УДК/UDC 378.147:004 А. Г. Широколобова, Н. И. Долгова
A. Shirokolobova, N. Dolgova
ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY-ORIENTED READING IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT ON MOODLE PLATFORM IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Введение. В статье рассматривается вопрос внедрения технологий е-1еагпПд в образовательный процесс для студентов всех направлений подготовки в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева. Описывается опыт создания и апробации методики обучения чтению в электронной среде по дисциплине «Иностранный язык» в техническом вузе.
Методология. Авторы предлагают в статье этапы и способы организации системы обучения профессионально ориентированному чтению по иностранному языку в электронной среде Moodle. Электронная среда выступила в качестве экспериментальной площадки, поскольку она позволяет организовать самостоятельную работу студентов, создать непрерывное, гибкое, эффективное обучение и повысить мотивацию обучающихся. В статье представлена типология упражнений с примерами из заданий, встроенных в электронный курс, по обучению чтению в электронной среде Moodle.
Результаты итогового тестирования показали, что студенты, систематически занимающиеся в электронной среде, эффективнее выполняют задания, поскольку электронный формат становится для студентов привычным и комфортным для обучения. Большая часть студентов, принимавших участие в эксперименте, подчеркнули пользу от возможности контролировать себя самостоятельно при выполнении заданий, что важно для формирования самообразовательных навыков профессиональной деятельности.
Заключение. Методика обучения чтению в среде МооЬ1е значительно повысила уровень понимания иностранного текста у студентов за счет того, что задания к чтению разрабатывались в соответствии с различными видами чтения, что развивало умения находить нужную информацию, отделять главную информацию от второстепенной, анализировать и обобщать контент из разных источников.
Introduction. The article discusses the issue of introducing e-learning technologies into the educational process for students at T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. The experience of creating and testing a teaching technique to read in an electronic environment in a foreign language at the technical university is described.
Methodology. The article reveals the stages and ways to organize the system for teaching professionally oriented reading in a foreign language in the electronic environment on Moodle platform. The electronic environment was chosen as an experimental site because it allows students to organize independent work, create continuous, flexible and effective learning and increase their motivation. The article presents all types of exercises with examples from electronic course on the Moodle platform.
Results. Final testing showed that students who systematically work in the electronic environment complete tasks more efficiently, since the electronic format is already a more familiar and comfortable form of training for them. Most of the students who took part in the experiment emphasized the benefit of being able to control themselves when completing assignments, which is important for the formation of self-educational skills in professional activities.
Conclusion. The method of teaching to read professional texts in the electronic environment significantly increased the level of understanding of foreign text among students, due to the fact that reading assignments were developed in accordance with various types of reading; it developed the ability of students to find the necessary information, separate main information from secondary, analyse and generalize content from different sources.
Ключевые слова: e-learning, обучение чтению, профессионально ориентированный иностранный язык, электронная обучающая среда, электронный курс, мотивация.
Keywords: e-learning, teaching to read, professionally oriented foreign language, e-learning environment, electronic course, motivation.
Введение
Отличительной чертой современности является быстрый темп развития информационных технологий, следовательно, информатизация общества означает совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации [1]. Эти изменения коснулись и системы образования на всех уровнях. Постоянно возрастающие требования к уровню подготовки современных специалистов заставляют преподавателей высших учебных заведений все чаще обращаться к решению проблемы повышения эффективности обучения с помощью инновационных методик, разрабатываемых в вузах. С учетом современных тенденций в сфере образования, а именно цифровизации образовательного процесса, обучать иностранному языку целесообразно с помощью электронных обучающих платформ, например платформы Moodle [14]. Несмотря на интерес студентов к устным формам общения на иностранном языке, чтение продолжает оставаться важнейшим источником информации, но необходимо привить студентам навыки самообразовательной деятельности и навыки извлечения информации из сети Интернет и электронной обучающей среды (ЭОС).
