УДК 338.439.01 ББК 65.32
И.Н. НИКУЛИНА, ТВ. МУЖЖАВЛЁВА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНА «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК» ПОД ВЛИЯНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ
Ключевые слова: региональный продовольственный рынок, импортозамещение, сбалансирование товаров, продовольственное эмбарго, продовольственные товары. Последовательно рассмотрено формирование дефиниции термина «региональный продовольственный рынок» на основе трудов ряда учёных прошлого и современности. Отмечена необходимость её трансформации для учёта влияния современных экономических вызовов, в том числе введения против России с 2014 г. международных санкций и ответного продовольственного эмбарго. Отдельное внимание уделено характерным изменениям функционирования продовольственного рынка при введении активного импортозамещения, когда возрастает роль сбалансирования состава представленных на рынке товаров: местных, ввозимых из других регионов страны и импортных. На основании анализа предложено собственное определение «регионального продовольственного рынка», в котором учтены особенности формирования экономики, в том числе политики продовольственного обеспечения страны, под влиянием внешних вызовов и угроз.
I NIKULINA, T. MUZHZHAVLEVA TRANSFORMATION IN DEFINITION OF A REGIONAL FOOD MARKET TERM UNDER THE INFLUENCE
OF MODERN ECONOMIC CHALLENGES
Key words: regional food market, import substitution, balancing of goods, food embargo, food commodities.
The articles studies definition formation of the term "regional food market" on the ground of a number ofpast and modern scientists' works in a successive order. The need of its transformation is noted for taking into account modern economic challenges, including introduction of international sanctions against Russia and reciprocal food embargo since 2014. Special attention is paid to specific changes in food market functioning at active import substitution introduction which results in an increased role of balancing the structure of commodities present at the market: local commodities, those delivered from other regions of the country and imported commodities. On the ground of analysis performed the author offers her own definition of a" regional food market" which takes into account features of economics formation, including politics of food supply of the country under the influence of external challenges and threats.
Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью конкретизации определения термина «региональный продовольственный рынок» в свете современных экономических и политических реалий.
Цель исследования состоит в поэтапном формулировании заявленного определения на основании анализа наиболее известных определений рынка, продовольственного рынка и регионального продовольственного рынка.
В качестве источниковой базы использовались труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблематике.
Как основные применялись следующие методы: сравнение, абстрагирование, анализ и синтез. Также использовались элементы дедукции и индукции.
Научная новизна проведённой работы видится в формулировании в значительной степени унифицированного, достаточно полного и сгенерированного с учётом имеющей в настоящий момент место ситуации экономико-политической напряжённости определения термина «региональный продовольственный рынок». Это даёт возможность применять его в широком спектре актуальных экономических исследований, что определяет практическую значимость полученного результата.
На данный момент в России никакими нормативными документами не закреплены различия между терминами «рынок продовольствия», «продовольственный рынок» и «рынок продовольственных товаров». На основании этого представляется возможным использовать их в качестве равнозначных, так же, как это делают и ряд авторов [16-18, 23, 25].
Современный этап развития экономической науки также не ставит жёстких рамок, в том числе стандартизированных формулировок, определению термина «продовольственный рынок». Такая ситуация складывается ещё и потому, что само понятие «рынок» также строго не определено и обычно сводится к ссылкам на мнения по этому вопросу авторитетных экономистов прошлого и настоящего. Например, «отец экономической науки» А. Смит видит в рынке «причину разделения труда и регулятор его степени» [24. С. 30]; один из самых цитируемых маркетологов современности Ф. Котлер называет рынком «совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара» [12. С. 53]; авторы знаменитого «Экономикса» К. Макконнелл и С. Брю подразумевают под рынком «институт или механизм, который сводит покупателей (представляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг» [14. С. 47]; известные экономисты Э. Долан и Д. Линсдей определяют рынок как «любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом» [7. С. 15].
