе изучения языка для специальных целей. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-kak-vidu-rechevoy-deyatelnosti-v-protsesse-izucheniya-yazyka-dlya-spetsialnyh-tseley/viewer

3. Паутова, А.В., Шишкина, М.В. Влияние глобализации на развитие мировой экономики. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-razvitie-mirovoy-ekonomiki/viewer

TRANSFORMATION OF APPROACHES TO REALIZING THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NURTURING A STUDENT'S PERSONALITY WHEN MASTERING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION SKILLS: ASPECTS OF THE INFLUENCE OF THE GLOBALIZATION FACTOR

Blagov Yu.V.

Volga Region State University of Service

The article is devoted to the problems of teaching foreign languages to students in the context of globalization. The relevance of the article is due to the problems of teaching foreign languages to students. Formation and development of their various competences can be observed in the conditions of globalization. A student should be educated, have tolerant attitudes towards his/her classmates and the whole society. The culture of the learnt language is a kind of a link to the creation of peaceful tolerant communication with representatives of other nationalities, other religions and confessions. Analysis of the studied information, including through reading will contribute not only to the formation of knowledge, skills and abilities, but will lead students to the fact that they will develop such qualities of personality as empathy, tolerance, that is, through which a person will feel a part of the global world. Thus, the process of education and upbringing should become for students the link through which they will comprehend the world around them. The correctness and beauty of language is the force that makes everything around beautiful, helps to develop and feel a part of the universe, a part of globalization.

Keywords: globalization, foreign language, professional communication, language and speech material, learning content.

References

1. Efremov, A.A. State sovereignty in the conditions of digital transformation // Jurisprudence. 2019 T. 63, № 1. C. 47-61. [Electronic resource] Mode of access: https://doi.org/10.21638/ spbu25.2019.103

2. Mishina, E.Y., Tartakovskaya, E.V. Teaching reading as a type of speech activity in the process of learning a language for special purposes. [Electronic resource] Mode of access: https://cy-berleninka.ru/article/n/obuchenie-chteniyu-kak-vidu-rechevoy-deyatelnosti-v-protsesse-izucheniya-yazyka-dlya-spetsialnyh-tseley/viewer

3. Pautova, A.V., Shishkina, M.V. Influence of globalisation on the development of the world economy. [Electronic resource] Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-razvitie-mirovoy-ekonomiki/viewer

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.