В соответствии с ФГОС третьего поколения в условиях увеличения часов, отводимых на самостоятельную работу, преподаватель иностранного языка в техническом вузе решает основную задачу - повышает имеющийся у студента уровень владения иностранным языком и развивает его коммуникативную компетенцию для профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий [8]. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе, по нашему мнению, базируется на таком виде деятельности, как профессионально ориентированное чтение, которое является основным источником новых знаний о будущей профессии и терминологии на иностранном языке. Разным аспектам обучения иноязычному чтению посвящены работы таких отечественных ученых, как Ю. В. Одинцова, Ю. И. Давы-денко, Е. К. Прохорец, Е. А. Сысы, О. В. Осадчая, И. Д. Трофимова и др. В своих работах исследователи подчеркивают необходимость формирования у студентов навыков:
- вычленять смысловую информацию;
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем (как печатным, так и электронным);
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;
- интерпретировать и трансформировать текст [5-7].
Научные разработки зарубежных исследователей
акцентируют внимание на таких вопросах, как анализ скорости чтения на компьютере и бумажных носителях (S. H. Kurniawan, P. Zaphiris), результаты чтения с экрана и печатных источников у различных возрастных групп читателей (Jinghui (Jove) Hou, Yijie Wu, Erin Renee Harrell), чтение с мобильных устройств (Rosalía Winocur), организация сайтов для чтения (Bronwen Thomas, Julia Round), обучение чтению онлайн студентов первокурсников (Elise Silva) [9-13].
Таким образом, в работах отечественных и зарубежных ученых раскрываются такие аспекты обучения чтению, как постановка сформулированной проблемы, идеи, обусловливающей потребность в ценной, значимой, профессионально ориентированной информации, необходимой для будущей деятельности; приобщение посредством чтения иностранных источников к профессиональному опыту; цифровизация обучения чтению; использование различных мобильных устройств для обучения чтению. На основе анализа указанных источников можно говорить, что в отечественной и зарубежной методиках нет единых концепций для разных категорий обучающихся по обучению чтению в электронной среде.
Актуальность вопроса обучения профессионально ориентированному чтению в электронной обучающей среде не вызывает сомнений, поскольку анализ теоретической и методической литературы выявил, что сегодня существуют методики обучения иноязычному профессиональному чтению в традиционном формате, а методы обучения чтению в электронной обучающей среде не описаны и, следовательно, не сформированы.
Целью данной статьи является описание методики обучения профессионально ориентированному чтению в неязыковом вузе в электронной обучающей среде на платформе Moodle.
Методология
Обучение в техническом вузе тесно связано с развитием регионального и отечественного производства, следовательно, студент обращается к профессионально ориентированному чтению не только при подготовке к занятиям по иностранному языку, но и при изучении спецдисциплин. Ему необходимы инструкции, патенты, монографии, текстовые материалы из интернет-источников. Электронная обучаю-
щая среда МооЫв дает будущему специалисту такую возможность.
Рассмотрим форму организации системы обучения профессионально ориентированному чтению в электронной обучающей среде на платформе МооЬ1в поэтапно.
На первом этапе организации системы обучения чтению в электронной среде необходимо определить критерии отбора источников текстов и сами тексты. В нашей практической работе мы опираемся на следующие факторы выбора текстов.
1. Профессиональная ориентированность интернет-источников. Выбор текстового материала, его содержания должно по тематике совпадать с будущей специальностью студентов, включать в себя понятия, термины, факты, которые понадобятся студентам в их профессиональной деятельности, что в свою очередь повышает их мотивацию к чтению, к изучению терминологии.
2. Информативность источников. Новизна и актуальность содержания текста, описание новейших технологий в сфере будущей профессиональной деятельности, что также является мотивирующим фактором для студентов.
3. Степень сложности материала. Так как студенты технических вузов не всегда обладают высоким уровнем владения иностранным языком после школы, на начальном этапе текст не должен быть перегружен сложными грамматическими конструкциями и профессиональной лексикой. От соблюдения этого критерия зависит возможность понимания и перевода текстов, а также возможность устной речи.
4. Аутентичность текстов. Тексты должны быть аутентичны по своей структуре, содержанию, оформлению, то есть в качестве источников информации, необходимых для их профессиональной деятельности, используются преподавателем научно-технические статьи, патенты, схемы, таблицы, диаграммы с разъяснениями, инструкции по эксплуатации.
5. Структура и содержание текста. Тексты должны быть построены таким образом, чтобы последующие тексты и упражнения опирались на предыдущие, чтобы они повторяли и развивали дальше ранее изученный материал с целью успешного формирования, закрепления и совершенствования речевых умений и навыков [6].
