Научная статья на тему 'Трансформация организационной культуры в современном мире'

Трансформация организационной культуры в современном мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1458
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ORGANIZATIONAL CULTURE / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лаврентьева Ирина Викторовна, Руденко Дарья Сергеевна

Радикальные перемены характерны для всех сфер жизни общества в современной России. После перехода от социализма к капитализму, к развитию рыночных отношений, существенные изменения произошли в социальной структуре населения. Кроме того, мы шагнули в век цифровой экономики. В настоящее время уделяется пристальное внимание вопросам построения информационного общества на государственном уровне. Развитие организационной культуры в условиях цифровизации оказывает влияние не только на работу организации, но и на самих сотрудников, которые осуществляют совместную деятельность на протяжении жизненного цикла организации. Статья посвящена проблеме развития организационной культуры под воздействием цифровой экономики. Цель выявить основные факторы цифровой экономики, влияющие на организационную культуру в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Organizational Culture in the Modern World

For modern Russia, radical changes have occurred in all spheres of society. After the transition from socialism to capitalism, to the development of market relations, significant changes occurred in the social structure of the population. In addition, we stepped into the digital economy. Currently, close attention is paid to the issues of building the information society at the state level. The development of organizational culture in terms of digitalization affects not only the activities of the organization, but also the employees themselves, who carry out joint activities throughout the life cycle of the organization. The article is devoted to the problem of the development of organizational culture under the influence of the digital economy. The purpose of the article is to identify the main factors of the digital economy that influence the organizational culture in the modern world.

Текст научной работы на тему «Трансформация организационной культуры в современном мире»

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 3 (425). Экономические науки. Вып. 64. С. 153—157.

УДК 331.1 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10317

ББК 65.291.6

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

И. В. Лаврентьева, Д. С. Руденко

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Радикальные перемены характерны для всех сфер жизни общества в современной России. После перехода от социализма к капитализму, к развитию рыночных отношений, существенные изменения произошли в социальной структуре населения. Кроме того, мы шагнули в век цифровой экономики. В настоящее время уделяется пристальное внимание вопросам построения информационного общества на государственном уровне. Развитие организационной культуры в условиях цифровизации оказывает влияние не только на работу организации, но и на самих сотрудников, которые осуществляют совместную деятельность на протяжении жизненного цикла организации. Статья посвящена проблеме развития организационной культуры под воздействием цифровой экономики. Цель — выявить основные факторы цифровой экономики, влияющие на организационную культуру в современном мире.

Ключевые слова: организационная культура, цифровизация, цифровая экономика.

На сегодняшний день для российских организаций актуальность темы организационной культуры особенно велика, поэтому именно культура с ее новыми ценностями и установками становится эффективным проводником рыночных преобразований в обществе. При формировании организационной культуры следует обращать внимание на такие показатели, как способности персонала, значимые особенности национального менталитета, а также уровень технико-экономического развития и влияния внешней среды [3].

Деятельность любой организации не может основываться на технологиях или управленческой иерархии. Основой деятельности являются люди, которые руководствуются конкретными ценностями, религией и историей организации, строят взаимоотношения друг с другом и с начальством [2]. Все это вместе взятое и представляет собой культурную среду организации. Культура организации складывается из норм, ценностей, традиций, привычек, ритуалов, а также неформальных межличностных отношений, которые достигаются при определенном уровне развития управленческой деятельности [3].

Исследование организационной культуры началось в середине 1980-х гг. Многие исследователи отмечают сам факт обращения к организационной культуре как к одному из важнейших факторов управления. После того как японская экономика превзошла США и Западную Европу, возникла гипотеза о том, что на эффективность влияют не только методы и системы хозяйство-

вания, но и культурные особенности [4]. Большое внимание следует уделять сотруднику как личности и делать акцент на удовлетворении его социальных потребностей. В рамках менеджмента выделяют три уровня культуры: культура на мировом уровне, культура на уровне государства, культура организации [5]. Несмотря на разные уровни культуры, между ними существует определенная связь, как показано нами на рисунке (с. 154).

Организационная культура, как и культура человечества, формируется в процессе совместной деятельности людей в организации [6]. Однако между этими культурами есть различие. Культура в общем смысле формируется спонтанно в ходе развития человечества, а культура организации создается людьми, которые имеют свои ценности, традиции, обряды и ритуалы.

На мировом уровне формируются общемировые тенденции развития культуры, которые, в свою очередь, задают направление движения для нижнего уровня — государства [7]. Национальная культура формируется годами, передается из поколения в поколение, с формированием знаний, праздников, памятных дат и основной цели нации. На данном уровне происходит корректировка общемировых тенденций с акцентом на национальную культуру, самобытность каждого государства. Национальная культура также влияет на еще более нижний уровень — организационную культуру, с учетом особенностей вида деятельности организации, ее размера, численности персонала и т. д. На микроуровне формируется трудовой персонал организации.