В России одно из самых простых и ёмких определений рынка, несмотря на идеологическую направленность издания, приводится в «Энциклопедическом словаре», выпущенном в 1953 г.: «Рынок - предложение и спрос (платёжеспособный) на товары или на какой-либо один определённый вид товара как в масштабе мирового хозяйства - мировой (всемирный) рынок, так и в масштабе страны (государства) или её отдельного района. Рынком также называют определённое место, где происходит торговля» [22. С. 147]. В период перехода России к рыночной экономике возникают до сих пор часто цитируемые определения рынка как «совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме», данное профессором Ю.В. Яковцом [29. С. 122], как «системы или типа хозяйственных связей между субъектами хозяйствования», сформулированное профессором Р.М. Нуреевым [19. С. 96], а также предложенная М.В. Машиной формулировка «система экономических отношений продавцов и покупателей» [15. С. 26].
Продовольственный рынок является составной частью потребительского рынка, поэтому соответствующая дефиниция также должна учитывать эту особенность.
М.М. Гацалов трактует потребительский рынок как «рынок потребительских товаров и услуг, приобретаемых для конечного (личного, домашнего, семейного) использования» [4. С. 291].
Более развёрнутое определение, составленное на основе анализа мнения таких авторитетных авторов, как Ф. Котлер, А.С. Новосёлов, Б.А. Райзберг, И.К. Беляевский, М.А. Николаева, Ю.Ф. Шабунина и ряда других, даёт коллектив авторов в составе Т.В. Усковой, О.И. Поповой и Т.В. Воронцовой: «Потребительский рынок - это система товарно-денежных и организационно-экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, производящими и/или реализующими товары и услуги, и индивидуальными потребителями, приобретающими эти товары для личного использования. По товарному составу он подразделяется на рынок продовольственных товаров и рынок непродовольственных товаров» [27. С. 10].
Объектом продовольственного рынка является продовольственный товар -это продукт, позволяющий удовлетворить физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также незаменимых веществах, которые необходимы для обеспечения нормального функционирования его организма. Продовольственный рынок удовлетворяет группу важнейших жизненных потребностей человека, тем самым занимая центральное место в рыночной системе.
Существование продовольственного рынка и его необходимость обуславливаются товарным производством и товарно-денежными отношениями. Традиционно существуют два подхода к определению понятия продовольственного рынка: в узком понимании и расширенной трактовке. В первом случае подразумеваются экономические отношения между продавцами и покупателями товаров и услуг. В широком смысле - это система экономических взаимоотношений, относящихся к производству, распределению и потреблению продовольственной продукции [28; 21. С. 19; 26].
Наряду с указанными, известно ещё несколько сотен различных определений термина «продовольственный рынок» [8. С. 111]. Ввиду такого многообразия представляется рациональным рассмотреть наиболее часто упоминаемые, приводимые в наиболее крупных и авторитетных научных трудах.
В современной российской экономической теории и практике наиболее часто используется несколько вариантов определений продовольственного рынка, а также различные формы их компиляций, которые представлены ниже.
Достаточно узко, только в понимании «места торговли», трактуют данный термин В.М. Брустинов, Ф.В. Зиновьев и Л.И. Ли: «Продовольственный рынок - это субъект предпринимательской деятельности, образованный в соответствии с действующим законодательством, целью деятельности которого является создание необходимых условий для осуществления операций по продаже и покупке сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, заключение соответствующих торговых соглашений» [3. С. 17].
В.И. Добросоцким продовольственный рынок определён как «социально-экономическая система, формируемая и развивающаяся под влиянием экономической среды и государства, объединяющая в себе процессы производства,
распределения, обмена и потребления продовольствия» [6. С. 18]. В монографии авторов А.И. Алтухова, Г.И. Макина и М.А. Бабкова продовольственный рынок представляется как «составная часть экономики, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление продовольственного сырья и продуктов питания» [1. С. 32]. Данные определения ввиду своей краткости не отражают отличительные особенности функционирования продовольственного рынка.
Л.А. Леонтьева и Д.В. Шпаковский дают следующее определение: «Продовольственный рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере обмена, посредством которых осуществляется сбыт и покупка сельскохозяйственных товаров» [13. С. 20]. В данной формулировке круг участников продовольственного рынка ограничен только сельхозтоваропроизводителями, в том числе в части покупки сельскохозяйственных товаров, а также отсутствуют остальные участники и специфика возникающих между ними отношений.
У В.Д. Гончарова продовольственный рынок выступает как «система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продовольственных товаров, характеризующихся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании ресурсов» [5. С. 7]. В данной трактовке не учитывается, что определение цен зависит от различных факторов, в том числе от типа экономики, а «свобода выбора продавцов» не является абсолютной, например, существует ряд ограничений, накладываемых Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1.