На втором этапе организации системы обучения чтению в электронной среде мы формируем систему упражнений, которая базируется на нескольких видах чтения.
А. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале,
о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая обучаемого информация, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. Этот вид чтения требует от студента хороших знаний и владения значительным объемом языкового материала.
Б. Поисковое чтение ориентировано на чтение литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, читающий сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает умение ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
В. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед студентом, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Текст для ознакомительного чтения не должен быть трудным для обучающихся в языковом отношении - он может содержать незначительное количество новых лексических единиц, не встречавшихся ранее синтаксических конструкций, но они не должны препятствовать восприятию основной информации текста. При этом не предполагается пользование словарем. Ознакомительному чтению способствуют навыки прогнозирования у обучающихся.
Г. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вид чтения, предполагающий целенаправленный анализ содержания текста с опорой на языковые и логические связи текста. Предполагается пользование словарем. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Для этого вида чтения подбираются
тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.
Мы считаем, что современному специалисту в его работе с научной, профессионально ориентированной литературой на иностранном языке обязательно потребуются все виды чтения, так как эти виды чтения взаимосвязаны, но в то же время не следует забывать, что каждый вид чтения нацелен на решение
определенных задач в зависимости от типа текста и цели, которую ставит перед собой читающий.
На третьем этапе обучения мы выработали типологию упражнений для обучения чтению, которая совместима по формату с электронной обучающей средой. Данные упражнения возможно создать в электронной среде МооШе, они классифицируются по уровню сложности (от простого к сложному) и отвечают поставленным нами задачам - позволяют обучить студентов разным видам чтения (табл. 1).
Таблица 1
Типология упражнений по обучению чтению в ЭОС
Тип задания Что проверяем
Задание с вопросами к тексту и ответом «верно/неверно» Общее понимание сути текста
Подбор заголовков к тексту Общее понимание сути текста
Задание с утверждениями по тексту и ответом «верно/неверно» Общее понимание сути текста
Вопросы к тексту с множественным вариантом ответа Общее понимание сути текста
Задания повышенной сложности
Задание с выбором пропущенных слов в тексте Понимание деталей
Тест на перетягивание картинки или формулы Понимание деталей
Вопросы к техническому тексту по цифрам Понимание деталей
Ответы на вопросы с открытым ответом Понимание деталей
На четвертом этапе эксперимента, проходившего в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева на кафедре иностранных языков с 2017 по 2020 уч. г., были разработаны электронные курсы по иностранному языку для студентов-бакалавров строительного института, специалистов горного института и магистров института химических и нефтегазовых технологий. Всего в эксперименте приняли участие 178 студентов из 16 групп.
В данных электронных курсах студентам, помимо заданий по грамматике, лексике и аудированию, предлагались задания по профессионально ориентиро-
ванному чтению. Рассмотрим подробнее эти задания. В рамках 1-го семестра студенты изучают следующие темы: «Мой университет», «Моя будущая профессия -инженер», «Региональные отрасли промышленности и введение в специальность».
На начальном этапе студентам в электронном курсе предлагаются задания на проверку общего понимания сути текста, например подбор заголовков к тексту или вопросы к тексту с ответом «верно/ неверно» (рис. 1).
После выполнения данных заданий студент готов к чтению на понимание деталей и выполнению упраж-
Рис. 1. Задание на подбор заголовков к тексту
нений на выбор пропущенных слов в тексте (рис. 2) или к вопросам к техническому тексту по цифрам (рис. 3).
Студенты-магистры института химических и нефтегазовых технологий в 1-м семестре изучают деловой иностранный язык и следующие темы: «Составление резюме», «Устройство на работу», «Деловая переписка и телефонные переговоры».
По всем темам в электронном курсе «Деловой иностранный язык» им предложены задания на чтение по указанной выше типологии (рис. 4).
На пятом этапе эксперимента по организации системы обучения чтению в электронной среде было
проведено тестирование двух групп студентов. В первую группу вошли студенты, принимающие участие в эксперименте и работающие с электронным курсом. Во вторую группу вошли студенты, не участвовавшие в эксперименте и не работающие с электронными курсами на платформе Moodle. Целью тестирования было установить, какая группа студентов выполняет задания по чтению эффективнее (больше правильных ответов) и сколько времени затрачивает на выполнение каждого задания. Во время эксперимента студентам были предложены 4 вида заданий (табл. 2).