Взаимосвязь организационной культуры на уровне мирового сообщества, государства и отдельной социальной системы

В свою очередь это сказывается на совокупной стоимости человеческого капитала целого государства и влияет на благосостояние человечества на мировом уровне. Таким образом, данная схема показывает, что организационная культура — это понятие, имеющее отношение не только к отдельной организации, но и ко всей общемировой системе культуры, которая формируется тысячелетиями.

Организация представляет собой определенный тип развития социальной инфраструктуры. В условиях информатизирующегося общества организация реализует свои цели преимущественно за счет многообразия работы с информацией, так как главным товаром в таком обществе является сама информация [8]. Чтобы компания была конкурентоспособной на рынке, имела высокую репутацию в деловом мире, необходимо основываться на собственном облике, который включает цели, миссию, ценности, стратегию фирмы, а также правила поведения работников. Организационная культура и климат, который складывается в организации, непосредственно оказывают влияние на трудовую мотивацию работников [9].

На протяжении всей истории Российского государства организационная культура была объектом пристального внимания как необходимый компонент функционирования производства. В советский период на предприятиях была развита сильная организационная культура. Для СССР характерны единообразие в управлении, контроле, бюрократии, государственные монополии в промышленности [10]. Каждое значимое предприятие

формировало свой музей трудовой славы, где наглядно были представлены история деятельности, достижения, свои герои. Широкое распространение получили следующие мероприятия: «посвящение» нового сотрудника при приеме на работу, совместные праздники, спортивные соревнования, субботники. Огромную роль играла доска почета, где отражалось соревнование между сотрудниками за определенный период, и самым лучшим вручались памятные значки и грамоты. Все эти мероприятия объединяли коллектив, создавая особую атмосферу и положительный психологический климат в организации, который формировал специфический имидж и репутацию предприятия в обществе. Трудовая деятельность приносила сотрудникам удовольствие от собственной работы, а организация заботилась о каждом, кто трудился на общее благо.

На рубеже XX и XXI вв. началась четвертая промышленная революция, которая характеризуется появлением в экономике сферы услуг, внедрением информационных технологий, упрощением нашей жизни во всех ее планах. Цифровые технологии предполагают колоссальные темпы развития, глубинные изменения как отдельных экономических агентов, так и способов взаимодействия между ними. Мы живем в обществе потребления. При внедрении цифровой экономики изменения происходят во всех сферах организации, начиная от корпоративной культуры и заканчивая бизнес-процессами. В России наблюдается приоритет индивидуального, личного бла-

госостояния. Если сравнивать организационную культуру СССР и России, то разница значимая. Сравнительный анализ культур СССР и России приведен в таблице ниже.

Для современных российских организаций все большее значение приобретают факторы внешней среды. Конкуренция на мировом рынке вынуждает российский рынок внедрять новые технологии и вырабатывать новый тип «предпринимательской» культуры [11]. Так как цифровые технологии привносят свои изменения в компанию, то и на деятельность сотрудников это оказывает существенное влияние. Соответственно, рынок диктует свои правила, требуя постоянного формирования в процессе трудовой деятельности нового типа работника.

В ситуации нестабильной экономики на рынке выживают только самые стойкие, устойчивые, высокоадаптивные организации. Для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке, следует постоянно развивать человеческий капитал [12]. От сотрудника требуются постоянная самореализация и такие профессиональные качества, как активизм, инновационность, стремление к лучшим результатам во всем. Поэтому все чаще российские компании проводят различные обучения, семинары, курсы для своих сотрудников, чтобы трудовая деятельность в условиях неопределенности и повышенного риска была эффективна.

При внедрении цифровых технологий в организацию следует учитывать положительные и отрицательные факторы, которые влияют как на деятельность организации, так и на сотрудников [13]. К положительным сторонам можно отнести: возможность управления организацией дистанционно, новые возможности рынка, упрощение процедуры платежей, повышение уровня производительности, рост интеллектуализации человеческого капитала.

В то же время существуют и отрицательные моменты, которые сказываются на сотрудниках. Требования, предъявляемые к работнику, постоянно меняются, он должен быть коммуникабельным, способным принимать сложные решения в условиях неопределенности, должен быть профессионалом своего дела [14]. Сегодня наличие Интернета позволяет работать не выходя из дома, сотрудники становятся мобильными, и нет привязанности к рабочему месту. Отсюда следует, что постоянного и сплоченного коллектива в организации нет. Утрачиваются межличностные отношения персонала, общение все больше становится виртуальным, у руководителей теряется возможность лично воздействовать на подчиненных. Как следствие, коллективизм теряет свою значимость в организации.