Н.П. Кетова использует в качестве основы определение продовольственного рынка В. Д. Гончарова, добавляя только «свободу действий в использовании информации» [9. С. 156]. Кроме того, не указано, что подразумевается под введённым термином, в то время как, например, коммерческая информация имеет ряд ограничений применительно к её использованию.
С.У. Нуралиев подразумевает под продовольственным рынком как «систему экономических отношений, складывающихся в сфере производства, транспортировки, хранения и реализации продовольствия», так и «вид хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продуктов питания». Автор отмечает, что понятие «рынок продовольствия», имея в виду тот же «продовольственный рынок», характеризует не только условия реализации, но и процесс реализации, имеющий определенное экономическое содержание и включающий совокупность экономических отношений. Одновременно он отмечает и состоятельность определения продовольственного рынка как «совокупности экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи продуктов, отношений между спросом на продукты пита-
1 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Фед. закон № 44-ФЗ от 05. 04. 2013 г.: текст с изм. и доп. на 2016 год. М.: Эксмо, 2016. 256 с.
ния и их предложением» [18. С. 6]. Использование таких достаточно усечённых формулировок с высокой долей вероятности обусловлено спецификой данного издания, где заостряется внимание на динамике изменения продовольственного рынка на различных стадиях его существования. Для рассмотрения продовольственного рынка как явления необходимо более подробное раскрытие его важнейших аспектов.
Е.Н. Киселева, О.В. Власова, Е.Б. Коннова в рамках написанного ими учебного пособия дают следующее определение: «Рынок продовольственных товаров - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных ресурсов первичной и вторичной переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в установлении объемов и структуры производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции» [10. С. 4-5]. Несмотря на высокую цитируемость данного определения и частое его использование в качестве основы для генерирования новых определений «продовольственного рынка» многими авторами, необходимо отметить, что в данном случае не оговорено наличие посредников между производителями и потребителями, а также отмечено обеспечение достижения и поддержания необходимых качества и цены продукции, чего на самом деле чаще всего не происходит.
Ю.Б. Кострова полностью повторяет определение, данное предыдущими авторами, заменяя слово «взаимодействие» на «автоматическое согласование интересов» [11. С. 8]. Данное явление может быть характерно для некой идеальной модели продовольственного рынка. В реальности это практически невозможно, поскольку всегда существует некоторая несбалансированность спроса и предложения.
А.Б. Борисов отмечает, что региональные рынки - это «рынки отдельного региона, имеющие характерные для данного региона признаки, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров» [2. С. 602].
Переходя к термину «региональный продовольственный рынок», из всего многообразия в качестве достаточно полной и отражающей основные аспекты понятия можно отметить формулировку, предлагаемую С.В. Дохоляном, П.С. Юнусовой, Р.К. Ибаевым и Ф.Р. Исхаковым, где акцентирован такой важный аспект, как сбалансирование товаров. Они определяют региональный продовольственный рынок как «совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, направленных на устойчивое удовлетворение потребностей населения региона в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье за счёт собственного производства при одновременном использовании (в рациональных размерах) импорта части продовольственных товаров» [20. С. 64].
Следует отметить, что все процитированные выше определения в большинстве случаев формулировались их авторами в контексте научных трудов различной направленности, а содержание таких определений имело целью наиболее полно подчеркнуть основные аспекты именно выбранной тематики. Это может объяснять такие имеющие место особенности, как преднамерен-
ная краткость, определённая направленность, обобщения или то, что ряд аспектов в конечном определении не упомянут или же, наоборот, позиционируется в качестве наиважнейших. Такое многообразие взглядов и подходов является хорошей основой для дальнейшего развития данной тематики и её углубленного изучения.