Рис. 2. Задание на выбор правильного слова
= ^^ Онлайн КузГТУ Русский (ги) ' Q 4 0 Анастасия Георгиевна Широколобова ^
Личный кабинет / Мои курсы / Конкурсы / Конкурс по английскому языку / ПЕРВЫЙ ТУР / Use of English / Просмотр
Вопрос 21 Пока нет ответа Балл: 2,00 ^ Отметить вопрос
о
Редактировать вопрос
Read the definition and find the right object
It is 19.3 meters tall. It is 70.6 meters long. It can carry 183,380 liters of fuel. It can travel 9,800 km without stopping. It can carry 175.3 cum of cargo. Its engines weigh 22,545kg. It can carry 452 people. Its cabin is 6.1 meters wide. It was the world's biggest passenger jet for many years.
Выберите один ответ: О a. It is a Boeing 747 (Jumbo jet). О b. It is the space shuttle. О с. It is the 2005 Ferrari Formula 1 racing car.
Рис. 3. Задание на проверку понимания деталей
I ЭО КузГТУ Официальный сайт КузГТУ Русский (ru)
Д щ Широколобова Анастасия Георгиевна ^^
Задание 4. Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова, о Gap-fill exercise
Fill in all the gaps, then press "Check" to check your answers. Use the "Hint" button to get a free letter if an answer is giving you trouble. You can also click on the"[?]" button to get a clue. Note that you will lose points if you ask for hints or clues!
business affairs it is known as
is a special branch of general communication. When communication takes place between two or more parties concerning communication. So the main of business communication is to exchange information, wishes,
attitudes etc. relating to business activities. Through business communication, parties like owners, managers, employees, customers, investors, suppliers, bankers and general public exchange relating to business activities.
In fact, communication is the lifeblood of business and
process. No business can operate even a day without communication. Business
communication can take place with the internal and external parties on the organization. When information is
among the various internal
Рис. 4. Задание на пропущенные слова
Результаты
Для удобства описания результатов примем, что группа 1 - «темных» работала в электронной среде, а группа 2 - «светлых» работала с бумажными носителями. Каждая группа выполняла 4 задания (табл. 2), тест рассчитан на 90 минут. Результаты итогового тестирования по группам представлены на рисунке 5.
Из диаграммы видно, что «темные» студенты, систематически работающие в электронной среде, справились с 3 из 4 заданий успешнее и быстрее, чем обучающиеся по традиционной форме, поскольку имеющийся опыт работы в ЭС позволил им потратить время на повышение качества своей работы, а электронный формат является для студентов уже более привычной и комфортной формой обучения. Студенты, «светлые», работающие с бумажными носителями, справились с поставленной задачей хуже, так как тратили время на записывание своих ответов, сомнения и исправления.
В результате эксперимента, проходившего в Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева на кафедре иностранных языков с 2017 по 2020 уч. г., были получены следующие данные.
1. 76 из 100 % студентов, принимавших участие в эксперименте, назвали основными преимуществами обучения чтению в электронной среде - круглосуточный доступ к учебному материалу (что позволило увеличить время погружения в аутентичную языковую среду), интерактивную форму заданий (дает возможность сразу видеть результат работы над текстовым материалом, если студенты отвечают правильно, они переходят к следующему этапу работы над текстом, а в случае неправильных ответов есть возможность прочитать текст и повторно выполнить задания, в которых были допущены ошибки) и возможность видеть свой прогресс в сравнении с другими обучающимися.
2. 17 % студентов указали, что выполнение заданий в электронной среде способствует лучшему усво-
Таблица 2
Типология упражнений на итоговое тестирование
Номер задания Вид задания
1 Выберите правильный ответ из нескольких предложенных вариантов
2 Заполните пробелы словами по смыслу (список слов прилагается)
3 Завершите данное высказывание информацией из текста
4 Расположите по порядку факты, указанные в тексте
ению материала при подготовке к практическим занятиям и возможности выполнения заданий в случае пропуска занятия.