Исходя из анализа социалистической и капиталистической организационной культуры можно сделать вывод: в советское время организационная культура имела большую ценность на предприятиях, чем сейчас. Раньше упор делался на сотрудниках, которые трудятся на общую цель, на их личную мотивацию к работе, за счет морального поощрения и проведения различных совместных мероприятий. Естественно, в организациях присутствовали командный дух и приверженность своей компании и своему рабочему месту. С переходом к рыночной экономике все стало меняться. С появлением цифровой экономики в нашем обществе требования к организациям и самим сотрудникам поменялись. Главной целью компании теперь стало получение максимальной прибыли, а, соответственно, на личную мотивацию сотрудников внимание обращается на втором плане. Коллективизм в организациях постепенно умирает, так как мы все больше переходим к занятости в виртуальном мире, где требуется индивидуальная работа. А значит, организационная культура и общение приобретают статус виртуальности.

Сравнительный анализ организационной культуры СССР и России

Параметр СССР Россия

Командный дух Двигатель организационной культуры Результат организационной культуры

Стиль управления Авторитарный Демократический

Инициативность Консультационно Само стоятельно

Решение стандартных задач Стабильность в отношении к работе Стабильность в результате Отсутствие интереса Непредсказуемые сбои в системе

Отношение к неудачам Легкое отношение к неудачам Избегание мелкого риска Умение рисковать полностью

Ценность компании Предан компании Не имеет важности

Коллектив Сплоченный Недружный

Карьера Долгосрочная Краткосрочная

Список литературы

1. Агарков, А. П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное : учеб. пособие для бакалавров / А. П. Агарков, Р. С. Голов. — М. : Дашков и К, 2015. — 272 с.

2. Соломанидина, Т. О. Организационная культура в таблицах, текстах, схемах : учеб. пособие / Т. О. Соломанидина. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 395 с.

3. Алямкина, Е. А. Влияние национального менталитета на организационную культуру разных стран / Е. А. Алямкина, А. А. Баранчикова, Р. Д. Плотников // Актуал. проблемы соврем.о общества. — 2015. — № 3. — С. 66—68.

4. Стеклова, О. Е. Организационная культура : учеб. пособие / О. Е. Стеклова. — Ульяновск : УлГТУ, 2012. — 127 с.

5. Шахова, А. С. Влияние национальных особенностей на организационную культуру предприятия / А. С. Шахова // Economics. — 2018. — № 4 (36). — С. 27—32.

6. Могутнова, Н. Н. Корпоративная культура: понятие, подходы / Н. Н. Могутнова // Социол. исследования. — 2009. — № 4. — С. 123—136.

7. Савиновских, А. В. Факторы международной среды, влияющие на организационную культуру / А. В. Савиновских // Высш. шк. — 2017. — № 2. — С. 20—21.

8. Андрющенко, О. В. Современные технологии воздействия на организационную культуру / О. В. Андрющенко // Наука XXI века: молодежное измерение. — Саратов, 2013. — С. 30—32.

9. Беленкова, Е. С. Влияние стратегии управления персоналом на организационную культуру / Е. С. Беленкова // Современные проблемы экономики и менеджмента. — Воронеж, 2018. — С. 24—26.

10. Салтык, Г. А. Становление корпоративной культуры в советский и постсоветской России: история и современность / Г. А. Салтык, А. И. Лукаш // Ученые зап. — 2018. — № 2.

11. Чупрова, Д. Б. Проблемы формирования организационной культуры с учетом внешних факторов / Д. Б. Чупрова, А. С. Бахматский // Наукапарк. — 2015. — № 2. — С. 102—106.

12. Мингалева, Ж. А. Инновационное развитие на основе управления организационной культуры / Ж. А. Мингаева, Е. М. Широнина // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 9. — С. 519—521.

13. Кочеткова, А. И. Организационная культура и культура организации в современной России / А. И. Кочеткова // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. — 2009. — № 4. — С. 206—210.

14. Ситалиев, Д. С. Влияние информационных технологий на организационную культуру организации / Д. С. Ситалиев // Психология, социология и педагогика. — 2017. — № 5.

Сведения об авторах

Лаврентьева Ирина Викторовна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. eds@csu.ru

Руденко Дарья Сергеевна — магистрантка факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. eds@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 3 (425). Economic Sciences. Iss. 64. Pp. 153—157.

TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL CULTURE IN THE MODERN WORLD

I. V. Lavrentyeva

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. eds@csu.ru

D.S. Rudenko

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. eds@csu.ru

For modern Russia, radical changes have occurred in all spheres of society. After the transition from socialism to capitalism, to the development of market relations, significant changes occurred in the social structure of the population. In addition, we stepped into the digital economy. Currently, close attention is paid

to the issues of building the information society at the state level. The development of organizational culture in terms of digitalization affects not only the activities of the organization, but also the employees themselves, who carry out joint activities throughout the life cycle of the organization. The article is devoted to the problem of the development of organizational culture under the influence of the digital economy. The purpose of the article is to identify the main factors of the digital economy that influence the organizational culture in the modern world.

Keywords: organizational culture, digitalization, digital economy.

References

1. Agarkov A.P. Teoriya organizacii. Organizaciya proizvodstva [Theory of organization. Organization of production: Integrated]. Moscow, Dashkov and K Publ., 2015. 272 p. (In Russ.).

2. Solomonidina T.O. Organizacionnaya kul'tura v tablicah, tekstah, skhemah: Uchebnoeposobie [Organizational culture in tables, texts, charts: a Training manual]. Moscow, INFRA-M Publ., 2011. 395 p. (In Russ.).

3. Alyamkina E.A., Baranchikova A.A., Plotnikov R.D. Vliyanie nacional'nogo mentaliteta na orga-nizacionnuyu kul'turu raznyh stran [Influence of national mentality on organizational culture of different countries]. Aktual'nyeproblemy sovremennogo obshchestva [Actual problems of modern society], 2015, no. 3, pp. 66-68. (In Russ.).

4. Steklova O.E. Organizacionnaya kul'tura: uchebnoe posobie [Organizational culture: textbook]. Ulyanovsk, UlSTU Publ., 2012. 127 p. (In Russ.).

5. Shakhova A.S. Vliyanie nacional'nyh osobennostej na organizacionnuyu kul'turu predpriyatiya [The Influence of national characteristics on the organizational culture of the enterprise]. Ekonomika [Economics], 2018, no. 4 (36), pp. 27-32. (In Russ.).

6. Mogutnova N.N. Korporativnaya kul'tura: ponyatie, podhody [Corporate culture: concept, approaches]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2009, no. 4, pp. 123-136. (In Russ.).

7. Savinovskih A.V. Faktory mezhdunarodnoj sredy, vliyayushchie na organizacionnuyu kul'turu [Factors of the international environment influencing organizational culture]. Vysshaya shkola [Higher school], 2017, no. 2, pp. 20-21. (In Russ.).

8. Andryushchenko O.V. Sovremennye tekhnologii vozdejstviya na organizacionnuyu kul'turu [Modern technologies of influence on organizational culture]. NaukaXXI veka: molodezhnoe izmerenie [Science of the XXI century: youth dimension]. Saratov, 2013. Pp. 30-32. (In Russ.).

9. Belenkova E.S. Vliyanie strategii upravleniya personalom na organishchacionnuyu kul'turu [Effect of management strategy on staff organisational culture]. Sovremennye problemy ehkonomiki i menedzhmenta [Modern problems of Economics and management]. Voronezh, 2018. Pp. 24-26. (In Russ.).

10. Saltyk G.A., Lukash A.I. Stanovlenie korporativnoj kul'tury v sovetskij i postsovetskoj Rossii: istoriya i sovremennost' [Formation of corporate culture in Soviet and post-Soviet Russia: history and modernity]. Uchenye zapiski [Scientific notes], 2018, no. 2. (In Russ.).

11. Chuprova D.B., Bakhmatsky A.S. Problemy formirovaniya organizacionnoj kul'tury s uchetom vneshnih faktorov [Problems of formation of organizational culture taking into account external factors]. Naukapark [Science Park], 2015, no. 2, pp. 102-106. (In Russ.).

12. Mingaleva Zh.A., Shironina E.M., Innovacionnoe razvitie na osnove upravleniya organizacionnoj kul'tury [Innovative development on the basis of organizational culture management]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2013, no. 9, pp. 519-521. (In Russ.).

13. Kochetkova A.I. Organizacionnaya kul'tura i kul'tura organizacii v sovremennoj Rossii [Organizational culture and culture of organization in modern Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts], 2009, no. 4, pp. 206-210. (In Russ.).

14. Seitaliev D.S. Vliyanie informacionnyh tekhnologij na organizacionnuyu kul'turu organizacii [The Impact of information technology on the organizational culture of the organization]. Psihologiya, sociologiya ipedagogik [Psychology, sociology and pedagogy], 2017, no. 5, pp. 7. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.