Уникальность сложившейся в настоящее время экономической ситуации состоит в том, что наша страна столкнулась с беспрецедентным давлением со стороны ряда иностранных государств, которые начиная с 2014 г. ввели санкции в связи с внутриукраинским конфликтом и присоединением Крыма. В результате произошло нарушение существовавших экономических связей, поскольку ряд российских компаний потеряли возможность экспорта. В ответ наше государство ввело продовольственное эмбарго и начало активное импор-тозамещение, что обусловило оперативную перестройку процесса продовольственного обеспечения страны. Резко сократились объемы импортного сырья и продукции, поскольку были запрещены соответствующие поставки из ряда европейских стран и Соединённых Штатов Америки, а также периодически такие запреты касались и некоторых других государств. Для нивелирования данных изменений возникла острая необходимость в максимальном использовании продукции отечественных производителей, оптимизации межрегиональных поставок продовольственных товаров, а также определении и регулировании величины рационального использования импорта необходимой продукции. В случаях подобных внешних вызовов для сохранения стабильности обеспечения населения продовольственными товарами важно, чтобы импорто-замещение производилось в рациональных количествах. Полный отказ от импорта объективно нежелателен и, более того, невозможен. В первом случае возникает угроза разрыва экономических связей и изоляции государства на международном рынке, а второе обстоятельство обусловлено невозможностью производства ряда продовольственных товаров на территории нашей страны из-за особенностей природно-климатических условий. В таких условиях на один из первых по важности планов вышел вопрос необходимости сбалансирования продовольственного рынка по составу представленных товаров: местных, ввозимых из других регионов страны и импортных.
На основании проведённого анализа уже существующих определений и с учётом специфики развития экономики в настоящий период представляется необходимым сформулировать определение регионального продовольственного рынка, в котором были бы упомянуты все его ключевые аспекты, а также особенности, составляющие особую важность в период экономических вызовов. Таким образом, региональный продовольственный рынок представляет собой характерную для конкретного региона, динамичную, стремящуюся к сбалансированности по соотношению спроса и предложения, а также местных и ввозимых, в том числе импортных, товаров систему социально-экономических отношений, складывающихся между участниками производства, распределения, обмена и потребления товаров исходящими в своих дей-
ствиях из экономической рациональности и учёта действующей на данный момент политики продовольственного обеспечения страны.
Как уже отмечалось ранее, в настоящее время существует необходимость ухода от узких трактовок регионального продовольственного рынка к рассмотрению его как динамичного явления, шире, чем традиционно представляемого отражения «спроса» и «предложения». Предлагаемое определение открывает перспективы для рассмотрения и исследования регионального продовольственного рынка как многогранного явления, в том числе позволяет акцентировать внимание на его поведении в условиях влияния различных экономических вызовов и угроз.
Литература
1. Алтухов А.И., Макин Г.И., Бабков М.А. Развитие продовольственного рынка России: в 2 ч. М.: АгриПресс, 1999. Ч. 1. 336 с.
2. Большой экономический словарь / сост. А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2003. 896 с.
3. Брустинов В.М., Зиновьев Ф.В., Ли Л.И. Продовольственный рынок и уровень жизни населения. Мелитополь, 2000. 79 с.
4. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. Ухта: УГТУ, 2002. 371 с.
5. Гончаров В.Д. Формирование и функционирование товарных рынков в России. М.: Аг-роНИИТЭИПП, 2001. 166 с.
6. Добросоцкий В.И. Государственное регулирование продовольственного рынка: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2000. 294 с.
7. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Печатный двор, 1992. 496 с.
8. Зинчук Г.М. Понятие и виды продовольственного рынка // Альманах современной науки и образования. 2011. № 10(53). C. 111-113.
9. Кетова Н.П. Отраслевой маркетинг: стратегии, функции, приоритеты. М.: Вузовская книга, 2012. 320 с.
10. Киселева Е.Н., Власова О.В., Коннова Е.Б. Рынок продовольственных товаров. М.: Вузовский учебник, 2009. 144 с.
11. Кострова Ю.Б. Анализ продовольственного рынка России. СПб.: Изд. СПб. ун-та управления и экономики, 2014. 184 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. 12-е изд. М.: Вильямс, 2009. 1067 с.
13. Леонтьева Л.А., Шпаковский Д.В. Взаимодействие сельхозтоваропроизводителей на продовольственном рынке. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2010. 165 с.
14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 14-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003. 972 с.
15. МашинаМ. В. Экономическая азбука. М.: Мирос; Междунар. отношения, 1995. 319 с.
16. Медведев Д.А. Россия вернула себе роль ведущего игрока на рынке продовольствия [Электронный ресурс] // Газетами. 2016. 18 нояб. URL: https://www.gazeta.ru/busi-ness/news/2016/11/18/n_9349133.shtml (дата обращения: 22.02.2017).