3. 73 % опрошенных студентов в итоговом анкетировании посчитали важным, что задания по чтению носят профессиональный характер, включают современные интернет-источники, что позволяет обучающимся подготовиться к будущей профессии.
4. 80 % респондентов подчеркнули пользу от возможности контролировать себя самим при выполнении заданий, что важно для формирования самообразовательных навыков профессиональной деятельности.
5. 7 % - не выполнили ни одного задания (не было зафиксировано ни одного входа в систему).
Заключение
Подводя итог, подчеркнем, что методика обучения чтению в обучающей среде МооЬ1е значительно увеличила уровень понимания иностранного текста у студентов. Это было достигнуто за счет того, что задания к чтению были разработаны в соответствии с различными видами чтения, что развивало умения студентов находить нужную информацию, отделять главную информацию от второстепенной, анализировать и обобщать информацию из разных источников и делать свой вывод. Таким образом, по нашему
Результаты итогового тестирования 4,5
■ Группа 1 □ Группа 2
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4
Рис. 5. Количественные показатели студентов по группам, балл
мнению, обучающая среда Moodle создает оптимальные условия для самостоятельного изучения учебного материала.
Литература
1. Деева О. В., Сидоренко Т. В. Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1337-1340. URL: https://moluch.ru/ archive/91/19519 (дата обращения: 05.02.2020).
2. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. М., 2009.
3. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. 2007. № 5. С. 16-17.
4. Лиферов А. П., Степанов Н. А. Образование Будущего: глобальные проблемы - локальные решения. М., 2002.
5. Национальный стандарт ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. URL: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id (дата обращения: 05.02.2020).
6. Осадчая О. В. Формирование стратегий автономного чтения для профессиональных целей в условиях смешанного обучения в техническом вузе [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-avtonoirinogo-chteniya-dlya-professionalnyh-tseley-v-usloviyah-smeshannogo-obucheniya-v-tehnicheskom-vuze#ixzz4ZyhnIzGk (дата обращения: 05.02.2020).
7. Прохорец Е. К., Сыса Е. А. Обучение автономному чтению на иностранном языке в техническом вузе: критерии отбора текстового материала [Электронный ресурс]. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-avtonomnomu-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-v-tehnicheskom-vuze-kriterii-otbora-tekstovogo-materiala#ixzz4ZyPld9v7 (дата обращения: 18.01.2020).
8. Трофимова И. Д. Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза (Немецкий язык, I курс) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003. 24 с.
9. Тунева Н. В. Мобильные приложения для оценки знаний студентов в образовательном процессе вуза // Наука и профессиональное образование: национальные приоритеты и региональные драйверы развития. Кемерово, 2019. С. 120-121.
10. Kurniawan Sri H., Zaphiris Panayiotis. Reading Online or on Paper: Which is Faster? [Электронный ресурс]. URL: https:// www.researchgate.net/publication/2556185_Reading_Online_ or_on_Paper_Which_is_Faster (дата обращения: 05.02.2020).
11. Hou Jinghui (Jove), Wu Yijie, Harrell Erin Renee. Reading on Paper and Screen among Senior Adults: Cognitive Map and Technophobia // Frontiers in Psychology. 2017. 19 December. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.02225.
12. Winocur Rosalia. Reading Online: Young University Students' Experience with Internet Reading // International Journal of E-Politics. 2015. Vol. 6, iss. 4. DOI: 10.4018/IJEP.2015100104.
13. Bronwen Thomas, Round Julia. Moderating readers and reading online // Language and Literature. 2016. Vol. 25, iss. 3. P. 239-253. DOI: 10.1177/0963947016652785.
14. Silva Elise. Teaching First Year Students How to Read Online // Ubiquitous Learning: An International Journal. 2017. Vol. 10, iss. 3. P. 11-17. DOI: 10.18848/1835-9795/CGP/v10i03/11-17.
15. Badia A., Garcia C., Meneses J. Approaches to teaching online: Exploring factors influencing teachers in a fully online university // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48, iss. 6. P. 1193-1207. DOI: 10.1111/bjet.12475.