17. Методические рекомендации по организации взаимодействия участников рынка сельскохозяйственной продукции с субъектами розничной и оптовой торговли / C. У. Нуралиев [и др]. М.: ФГУ РЦСК, 2009. 160 с.
18. Нуралиев С.У. Продовольственный рынок: проблемы становления и перспективы развития. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 280 с.
19. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика: Теория. Задачи. Вопросы. Тесты. М.: Высш. шк., 1996. 447 с.
20. Продовольственный рынок региона: теория и практика / С.В. Дохолян [и др.]. Махачкала: Наука плюс, 2010. 251 с.
21. Радостева Э.М., Антинескул Е.А. Рынки потребительских товаров / Пермская ГСХА. Пермь, 2014. 145 с.
22. Рынок // Энциклопедический словарь: в 3 т. Т. 3: Пращур-Яя. М.: БСЭ, 1955. С. 147.
23. Скрынник Е. Россия будет страной номер один на рынке продовольствия [Электронный ресурс]. URL: http://www.irk.kp.ru/daily/26546.3/3561683/ (дата обращения: 22.02.2017)
24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
25. Таранов П.М., Панасюк А.С. Методические аспекты защиты продовольственного рынка России: установление приоритетов в условиях присоединения к ВТО. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2011. 135 с.
26. Тимошенко М.А. Продовольственный рынок России: основные тенденции на современном этапе развития // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2006. № 1. С. 83-86.
27. Ускова Т.В., Попова О.И., Воронцова Т.В. Потребительский рынок города: состояние и перспективы / Ин-т соц.-эконом. развития территорий РАН. Вологда, 2012. 109 с.
28. Хицков И., Митина Н., Фомина Е. Интеграционные связи в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление. 2003. № 9. С. 9-17.
29. Яковец Ю.В. Революция в экономике: ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М.: Экономика, 1990. 191 с.
References
1. Altukhov A.I., Makin G.I., Babkov M.A. Razvitie prodovol'stvennogo rynka Rossii: v 2 ch. [The development of the food market of Russia. 2 parts]. Moscow, AgriPress Publ., 1999, part 1, 336 p.
2. Bol'shoi ekonomicheskii [Big economic dictionary]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2003, 896 p.
3. Brustinov V.M., Zinov'ev F.V., Li L.I. Prodovol'stvennyi rynok i uroven' zhizni naseleniya [Food market and the standard of living of the population]. Melitopol, 2000, 79 p.
4. Gatsalov M. M. Sovremennyi ekonomicheskii slovar'-spravochnik [Modern economic dictionary]. Ukhta, Ukhta State Technical University Publ., 2002, 371 p.
5. Goncharov V.D. Formirovanie i funktsionirovanie tovarnykh rynkov v Rossii [The formation and functioning of commodity markets in Russia]. Moscow, 2001, 166 p.
6. Dobrosockii V.I. Gosudarstvennoe regulirovanie prodovol'stvennogo rynka: diss. ... d-ra ekon. nauk [State regulation of the food market. Doct. Diss.]. Moscow, 2000, 294 p.
7. Dolan E.Dzh., Lindsei D. Rynok: mikroekonomicheskaнa model' [Market: microeconomic model]. St. Petersburg, Pechatnyi dvor Publ., 1992, 496 p.
8. Zinchuk G.M. Ponyatie i vidy prodovol'stvennogo rynka [Concept and types of the food market]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education], 2011, no. 10(53), pp. 111-113.
9. Ketova N.P. Otraslevoj marketing: strategii, funkcii, prioritety [Industry marketing: strategies, functions, priorities]. Moscow, Vuzovskaya kniga Publ., 2012, 320 p.
10. Kiseleva E.N., Vlasova O.V., Konnova E.B. Rynokprodovol'stvennyh tovarov [The market of food products]. Moscow, Vuzovskii uchebnik Publ., 2009, 144 p.
11. Kostrova Yu.B. Analizprodovol'stvennogo rynka Rossii [Analysis of the Russian food market]. St. Petersburg, 2014, 184 p.
12. Kotler F. Osnovy marketinga [Principles of marketing]. Moscow, Vil'yams Publ., 2009, 1067 p.
13. Leont'eva L.A., Shpakovskii D.V. Vzaimodeistvie sel'khoztovaroproizvoditelei na prodo-vol'stvennom rynke [The interaction of agricultural producers in the food market]. Orenburg, Orenburg State Аgrarian University Publ., 2010, 165 p.