References
1. Deeva O. V., Sidorenko T. V. Nekotoryye osobennosti raboty v elektronnoy obrazovatel'noy srede MOODLE pri obuchenii
inostrannomu yazyku [Some features of working in an electronic educational environment MOODLE when teaching a foreign language]. Young Scientist, 2015, no. 11, pp. 1337-1340. Available at: https://moluch.ru/archive/91/19519 (accessed 05.02.2020). (In Russian).
2. Zubov A V. Informatsionnyye tekhnologii v lingvistike [Information technology in linguistics]. Moscow, 2009. (In Russian).
3. Konopleva I. S., Chubova A. P. Komp'yuternyye obuchayushchiye sistemy [Computer teaching systems]. Teacher, 2007, no. 5, pp. 16-17. (In Russian).
4. Liferov A. P., Stepanov N. A. Obrazovaniye Budushchego: global'nyye problemy lokal'nyye resheniya [Education of the Future: global problems and local solutions]. Moscow, 2002. (In Russian).
5. Nacional'nyj standart GOST R 53620-2009. Informacionno-kommu-nikacionnye tekhnologii v obrazovanii. Elektronnye obrazovatel'nye resursy. Obshchie polozheniya [National Standard GOST R 536202009. Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. General provisions]. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id (accessed 05.02.2020). (In Russian).
6. Osadchaya O. V. Formirovaniye strategiy avtonomnogo chteniya dlya professional'nykh tseley v usloviyakh smeshannogo obucheniya v tekhnicheskom vuze [Building of autonomous reading strategies for special purposuses in the system of blemded learning in higher technical school]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategiy-avto-nomnogo-chteniya-dlya-professionalnyh-tseley-v-usloviyah-smeshannogo-obucheniya-v-tehnicheskom-vuze#ixzz4ZyhnIzGk (accessed 05.02.2020). (In Russian).
7. Prokhorets E. K., Sysa E. A. Obucheniye avtonomnomu chteniyu na inostrannom yazyke v tekhnicheskom vuze: kriterii otbora tekstovogo materiala [The learning of autonomous foreign language reading in technical university: criteria for the selection of textual material]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/obuchenie-avtonomnomu-chteniyu-na-inostrannom-yazyke-v-tehnicheskom-vuze-kriterii-otbora-tekstovogo-materiala#ixzz4ZyPld9v7 (accessed 18.01.2020). (In Russian).
8. Trofimova I. D. Metodika formirovaniya strategij avtonomnogo chteniya u studentov yazykovogo vuza (Nemeckij yazyk, I kurs) [The method of forming strategies of autonomous reading at language university students (German, I year)]. Abstract of Ph. D. thesis. Ulan-Ude, 2003, 24 p. (In Russian).
9. Tunyova N. V. Mobil'nyye prilozheniya dlya otsenki znaniy studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Mobile applications for evaluating students' knowledge in the educational process of a university]. Science and vocational education: national priorities and regional development drivers. Kemerovo, 2019, pp. 120-121. (In Russian).
10. Kurniawan Sri H., Zaphiris Panayiotis. Reading Online or on Paper: Which is Faster?. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/2556185_Reading_Online_or_on_Paper_Which_is_ Faster (accessed 05.02.2020). (In English).
11. Hou Jinghui (Jove), Wu Yijie, Harrell Erin Renee. Reading on Paper and Screen among Senior Adults: Cognitive Map and Technophobia. Frontiers in Psychology, 2017, 19December. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.02225. (In English).
12. Winocur Rosalia. Reading Online: Young University Students' Experience with Internet Reading. International Journal of E-Politics, 2015, vol. 6, iss. 4. DOI: 10.4018/IJEP.2015100104. (In English).
13. Bronwen Thomas, Round Julia. Moderating readers and reading online. Language and Literature, 2016, vol. 25, iss. 3, pp. 239-253. DOI: 10.1177/0963947016652785. (In English).
14. Silva Elise. Teaching First Year Students How to Read Online. Ubiquitous Learning: An International Journal, 2017, vol. 10, iss. 3, pp. 11-17. DOI: 10.18848/1835-9795/CGP/v10i03/11-17. (In English).
15. Badia A., Garcia C., Meneses J. Approaches to teaching online: Exploring factors influencing teachers in a fully online university. British Journal of Educational Technology, 2017, vol. 48, iss. 6, pp. 1193-1207. DOI: 10.1111/bjet.12475. (In English).