14. Makkonnell K.R., Bryu S.L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika [Economics: principles, problems and policies]. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, 972 p.
15. Mashina M. V. Ekonomicheskaja azbuka [Economic alphabet]. Moscow, 1995, 319 p.
16. Medvedev D.A. Rossiya vernula sebe rol' vedushchego igroka na rynke prodovol'stviya [Russia has regained its role as a leading player in the food market]. Gazeta.RU, 2016, Nov. 18. Available at: https://www.gazeta.ru/business/news/2016/11/18/n_9349133.shtml (Accessed 22 February 2017).
17. Nuraliev S.U. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii vzaimodeistviya uchastnikov rynka sel'skokhozyaistvennoi produktsii s sub"ektami roznichnoi i optovoi torgovli [Methodical recommendations on interaction of participants of the market of agricultural products with the subjects of retail and wholesale trade]. Moscow, 2009, 160 p.
18. Nuraliev S.U. Prodovol'stvennyi rynok : problemy stanovleniya i perspektivy razvitiya [Food market: problems of formation and prospects of development]. Volgograd, Volgograd State University Publ., 2003, 280 p.
19. Nureev R.M. Osnovy ekonomicheskoi teorii. Mikroekonomika: Teoriya. Zadachi. Voprosy. Testy [The basics of economic theory. Microeconomics: Theory. Tasks. Questions. Tests]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1996, 447 p.
20. Dokholyan S.V. Prodovol'stvennyi rynok regiona: teoriya i praktika [Food market of the region: theory and practice]. Makhachkala, Nauka plyus Publ., 2010, 251 p.
21. Radosteva E.M., Antineskul E.A. Rynkipotrebitel'skikh tovarov [The markets for consumer goods]. Perm, 2014,145 p.
22. Rynok [Market]. In: Entsiklopedicheskii slovar': v 3 t. [Encyclopedic dictionary. 3 vols.]. Moscow, Bol'shaya Sovetskaya Entsiklopediya Publ., 1955, vol. 3, p. 147.
23. Skrynnik E. Rossiya budet stranoi nomer odin na rynke prodovol'stviya [Russia is the number one country in the food market]. Available at: http://www.irk.kp.ru/daily/26546.3/3561683 (Accessed 22 Feb. 2017).
24. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of Nations]. Moscow, Sotsekgiz Publ., 1962, 684 p.
25. Taranov P.M., Panasyuk A.S. Metodicheskie aspekty zashchity prodovol'stvennogo rynka Rossii: ustanovlenie prioritetov v usloviyakh prisoedineniya k VTO [Methodological aspects of the protection of the food market of Russia: setting priorities in terms of accession to the WTO]. Rostov-na-Donu, 2011, 135 p.
26. Timoshenko M. A. Prodovol'stvennyi rynok Rossii: osnovnye tendencii na sovremennom etape razvitiya [The food market in Russia: main trends in the modern stage of development]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Ekonomika [Bulletin of Omsk University. Series «Economic»], 2006, no. 1, pp. 83-86.
27. Uskova T.V., Popova O.I., Vorontsova T.V. Potrebitel'skii rynok goroda: sostoyanie i perspektivy [The consumer market of the city: state and prospects]. Vologda, 2012, 109 p.
28. Hickov I., Mitina N., Fomina E. Integracionnye svyazi v agropromyshlennom proizvodstve [Integration in agricultural production]. APK: ekonomika, upravlenie [The agro-industrial complex: economy, management], 2003, no. 9, pp. 9-17.
29. Yakovets Yu.V. Revolyuciya v ekonomike: klyuchevye problemy, protivorechiya, perspek-tivy perestroiki [The revolution in the economy: the key issues, contradictions, prospects of restructuring]. Moscow, Ekonomika Publ., 1990, 191 p.
НИКУЛИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА - аспирант кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
NIKULINA IRINA - Post-Graduate Student, Department of Economic Theory and International Economic Relations, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.
МУЖЖАВЛЁВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и международных отношений, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MUZHZHAVLEVA TATYANA - Doctor ofEconomics Sciences, Professor, Economic Theory and International Relations Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.